Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 2.10 Ваякхель

Loading

Если мы расположим петли в 3 см. от края полотнищ с верхней стороны, то при лежании на земле полотнище будет цельным, но при расположении на стенах Мишкана по три незакрепленных сантиметра у каждого полотнища провиснут под собственным весом…

בס»ד

Комментарии Торы

2.10 Глава Ваякхель

Исраэль Дацковский

2.10.1

На стих 35:34, на имя Аоливама РАШИ дает редкий комментарий, разделяющий колена Израиля по «важности»: «[он, Аоливам, происходил] из колена Дана, [одного] из низших колен, из потомков рабынь, но Всевышний уравнял его [в величии] с Бецалелем в работе над Святилищем, а тот был из знатнейшего колена [Йегуды]. Так осуществилось сказанное: «… И не отличит он высокородного от нищего…» (Йов 34:19)». Мы категорически не разделяем мнение РАШИ что есть низшие и высшие колена — каждый еврей оценивается по своему личному уровню, в первую очередь — по уровню учебы и знания Торы, Закона, по своему поведению и делам, по собственным достижениям в познании Тв-рца. Причем, на протяжении еврейской истории представители всех колен занимали высочайшие места в еврейской «табели о рангах». Ни Яаков (в недельной главе Вайехи книги Берешит), ни Моше (в недельной главе Вэзот аБраха книги Дварим) даже намеком не указывают на такое возможное разделение колен.

2.10.2

Стих 36:7 сообщает нам, что на строительство переносного Храма было принесено достаточно материалов и изделий «… и даже осталось.» (иврит: вэhота́р). Нам не удалось выяснить что же лишнее было принесено для строительства Мишкана и как оно было в дальнейшем использовано. В следующей недельной главе Пикудей приведен отчет об использованных материалах, но не хватает очень важной части подобных отчетов, которая стоится по схеме: столько-то было принесено — столько-то использовано — остаток. Можно предположить, что металлов не осталось: если бы оставалось золото, его явно целесообразно было бы пустить на увеличение толщины покрытия балок (иврит: краши́м) здания Мишкана. Ведь толщина этого покрытия чрезвычайно мала. Сделаем простой расчет, приняв, что покрывались только открытые части балок, а поддоны (иврит: эдани́м) имели высоту в одну аму. Размер амы примем 50 см, вес кикара — 60 кг.

48 балок х 4,5 м. высоты х 0,75 м. ширины х 2 стороны = 324,0 кв. м.

Торцевые поверхности двух балок: 4,5 м. х 0,375 м. (по Хизкуни. РАШИ считает не указанную в Торе толщину балок равной 1 аме= 0,5 м.) х 2 = 1,7 кв. м.

9 колонн х 4,5 м. х 4 х 0,375 м. = 60,8 кв. м.

Итого: 386,5 кв. м. Всего золота на облицовку ушло примерно 25 кикаров = 1.500 кг.

При удельном весе чистого золота 19,2 т./куб.м. у Бецалеля имелось 78,125 куб. см. золота, что дало толщину покрытия 0,2 мм.

Если бы у Бецалеля был излишек принесенного народом золота, он бы увеличил толщину облицовки досок.

Основное количество серебра от полушекелей первого подсчета евреев пошло на поддоны под доски (иврит: эдани́м) из расчета один кикар серебра на поддон. А добавок серебра от народа не было (что удивительно само по себе) — все использованное серебро было серебром полушекелей от первого подсчета народа, что явно указано в стихе 38:25 недельной главы Пекудей. Если бы народ приносил серебро, оно бы легко пошло на увеличение головных частей столбов забора вокруг двора Мишкана и на толщину и частоту обкрутки серебряных нитей вокруг этих столбов. А по отчету Моше (недельная глава Пекудей) на все верхушки столбов и нити вокруг столбов было затрачено 1.775 шекелей. В одном кикаре — 3.000 шекелей (около 60 кг.), значит на всю серебряную отделку 60-ти столбов двора и на крючки внутри помещения храма для завесы Святая Святых (иврит: паро́хет) было затрачено 35,5 кг. серебра — всего-то около 0,5 кг. серебра на столб. Неоткуда взяться излишкам, да и имеющегося весьма мало. Даже если бы был заметный излишек золота и серебра, этот излишек пошел бы на изготовление дополнительного числа довольно тяжелых ковшей для сбора крови жертвенных животных (иврит: мизраки́м) — по мнению института Храма в Иерусалиме, не менее 5 кг. металла на ковш. Итак, вряд ли был неиспользованный излишек золота и серебра, наоборот, чувствуется заметный недостаток этих металлов.

То же самое можно сказать о меди, основное количество которой пошла на поддоны под столбы забора вокруг двора Мишкана и остатки — на облицовку и принадлежности наружного жертвенника.

Значит, могли быть только излишки тканей, хранимых для ремонта покрытий Мишкана и излишки драгоценных камней, которые поступили в сокровищницу Мишкана и использовались для многолетней закупки, например, высококачественного оливкового масла для золотой Меноры и растений для воскурений на золотом жертвеннике.

2.10.3

Недельная глава Трума в стихе 25:7 перечисляет камни для одежды Первосвященника. Упомянуты отдельно ониксы и отдельно указаны «… другие камни, вставляемые в эйфод и хошен». Это же перечисление повторено в стихах 35:9 и 35:27 нашей недельной главы. Но при описании эйфода в стихах 28:6-13 недельной главы Тецаве и в стихах 39:2-7 нашей недельной главы кроме двух ониксов на плечах Первосвященника никаких камней больше не упомянуто.

2.10.4

Тора несколько раз возвращается к размерам крышки ковчега. В недельной главе Трума указано (25:17): «И сделай покрытие из чистого золота, два с половиной локтя его длина и полтора локтя его ширина». В недельной главе Ваякхель (37:6) дается отчет об изготовлении крышки в заданных размерах. Но нигде не указывается толщина крышки. Мудрецы полагают, что толщина крышки была тефах, так как в указаниях о построении Мишкана и его оборудования не упоминается размер меньше тефаха. Приняв размер локтя (ама) как 50 см., размер ладони (тефах) как 8 см., вес кикара как 59 кг., и удельный вес золота 19.3 тонн/куб. м., получим вес золота в крыщке (не считая веса керувов) 1.25 м * 0.75 м. * 0.08 м. * 19.3 т./куб. м. = 1.45 тонн. : 0.059 т. = 24.53 кикара золота. Во-первых, крышку весом почти 1.5 тонны тяжело поднимать и укладывать на место. А мы должны не просто ссылаться, что Тв-рец может чудесным образом уменьшить вес предметов или даже снабдить их подъемной силой для переноски коэнов через Иордан при вступлении евреев в Страну (мидраш). Мы должны насколько возможно искать объяснения в пределах законов природы, установленных тем же Тв-рцом. Во-вторых, согласно недельной главе Пекудей (38:24) всего золота на Мишкан было собрано 29 кикаров (покрытие стен Мишкана, покрытие золотого жертвенника и двустороннее покрытие ковчега, золотая менора весом в один кикар, посуда, керувим) и просто не хватает золота на столь тяжелую крышку.

Поэтому нам придется признать, что крышка была очень тонкой, но подпертой снизу системой ребер. Предположим, что крышка была толщиной 5 мм. и имела ребра высотой 7.5 см. по периметру, два промежуточных ребра вдоль длинной стороны и четыре промежуточных ребра вдоль короткой стороны (для образования квадратов 25 * 25 см.). Толщину ребра примем 5 мм. Тогда вес золота окажется равным 159.2 кг. или 2.7 кикара золота. Такую крышку даже с керувами, тяжело, но уже можно поднять, но нужны ручки, так крышка плотно прилегала к узорному венцу по периметру ковчега, а поднимать крышку за керувов, между которыми раздавался голос Тв-рца, было бы не совсем уважительно. Мы затрудняемся предположить наличие выступающих над крышкой ручек, значит, были вырезы в поверхности крышки по краям, в которых проходил стержень в плоскости крышки и были расстояния от стержня в обе стороны для просовывания руки (иначе рука не пройдет — крышка прилегала к возвышающемуся на дней узорному венцу). Понятно, что ребро крышки в таких местах должно было огибать нишу для подъема крышки или образовывать коробочку для придания полной закрытости внутреннего пространства ковчега. Учитывая большой вес даже тонкой крышки, логично предположить, что поднимать ее должны были четыре крепких мужчины, каждый — двумя руками. Также нужно было ее сдвинуть с положения «над ковчегом» и положить на пол. Желательно было не переступать шесты переноски, так как в условиях ограниченной видимости и тяжелой нагрузки такое переступание было небезопасным. Тогда логично предположить, что ниши в крышке с ручками подъема размещались по длинным сторонам ковчега, по четыре с каждой стороны, а снятая крышка укладывалась на пол между шестами переноски, расстояние между которыми было чуть больше ширины крышки.

2.10.5

Стихи 25:11 в недельной главе Трума и 37:2 в недельной главе Ваякхель сообщают, что ковчег был облицован золотом снаружи и изнутри. Ивритское слово «лецапо́т» — покрывать методом соединения покрытия с основой, примененное Торой, плохо согласуется с мидрашом о том, что Бецалель сделал три ковчега — золотой наружный, деревянный промежуточный и золотой внутренний, а затем вложил их друг в друга. Но тонкое золотое наружное покрытие плохо согласуется с идеей припаивания к нему колец для переноски ковчега (однако описываемое в Торе прикрепление колец к переносимым предметам отнюдь не сосредоточивается на припайке колец к тонкой золотой облицовке и вполне может быть прочитано как прикрепление к толще предмета переноски шурупами или даже болтами, закрепленными гайками на внутренней стороне предмета). Поэтому мы вынуждены предположить, что наружное покрытие было не плоским, а имело художественно встроенную в него систему более толстых вертикальных и горизонтальных золотых полос, проходящих по боковым стенкам и днищу ковчега и образующих корзинку, которая и удерживала ковчег при переноске. И именно к этим слитым с общим наружным покрытием полосам и припаивались кольца для переноски.

2.10.6

Для поднятия довольно тяжелого ковчега было неразумно использовать круглые стержни переноски. В этом случае они должны были быть относительно большого диаметра, да и прикрепление круглых колец к ковчегу практически в одной точке плохо соответствовало необходимости восприятия эксцентрично (по отношению к точке припаивания колец к ковчегу) приложенной нагрузки. Гораздо практичнее и удобнее для руки предположить форму сечения стержней для переноски в виде двух вертикальных параллельных недалеко отстоящих друг от друга линий и двух полукружий сверху и снизу. И соответствующую форму кольца, припаянного теперь к ковчегу по относительно длинной вертикальной линии.

2.10.7

Нижнее полотнище покрытия (именно оно называется Мишканом) должно было состоять из двух частей, соединяемых между собой при помощи 50 петель на краю каждой части (интервал между петлями для нижнего полотнища 28.5 см.) и золотых крючков, соединяющих петли. Есть указание Торы (стихи 26:6 в недельной главе Трума и 36:13 в недельной главе Ваякхель) о том, что покрытие после соединения двух половин должно стать цельным (сплошным).

Но петли имеют размер, чтобы можно было продеть крючки и компенсировать некоторые мелкие несовпадения взаимного расположения. Предположим размер петель 3 см. и нулевой размер крючка (петля из металла, соединяющая петли вплотную). Если петли нашиты на полотнища по краю, то после соединения интервал между полотнищами составит 6 см. Это не называется сплошным покрытием. Если мы расположим петли в 3 см. от края полотнищ с верхней стороны, то при лежании на земле полотнище будет цельным, но при расположении на стенах Мишкана по три незакрепленных сантиметра у каждого полотнища провиснут под собственным весом и опять полотнище нельзя будет назвать целым.

Значит, остается предположить, что петли были нашиты снизу на расстоянии от края полотнищ, равном размеру петли и незакрепленная узкая полоса полотнища с каждой стороны от соединения полотнищ лежала на петлях, скрепленных крючками.

Мы не рассматриваем вопрос технологии укладки огромных полотнищ 20 * 14 м. (следующее полотнище из козьей шерсти (оэль) имело размер 24 *15 м.) на высокие стены Мишкана (5 м., почти два этажа) с необходимостью так раскатать/уложить полотнище так, чтобы с двух сторон части полотнища свисали равномерно.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.