Леонид Е. Сокол: Эфиопские следы

 394 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Ты прожил свой век достойно,
став адамовым ребром,
так что спи, мой друг, спокойно
на витрине под стеклом.

Эфиопские следы

Леонид Е. Сокол

Австралопитеку AL-822-N[1],
моему предку по обеим линиям

Первобытная природа,
ширь небес, привычный вид,
вышли все мы из народа
в колыбели гоминид.

Мой далёкий дикий предок,
кровью связанный со мной,
лишь недавно слезший с веток,
необласканный судьбой,

брёл ты вдаль по древним рекам
с грозной палкой на весу,
трудно австралопитекам
в плиоценовом лесу.

Жизнь проста, но обалденна,
каждый день бросает в дрожь,
то ль тебя сожрёт гиена,
то ли ты её сожрёшь.

Предок мой, довольно ранний,
ты погибнешь не за так:
мозг пока что обезьяний,
но зато уверен шаг.

Быть устанешь низколобым,
разовьёшь, как надо, прыть,
станешь ты питекантропом,
в люди выйдешь, может быть.

Но лежишь ты под обрывом
с перебитыми костьми,
не оплаканный с надрывом
ни супругой, ни детьми,

с обезьяньими корнями,
не познав добро и зло,
но засыпанный камнями —
значит, сильно повезло.

Значит, может быть, откроют
в глубине афарских руд,
докопаются, отроют,
каждый пальчик обсосут,
над костями дико взвоют,
имя глупое дадут.

Не стыдись своих потомков,
им не надо пальцы гнуть,
в архаических потёмках
ты нашёл нам верный путь.

Ты в года свои глухие
шёл вперёд, не гнул спины,
ну а то, что мы такие —
в этом нет твоей вины.

Ты прожил свой век достойно,
став адамовым ребром,
так что спи, мой друг, спокойно
на витрине под стеклом.

___
[1] Имя изменено.

Главное — разогнуть спину
Главное — разогнуть спину
Это — Люси, жила 3,2 млн лет назад
Это — Люси, жила 3,2 млн лет назад
и её праnвнучка
и её праnвнучка

* * *

Человек из Омо

В полдневный жар, в долине Омо,
над сонной мутною рекой,
шёл человек из рода Homo,
такой же, как и мы с тобой.

Такой же, как и мы, скиталец,
начавший бесконечный бег,
ещё вчера неандерталец,
уже сегодня — человек.

В плену сомнений и стремлений
он шёл нехоженой тропой,
слегка желтей на Керулене,
слегка белее над Окой.

Мелькали годы, горы, лица,
толкали в спину, пятки жгли,
и он не смог остановиться,
дойдя до Огненной Земли.

Он не был ангелом и чёртом,
порою выглядел, как зверь,
и жрал врагов своих без счёта,
как продолжает и теперь.

Скупая трудная дорога
сулить не может ничего,
но поднимался он до Бога
и Бог спускался для него.

То котловины, то вершины,
то райский сад, то дикий лес,
он падал в адские глубины
и возносился до небес.

И от Оранжевой до Темзы,
от Ориноко до Курил,
всегда он оставался тем же,
всегда он чем-то новым был.

Шёл, то скрываясь, то открыто,
то отставая, то спеша,
и тонкий нож из неолита
ничем не хуже калаша.

И я, ушедший прочь из дома,
смеясь над всем, чего достиг,
смотрю теперь в долине Омо
на близких родичей своих.

Река Омо
Река Омо
Девушки племени дасанеч на р.Омо
Девушки племени дасанеч на р.Омо
Девушки из племени мурси
Девушки из племени мурси
Женщина племени хамар
Женщина племени хамар
Река Омо. Девушка из племени дасанеч
Река Омо. Девушка из племени дасанеч

* * *

Эрта Але

Великий рифт. Сплошная ночь.
Ни лечь, ни крикнуть, ни помочь.
Страстей и мифов сборник —
Афарский треугольник.

Идём. Подъём горбат и крут,
А рядом по тропе идут
Горбаты, узкогруды
Безмолвные верблюды.

Встаёт по курсу лунный лик,
Идём по лаве напрямик,
В сопровожденье многих
Афаров тонконогих.

Презрительный прикрытый взгляд
И за спиною автомат,
Они — стрелки и стражи,
Мы — глупые фаранжи.

Не задерживай, иди,
Показалась впереди
Скромно и неброско
Алая полоска.
Выдохнули, встали,
Это — Эрта Але.

Хруст обломков под ногой,
Точно шаг рассчитывай,
Он по типу — щитовой,
А по духу — shit’овый.

Ты же видишь — здесь не рай,
Потихоньку привыкай
И вдыхай свободней
Запах преисподней.

Из расщелин невдали
Льётся магма — кровь Земли,
Из глубин идущая,
Красная да жгущая,
Чёрная, горячая,
Живая, настоящая.

Крови в пекло натекло,
Это значит — допекло,
Гибнут люди, страны,
И открылись раны.

Довзрывали и дожгли,
Раскололась грудь Земли,
Больно по-любому
Рифтом — по живому.

Огонь и дым на белом свете,
Ни сеять, ни любить, ни жить,
И рифт змеится по планете,
Уже нельзя остановить,

Идёт по морю и по суше,
Где магма хлещет, как вода,
Он рассекает наши души
И разделяет навсегда.

Он Землю рассечёт на части,
Кривой вселенский ятаган,
И все надежды и несчастья
Поглотит океан.

Там вдали вулкан
Там вдали вулкан
Охранник
Охранник
Вулкан Эрта Але. Северный кратер
Вулкан Эрта Але. Северный кратер
Вулкан Эрта Але. 13 февраля 2017 г.
Вулкан Эрта Але. 13 февраля 2017 г.
Эрта Але. 8 метров от потока лавы
Эрта Але. 8 метров от потока лавы
Впадина Данакиль. Вулкан Даллол. Кислотные вулканические озёра
Впадина Данакиль. Вулкан Даллол. Кислотные вулканические озёра
Print Friendly, PDF & Email

23 комментария к «Леонид Е. Сокол: Эфиопские следы»

  1. Благодарю всех за такие тёплые слова об этих стихах, которые натрясло в разных джипах на дорогах от самого северо-востока Эфиопии, на границе с Эритреей, до самого юго-запада, на границе с Кенией и Юж.Суданом. Самое замечательное в этих местах, что они являются прародиной человечества. Может кому и всё равно, но я чувствовал ауру этих мест и не ставил себя выше давно ушедших предков, а также тех, кто остался здесь, когда мы свалили в поисках лучшей доли, а точнее — не выдержав конкуренции оставшихся.
    Прошу прощения за задержку ответа из-за того, что в деревню приехала целая куча бездельников, которая ни во что не верит, но использует любой повод, чтобы выпить. В этот раз поводом было окончание масленицы и если бы вы посмотрели на пляски вокруг горящего чучела, то лишний раз убедились бы, как недалеко мы ушли от тех… Правда, наши девушки были одеты в соответствии с температурными условиями.

  2. Прекрасно!
    И прекрасны эфиопки.
    Ну почему к нам приезжают совсем другие?

    1. Сэм! Во-первых, на фото не эфиопки, а негритянки. Это совершенно разные расы, хотя и обе чернокожие. Во-вторых, вероятно Вам не повезло видеть замечательных молодых красавиц-эфиопок у нас в Израиле. А их очень и очень много. Правда они не ходят с голой грудью (а жаль!).

      1. Неудобно, но всё же откроюсь:
        в этом смысле живу и не бедствую,
        я люблю, когда девушки топлесс,
        да и даунлесс тоже приветствую.

        Уважаю подобное мнение,
        но должно быть сменилась эпоха,
        я смотрю на своё окружение:
        может им и одеться не плохо.

    2. Другой совет найдёшь едва ли
      и я его, конечно, дам:
      когда ко мне не приезжали,
      я не стеснялся, ехал сам.

  3. Непременно расскажите, как вы туда попали — на границу Кению к красивой девушке из левобережных дасанеч — немусульманке, т.е. относительно свободной в отношении нравов (прочёл где-то у этнографа Тишкова).
    Точные географические и этнографические отсылки, верные (с поправками) — антропологические, замечательные поэтические решения. Испытываю острую зависть!

    1. Я молодым был и беспечным,
      и для рискованного шага
      не бегал в Африку, конечно,
      а шёл в соседнюю общагу.

      Такие там случались моды,
      куда там Швециям-Европам,
      и нравы были так свободны,
      что и не снились эфиопам.
      — — — — — —
      Вы в одном, безусловно, правы,
      наши годы сгорают хворостом,
      прекращенье свободных нравов
      связано не с географией – с возрастом.

  4. Романтика и поэзия путешествий….так значит, Земля Санникова и затерянные миры, и, даже, наверное, Плутония, существуют?! Читать Сокола — всегда событие

    1. Мы все там будем, придержите страх,
      дождёмся оглашенья приговора,
      мы встретимся в затерянных мирах,
      но я надеюсь, что не очень скоро.

  5. Пользуюсь случаем представить Леонида Е. Сокола на звание «Автор года» в раздел «Поэзия» за «Эфиопские следы». Многих давно восхищает поэзия Л.С.2, и меня тоже, но не было публикаций. Я всегда Редькино сопоставляю с Царским Селом, и это знаменательно, и… замечательно.

    1. Ах, если только ваша бы взяла…
      но я, увы, уверен совершенно:
      от Редькина до Царского Села,
      как от питекантропа до Эйнштейна.

  6. Замечательно — это не то слово! Потрясающее единство изображения и текста, стихи рифмуются с фотографиями, и всё вместе — философское осмысление — чем был, есть и будет человек.

    1. Когда Господь своё творенье свету
      на день шестой со вздохом предъявил,
      то Он сказал: «Других, к несчастью, нету,
      а после этих не осталось сил».

      И мы пошли в нелёгкую дорогу,
      в пустыни, горы, лес, в жару и в снег,
      и доказали и себе и Богу
      чем был, что есть, кем будет Человек.

    1. Не знаю, что теперь мне делать, братцы,
      надуться? отсидеться? посмеяться?
      нет, право, я в смущении,
      какое восхищение? –
      теперь ни оправдать, ни оправдаться.

  7. Превосходно, кто бы спорил. Пессимистично — ладно. Но как объяснить, что «Женщина племени хамар» — это вылитый мой массажист Николай? Вот в чем вопрос. Кто ответит?…

    1. Дело в том, Игорь, что, скорее всего, Ваш массажист Николай работает по совместительству женщиной племени хамар. Это единственно возможное объяснение!

    2. А я как-то увидела чернокожую американку, которая была совершенным исполнением моей двоюродной сестры. В это было трудно поверить: те же мелкие европейские черты лица, та же фигура, только кожа другого цвета.

      1. Тракторист наш, Дмитрашенков Колька
        был от копоти чёрным настолько,
        и с ужасной личиною
        от тиграи неотличимою,
        но не мылся при этом нисколько.

        Вдруг, оставив привычку железную,
        он явился к нам с мордою трезвою,
        он умылся с утра –
        чистый фалашмура,
        может даже (не видел) обрезанный.

        Дорогие Инна, Виктор и Игорь,
        вы совершенно чётко подметили исключительное иногда сходство лиц при отличии только цвета. Северные эфиопы: амхарцы, тиграи, афары и пр. отличаются по типу лица и их, в основном, не спутаешь. А вот южных, которые не совсем негритянского облика, вполне можно перекрасить и не отличишь от наших. Мы шли, и я говорю: «Смотри, это загорелая Галка»! Но это была не она…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *