Юл Бердичевский: «Но в памяти моей такая скрыта мощь…»

Loading

Юл Бердичевский

«Но в памяти моей такая скрыта мощь…»

Недавняя трагедия в Тулузе заставила вновь поразиться автора этих строк: до чего ж тесен еврейский мир! Именно в этой школе учится Шолом — внук моей доброй знакомой, у которой прошлой осенью я гостил в Германии. Тем утром, по счастливой случайности, в их классе первый урок был отменён… Вряд ли кто усомнится, грады, летевшие на наш Юг и мою Беэр-Шеву, и пули, убивавшие в далёкой Тулузе – дело практически одних рук. Всё тех же нацистких последышей.

Когда значительные даты недавней истории нашего народа следуют друг за другом на фоне тревожных политических актуалий, поневоле находишь в этом закономерность. И делаешь выводы, подчас банальные: если человечество хочет спастись, оно не вправе забывать уроки Шоа, её жертв, героев и праведников. Без личной памяти об этом  вряд ли человек может считаться порядочным.

               В сентябре меня пригласили рассказать об истории еврейского кино в одну из общин Потсдама. Путь туда от Берлина лежит мимо дачного озера Ванзее. А исторический путь из разгромленной нацистской столицы, как известно, через Потсдам ведёт в Нюренберг-1946г.  Все ли  помнят и осознают такую аналогию?

                20.01.12г. исполнилось 70лет конференции, на которой наш народ был «приговорён к ликвидации». Руководил ею Р.Гейдрих, шеф Главного управления имперской безопасности/РСХА. Проткол, случайно обнаруженный в архивах МИДа рейха в 1947г., вёл А.Эйхман. Знакомство с музейной экспозицией, размещённой с 1992г. в 3-этажной вилле на берегу, принадлежавшей до 1940г. крупному промышленнику Фр. Мино, удивило меня ещё и вот чем: 7 из 15 участников  были докторами наук (!), и они вносили радикальные предложения по «окончательному решению». Например, «гуманно» подвергнуть детей от смешанных браков принудительной стерилизации, расширить практику массового уничтожения, повысить эффективность «душегубок» и др. Причём почти все из этих «учёных» благополучно и вполне обеспеченно дожили в ФРГ до преклонных лет — практически не понеся никакого наказавния! Ещё один наш «добрый» закомый из участников той сходки монстров – Г.Мюллер, ничем не похожий на образ из культового сериала, созданного талантами Ю.Семёнова, Т.Лиозновой и Л.Броневого. Это он, группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции, шеф 4 Управления (гестапо) РСХА, подписал в ноябре 1942г.  приказ депортировать «соответствующих евреев и «полукровок» в Освенцим.

                  Когда осенью отмечалось 50-летие судебного процесса над А.Эйхманом, удалось побывать на приуроченной к этой дате выставке в мемориале Яд ва Шем. Стратегию своей защиты преступник, как известно, строил на двух моментах: с одной стороны, именно он в 1935-41г.г. приложил якобы максимум сил, чтобы выселить евреев из рейха и его «новых земель»– но их «в таких количествах» не принимало практически ни одно государство. С другой стороны, он утверждал, что являлся всего лишь мелким чиновником,  исполнявшим приказы руководства. Процесс был, как известно, открытым, а среди публики и журналистов со всего света в зале находилась д-р Ханна Арендт, опубликовавшая в 1963г. свою знаменитую книгу «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». Правда, лет через семь после выхода её в свет, исследовательница признала, что Зло не может быть банальным – и сняла первую часть названия. Так совпало, что в ноябре ушедшего года немецкая киногруппа снимала  по мотивам книги художественный фильм о процессе, с рабочим названием «Ханна в Иерусалиме» – в том зале, где проходил процесс и меня пригласили участвовать в съёмках.

Х.Арендт (на фото), уже в 60-е годы завоевавшая репутацию одного из ведущих политических мыслителей США, основоположницы теории тоталитаризма,  родилась в буржуазной еврейской семье в Ганновере в 1906г., росла в Кенигсберге,  училась в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском ун-тах у «главных» европейских философов своего времени М.Хайдеггера, Э.Гуссерля и К.Ясперса. Параллельно принимала активное участие в борьбе компартии Германии с нацистами. В 1929 г. стала д-ром философии (работа о понятии любви в учении Блаженного Августина!), в 1933 г. была арестована за антинацистскую деятельность. Когда евреям официально запретили работать в госучреждениях, уехала во Францию, где, к своему удивлению, увидела довольно много сторонников Гитлера. До 1940 года Арендт встречается с П. Валери, А.Жидом, работает вместе с Р.Ароном, а после прихода нацистской армии во Францию попадает в концентрационный лагерь. Оттуда она бежит и через Марсель пытается выехать в США, но получает отказ в визе. Ей удается уехать в Португалию, где в 1941 г. всё же получает разрешение въехать в США. Первое время там она работает санитаркой по уходу за пожилыми людьми. Лишь в 1951 году Арендт получила американский паспорт. Преподавала в американских университетах, много публиковалась. Работы и политическая позиция Арендт всегда отличались независимостью, она представляла объективную картину и портреты современников: например, заявляла, что если бы Совет евреев Германии не пошёл на сотрудничество с Гитлером, гораздо меньше погибло бы потому, что тогда евреи смогли бы восстать против геноцида. Это заявление вызвало огромный скандал. Х.Арендт не дожила (умерла в 1975 г. в Нью-Йорке) до возрождения и подъема тоталитаризма в освободившихся от колониальной зависимости азиатских и африканских странах. Она не предполагала взрыва массового исламского террора: ей казалось, что пережитых уроков нацизма человечеству вполне довольно. Улица в Берлине, вдоль которой расположен грандиозный мемориая жертвам Холокоста, носит имя Ханны Арендт.

А теперь вернёмся на киноплощадку в зале «Жерар Бахар» в Иерусалиме, где  воспроизведена обстановка последних дней судебного процесса, а руководит съёмками «первая леди» нового немецкого кино Маргарете фон Тротта… Случилось так, что через месяц после конференции недалеко от Ванзее, в Берлине, у потомственной аристократки Э. фон Тротта, состоявшей даже в дальнем родстве с «железным канцлером» Бисмарком, родилась дочь Маргарете. Уже в 70-е она прославилась, как актриса у Р.-В. Фассбиндера, позже сценаристом, режиссёром, одним из зачинателей «новой волны» в кино ФРГ. Тогда и на экраны СССР прорвался фильм «Поруганная честь К.Блюм», снятый ею вместе с мужем Ф.Шлёндорфом по роману Г.Белля о женщине, влюбившейся в террориста. Характеры необыкновенно сильных женщин в труднейших обстоятельствах становится главной темой её последующих лент, лучшие из которых — «Свинцовые времена» («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля ), «Житие Хильдегарды фон Бинген», а также ярких киноработ на еврейские темы — «Розенштрассе»  и «Роза Люксембург». В последней заглавную роль сыграла кинозвезда Барбара Зукова, приехавшая на съёмки в Иерусалим: именно она играет в новом фильме Ханну Арендт. Надеюсь, в дни юбилея М.фон Тротта в Германии состоится премьера на актуальную, к сожалению, как и 70, и сотни лет назад тему — тему живучести антисемитизма.

                В связи с этим вспоминается ещё один, снятый в 2001г. фильм, «Список Вариана» (реж. и автор сценария Л.Четвинд) и ещё одно полузабытое, но героическое имя, навечно вошедшее в историю Шоа — Вариан Фрай (на фото). Простой, что называется, средний американец, специалист по классической литературе, редактор Информационного агентства в Нью-Йорке, был в августе 1940г. командирован в оккупированный Марсель. Тогда, по просьбе  супруги президента США Элеонор Рузвельт, госдепартамент согласился сделать исключение в своей визовой политике и предоставить визы 200 (из десятков тысяч!) беженцам. В.Фрай дважды обращался к госсекретарю США К. Халлу. «Тысячи людей в Европе оказались в тюрьмах и концентрационных лагерях, без надежды на освобождение, потому что нет правительства, которое защитило бы их…. Не могут ли США и другие страны Западного полушария предпринять немедленные меры, например, выдавать новые паспорта Нансена [первоначально предназначенные для помощи не имеющим гражданства русским беженцам] и распространить хотя бы ограниченную дипломатическую защиту на их обладателей?», — писал он 10 ноября 1940 г. Обращения остались без ответа. Тогда Фрай стал действовать фактически на свой страх и риск, как нормальный высокопорядочный человек, вопреки линии посольства и консульств США. Он успел спасти самыми разными способами около 4 из более 15 тыс. обречённых, обратившихся к нему. В их числе – внимание!- была и Х.Арендт. И Марк Шагал, и Лион Фейхтвангер и даже Генрих Манн, брат нобелевского лауреата, жившего в то время уже в Америке. Сотни выдающихся деятелей мировой науки и культуры спас этот скромный человек. Тяжело сознавать, что когда его, после очередного ареста, в августе 41г. выслали из Франции, то на родине ФБР… установило за ним наблюдение! Бывшие коллеги и друзья избегали опального журналиста, и до своей смерти в 1967 году, в возрасте 59 лет, он зарабатывал на жизнь, преподавая латынь в школе. Лишь незадолго до смерти французское правительство наградило героя орденом Почетного легиона.

 

Вечная, увы, тема юдофобства была, разумеется, и лейтмотивом выставки, прошедшей недавно в Университете им. Бен-Гуриона и посвящённой 100-летию со дня рождения поистине трагического героя — праведника народов мира Рауля Валленберга, шведского дипломата, наследника богатейшей семьи, рискнувшего всем ради спасения евреев Будапешта — и  бесследно сгинувшего в свои 33 года в недрах ГУЛАГа. Накануне Дня освобождения Освенцима, буквально через неделю после 70-летия конференции на Ванзее, члены нашего клуб «Морешет» вновь побывали в мемориале Яд ва Шем, задержавшись в аллее Праведников, где растёт дерево Р. Валленберга. А когда в 1996 году. сын Вариана Фрая посадил там дерево в честь отца, на церемонии присутствовал госсекретарь США У.Кристофер, который, пользуясь возможностью, принес извинения за оскорбительное отношение госдепартамента к В.Фраю в годы войны.

Всего лишь несколько имён, а какие неимоверные истории за каждым из них. Помнить и не забывать, особенно теперь, нам, евреям, необходимо, как… Нет, сравнения тут бессильны. Зато верна строка Давида Самойлова, стоящая в заголовке.

Клуб «Морешет«,  Беэр-Шева

Print Friendly, PDF & Email