Лев Мадорский: Не вынесла душа поэта…

Loading

Трагическая гибель молодого Пушкина в рассвете творческих сил это огромная потеря не только для России, но и для всего мира. Странная и почти мистическая закономерность: гении (особенно, поэты и музыканты) умирают рано. Очень рано.

Не вынесла душа поэта…

(К 180-й годовщине дуэли Пушкина и Дантеса)

Лев Мадорский

 

Из 6 лет не слишком прилежного обучения на вечернем факультете истфака МГУ вынес убеждение, что история не наука. Не может быть наукой собрание фактов, трактовка которых напрямую зависит от идеологических, религиозных, моральных, наконец, субъективных взглядов историка. Не могут называться наукой суждения, истинность которых невозможно доказать. При этом не так уж важно, идёт речь о событиях давних или близких по времени. Впрочем, не совсем так. События, произошедшие сравнительно недавно, поддаются большим изменениям и разночтениям, так как они ещё не устоялись, не переварились во временном котле, не приняли более или менее застывшие, классические формы.

В результате, сегодня в российских школах дети учатся по огромному количеству учебников по истории и, во многих из них (учебники Украины и Прибалтики, некоторых других бывших союзных республик выносим за скобки разговора) царит разноголосица. Взять хотя бы политические портреты Ленина, Сталина, Свердлова, Дзержинского. Для одних авторов это мудрые вожди, для других— злодеи и убийцы.

Похожая разноголосица и в трудах по истории дореволюционной России. В этом легко убедиться, если сравнить что пишут о Иване Грозном, Петре Первом, Николае Втором, некоторых других важных политических фигурах, великие русские летописцы В.Татищев, Н.Карамзин, В Ключевский и современные историки. Создаётся впечатление, что читаешь о разных людях. Такие же различия и в отношении ко многим историческим событиям, например, к восстанию декабристов 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. Поражает амплитуда оценок: от смелого, революционного выступления борцов за дело народа («…не пропадёт ваш скорбный труд») до опереточной буффонады.

Есть немало разночтений и в описании историками и литературоведами (тут их интересы пересекаются) дуэли Александра Пушкина с Жоржем Шарль де Геккерн (Дантесом), состоявшейся 180 лет назад, 27 января 1837 года. Количество версий этого трагического события российской истории зашкаливает. Рассмотрим три наиболее значительные…

Классическая версия: «Пал оклеветанный молвой…»

Эту версию можно назвать школьной или лермонтовской, потому что именно так, в основном, не выходя за рамки гениального стихотворения М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта», нас учили в средней школе: «Не вынесла душа поэта позора мелочных обид. Восстал он против мнений света. Один, как прежде, и убит». В этих строчках, собственно, суть версии. Великий поэт «восстал» против злобных, мелочных, бездушных представителей российской элиты (высшего света) и был за это убит. Француз Дантес (де Геккерн), ухаживавший за женой Александра Сергеевича, становится, согласно этой версии, не живым человеком, а, скорее, холодным и бездушным орудием убийства. При этом все сопутствующие смертельной дуэли обстоятельства, факты, загадки, предположения, нюансы во внимание не принимаются.

Версия князя А.В. Трубецкого: «Причина дуэли сестра Натали — Александрина»

В версии Александра Васильевича, хорошо знавшего как Пушкина, так и Дантеса, многие из этих нюансов всплывают на поверхность и, хотя безвременная смерть великого поэта не становится от этого менее страшной и трагической, акценты расставляются в несколько другом порядке.

Великий поэт, согласно версии князя, был человеком вспыльчивым, эмоциональным, ревнивым и к тому же, мягко выражаясь, не слишком примерным семьянином. Дон-жуановский список поэта, как утверждают некоторые пушкинисты, насчитывает более 100 представителей прекрасной половины. Кроме того, к Пушкину явно не относятся слова Гришки Отрепьева о летописце Пимене в «Борисе Годунове»: «Добру и злу внимая равнодушно». Равнодушным Александр Сергеевич никогда не был. Достаточно сказать, что поэт был заядлым дуэлянтом и дрался, по самым скромным подсчётам, 25 раз. 6 раз вызывали на дуэль его и 19 раз вызывал он. Стрелял и фехтовал Пушкин прекрасно (попадал пулей в пулю), но до последней, смертельной дуэли придерживался правил, которые подтверждали, что поэтическо-романтическая суть его натуры значительно превосходила агрессивно-бойцовскую. Поэт всегда выбирал второй выстрел и никогда (последняя дуэль исключение) не стрелял в человека.

Вопреки школьно-классической версии, Александр Сергеевич не так уж и ревновал Дантеса к Натали. Да, наглый француз был ему неприятен, но не более того. Пушкин прекрасно понимал, что в ухаживаниях Геккерна за его женой не было ничего серьёзного. Кстати, об этих «ухаживаниях-заигрываниях» ему рассказывала сама Натали. Серьёзным, по версии князя Трубецкого, было другое. Пушкин был влюблён в сестру жены, Александрину Гончарову, которая была хотя и некрасива, но очень умна. И вот между поэтом и сестрой Натали всё как раз было, что называется, «не понарошку». Александра Сергеевича задевали два момента. Во-первых, часто посещая дом Пушкиных (Дантес был женат на другой сестре Натали, Екатерине), Жорж Геккерн встречался с Александриной и подолгу оставался с ней наедине. Во-вторых, что особенно важно, он собирался вскоре уезжать с Екатериной во Францию и Александрина хотела ехать вместе с ними.

Версия барона Лотера де Геккерна: «Пушкин желал смерти»

Праправнук Дантеса, посвятивший много лет исследованию обстоятельств дуэли его предка с Пушкиным, утверждает, что всё было не совсем так. Согласно этой версии, Александр Сергеевич страстно любил Натали, но она не отвечала ему взаимностью. Причём, имеется в виду не физическая верность, которая для великого поэта не была главной, а духовная. Пушкин чувствовал, что Натали не любит его и это чувство приносило ему невыносимые страдания. Давайте, не будем забывать, что эмоциональная воспримчивость гения отличается от эмоциональной восприимчивости обычного смертного. Вспомним хотя бы Моцарта, который умер в 35 лет. т.е, примерно, в том же возрасте. Согласно некоторым исследованиям, Сальери не причастен к смерти гения. Причина в другом. Неизвестный заказал композитору Реквием и композитор так глубоко погрузился в непривычную для него, оптимиста и жизнелюба, трагическую музыку, что выплыть на поверхность уже не было сил.

Пушкин, почувствовав через три года после женитьбы на Натали, что жена его не любит, переживает глубокую душевную драму. Чем-то напоминает ситуацию с Татьяной Лариной, которая, хотя и вышла замуж за генерала, осталась верной душой Онегину. По мнению потомка Дантеса и некоторых других пушкинистов, поэт теряет смысл жизни и хочет умереть. «Он искал смерти с радостью, — писал зять Александра Сергеевича Павлищев,— и был бы несчастлив, если бы остался жив».

Эту версию подтверждает и тот факт, что по требованию Пушкина условия дуэли были таковы, что её смертельный исход был, фактически, предрешён. Расстоние между барьерами, которые нельзя переступать, десять шагов. А главное, в случае, если оба выстрела будут без результата, дуэль повторяется. Дуэль состоялась 27 января 1837 года, а через два дня Пушкин умер от смертельной раны.

И ещё одно обстоятельство, которое хотя и не имеет отношения к дуэли, выглядит настолько необычно, что я решил о нём рассказать.

Великий русский поэт имел еврейские корни

Согласно исследованиям известного литературоведа Ю.Н.Тынянова (1894-1943) и некоторых других пушкинистов, прадед Александра Сергеевича, Абрам Петрович Ганнибал, привезённый в Россию Петром Первым мальчиком, был крещёным абисинским евреем (фалашом). Эфиопские евреи считаются потомками одного из 12 израильских колен, происходящего от царя Соломона и библейской царицы Савской. Они называли себя «Бета Исраэль» (Дом Израиля) и поселились в Эфиопии в 8 в. до н.э. В 1991 году, когда начались преследования евреев, последователи «Дома Израиля» (операция Соломон) были вывезены в Израиль. Дед поэта, Йосиф Абрамович Ганнибал (1744-1807), не стыдился своих еврейских корней и подписывал корреспонденцию не Осип, как его позднее стали называть, а Йосеф Ганнибал.

Послесловие

Трагическая гибель молодого Пушкина в рассвете творческих сил это огромная потеря не только для России, но и для всего мира. Странная и почти мистическая закономерность: гении (особенно, поэты и музыканты) умирают рано. Очень рано. Есенин в 30, Лермонтов в 27, Маяковский и Байрон в 36, Моцарт в 35, Мандельштам в 38, Высоцкий в 42, Шопен в 39, Мендельсон в 38 лет. Вот далеко не полный, скорбный список. Почему? Трудно объяснить… Хорошо написал Высоцкий: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души». И ещё, может быть, потому, что гениальные поэты и музыканты острее и тоньше нас, простых смертных, воспринимают боль и страдания ближних. Они живут, пропуская всё происходящее вокруг через своё сердце. Закончить хочу словами великого древнегреческого драматурга Менандра (4 в до н.э.), которые, впрочем, мало что объясняют: «Избранники богов умирают молодыми».

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев для “Лев Мадорский: Не вынесла душа поэта…

  1. Тема сексуальной ориентации Геккеренов ( отца и сына) подробнейшим образом разработана в рекомендованной уже здесь книге
    ( настольной книге пушкинистов):
    Стелла Лазаревна Абрамович
    ПУШКИН В 1836 ГОДУ
    Предыстория последней дуэли
    https://www.litmir.me/br/?b=108648&p=2
    Именно эта ориентация, запрещенная в православной России ( вплоть до тюремного заключения), сыграла решающую роль в преддуэльной истории Пушкина. Очень рекомендую, дорогие любители Пушкина, эту книгу. Стелла Абрамович умерла лет 15 тому назад. В 80-х годах появление её книги была подобна разорвавшейся бомбе.

  2. К сожалению, в силу традиционной асексуальности русской и, особенно, советской, культуры в событиях, связанной с роковой дуэлью за скобками остаются вопросы сексуальной культуры «света» и сексуальной ориентации Дантеса. В первом случае, от великосветских дам требовалось только одно: выйти замуж девственницей, а там наступал период, называемый теперь «открытым браком». Вероятно, это во многом и вызвало осуждение «светом» неуемной ревности Пушкина, который сам был не чужд романам с чужими женами. Во втором случае речь идет о том, что гомосексуальность («бугрство», как это тогда называлось) Дантеса была широко известна в том же «свете», особенно в связи с подозрительным усыновлением его Геккереном. Поскольку тогда никто не имел ни малейшего понятия о таком явлении, как бисексуальность, то вполне вероятно, что его ухаживания за Натальей Николаевной, как и брак с ее сестрой рассматривались тем же «светом», как желание «приклеить усы», как говорят в таком случае амерканцы, т.е. отвести подозрения в гомосексуализме, — а значит, Пушкин, тем более, не имел повода для ревности. Кстати, не исключено, что знаменитые лермонтовские слова «пришлец презренный», были вызваны не просто пренебрежением потомка старинного рода, более древнего, чем Дом Романовых, к какому-то французскому дворянчику, но и к «бугру», т.е. лицу «нетрадиционной ориентации», говоря политкорректным сегодняшним языком.
    Кстати, если бы и Дантес, и Пушкин остались живы, то по артикулу Петра Великого им полагалась бы смертная казнь: «… оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут…»

    1. Кстати, если бы и Дантес, и Пушкин остались живы, то по артикулу Петра Великого им полагалась бы смертная казнь

      Спасибо, Илья, за интересный коммент. Я читал о том, что Дантес и его приёмный отец имели «извращённую», как пишет пушкинист Щеголев, ( другие просто обходят эту тему) связь. Но был ли голубым сам убийца поэта неизвестно. Возможно, он только пассивно терпел отчима. Хотя в том, что Пушкин не ревновал Натали; Вы правы.
      Что касается тезиса, вынесенного в начале коммента, то тут сомневаюсь. Пушкин принимал участие в 29 дуэлях и смертной казни избежал. Также как её избежал сам Дантес.

  3. Не знаю, правда ли это, но один мой друг сказал, что Дантес очень хорошо стрелял и метил Пушкину в бедро, но, поскольку Пушкин был довольно маленький, попал ему в низ живота. Пушкин же бросился вперёд к барьеру с такой яростью, что Дантес не успел лучше прицелиться.

    В тексте говорится, что Пушкин был заядлым дуэлянтом и дрался на дуэлях много раз. Интересно, какие были результаты? Был ли кто-то убит или серьёзно ранен?

    1. В тексте говорится, что Пушкин был заядлым дуэлянтом и дрался на дуэлях много раз. Интересно, какие были результаты? Был ли кто-то убит или серьёзно ранен?
      Извините, Дмитрий, не заметил Вашего вопроса. Нет никто не был ни убит, ни ранен. Пушкин никогда ( никогда!) кроме последней дуэли не стрелял в человека.

      1. Пушкин никогда ( никогда!) кроме последней дуэли не стрелял в человека.
        =====
        Ну, как тут не вспомнить старый анекдот про снайперов:
        — Попал-то Дантес, а памятник этому поставили!

  4. Лев Мадорский: «Не может быть наукой собрание фактов, трактовка которых напрямую зависит от идеологических, религиозных, моральных, наконец, субъективных взглядов историка. Не могут называться наукой суждения, истинность которых невозможно доказать. При этом не так уж важно, идёт речь о событиях давних или близких по времени».
    —————————-
    Подобные мысли я высказывал несколько лет назад в процессе дискуссии с доктором Юрием Ноткиным. На каждом временном этапе изучения прошлого, человечество пользовалось теми сведениями и теми средствами, которые имелись в тот исторический момент в его распоряжении. Естественно, что со временем, эти сведения и средства их получения могли меняться, пополняться, трансформироваться, что приводило к изменению представлений о тех или иных исторических событиях. Процесс этот бесконечный и, что совершенно очевидно, в зависимости от полноты информации, квалификации и добросовестности исследователя, получаемые результаты были и есть, далеко неоднозначны. Даже в науках, где оперируют очевидными естественными фактами, количественными параметрами, тем не менее, одни и те же объективные критерии, разными специалистами истолковываются прямо противоположно, исходя из своих собственных концепций, школы, субъективного опыта, политических предпочтений. Что же говорить об истории человечества, истории общества, о давних событиях, какой может быть точность исторического анализа по прошествии даже нескольких десятков лет, подчас, по весьма сомнительным, частично утерянным, а иногда преднамеренно, в угоду каким-то или чьим-то интересам, искаженным источникам и документам. Тем более, что даже с современными конкретными событиями, происходящими «на наших глазах», трудно разобраться, что, правда, а что нет.

    1. Спасибо за интересный коммент, Владимир. Абсолютно с согласен с Вашей трактовкой, хотя знаю, что некоторым профессиональным истирикам она не понравится. Помню как на истфаке в конце 60-х бешено сражались между собой молодые преподаватели и историки-сталинисты с диаметральной противоположно оценкой роли Сталина в ВОВ. Особенно, когда дело касалось первых трёх недель. Такое происходит в освещении тех или иных исторических вопросов до сих пор.

  5. Написано:
    «Такие же различия и в отношении ко многим историческим событиям, например, к восстанию декабристов 1925 года на Сенатской площади в Петербурге…»
    Опечатка. Должно быть — 1825 года.

    Спасибо. Исправлено.

  6. Для нас книга Стеллы Абрамович, научного сотрудника Музей-квартиры Пушкина на Мойке 12, была самым авторитетным исследованием преддуэльной истории Пушкина. Стелла Лазаревна нашла неопровержимые документы, в том числе и письма Натальи Николаевны брату — В Архиве древних актов.
    Всякие домыслы, фантазии и сплетни становятся неуместны после прочтения этой книги.

    Стелла Лазаревна Абрамович
    ПУШКИН В 1836 ГОДУ

    Предыстория последней дуэли
    https://www.litmir.me/br/?b=108648&p=2

    1. «Всякие домыслы, фантазии и сплетни становятся неуместны после прочтения этой книги.»
      Знаком с книгой. Вы пишете » у нас». Кого вы имеете в виду? Никакие исследования, даже самые скрупулёзные, не могут объяснить до конца нам,. простым смертным, какие душевные переживания были у гениального поэта перед дуэлью. Также как мы никогда не сможем понять что чувствовали себя перед уходом из жизни Маяковский или Есенин. Или в чём причина смерти Моцарта. Есть тут некая таинственная; даже мистическая составляющая.

Добавить комментарий для Илья Гирин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.