Лев Кноринг: Особенности еврейской идентификации. Окончание

 164 total views (from 2022/01/01),  1 views today

При освещении вопросов еврейства преобладает явный перекос в сторону галахических евреев. Вся история евреев рассматривается как история еврейских общин. Евреев без общины просто не существует. Именно этот перекос привел к тому, что евреев стали рассматривать только как религиозное сообщество…

Особенности еврейской идентификации

Лев Кноринг

Окончание. Продолжение. Начало

Взять, к примеру, лауреата Нобелевской премии по литературе 2002 года Имре Кертиса, еврея, пишущего на венгерском языке (18а). Подростком он был угнан в Освенцим, а затем был переведен в Бухенвальд. Он чудом избежал смерти и дожил до освобождения. Все , что им в последующем было написано, посвящено одной теме — Холокосту. Эта тема сама по себе является еврейской, ибо освещает жизнь евреев, приговоренных к уничтожению. Но дело не только в теме. Дело еще в той интонации, с которой ведется повествование. Главное в ней не обвинение палачей. То, что случилось лежит за пределами человеческой морали и нравственности. Но это было. И с этим уже человечеству жить. Он отмечает, что « после Освенцима не произошло еще ничего, что могло бы его опровергнуть». Главное в отмеченной интонации — это умение осужденных евреев принять ту жизнь, что им досталась, и находить в самых ужасных условиях минуты для счастья, свойство жить и иногда радоваться в этом аду, в котором надо умирать и плакать. А это уже чисто еврейское мироощущение. Полное веры и надежды на то, что жизнь еще имеет будущее. Это, как раз то, благодаря чему еврейский народ продолжает существовать, несмотря на нелегкую и трагическую жизнь на протяжении всей своей истории. Иными словами литература Имре Кертиса и по тематике и по особому мироощущению должна быть отнесена к литературе еврейской. Однако, его, в силу сложившейся традиции, причисляют к венгерским писателям.

Или другой пример. Поэт Б.Пастернак всячески открещивался от своего еврейства. Хотя его отец, художник Л.Пастернак, не отказывался от своего рода. Он с негодованием отверг возможность креститься, хотя в этом случае мог получить место преподавателя в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Рембрандт и еврейство в его творчестве». Его сын Б.Пастернак всячески избегал темы еврейства, но на крещение все же не решился. Видимо, что-то тайное, скрытое жило в его душе, хотя на словах он декларировал свое христианство постоянно. Однако поэзия Б.Пастернака пронизана еврейским мироощущением. Вот несколько показательных отзывов о поэзии Б.Пастернака, приведенных в работе (14). «Имя Пастернака — мгновенный укол счастья». «Роман о докторе Живаго и стихи Юрия Живаго становятся воплощением радости, которая превозмогает все, даже страх смерти». «Тех, кто не знал Пастернака, не видел его в быту, раздражала непривычная восторженность его поэзии — особенно в контексте с русской словесностью, привыкшей томиться от неразделенной любви и гражданской неудовлетворенности». «Радостным своим, оптимистическим восприятием жизни Борис Леонидович был обязан своим предкам-хасидам». «Что Пастернак, без удивительного еврейского жизнелюбия и жизнестойкости?» «По Пастернаку, роль личности не в том, чтобы делать историю, а в том, чтобы сохранить себя вопреки ей». Да вся история народа еврейского — это успешная попытка сохранить себя, вопреки истории, был Борис Леонидович подлинным сыном своего народа» «Борис Леонидович Пастернак вышел из народа, который «и в несчастье счастлив». Пастернак и в несчастье счастлив». Все это свидетельствует о том, что поэзия Б.Пастернака по своей глубинной сути, по присущим ей чертам есть поэзия еврейская.

Другой поэт, тоже нобелевский лауреат И.Бродский от своего еврейства никогда не отказывался. Наоборот, свое поэтическое мастерство он связывал со своим еврейским происхождением. Вот, как он сам говорит об этом. «С течением лет я чувствую себя куда большим евреем, чем те люди, которые ходят… в синагоги. Происходит это от того, что у меня очень развито чувство высшей справедливости… То, что касается идеи высшей справедливости в иудаизме, довольно крепко привязано к тому, чем я занимаюсь. Более того, природа этого ремесла в каком-то смысле делает тебя евреем, еврейство становится следствием… «Все поэты -— жиды…» -— именно поэтому она [Цветаева] так сказала. Ремесло обязывает. … Дело в том, что русская литература изрядно проперчена еврейским присутствием. Как минимум пятьдесят процентов из тех, кто в этом веке считал себя поэтом, были евреями. Великие поэты …были евреями. Как это расценивать? Говоря коротко, это происходит оттого, что мы -— народ книги. У нас это, так сказать, генетически. На вопрос о том, почему евреи такие умные, я всегда говорил: это потому, что у них в генах заложено читать справа налево» (3). Итак, по И.Бродскому, именно происхождение, генетическая память, генетический код определяют особый характер поэзии, созданный евреями.

А.Красильников(14) сообщает: «Однажды один из друзей намекнул Борису Леонидовичу (Пастернаку) на его еврейское происхождение и то, что по этой причине он так и не научился «толком писать по — русски». ( Кстати в одной из статей Солженицына о творчестве Иосифа Бродского те же намеки и те же обвинения)». Б.Херсонский (26) продолжая эту тему также свидетельствует, что ему приходилось слышать аналогичное обвинение в адрес И.Бродского: « Он не говорит по-русски, а использует русские слова, превращая национальный язык в “очередную редакцию идиш”. Об этом же писал Р. Вагнер (17,25): «Евреи говорят языком той нации, среди которой они живут, но говорят, как иностранцы». Однако, тому, что сделали евреи с языком, этому якобы неумению толком писать или говорить как иностранцы, есть совсем другое определение. Оно выражается простым словом — эволюция. Поэты еврейского происхождения модифицируют поэтическую речь, совершенствуя ее и выводя на новый уровень, отнюдь не в соответствии, к примеру, с идишем. На самом деле это эволюция русской речи (26). Не язык направлял поэзию И.Бродского, а это И.Бродский менял (совершенствовал) язык в соответствии со своей поэзией. Известно также, что И.Бродский писал стихи и на английском языке. И невзирая на то, что его английский был блестящим, никто , по-моему, не называл И.Бродского американским поэтом. По крайней мере я с этим не сталкивался. Значит все же допускается, что язык еще не определяет принадлежность литературного произведения к культуре, соответствующей этому языку. Оправдывают это тем, что «И. Бродский даже в англоязычных стихах использовал русскую структуру речи…это был русский английский» (26). Но, ведь, если верить вышеназванным отзывам о русском языке И.Бродского, что его русский — это новый идиш, поневоле нужно прийти к заключению, что И.Бродский говорит и пишет отнюдь не на русском языке, а на усовершенствованном идише.

Как бы там ни было язык — это все же нечто вторичное, он приобретается уже после рождения человека. Его можно освоить, знать его в совершенстве и блестяще говорить и писать на нем. Но первичное, что заложено в человеке еще до его рождения — это его гены. Еврейская генетическая память изначально определяет то, что свойственно литературе, созданной евреями. Еще раз сошлюсь на Бродского: «Говоря коротко, это происходит оттого, что мы -— народ книги. У нас это, так сказать, генетически» (3). Поэтому и Имре Кертис, и Б.Пастернак, И.Бродский — это прозаик и поэты еврейские, пишущие, соответственно, на венгерском и русском языках. И это относится ко всем евреям, независимо от того, на каком языке они пишут. Они еврейские литераторы.

Генетика евреев определяет и другие стороны еврейской культуры. В науке — это генетически заложенная страсть к познанию, неуемная жажда раскрыть тайны природы, великолепная интуиция, позволяющая из разрозненных догадок и представлений получить цельную стройную картину, что сродни сложению сложного пазла. Коротко говоря, это способность увидеть за деревьями лес и поиск новых путей решения назревших проблем.

Особенности еврейского искусства также обусловлены генетической памятью. Дмитрий Шостакович, восторгаясь еврейской народной музыкой, говорил: «Еврейская народная музыка… многогранна. Она может казаться радостной и в действительности быть глубоко трагичной. Почти всегда это смех сквозь слезы. Это качество еврейской народной музыки очень близко моему представлению о том, какой должна быть музыка. Она должна всегда иметь два слоя. Евреи так долго мучились, что научились скрывать свое отчаяние». Ю.Окунев, процитировав Д.Шостаковича, далее замечает (23): «Отмеченная Дмитрием Шостаковичем двуслойность свойственна не только еврейской музыке, но и, в не меньшей степени, еврейской живописи и литературе. Посмотрите на картины великого еврейского художника Марка Шагала — за сумасшедшим цветом, за радостным, на грани ликования, буйством красок почти всегда лежат нелегкие, полные забот и страданий проблемы жизни людей». И еще: «Исследователи отмечают постоянное присутствие явных черт хасидизма в творчестве Шагала, а в некоторых его картинах обнаружен буквальный перевод на изобразительный язык еврейских идиом». Разве можно отрицать связь его искусства с его еврейским происхождением? Ответ по-моему очевиден.

На основании всего изложено следовало бы изменить устоявшиеся отношения к еврейской культуре, когда еврейские ученые, композиторы, художники и многие многие другие евреи, прославившиеся в других областях культуры, назыаются то австрийскими, то немецкими, то русскими и т.д., но только не еврейскими деятелями культуры. Надо прямо сказать, что Альберт Эйнштейн — это еврейский, а не немецкий ученый. И Зигмунд Фрейд — это еврейский, а не австрийский ученый. И Марк Шагал — это еврейский, а не белорусский или французский художник, И Густав Малер. –это еврейский, а не австрийский композитор. И Феликс Мендельсон –Бартольди — это еврейский композитор. Его, кстати, Р.Вагнер исключал из числа немецких композиторов, обвиняя его в поверхностности и легковесности, неспособности проникнуться глубинами немецкого народного духа (17). С аналогичными заявлениями приходилось сталкиваться по отношению к Б.Пастернаку и И.Бродскому. Их не относили к числу русских поэтов, утверждая, что они не способны понять душу русского человека.

К сожалению нужно также отметить, что некоторые евреи не хотели бы быть отнесены к деятелям еврейской культуры. Они сторонятся ее скорее всего из чувства опасения. Например, многие российские евреи проходят обряд крещения. И.Бродский отмечает (3): «Это с него (Б.Пастернака) началось массовое обращение в православие. Особенно еврейской интеллигенции. Множество людей со времени «Доктора Живаго» приняло православную веру. Побуждало к этому, наверное, чувство, что коль скоро русская культура вскормлена православием, а ты принадлежишь русской культуре, то нет иного выхода, как окунуться в православие. Поэтому и обращаешься к Церкви».

Заканчивая разговор о еврейской культуре, я хочу еще раз подчеркнуть, что к создателям еврейской культуры должны быть отнесены все евреи, творившие в этой сфере. Встраивать их достижения в нееврейскую культуру, в культуру различных стран несправедливо.

И последнее, что хотелось бы отметить. Еврейская культура — это культура народа, постоянно борющегося за свое существование. Он не может себе позволить отойти от цивилизационного процесса , уйти в тень, отстать от достижений цивилизации. Он вынужден всегда быть в передовых рядах, обеспечивать свое существенное участие в развитии человеческой цивилизации. Он не может плестись в хвосте мировой культуры, он должен быть в ее авангарде. Поэтому его культура — это не просто заметный вклад в мировую культуру, это есть самая непосредственная часть мировой культуры. Причем часть весьма весомая. Если бы это было не так, то еврейский народ давно был бы смят, растоптан и уничтожен.

Надо еще иметь в виду, что любая национальная культура не представляет собой некое замкнутое, изолированное образование. Она всегда открыта для других культур. И чем больше она впитывает в себя от других культур, тем менее она становится узко национальной. Ее границы размываются. Она начинает уже в большей степени представлять собой часть мировой культуры, чем быть национальной культурой. Здесь возникают свои трудности в ее идентификации. Так отмечается, например, следующее явление.. Известные режиссеры ставят спектакли по всему миру, выдающиеся певцы выступают в прославленных оперных театрах всего мира, то же касается артистов балета. Выдающиеся дирижеры возглавляют симфонические оркестры всего мира. Знаменитые музыканты дают концерты в концертных залах всего мира. Произведения композиторов давно уже приобрели мировое значение. Все они уже давно стали представителями не национальных культур, а мировой культуры. Место их жительства не связано с одной единственной страной. В разное время они могут проживать в разных странах. По сути дела, они являются гражданами всего мира. То же самое можно сказать о художниках. История знает много объединений художников, интернациональных по своей сути. В начале XX века во Франции проживали и творили многие великие художники. Вряд ли они создавали культуру Франции или страны своего происхождения. Это было искусство мирового, а не национального уровня. В науке это явление уже давно имеет место. Многие ученые работают в эмиграции. Эти процессы очень напоминают то, что произошло с еврейской культурой. Ее единство становится заметным не национальном, а лишь на мировом уровне. О разных уровнях классификации я уже говорил выше.

Наука никогда не была национальной. Странно прозвучали бы такие утверждения как, к примеру, итальянская или французская наука. Наука всегда была мировой. Любое научное достижение становилось достоянием всего мира, а не отдельной страны. Ученные разных стран постоянно обменивались своими результатами. Без этого наука не может существовать и развивться. Другое дело, что творили ее представители разных национальностей. И только в некрологах отмечалось, что итальянская или американская ( здесь подходит любая страна) наука лишилась выдающегося ученого и т.д.

А религия никогда не относилась к национальной культуре отдельной страны. Христианство, к примеру, всегда называлось мировой религией.

Таким образом и вторичные признаки применительно к евреям соответствуют тем, что вкладываются в определение понятия «народ». Естественно, что они слегка видоизменены, но суть осталась та же, она не претерпела изменений.

Подводя итог всему вышеописанному, можно твердо утверждать, что еврейский народ существует. Это реальность, это факт. Таков итог существующих споров по этому вопросу. Таким образом, все приведенные доводы и генетические результаты свидетельствуют, что евреи безусловно являют собой определенную этническую группу, т.е. нацию, народ. Но уникальность этого народа состоит в том, что он неоднороден. В свое время от этого единого корня, как от единого ствола дерева, возникли ответвления, появились вследствие рассеяния различные ветви. Каждая из таких ветвей несет на себе следы влияния того народа, в среде которого проживали евреи. Ведь, надо было как-то приспосабливаться к этой среде. Это не могло не сказаться на языке, бытовой культуре, манере поведения евреев и на некоторых религиозных обрядах. Так возникла неоднородность еврейского народа. Появлялись, как бы, отдельные этнические общности. Но это явление в природе вполне закономерное. В конце концов, яблоки тоже бывают разных сортов. Это зависит от климата, места расположения и прочих внешних условий. При этом яблоки, невзирая на их различия, все равно остаются яблоками. Однако, это дало основание некоторым исследователям считать, что нет единого еврейского народа. Некоторые из них предлагали вместо термина «еврейский народ» употреблять термин «еврейский мир». Мне уже приходилось об этом писать (11).

Однако на этом вопрос о идентификации евреев не закончен. Дело в том, что помимо рассмотренного, существует другое понятие «еврей», соответствующее еврейской религиозной традиции, где понятие «еврей» определяется по критериям, выработанным в Иудаизме. Оно, это понятие, как мне кажется, гораздо чаще используется в различных трудах при идентификации евреев, чем вышеописанное. Это вносит определенную путаницу. Что бы внести ясность и в это положение, необходимо еще и на нем остановиться.

Евреи ведут свое начало от Авраама. Он был отцом-основателем еврейской нации. Грубо говоря, евреи — это потомки Авраама. Но не все. Дело в том, что у Авраама был еще один сын — Исмаил, рожденный не от его жены Сарры, а от служанки Агари. Это уже другая ветвь, к евреям не имеющая никакого отношения. В свою очередь внук Авраама Иаков, обманув со своей матерью Ревеккой своего отца Исаака, вынудили Исаака провозгласить своим наследником Иакова. А тот, кто должен был быть по праву первородства наследником старший брат Иакова Исав, покинул семью и со своими тремя женами, две из которых были ханаанеянками, а третья — дочерью Исмаила, с детьми, скотом и имуществом переселился в горную страну Сеир. Он много лет со злобой преследовал своего младшего брата. Соответствующим образом он воспитывал своего внука Амалека, став родоначальником амалекитян, злейших врагов Израиля. Амалеку и наказал Исав отомстить потомкам Иакова за нанесенную ему обиду (8). Исав и его потомки в силу указанных причин также не считаются евреями, хотя и имеют определенное отношение к Аврааму.

Иаков дал начало родословной еврейского народа. С его именем связано зарождение еврейского народа. Потомки его двенадцати сыновей образовали двенадцать колен Израилевых. Объединение этих 12 Израилевых колен и определяется как народ.

Со временем выработалось определенное отношение к понятию „еврей», отражающее его понимание, соответствующее критериям Иудаизма. Та часть Иудаизма, которая регламентирует религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев получила название Галахи. Галахический критерий гласит, что евреем считается каждый, происходящий от матери — еврейки или принявший Иудаизм, пройдя соответствующий обряд обращения нееврея в Иудаизм — Гиюр. Такой критерий был выработан не сразу.

Так в начале еврейской истории речь идет об Арааме, Исааке, Иакове, его двенадцати сыновьях. Все это мужчины. Мужчины, от которых пошли евреи. Матерям здесь отводится далеко не решающая роль. Кто были жены великих еврейских царей, Давида и его сына Соломона, большого значения для их потомства не имело. Да и среди предков Давида по женской линии была, согласно библейской традиции, моавитянка Руфь. Однако, потомки этих царей считались евреями. И это невзирая на то, что, например, царь Соломон брал себе в жены дочерей окрестных монархов. Этим он расширял сферу своего влияния. Он заключал союз со многими чужестранными женщинами, среди них были египтянки, маовитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки, хеттеянки (6). В переходе к учету потомства по материнской линии большую роль сыграл запрет на смешанные браки. Они считались одним из факторов отхода от Иудаизма. Судить о еврействе по матери стали по той причине, что семейная ниточка всегда протягивается по материнской линии. Кроме того, мужчины, вследствие постоянного преследования евреев, часто погибали, и определять потомство по отцу становилось затруднительно. Таким образом еврейская община признавала своими членами только галахических евреев, евреев отвечающих этому религиозному критерию. Правда, нужно обратить особое внимание на тот установленный факт, что генетические особенности, присущие евреям, передаются через мужскую хромосому, а не через материнскую наследственность, как принято считать по Галахе. Так что религиозная догма, определяющая еврейство по матери, явно устарела в свете современной науки. Правда, в защиту женщин стоит указать на такую информацию. Однажды, в какой-то газетной статье мне попалось утверждение, что молоко еврейских матерей имеет свои черты отличия. Тогда мне это показалось чем-то из мира фантазий. Но вот совсем недавно я прочел сообщение, что мальчики и девочки усваивают материнское молоко по-разному. Мальчики усваивают какие-то компоненты, которые не усваиваются девочками. Ученые, установившие этот факт, полагают, что таким образом от матерей по мужской линии передается какая-то важная наследственная информация. Вот я и подумал, а почему бы в таком случае молоку еврейских матерей не иметь своих отличительных черт (11).

Евреи же отошедшие от Иудаизма, например, принявшие Христианство, евреи — выкресты, или нерелигиозные евреи, естественно, в общину не допускались и не признавались евреями, они считались неевреями. Это были люди, отказавшиеся от своего еврейства. Переход из Иудаизма в другую религию был единственно возможным способом изменения статуса, чем, например, в царской России, да и не только в ней, часто пользовались евреи, чтобы улучшить свое положение, к примеру поступить в университет, минуя пятипроцентную норму. Я уж не говорю о насильственном обращении евреев в Христианство. Но это уже был отказ от своего еврейства по принуждению. Вход в общину для них был также закрыт.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что евреи идентифицируются по двум критериям, основанным на совершенно различных принципах. С одной стороны выделяются евреи по происхождению, евреи этнические. С другой стороны речь идет о галахических евреях, где во главу угла поставлены приверженность Иудаизму. Здесь понятие еврей ассоциируется с членством в еврейской общине. В итоге общая схема идентификации евреев принимает следующий вид. Представим себе два круга. Один круг, пусть это будет левый круг, соответствует этническим евреям. Другой круг, правый, соответствует галахическим евреям, евреям по Галахе. Однако эти два круга не являются самостоятельными, независимыми друг от друга, Они частично наложены друг на друга, частично перекрываются. Эта область перекрытия, принадлежащая и левому и правому кругам одновременно, соответствует этническим евреям, рожденным матерью еврейкой и исповедующим Иудаизм. Это этнические евреи, являющиеся членами еврейкой общины. Свободная область левого круга соответствует этническим евреям, не являющимся адептами Иудаизма. Это этнические евреи, либо принявшие другую религию, либо вообще не придерживающиеся ни одной религии, т.е. атеисты. Свободная область правого круга соответствует неэтническим евреям, которые стали евреями не по крови, а в результате принятия Иудаизма. Они также являются полноправными членами еврейской общины.

В качестве комментария к этой схеме нужно отметить следующее. В современном русском языке применительно к евреям используются два термина: «евреи» и «иудеи». Термин «еврей» имеет скорее этнический смысл. Им пытаются вычленить этнических евреев. Термин же «иудей» относят к последователям Иудаизма, т.е. к тем, кто строго соблюдает законы и предписания Торы. Этот термин имеет скорее конфессиональный оттенок. Из приведенной схемы идентификации евреев становится ясно, что попытки разграничить эти термины обречены на провал. В области перекрытия двух кругов эти два термина просто совпадают. Использовать их не имеет смысла. Приведенная схема идентификации отвечает общему и единому понятию «еврей».

Нужно отметить, что при освещении вопросов еврейства преобладает явный перекос в сторону галахических евреев. В этих публикациях еврейская жизнь рассматривается только в рамках жизни еврейской общины. Вся история евреев рассматривается как история еврейских общин. Евреев без общины просто не существует. Именно этот перекос привел к тому, что евреев стали рассматривать только как религиозное сообщество, как сообщество лиц, исповедующих Иудаизм. Отсюда уже не далеко было дойти до утверждения, что еврейского народа не существует. Да и жизнь самой общины была построена на признании невозможности отхода от Иудаизма. Иудаизм всегда был тем фактором, который поддерживал жизнь общины, помогая ей выстоять в самых неблагоприятных условиях. Евреи предпочитали скорее умереть, чем изменить Иудаизму. Еврейские общины всегда противились эмансипации евреев, считая, что при этом они отходят от Иудаизма. А в этом они видели основную угрозу своему существованию. Конечно, в еврейских общинах тоже шла своя внутренняя борьба между сторонниками каких-либо реформ и их противниками. В основном это происходило при смене элит. В этом отношении примером может служить жизнь Санкт-Петербургской общины в царские времена, порядки в которой существенно отличались от тех, которыми руководствовались общины черты оседлости (9). Но и здесь община не мыслила существования евреев вне ее пределов. Вот так религия и стала национальным фактором.

Вне связи с общинной жизнью о евреях говорят и пишут сравнительно редко. Как правило, здесь речь идет об отдельных личностях, а о не еврейском сообществе. В основном это относится к этническим евреям, когда освещается вклад выдающихся евреев в развитие человеческой цивилизации. В этих случаях перечисляются имена знаменитых евреев, прославившихся своими достижениями в науке, культуре, искусстве, медицине, в промышленности, в сельском хозяйстве, в бизнесе и т.д. Тогда и говорят о еврейском происхождении этих личностей. Но нередко предпочитают не говорить о их происхождении, ограничиваясь указанием страны их проживания. Соответственно, они слывут выдающимися деятелями этих стран. Но об этом я уже говорил.

Видимо, существует единственное исключение из описанного сложившегося подхода к персональному освещению жизни этнических евреев. Это исключение относится к Холокосту. Эта катастрофа — трагедия всего сообщества европейских этнических евреев. Персонально выделять здесь некого. Эта уже история не еврейских общин, а ужасающая страница истории всего еврейского сообщества. Даже невзирая на то, что существуют евреи, которые себя к этому сообществу не относят.

Отсюда возникает часто поднимаемый вопрос, можно ли перестать быть евреем? Естественно, что лица нееврйского происхождения, которые причислены к евреям вследствие принятия ими Иудаизма, могут себе это позволить. Для этого достаточно порвать с Иудаизмом. Что же касается евреев по происхождению, то их разрыв с Иудаизмом ведет к отказу от своего еврейства только в глазах еврейской общины, по Галахе они перестают считаться евреями и не могут быть членами общины. Но от своего еврейского происхождения отказаться нельзя. Сын или дочь могут порвать со своим родителями, не общаться с ними, даже не любить или презирать их, им может быть обидно, что у них такие родители, но они все равно не могут перестать быть детьми своих родителей. Так и этнические евреи. Хотят они того или не хотят, они все равно остаются евреями, евреями по происхождению, этническими евреями.

В начале статьи я уже говорил о том, что евреи в нееврейском сообществе воспринимаются как чужие, В животном мире вследствие внутривидовой конкуренции чужих гонят, не допускают их в свое сообщество. Не секрет, что среди этнических евреев имеет место стремление доказать, что они не чужие, они свои, такие же как все другие. Вообще говоря, в этом нет ничего предосудительного — «с волками жить — по волчьи выть». Другое дело в какой форме выражается это желание быть своим. Всевозможные формы демонстрации неприятия своего еврейства охватывают широкий диапазон: от сравнительно безобидных до угрожающих. Это может быть простое игнорирование своего происхождения, отстранение от какого-либо интереса к этой стороне своей жизни или сокрытие своих корней. Более серьезный характер носят публичные заявления, что евреем быть обидно и даже стыдно. Некоторые идут еще дальше. Они не по принуждению, а добровольно принимают другую веру, переходят чаще всего в Христианство. Этим они как бы закрепляют свое единство с христианским народом, среди которого проживают, бронируют свое участие в культуре этого народа. При этом о своем крещении они объявляют публично и всячески демонстрируют свою принадлежность новой вере. Опасной формой демонстрации соединения еврея с другим народом является его участие в антиеврейских мероприятиях и его антисемитизм. «На многих судебных процессах, связанных с кровавыми наветами, свидетелями обвинения выступали евреи-выкресты» (12). Известны такие случаи, когда этнические евреи становились не просто антисемитами, а воинствующими антисемитами. Таковым являлся, к примеру, Карл Маркс. Евреи в глазах К.Маркса олицетворяли капиталистический строй. Он писал (27): «деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога». Еврейскую нацию он называл преступной или даже утверждал, что это не нация, а социальная категория, и еще, что это «химерическая национальность». Решение еврейского вопроса он также усматривал в исчезновении евреев, но не путем их физического уничтожения, а путем их ассимиляции и растворения в среде того народа, среди которого евреи живут. Иными словами евреи должны полностью отказаться от своего духовного наследия, и сами должны обеспечить исчезновение «еврейских начал» из жизни и культуры человечества. Великий Инквизитор Томас де Торквемада приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде, который был потомком крещённых евреев, а следовательно Великий инквизитор сам имел еврейские корни (21). Он тоже не отставал от антисемитов, во множестве уничтожая евреев огнем и мечом. После возникновения государства Израиль появился новый вид антисемитизма. Теперь под огонь антисемитов попало уже еврейское государство (10). Последователи К.Маркса, евреи, придерживающиеся левой идеологии, в том числе и проживающие в Израиле, со всем пылом и жаром принимают активное участие в компании клеветы на Израиль, в демонизации этой страны и попытках доказать, что Израиль не имеет права на существование. Об этом я уже писал подробно (10).

В конечном итоге все эти действия евреев сводятся к тому, чтобы убедить окружающих, что я де мол, такой же как вы, я не еврей и не считайте меня евреем. Это не что иное, как заигрывание евреев с другим народом. Это явление аналогично политике умиротворения, практикуемой в отношении государств с государством — агрессором. Как показывает опыт, такая политика ни к чему хорошему не приводит.

Заканчивая эту статью хочу еще раз подчеркнуть, что в силу особенностей жизни евреев и установок на выживание в самых, мягко говоря, невыносимых условиях, еврейская идентификация отличается ярко выраженным своеобразием, не укладывающимся в общепринятые рамки.

Использованная литература

1. Баландин Сергей. Как и откуда появились евреи? (исторический очерк).

2. Барталь Исраэль. Изобретение изобретения. Booknik.

3. Беркович Евгений. И эллин и иудей. (Опыт синтетического интервью с Иосифом Бродским).

4. Вихнович В. 2000 лет вместе: Евреи России. Питер. 2007

5. Грушевой А.Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета. 2008

6. Джонсон Пол. Популярная история евреев. Вече. Москва. 2003

7. Зелев Андрей. Финикийцы это евреи! Проза.ру.

8. Исав. Еврейская энциклопедия.

9. Кноринг Лев. Своеобразие еврейской жизни царского Петербурга. Сетевой портал «Заметки по еврейской истории». 2012.

10. Кноринг Лев. Палестинские сказки. Журнал «Мастерская». 2015.

11. Кноринг Лев. Феномен евреев. Сетевой портал «Заметки по еврейской истории». 2011.

12. Коваль Леон. Что тот антисемит, что этот. «Народ мой» №23 (387), 2006.

13. Колмановский Илья. Генетика решила все загадки истории евреев. Сноб 11.06.10.

14. Красильщиков А. «Еврейский вопрос» Бориса Пастернака. На полях книги Д. Быкова «Борис Пастернак».

15. Краткая стенограмма презентации и обсуждения книги Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?» Сетевой портал «Заметки по еврейской истории».

16. Культура. Википедия.

17. Лебедев Николай. Великий антисемит. История. Jewish.ru

18. Лурье С.Я. Антисемитизм в Древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. М, 1994

18а. Мильштейн Илья Хрупкий опыт одиночки. Еврейская панорама. №5, 2016

19. Монотеизм. Википедия.

20.Народ. Википедия.

21. Торквемада, Томас. Википедия.

22. Окунев Ю. Вхождение в еврейскую культуру.

23. Окунев Юрий. Жизнерадостное мироощущение, исполненное веры в будущее. Интернет-газета «Континент».

24. Основные формы и типы культуры. Место и функции культуры в обществе. Энциклопедия замечательных людей и идей.

25. Поговорим о музыке: почему евреи не слушают Рихарда Вагнера.

26. Херсонский Борис. Не быть как Бродский. Журнальный зал.

27. Энгель В.В. Курс лекций по истории евреев в России. Тема 12. Марксистско-ленинская идеология и евреи.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария к «Лев Кноринг: Особенности еврейской идентификации. Окончание»

  1. Определение Ю. М. Нагибина полностью поддерживаю (кстати, видимо у Ю. Ноткина это Ю. просто выпало). Сам Нагибин был «согласен», даже когда под конец жизни узнал, что он не еврей. Ну, с религиозными евреями вопроса нет, но и нерелигиозные что-то чувствуют, что их объединяет. Ведь неспроста мы узнаем друг друга в любой толпе.

    1. Прошу извинить за опечатки. Конечно Ю.М.Нагибин и Я.Свердлов, а не М.Свердлов.

  2. Статья Л.Кнорринга поражает удивительной эклектичностью. Взявшись за эту многострадальную тему, нельзя обойтись без литературы, но просто перечисляя из нее цитаты, порой противоречащие друг другу, не пытаясь извлечь основные изложенные там идеи и сопоставить их за отсутствием с собственными, просто складируя их в штабеля -на что можно рассчитывать.
    Конечно, большой искус уцепиться за Бориса Пастернака, кто только не мыл его кости. Но коль скоро Л.Кнорринг ссылается на А.Красильщикова, вынув из него только одну цитату: «Однажды один из друзей намекнул Борису Леонидовичу (Пастернаку) на его еврейское происхождение и то, что по этой причине он так и не научился «толком писать по — русски» то ,как мог Л.Кнорринг «не заметить» там же целого абзаца: «Нацисты попытались решить «еврейский вопрос» кардинально. Борис Леонидович (Исаакович) был против подобного насилия над плотью целого народа. Он считал, что народ этот должен добровольно исчезнуть, утратив свою душу, превратившись в нечто, не имеющее никакого отношения к себе самому. Нет еврея – нет проблемы. Нет страданий на эту тему. И великий русский (на 99%) поэт Пастернак становится русским на все 100. Он мечтал об этом»
    Ка можно писать,что поэзия Б.Пастернака пронизана еврейским мироощущением,не приводя для этого ни единого довода . В конце концов так ли важно, сводила ли няня Бориса в церковь, где на него побрызгали, как утверждал сам поэт и отменило ли это тот факт, что он был обрезан в Московской синагоге. Поверим все таки И.Бродскому, которого и так и эдак цитирует Л.Кнорринг : «Это с него (Б.Пастернака) началось массовое обращение в православие» Но у него был выдающийся поэтический талант. Он не служил и не участвовал. Он выпил своё ведро помоев в конце жизни, но ни Хрущ ни Семичастный не осмелились написать на этом ведре «еврей». Зато уж натешились жидом, те, кто гнобил его могилу в Переделкино. И все равно никто не имеет права его живого или мертвого тянуть в евреи.
    Если имеет право на жизнь «Отпусти народ мой!», то правомерно «Отпусти меня от моего народа».
    Я обращался к Ю.Окуневу, чьи длиннющие списки еврейских писателей, философов, ученых не приемлю, с просьбой выяснить, ощущают ли себя евреями к примеру Э.Доктороу или С.Беллоу, но ответа не получил.
    Ну да есть безусловно генетический код, который порой прорисовывается на лице особенно в старости, но и с ним Шломик Занд вещает ««презираю генетику, которая занимается демографией национальных групп — расистский идиотизм» и пишет, «Как и почему я перестал быть евреем». Отпустим к бесу и его.
    Давайте только не говорить о крови, Если бы пришлось взять пару литров у Гиммлера, и перелить имеющему ту же группу, желательно еще обратить внимание на резус фактор, ну скажем Эли Визелю, то ничего бы в этих двух личностях не изменилось.
    Что же остается? Я готов вслед за Е.М.Берковичем позаимствовать у М.Нагибина. «Еврей-тот, кто на это согласен» Согласны? Значит принимайте на себя и ту ложь которая льется на религию иудаизма, неважно, исповедуете ли вы ее или нет. И те распри, хоть и не убийственные, которые есть внутри этой религии. Только не верьте фене про иудео- христианство. Подставляйте плечи и головы под потоки вранья, наветов, которые накопились в нашей истории и не отмазывайтесь от тех действительно премерзких фигур, которые в ней существовали. Не выковыривайте из булки изюм. Мол А.Эйнштей наш, а М.Свердлов нет.И не верьте, что евреи споили Русь, втащили ее в большевизм, чека и т.д Силенки бы не хватило, даже если бы все они этого хотели, а и это чушь собачья. Боритесь. Если молодые, сражайтесь! А если старые, стучите клавишами. Конечно, если вы действительно согласны быть евреями.

  3. По поводу «русскости» Бродского и Пастернака. Однажды одна моя сотрудница рассказывала, как она в бакинской школе поправила мальчика- азербайджанца, сказавшего что-то неправильно по-русски. «Ты что, еврейка?»- спросил он. — «Почему ты спрашиваешь?» — «Потому что только евреи знают как правильно говорить по-русски». И еще. В начале перестройки на сов. телевидении стали появляться дети белых эмигрантов. Я обратил внимание на красоту и правильность их русской речи. Видимо и те другие овладевали языком через литературу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *