Михаил Бруштейн: Адам

Loading

Мы знаем, что человечество на протяжении своей истории поднималось в своем развитии, потом падало и вновь поднималось. Примитивная коммуна первобытных людей, пройдя несколько промежуточных состояний, вернулись уже в виде СССР. Фашизм, оставивший страшный след в истории, вновь возвращается…

Адам

(3760 лет до нашей эры)

Михаил Бруштейн

ТОЧКА В СЕРДЦЕ

Поскольку главная проблема нашего мира — разобщенность, то есть разрыв связей, интересно узнать, когда и почему начался этот процесс вообще.

Наука говорит, что начало этому процессу положил, так называемый Большой Взрыв.

Вся Вселенная была сжата в точку нулевого размера, сферу с нулевым радиусом… Этот момент мы называем Большим Взрывом.[1]

Самое удивительное, что буквально через полторы минуты начался обратный процесс — процесс слияния.

Приблизительно через сто секунд после Большого Взрыва Вселенная остыла до одного миллиарда градусов — температуры недр самых горячих звезд. В этих условиях энергии протонов и нейтронов уже недостаточно для преодоления сильного ядерного взаимодействия. Они начинают сливаться.[2]

Ученые утверждают, что это судьбоносное событие произошло 14 миллиардов лет назад. Особенно поражает, что, несмотря на огромную временную пропасть, нам точно известно, когда именно после взрыва начался процесс слияния.

Вопрос: «А был ли подобный момент разъединения и объединения зафиксирован на уровне человечества? Знаем ли мы, когда, почему и как это произошло?» Оказывается, что да, знаем. Однако не благодаря академической науке, а благодаря каббале. Об этом событии нам довольно подробно сообщают многие каббалистические источники.

Как мы можем догадаться, начало всему положил Адам.

Признаться, говорить об Адаме — задача не из легких. Ведь это, можно сказать, знаковая фигура всех времен и народов. Прежде всего, определимся, кто он.

По самой распространенной версии — это библейский персонаж, обитатель райского сада. Иногда о нем говорят, как о реальном человеке, жившем в доисторические времена. И наконец, в специальной каббалистической литературе Адам — это духовный объект, так называемая, «общая душа».

Спрашивается, какая из этих версий правильная? Как ни странно — все три. В этой книге будут рассматриваться в том или ином виде все эти версии.

Может удивить такое обилие абсолютно не связанных между собой ролей у одного объекта. На самом деле, каждый из нас живет одновременно в разнообразных реальностях, только мы на это не обращаем внимания. Человек может быть одновременно отцом семейства, персонажем интернет-реальности, аватаром, а также номером в мобильном телефоне.

И все же, чтобы не запутаться, давайте условимся, что в этой главе мы будем говорить лишь о том, что известно об Адаме как обычном человеке.

Итак, как было уже сказано, 1-го тишрея 3760 года до нашей эры, человек, один из многих, живших в те времена людей, по имени Адам, постиг, кто он и для какой цели создан. Эта цель закодирована в самом его имени. Имя Адам происходит от выражения «Эдомэ ле-Элийон» [3] («Уподоблюсь Высшему»).

Между прочим, желание понять, кто ты, зачем ты, для чего ты, может возникнуть у кого угодно и когда угодно. От такого состояния не застрахован никто, особенно в наше время. В каббале такое состояние имеет особый термин: «точка в сердце».

Человек создан природой состоящим из желания получить ради себя — и это злое начало в нем, а также есть в человеке «точка в сердце» — и это зачаток доброго начала.[4]

Это знаменательное, а по сути, из ряда вон выходящее событие, произошедшее с Адамом, зафиксировано в еврейском календаре как праздник Рош а-Шана[5] (Новый год).

Напомним, что Рош а-Шана, как и все остальные еврейские праздники, ввели каббалисты. Об этом, как и том, что каждый праздник несет огромный пласт зашифрованной информации, сегодня не знает практически никто. А сейчас кое-что уточним.

В книге, которую вы сейчас читаете, имеется много ссылок на различные каббалистические источники. В свою очередь, в этих источниках часто сообщается о таких событиях или явлениях, которые непонятно кто и как мог наблюдать. Как, скажем, в этом случае:

Все бытие заключается в одной точке. Все его величие, все разнообразие и богатство, все удаленные от нас пространства и бездны воспринимаются в контрасте с собственной мизерностью, нашим незрелым сознанием.

Величие, ширина, высота, глубина, сияние, обновление, плодоношение, все бурные взлеты поэтической и рациональной мысли, редкие вспышки и являющиеся на мгновение огни, во всем их великолепии есть на самом деле ни что иное, как только одна светящаяся точка.[6]

Возникает вопрос — можно ли доверять такого рода информации, особенно сегодня, когда практически все исторические факты, даже самые свежие, подвергаются ревизии? Вот что говорят сами каббалисты по этому поводу:

В сказанном каббалистами нет ни одного слова, которое имело бы теоретическую основу, а все исходит только из их практического постижения.[7]

Для полноты картины, осталось лишь уточнить, что такое «постижение».

Слово «постижение» означает высшую ступень в понимании.[8]

АДАМ И КАББАЛА

Кроме сведений, указанных в письменных источниках, существует информация, которую каббалисты не записывали, а передавали устно. Эта традиция, между прочим, берет свое начало со времен Адама.

Книга эта была у царя Хизкияу. Спросил его: «Рабби, кто был учителем Адама?» И тот ответил: «Сын мой, учителя Адама звали Разиэль, и он передал ему каббалу через книгу и устно».[9]

В этой цитате имеется масса очень интересной и малоизвестной информации. Прежде всего, оказывается, и для многих это, возможно, сюрприз, каббала была известна еще до Адама. Еще мы видим, что у Адама был учитель.

Между прочим, в наше время существует книга, в которой в качестве автора указан Адам. Если поискать, ее можно найти в книжных магазинах или в Интернете.[10] Она называется «Разиэль а-Малах» (Тайный Ангел).

Споры вокруг этого произведения не утихают по сей день. Этим занимаются не каббалисты, а «академики» от каббалы. Они, как правило, оспаривают авторство книги и, соответственно, время ее написания. Чаще всего за этими спорами скрывается несогласие с тем, что каббала — это древняя мудрость, известная человечеству уже тысячелетия, а не мистическое учение, возникшее в средние века. Самое удивительное, что каббалу, как таковую, «академики» прославляют, а каббалистов, по крайней мере, тех, чьи имена на слуху, называют величайшими людьми. С другой стороны, они умудряются не замечать того, что написали признаваемые ими самими каббалисты. И совершенно напрасно.

Вот что говорится относительно Адама и каббалы в одном известном произведении[11].

Грех Адама с Древом познания добра и зла в том, что он не предпочел заняться Древом жизни, т.е. наукой[12]каббала.

Час от часу не легче. Мало того, что каббала ведет свое начало до Адама, так еще выясняется, что Адам вообще каббалой заниматься не хотел. Можно было бы отнестись к этим сведениям, как к казусу, но ведь автор текста сам Хаим Виталь — знаменитый ученик АРИ.

Давайте пока на этом остановимся и вспомним, что «Адам» — это также каббалистический термин, обозначающий некий духовный объект.

АДАМ — ОБЩАЯ ДУША

Изначально не было создано ничего, кроме одной души — Адам Ришон.[13]

Прежде чем мы перейдем к заявленной теме, необходимо кое-что уточнить. Например, что каббала занимается построением гармоничных связей на всех уровнях природы. Поэтому все, что она описывает, так или иначе связано с выявлением проблем, вызывающих разрыв связей, и с методологией решения выявленных проблем. Именно под этим углом и надо рассматривать все, что написали или передали устно каббалисты.

Каббала — это первая и, возможно, единственная наука, которая рассматривает всю реальность, как одно переплетенное бесконечными связями целое.

На самом деле, существует общая связь между всеми частями находящейся перед нами действительности, существующей по закону причинно-следственной связи и развивающейся в соответствии с причиной и следствием. И это справедливо как для целого, так и для каждой части в отдельности. То есть, в каждом создании этого мира, во всех четырех видах: неживой, растительной, животной, говорящей, — действует закон причинно-следственной связи, в рамках причины и следствия.

Более того, даже любая частная форма личного поведения, на которое опирается создание каждое мгновение своего существования в этом мире, определяется предшествующими факторами, вынуждающими поведение изменяться именно так, и никак иначе. И это понятно и ясно всем, кто посмотрит на порядок действия вещей в природе с чисто научной точки зрения и без личного пристрастия.[14]

Для того, чтобы описать процессы объединения и разъединения, каббала использует различные языки, образы и методы подачи материала. Например, ощущение целостности, совершенства, единения со всем мирозданием называется в каббале: (нешама) душа. Максимально возможный уровень таких ощущений называется: «Адам Ришон».

Инструментарий каббалы дает возможность эти ощущения очень точно определять, измерять и контролировать.

Такова суть разговорного языка каббалистов, с помощью которого их духовные постижения передаются от одного к другому, от поколения к поколению, устно и письменно. И понимание друг друга является абсолютно достаточным, так как имеет такую степень точности, которую должна иметь передача информации при научных исследованиях. То есть, в таких точных рамках, что не позволят ошибиться, так как каждая ветвь имеет естественное определение, присущее только ей, и потому с абсолютной точностью указывает на ее духовный корень.[15]

Один из важнейших процессов, описанных в каббалистической литературе, называется «швират Адам» («разбиение Адама»). Речь идет о резком росте эгоистической составляющей в ощущениях, описанных выше. В результате, ощущение идеального единения сменилось ощущением раздробленности. Кстати говоря, этот неприятный поворот событий приводится в Торе в виде аллегорического повествования и называется «грех Древа Познания». В науке каббала для описания этих процессов используются цифры и специальная терминология.

На 600 000 частей и множество духовных искр душа разделяется эгоизмом…[16]

Для того чтобы точно измерить и сопоставить детали процесса разбиения, иногда общую душу, «Адам», делят на составляющие — на собственно душу и свет (ощущение совершенства).

Отсутствие света, а точнее, его уменьшение до самого минимального уровня, и создаёт ощущение нашего материального мира, где, как известно, существуют материальные тела, время и пространство.

Общий свет жизни, наполнявшей ранее Адама Ришон, распространился в нескончаемой цепочке, накручивающейся на колесо изменения свойств во множестве тел, тело за телом.[17]

Что собой представляет наш материальный мир, не мне вам говорить. Где выход из создавшейся ситуации, то есть, как ощутить нечто более совершенное? Каббалист отвечает на этот вопрос однозначно:

Каббала помогает нам развить дополнительные чувства, с помощью которых мы можем ощутить те силы и свойства в мире, которые не ощущает наше тело. Для этого нам надо «выйти» из тела, соединиться с другими, включиться друг в друга, создавая некоторую общую энергетическую, чувственную, мысленную платформу, которая находится не в каждом из нас, а между нами.[18]

КРУГООБОРОТЫ (ГИЛЬГУЛИМ)

Все души происходят от души Адам Ришон, ибо после того, как он совершил грех Древа познания, разделилась его душа на шестьсот тысяч душ.[19]

Относительно «гильгулей нешамот» (кругообороты душ) существует бесчисленное количество спекуляций. На самом деле, речь идет об исправлении каждым человеком его части общей души, Адама. Говоря попросту, говорится об объединении или соединении обособленных частей, то есть наших с вами мироощущений, а это, как было уже сказано, и есть специализация каббалы.

Отсюда следует, что каждый рождается лишь с малой частью от его части души Адам Ришон. И когда он исправляет свою часть — уже не должен снова кругообращаться.[20]

Вообще теме кругооборотов в каббалистической литературе уделено немало места. Каббалисты, в том или ином виде, иногда в очень возвышенной поэтической форме — сообщают нам о том, как прекратить то ощущение обособленности, которое присутствует у каждого человека и называется кругооборотом.

В книге Зоар, в «Песне песней» говорится: «Ты прекраснейшая из женщин и достойна пребывания на небесах больше всех остальных душ, но, несмотря на это, поскольку нет у тебя знаний в каббале, ты вернешься в тот мир. Там ты пойдешь к мудрецам и будешь изучать тайны каббалы».[21]

Из вышесказанного хочется выделить один важный момент. Кругооборот душ — это не то, что многие люди себе представляют. Здесь нет места представлению о душе, как о некой неосязаемой субстанции, передвигающейся в пространстве и времени, входящей в материальные тела и выходящей из них. Вот что говорит каббалист:

Следует помнить, что вся наука каббала основывается на понятиях духовных, которые не занимают ни места, ни времени, и совершенно нет в них исчезновения и замены. А все изменения, о которых говорится в этой науке, не означают, что первое состояние исчезает и принимает иной вид. Но изменение означает только добавление формы, а первоначальная форма не сдвигается со своего места, поскольку изменение происходит только в материальных объектах.

И в этом вся сложность для начинающих, поскольку они воспринимают слова в их материальном значении, в рамках времени и места, замены и подмены, тогда как авторы пользовались ими исключительно в качестве символов для обозначения высших корней.[22]

Чтобы полностью закрыть эту тему, нужно запомнить один важный момент. Так называемые кругообороты — это всего лишь субъективные изменения в наших органах ощущения.

Несмотря на то, что практически мы видим все находящимся перед нами, все же каждый здравомыслящий человек точно знает, что все, видимое нами, находится лишь внутри нашего мозга. Так и души, несмотря на то, что все образы они видят в Дающем, все же, нет у них никакого сомнения в том, что все это только внутри них, а совсем не в Дающем.[23]

Остался лишь один, практический вопрос. Что надо сделать, чтобы души вновь воссоединились в одну общую душу? Иначе говоря, как остановить кругообороты, а точнее, как выйти из ощущения ограниченности нашего материального мира? Каббалисты неустанно это объясняют, причем открытым текстом:

Человек совершает кругообороты до тех пор, пока основательно не постигнет науку каббала, без чего не разовьется душа.

Но не знания, имеющиеся у человека, являются причиной роста души, а ее внутренняя природа. Однако не удостоишься вырасти под влиянием ее воздействий прежде, чем придут к ней знания духовной природы. И развитие души зависит от уровня ее знаний.

А причина этого в том, что если бы была у нее возможность вырасти без знаний, то это нанесло бы ей ущерб. Так у ребенка, не имеющего знаний, нет силы ходить. А если была бы у него сила ходить своими ногами, он попал бы в огонь.[24]

АДАМ ПЕРЕДАЛ КАББАЛУ ПОТОМКАМ

Пришло время вернуться к Хаиму Виталю. Напомним, он обвиняет Адама в нежелании заниматься каббалой. Спрашивается: «Если Адам не хотел (в дословном переводе — «не выбрал») заниматься каббалой, почему же он в таком случае считается каббалистом?». В Зоар мы находим такой текст:

Дал высшую мудрость Адаму. И посредством этой мудрости, которая ему раскрылась, тот познал ступени, но примкнул к злому началу, и тогда оставили его источники мудрости. А потом вернулся к своему Владыке, и снова раскрылись ему немного ступени, но уже не так, как в начале. А потом, с помощью книги, которую дал ему ангел Разиэль, он приобрел знания. А потом пришли сыновья Адама и согрешили пред Творцом, пользуясь этими знаниями.[25]

Из этого отрывка можно понять, что прегрешение (ощущение разобщенности) — это процесс перманентный, то есть повторяющийся многократно из поколения в поколение. Как мы знаем, Адам в разбитом (раздробленном) состоянии — это материальный объект, то есть человечество.

Мы знаем, что человечество на протяжении своей истории поднималось в своем развитии, потом падало и вновь поднималось. Примитивная коммуна первобытных людей, пройдя несколько промежуточных состояний, вернулись уже в виде СССР. Фашизм, оставивший страшный след в истории, вновь возвращается и сразу во многих странах демократии. Социальные ценности, когда-то презираемые как варварские, вновь становятся желанными. Нас сжимает, объединяет против нашей воли в одно целое некая историческая спираль.

Идеи в мире находятся в виде вращающегося колеса — идеи, отвергнутые в доисторические времена, возродились в средние века, а после того, как были отвергнуты в средние века, возродились в нашем поколении. Это показывает нам, что все они справедливы, и ни у одной из них нет права на вечное существование.[26]

Каббалисты объясняют происходящее одной фразой:

Цель всего круговорота событий — раскрытие высшего единства.[27]

Адам занимался каббалой, но этого недостаточно. Каббалу должны учить всего его раздробленные части, то есть все мы. Просто Адам был первым…

Адам Ришон был первым, принявшим порядок знаний, достаточных для понимания, и достижения успеха, и полного использования всего, что видел и постиг своими глазами. И знания эти не могут быть переданы иначе, чем из уст в уста.[28]

Мы уже говорили, что Адам получил каббалу от Разиэля. А как он передал ее дальше, ведь каким-то образом она до нас дошла?

В книге Зоар находится достаточно подробный ответ на этот вопрос.

Достоверно, что у Яакова была книга Адама Ришона и книга Ханоха, и книга «Создание (Ецира)» праотца Авраама. Указано, что трактат «Идолопоклонство (Авода зара)» Авраама включал в себя четыреста разделов[29]. И от всех этих книг праотец Яаков, «человек непорочный, обитатель шатров»[30], научился великой мудрости. И красота и черты Яакова были подобны красоте и чертам Адама Ришона.[31]

И все же, почему мы так уверены, что Адам передал каббалу дальше? Для этого существует одна очень веская причина — он просто не мог поступить иначе.

Каждый каббалист обязан передать своим ученикам и последующим поколениям все, что унаследовал в этой науке от предыдущих поколений, добавив при этом то, что удостоился постигнуть сам.[32]

___

[1] Хокинг С. Кратчайшая история времени.

[2] Там же.

[3] А-ШЛА а-Кадош — рав Иешуа бен Авраам Горовиц (1558-1630) — каббалист, один из духовных лидеров ашкеназской общины 17-го века. Происхождение Адама.

[4] РАБАШ. И сталкивались сыны в утробе ее. Статья 9.1984/85. כתבי רב»ש כרך א. עמ.87 ARI. Israel. 2008.

[5] Дословно — «Голова года».

[6] Рав Авраам Кук. Философия иудаизма. Избранные статьи. /Пер. О. Балаги. Иерусалим: АМАНА. 1991. С. 36.

[7] Бааль Сулам. Тело и душа. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 47.

[8] Бааль Сулам. Суть науки каббала. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 16.

[9] Рав Реувен Авраам бен Йешуа Кац (умер в 1673) — каббалист, автор каббалистических произведений. Ялкут Реувени. Амстердам. 1700. Берешит. С. 23. http://www.hebrewbooks.org/19432

[10] http://ha-zohar.net/books/ZOHAR_RAZIEL_HAMALOCH.pdf (Вильна 1877 г)

[11] Рав Хаим Виталь (1543-1620) — известнейший каббалист, лучший ученик АРИ. «Сефер Эц хаим». Предисловие. Ec chajim. http://hebrew.grimoar.cz/

[12] В оригинале חכמה — (дословный перевод с ивр.— мудрость, область знания).

[13] Бааль Сулам. 600 тыс. душ. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 506.

[14] Бааль Сулам. Свобода воли. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 415.

[15] Бааль Сулам. Суть науки каббала. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 18.

[16] Бааль Сулам. 600 тысяч душ. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 506.

[17] Бааль Сулам. Предисловие к книге «Паним мэирот у-масбирот». Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 151.

[18] Из блога М. Лайтмана. http://www.laitman.ru/kabbalah/139672.html

[19] РАБАШ. Какой ступени должен достичь человек. Статья 10.1984. כתבי רב»ש כרך א.עמ.26 ARI.Israel. 2008.

[20] РАБАШ. Какой ступени должен достичь человек. Статья 10.1984. כתבי רב»ש כרך א.עמ.26 ARI.Israel. 2008.

[21] Бааль Сулам. Уста мудреца. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 806.

[22] Бааль Сулам. Учение Десяти Сфирот. 2-е издание, т. 1. Иерусалим. 1956. С. 1. תלמוד עשר הספירות כרך א.עמ.א

[23] Бааль Сулам. Введение в книгу Зоар. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 112.

[24] Бааль Сулам. Из себя узрю Творца. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 58.

[25] Zohar for All. Kabbalah Publishers. Israel. 2014, vol. 2. P. 459.

[26] Бааль Сулам. Решение. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 493.

[27] РАМХАЛЬ. Даат Твунот. 158 (קנח). Daat tevunot. http://hebrew.grimoar.cz/

[28] Бааль Сулам. Наука каббала и ее суть. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 30.

[29] Вавилонский Талмуд, трактат Авода зара, лист 14:2.

[30] Тора. Берешит. Толдот, 25:27.

[31] Zohar for All. Kabbalah Publishers. Israel. 2014, vol. 9. P. 277.

[32] Бааль Сулам. Наука каббала и ее суть. Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 27.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.