Анна Тамарина: Пионерка

Loading

Благодаря своим способностям, настойчивости, упорству Кашеварова-Руднева стала первой женщиной-врачом в России, но не имела возможности работать в медицинских учреждениях, вести научную и преподавательскую деятельность. Участь пионерки всегда тяжелая, но далеко не всегда благодарная.

Пионерка[i]

Анна Тамарина

Варвара Александровна Руднева-Кашеварова

Мы привыкли к тому, что в медицинских учреждениях очень многие врачи — женщины. Но еще 150 лет назад в России не было ни одной, получившей высшее медицинское образование в своем отечестве.

«Когда ученый секретарь академии произнес ее имя, гром рукоплесканий студентов-мужчин заполнил зал, и шум продолжался несколько минут; затем, когда церемония закончилась, товарищи г-жи Кашеваровой, посадив ее в кресло, с триумфом и восторженными криками пронесли по всем залам», — так описывает американская писательница Софи Джек-Блэк в книге «Женщины-медики» торжественность обстановки при вручении диплома врача Варваре Александровне Кашеваровой-Рудневой — первой женщине, разрушившей медицинскую монополию мужчин в России.

Но путь к покорению этой вершины был очень тяжелым.

Варвара Александровна родилась в 1842 году в Витебской губернии, в еврейской семье. Ее девичья фамилия — Нафанова. Варя рано осталась сиротой, и ее отдали в бедную семью меламеда (учителя). Жили они сначала в г. Чаусы Могилевской губернии, потом в г. Велиже Витебской губернии. Детства у Вари не было. С ранних лет она с хозяйкой занималась всей домашней работой — шила, мыла, убирала дом, нянчила малышей, летом (за продукты) помогала соседям в огороде. Но ее усердия не замечали, и часто благодарностью были тумаки.

Учили в семье только мальчиков. Когда удавалось, Варя присутствовала на уроках нареченных братьев, и вскоре научилась решать в уме арифметические и даже алгебраические задачи быстрее мальчиков.

В 12 лет (по Талмуду — время совершеннолетия девочек) Варя решила уйти из дома. Соседка-солдатка расписала ей благополучную жизнь в Петербурге и убедила, что там девочка сможет учиться. У солдатки муж служил в Царском Селе, и те небольшие деньги, которые дали Варе в семье, она забрала себе — в оплату дороги. По приезде на место девочку держали в подвале, пока она не заболела тифом и не попала в больницу.

Варя проболела несколько месяцев. После больницы ей некуда и не с чем было идти. Оставалась только мечта — учиться. К этому желанию девочки с сочувствием отнеслись доктора и дежурные офицеры больницы, они в складчину собрали ей одежду и немного денег, дали адрес, по которому ее могли приютить. Варя нашла этот дом. Там жила семья моряка — горького пьяницы. Пока у девочки были деньги, она снимала у хозяев угол. Десятилетний сын моряка стал учить ее читать, но не по букварю, а по книгам, которые у него были. Так к тринадцати годам Варя научилась читать.

Вскоре деньги закончились. Семья моряка не могла прокормить еще одного человека, и знакомый хозяина, бездетный офицер-топограф, взял Варю вместо дочери. Он считал, что молодой девушке не науками должно заниматься, а изучать хорошие манеры, учиться танцевать. Мачеха невзлюбила Варю, и, когда топограф уезжал в командировки, девочку отдавали на попечение старика учителя, вечно занятого изобретениями и безнадежными поисками возможности их воплотить. Он научил девочку писать. Возвращался из командировки топограф — и опять Варя должна была танцевать.

Однажды на уроке танцев ее познакомили с богатым купцом Кашеваровым, который был на 20 лет старше Вари. Девушка ему понравилась, топограф был согласен отдать ее в жены купцу. Однако Варя поставила условие: она пойдет за него, только если у нее будет возможность учиться. Купец согласился, и в 15 лет Варя вышла замуж.

Уже через месяц Кашеваров, под давлением матери и сестер, нарушил обещание, заявив, что купчиха не должна быть умнее мужа, а потому учиться ей не позволит. Он даже стал бить молодую жену. От нервного потрясения Варя попала в Максимилиановскую клинику.

После больницы она добилась от мужа паспорта на отдельное жительство.

Получив свободу, Варя сразу пошла учиться. Сначала в Повивальный институт Елены Павловны, курс в котором окончила за 8 месяцев с отличием, потом — в Калинкинскую больницу. Она искала учреждение, где могла бы получать стипендию, и попала в больницу вместо студентки, отказавшейся ехать на 6 лет после окончания учебы в Оренбургский край, плативший за нее пособие. В больнице Варя изучала сифилидологию, чтобы потом иметь право работать среди башкир-магометан, женам которых религиозный закон не позволял обращаться к помощи врачей-мужчин.

Варвара Александровна прошла курс обучения за 4 месяца вместо года, а на выпускных экзаменах поразила преподавателей глубокими теоретическими и практическими познаниями. В награду Кашеваровой была предложена денежная премия в размере годичного жалования. Каково же было изумление экзаменационной комиссии, когда студентка отказалась от премии, заявив, что не считает свои знания достаточными для лечебной практики, ведь она изучила только один медицинский предмет. В качестве награды Варвара Александровна просила разрешения продолжить обучение. В медицинском департаменте обещали рассмотреть просьбу, но через несколько дней Кашеварова получила уведомление, что оставить ее в Петербурге для продолжения медицинского обучения нельзя.

Варвара Александровна не отступилась от своей мечты. Она решила добиваться разрешения на учебу через Оренбургскую губернию, и через 8 месяцев хлопот, по особому ходатайству Оренбургского генерал-губернатора А. П. Безака, в виде исключения, в 1863 году была зачислена в Медико-хирургическую академию как вольнослушательница-стипендиатка.

Кашеварова проучилась в академии 5 лет. Ей приходилось вести себя очень осторожно, чтобы не дать повода для придирок: начальство и так было недовольно фактом присутствия женщины на занятиях. Перед самым выпуском она получила уведомление, что отчислена и может получить только свидетельство о прослушивании пяти курсов. Но Варвара Александровна добилась права сдавать экзамены и выдержала их блестяще: из 85 студентов, окончивших курс академии, лишь трое были награждены золотыми медалями. И 9 декабря 1868 года В.А.Кашеваровой вручили вторую золотую медаль.

Так женщина, еврейка по происхождению, первой в России получила диплом врача. В числе десяти отличившихся Варвара Александровна имела право без специальных экзаменов защищать диссертацию на степень доктора медицины.

Во время обучения в академии Кашеварова избрала своей специальностью акушерство и женские болезни и проводила много часов в акушерской клинике, ездила в Вену усовершенство-ваться в выбранной профессии.

После окончания академии Варвара Александровна вышла замуж за известного профессора-патологоанатома М.М.Руднева.

Несмотря на золотую медаль, Кашеварову-Рудневу не приняли на работу ни в одно медицинское учреждение. Но она продолжала упорно трудиться как врач и собирала материалы для диссертации: зимой из своей частной практики, а летом ездила с мужем за границу и там имела возможность проводить научные исследования в клиниках.

Только через 8 лет, в 1876 году В.А. получила звание доктора медицины, блестяще защитив диссертацию на тему «Материалы для патологической анатомии маточного влагалища». Но даже со степенью доктора медицины ей было запрещено преподавание на женских медицинских курсах. Более того: стипендию она получала от Оренбургского края, но зачисление ее в штат местного военного госпиталя значило бы предоставление права государственной службы, а такого прецедента допускать не желали.

В 1876 году тяжело заболел муж Варвары Александровны, а через 2 года его не стало.

На Кашеварову-Рудневу усилились нападки противников женского образования, они обвиняли ее в безграмотности, старались дискредитировать в глазах пациенток, лишить большой частной практики.

В 1881 году Варвара Александровна уехала из Петербурга на хутор «Голый Яр» Воронежской губернии, где в течение нескольких лет оказывала медицинскую помощь местным крестьянам. Жила она очень стесненно, на пенсию, которая была ей назначена как жене профессора, не имела даже возможности выписывать медицинскую литературу.

В 1886 году хутор сгорел, и Варвара Александровна решила вернуться в Петербург. Однако слабое здоровье заставило ее переехать в Старую Руссу, где она провела последние годы жизни.

Кашеварова-Руднева продолжала работать. Ее медицинские труды печатались в «Архиве» Вирхова, в «Журнале для нормальной и патологической анатомии». Также она занималась литературной деятельностью и написала автобиографический рассказ «Пионерка» и к «Истории женского медицинского образования».

Умерла Варвара Александровна в 1899г. на 58-м году жизни.

Благодаря своим способностям, настойчивости, упорству Кашеварова-Руднева стала первой женщиной-врачом в России, но не имела возможности работать в медицинских учреждениях, вести научную и преподавательскую деятельность.

Участь пионерки всегда тяжелая, но далеко не всегда благодарная. Варвара Александровна Кашеварова-Руднева всей своей жизнью подтвердила этот вывод.

___

[i] «Пионерка» — название автобиографического рассказа В.А.Кашеваровой-Рудневой, опубликованного в газете «Новости» 15 и 22 сентября 1886 года

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.