Елена Матусевич: Гюнтер Грасс

Loading

Елена Матусевич

Гюнтер Грасс

 

Много раз показанное зло в конце концов становится репроспективно предсказуемым. Легко, и чем больше времени прошло, тем легче, осуждать историю и предков за неправильные выбор, продажность, зверства или преклонение перед силой. Легко, приятно думать, что мы поступили бы иначе, поняли бы, успели бы, остановили бы. Заковыка заключается, однако, в том, что зло имеет неприятное свойство возрождаться не в том виде, в каком оно являлось в свое последнее историческое посещение. Только успеют вдолбить людям, что вот это: нацизм, коммунизм – бяка, как новая глобальная угроза уже вылезла наружу, разгуливает, собирает соратников и ждет своего часа. И час этот, к несчастью, бывает ближе, чем это может нам всем показаться.

Это добро уныло постоянно: не убий, не укради. Все одно и то же. Скука. Зло же подходит к жизни творчески, с огоньком, да-да, с тем самым. И потому распознать новую угрозу вовсе не так очевидно, и вся надежда, казалось бы, на тех кто призван или, скорее, сам себя призвал к профессиональному, пристальному наблюдению за мировым злом: писателей, философов, интеллектуалов. Однако, как это ни странно, а, может быть, как раз, к сожалению, закономерно, как раз с этими избранными частенько происходят удивительные вещи. Они начинают находить, что новая вселенская бяка, в целом, не лишена обаяния. Это обаяние молодости. Зло ведь юно: большивизм, маоизм, нацизм были свежи как весенний Дионисий. В этом его, зла, адовая привлекательность. А за молодость всем известный германский ученый муж, как известно, душу продал, и, судя по всему, даже не раз. А чем хуже, то есть, пардон, лучше теперешние ученые мужи? Юн ведь и мусульмаский фундаментализм и, как всякий юнец, он не боится крови, ни своей, ни чужой. От нее он только хорошееет и еще больше нравится престарелым интеллектуалам, уставшим от скучной буржуазной демократии. Ведь с демократией та же история, что и с добром: сплошная скука. Так, маньяк какой иногда постреляет, торнадо пролетит, но в целом, тоска, конечно. Вяло, вежливо, терпеливо. Лицемерно, короче. Гитлер тоже, помнится, больше всего ненавидел именно буржуазные демократии: лицемерные, медлительные, обыденные.

И Гюнтеру Грассу надоело лицемерие Запада. Сколько, действительно, можно? Так ведь и умрешь не сказав того, чего на самом деле хочется, чего всегда хотелось, но что все эти годы скрывал, отнекивался, божился. Сказать, наконец, вот это: хороший еврей — это мертвый еврей. Это тем, мертвым, нужно назойливо ставить все новые памятники, открывать все новые мемориалы и музеи. Это о них принято сожалеть и каяться. В качестве жертв, в виде пепла мир, теперь, согласен их терпеть. А вот теперешних, живых, а, главное, вульгарно несогласных подыхать, дудки. И оно понятно, сами виноваты. Изменились до неузнаваемости. Еврей несогласный, чтоб его пинал каждый встречный, это же и не еврей вовсе, это анти-еврей, подлог, обман, так сказать, в лучших европейских чувствах. Ну как его жалеть когда у него автомат Узи? Вот отдай автомат, позволь себя вместе с детьми и стариками уничтожить, и мы тебя враз полюбим опять. Может быть. А так…

И прав Гюнтер Грасс насчет лицемерия, когда Европа, с одной стороны, все больше толкает Израиль в изоляцию, а с другой не доводит, пока, дело до конца. Лицемерие и есть. Но он, храбрый Гюнтер, вывел, наконец, ханжей на чистую воду и сказал все, как оно есть. А есть оно вот как: евреев по одному и даже группами умерщвлять некрасиво, а вот сразу всех гопом, в одном месте, в одной маленькой географической точке, милое дело. Правое дело! Святое, можно сказать. А то, если этого вовремя не сделать (чужими, на этот раз, руками), они, евреи то есть, приведут к третьей мировой войне и всех нас погубят. Поэтому надо скорее их самих того, превентивно, во имя спасения остальных. Где-то вы это уже слышали? Ну, что вы, как вы мнительны, вам показалось. Тут совсем другое дело, разве непонятно? Тут они агрессоры, у них бомба есть. А что они за столько лет ею не воспользовались, так это они просто жертву выбирали, чтобы самую невинную и беззащитную найти. И вот нашли маленький, тихий, миролюбивый Иран, обаятельный президент которого навевает Гюнтеру Грассу дорогие его сердцу воспоминания детства. Такого лидера нельзя обижать. Это вам не лицемерный Запад! Этот, последний по счету борец за незаконченное шестьдесят лет назад правое дело, прямо говорит то, что другие, ну, кроме теперь еще смельчака Гюнтера, сказать пока еще стесняются: надоели евреи. До смерти, до их.

Когда Гюнтер Грасс выступал в Петербургском государственном университете в 2004 году, и во время последовавшей за выступлением пресс-конференции студенты набросились на него за его «нечистое» гитлеровское прошлое, я была среди тех, кто счел эти нападки несправдливыми. Он ведь был совсем мальчишкой тогда. Нам ли, причастным к советской преступной круговой поруке бросать в старика камни? И что же? Тогда он был слишком молодой, а теперь, выходит, стал слишком старый? В маразм впал? Это тот редчайший случай, когда на маразм, что называется, вся надежда. Потому что если это не маразм, то это оно, то самое: призыв к поэтапному (при чем этапы те же: изоляция, блокада, умерщвление) уничтожению еврейского народа.

Print Friendly, PDF & Email

13 комментариев для “Елена Матусевич: Гюнтер Грасс

  1. Я в ужасе, но мне хочется прочитать, что собственно он сказал. На кого же надеятся и кого слушать.

  2. Согласна с каждым словом! Прошло много лет, и многие немцы уже перестали скрывать свой антисемитизм, часто они прикрывают его критикой в адрес Израиля, многие поддерживают исламистов. Много лет было признаком дурного тона проявлять свои истинные чувства по отношению к евреям, теперь прошло уже достаточно времени и Грасс – первая, вернее, не первая, но самая видная, ласточка. Как-то я читала в DW, что каждый пятый немец в той или иной степени заражен антисемитизмом. К сожалению, это так.

  3. Письмо, написанное моим немецким другом:
    http://www.sprengsatz.de/?p=3838
    Tabubrech der dummen alten Männer

    War das wieder eine Woche. Voller Hyperventilation. Über einen, von dem man zu Recht lange nichts gehört und gelesen hatte: Günter Grass. Über einen (politisch) dummen alten Mann, der mit einem anderen (politisch) dummen alten Mann endlich gleichziehen und ihn übertrumpfen wollte.

    Grass kann zufrieden sein. Er hat es geschafft: er hat die “Auschwitz-Keule” von Martin Walser eindeutig getoppt. Er kann immer noch mehr Menschen aufregen als Walser.

    Grass hat das Rennen der dummen alten Männer um den Pokal des unterschwelligen Antisemitismus gewonnen. Auf den letzten Metern der Zielgeraden. Oder, wie er schreibt, “mit letzter Tinte”. Hätte sein Tintenfass nicht so ausgetrocknet sein können wie sein lyrisches Talent?

    Darauf kann er wahrlich stolz sein: auch mit 84 kann er die Feuilletons und den öffentlichen Diskurs noch in den Turbo-Modus treiben. Antisemitismus geht immer. Es ist ja auch einfach: man muss nur die Opfer zu Tätern erklären und ein paar unselige Analogien zwischen Juden und Nazis herstellen. Und das Ganze zum Tabubruch erklären.

    Es war aber nur Tabubrech. Grass, und da wird es wirklich “ekelhaft” (Reich-Ranicki), behauptet, er sei gezwungen, sein Schweigen zu brechen, weil im Nazi-Deutschland zu lange geschwiegen wurde. Er, dessen Schweigen über seine eigene SS-Vergangenheit im neuen, freien Deutschland noch 60 Jahre anhielt.

    Es ist wirklich so, wie Marieluise Beck von den Grünen den berühmten Satz des israelischen Psychoanalytikers Zvi Rex zitierte: “Die Deutschen werden den Juden Auschwitz nie verzeihen”. Auch ein Grass verzeiht nicht. Wenn überhaupt, nur sich selbst. In Gedichtform. Versuchte Selbstentlastung auf Kosten der Juden.

    Fehlt nur noch “Man wird doch mal sagen dürfen”. So wie bei seinem etwas jüngeren Bruder im Geiste, Thilo Sarrazin (bei ihm muss man nur Juden durch Muslime ersetzen). Bei dem einen wollen die Juden 80 Millionen Iraner mit einem atomaren Erstschlag “auslöschen”, bei dem anderen die Muslime die Deutschen durch ungebremste Kinderproduktion.

    Beide haben Fans, auf die sie stolz sein können. Die Rechtsradikalen, die Dumpfköpfe von der NPD. Aber Grass, der Weltliterat toppt natürlich auch hier Sarrazin und Walser. Seine Fangemeinde reicht bis in den Iran, bis zu den Staatsverbrechern (Grass nennt ihren Führer fast liebevoll “Maulheld”), die das Werk der Nazis vollenden wollen.

    Israel hat jetzt ein Einreiseverbot gegen Grass verhängt. Ein bisschen viel der Ehre. Dass aber Grass das noch erleben durfte: Nobelpreis und Einreiseverbot – das hat noch keiner geschafft.

    Gott schütze uns vor dummen alten Männern!

    P.S. Leider gibt es noch eine Parallele am Rande: So, wie “Der Spiegel” Sarrazins Tiraden unkommentiert abdruckte, so verfuhr auch die von mir geschätzte “Süddeutsche Zeitung” mit dem sogenannten Gedicht von Grass. Journalistische Feigheit vor dem Feind – oder vor dem Freund? Oder Abdruckbedingung für die Exklusivität, für den Coup?

  4. Очень яростно и убедительно заклеймён этот интеллектуал, привыкший удивлять публику то запоздалым признанием в СС-ничестве, то теперь абсурдным изображением ближневосточных проблем. Он стал типичным западным деволибералом.

  5. Я согласна с тем, что невозможно найти человека, принадлежащего к определённой эпохе, который совершенно ею не отмечен. Его современники ещё имеют право на нравственный суд — а вот следующие поколения, увы, только относительное право.

  6. «Изменились до неузнаваемости. Еврей несогласный, чтоб его пинал каждый встречный, это же и не еврей вовсе, это анти-еврей, подлог, обман, так сказать, в лучших европейских чувствах. Ну как его жалеть когда у него автомат Узи? Вот отдай автомат, позволь себя вместе с детьми и стариками уничтожить, и мы тебя враз полюбим опять. Может быть. А так…».

    Но это уважаемая г-жа Матусевич выразила очень удачно представление самого Грасса и его современников, да ещё «отягощенных» СС-им прошлым. Однако ведь не это поколение сегодня уже создает атмосферу в Германии и в мире. Активное поколение — это люди, родившиеся во второй половине прошлого века. Но они не видели уже тех евреев,
    согласных, чтоб их пинал каждый встречный. Как это произошло, остается не совсем понятным. Главное ведь во всей этой истории не сам Грасс, а довольно массовая, к сожалению, его поддержка, как кажется, в германском, да и не только, обществе.

  7. Игонт
    — Tue, 24 Apr 2012 13:35:37(CET)

    ***************************************************************************
    Присоединяюсь,лучшая публикация о Грассе,именно так,вырвалось оно самое,сокровенное,наболевшее,кончился стыд,кончился страх…ушли русские,
    уходят американцы,можно зажигать новые факела…
    Спасибо Елена,точно,красиво,от борта в лузу….

  8. Согласен с Виктором Каганом, что Г.Грасс выразил наболевшее, по-крайней мере, у немецкого бюргера

    1. Ну, в этом, собственно, и суть статьи…

      1. Самая лучшая статья о Г.Грассе, которую я читал.
        А читал о его статье много и в немецких СМИ. В первом моём комментарии забыл сказать спасибо. Исправляюсь. Большое спасибо.

  9. Вы знаете Елена, обсуждение нынешнего выступления Гюнтера Грасса и его нацистского прошлого в израильских средствах массовой информации, после незамедлительной реакции и комментария Главы правительства по этому поводу, практически сошли на нет.
    Действительно, чем удивил?
    К нацистскому прошлому антисемитов мы привыкли, один из таких добрался даже до поста Генерального секретаря ООН!
    О том, что талант и подлость совместимы также известно и примеров — тьма.
    А страна наша и ее народ не могут на этом зацикливаться. Дел много и предусмотренных календарем и непредвиденных, подброшенных динамичной действительностью.
    Гюнтер Грасс – европейская болезнь, им, европейцам ее и лечить.
    И в этом плане ваши слова, Ваша реакция заслуживают благодарности. Спасибо.
    М.Ф.

  10. Да. Поэтому с-д дежурно поворчали и… пригласили его на вручение премии за толерантность — http://www.webtelek.com/news/story/2012/04/23/grass/ Что значит попасть своей струёй в струю и выразить наболевшее…

Обсуждение закрыто.