Тамара Львова: VIVAT, Нина Владимировна! Окончание

 241 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Один вопрос остался у нас без ответа. Но — ГЛАВНЫЙ! «ОТКУДА ОНА ВЗЯЛАСЬ, ТАКАЯ?» Пусть ответят на него читатели — им судить… Нам же остается… от всей души поздравить Нину Владимировну Пономареву с юбилеем — 95-летием! И пожелать ей всего самого лучшего, доброго, светлого!..

VIVAT, Нина Владимировна!

Н.В. Пономаревой — к ее 95-летию

Тамара Львова

При творческом участии Владимира Фрумкина
Окончание. Начало
Нина Владимировна Пономарева. Год 2014

2.

«Неисправимая атеистка», Нина Владимировна, тем не менее, всю свою долгую жизнь строжайше следовала заповеди Христовой: «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ». ПОМОГИ!!! Передо мной на листе — длинный ряд имен-фамилий людей, которых она заметила, пригрела, карьеру они успешную на телевидении сделали. Среди них — немало еврейских фамилий. (Как «пробивала» меня и Аркадия Клеймана я рассказывала). Прямо спросила ее: «ПОЧЕМУ? Почему «в вашем списке» столько «плохих фамилий?» Ответила, не задумываясь:
— ПОТОМУ ЧТО НЕСПРАВЕДЛИВО! НЕЛЬЗЯ МИРИТЬСЯ! НЕ МОГУ!
И — не мирилась. Но, по-моему, еще одна причина есть, о которой мы тоже уже говорили: ее «ТАЛАНТ» на «ТАЛАНТЫ». Куда деваться? Среди этих встретившихся на ее пути «плохих фамилий» немало было «хороших мозгов». А она таинственным образом, словно рентгеновскими лучами просвечивая, угадывала их на самой заре. Боролась за них. Растила. Продвигала. Защищала, когда тонули. И тут уже ей неважно было: «плохая» ли, «хорошая» ли фамилия — были бы «мозги»…

Ты помнишь, Володя, тезку своего из нашей редакции — Володю Максимова? Вместе с женой (моей тезкой!) Тамарой, совсем молодыми, не без влияния нашего «Турнира СК», они создали занятную игру — соревнование для 10–13-летних: «Один за всех, все — за одного»? А позднее — прославились популярнейшими программами: «Музыкальный ринг», «Общественное мнение», «Телемарафон». А знаешь ли, как начинал Володя Максимов? Рабочим сцены. Приметила его Н.В., на курсы отправила — стал ассистентом режиссера; потом — в Театральный институт рекомендовала (из какого-то конфликта с преподавателями — на грани исключения был! — вытащила). И… стал Володя Максимов тем, кем мы его знали…

И совсем другая судьба. Жаль, фамилию мне строго запрещено называть — тоже наша коллега по телевидению, сначала в детской редакции работала, потом — в литдраме. Очень способный, разносторонне образованный человек — книги писала, диссертации, и кандидатскую, и докторскую защитила. Но большая беда с молодых лет витала над ней — медленно, угрожающе надвигалась слепота. Так вот… Этого ты, Володя, не знаешь: Нина Владимировна долгие годы, регулярно, как на работу, в определенные дни, ездила к ней домой, читала вслух…

(Мне вспомнилось, как и я лет пять к М.М. Ермолаеву ездила; диктовал он мне свои «Воспоминания», но ведь «всего» только ПЯТЬ и… «Я тогда моложе и лучше, кажется, была», а Н.В., уже за 90, продолжала к ней свои вояжи; совсем недавно нашла себе замену…)

***

Еще о чем может спросить внимательный читатель: была «САНИТАРКА–АРТИСТКА», «КОМСОМОЛКА–АРТИСТКА», «ПОЛИТПРОСВЕТ— АРТИСТКА», а потом — кончилось все? Испарилось? Нет! Ничего подобного — всегда продолжался ТЕАТР, всегда жила в ней АРТИСТКА…

Не так давно, Володя, ты поставил мне неожиданный диагноз — «ревнивая»: не помню, какой к тому был повод: удивилась, отрицала: никогда не была! Неправда, была! Еще какая! «Ревновала» Нину Владимировну к другим нашим редакторам — постановочных передач. Мне она подкидывала идеи, поддерживала на первых порах — ЗАЩИЩАЛА и еще как! Но — не входила вглубь, пускала в свободное плавание. А ведь какие циклы были! Первые в Ленинграде, а, может быть, и в стране, учебные передачи: «Лекторий для старшеклассников», прямо из университетских аудиторий — в школьные классы, с блестящими лекторами — профессорами; «Наши олимпиады» –состязания в разных науках победителей городских олимпиад; и, наконец, «ТУРНИР СК» — одна из популярнейших передач своего времени… Только теперь поняла: зря «ревновала» — нашим Главным редактором повелевало сердце «АРТИСТКИ»!

­­Вышел у нас первый в стране телевизионный кукольный спектакль — «Котик и кошечка» по сказке К.Чапека. Первый драматический спектакль для детей «Сказка о храбром Ранаде» — по индийской сказке. И с какими артистами! Играли Ефим Копелян, Зоя Виноградова, Эмма Попова. Впервые увидели ленинградские телезрители концерты совсем маленьких деток…

Ребята постарше — не оторвать было от экрана! — смотрели замечательный спектакль по В. Каверину «Легкие шаги»; поставил его — «приглашенный», Главный режиссер театра им. Ленсовета И.П. Владимиров. (Помнишь его, Володя, у нас на Турнире был комментатором театрального конкурса?). А «свой» Главный режиссер, В.П. Горлов, поставил тоже очень хороший спектакль, по К. Паустовскому — «Артельные мужички».

Тут уж Нина Владимировна вникала в детали, мелочи, сидела с бригадами дотемна. К ним-то я ее и «ревновала»…

…В связи с «Артельными мужичками» — очень занятная история. Жили мы, Володя, в истинном мире АБСУРДА. Рассказала мне только что Н.В…

… Через несколько минут — ЭФИР. Спектакль идет на Москву, на страну — это особенно ответственно. Все наготове. Артисты — в студии, в гриме, костюмах. Н.В. — в аппаратной, рядом с режиссером. И — ВДРУГ! — звонок. Из Москвы. К телефону требуют Пономареву. Срочно. Она берет трубку:

— Пономарева слушает…

— Берите текст…

— Взяла…

— Такая-то страница. Такая-то строка. Это предложение (читается текст) — УБРАТЬ! Немедленно!..

Н.В. –по высокой, крутой лестнице, помнишь ее, Володя, из аппаратной — вниз, в 1-ю студию? — спотыкаясь, на каблуках ведь, задыхаясь, домчалась. Сует артисту в лицо страницу, тычет пальцем в строку, объяснить пытается, он, от волнения, не понимает… Взмах ведущего оператора: «Мы — в эфире!»…

— Убрать! — теперь уже шепчет умоляюще Н.В., и снова тычет пальцем в злополучную строку. Кажется, понял, кивает… Н.В. , медленно, со ступеньки на ступеньку, поднимается в аппаратную…

Предвижу твой вопрос, Володя! Я тоже задала его Н.В. сразу после ее рассказа: «Из-за чего сыр-бор?»

Вот она, эта «крамольная фраза»:

— АХ ТЫ, ХРУЩ ПРОКЛЯТЫЙ!..

(Оказывается, ЖУК такой вредоносный есть на свете; его и обругал герой сказки.)

Ты догадался, конечно, Володя? Это были ХРУЩЕВСКИЕ ( не СТАЛИНСКИЕ!) времена. Но, очевидно, навеки напуганные, мы продолжали жить в СТРАХЕ… Смешная, но и грустная история, весьма точный отпечаток времени, не правда ли? Не рассказала бы мне ее Н.В., канула бы в Лету…

А вот еще одна, того же сорта, очень похожая, не менее нелепая история. Тоже — уже в новом здании, в большой студии на Чапыгина 6. Пусть не кажется нашим читателям, что в детском вещании не к чему было придраться в «идейном смысле». Еще как — было! Всякий раз — неожиданно! На пороховой бочке сидели…

Готовились показать самый первый художественный телефильм для детей «Большая стирка» по рассказам Леонида Пантелеева. Удача! Закончили как раз к празднику. Поставили на 7-е ноября, подарок детям! Радовались! Волновались! Оператор Володя Елизаров места себе не находил — ждал премьеры!

И снова — то же: ЗВОНОК! «Меняйте название! Немедленно! «Стирка!» Да еще — «БОЛЬШАЯ!». На что намек? Что могут подумать? Да еще 7-го ноября. Немедленно меняйте! С этим названием не пойдет! Снимаем из программы!»

Что делать? Полное отчаяние. Поменять название невозможно: Л. Пантелеев (намучились с ним, работая над сценарием и на съемках) слово не разрешает изменить… И тогда «в бой» вступает Главный редактор (на этот раз повезло: звонит свое, ленинградское начальство, да еще несколько дней в запасе есть). Н.В. звонит в Горком партии, потом — в Обком, потом, кажется, в Москву. Ура! Победа! «Большая стирка» остается на месте и никого более не смущает…

Но что так влекло нас к этой «пороховой бочке», почему стремглав не бежали от нее? Трудно понять — но это правда: словно канатами привязывало. Меня — определенно. Как это произошло?..

Вернемся в нашем свободном полете назад, в конец 50-х — начало 60-х гг. Сегодня, в «интернетный век», никого ничем не удивишь. А тогда чудом казалось, что многие передачи для детей не дяди-тети вели, а их ровесники, такие же ребятишки. Журнал «Юный пионер» обаятельный мальчуган вел — Володя Тикке. Непросто это было. Занимались с ребятами, увлекали их, актерскому мастерству учили. (Только что узнала: Владимир Тикке — актер нашего театра «Балтийский дом»; не зря, значит, старались.)

Свою «телевизионную карьеру» и я начала у Нины Владимировны, в конце 50-х, на ул. Академика Павлова 13, в телевизионном журнале «Юный пионер». По школам неутомимо бегала, события интересные для ребят искала, героев будущих передач «открывала»; потом сюжеты о них ночами сочиняла и… со страхом, «сердце в пятки уходило», приносила Н.В. отпечатанные на машинке листочки: понравится — или нет, примет — не примет? И то, и другое бывало… А потом — репетиции начинались. Комнатные сначала, потом — в студии, с камерами — «ТРАКТОВЫЕ». Иногда, эта крохотная студия — как удавалось, до сих пор для меня загадка! — вмещала до 100 ребят, участников передачи…

Все давно знают, конечно, что такое — «подсадить на иглу», и сегодняшнее, не менее угрожающее, слышали — «подсадить на компьютер»; меня Нина Владимировна Пономарева «подсадила» на… ТЕЛЕВИДЕНИЕ. И не меня одну; много нас было у нее «телепомешанных»: авторов –редакторов, скромных «теледелателей»… И это мы, «рядовые ее армии», искали и находили, приглашали и завлекали в свои сети «ГЕНЕРАЛОВ» и «АДМИРАЛОВ»…

Можете верить мне, можете — нет: не было больше НИКОГДА на нашем телевидении такой Детской редакции. Какие спектакли ставились, какие циклы передач для ребят всех возрастов: «Ребятам о зверятах», «Знай свой город», «Солнцеворот», «Сириус-2», твой, Володя, «Путь к музыке», Аркадия — конкурс юных музыкантов им. Андреева (он, кстати, и сейчас жив — «Международный конкурс»; жаль, давно забыто, что начинался на ЛСТ А. Клейманом, под крылом Нины Владимировны). И повторю: какие яркие люди привлекались — увлекались и становились авторами и ведущими: писатели, ученые, музыканты, артисты; тут, конечно, я не могу не вспомнить уникальную, неповторимую команду нашего «Турнира СК»…

Фантазия, выдумка в нашей Детской всячески поощрялись…«Стеклянный глобус» — такая была передача; режиссер — Глеб Селянин. Все, кто хоть один раз побывал на Невском проспекте, помнят этот «стеклянный глобус» — шар над Домом книги (бывшая фирма Зингер). Детям в передаче задавался вопрос. Они должны были ответить, принести свой ответ и опустить его в нарядный ящик, который ждал их в Доме книги. Награды за лучшие ответы — на очередной передаче. Какой был «затаенный» смысл? Весьма «хитрый»: чтобы ребенок, скорее всего — впервые, познакомился с царством книги, выбрал книжечку, которая ему приглянулась, а мама, конечно, ее купит. И кто-то из них — непременно такие будут! — дорогу сюда не забудут. Очень не помешала бы такая «хитрость» сегодня…

А вот — «музыкальная хитрость»… Ведущая учит детей играть на игрушечном пианино. Поет с ними детские песенки. На следующий день — все, во всех магазинах, игрушечные пианино раскуплены; подскочил, как с благодарностью написали на Студию, конкурс в музыкальные школы…

Шесть уроков английского языка с малышами провели редактор Ирина Немченок и режиссер А.А. Рессер. (Уникальный человек! Он же — режиссер цикла «Знай свой город». За всю свою жизнь не встречала я человека, который знал бы СВОЙ ГОРОД лучше, чем он.) Было сомнение: стоит ли продолжать? Н.В. предложила — пригласить зрителей на Студию. Но придут ли? Пришли! Множество ребятишек, с 3-х лет, с мамами-папами. И оказалось — не ожидали! — материал всех 6-ти уроков дети прекрасно усвоили. Тогда и начался постоянный цикл «Английский для дошкольников». Вели его: за кадром — И. Немченок, а в кадре — кукла Катя… Диктор Раиса Байбузенко (потом — Ведущая— организатор на «Турнире СК») раз в неделю, перед следующей передачей, повторяла с малышами пройденный урок)…

Напомнила мне Н.В. страшный эпизод, всерьез, без кавычек — СТРАШНЫЙ… Тогда Студия ТВ была еще на Петроградской стороне, ул. Академика Павлова 13. В помощь дали «телетранспункт» в Доме Радио — Большую студию, из которой и шли передачи с большим количеством участников. Спектакль «Журавлиные перья» (японская сказка) оттуда показывали. Туда и приехали из цирка с тигром Пуршем дрессировщики, знаменитая Маргарита Назарова и ее муж Константин Константиновский. (Недавно, кстати, по ТВ прошел у нас сериал о М. Назаровой.)

Итак, идет передача (не забудьте — в ЖИВОМ ЭФИРЕ!). Тигр Пурш — главный герой… Полный зал: родители — сзади, детишки — в первых рядах. На сцене Маргарита Назарова с двумя тигрятами на руках, забавно рассказывает о них ребятам. Скоро — номер Пурша. Может быть, что-то испугало или разъярило зверя, может быть, трудно было ему подниматься по ступенькам, но… как-то получилось, что тигр, когда его повели на сцену, вдруг повернулся и… ПРЫГНУЛ В ЗАЛ… Все замерли. Н.В. удивила меня такой деталью: операторы, перескочив через кресла, бросив камеры — рванули к двери, а дети, не шевельнувшись, остались на местах. Спас Константиновский. Вынул пистолет (на всякий случай!): побежали бы дети, тигр, очень вероятно, бросился бы на них… Сохраняя полное самообладание, Константиновский забрал у Назаровой тигрят, передал ей поводок с Пуршем. Почувствовав хозяйскую руку, он спокойно прошел с ней через зал, поднялся по ступенькам на сцену. Операторы вернулись к камерам. Передача продолжалась Но страха натерпелись…

А каким событием стала — для взрослых не менее, чем для детей! — первая передача из Эрмитажа! Ее вел сам директор (отец директора нынешнего) Борис Борисович Пиотровский; привез роскошную византийскую вазу — детально, крупным планом, интересно комментируя, показывал ее зрителям…

Выросло с тех пор несколько поколений, забыли, конечно, но спроси, Володя, любого — у вас в Штатах бывших ленинградцев немало, а наших, питерских, я уже человек 10 опросила — чье детство-молодость прошли в 60-70-е годы, помнят ли они Телевичка? Все помнят! О нем стоит — чуть подробнее…

… Телевичка подарил детям, как и положено в Новый год, принес в мешке, Дед Мороз,1-го января 57-го года. Обаятельная эта кукла — детище скульптора Валентины Малахиевой; имя ему придумал детский писатель Илья Туричин — он же первые передачи с ним вел. Но жизнь в него вдохнула, создала его неповторимый образ актриса Большого кукольного театра Валерия Сергеевна Киселева. Телевичок участвовал в каждом выпуске журнала «Юный пионер», для него специально писались сюжеты.

Да разве один был Телевичок? А так любимые детьми куклы Тяпа и Ляпа! А Карандаш — кукла, ведущая передачи для малышей — «Веселый карандаш»! А кукла Катя, «знаток английского» — о ней мы упоминали и еще расскажем. А обожаемая, не менее Телевичка, обезьянка Жаконя? И еще, еще… Открою «секрет»: КУКЛЫ — еще одна «театральная страсть» Нины Владимировны. Когда впервые, в 55-м году, она пришла на ТВ, не было в Детской ни одной куклы. Она увидела их в Москве, на Центральном ТВ и… «заболела ими». Скульптора открыла, Маргариту Ясинскую, ночами с ней сидела — кукол придумывали… Еще на ул. Академика Павлова 13 начали, когда вся-то редакция из трех человек была: Н.В. — редактор, Вадим Петрович Горлов — режиссер, помреж — Майечка Островская. Она же позднее — редактор передач для малышей. Как ждали тогда ленинградские дети своих передач!

Этого еще не видит зритель. Сейчас всеми любимая, обаятельная диктор Нелли Широких (справа) откроет сегодняшнюю детскую передачу. Нина Владимировна помогает ей разобраться в тексте.

К счастью, у Н.В. сохранилось несколько «кукольных фото». Включаем их в наше повествование одну за другой, а комментировать помогут ее подписи на обороте…

1956-ой год. ЛСТ на улице Академика Павлова 13. Идет репетиция журнала «Юный пионер». Без кукол, конечно, не обойтись.
Не правда ли, вполне профессиональной актрисой — кукольницей смотрится Нина Владимировна?

В 1962-м году, уже в новой Студии на Чапыгина 6, произошло в Детской редакции запомнившееся событие. Нина Владимировна пригласила на передачу и он охотно пришел — не забудьте, все шло в ЖИВОМ ЭФИРЕ! — почетного гостя Ленинграда, очень популярного тогда американского художника, архитектора, писателя, путешественника Рокуэлла Кента. Только что с успехом прошла его выставка, по-моему, в Академии художеств (до сих пор помню его гипнотизирующие, «холодные» пейзажи, написанные в Гренландии, где он несколько лет прожил).

Отмечалось тогда 80-летие художника. Приготовили для него — сюрприз! — специальную программу: дети хором спели приветствие на английском, а Нина Владимировна сердечно поздравила его с юбилеем, с помощью куклы Кати, «ведущей» английских уроков. Очень растроган был Рокуэлл Кент и… совершенно для нее неожиданно, в кадре…

Смотрите фото и читайте — дословно — подпись, рукой Н.В. на обороте…

Н.В.П. целуется с Рокуэллом Кентом

***

Мой рассказ в письмах к тебе, Володя — «через океан, в одну сторону» — близится к финалу. Из телевидения Н.В. Пономарева ушла по собственному желанию в 58 лет. Что ж, нормально — пенсионный возраст. Пора на покой… Но, конечно, не для нее это. Более 20 лет, до своих 80, при скромной должности — «зав. орг. отделом», оставалась она, по-прежнему, Главной, теперь уже не только для нас, телевизионщиков, для всей ленинградской журналистской братии, в Доме журналистов ( Домжуре) на Невском проспекте 70.

Всегда — «Главная», безусловно. Но… актерское призвание, театральная карьера — не состоялась?.. Ничего подобного, не согласна! В иной, неординарной форме — состоялась! О многом ты уже знаешь, Володя. Но есть у меня доказательства — две фотографии. Удивительные. Помнишь, эта последняя главка начинается с моего рассказа о замечательных вечерах, встречах ветеранов, в Доме журналистов… пока была там Нина Владимировна. Ты думаешь, может быть, она приветливо нас встречала, приглашала в зал, где ждали публику артисты, развлекавшие нас? Нет! Артистами были мы сами — журналисты наши! И она, Н.В. — всегда в первых ролях. Какие капустники разыгрывались, на самые злободневные темы — хохот стоял!.. А какие новогодние балы придумывались!..

Вот фото, о которых я говорила. Снятые в разные годы, на разных капустниках.

капустник
Капустник на ВСТРЕЧЕ ветеранов в Доме журналистов. Н.В.П. — «пионервожатая», все участники — «юные пионеры». Над чем смеются, увы, не знаю…

А этот снимок меня поразил. Посмотри внимательно, Володя! Вспомни!

Тогда, в 1973 году, с огромным, невиданным дотоле успехом, шел по стране первый советский сериал Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны». Я помню — такого более не бывало! — когда показывали очередную серию, за окнами было пусто, ни души — я не преувеличиваю! Вот на эту тему был сочинен — своими же, журналистами — блестящий юмористический сценарий. Его, тоже блестяще, сыграли в новогоднюю ночь в Домжуре свои «артисты». Нина Владимировна — «скромного пастора Шлага, КОТОРЫЙ СОВСЕМ НЕ УМЕЕТ ХОДИТЬ НА ЛЫЖАХ» (в фильме его играет Р. Плятт). Но пришлось ему, по заданию Штирлица, в полной тайне, отправиться… на лыжах (!) из Германии в Швейцарию. И, словно задумано было так, по дороге, пастор (у нас — Нина Владимировна, которая была тогда  уже далеко не юной) случайно задел лыжами стоявшую под елкой огромную лейку с водой, зацепил ее, за собой потащил, полилась вода на зрителей — хохот стоял неописуемый…

Подпись на обороте; рукой Н.В.: «Дом журналистов. Капустник. Я — пастор из фильма «Семнадцать мгновений весны». На лыжах. На сцене.»

Чем не артистка, Володя? Разве не состоялась?

***

Один вопрос остался у нас без ответа. Но — ГЛАВНЫЙ! Твой вопрос, Володя: «ОТКУДА ОНА ВЗЯЛАСЬ, ТАКАЯ?» Пусть ответят на него читатели — им судить… Впрочем, есть у меня вариант. Таинственный, сакральный…

В газете АиФ №16, стр. 3, 2016 г., в статье Алексея Пиманова (кстати, взглядов политических мы совсем разных) я нашла ответ на этот наш ГЛАВНЫЙ вопрос:

«Есть поколение, самое великое в истории России. Это поколение 1921 года рождения, плюс-минус 4-5 лет»…

Нам не нужны даже эти «плюс-минус». Н.В. родилась именно в 21-м!!! Поверим А. Пиманову…

Нам же остается — мне, тебе, Володя, Аркадию, затеявшим (по словам Аркадия) этот «проект» — и всем, кто, к радости нашей, прочитает, то что у нас получилось, от всей души, поздравить Нину Владимировну Пономареву с юбилеем — 95-летием! И пожелать ей всего самого лучшего, доброго, светлого!..

Дополнение

ЭПИЛОГ… НЕОЖИДАННЫЙ
(из дня сегодняшнего)

На днях я позвонила Нине Владимировне — сказала ей о выходе очередного номера «Мастерской» с нашей публикацией. Поговорили… Уже хотела трубку вешать. И — сама не знаю почему, вдруг спросила (может быть, вспомнила о богатейшем турнирном архиве, который, за исключением того немногого, что удалось втихаря вынести через вахту, точнее «украсть», пропал безвозвратно):

— А наши замечательные куклы… Телевичок знаменитый… Так и вижу его… И другие… Где они все? Пропали, да?.. Ведь такой кукольный театр был!..

— Как пропали? Разве не рассказывала Вам?..

— Нет! Ни слова! Расскажите, пожалуйста… Подождите… Тетрадку возьму, запишу…

И она рассказала. Вот оно, еще одно телефонное интервью с Н.В., превратившееся в «ЭПИЛОГ НЕОЖИДАННЫЙ, из дня сегодняшнего»…

***

Года три назад, в 2013-ом, Нине Владимировне позвонили. Приятный молодой голос… Представился: учитель литературы 55-ой школы Петроградского района Александр Анатольевич Андреев. («Коллеги — и я теперь тоже — все называем его Сашей», — сказала мне Н.В.). Объяснил, что затеяли они интересное дело — очень поддерживает их, энтузиастов, директор, Наталья Сергеевна Данько: открыли в школе единственный у нас в России «МУЗЕЙ ДЕТСТВА». Собирали — им щедро дарили! — игрушки разного времени.

С чего началось? Самое первое поступление — 300 игрушек! — всю свою коллекцию подарила Надежда Михайловна Мурыгина. Была у нее, малышки тогда, до войны, любимая кукла. В блокаду — единственная у Наденьки, голодной, замерзающей, радость… Но мама… променяла дочкину красавицу на ЕДУ, на кусок хлеба, кажется. Такое было для девочки несказанное горе. Не забылось оно… Выросла Надя, а любовь к куклам превратилась в увлечение на всю жизнь: собирала их, шила им, вязала, наряжала…

А потом, — рассказал Нине Владимировне молодой учитель Саша Андреев,— они вспомнили: все их поколение (и поколение их родителей, когда были детьми!) выросли на передачах Детской редакции Ленинградского телевидения, такие передачи были! А куклы какие!.. Вот и стали искать «концы» — нашли ее, Н.В., бывшего Главного редактора. Можно ли к ней приехать, записать на диктофон ее рассказ? А, может быть, куклы, те самые, замечательные, у нее сохранились?

Так и состоялось знакомство, а потом, и сегодня продолжается — дружба. Приезжали к ней не раз домой и учителя, и ребята. Записывали. Подарила им Н.В. бережно хранимых долгие десятилетия легендарного Телевичка, гномика, еще несколько кукол… А потом, уже в 15-ом году, приехали за ней на машине, повезли показать свой «Музей Детства»… Стол для нее приготовили, угощали…

Много интересного узнала — и увидела! — в тот день Нина Владимировна. Еще недавно все экспонаты помещались в обычных школьных шкафах одной комнатки 2-го этажа. Теперь у них — огромный, замечательный зал в 1-ом этаже: современные стенды с большими стеклами, вся необходимая техника для демонстрации записей, фильмов, дисков. Показали ей на большом экране (где, откуда достали?!) фрагменты старых, того времени передач Детской редакции. Еле слезы сдержала, когда увидела на большом экране Тяпу, Ляпу, Жаконю с молодой, красивой — Нелли Широких…

Рассказала мне Н.В., что ведущие в своем музее — сами школьники. Какие только игрушки не показывают гостям: на стендах — куклы, пупсы, зверюшки разные, машинки; и совершенно особенные — игрушки блокадных лет… В этом, 15-16-ом учебном году, музей посетили около 1000 человек: петербургские ребята и гости нашего города… Директор Н.С. Данько утверждает, что работа в музее очень развивает у юных экскурсоводов навыки к исследовательской деятельности.

Более всего создатели музея гордятся ГЛАВНЫМ СТЕНДОМ, посвященным истории Детской редакции Ленинградской студии телевидения, ее передачам, ее удивительным куклам, созданным, в основном, скульптором Маргаритой Ясинской, открытой и взлелеянной Н.В. (М.Ясинская и в кино много и успешно работала; с режиссером Н. Кошеверовой, например. Главная «героиня» в «Собаке Баскервилей» — ее работа).

Я, конечно, Володя (куда от своей «любви» денешься?), не удержалась, спросила: «А о нашем Турнире у них что-нибудь есть?» Увы, оказывается, нет. Хотя Н.В. рассказывала о нас, много и подробно; они записали, но… на стенд не поместили; объяснили: МУЗЕЙ ПОСВЯЩЕН ДЕТСТВУ, младшим, а у нас был — «Турнир СК» , старшеклассников, юности…

В 2014г., тиражом в 300 экземпляров, в издательстве 000 «А — ПЛЮС», при поддержке редакции журнала «Звезда», в частности, ее соредактора А. Арьева, вышла КНИЖКА, большая, нарядная — «Большой фестиваль» (название одной из детских передач), с множеством фотографий…

Открывается книга рассказом Н.В. Пономаревой: ЛСТ — для ДЕТЕЙ. И фото: главный редактор с куклой Катей ведет передачу из Детского сада…

( Нина — актриса ПРОДОЛЖАЕТСЯ!)

Что радует меня более всего в этой истории? Почему так захотелось ею закончить наш рассказ о Н.В.П.?.. Есть еще, Володя, хорошие люди, есть! И у нас есть, и у вас, за океаном — везде! Неправда, что все утонуло в деньгах, что… «САТАНА, только, ПРАВИТ сегодня БАЛ»! Ну, зачем молодому учителю 55-ой школы Саше Андрееву и его друзьям — педагогам этот «Музей Детства», отнимающий столько времени и душевных сил? Ведь никакого «БАБЛА» за это! Разве не похожи они на вас, «ОТЦОВ», мою незабвенную турнирную команду? Или журналу «Звезда» — зачем было с КНИГОЙ возиться? Никакой корысти — одни расходы!.. А ребята — юные экскурсоводы? Чем не наши, один другого ярче, «турнирные ДЕТИ»? А раз есть хорошие, добрые, светлые люди — не умирает НАДЕЖДА…

Поздравим же еще раз нашу героиню (она и сегодня с молодыми) с 95-летием! И на этом поставим точку…

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев к «Тамара Львова: VIVAT, Нина Владимировна! Окончание»

  1. Дорогие Тамара Львовна и Владимир Аронович! Спасибо вам обоим за удивительный рассказ об удивительном человеке! Здоровья и сил Нине Владимировне! Такая непростая судьба, такое мужество в страшные времена, такая щедрая душа, такие таланты! Стольким людям помогла Н. В. — и выжить, и раскрыться; столько детей воспитано передачами, к которым причастна Н. В.! Ваша проза, Тамара Львовна, замечательная. Честная, умная, глубокая, прекрасным языком написанная — не оторваться. Здоровья и творчества Вам и Владимиру Ароновичу! То, что написано это в форме писем, делает повествование еще живее и теплее. СПАСИБО!

  2. Огромное спасибо Т.Л.Львовой и В.А.Фрумкину за публикацию литературных бесед с Ниной Владимировной Пономаревой. Бесценны подлинные свидетельства жизни об этом страшном времени: бомбежки, голод, блокада, фронтовой госпиталь на улице Плеханова. Все это живые свидетельства времени, жить в котором досталось нашим дедушкам и бабушкам. Сколько сил души отдала Нина Владимировна работе Ленинградского телевидения 60-70 годов. Низкий поклон всем талантливым людям, которые работали на Чапыгина 6, и смогли передать своим телевизионным зрителям литературный вкус и чувство прекрасного. Передаю Нине Владимировне самые теплые слова и поздравления с 95 — летием.

  3. В первом своем комменте к вашей совместной публикации я написала что-то вроде: “несказанно жалею, что узнала о настоящей Нине Владимировне Пономарёвой только сейчас, прочтя эту повесть». Хотя проработала на Ленинградской студии телевидения, а потом на Ленинградском и на Петербургском ТВ почти 40 лет. Да, конечно, была с нею знакома и тогда, и потом, в Союзе журналистов. И даже поздравляла её недавно с 95-летием в кругу наших общих друзей в Домжуре. Но рассказали мне о ней, подлинной, вы, замечательные авторы этой повести — Тамара Львовна и Владимир Аронович. Читала вашу «Мастерскую» с радостью. И с легкой завистью к тому, как вы сумели сквозь десятилетия сохранить и пронести свежесть чувств и романтику молодости. К мужеству, с которым встречали бесчисленные трудности и невзгоды. К тому, что не ожесточились под их бременем. К вашей благодарной памяти, к мастерству «нарратива», как принято говорить сегодня. Восхищаюсь тем, как всепобеждающий творческий ключ и сегодня бьётся в ваших душах.
    А вот о чем думаю с горечью. Мои нынешние студенты, между прочим, будущие телережиссёры и телекорреспонденты, — дети, рожденные в самом конце 90-х. Они много читали, много вроде бы знают. Они родились не с серебряными ложками во рту, а с айфонами и айпадами. И они уже не ловят токов и глубинных смыслов 60-х-70-х-80-х годов. Им многое непонятно, странно, чуждо и… неинтересно. История журналистики их вообще не волнует, историю телевидения они воспринимают на уровне учебников об открытиях Зворыкина. Или, снисходительно, с сочувствием, на уровне «немодных, технологически отсталых передач вашей молодости, Галина Михайловна». Нет, они замечательные ребята, много читают, следят за новинками кинематографа, путешествуют, занимаются спортом, подчас тонко чувствуют чужую боль… Телевизор смотрят … выборочно. И преимущественно в интернете.
    В сентябре я обязательно дам им задание написать рецензию на вашу публикацию. И непременно перешлю лучшие сочинения. Но я не знаю, что из этой затеи выйдет. Увидим вместе, если вам будет интересно.
    Желаю успехов и, конечно, здоровья, вам, друзья, и вашим близким. С глубоким уважением,
    Г. Нечаева.

  4. Удивительный человек — Нина Владимировна. Моя мама работала с НВ в Детской редакции — она расказывала о ней всегда с уважением и придыханием. С огромным интересом прочитал рассказ Тамары Львовны о жизненном пути Нины Владимировны — потрясающе интересная, в чем-то трагичная, в чем-то счастливая судьба. А как хорошо вспоминаются спектакли и передачи, перечисленные в рассказе! В потоке ежедневной советской телемуры, программы, сделанные с любовью и мастерством запомнились на всю жизнь. До сих пор стоит перед глазами «Фиеста», поставленная Юрским. Сами названия — «Турнир СК», «Ребятам о зверятах», «Солнцеворот» — само звучание рождает теплые, такие родные ассоциации. Спасибо Тамаре Львовне, Владимиру Фрумкину и всем, кто подготовил и осуществил эту публикацию.

  5. Мне как человеку, которому Нина Владимировна Пономарева, можно сказать, сделала биографию, кажется, что и в биографиях всех тех, кого судьба свела с Ниной Владимировной, непременно должна быть отдельная глава под названием

    «НИНА ВЛАДИМИРОВНА ПОНОМАРЕВА».
    Должна быть!
    Потому что такой уж Нина Владимировна специальный человек, обладающий магическим свойством судьбообразования и благотворения по отношению к окружающим ее людям.
    Впрочем, всем нам, кто общался и сотрудничал с Н.В. , лишь казалось, что это мы ее окружаем. На самом же деле, это именно Нина Владимировна Пономарева окружала нас, всех вместе взятых и по отдельности.
    При этом казалось, что Нина Владимировна Пономарева всего лишь «делает дело», что при этом «ничего личного».
    Но именно потому, что Нина Владимировна сама по себе была (и, — дай ей бог здоровья! — остается) крупной личностью, ей всегда удавалось войти в личный резонанс и сочувствие с каждым из тех, кого она окружала.
    Мои поздравления потрясающей Нине Владимировне!
    А еще я несказанно рад, что Тамара Львовна, совершив свой очередной человеческий и журналистский подвиг, написала эту повесть как юбилейное подношение и Нине Владимировне Пономаревой и всем нам, кто любит и до сих пор почитает нашего Главного Редактора!

    Аркадий Кленов (Клейман)

  6. Дорогая Тамара Львовна! Рада знакомству с таким замечательным человеком!
    Мои поздравления и наилучшие пожелания Нине Владимировне!
    VIVAT, Хорошие Люди!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *