Белла Езерская: 21-е рандеву с французским кино

 230 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Миллионы людей по всему миру вышли на демонстрации солидарности с погибшими журналистами под лозунгом «Я — Шарли!». Неужели никого из французских кинематографистов не вдохновил этот сюжет?.. Создается впечатление, что французское кино отгородилось от реальности глухой стеной.

21-е рандеву с французским кино

Белла Езерская

Начну не с того, что было на этом рандеву, а с того, чего там не было. А не было там теракта в редакции сатирического журнала Шарли Эбдо в июне 2015 года, когда братья Саид и Шеид Курачи расстреляли 14 человек за карикатуры на пророка Магомета. Миллионы людей по всему миру вышли на демонстрации солидарности с погибшими журналистами под лозунгом «Я — Шарли!». Неужели никого из французских кинематографистов не вдохновил этот сюжет? Не было уличных беспорядков, перевернутых машин, горящих покрышек и крови на парижских мостовых. Не было расстрела евреев в кошерном супермаркете в центре Парижа. Не было массового исхода французских евреев на историческую родину и волны сирийских беженцев, затопивших Францию и всю Европу. Неужели ни в одном из этих событий не нашлось сюжета, который подвиг бы сценариста, романиста, режиссера, пусть не на художественное, но документальное кино? Не нашлось любителя с камерой, журналиста с блокнотом, просто неравнодушного человека с ай-фоном? Создается впечатление, что французское кино отгородилось от реальности глухой стеной.

Впрочем, один неравнодушный фильм я обнаружила — Дипен (Dheepan) по имени героя. Им закрывается фестиваль Французского кино в Нью-Йорке. Режиссер — Жак Аудиард. Сюжет — подлинная история трех беженцев из Шри-Ланки. Троица поселилась на окраине Парижа, в доме, контролируемом криминальной бандой. Она бралась за любую работу и выжидала своего часа. У себя на родине она принадлежала к нелегальной военизированной организации сепаратистов Тигры освобождения Тамил-Илама, что привело к столкновению с законом, и бегству из страны. Связи с «тамильскими тиграми» друзья не прерывали, но постепенно между ними начались разногласия. Дипен был за то, чтобы порвать с криминальным прошлым, с «тамильскими тиграми» и начать новую жизнь. Двое других были против. Дело кончилось кровавой разборкой. Дипен выжил и сменил профессию. Он написал об этой истории роман, Успех вдохновил его на создание сценария фильма, где он играет самого себя. Его настоящее имя-Jesuthasen. Фильм получил на фестивале в Каннах Пальмовую ветвь.

Французское кино всегда было аполитично. Оно предпочитает привычные, традиционные темы: секс, любовь, мистику, детектив, воспитание детей. Фильм Getting Tall (что можно перевести как Мужание) — Эммануэль Берео это «педагогическая поэма» по-французски. В ней рассказывется о перевоспитании трудного подростка. Режиссер (она же сценарист), построила фильм в режиме реального времени. Каждый год Мэлони — так зовут мальчика — приводят к судье, дабы продемонстрировать его успехи, и каждый раз судья вынуждена снова и снова отправлять его в различные пеницитарные заведения. В конце концов, Мэлони попадает в тюрьму для малолетних преступников. Судью играет Катрин Денев — постаревшая, но все еще красивая. Она бесконечно терпелива к этому наглому мальчишке, ей жаль его, но она бессильна. И без того вокруг него толчется много народу: воспитатели, врачи, психологи, социальные работники, полицейские. Он обходится французской казне 800 евро в день, но результатов не видно. Мэлони и его младший брат живут в детском доме, мать-наркоманка (Сара Фреслиер) лишена родительских прав и не имеет на него никакого влияния, А «маленький монстр» становится все озлобленней и агрессивней. Мэлони играет 20-летний Под Парадо (Pod Paradot). получивший за эту роль приз Most promising actor. Это его третья роль в кино. Фильм ставит перед зрителями вопрос: что дальше? Выбора между тюрьмой и улицей нет. Надежда приходит неожиданно. Мэлони, желая порадовать малолетного братишку на Рождество, выкрадывает его из детского дома, сажает в чужую машину, попадает в аварию. Машина переворачивается, к счастью все живы. На радостях Мэлони и его подружка занимаются сексом. Результат не замедлил сказаться: девочка забеременела. Мэлони в ярости, ребенок ему не нужен. Девочка в слезах идет на аборт: она любит его! Мэлони внезапно прозревший мчится в операционную и успевает: ребенок сохранен. С ним на руках гордый папаша приходит на очередной визит в судье. Сахарный хиппи энд, но похоже, режиссер была рада и такому, иначе этот фильм никак нельзя было закончить. Никакой гарантии, что, наигравшись с сыном, Мэлони отбросит его, как надоевшую игрушку, нет. Он импульсивен, непредсказуем, какой из него муж и отец! Нет, это не возмужание, это проблемы полового созревания, помноженные на патологию характера.

Примерно с теми же проблемами сталкивается герой фильма. Руди Розенберга The New Kid 14-летний Бенуа. В отличие от Мэлони он нормален, дружелюбен, но слегка растерян: его родители переехали в Париж и Бенуа пошел в парижскую школу, где все иначе и где он чувствует себя изгоем. Новеньким всегда трудно. Девочка, которая предложила Бенуа свою дружбу — тоже новенькая, однако в этом статусе она пребывает недолго: нашелся другой мальчик из старожилов, и она без сожаления покидает Бенуа. Так он вперые познал горечь предательства. Кто-то из «стариков» посоветовал новичку устроить домашнюю вечеринку, благо родители уехали, и пригласить весь класс — так ему легче будет найти друзей (во французских школах практикуются такие вечеринки, но обычно с разрешения родителей). Однако большинство одноклассников устроило бойкот, на вечеринку пришло несколько человек, в том числе девочка с последствиями полимиелита. Повеселились, попели, потанцевали, но ничего предосудительного. Утром вместе пошли в школу. Остальные тоже захотели, но было уже поздно. Бенуа со своими гостями перешли в оппозицию. Начинается новый виток внутриклассных отношений. Выдержить ли его Бенуа? В фильме снимались школьники старших классов. Этот фильм — дебют Руди Розенберга.

Фильм, которым открывается фестиваль, Долина Любви, Гийома Никлу с суперзвездами Жераром Депардье и Изабелл Юпер можно отнести к любимому французами жанру трагикомедии. В последний раз оба актера снимались вместе в фильме «Дулу» 35 лет тому назад.

Двое супругов, давно разведенных, едут в Калифорнию, в Долину смерти по письму своего сына фотографа Майкла, покончившего там самоубийством шесть месяцев тому назад. В письме сын обещает встретиться с ними в этом самом жарком месте на земле. По преданию, в Долине смерти раскрываются все тайны. Пугающе красивы пейзажи Калифорнийской пустыни. Мать верит в чудо, отец относится к письму с того света скептически, но встреча супругов носит элегический характер и пробуждает былые чувства. Может быть, сын разыграл самоубийство, чтоб помирить родителей? Депардье и Юперт играют под своими именами, что придает истории большую достоверность. Фильм был предстаставлен на Каннском фестивале и был благосклонно принят публикой и критиками. Депарье не появлялся в Каннах шесть лет, после скандала с фильмом Абеля Ферраро «Добро пожаловать в Нью-Йорк», где он сыграл Доминика Стросс-Кана, главу международного валютного фонда, который был обвинен в сексуальном насилии над горничной отеля. И хотя позже все обвинения со Стросс-Кана были сняты, репутация у фильма была испорчена и в широкий прокат он так и не вышел. На Каннском фестивале, Депардье дал интервью, в котором, в частности, сказал: «Я хорошо знал мосье Путина и очень его люблю». Квартиру в Саранске, подаренную ему «мсье Путиным» актер продал, так в неё и не въехав, и отбыл на ПМЖ в Бельгию.

Фильм История Иуды, режиссер Раба Амур Займеш (Rabah Ameur Zaimeche) безусловно, вызовет споры теологов, потому что автор посягает на Библию, в той ее части, которая касается Иисуса Христа и Иуды. Имя Иуды в христианском мире стало синонимом предательства. Но в отношениях Иуды с Христом, как она описана в Библии, столько неясных мест и противоречий, что оставляет возможности для инотолкований. Французско-алжирский режиссер Займеш написал роман, в котором пересматривает историю Иуды, и снимает с него грех предательства.. По Займешу причиной смертного приговора Иисусу был конфликт между синедрионом и римлянами. Фильм открывется величественной панорамой Иудейской пустыни. По крутой каменистой тропе на вершину холма взбирается путник. Это — Иуда. Он спешит к одинокой хижине на вершине, и выходит оттуда с молодым человеком в рубище. Он взваливает его на спину и спускается с ним в Иерусалим, Там Иисуса радостно окружают давно ждавшие его жители. Сцена изгнания менял из Храма тоже снята не по Библии: Иисус ломает клетки, в которых находились куры, привезенные на продажу, с возгласом: ни одна живая душа не должна сидеть за решеткой! Займеш подчеркивает преданность Иуды Иисусу и его заботу о нем. Смерть Иисуса для него означает конец собственной жизни. Он выкапывает крест, на котором был распят Иисус, чтобы прочесть надпись «на этом столбе умер Иисус Христос». Удостоверившись в смерти своего учителя, Иуда удаляется, ложится на ложе Христа, и умирает. Роль Иуды играет режиссер фильма Раба Займеш. В этом фильм восхищают сменяющие друг друга пейзажи иудейской пустыни на фоне синего неба. Классическая работа оператора Ирины Любчанской, француженки русского происхождения, дочери знаменитого французского оператора Вильяма Любчанского. К сожалению ее следов я в интернете не нашла.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария к «Белла Езерская: 21-е рандеву с французским кино»

  1. >Классическая работа оператора Ирины Любчанской, француженки русского происхождения, дочери знаменитого французского оператора Вильяма Любчанского. К сожалению ее следов я в интернете не нашла.

    Если вы наберете в гугле

    irina lubtchansky france movie

    то увидете следы.

  2. «Создается впечатление, что французское кино отгородилось от реальности глухой стеной.»
    ————————————————————
    Я, конечно, не спец и подавляющее число фильмов вижу только по ТВ, но и то, что вижу под французской маркой, заставляет меня согласиться с автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *