Аркадий Гайсинский: Тмутаракань еврейская

Loading

Мы получили ещё одно свидетельство тому, почему после распада Западного тюркского каганата, только один из множества входивших в него народов, создал государство, ставшее сильнейшим в Восточной Европе в Раннем Средевековье. Потому, что, фактически, им управляли евреи.

Тмутаракань еврейская

Аркадий Гайсинский

1

«В античное время город носил имя Гермонасса.

В тюркско−хазарский период (VI−X вв.) — Тумен-Тархан, Тумантархан.

В позднехазарский период (IX−X вв.), иногда — Самкерц».

Древнерусский период (X−XI вв.) — Тмутаракань»[1].

Наиболее известное нам имя город получил,когда «в VI веке был завоёван Тюркским каганатом: Тументархан происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек»[2].

Как видим, название Тмутаракань — тюркоязычно, поэтому нас будет интересовать вопрос: почему тюркоязычные же «поздние» хазары называли город Самкерц? «Иногда».

Начнём с выяснения того:где,когда и по какому поводу этот топоним упоминается, но прежде уточним, что различные окончания Керц — Керш — Керчь или Самкерц-Самкерш есть лишь особенности транскрипции этого слова.

2

Впервые топоним Самкерц упомянут в той части ответного письма хазарского кагана Иосифа кордовскому министру Хасдаю ибн Шапруту,где Иосиф описывает географическое положение Хазарского каганата:

«С западной стороны-Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц, Суграй, Алус, Л-м-б-т, Б-р-т-нит, Алубиха, Кут, Манк-т Бурк Ал-ма, Г-рузи. Эти (местности) расположены на берегу моря Кустандины, к западной (его) стороне».

Обратим внимание.что в приведенном списке нет города с названием хотя бы схожим с названием Тмутаракань,а под Крц следует понимать нынешнюю Керчь.

Ещё одно упоминание Самкерца находится в «Кембриджском документе», называемом также по имени открывателя «Текст Шехтера»:

«В 1896 г. Соломон Шехтер доставил в библиотеку Кембриджского университета огромную коллекцию еврейских и еврейско-арабских манускриптов из хранилища (по-еврейски — гениза) древней синагоги города Фустат-Миср, великой столицы средневекового Египта… Всего около 1800 отрывков из собрания генизы (в основном документов) сохраняются под стеклом в Кембридже». [3]

«Тест Шехтера содержит фрагмент письма неназванного еврея, подданного хазарского царя Иосифа к неназванному господину из средиземноморской страны. Один из двух (наряду с письмом царя Иосифа) письменных памятников хазарского происхождения». [4]

Письмо было написано примерно в середине 10 в. Приводим интересующий нас отрывок:

«Сверх того Роман (злодей) послал большие дары (ХЛГУ), царю (РУСИЯ), побуждая его на его собственную беду; он пришёл ночью к городу (СМКРАЙ) и взял его воровским способом, потому что его начальника, вождя войска (ХА-ПКИД РАВ ХШМОНАЙ) тогда там не было. Когда это стало известно (БАЛИКЧИ), то есть Песаху, он пошёл в гневе на город Романа и губил и мужчин и женщин. И взял три города, не считая деревень большого количества. Оттуда он пошёл на город (ШОРОШОН) и воевал против него». [5]

Далее — комментарий отрывка, сделанный известным американским историком-востоковедом и лингвистом Норманом Голбом:

«Преследование Романом Лакпином евреев Византии создали проблемы для двух царств. Автор сообщает,что в ответ на эти преследования хазары стали преследовать христиан,проживавших в их стране. В свою очередь Роман искал помощи царя Руси (Олега), которого он привлёк на свою сторону,послав ему обильные дары. Однажды ночью,когда военного правителя Песаха, чья должность на хазарском языке называлась (баликчи), не было в городе Самкерчь(Тмутаракань), Олег захватил и разграбил этот город. Песах в свою очередь, узнав о нападении,сам начал военные действия против византийцев, завоевал три города и много деревень. После этого атаковал Херсон…» [6]

Как видим, Норман Голб также не сомневается.что Самкерц и Тмутаракань — один и и тот же город. Эта точка зрения считается признанной:

«Большинство исследователей считают, что Самкерц (Самкуш) и Матарха (Тмутаракань) — один и тот же город на Таманском полуострове. Предположение о тождестве Самкерца и Керчи (др.-рус. Корчев) опровергается упоминанием КрЦ в письме Иосифа наряду с Самкерцем. Но КрЦ есть только в пространной редакции этого документа. Возможно, что Самкерцем у хазар назывались населенные пункты по обе стороны Керченского пролива. Но все это гипотезы, и лучше согласиться с господствующей точкой зрения о тождестве Самкерца и Матархи». [7]

Однако ж сомнения об упомянутом тождестве всё-таки имеются и компромиссное предложение известного специалиста по средевековой истории стран Кавказа ии Закавказья А.П. Новосельцева «лучше согласиться с господствующей точкой зрения о тождестве Самкерца и Матархи», вполне понятно, ибо, как уже отмечалось, нет ответа на вопрос: почему это хазарам понадобилось называть Тмутаракань «иногда» Самкерцем?

Но оказывается имеется ещё одно упоминание Самкерца. Арабский географ ибн аль-Факих в «Книге стран», написанной в начале 10 в., рассказывает о пути купеческих судов через Боспорский пролив:

«…Затем они идут по морю к Самкушу-Еврею (Самкершу-Еврею), после чего они обращаются к Славонии…» [8]

Несомненно, что Самкуш-еврей аль Факиха — это Самкерш,но в таком случае имеет место простая логическая формула: если а=в, а в=с, то и а=с, что применительно к нашим рассуждениям выглядит так: если Самкуш-еврей равно Самкерцу, а Самкерц равно Тмутаракани, то определение «еврей»,то есть «еврейский» верно и для Тмутаракани.

Вполне понятно,что и расположенная на пересечении торговых путей Тмутаракань, принадлежащая Хазарскому каганату, которым, фактически, управляли евреи, также управлялась евреями и была известна среди торговых людей как Самкерш еврейский. Исходя же из сделанного вывода, можно объяснить происхождение параллельного имени Тмутаракани.

Обратим внимание,что имя наиболее крупного и известного в этих местах города — Керчь подобно искомому: Кер(ш) — Сам(керш) [9]. Его первое имя — Пантикапей. Пантикапей был основан в результате греческой колонизации Северного Причерноморья и располагался на западном берегу пролива(Боспора), соединяющего Чёрное и Азовское моря и может быть поэтому его второе имя — Боспор. О новом имени Пантикопея и его расположении свидетельствует греческий император Константин Багрянородный:

«Из Меотидского озера (Азовского моря) выходит пролив по названию Вурлик и течёт к морю Понт; на проливе стоит Боспор, а против Боспора находится так называемая крепость Таматарха. Ширина этой переправы 18 миль»[10].

Оба топонима: и Пантикапей, и Боспор — греческие, говорящие о том, что город поменял имя, но не хозяина. А вот название Керчь, под которым город известен до сего дня, не нашло убедительного этимологического толкования и его, идя от обратного, относят к хазарскому языку, так как Крым в Раннем Средневековье принадлежал хазарам[11] и числился как Хазария на картах вплоть до 14 в., то есть Керш принадлежал Хазарскому каганату. Но если Самкершем «поздние хазары» называли «иногда» Тмутаракань, то Керш носил только единственное имя,дошедшее до наших дней. Уже отмеченная схожесть топонимов — не случайна:между ними безусловно, существует связь, какую нам предстоит выявить.

Начнём с той очередной логической посылки, что коль скоро Тмутаракань (Самкуш-еврей), в которой находился таможенный пункт, управлялась евреями, то и Керш выполнял ту же функцию для судов, спускавшихся по Дону и следующих далее в европейские страны или страны Магриба по Чёрному и Средиземному морям. А поскольку Тмутаракань управлялась евреями, то настолко же вероятно, что и Керш находился в их подчинении и, значит, корень слова «керш» возможно искать в иврите, учитывая при этом, что в древности названия населённым пунктам в большинстве случаев давали или по имени основателей, или по особенности месторасположения. Поэтому обратимся к летописному сообщению:

«В лето 6576 г. (зима 1067-1068 гг.) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду. От Тмутараканя до Корчева 10000 и 4000 сажень»[12].

В приведенном отрывке для нас в данном случае интересно то,что мелководное Азовское море и Боспорский пролив в зимнее время могут замерзать:

«В зимний период возможно частичное или полное замерзание, при этом лед выносится в Чёрное море через Керченский пролив. Как правило, льдообразование характерно для января, но в холодные годы может иметь место на месяц раньше» [13].

Но даже при всём этом южное замерзающее море представляло собой явление редкое и неординарное. Эта неординарность и нашла своё отражение в названии города: корень «крш», который на иврите означает «застывать, затвердевать, замерзать» мог образовать названиие того города, какой располагался на берегу замерзающего моря — Керш.

И тогда город на противоположном берегу пролива был «самух ле Керш», что на языке его действительных на то время хозяев означает «смежный, соседствующий с Кершем» или сокращённо для удобства произношения — Самкерш. Константин Багрянородный в приведененой выше цитате также указывает на соседство Керша (Боспора) и Самкерша (Таматархи).

Таким образом выясняется,что названия Керш и Самкерш имеют ивритское происхождение. Этот факт вполне объясним, если знать о существовании в Раннем Средневековье еврейской торговой оргнизации «Радания»:

«Рахдонитами называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой»[14].

Имеются веские причины считать,что деловой центр этой организации находился в Хазарском каганате. Так что слово «иногда» оставим на совести составителей энциклопедической статьи — ведь никто иной, как хазарский каган называет Тмутуракань именно Самкерцем. А мы получили ещё одно свидетельство тому, почему после распада Западного тюркского каганата, только один из множества входивших в него народов, создал государство, ставшее сильнейшим в Восточной Европе в Раннем Средевековье. Потому, что, фактически, им управляли евреи.

P.S. На торговых путях раданитов и, в частности, в Восточной Европе сохранилось множество топонимических свидетельств их деятельности, например: Самбат — нынешний Киев (от «шабат»), Умань (от «уман» — мастерская), Бершадь (от «бер саде» — степной колодец), Дорогобуж (от «дерех явеш» — сухая дорога), Мандроги — у порогов на реке Свирь (от «мадрегот» — ступени). Сюда же относятся и Керш с Самкершем.

___

[1] Википедия. Тмутаракань.

[2] Там жe.

[3] Норман Голб и Омельян Прицак.Хазарско-еврейские документы 10в. Гешарим. Москва-Иерусалим. 1997. с.17.

[4] Википедия. Кебриджский документ.

[5] Норман Голб и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы 10в. Гешарим. Москва-Иерусалим. 1997. с.141

[6] Там же. с.132.

[7] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, М.: Наука, 1990. — 264 с.

[8] Цит. по Б.А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв. Наука. Москва. 1982. с. 335.

[9] в письме кагана Иосифа КРЦ и СМКРЦ.

[10] В.А. Захаров. В сб. Слово о полку Игореве. Наука. Москва. 1988. с.206.

[11] Район Керченского пролива в IX в., несомненно, находился под контролем хазар, о чем свидетельствуют данные Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха. А.П. Новосельце. Ук.соч.

[12] Б.А.Рыбаков. Русские датированные надписи 11-12 вв. Москва. 1964. с. 16.

[13] Википедия. Азовское море.

[14] Л.Н.Гумилёв. Древняя Русь и великая Степь. Мысль. М. с. 127.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Аркадий Гайсинский: Тмутаракань еврейская

  1. Со всем уважением к известным учёным — но речь в статье о надписи XI века. А этимологические гипотезы, когда они датированы — относятся к XIV и XV вв. А если не датированы — «древние русские» — насколько древними они были? Что значит «ДРЕВНЕЕ къркъ»? Татары, черкесы, армяне, генуэзцы — были ли они предшественниками или современниками тех, кто в IX -X вв. дал названия городу и проливу? Без хронологии, без данных по этногенезу нельзя говорить об этимологии. Достоинство статьи состоит в том, что она как раз и начинается с временной шкалы и упоминания, что название Самкерц впервые появляется в письме хазарского кагана Иосифа. Последний не был ни черкесом, ни татарином, ни армянином, о чём выдающиеся учёные либо не знали, либо не сочли достойным внимания. Так что поиск истока названия в языке хазарского кагана вполне логичен.

  2. Примеры чередований согласных в суффиксах при корне СТАР можно дополнить: стареЦ, старЧе. Так что чередования в названиях КЕРЦ, КЕРШ, КЕРЧЬ — характерны для русского словообразования. А если говорить о значении корня — хочу предложить ещё одну гипотезу.
    Из текста статьи: «Возможно, Самкершем у хазар назывались населённые пункты по обе стороны пролива». В иврите одно из значений глагола ЛИКРОЦ — отрезать; керец — крошка, кусочек. Узкий пролив отрезал кусочек населённого пункта на полуострове от материковой его части. Возможно и такое допущение об этимологии названий города и пролива. Материалом о приведённых в комментарии древнерусских, видимо, словах «корчевать» и «горло» не располагаю — нет ссылки на источник. Какова хронология их возникновения, в сравнении с периодом, о котором идёт речь в статье?

    1. Обзор работ по этимологии топонима Керчь выполнен в словаре летописных географических названий Южной Руси (Етимологичний словник..,, 1985) и наиболее подробно приводится в статье В. А. Бушакова (1991), где перечислены все версии происхождения интересующего нас названия: 1) от нарицательного корчева — «земля, освобожденная от леса и подготовленная под пашню, росчисть»; сравним с глаголом корчевать; 2) от татарского киречь — «известь», что представляет собой пример народной этимологии, исторически не обоснованной; 3) из армянских хрчанах «горло» или жрдж (киртш) — «ущелье, теснина». Однако, замечает IV А. Бушаков, «горло» в армянском языке передается словами оркор, хучап’од, кокорд, буг; 4) из древнерусского ‘иркъ — «горло, шея»; 5) из древнерусского кьрчий — «кузниц»; 6) керкъ — «черкес»; 7) из итальянского cerchio — круг, окружность»; cerchia — «круг, окружность, городские, крепостные стены».

      Авторы этих версий — известные ученые П. Г. Бутков, А. И. Соболевский, В. И. Абаев, М. Фасмер, Д. Н. Коков, ), Н. Трубачев. Последний вариант предложен В. А. Бушаковым (1991, с. 1 39), который пишет: «В 1333 г. селение Босфор (итальянское Vosporo), которое принадлежало черкеским князьям и называлось Черкио (итальянское Cerchio, arch), стало генуэзской колонией. Генуя владела Керчью до захвата последней турками в 1475 г.». В подкрепление своей этимологии этот автор указывает на татарскую и турецкую форму Kers (или Gers) hisar, где арабо-турецкое хисар -опять же «крепость, укрепление».

      Привлекательна версия академика А. И. Соболевского, которая в наши годы поддержана О. Н. Трубачевым (1978). Оба исследователя считают, что топоним Керчь возник от древнего къркъ — «горло», что подкрепляется положением города на берегу пролива, т. е. горла. Древнерусское кърчевъ в татарской адаптации получило форму Керчь, которая возникла в результате гармонии гласных в тюркских языках.

      Отмечу, что в бассейне казахстанского озера Зайсан, в пустынях Джунгарии по берегам рек Урунгу и Черный Иртыш часты географические названия, образованные при помощи слова керчь. Они приурочены к обрывам третичных , пустынных плато, к плоским бесплодным останцам: Кашкар-Керчь, Коксун-Керчь, Аласа-Керчь, Бараган-Керчь (Мурзаев, 1986, с. 272). В этом ряду слово керчь В. А. Бушаков сопоставляет с турецким kiras — «неплодородный, бесплодный» (о земле). В этом случае все упомянутые топонимы нужно считать усеченными, без конечного (утраченного) существительного. Поиски прилагательного kiroc в тюркских языках привели к турецкому corak (чорак) — «солончак, солончаковая почва, бесплодный». В наиболее полном словаре В. В. Радлова (1905, стл. 2019) находим только турецкое чорак— «солонец» — как заимствование из персидского.
      Таким образом, зайсанское и джунгарское керчь пока осталось необъяснимым словом в географической номенклатуре. И конечно, оно несопоставимо с именем крымского города Керчь, о чем справедливо пишет В. А. Бушаков.

      Наряду с другими названиями городов Крыма (Симферополь, Севастополь, Феодосия, Джанкой, Евпатория, Бахчиса рай) имя Керчь оказалось этимологически наиболее спорным.
      Мурзаев Э.М. Слово на карте — Москва, 2001. — 398 c.

      Скачать (прямая ссылка): slovonakarte2001.pdf

  3. Можно предположить этимологическую связь названий КЕРШ, КЕРЧЬ не только со словом застывать (ивритский корень КРШ), но и со словом ЛЁД (ивритское КЕРАХ). Тогда Керчь — трансформация «керах», с характерным чередованием задненёбной Х и шипящей Ч. Пример такого чередования: стариК, старуХа, старуШка, стариЧок. Видимо, и в иврите КРИША (застывать) и КЕРАХ (лёд) — однокоренные.

  4. В поисках упомянутого древне-русского слова пришлось обратиться к «Старославянскому словарю (по рукописям X-XI веков), М., 1994.» Обнаружилось единственное близкое по звучанию слово — КРЪЧАГЪ — современное КОРЧАГА, большой глиняный сосуд, которое не имеет отношения к кузнечному ремеслу. Нет и слов с начальными буквами КЪР, как нет и слов КУЗНЬЦЪ, или КОУЗНЕЦ. Источник «КЪРЧИИ — кузнец» в топонимическом словаре не назван. Таким образом, предложенная А. Гайсинским этимология названия Керчь более убедительна, чем представленная Е.М. Поспеловым, автором Топонимического словаря.

  5. Гипотеза о происхождении названия Керчь от ивритского корня может быть подтверждена и современным, обиходным названием известного в кулинарии блюда: кариш, или криша — студень; кришат регель — студень из ноги. Криша — и застывание, название самого процесса.
    Второе значение, из области медицины, — свёртывание крови, тромбообразование — кришат дам.
    Впрочем, Школьный топонимический словарь (М., 1988) сообщает: «Название впервые упоминается в надписи на Тмутараканском камне (1068) в форме Кърчев. Считается, что в основе названия находится др.-русское слово кърчии — кузнец, что может служить свидетельством древности использования керченской руды». Остаётся сопоставить хронологию распространённости русской лексики, добычи руды и кузнечного дела вблизи данного камня.

Добавить комментарий для Елена Бандас Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.