Элла Грайфер: В поисках утраченного времени

 219 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Как правильно отметил Хенрик Бродер, в Германии нынче евреев любят, но только мертвых. Отчасти это объясняется традиционным антисемитизмом, отчасти — исламским нашествием, но не в меньшей мере и тем, что эти, большей частью мертвые ныне евреи, верили в ту Европу, которая сегодня, по сути, тоже мертва.

В поисках утраченного времени

Элла Грайфер

Как, друзья, в глубину вы ни лезьте
Не отыщете вы в глубине
Ту страну, что пропала без вести,
Как отцы на последней войне.
Их давно уже нету на свете,
Но поверить нам в это больней…
Разве сказки нужны только детям?
Сказки взрослым гораздо нужней.
А. Городницкий

Говорят, ностальгия — тоска по Родине или по какой-нибудь другой точке на глобусе. Но это неверно. Не по месту это тоска, а по времени, а если уж совсем точно — по самому себе, каким ты был в то время в этом месте. Можно купить билет на самолет и за пару часов переместиться из Тель-Авива в Москву, но ни за какие деньги невозможно выскочить из промерзшего трамвая и вбежать на лекцию самого любимого доцента в ростокинском филиале Иняза, здании бывшего ИФЛИ, потому что нет уже того доцента, а главное — и меня той, прежней, давно уже больше нет. Но как-то вот любят люди этот самообман, все надеются отыскать между прежних пейзажей прежнего себя, хоть на минутку вернуть ушедшую молодость.

В особенности свойственно это, мне кажется, уроженцам «Идишленда» — большой Касриловки, что простиралась некогда от Смоленска до Страсбурга, от Риги до Одессы. Можно понять восторги 90-летней Маргит Бартфельд-Феллер, узнающей в сегодняшних Черновцах дома и улицы, где была она когда-то молодой и счастливой. Но почему этот восторг разделяют люди, что ей во внуки годятся? Пусть некоторые из них даже жили в Черновцах после войны — это был уже другой город с другим населением и другой атмосферой, про те, утраченные, традиции они только слыхали — сами не видали их никогда.

И тем не менее, они с энтузиазмом организовывали ей (и не ей одной) эти поездки, снова и снова издавали книги ее воспоминаний, бесспорно, милые и добротные, но, в конечно итоге — не более чем документальные свидетельства о жизни ушедшего мира, Атлантиды, безвозвратно потонувшей в океане времен. Такие расходы и усилия определенно выходят за рамки простого сочувствия, желания порадовать человека, много и незаслуженно пострадавшего на своем долгом веку.

Все эти люди (большей частью даже и не евреи), что издают и переводят Пауля Целана, кладут на музыку стихи Зельмы Меербаум-Айзингер, ставят спектакли и организуют поездки, ныряют в Атлантиду в надежде отыскать… жемчужины утраченных иллюзий. Да, конечно, затонувший мир обладал некой печальной красотой, сродни красоте русского серебряного века, от начала чувствовавшего свою обреченность. Еще привлекательнее его делает обволакивающая дымка воспоминаний, но… это лишь половина правды. Вторая же половина состоит в том, что люди европейской культуры ищут самих себя — не сегодняшних, а тогдашних, когда они жили в мире куда более надежном и уютном, и жизнь представлялась им куда более осмысленной.

В конце 19-го — начале 20-го века в культурной элите Идишленда интенсивно шел очень важный процесс. Не просто ассимиляция, но воплощение идей Лессинга и Канта, весомое, грубое и зримое подтверждение Единства Рода Человеческого. Не в том смысле, что все мы, независимо от расы, национальности и вероисповедания, относимся к одному биологическому виду, успешно скрещиваемся, давая здоровое потомство, что в самых разных культурах прослеживается очень много общего — это есть наблюдаемый факт. Но в том смысле, что из этого факта следует возможность и желательность всеобщего примирения, всемирного правительства и всеохватывающей единой культуры. Это, собственно, и есть тема «Натана мудрого«: Положительные герои, принадлежащие к враждующим сообществам и религиям, оказываются в результате родственниками, а единственный отрицательный (патриарх иерусалимский) отличается вот именно нетерпимостью и подозрительностью к чужим.

Эти идеи — надежда тогдашней Европы — и стали основой Хаскалы, мотором еврейской ассимиляции. Действительно, чего там цепляться за родные традиции, если пока еще нет, но скоро все народы, распри позабыв, в единую семью соединятся! Ассимиляция — не отдельных индивидов (такое всегда случалось), но целых общин — В Берлине и Вене, Одессе и Черновцах. Когда Дубнов готовил свою знаменитую «Всемирную историю еврейского народа», он провел среди потенциальных подписчиков опрос, на каком языке они предпочли бы читать такую книгу. Большинством голосов избран был русский. Когда нацисты начали ограничение прав евреев в Германии, они попробовали-было распорядиться, чтобы еврейские газеты выходили на идише, но в ответ услыхали: «Помилуйте, да кто же нас поймет?». Когда Теодор Герцль сочинял книгу «Еврейское государство», творил он его явно по образу и подобию родимой империи Габсбургов.

На всех и всяческих форумах не прекращается вялотекущая дискуссия, надо ли считать Гейне немецким, а Бабеля — русским писателем, или наоборот, а российские антисемиты с горечью говорят об «одесском периоде» русской литературы. Это был действительно симбиоз, подобный которому в современном мире можно найти разве что в Америке, да и там, похоже, пик уже пройден и начался закат. Прекрасный пример — цикл «Звездные часы человечества». Стефан Цвейг однозначно считает Европу, как минимум, прообразом «единого человечьего общежития», а себя — органической частью западной цивилизации. Его самоубийство в 1942 году в Бразилии, где определенно не смогли бы его достать нацисты, — естественная реакция на крушение мира, в котором только и мог он существовать.

Нет, не Холокост был причиной гибели культуры Идишленда, и даже не асфальтовый каток «реального социализма», что прокатился по нему с восточной стороны, вернее сказать — то и другое симптом, а не сама болезнь. Наследникам хаскалы и в самом деле удалось сплавить в себе воедино «еврея» и «европейца», да только европейская культура как таковая… жизнеспособность свою утратила. Цвейг сразу понял то, что до большинства европейцев доходило еще полвека.

Еще полвека строили европейское сообщество и дошли до такого совершенства, что безропотно принимают и кормят уйму чужаков, презирающих их культуру, зато не смеют заступиться за тех, кто эту культуру ценит и мечтает присоединиться к ней (Грузия или Украина). Начальство же более всего озабочено перекачкой денег от работающих к тунеядцам, как во внутреннем (бесконечные пособия за неизменное безделье), так и в международном (греческие долги) масштабе, а также нормированием допустимой кривизны огурцов.

Еще полвека игрались с «мировым правительством» ООН — а оно оказалось очень большой кормушкой для размножающихся прямым делением бюрократов, принципиально невоюющих солдат и малограмотных трубадуров «глобального потепления». Все международные конфликты, которые этот монстр пытался урегулировать, перешли в хроническое состояние с периодическими обострениями.

Но осознать это европейцам очень страшно. Также страшно, как было русским, когда они в один прекрасный день спать легли в какой-нибудь Туркмении гордыми носителями имперской культуры, а наутро проснулись бесправным нацменьшинством. От ужаса они попросту отказываются верить, что поезд ушел. Причем, справедливости ради, нельзя не упомянуть, что далеко не все евреи оказались такими умными как Цвейг… нет, нет, я не самоубийство рекомендую, но трезвый взгляд на ситуацию. Увы, немало оказалось среди нас таких, что Холокосту вопреки стойкую веру в «общечеловеческие ценности» унесли с собой в Америку или будущий Израиль. И кстати, среди этих факторезистентных непропорционально много оказалось именно выходцев из Германии. По свидетельству Тома Сегева:

…в период Британского мандата выделился ряд интеллектуалов, выдающихся в своих областях ученых — таких, как Мартин Бубер — которые пробовали развить различные альтернативы сионизму, такие, как интеграция евреев в арабской федерации или создание совместного еврейско-арабского государства.

В таком двунациональном государстве не предполагалось еврейского большинства, а это не согласовывалось с фундаментальными принципами сионизма. Но эту идею поддерживало движение Ха-Шомер Ха-Цаир, которое было частью фундамента левого крыла сионистского движения. Кроме того, в одной из центристских партий, «Алия Хадаша», которая состояла в основном из выходцев из Германии и представляла примерно десять процентов избирателей, была популярна концепция двунационального государства и другие идеи, не совпадающие с основным курсом сионистского движения.

Субботним днем в конце 1920х годов трое молодых людей сидели на скамье на улице Алленби в Тель-Авиве, куря и болтая. Проходящий мимо религиозный еврей упрекнул их за курение в субботу. «Но я — не еврей», — возразил один из юношей. Это был Уриель Гальперин, который позже, под псевдонимом Йонатан Ратуш, стал знаменит как поэт и провозвестник движения «Хананеев». «Хананеями» назвали Ратуша и его движение «Молодой Иври» его противники, но впоследствии и само движение решило принять это название. Они считали себя «иври», а не евреями, и их борьба была направлена не только против иудейской религии, но и против сионизма. Они отрицали существование еврейского народа и считали, что «ивритская нация» может включить в себя и мусульман, и христиан, и друзов. Их ивритский шовинизм был явно фашистским в своей основе. Но они так и не нашли себе лидера, не стали политической организацией и сумели привлечь к себе только немногих.

Но мировоззрение «Хананеев» было больше чем интеллектуальный курьез. Оно создало настроение, которое отозвалось в значительной мере в новом «ивритском» самосознании, культивируемом самим сионистским движением, и повлияло на целое поколение молодых людей, которые начали искать «ивритскую» альтернативу сионизму. Ряд писателей и деятелей искусства были представителями этой новой, «истинно израильской», сущности.

Пресмыкательство культурной элиты сегодняшнего Израиля перед арабами — следствие утраты идентичности, уверенности в своем праве на жизнь. Потеряв Европу, они потеряли себя.

Как правильно отметил Хенрик Бродер, в Германии нынче евреев любят, но только мертвых. Отчасти это объясняется традиционным антисемитизмом, отчасти — исламским нашествием, но не в меньшей мере и тем, что эти, большей частью мертвые ныне евреи, верили в ту Европу, которая сегодня, по сути, тоже мертва. Европу, переживающую звездные часы всего человечества, ведущую его за собой… Те евреи, из прошлого, в нее верили, ее строили, за честь почитали в нее войти. А нынешние… те, что в Израиле, либо сами в истерике, либо на все эти парижи да римы смотрят как на объект туристического освоения… в крайнем случае, место для заработка вахтовым методом. Живут — своей жизнью, еврейской, израильской, решают, как умеют, свои проблемы, не очень-то заморачиваясь единством прогрессивного человечества.

Те, что постоянно в Европе живут, либо работают «казенными евреями» — чиновниками, занятыми освоением казенных средств на «дружбу народов», либо изо всех сил стараются раствориться в толпе или, наоборот, как тот же Бродер, открыто выражают свою настороженность. Поведение их определяется исключительно прагматизмом, никакой симбиоз и близко не лежал.

За это европейцы на них в обиде, они упрямо не хотят понимать: Холокост и «Дело врачей» — не случайности, пусть даже трагические, но часть большого и необратимого процесса, в котором евреи и их вопрос, строго говоря, вовсе сбоку-припеку, но и они, в частности, признаки того, что мир изменился и прежним не будет никогда. Не позабудут народы распри, никакого всемирного правительства не создадут, и если даже исчезнут народы европейские, то на смену им придут другие, только и всего.

Чтобы вытеснить, от самих себя скрыть эту реальность, пускаются они во всяческие ухищрения, и, в частности, премиями и орденами осыпают либо еврейских зомби типа Фелиции Лангер или Шломо Занда, что демонстративно не только в сегодняшнем Израиле жить, но и вовсе евреями быть отказываются, либо последних из могикан погибшего «Идишленда», что уже просто по возрасту склонны жить прошлым. Тем прошлым, в котором были иллюзии равноправия, фарфоровые куколки, платья с кринолинами и прогрессивный император Франц-Иосиф, про которого маленькой Маргит с восторгом рассказывала добрая мама Цилли.

Print Friendly, PDF & Email

23 комментария к «Элла Грайфер: В поисках утраченного времени»

  1. Все антисемиты , если иногда и склонны к терпимому отношению к евреям, то предпочитают. чтобы они были при этом мертвыми.Сила ненависти ,однако, бывает так сильна , что даже мертвым от них не бывает покоя.Вот, только что порушили они сотни надгробий на еврейском кладбище в США.
    В мире остается все меньше мест, где евреям дозволено формально пользоваться защитой государства от нападений антисемитов.Они и в Израиле не достаточно надежно защищены от террористов-антисемитов Но это единственное в мире место, где еврей может с честью и достоинством за себя постоять и уничтожить своего врага. Наверное, чтобы не угодить вновь в Катастрофу, подобную минувшему Холокосту,евреям галлута не следует особо расслабляться, быть бдительными, внимательно отслеживая развитие антисемитских настроений в их странах. И желательно быть морально и физически готовыми, чтобы успеть вовремя смыться.Благо, что есть спасительная для этого страна.

  2. Предлагаю Эллу Грайфер в список кандидатов на Почетный диплом «За заслуги перед порталом». Уважаемая Элла наследила, по-хорошему, везде на Портале, в том числе и в Зале Славы.. Ее многочисленные публикации всегда актуальны и интересны и привлекают много читателей.

  3. Профессорам за сильный Израиль — подобало бы укреплять свою страну, её представительства и связи — неприятием и искоренением коррупции, делитантства и кумовства (так хорошо знакомого по прошлой жизни), а не выискивать среди «виноватых идишистов» — заблиставших (и не замечаемых [прос…панных] в своей корзине) прежних честолюбивых дублёров (сыгравших уже в свои неполные …. в сравнении с…) — совсем не среди упомянутых автором казённых и прочих категорий.

    Кстати… «Чу! — а мы здесь не одни…

    И (как коллега) не уповать лишь на демографию ключевого соседа.

    Даже дублёрам известно, что системы характеризуются не только ошибками, но и реакциями на таковые. А иначе на товарища Чехова — просьба не обижаться:

    https://www.youtube.com/watch?v=w9gRum9ye_s

  4. Я не знаю где очередники, полагающие себя зрителями нашли оппонентов уважаемой Элле (лично я претендовал только на оговорки), но всё же имена — именами, а дела — делами.

  5. Текст уважаемой Эллы в части «заката Европы» подвергнут такой уничижительной критики, что хотел бы напомнить о двух факторах, которых не было и в помине во времена Цвейга и прочих упомянутых.
    1. Количество детей, которые рожают белые женщины (коренные жители) во Франции, Англии, Германии, Италии, Скандинавскх странах.
    2. Имена мальчиков и девочек в первых классах государственных школ в вышеперечисленных странах, особенно в их столицах и крупных городах — сегодня.
    Оппоненты Эллы, похоже, думают, что заклинаниями можно победить демографию.

  6. Интересно и доволно искренне написано, однако, из-за однобокой и не совсем верной информации выводы далеки от истины. Я принадлежу к кругу Профессоров за сильный Израиль и мы не пресмыкаемся перед арабами. Вы, вероятно, имеете ввиду ту квазиинтеллигенцию, которая кормится подачками от европейского сообщества. Всегда были ренегаты. Ваш плач о Европейской культуре запоздал на 100 лет. Читайте Эренбурга ТрестДЕ. Он написал это задолго до Цвейга.

  7. а параллельно — почему не поинтересоваться еврейской историей этих мест?

  8. идишисты, ищущие утраченное — это довольно ёмкая категория. Моё личное удивление появлению статьи с этой тематикой — остаётся моим личным, такой приятной неожиданностью. Я-то тут уж как редкой по этой теме посты выдаю (пролёт и пребывание по местам колыбелей идишизма, их последние следы)…

    В общем никто не спорит, идишистская культура не представляет собой целую конкуренцию или альтернативу в еврейском мире наших дней. И как раз пребывая в местах этой колыбели, знакомясь и с ней и с её, колыбели окружения потомками — кто бы желал еврейскому государству идеологической конкуренции?
    Речь о другом. Не обязательно всем яйцам лежать в одной корзине. Какова история ни есть — но энтропия, однако.

    Если бы там, в одной корзине могли бы всем сделать хорошо или не мешать делать себе хорошо? Хватит этого хорошо на всех? Могут ли некоторые люди в некоторых ситуациях допустить важность выживания или не сплошного надрыва — в своей только личной ситуации — как менее важную чем солидарность с ближним, который эту солидарность потерял? Жить по ценностям, очерченным лишь страшной историей?

    На мой взгляд можно, при соблюдении некоторых условий. А они соблюдаются всегда?

    Может быть, если бы в своей корзине никогда не было бы изгоняюще дурного запаха — уроки истории следовало бы принимать и следовать им абсолютно и бесконечно долго.

    Настолько ли абсолютны ценности исторической Родины и дома сегодня, чтобы кому-то не было полезно и хорошо пожить вне? Он сразу враг, предатель? А может он нечнто такое в корзине рассмотрел… — оно ж не все и не всегда смотрят….

    Нашла какая-то часть народа свою нишу там сейчас …
    Много, много верного в вашей, Элла, статье. Идея в том что не без оговорок.

    Страна неоднородна, даже в каждой фирме свои традиции. Может кому-то охота мучаться и профукать
    свои возможности (в сугубо личной ситуации), может кому-то невдомёк зоны развития и подъёма, может кто в упор чего не видит. Но как раз почему колыбель идиша оказалась здесь? Почему наши предки когда-то сюда пришли? А и сейчас отсюда скоро пойдёт то, что будет менять мир или тому способствовать. Кто хочет — может это проспать. Кто хочет — блажен переориентировать свою экономику (на кого??) Оно куда-то еще только перекопированное туда попадает…

    Кроме того в центральном и северном течении Рейна таки есть небольшие, но острова еврейской цивилизации и там можно жить еврейской жизнью в любом её виде. Так почему бы ему не быть, если кто-то хочет и может? Это да, не для всех. И хорошо!

    Кроме того, есть категории, не относящиеся ни к казённым, ни к видам предателей итд, а пребывание тех, кто решил занять место в этой нише развития. В иных корзинах, может статься, не разглядели и не собирались. в таком случае как раз следует как у Чехова «а она взяла селедку и ейной мордой начала…» — в конце концов это будет тоже на пользу своей корзине. Просто не сразу и по способу части корзины.

    Другие этой нишей не брезгует, но не те о ком вы пишете с обоснованной настороженностью, а те, у кого Вы пордазумеваете брать т.н. альтернативные технологии.

    А пока стоит заняться ценами на жильё, трудовым правом, качеством образования итд.

    1. «Не обязательно всем яйцам лежать в одной корзине. Какова история ни есть — но энтропия, однако» — ВЕРНО!

  9. Полностью согласен с позицией Эллы насчет бесперспективности мультикультурализма, т. к. он противоречит справедливой теории Хантингтона о постоянстве различий в человеческих цивилизациях. Но причем здесь «Идишленд», который для меня представляется целым культурным пластом еврейской жизни в Вост. Европе? В нем есть все признаки мини-цивилизации: литература, музыка, поэзия, исскуство, наука (в меньшей степени). Все своеобразное, оригинальное, реальное. Я могу согласиться с тем, что все это теперь некая Атлантида, оставшаяся в прошлом, но вовсе не из-за «Хаскалы», а по историческим причинам. Прежде всего из-за искоренения этой культуры в СССР, а потом в Израиле, куда перебрались ее носители из Польши и др. стран Вост. Европы. Эти евреи никогда не называли себя «русскими, поляками или венграми моиссеева закона». Германские евреи похоже таки-да… Но они к несчастью сгорели в печах.

  10. Спасибо за статью, Элла! Для меня была новой информация о существовании мощного движения за ассимиляцию, по направлению к «мировому государству землян» начиная с конца ХIХ века в Европе. Вы пишете, что эта идея выдохлась. Мне же кажется, и я об этом неоднократно писал, что как раз с возникновением Евросоюза идея глобализации, всеобщего объединения и слияния, пошла в бурный рост. Как только были упразднены внутренние границы в Европе, образованные передовые люди как с ума посходили. Поскольку, в свете гуманизма, все люди рассматриваются как равные, должно быть всё равно, что французы едут в Германию без визы, что арабы или африканцы едут в Европу без визы. Это мгновенно стало неким моральным стандартом, само собой разумеющимся принципом — границы должны быть открыты. С точки зрения нормального человека — запускать миллионы мигрантов в свою страну — чистое самоубийство, и здравый смысл начинает брать своё, причём у людей менее образованных, что само по себе поразительно. Но либерально-глобалистская струя всё ещё очень сильна — посмотрите на ожесточённость попыток свалить Трампа! За последнее время я дискутировал в разных местах с тремя людьми, которые утверждали, что новое Великое Переселение Народов в Европу — объективный, неотвратимый и, в сущности, позитивный процесс, ведущий к слиянию генов и образованию новой расы «земляне». Притом все трое были евреи.

    1. Вы пишете, что эта идея выдохлась.

      Не совсем так. На самом деле она себя изжила, но тем более судорожно за нее цепляются «вчерашние», тем активнее ныряют за ней в Атлантиду.

      1. С нашей точки зрения эта идея себя изжила, но с их (уж не знаю, как их назвать!) эта идея сильна, как никогда.

  11. Без указания цели вопрос ваш есть бессмысленный, так что ответить на него невозможно. Когда вы внятно укажете цель, я честно вам скажу, считаю ли я ее а)желательной, б)достижимой, и если да, то каким образом, а если нет, то почему. После этого перейдем к прочим вашим вопросам.
    Согласны?

    Согласен, уважаемая Элла!

    Наша цель — коммунизм:)! Если же серьезно, цель одна-единственная — это, чтобы Израиль был сильным и процветающим государством. Вот и всё.

  12. Уважаемая Элла!Я бы дорого дал за то, чтобы Вы, наконец, ответили на главный вопрос, который я Вам задаю уже лет десять: «Ваши предложения?».

    Уважаемый Илья,
    «предложения» — все равно, мои, ваши или чьи-то еще — есть соображения, как достигнуть определенной цели. Без указания цели вопрос ваш есть бессмысленный, так что ответить на него невозможно. Когда вы внятно укажете цель, я честно вам скажу, считаю ли я ее а)желательной, б)достижимой, и если да, то каким образом, а если нет, то почему. После этого перейдем к прочим вашим вопросам.
    Согласны?

  13. Уважаемая Элла!Я бы дорого дал за то, чтобы Вы, наконец, ответили на главный вопрос, который я Вам задаю уже лет десять: «Ваши предложения?». И ряд второстепенных вопросов:

    1. Причем здесь Стефан Цвейг? — Он ведь покончил с собой из-за потери надежды на победу над нацизмом, в феврале 1942, когда еще никто не предполагал, что в том же году будут Сталинград, атолл Мидуэй, Эль-Аламейн (бразильцы горько шутят, что он это сделал, написав книгу «Бразилия — страна будущего», чтобы не разочароваться).

    2. Причем здесь «Идишленд»? Евреи приехали в Америку, там издавались в начале прошлого века сотни (!!!) изданий на идиш, которые приказали долго жить уже тридцать лет спустя. Да и Вы сами пишете и хорошо, кстати, пишете именно по-русски, и идиш, наверное знаете постольку поскольку Вы германист, но не более. ИМХО «Идишленд» уничтожил … Израиль с ивритом как языком новых евреев, с его новым евреем — амальгамой сефардим, ашкиназим, мизрахим!

    3. И наконец, о Вашей фразе «пресмыкательство культурной элиты сегодняшнего Израиля перед арабами — следствие утраты идентичности, уверенности в своем праве на жизнь. Потеряв Европу, они потеряли себя». Что значит пресмыкательство? И какяя альтернатива? «Окончательное решение»? — Но оно и Гитлеру со всей его мощью и поддержкой народных масс во всей Европе не удалось. Значит, надо как-то с ними, арабами искать какой-то модус вивенди, который не возможен без определенных компромиссов. Что значит «утрата идентичности»? С кем Вы, Элла Грайфер, себя идентифицируете? С нами, Вашими коллегами по сайту, или с евреем из Марокко или из Эфиопии? Да что там Марокко с Эфиопией. Вот пусть мне честно, положа руку на сердце, ответят мои американские земляки,, советские евреи, с нашего сайта, чувствуют ли они свою идентичность с американскими евреями, такими же выходцами из «Идишленда», как и мы? Что значит «потеря уверенности в своем праве на жизнь»? Готовность к компромиссам с арабами? Нежелание «приступить к окончательному решению»? Или прокатилась по Израилю волна самоубийств, похожая по количеству жертв на «черную смерть»?

    1. Илья Г. — Элле
      17 февраля 2017 at 16:32
      —————————————
      1. Уважаемая Элла!Я бы дорого дал за то, чтобы Вы, наконец, ответили на главный вопрос, который я Вам задаю уже лет десять: «Ваши предложения?».
      — Уважаемый Илья, на эту лично я неоднократно писал как в своих статьях, так и персонально Вам. Вы либо не читаете ответов, либо игнорируете то, что Вам не по вкусу. При таком подходе Вы будете задавать вопросы до 120 лет.
      2. Причем здесь Стефан Цвейг? — Он ведь покончил с собой из-за потери надежды на победу над нацизмом, в феврале 1942,
      — Он это Вам сообщил лично?
      3. И наконец, о Вашей фразе «пресмыкательство культурной элиты сегодняшнего Израиля перед арабами — следствие утраты идентичности, уверенности в своем праве на жизнь. Потеряв Европу, они потеряли себя». Что значит пресмыкательство? И какяя альтернатива? «Окончательное решение»? — Но оно и Гитлеру со всей его мощью и поддержкой народных масс во всей Европе не удалось.
      — см. п. 1

      1. 1. Уважаемая Элла!Я бы дорого дал за то, чтобы Вы, наконец, ответили на главный вопрос, который я Вам задаю уже лет десять: «Ваши предложения?».
        — Уважаемый Илья, на эту лично я неоднократно писал как в своих статьях, так и персонально Вам. Вы либо не читаете ответов, либо игнорируете то, что Вам не по вкусу. При таком подходе Вы будете задавать вопросы до 120 лет.
        ******* — Но Вы же Володя, а не Элла, так? Я Ваши ответы прочитал, а вот от Эллы услышал лозунги:)
        2. Причем здесь Стефан Цвейг? — Он ведь покончил с собой из-за потери надежды на победу над нацизмом, в феврале 1942,
        — Он это Вам сообщил лично?
        ******
        Но он не сообщил ничего и Элле, вот бразильцы считают, что он покончил с собой, чтобы не видеть провала своей оценки в книге «Бразилия — страна будущего»:)
        3. И наконец, о Вашей фразе «пресмыкательство культурной элиты сегодняшнего Израиля перед арабами — следствие утраты идентичности, уверенности в своем праве на жизнь. Потеряв Европу, они потеряли себя». Что значит пресмыкательство? И какяя альтернатива? «Окончательное решение»? — Но оно и Гитлеру со всей его мощью и поддержкой народных масс во всей Европе не удалось.
        — см. п. 1 —
        *****
        см. мой ответ там же

    2. Илья Г.: Что значит пресмыкательство? И какяя альтернатива?
      ————
      http://psylib.org.ua/books/polon01/txt02.htm
      6. НЕТРИВИАЛЬНЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ ЕВРЕЙСКОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКОЙ

      Христианская этика в этой статье неотличима от либерально-прогрессивной этики современных пост-христианских европейцев.

      ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО это выбор такой этики в ситуации, когда либерально-прогрессивные европейцы «… дошли до такого совершенства, что безропотно принимают и кормят уйму чужаков, презирающих их культуру, зато не смеют заступиться за тех, кто эту культуру ценит и мечтает присоединиться к ней …»

      АЛЬТЕРНАТИВА это выбор «еврейской» этики, которая еврейская не больше, чем принцип «суди по закону» древневавилонский.

  14. Г-жа Грейфер: «Пресмыкательство культурной элиты сегодняшнего Израиля перед арабами — следствие утраты идентичности, уверенности в своем праве на жизнь. Потеряв Европу, они потеряли себя».
    Автору следовало бы пояснить: что это за штука такая — «идентичность евреев»? В чём она, эта идентичность — в религии? Но культурная элита (полагаю, и в Израиле) — преимущественно атеистична. А «пресмыкательство перед арабами» — это поиск решения главной проблемы Израиля, в рамках клерикальных абсолютно нерешаемой: религиозные распри вечны. Единственный выход (быть может, уже неосуществимый) в радикальнейшем отделении религии от государства. Т.е. вера в Аллаха или в Иегову должно быть лишь личным делом каждого гражданина страны, населённого ОДНИМ народом — израильтянами.
    Ортодоксия среди изначально светских евреев стала такой же модой, как богоискательство, теософия, антропософия т.п. глупости, вплоть до спиритизма и столоверчения, как раз среди довоенной европейской образованной публики. И весь этот модный шабаш в Израиле — с неизбежным откликом в быту (как черносотенство в России) — подзарядил не слишком активную религиозность палестинцев — в массе достаточно грамотных (подобно туркам в сравнении, скажем, с суннитами Сирии).
    «Стоять на своём» — конечно, смелая позиция тех, кто рассиживает в удобных креслах перед домашними дисплеями. Но кому-то же приходится разруливать постоянно возникающие проблемы…
    Как-то неприлично потешаться над ними.

    1. Этот комментарий выше с неизменным много лет повторяющимся рецептом для израильтян особенно ценен тем, что подан он лично (оставим в покое, детей, внуков и прочих родственников) гражданином страны населенной ОДНИМ народом — немцами, Германцами, das Deutsche Volk –как хотите. Каким местом он к этому народу принадлежит, очевидно — Постоянным Местом Жительства.

  15. Безусловно, публицист — не историк и просто обязан слегка или не слегка сгущать краски, иначе получится скучное и никому не интересное эссе ни о чем. Поэтому, отбросив возможные возражения по мелочам, скажу с революционной прямотой — мне мысль публикации понравилась (в этой публикации есть обобщение мыслей и тем прошлых публикаций). В том простом смысле, что выражает мои собственные очень близкие ощущения, основана на фактах «на местности», прогнозирует ближайшее будущее. Во всяком случае, европейское будущее и будущее евреев в нем. Общечеловечная, безрасовая, мультикультурная, без-граничная Европа не имеет места быть в будущем. Все вернется на свои обычные круги вражды и противостояний, а значит, места евреям в ней не будет. Только бывшим евреям, это — пожалуйста. Ибо расовый антисемитизм вряд ли возможен, но культурный и религиозный будет только возрастать. Тенденция уже на местности.
    То, что статья написана доступным, но хорошим слогом, только дополнительный плюс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *