Арон Шнеер: Верность идеалам (от Риги до Ташкента). Штрихи к истории Бетара Латвии

Loading

Идеи Бетара, идеи Жаботинского оказались востребованы и сегодня. Хотя, к сожалению, по сей день в Израиле личность и деятельность Жаботинского, а также его соратников оценивается неоднозначно и вызывает споры. Не это ли свидетельство силы и актуальности его идей.

Верность идеалам

(от Риги до Ташкента)
Штрихи к истории Бетара Латвии

Арон Шнеер

Слова «еврейский легион» в Советском Союзе впервые прозвучали в сентябре 1941 г. в Ашхабаде на следствии против группы лиц, желавших перейти советско-иранскую границу. Слова «еврейский легион» были записаны следователем, который вел допрос обвиняемых.

Второй раз их услышали в Москве в октябре 1941 г. из уст Х. Эрлиха и В. Альтера, польских евреев, видных руководителей Бунда. Они были арестованны НКВД в октябре 1939 г., но после подписания 30 июля 1941 года советско-польского соглашения были освобождены из советской тюрьмы. Оба тотчас активно занялись политической деятельностью по мобилизации западных евреев на борьбу с фашизмом. Именно поэтому в октябре 1941 г. они предложили создать еврейскую воинскую часть, правда не из евреев СССР, а «сформировать в США Еврейский легион и отправить его на советско-германский фронт»[1].

В третий раз слова «еврейский легион» прозвучали в том же месяце. 28 октября 1941 г. их услышали люди, не имевшие понятия ни о легионе, ни о Жаботинском — это были члены Военного Трибунала 53-й Отдельной среднеазиатской армии. А произнес их Калман Энтин член латвийского движения Бетар. Каким образом оказался К.Энтин в Ташкенте и почему идеи Жаботинского были озвучены в Средней Азии во время войны?

Для ответа на это вопрос надо вернуться назад и вспомнить, что связывало В. Жаботинского и Латвию.

Фундамент ревизионисткого движения был заложен в Латвии, там же возникла и молодежная организация ревизионистов «Бетар» (Брит Трумпельдор)[2].

Это произошло, действительно, не случайно. Й.Трумпельдор успел побывать в Латвии, где в который раз говорил о необходимости вооруженного сопротивления евреев, против всевозможных погромщиков. Это произошло в октябре 1917 г. в Двинске, где состоялся съезд солдат-евреев Пятой армии, в котором участвовало 100 человек. Съезд был организован Й. Трумпельдором и проходил под его руководством. Именно Й.Трумпельдор потребовал от делегатов съезда организовать защиту еврейских общин от возможных погромов[3].

Рига — родина Бетара. Жаботинский 8 раз бывал в Латвии. О первом пребывании можно сказать условно: он видел ее из окна поезда: Жаботинский упоминает, что первое января 1905 года он встречал в вагоне за Двинском[4], т.е. 31 декабря 1904 он проезжал Латвию в скором поезде Петербург-Одесса.

В конце октября-ноябре 1913 г. (судя по публикациям на его приезд в Двинск в газете «Двинская мысль» от 10 и 15 ноября 1913 г.) он посетил Двинск с лекцией «Ассимиляция народностей»[5].

После этого он еще 6 раз приезжал в Латвию течение 13 лет: в 1923, 1925, 1930, 1933, 1935 и 1936 гг.

К 1923 г. сионистское движение, по мнению Жаботинского, отошло от пути начертанного Герцлем, и поэтому Жаботинский решил вновь обратиться к литературной деятельности, которую впрочем, он никогда окончательно не бросал. Приезд Жаботинского в Ригу в первую очередь имел цель вдохнуть новую жизнь в практически угасавший «Рассвет» — еженедельный журнал федерации русско-украинских сионистов в эмиграции. Позднее он станет журналом Всемирного союза ревизионистов[6]. Жаботинский согласился на поездку в страны Балтии, чтобы провести там пропагандистскую компанию по спасению журнала. Приезд, конечно, сопровождался встречами с членами еврейских организаций и чтением лекций.

В первый приезд в ноябре 1923 г. Жаботинский выступил с лекцией «Еврейство и милитаризм» в зале ремесленного общества в Риге 19 ноября в 8 с половиной часов вечера для тех, кто приобрел билеты[7]. С этой же лекцией он выступал в Лудзе и Резекне[8]. Лекция повсюду вызвала интерес слушателей, но в Риге, где на выступлении присутствовали в основном студенты, члены общества Хатхио, огромное впечатление. Члены этого общества выступали за активный подход в достижении целей сионизма. К движению присоединилась студенческая корпорация «Хасмонеев» именно она организовала молодежь в «Бетар», девизом которого было стать частью «еврейской бригады» в Эрец-Исраэль. 27 декабря 1923 года в Риге был создан «Бетар». Его правление находилось в доме №5 по улице Ноликтавас. В течение января 1924 г. группы «Бетара» возникают в Резекне и Лудзе. Особенностью Рижского Бетара было то, что организация объединяла в основном учащуюся молодежь, культурную интеллигентную. Именно поэтому многим членам ревизионистского крыла, в преддверии репатриации в Палестину приходилось осваивать рабочие профессии: столяров, слесарей, электриков[9]. К левым движениям большей частью примыкала трудовая молодежь. Жаботинский высоко оценил своих рижских слушателей. Именно они подвигли его к созданию ревизионистского крыла в сионистском движении. Он писал: «Мои впечатления от рижских студентов и молодежи укрепили мою веру. Я решил перейти от литературных трудов к делу, т.е. предпринять необходимые шаги с целью создания чего-то подобного движению активистов, которые сейчас рассредоточены по всему миру»[10].

Всего в Латвии к 1930 г. было 25 отделений так называемых «каним» («гнезд») — организации насчитывали в своих рядах 1.200 активных членов. Для сравнения: в то же самое время их соратников в Палестине было почти вдвое меньше, всего 650 человек, в Литве — 1.120, а в таких относительно крупных европейских странах как Румыния и Чехословакия — по 2.000 в каждой [11].

Именно поэтому , приехавший в марте 1933 г. в Ригу Бен-Гурион был закидан тухлыми яйцами, а во время его выступления в гим-назии «Иврит» треть гимназистов демонстративно покинула зал [12].

Не менее активно латвийские бетаровцы откликались на события в самой Палестине. Так на погромы 1929 г. они ответили увеличением количества репатриантов из числа своих активистов и усилением их военно-спротивной подготовки и публикацией в Риге, а затем рассылкой по отделениям «Бейтара» во всем мире специальный учебник по военному делу «Таргиль ха-мишмар»[13]. После прихода нацистов к власти в Германии именно рижский бейтар почти одновременно с еврейским конгрессом Америки инициировал бойкот еврейской общиной Латвии германских товаров[14].

Для Бетара была характерна верность своим принципам как в довоенный период, так и во время войны. Несмотря на обвинения со стороны руководителей сионисткого движения и всех левых кругов в фашизме, бетаровцы видели, что основная угроза для евреев исходит именно из нацистской Германии. Поэтому они были первыми в противостоянии с ней, кто прибегнул к силовым акциям.

Латвийское руководство никогда не чинило препятсвий для приезда Жаботинского в Латвию, однако политическая полиция внимательно следила за деятельностью Жаботинского и его организации. Так, в мае 1935 г. руководство полиции получило сообщение о выступлении Жаботинского «с докладом об актуальных задачах еврейского национального движения перед аудиторией в полторы тысячи человек [15]. Десять месяцев спустя, в марте 1936 года, все те же агенты описали торжественные церемонии по случаю 15-летия гибели Йосефа Трумпельдора, прошедшие в Риге, Лиепае, Вентспилсе, Елгаве, Лудзе и других латвийских городах[16]. Кульминацией взаимоотношений режима Ульманиса с сионистскими организациями стало прозвучавшее 27 сентября 1937 года заявление представителя Латвии в Лиге Наций. В заявлении было сказано, что народ Латвии с большими симпатиями относится к стремлениям евреев возвратиться на историческую родину[17].

Конечно, такая политика соответствововала стремлению латвийского руководства «мягко» очистить Латвию от евреев. Президент Ульманис и его сторонники понимали, что евреи, занимающиеся сионисткой деятельностью, не собираются оставаться в Латвии, а готовятся к репатриации в Палестину. Это полностью соответсвовало идее латышезации Латвии, созданию мононационального государства. Таким образом, Президент Латвии рассчитывал мирными, вполне законными политическими средствами избавиться от латвийских евреев.

Идилия закончилась в июне 1940 г., когда Латвия, как и другие Балтийские республики, были оккупированы Советским Союзом. Тотчас все еврейские организации были закрыты, запрещено изучение иврита. Арестованы, либо разыскиваются все активисты «Бетар». Ни одна из сионистских организаций не подверглась такому разгрому. Несколько примеров:

Давид Варгафтик в 1935 г. был избран вице-председателем Латвийского «Бейтара». По материалам его личного ссыльного дела узнаем, что 6 августа 1940 г. его арестовали и посадили в Рижскую центральную тюрьму. 28 января 1941 г. следователь следственной части НКВД Латвийской ССР, лейтенант ГБ Дуплевский оформил на него, а зам. наркома Внутренних дел Латвийской ССР, капитан ГБ Шустин утвердил обвинительное заключение по ст. 58-4,10,11. В обвинение сказано: «… Состоял в контрреволюционной военно-националистической сионистской организации «Трумпельдор» <…> отрывал еврейскую трудящуюся молодёжь от комсомола, ориентируя её на антиленинское разрешение еврейского вопроса, через создание еврейского государства в Палестине…». (выделено мной.— А.Ш.)

8 марта 1941 г. Особым совещанием Д. Варгафтик был приговорен к 8 годам лагерей. Он попал в ВОРКУТЛАГ. Затем в ссылку. Однако поскольку он значился «руководителем буржуазно-националистической организации», на его «оперативную разработку» назначили осведомителей по кличкам «Григорьев» и «Рыбак». Вдобавок МГБ в апреле 1949 г. заподозрило в нём… латвийского министра финансов и проверяло его возможные связи. В июле 1955 г. нач. следственного отдела УКГБ подполковник Христич затребовал из Казачинска личное дело Варгафтика, но в сентябре того же года 4-й спецотдел МВД вернул дело с резолюцией, что «не находит оснований для освобождения из ссылки». Только 12 ноября 1955 г. Верховный суд Латвийской ССР пересмотрел «дело» и прекратил его за отсутствием состава преступления. 29 ноября 1955г. в Красноярск было направлено предписание «срочно-освобождение»[18].

Давид Керштат родился в 1909 г. в Латвии и в юности присоединился к «Бейтару». В 1933 г. был назначен офицером руководства «Бейтара» Латвии. Постоянно помогал репатриации в Эрец Исраэль и участвовал в пропаганде учения Жаботинского среди еврейской молодежи. Организовывал и руководил группами еврейской молодежи. В 1941 г. он был арестован и приговорен к 16 годам заключения, которое отбывал в лагерях. Освобожден в 1956 году[19].

Антон Кальман, родился в 1920 г. в Латвии. Был одним из активистов «Бейтара». Был арестован в 1941 г. по обвинению в сионистской деятельности и приговорен к 10 годам заключения. Умер в лагере Уральск а 1943 году [20].

Арон Бер Гамза родился в Люцине (Лудзе) в 1886 г. Был активным участником сионистского движения, работал учителем в еврейской школе. В 1923 г. присоединился к «Бетару». В 1931 г. был избран делегатом от Ревизионистского движения Латвии на Сионистский конгресс в Базеле. 14 июня 1941 г. был арестован и вместе с семьей выслан в Вятлаг, Кировской области. Скончался в лагере 31 марта 1942 году [21].

Его дочь Батия Гамза в своем письме автору от пишет: «С установлением советской власти воцарилась атмосфера недоверия и доносов. (Говорят, что доносчикам платили!) <…> На площадях устраивались митинги, демонстрировались фильмы («хлеба и зрелищ!») и одновременно натравливали одну часть населения на другую, готовили списки на высылку». К письму Батия приложила удивительный документ, который необходимо процитировать полностью:

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

Свидетеля Левин Афроима 1915 года рождения,
урож. гор. Лудза, проживает Талавийская ул. 114,
еврей, гр-н СССР, служащий, холост, образование
3 группы о/ школы, член ВЛКСМ, арестовывался
в 1937 г. и находился под стражей до апреля м-ца
1938 г. за участие в революционной организации.

От 9 июня 1941 года

За дачу ложных показаний свидетель ЛЕВИН Афроим предупрежден об ответственности по ст.95 УК РСФСР. А. Левин.

Вопрос: Скажите, что вам известно об организации «Трумпельдор»?

Ответ: Мне известно, что в гор. Лудза начиная примерно с 1927 г. организовалась организация еврейской молодежи «Трумпельдор». Эта организация была явно фашистская организация молодежи. Ставящая своей задачей воспитать в молодежи ненависть к Советскому строю и прививать любовь к фашистскому строю, т.е. руководители этой организации убеждали молодежь о предстоящем захвате Палестины и установления националисти-ческого государства.

Вопрос: Известны ли вам руководители этой организации?

Ответ: Из числа руководителей организации «Трумпельдор», мне известны: ВЕРДЕЛЬ Соломон — работает в г. Рига, ГИНСБУРГ Эммануил — учится в г. Риге в институте, ЗУСЕР Иосиф Моисеевич — проживает в г. Лудза, КАГАН Исак — проживает в г. Лудза, ВОРГАФТИК Давид — проживает в г. Рига, СЛОБОДА Давид — проживает в г. Рига, ГИНСБУРГ Моисей, учится в одном из сел. ГАМЗА Арон-Бер — проживает в г.Лудза.

Все эти лица были в руководстве организации до 1940 года и проводили свою националистическую работу.

Конкретная деятельность их заключалась в том, что они собирали собрания еврейской молодежи, выступали с обширными речами, проводили кружковые занятия и т.д.

Других фактов их работы мне неизвестно.

Протокол с моих слов записан верно и мне зачитан.

А. Левин.

Допросил: СОТРУДНИК ЛУДЗЕНСКОГО УО НКГБ
СЕРЖАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ (Хутков)

Да, и евреи доносили друг на друга, но классовая борьба не знает национальностей. И ослепленные одной теорией приносят в жертву носителей других теорий. Что можно было требовать от представителей коммунистической идеологии, когда в 20-30-е годы представители левых сионистских организаций называли фашис-тами сторонников Жаботинского.

К началу войны движение ревизионистов в Латвии было практически обезглавлено: 14 активистов латвийского «Бетара» были арестованы [22].

Несмотря на это после нападения Германии на СССР бетаровцы делают однозначный выбор: воевать. Воевать в составе армии власти репрессировавшей Бетар. Бетаровцы сражаются в рядах созданных батальонов рабочей гвардии, а впоследствии в составе латышской стрелковой дивизии.

По подсчету ветерана дивизии Ш.Цейтлина, только членов рижского «Бейтара» в дивизии был 71 человек, из них 38 пали в боях [23]. Стали бойцами дивизии члены «Бетара» и из других мест, например, даугавпилчанин Х. Фейгельсон и его братья [24].

Необходимо отметить, что многие из бетаровцев были добровольцами, несмотря на то, что, как сказано выше, основные репрессии, обрушившиеся на сионистов перед войной, в первую очередь коснулись движения «Бетар». Правда, бетаровцы оставались и во время войны верны своим идеалам, в результате чего многие из них оказались в поле зрения НКВД и были репрессированы. Так Яков Перлов, служивший в Латышской дивизии, после ранения попал в другую часть, стал офицером. В августе 1944 г. он выступил в синагоге освобожденного Львова с призывом к репатриации в Израиль. Я.Перлов был арестован и получил 10 лет ИТЛ[25].

Еще пять бетаровцев, среди которых был один, ставший к этому времени коммунистом, были арестованы и получили разные сроки, несмотря на участие в боевых действих [26].

Однако, если прямая связь с идеей Жаботинского о создании еврейского легиона у вышеназванных бетаровцев не просле-живается, то на судьбу К. Энтина она повлияла необратимо. К.Энтин относился к числу тех евреев, которые на деле пытались осуществить свое желание сражаться в составе еврейских соединений против фашизма и за создание еврейского государства. В первую очередь, это были евреи-бетаровцы — жители территорий, ставших советскими в 1939-1940 гг. Большинство бетаровцев, в отличие от представителей других левых сионистких партий или организаций, были разочарованы установлением советской власти. Многие из них скрывались, чтобы не быть арестованными органами НКВД.

Калман Энтин родился в 1918 г. в Лудзе. Он был одним из руководителей Бетара в Латгалии (Восточная часть Латвии). После 17 июня 1940 г. уехал в Ригу, скрывался, под чужой фамилией, работал на авиазаводе. Ему удалось избежать ареста в 1940 г и во время во время массовых репрессий 14-17 июня 1941 г. Вместе с тем он, как и другие латвийские евреи — сторонники Жаботинского, видели главную опасность исходящую для евреев от фашизма, поэтому, несмотря на неприятие советской власти, в дни войны сделали правильный выбор: Калман Энтин, как и многие его товарищи, 28—29 июня 1941 г. сражался с немцами в составе батальона рабочей гвардии на набережной Даугавы в Риге, прикрывая отступление частей Красной Армии. Энтину удалось перейти старую латвийско-советскую границу и оказаться в России. Однако желания жить в СССР не имел. Он добрался до Ашхабада, там Энтин нашел единомышленников: Самуила Левина, Израиля Цемаха оба из Латвии и Тевеля Апельштейна, беженца из Польши. Калман договорился с местным жителем, который обещал помочь в переходе границы. Однако проводник оказался агентом НКВД, и во время попытки перехода через границу все участники были задержаны.

28 октября 1941 г. на закрытом судебном заседании решением Военного трибунала 53-й Отдельной среднеазиатской Армии «Энтин, Левин, Цемах и Апельштейн были признаны виновными в том, что будучи эвакуированными из прифронтовой полосы в город Ашхабад, договорились между собой нелегально уйти в Иран. Подыскав проводника, они 14 сентября 1941 г. направились к советско-иранской границе, но были задержаны.

В судебном заседании Энтин, Левин, Цемах и Апельщштейн показали, что «решение о побеге за границу обусловлено недоброжелательным отношением местного населения, а также желанием сражаться с немецкими войсками в составе Еврейского легиона». (Выделено автором. — А.Ш.)

В тот же день Военный трибунал приговорил всех четверых за попытку нелегального перехода границы и измену родине к 10 годам лагерей. В марте 1943 г. в Тюменской тюрьме Энтин умер.[27]. Только 29 марта 1990 г. Верховный суд СССР отменил приговор 1941 года[28].

В 1942 г. такую же попытку и с тем же результатом осуществил другой рижанин, тоже член Бетара — Израиль Дейфт, освобожден-ный лишь в 1956 году, впоследствии один из первых преподавателей иврита в Риге.

Именно бетаровцы, пережившие лагеря, освобожденные из лагерей и ссылок в середине 50-х годов, вернувшись в Латвию, стали организаторами первых подпольных молодежных еврейских кружков в Риге, небольших групп по изучению иврита, возглавили борьбу за увековечение памяти 27 тысяч евреев Рижского гетто расстрелянных в лесу Румбуле.

Бетаровцы были примером для участников так называемого «самолетного дела». И сегодня организация «Бетар» существует и активно действует во многих республиках бывшего СССР. Идеи Бетара, идеи Жаботинского оказались востребованы и сегодня. Хотя, к сожалению, по сей день в Израиле личность и деятельность Жаботинского, а также его соратников оценивается неоднозначно и вызывает споры. Не это ли свидетельство силы и актуальности его идей.

___

[1] Г.Костырченко. В плену у красного фараона. Политические преследования евреев в СССР в последнее сталинское десятилетие. М., 2001, с. 28.

[2] М.Бобе. Евреи в Латвии. «Шамир». Рига 2006,с.185.

[3] Б.Волкович. Сионистское движение в Латвии (1918-1940). Daugavpils Universitate. 2008.Книга 1, c. 85.

[4] В. Жаботинский. Ваш Новый год. (Письмо на родину). Избранное. Библиотека –алия.1978,с.56-57.

[5] Б.Волкович. Сионистское движение в Латвии (1918-1940). Daugavpils Universitate. 2008.Книга 1, c. 275.

[6] Ицхак Маор Сионистское движение в России. «Библиотека –Алия», 1977,с. 431. «Рассвет» был еженедельным журналом федерации русско— украинских сионистов в эмиграции., затем — Всемирного союза ревизионистов. Издавался в Берлине (1922-1940 и Париже ( 1924-1934).

[7] Сегодня, 1923, 13 ноября (объявление). Изложение лекции Газ. «Сегодня» 1923 г. 21 ноября (с. 2-3)

[8] Сегодня, 1923,. 23, 25 ноября.

[9] М.Бобе. Евреи в Латвии. «Шамир». Рига 2006,с.185.

[10] Цитирую по: К.Шиндлер «Владимир Жаботинский, Рига и наследие ревизионистского сионизма», сб. «Евреи в меняющемся мире. Материалы 3-й Международной конференции» Рига, 2000. С. 395.

[11] Я. Гордин. Контрразведка Латвии против всемирного сионистского центра. Далее сноски 14 -16 взяты из указанной статьи. АБ, Штаб Рига — Вена, Отчеты, Б 1-3, Bericht der Mifkada-Eljona des Brit-Trumpeldor an die IV. Weltkonferenz der Union der Zionisten-Revisionisten, август 1930 г.

[12] Ш. Цейтлин, Документальная история евреев Риги (Израиль, 1989), стр. 61-62.

[13] Там же, «Относительно книги «Таргиль ха-мишмар», 29 сентября 1929 г.

[14] Я. Гордин. Контрразведка Латвии против всемирного сионистского центра. Источники в статье: Архив Германского министерства иностранных дел: Aufzeichung, 14 Juni 1933, Auswaertiges Amt, Pol.2, Lettland, Bd.6, Reel 3506, E631886 — E631890; Дело «Латвийского еврейского комитета по осуществлению бойкота», Латвийская политическая полиция, Латвийский Государственный исторический архив (LVVA), 3235.f., 3.apr., 278.l., 87.-92.lp; W. Braatz, “German Commercial Interests in Palestine: Zionism and the Boycott of German Goods, 1933-1934”, European History Quarterly, Vol.9, No.4, 481-513 (1979).

[15] Отчет за 21.5.1935, LVVA, 3235.f., 3.apr., 278.l., 143.lp.

[16] Отчет за 18.3.1936, там же, 186.lp.

[17] Б.Волкович. Сионистское движение в Латвии (1918-1940). Daugavpils Universitate. 2008.Книга 1, c. 140.

[18] Лично-ссыльное дело № 2579.

[19] В 1966 г. Керштадт получил разрешение на выезд в Израиль. Умер в 1990 г.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Ш.Цейтлин. Документальная история евреев Ригию Израиль, 1989, с. 207.

[23] Там же, с. 257

[24] Б.Волкович. Х. Фердман. И. Штейман. Евреи Даугавпилса на фронтах Второй мировой войны. Даугавпилс.2000, с.36.

[25] Ш.Цейтлин. Документальная история евреев Ригию Израиль, 1989, с.206.

[26] Там же, с. 190,257.

[27] Письмо брата Х. Энтина. Приговор Трибунала. Архив автора.

[28] А.Шнеер. Плен. Москва-Иерусалим. Мосты культуры.Гешарим. 2005, с.369. 544-547. приложение: ПриговорТрибунала.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Арон Шнеер: Верность идеалам (от Риги до Ташкента). Штрихи к истории Бетара Латвии

  1. Спасибо автору за интересную и, считаю, очень нужную работу. Имя Жаботинского, его дела, традиции, идеи достойны изучения и заслуживают и СЕГОДНЯ самой высокой оценки. По тексту у меня только один недоуменный вопрос: чем объяснить повторяющееся двойственное написание, даже в соседствующих строчках ( «По подсчету ветерана дивизии Ш.Цейтлина, только членов рижского «Бейтара» в дивизии был 71 человек, из них 38 пали в боях [23]. Стали бойцами дивизии члены «Бетара» и из других мест, например, даугавпилчанин Х. Фейгельсон и его братья [24])?
    Организация названа «БЕЙТАР» (בֵּיתָר, аббревиатура от בְּרִית יוֹסֵף טְרוּמְפֶּלְדוֹר, Брит Иосеф Трумпельдор — Союз имени Иосефа Трумпельдора), на иврите буква юд сохранена, что предполагает Й в слове. Кроме того, название придумано и как напоминание о древнем городе-крепости Бейтар — последнем оплоте Бар Кохбы, восставшего против римлян. K Латиницей получайтся BETAR, но по-русски, на иврите принято писать «Бейтар» (Бейтар-илит поселение).
    Показательно, что российские ретрограды и антисемиты приобщают «Бейтар» к кровавым событиям 1991-1993 гг в Москве. Утверждается, что «более 1000 единиц стрелкового оружия (автоматов АКС-74У с боезапасами) из МЧС было роздано Егором Гайдаром в руки «защитников демократии», в том числе боевикам «Бейтар»», что «ФСБшники их и пригласили, в частности бейтар под видом сборной Израиля по биатлону официально тренировался на полигоне спецподразделения «Вымпел.» Начинающих биатлонистов доставили спецрейсом, а в аэропорту их встречал, кажется лично Коржаков», а в 2012 г. в интернете появился фрагмент из фильма «Сквозь Апокалипсис, 5 серия, Перевороты 1991-1993гг.» об участии третьих сил в развале СССР, о сионисткой организации «Бейтар».
    Этому не скажешь привычное «спасибо за внимание».

  2. «…члены общества Хатхио»
    ———————————————————————————
    Это, случайно, не называлось «hаТхия» (возрождение)?

  3. Интересная работа, и содержит сведения, которые мало кому известны. Автору — огромная благодарность.

    P.S. Мелочь — что-то не то с фразой:

    «Лекция повсюду вызвала интерес слушателей, но в Риге, где на выступлении присутствовали в основном студенты, члены общества Хатхио, огромное впечатление».

Добавить комментарий для Б.Тененбаум Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.