326 total views (from 2022/01/01), 1 views today
1-го марта, в среду, в 19:00 в иерусалимской галерее «Дом качества» (Дерех Хеврон,12) открывается персональная выставка Зелия Смехова.
Три лика времени
Алекс Резников
Художник Зелий Смехов — один из тех мастеров кисти, которые «работают на опережение» своего времени. Обладая редким даром творческого предвидения, он часто первым обращается к темам, которые вскоре оказываются в центре общественного внимания. И даже воплощая на полотнах события далекой истории, умудряется представлять их актуальными и волнующими для своих современников. При этом Зелий далёк от любых формальных изысков, предпочитая утверждать собственную художественную правоту работами глубокими по содержанию, изысканными по исполнению и совершенными по цветовой палитре.
Биография мастера внешне вроде бы ничем не примечательна. Сын известного советского художника Льва Смехова, он вырос в доме, где царили кисть и карандаш. Закончил Московскую среднюю художественную школу, учился в Московском художественном институте им. В. Сурикова в мастерской Е. Кибрика на графическом факультете. Как продолжение — творческая мастерская при Академии художеств. Затем трудился на студии «Диафильм», в комбинатах графического и декоративного искусства, принимал деятельное участие в праздничном оформлении столицы к различным торжествам.
С 1991 года Зелий вместе с женой Милой Смеховой живет в Израиле, в Иерусалиме. Сохранив и приумножив накопленный опыт, здесь он обрел новые импульсы для художественного вдохновения, создавая работы в самых разных жанрах: исторические композиции и городские пейзажи, портреты и натюрморты, книжные иллюстрации и пейзажи. Они были представлены на десятках персональных и коллективных выставок в Стране и за рубежом, получили высокие оценки как искусствоведов и критиков, так и широкого зрителя.
Посвященные Второму храму картины художника, поразительно воспроизводящие реалии эпохи, сегодня находятся в музее Второго храма в Старом городе Иерусалима. Они служат наглядными пособиями для изучения еврейской истории в израильских школах. Оформленные Зелием книги — «Песнь Песней Соломона», «Библия для детей», «Стихи Катулла» стали библиографической редкостью.

Своеобразными ликами времени можно назвать три серии, над которыми художник работает уже несколько десятков лет. Первая — «Апокалипсис», начатая еще в московские годы и продолженная в Иерусалиме. Поразительно, как мастер сумел перейти от частностей к обобщению происходящих во всем мире поистине тектонических процессов. Его фантазия безгранична, а многочисленные иносказания доступны даже для не искушенного в искусстве зрителя. Ибо он умеет выразить на картоне одному ему доступными средствами то, что сегодня волнует современников.
Главное в этой серии — движение. Но не поступательное, присущее достойному человека образу жизни, а парадоксальное движение вспять, к бездне, движение в порыве безумия и отчаяния. Однако как бы трагически ни звучала основная тема «Апокалипсиса», все же теплится лучик надежды на то, что страшную болезнь можно (и нужно!) одолеть, ибо выставить ее симптомы на общее обозрение — уже шаг к преодолению кризиса и обновлению общества.
Другая серия, которая ставит на повестку дня взаимоотношения искусства и действительности, — «Танцы». Она создана в широком диапазоне от чистого реализма до… сюра. На одних картинах — вполне реальные испанские танцовщицы фламенко, на других — некие обобщенные создания, чьи сущности не ограничены чёткими телесными формами, и тем не менее они создают полную иллюзию классического танца. Зритель попадает как бы в водоворот высоких эмоций, он невольно впитывает в себя красоту, которой обделён в буднях повседневности. Можно спорить о правомерности того или иного художественного решения, но нельзя отрицать силу его воздействия, делающую мир современного танца праздником для души.
И, наконец, серия «Венеция», многие листы которой выполнены в редко встречающейся сегодня технике коллажа. После погружения (если нечаянно позволить себе именно так обозначить это состояние-пребывание, говоря о Венеции!) в мир этого города художник буквально заболел новой для себя темой. В отличие от предшественников он показывает Венецию сквозь призму знаменитого карнавала, являющего разные обличья участников. Временами и сам город смотрится как маска, скрывающая его истинную природу и одновременно позволяющая полнее ощутить грандиозность мироздания. Здесь проявляется уникальное дарование автора — использовать в меру особенностей своего таланта богатства культурного наследия минувших веков.
Три серии живописных работ Зелия Смехова, представляемых широкой публике на новой выставке, — ТРИ ЛИКА ВРЕМЕНИ, неподвластные конъюнктурным веяниям и утверждающие непреходящие ценности человеческого существования.
Выставка работает до 7-го марта.
Ниже — фотографии нескольких картин с выставки.
Справка. Зелий Смехов — ведущий израильский художник. Родился в 1939 году в Москве. Выпускник Московского художественного института имени В.Сурикова. Участник ряда всесоюзных выставок. С 1991 года живет в Израиле. Автор работ в разных жанрах, представленных в экспозиции Института Второго храма (Иерусалим), а также на персональных и групповых выставках израильских художников.
