Нелли Мельман: Воспоминания иммигранта. Окончание

 231 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Многократно, раньше чаще, затем реже, задавали себе вопрос: правильно ли поступили, совершив эмиграцию Аналогичные вопросы возникали у родных и друзей, живущих по обе стороны океана. Нужно сказать, что формулировка ответа на этот вопрос с течением времени изменялась.

Воспоминания иммигранта

25 лет в США
11.29.1989 — 11.29.2014

Нелли Мельман

Окончание. Начало

ВОЛОНТЕРЫ И АМЕРИКАНСКИЕ ДРУЗЬЯ

«Наслаждаться счастьем — величайшее благо.
Дарить его другим — благо еще больше»
Ф.Бэкон

«Волонтерство -это сердце каждого здорового общества»
Г. Балдвин

Хорошо известно распространение в США волонтерского движения — добровольной безвозмездной помощи. В нем участвуют 28% населения страны независимо от пола, возраста, социального положения и т.д. Наша семья состояла из семи человек, четырех поколений. В принципе, у нас не было родственников и друзей, на помощь которых можно было рассчитывать. Поэтому, любой вид помощи, которую мы получили от кого-либо или где-нибудь был высоко оценен и всей семьей и каждым в отдельности.

Неоценима работа волонтеров. Они, особенно в первое время и по многим вопросам, нужны всем. В больших семьях волонтеры были у каждого поколения. Все высоко ценили их помощь и подчас оставались друзьями всю последующую жизнь.

Перечислить все, чем занимаются волонтеры невозможно. Это поиск жилья, обстановки, транспорт, помощь в поиске мест учебы и работы, лечения, приобщение к американским реалиям, культуре, иудаизму и многое другое.

Хочу очень кратко рассказать о некоторых волонтерах-друзьях (в алфавитном порядке).

Айзенштат Мери, журналист. Дружили и оказывали разные виды помощи все три поколения ее семьи. Психотерапевтические способности Мери очень помогали в различных трудных ситуациях.

Габела Мария и Кен, соседи по дому. Мария — немка, после второй мировой войны приехала в США, работала парикмахером. Кен — американец, страховой агент, член Масонской ложи.

Не могу не отметить большой помощи в образовании, воспитании и уходе за Олей. У них не было детей и Олечку они считали наградой на старости лет. Кен дарил интересные книги, принимал участие в решении школьных заданий. Как член масонской ложи, приглашает нас на разные очень интересные мероприятия. Все члены семьи, очень их любят, и продолжают дружбу. Мы вместе проводим праздники, посещаем выставки, представления.

Белферман Дик, переводчик испанского языка, пенсионер. Всегда находил время для помощи и ценных советов по учебе и трудоустройству. От него мы много узнали об истории США. Он очень интересный и доброжелательный собеседник, всегда был желательным гостем и приглашал к себе. Тяжелая болезнь прервала наши добрые отношения.

Гамбле Даяна, работала гигиенистом в стоматологическом кабинете. Затем решила открыть кондитерский бизнес. Разумная, энергичная, мать двух дочерей безотказно и с радостью готова помогать и поддерживать всех в самых различных ситуациях. Она много внесла в наше вхождение в американские реалии.

Гринберг Джуди и Варен, высокообразованные люди, постоянно приобщали нас к различным полезным мероприятиям. Варен заведовал кафедрой медицинской статистики в университете. Им организован Израильский институт помощи здравоохранению. Там регулярно проходили встречи с видными американскими и израильскими учеными и общественными деятелями. Прекрасные знатоки иудаизма и еврейской культуры они многому нас научили. Семья принимала активное участие в движении за права евреев.

Крейм Джоди и Эван, адвокаты. Они и два поколения семьи, всегда были готовы дать совет и оказать помощь и различных сложных ситуациях. Часто вместе проводили различные праздники.

Левин Мартин, стоматолог. Готов помочь по разнообразным вопросам. Трудоустроил дочь. Длительное время вся семья получала бесплатную стоматологическую помощь в его офисах.

Фридман Деби и Питер, гостеприимные хозяева и заботливые друзья в различных ситуациях.

Франк Глория и Берл, были рядом с первых дней приезда. Перечислить их многогранную деятельность с первых дней нашего приезда невозможно.

Хелер Тания, прекрасный врач и друг в будни и праздники. Она и ее семья постоянно оказывают помощь и поддержку.

Певзнер Пол, видный ученый, помог в учебе и трудоустройстве Аллы. Он с гордостью заявляет, что ученица превзошла учителя. Сохраняет деловые и дружеские связи.

Шарп Ли, ученый-химик. Постоянно искал поводы для различных видов помощи и поддержки. Всегда получал огромное удовлетворение при хорошем исходе проводимых мероприятий. Вникал и старался помочь при разных проблемах.

Шульц Соня, мать троих детей, отдающая много времени их воспитанию. По направлению еврейских организаций была нашим волонтером с первых дней приезда. Она возила нас во все необходимые учреждения, просиживала часами, обеспечивала едой и питьем, давала полезные советы по многим вопросам. Я спросила Соню, почему она так много времени отдает нам. Она ответила: «Это в память о моих предках, очень страдавших в России от антисемитизма». Немолодая и не совсем здоровая женщина ежегодно работает поваром-волонтером в Армии Обороны Израиля.

Русские евреи:

Гольдфарб Леонид,
Кельнер Ирина,
Фельдман (семья),
Фишбейн Лариса и Аркадий,
Торонто Ада и Юрий,
Швецкая Бронислава,
Золотаревские ( семья).

Организации, оказывающие помощь и содействие в нашем становлении

Hebrew Immigrant Aid Society (HIAS),
American Jewish Joint Distribution Committee (JDC),
Jewish Social Service Agency (JESSA),
Jewish Community Center (JCC),
B’nai Israel Congregation,
B’El Congregation.

Все перечисленные и не перечисленные волонтеры — наши многолетние друзья. Считаю это большим везением. Нам мало понятны разговоры о нежелании американцев сближаться с русскими евреями. Если такие случаи имеют место, следует проанализировать собственные поступки.

Представленная информация о волонтера и друзьях аналогична всему известному подавляющему большинству русских евреев.

Всем Вам наша глубокая благодарность и самые добрые пожелания!!!Вечная память ушедшим от нас!

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

«Главный орган для адаптации человека к среде — голова»
Анна Дуварова

«Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельства»
Джеффри Евгенидис

«Выживают не самые сильные и не самые умные, а самые быстро адаптирующиеся к переменам»
Чарльз Дарвин

Всех эмигрантов независимо от возраста, пола, социального и экономического положения ждут проблемы адаптации.

Адаптация в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Это понятие определяется разными, ниже представленными терминами.

Адаптация — приспособление личности к существованию в соответствии с требованиями общества собственными потребностями и интересами. Она осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основным проявлением социальной адаптации является взаимодействие человека с окружающими и его активная деятельность. Адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других. Она происходит гораздо быстрее, когда людей ничего не связывает с прежним образом жизни.

Интеграция каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложной и довольно длительной, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Интеграция возможна, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права и ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.

Социализация личности включает вхождение каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Профессиональные и социальные успехи, культурные мероприятия свидетельствуют о вхождение русских евреев в американское общество, т.е.— социализации

Ассимиляция представляет процесс, в результате которого члены одной этнической. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической. группы, с которой они находятся в непосредственном. контакте. Ассимиляция евреев — социально-культурный процесс, в ходе которого евреи перестают идентифицировать себя как часть еврейской этнической, культурной или религиозной общности. Она протекает посредством идентификации с культурой, религией, национальными или политическими идеалами ассимилирующей среды или посредством смешанных браков.

Перечисленные формулировки, в определенной мере различающиеся, дают представление о сущности адаптации, ее сложностях и их преодолении иммигрантами.

Адаптация индивидуальна, как по срокам, так и по результатам. Нельзя не согласиться с тем, что успех адаптации во многом зависит от трудоустройства и наоборот.

Известно, что для лиц творческих профессий (писатели, поэты, артисты и т.п.) и имеющих связь с бывшей родиной процесс ассимиляции проходит продолжительнее, труднее и не всегда успешно. И, тем не менее, способные музыканты продолжают исполнительскую деятельность, открывают школы различного уровня.

Полагаю, что адаптация и успехи, в первую очередь профессиональные, находятся в прямой и обратной зависимости друг с другом.

Думаю, что о предпосланных главе высказывания следует помнить

ОБ ЕВРЕЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

«Бог существует, ибо он необходим»
Борух Спиноза

Слово «идентичность» в русском языке употребляется нечасто и преимущественно в том значении, которое подсказывает перевод-калька — «тождественность», «одинаковость». Известна более разносторонняя трактовка. Идентичность — это центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим социальным миром.

Становление идентичности является важнейшей задачей развития личности (Эриксон Э.) Сегодня можно выделить три наиболее крупные группы еврейского населения — это евреи Израиля, США и проживающие на территории бывшего Советского Союза. Каждая из этих групп имеет свои особенности в идентичности ее представителей.

Исследование национальной идентичности русских евреев стало возможным лишь в конце 80-х — начале 90-х годов ушедшего столетия. С этого времени тема еврейской идентичности становится предметом специальных исследований, привлекая внимание специалистов различных научных областей — психологов, социологов, этнологов (Гительман Ц. и др., 2000, 2001; Носенко Е., 2000; Членов М., 1999).

Несмотря на то, что на эту тему написано множество работ, четкого ответа на вопрос, что же такое еврейская идентичность и каковы ее основные признаки, до сих пор не дано.

Среди американских евреев основные формы выражения этнической и культурной принадлежности связаны с религией.

Еврейская идентификация русско-еврейских эмигрантов строится больше на национальных и культурных аспектах. Этим она резко отличается от остальных евреев США, для которых их еврейство — прежде всего религия.

Американские и советские евреи жили в абсолютно разных условиях — как политических, так и культурных. В Советском Союзе все формы еврейского образования и полноценной религиозной жизни исчезли к концу 1940-х годов

От советских людей ожидалось, что они будут, как минимум, нерелигиозными, а скорее настроенными антирелигиозно.

Эмпирические исследования позволяют охарактеризовать особенности национальной идентичности российских евреев (Гительман Ц. и др., 2000).

Как и в других странах, наиболее важными аспектами еврейской национальной идентичности являются общность происхождения («еврей по крови»), религия (иудаизм) в контексте проблем антисемитизма.

В то время в Соединенных Штатах ни государство, ни общество не ограничивают еврейскую культуру и религию. Соединенные Штаты Америки долгое время оставались самым религиозным обществом на Западе.

Многие исследователи отмечают упадок еврейской идентичности. Они озабочены тем, что евреи Америки все менее следуют еврейской традиции (соблюдение кашрута, зажигание субботних свечей, посещение синагоги), что вместе ростом числа разводов, увеличением возраста вступления в первый брак, ростом числа людей, никогда не вступавших в брак, свидетельствует об упадке этнической идентичности.

Следовательно, еврейская идентичность представляет собой комплексную проблему и определяется религией, этничностью, психологией и политикой, происходящими в контексте социальных изменений.

Часть русской еврейской эмиграции, помня унижения, испытанные на неисторической родине, отвернулась от нее и ее языка. Однако у другой, притом значительной части, возникла сильная ностальгия и тяга к русской культуре, культивирование и творческое участие в ее развитии.

В то же время иудаизм и сугубо религиозные ценности для большинства евреев России не играют существенной роли в формировании их национальной идентичности. Доля верующих евреев, соблюдающих практику и традиции иудаизма в повседневной жизни, крайне мала (2-5% по данным разных исследований). Столь же незначительный вклад в еврейское национальное самосознание вносят такие существенные факторы, как государство Израиль и Холокост. Для евреев США, в отличие от российских евреев, они являются базовыми символами еврейства.

Предлагаются различные конкурирующие причины снижения еврейской идентификации. Их результаты пока не ясны.

Сегодня евреи в США процветают, и процесс ассимиляции соперничает с упорством еврейских лидеров и просветителей, стремящихся сохранить национальную целостность и своеобразие. Здесь широко представлены три основные направления иудаизма: ортодоксы, включая Хабад и других хасидов, консерваторы и реформисты. Раввины всех трех течений участвуют в едином Совете раввинов Америки. Газеты, книги, вещание, спектакли на английском языке и других языках еврейской диаспоры, тысячи общественных организаций, школ, синагог и религиозных учебных центров поддерживают в евреях ощущение своей национальной принадлежности первое возможное препятствие на пути к смешанному браку и дальнейшему растворению в американском народе. Но даже ассимилированные евреи шли добровольцами в Армию Обороны Израиля, когда эта страна оказывалась вовлеченной в войну. И сегодня в израильской армии есть части, где служат американские евреи — юноши и девушки — как знак солидарности с государством евреев.

В заключение можно сказать, что еврейская идентичность представляет собой комплексную проблему и определяется религией, этничностью, психологией и политикой, происходящими в контексте социальных изменений

О РЕЛИГИОЗНОСТИ РУССКИХ ЕВРЕЕВ.

«Еврейская религия есть прежде всего, еврейский патриотизм»
М. Гесс

Религиозность русских евреев характеризуется различиями, обусловленными, в первую очередь, теми социальными и культурно-историческими процессами, в контексте которых происходит национальное самоопределение евреев этих стран.

Для российских евреев конца 90-х характерно «размытое» национальное самосознание. Большинство опрошенных определяют свою национальную самоидентификацию как «русский еврей» или «россиянин», осознавая себя одновременно русскими и евреями. Увеличивается количество людей, относящих себя к евреям, но обладающих лишь частично еврейским происхождением. В силу роста межнациональных браков среди евреев, особую актуальность приобретают исследования факторов формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков [Носенко Е., 2000]. Парадоксальность ситуации заключается в том, что младшее поколение, которое имеет возможность и активно приобщается к своей национальной культуре, выступает транслятором национальных норм, ценностей и моделей поведения по отношению к старшему поколению. В современной ситуации родители зачастую учатся у своих детей. Бабушки, дедушки и родители современных еврейских подростков были практически вычеркнуты из еврейской культуры. Поэтому они не могли дать своим детям национальное воспитание, как это обычно бывает в стабильном обществе. На сегодняшний день на первом месте среди институтов национальной социализации стоят еврейские образовательные и общинные организации, через которые происходит процесс приобщения российских евреев к своей национальной культуре.

В стране эмиграции иудаизм для русского еврея является всего лишь одной из религий и имеет к нему отношение не больше, но и не меньше, чем христианство, буддизм и т.п.

Несмотря на массовый отход от религии и рост ассимиляции, осознание своей принадлежности к еврейскому народу сохранилось у значительной части евреев.

Подавляющее большинство русских евреев с детства насильственно оторвано от религии. Поэтому многие, особенно представители старших поколений, стараются «открыть» для себя религию, стремятся узнать как можно больше об иудаизме и приобщиться к религиозной жизни

В синагогах с большим числом русских евреев организованы специальные группы (клубы), оказывающие всестороннюю помощь. Руководили группами очень образованные американские евреи. Это не только приобщение к религии, а и знакомство с историей, организация экскурсий, тематических вечеров.

Нельзя не отметить, что синагоги, общественные организации и отдельные семьи создавали и создают условия и очень поддерживают возвращение русских евреев к своим корням, изучению истории народа.

В отдельных синагогах есть молитвенники, и иногда проводится служба на русском языке. Известны случаи, когда подростки, взрослые и дети в светских семьях становятся ортодоксальными евреями и раввинами

Вскоре после приезда в США студент П.А., проникшись идеями иудаизма, принял решение стать ортодоксальным евреем. Пришлось сделать обрезание, пройти специальную подготовку в США, а затем в Израиле. До женитьбы, категорически предложил своей избраннице принять ортодоксальный иудаизм. Новая семейная пара успешно закончила медицинскую школу и работает по избранным специальностям. У них четверо деток.

ФВ успешно учился в университете США. После второго курса заявил о своем решении стать раввином. Уехал в Израиль. Закончив специальную школу, не смог получить место раввина. Пришлось приобретать светскую специальность. Стал массажистом. Однако религиозные законы ограничивали работу. Приходилось менять специальность. Женился, отец четырех детей. Содержать семью не смог. Родители, успешно работавшие в США, переехали в Израиль чтобы помочь сыну и его семье Отец продолжает работу по специальности. Мать участвует в уходе за детьми.

В большинстве случаев свадьбы у русских евреев проходят по законам иудаизма. Многие супружеские пары, прожившие вместе много лет и имеющие детей, «возобновили» свой брак через массовую религиозную церемонию в синагоге.

Брит-мила по американским законам осуществляется сразу после рождения мальчика.

Обрезание правнукам Ники, Майки и Семи делали в домашних условиях с соблюдением всех традиций.

Похороны русских евреев проходят с соблюдением необходимых ритуалов. Когда моя мама умерла, к нам вечером из синагоги B’nai Israel Congregation, которая шефствовала над JCC, пришел раввин Д. Шницер. Он долго и проникновенно расспрашивал о маме и семье. На кладбище произнес речь, понравившуюся всем присутствующим. Для нас очень важно было бесплатное проведение сервиса. Сейчас я член этой синагоги. Все необходимое после похорон организовала в доме у Аллочки Элеонора Минцер и ее семья.

В большинстве случае по еврейскому календарю в синагоге отмечаются дни годовщины смерти.

Бар-мицва и Бат-мицва проводится у подавляющего большинства детей иммигрантов. В подготовке к этому празднику, включая материальную помощь, принимают участие синагоги и волонтеры.

Четыре поколения нашей семьи адаптировала синагога B’EL Congregation.

Оля и Алла Шапиро,Нели и Берта Мельман

Через несколько дней меня пригласили в синагогу рассказать о нашей жизни в Советском Союзе. Переводила мое выступление Броня Швецкая.

Затем семья посетила дом членов синагоги Питера и Деби Фридман. Познакомились с очень доброжелательными людьми. Все наперебой предлагали конкретные виды помощи, которую постоянно и длительное время оказывали.

В гостях у членов синагоги Деби и Питера Фридман

Дружба с некоторыми из них продолжается много лет. В 12 лет Оля начала подготовку к Бaт-мицве. Занималась со старшеклассницей по специальной программе и посещала по воскресениям уроки в синагоге B’ EL.

Программу осваивала без особого напряжения и довольно успешно. Свое выступление написала самостоятельно, отразив в нем проблемы эмиграции.

Вначале планировалось провести обряд вместе с ближайшей подругой Ретчeл Айзенштат. На этом особенно настаивали ее родители, с семьей которых все дружили. Позже стало ясно, что это невозможно по причине большой разницы в материальном положении. Раньше все отпраздновали Бат-мицву Ретчал, а через три месяца — Олечкину.

Олга знала, что на такое торжество нужно приглашать как можно больше родственников. Участие в празднике смогли принять только родные и знакомые из Нью-Йорка.

Много энергии девочка уделяла приобретению нарядов для себя и членов семьи. Она не могла понять, почему это так для нас сложно. Наконец все было подготовлено и улажено.

В синагоге присутствовало много американцев и русскоговорящих. Очень тепло церемонию провел раввин Рудолф. Всех удивляло и восторгало выступление Олечки. Услышали большое количество добрых слов.

Оля с мамой

Я никогда раньше не могла подумать, что Бат-мицва внучки может доставить бабушке столько счастья и радости.

Вечером в Общинном центре Потомака состоялся традиционный вечер. Присутствовало Было около 100 детей и взрослых. Родители, бабушки и друзья говорили много добрых слов. Сделали фотографии и любительский фильм. Зажигание 16 свечей проходило под написанные Аллой стихи.

Зажигание свечей

На религиозные праздники многие русские евреи посещают синагогу. Их отмечают и дома, приглашая друзей различных национальностей. По субботам и в дни больших религиозных праздников не работают.

О религиозности американских евреев свидетельствует ниже приведенные данные опроса.

Лишь 46% американских евреев, согласно опросу, ходят в синагогу, и ещё меньше — всего 28% — зажигают по пятницам свечи, соблюдая шаббат. Расклад внутри верующих евреев таков: 39% посещают реформистские синагоги, 33% — консервативные, 21% -ортодоксальные, 3% — реконструктивные и 4% исповедуют прочие разновидности иудаизма

Примерно 40% евреев делают вклады на благо еврейской общины. Одна из целей этого исследования — решить вопрос о том, как с большей пользой распорядиться 850 млн. долл., ежегодно выделяемых на инициативы по сохранению и укреплению еврейских культурных и религиозных традиций среди евреев США.

О русских евреях аналогичной информации пока нет. Однако факты свидетельствуют о приобщению к иудаизму.

Хочу закончить цитатой Г. Гейне из книги «К истории религии и философии в Германии»:

«Религия не есть ни теология, ни ритуал. Ни даже этика. Религия — это душевное состояние, в котором смешаны стыд и гордость человека за самого себя. Сущность религии неизменна; изменяется лишь человеческое понимание религии. Религия, как всякий абсолютизм, не должна оправдываться».

ОБЩИНЫ РУССКИХ ЕВРЕЕВ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ

«Соблюдение нравов страны проживания и есть нравственность»
Евгений Ханкин

«Сегодня каждый еврей сознает, что быть евреем, значит, нести серьезную ответственность не только за свою общину, но также за все человечество»
А. Эйнштейн

«Мы, евреи, сохранили наше единство благодаря идеям, и именно благодаря ним мы и выжили»
З. Фрейд

Современные общины имеют довольно мало общего с еврейской общиной прежних времен. Сегодня они представляют собой альтернативные, открытые, добровольные и свободно выбираемые группы, в которые человек может вступить и когда захочет покинуть. Эти новые группы являются привлекательными лишь для небольшого числа евреев. Для большинства же из них община более не представляет собой основной каркас процесса их социализации. Уже в течение более чем ста лет социальные траектории евреев вышли за рамки деятельности еврейской общины, сферы ее влияния и контроля. Это свидетельствует о глубине перемен, происшедших в области еврейской жизни и построения идентичности, В отличие от целостного все охватывающего традиционного подхода к еврейской идентичности, евреи стали воспринимать свое еврейство как один из аспектов идентичности. В целом, евреи Америки осознают себя в первую очередь как религиозную общность, но признают также существенную роль того, что принято называть «этническим компонентом».

Для самоопределения они применяют другие критерии, такие как профессиональный статус, политическая или идеологическая причастность, культурные и эстетические ощущения, гражданство и т.д.

По недостаточно уточненным данным русские евреи составляют 10% от американского еврейства.

В последние 30-25 лет взаимоотношениям русских и американских евреев и перспективам их развития уделяется очень много внимания. Эта проблема является предметом научных исследований, многократно обсуждается в различных, преимущественно еврейских, организациях.

Совершено очевидно, что идентифицировать американских евреев и недавно прибывших русских евреев неправомерно по многим причинам. В этот период эмигранты СССР, активно участвуя в длительных дискуссиях на тему об общине, а главное — изучают социальные процессы, сопутствующие и характерные для эмиграции.

Необходимо сказать о неоднозначности, а порой противоречивости суждений и взглядов.

Высказывается мнение, что большинство работ о русско-еврейских эмигрантах написано не с целью беспристрастного изучения культурной и общественной жизни русской эмиграции, а для того, чтобы утвердить ее право на «место под солнцем» в тех странах, где жили описываемые люди или живут сами авторы этих книг и статей. Не хочется, чтобы такое положение утвердилось. Задача науки состоит в беспристрастном изучении социальных явлений, и с этой точки зрения исследование русско-еврейской эмиграции находится скорее ближе к началу, чем к концу.

25-20 лет тому назад приезжавшие русские евреи, несмотря на большое число организаций и волонтеров стремились максимально контактировать с бывшими соотечественниками. Причиной этого было не только плохое знание, а и незнание английского языка. Весь их социальный уклад отличался от раннее привычного. Сложность состояла и в том, что русско-еврейские общины США разрознены. Тем не менее, русские евреи принимают определенное участие в общественной жизни страны.

Мне запомнился так называемый «Марш на Вашингтон» 12 октября 1996 года.

Марш на Вашингтон «За права эмигрантов»

В бывшем Советском Союзе бабушки, дедушки и родители современных еврейских подростков были практически вычеркнуты из еврейской культуры. Поэтому они не могли дать своим детям национальное воспитание, как это обычно бывает в стабильном обществе. На сегодняшний день на первом месте среди институтов национальной социализации стоят еврейские образовательные и общинные организации, через которые происходит процесс приобщения российских евреев к своей национальной культуре

Интерес представляет, несколько противоречивое, эксклюзивное интервью с исполнительным директором Совета еврейских иммигрантских общинных организаций Романом Шмуленсон.

«Мы безоговорочно признаем, что отличаемся от американцев (хотя бы языком, на котором думаем), но отказываемся понять, что отличаемся и от американских евреев. Идентичность, как мне кажется, состоит из трех компонентов. По-английски они соответствуют первым трем буквам алфавита: A— Affect (чувства), B — Behavior (поступки), C Cognitive (знания). В полной мере это применимо и к еврейской идентичности: А — как мы ощущаем себя евреями, В — что мы делаем как евреи, С — что мы знаем про еврейство.

Если сравнить русскоязычного еврея с американским евреем в этих координатах, то выяснится, что мы совершенно не совпадаем. Американские евреи больше знают, обычно их с детства приобщают к еврейскому образованию. Они совершают определенные поступки: большинство принадлежат к синагогам, пусть и номинально, отмечают основные праздники. Однако чувство гордости за свое еврейство у них значительно слабее, чем у русских евреев. У нас все наоборот: мы ничего не делаем, мало знаем, зато гордимся.

В Советском Союзе ничего не надо было делать, чтобы быть евреем. Ты им был вне зависимости от своего желания. Тебе забыть об этом не давали. Теперь мы живем в замечательном демократическом, свободном обществе, где без определенных усилий еврейскую самоидентификацию не сохранить. А чувство гордости без знаний и без поступков не передать.

Русские евреи раз и навсегда порывают со своей старой Родиной и становятся патриотами американской страны, предоставившей им право на жизнь, свободу, образование, создание организаций, выбор профессии. Они переезжают за океан семьями, стремятся к ассимиляции (смена имен, изучение английского языка, отказ от старых привычек и образа жизни) и американизируются быстрее остальных «новых» иммигрантов. Второе поколение никогда не остается в гетто, да и первое находится там до тех пор, пока не встанет на ноги. Их дети являются лучшими учениками и студентами в школах и колледжах. Этим людям присущи разнообразные таланты, они достигают успехов на различном поприще и становятся не только удачливыми бизнесменами, но и учеными, музыкантами, художниками. Такие иммигранты никогда не разочаруют страну, гарантировавшую им свободу и равенство,

Руководитель отдела русскоязычных евреев в «Сохнуте» Наталия Шнейдерман объясняет разрыв между американскими и русскими евреями неспособностью и нежеланием выходцев из бывшего СССР наладить еврейскую жизнь в США по каналам религиозных и светских организаций, как это делают уроженцы Америки

Высказывается мнение, что большинство русских евреев, как молодых, так и старых, не чувствуют себя частью американо-еврейского мейнстрима. Американская община структурирована по-другому, и она чужда русским евреям. Русские не связывают свою «еврейскость» непременно с синагогой и федерацией. Для них это более культурное и семейное наследие. «Точка входа» совершенно иная — не через синагогу. Для них это не чисто религиозный предмет.

В то же время существует в Америке и масса «не оприходованных» самодеятельных организаций, созданных разными инициативными евреями «под себя». Чаще всего они занимаются добрым делом, объединяя, в основном, пожилых евреев-эмигрантов, не находящих себе места в новой, незнакомой среде, собираясь, пусть и два-три раза в год на еврейские праздники, с себе подобными. Большинство из последних организовано евреями-эмигрантами из стран бывшего СССР, приехавшими в Америку в последние 10 лет.

Опрос, проведенный организацией Limmud FSU показал, что 57% живущих в Соединенных Штатах русских евреев не чувствуют себя частью американской еврейской общины. 40% из них, напротив, чувствуют себя очень связанными с общиной. 82% из опрошенных русскоязычных евреев считают, что быть частью общины очень важно, а для 72% самое главное, чтобы их ребенок нашел себе еврейского партнера для создания семьи.

Для 73% еврейская идентичность является самой важной частью их личности, и для 5% такой важной составляющей является русское происхождение. Лишь 2% сказали что, прежде всего они американцы, а потом все остальное.

70% русскоязычных евреев США говорят, что большая часть их друзей — евреи, среди них очень редки браки за пределами общины, поддержка Израиля у них сильная, и многие говорят, что ведут еврейский образ жизни, не будучи связанными ни с какими общественными организациями.

Деятельность всемирных еврейских организаций осуществляется в нескольких различных плоскостях. Всемирная сионистская организация и входящие в нее организации, а также Джойнт, Бней-Брит и позднее Всемирный еврейский конгресс приступили к созданию инфраструктуры для еврейской конфедерации, объединяющей национальные общины почти всех стран мира.

Всемирный еврейский конгресс — международное объединение, представляющее еврейские общины и организации 115 стран. Организация отстаивает права и интересы евреев на государственном, парламентском, международном уровне. ВЕК представляет большинство еврейского народа и является политически беспристрастной организацией.

На съезде Конференции президентов ведущих американских организаций в Иерусалиме в феврале этого года Либерман акцентировал внимание на пугающие темпы ассимиляции американских евреев и упадок еврейской системы образования. Сегодня смешанные браки составляют 58% для всей общины, и 71% с вычетом ультра ортодоксов. В 70-х годах число их равнялось всего 17%. Очевидно, что если дело и дальше пойдет, еврейская диаспора в Америке попросту перестанет существовать, а останется только изолированная ультра ортодоксальная община.

В первую очередь мы заинтересованы в том, чтобы с уходом старшего поколения община русских евреев не закончила свое существование. Президент ВФРЕ также заявил: «Я категорически против создания нового русско-еврейского культурного гетто 21-го века. При этом мы понимаем, что традиционная еврейская элита США пока не в состоянии абсорбировать нас. (2013).

Мы все время говорим о русскоязычной общине, хотя она часто вовсе не русскоязычная. Но точно «русско-мыслящая». Важен не язык, а менталитет. Нет никаких сомнений в том, что наши дети будут американцами.

Когда лет 40 назад масса евреев бежали из СССР и России в Израиль и Америку, появление русских СМИ, вывесок, анкет и вообще использование временно русского языка для общения между собой было оправдано. Оно имело целью облегчить задачу быстрее интегрироваться в новые условия жизни новое общество. Сегодня в США евреям, прожившим здесь уже 20 — 40 и больше лет — большую часть своей сознательной жизни, это только мешает и очень вредит. Мы не говорим «Мы евреи из России», «Мы беженцы из России», на худой конец «Мы из России» Нет! Мы называем себя «Русскими», говорим и думаем, в прямом и переносном смысле, «по-русски» тем самым стремимся самоутвердиться, открестится от еврейства США. В этом суть, хотя многие и не отдают себе в этом отчет, не понимают, что это самообман, следствие забитости и унижений евреев в России

Язык, на котором разговаривает и думает человек один из самых важнейших факторов его менталитета. В природе человека разговорный язык, как показал еще И.Павлов, -это вторая сигнальная система человека, от которой очень многое зависит. Он означает и предопределяет у человека очень многое, определяет весь ход жизни человека, предмет его гордости и ценностей — все что вкладывается в понятие». Русский язык — это язык империи Зла, страны процветающего антисемитизма, где была процентная норма, черта оседлости, погромы, дело врачей, попытка Сталиным окончательно решить еврейский вопрос, страны врага Израиля и США.

Выходцы из бывшего Советского Союза и их дети встретились в Америке с еврейской системой образования, построенной на сильном религиозном компоненте разных направлений. «Русские» евреи стали выбирать своим детям альтернативные образовательные возможности, где академические успехи был важнее религиозных. В итоге некоторые «русские» евреи не вписались в конгрегационную хорошо организованную общинную жизнь еврейства США.

Многие русские евреи «обамериканились» не вполне и даже молодое поколение хранит связь с восточной Европой.

Почти у всех русских евреев число друзей-американцев намного меньше, чем русскоговорящих. Полагаю, что более тесный контакт русских евреев и американцев способствовал бы взаимообогащению

Еврейская диаспора США стоит перед вызовами, с которыми давно уже не сталкивалась, и вынуждена задавать себе вопросы, которые еще недавно не подвергались сомнению, такие, как приверженность сионистскому проекту и выживанию еврейского государства. И именно от «русских» евреев во многом зависит сегодня, как будет выглядеть еврейская община в США и каким будет ее отношение к Израилю.

«Русскоязычная еврейская община Северной Америки не может и не должна оставаться в стороне от жизни диаспоры в момент, когда та утрачивает национальные ориентиры и связь с сионизмом», — справедливо сказал Министр иностранных дел Израиля.

Мы полностью разделяем мнение об интеграции американских и русских еврейских общин. Это очень важно в условиях уменьшения численности евреев (снижающаяся рождаемость, смешанные браки) и, к сожалению, растущего антисемитизма. К слову сказать, евреи иммигранты из различных стран редко называют страну исхода.

ЭПИЛОГ

«Eсли будешь жестоким по отношению к порокам, то окажешь благодеяние по отношению к человеку»
Дезидерий Эразм Роттердамский

«Наиболее строгий критик должен быть тот, кто сидит в вас, и не рядом с нами»
Тайсабеков

В ноябре 2014 года исполнилось 25 лет нашей жизни в замечательной стране США. Живем мы в прекрасном районе штата Мериленд. Городки нашего проживания (Роквил и Бетезда) относятся к метрополии Большего Вашингтона.

Многократно, раньше чаще, затем реже, задавали себе вопрос: правильно ли поступили, совершив эмиграцию Аналогичные вопросы возникали у родных и друзей, живущих по обе стороны океана. Нужно сказать, что формулировка ответа на этот вопрос с течением времени изменялась.

Сразу же после приезда обратили внимание на доброжелательность окружающих и постоянное желание оказывать помощь и поддержку. Больно было признать, что взаимоотношения американских евреев значительно лучше, чем советских. Нужно думать, что указанное обстоятельство обусловлено постоянным чувством страха и «допустимым процентом» евреев для получения образования, работы и т. п. Непривычным оказались высокий материальный уровень, достижения медицины, социальное и бытовое трудоустройство, изумительная инфраструктура/.

С восторгом воспринималось отсутствие, как правило, дискриминации национальной, расовой, возрастной при устройстве на работу, учебу и т.д..

Нельзя не отметить большой заботы о пожилых и нетрудоспособных людях. С большой радостью и гордостью все время узнаю об успехах в различных областях науки и практики своих бывших соотечественников, приехавших в молодом возрасте. Можно без преувеличения сказать, что США обеспечили реализацию их способностей.

Положительной оценки заслуживает приобщение многих русских евреев к иудаизму, национальному самосознанию, культуре, чувству гордости за свой многострадальный народ

Наша глубокая признательность окружавшим и окружающим нас американцам и шефствующими над нами учреждениям (Еврейский общественный центр, синагоги и др.).

Огромное спасибо США за все предоставленное моим детям, родным, друзьям и мне!!!

Да, действительно, это очень хорошо, что оказались в этой замечательной стране!!!

God, bless America!

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Нелли Мельман: Воспоминания иммигранта. Окончание

  1. «Русский язык — это язык империи Зла, страны процветающего антисемитизма, где была процентная норма, черта оседлости, погромы, дело врачей, попытка Сталиным окончательно решить еврейский вопрос, страны врага Израиля и США.»
    Если б автор назвал ещё монополию Агитпропа, промывающего мозги людей, то он объяснил многое из того, что называет Империей Зла.
    Но кроме Империи, существует история государства Российского, его язык, культура. В том числе обогащённая российскими евреями, как и обратно. Есть народ -носитель языка и культуры, которая не стоит на месте. Отбрасывать всё это нет оснований, да и неразумно.
    Л. Шейнин, Москва. lbsheynin@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *