Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 4.1 Бемидбар

Loading

Евреи по указанию Тв-рца должны своим внешним видом выделяться из остальных народов, отличаться от них (по крайней мере, там, где это не создает опасности для еврея). Поэтому «харедим» приняли для себя ношение однообразной и весьма скромной одежды.

בס»ד

Комментарии Торы

4.1 Глава Бемидбар

Исраэль Дацковский

4.1.1

РАШИ в комментарии на Шмот 30:16 (недельная глава Ки Тиса) указывает на причину совпадения численности евреев в двух подсчетах. Он считает, что возраст определялся по состоянию на первое тишрея (Рош аШана). Кому исполнилось 20 лет к этой дате, входил в счет призываемых в армию, кому исполнилось 20 лет позже — ждал следующее начало года. Так как оба подсчета были произведены в один год (первый подсчет — в тишрее, второй — в ияре), то не вошли в счет новые молодые люди и не вышли из счета те, кому по возрасту положено выйти из числа призываемых в армию. В этом комментарии скрыто установлено, что, по крайней мере, между тишреем и ияром того года не было смертности среди призываемых в армию.

Кроме подхода, предложенного РАШИ возможен еще, по крайней мере, один подход, который представляется более реалистичным. Так вступление в возраст заповедей всегда определялся у евреев абсолютно точно, как и день обрезания, это означает, что дата рождения каждого еврея всегда была известна. Трудно предположить, что человек, достигший 20-летнего возраста, еще долгие месяцы не входил в счет «полноценных» евреев. Ведь к этому времени он, как правило, был уже женат, часто имел детей и явно хотел быть в числе «взрослых», призываемых в армию. Также нам представляется неоправданным сохранение в числе «призывников» людей, вышедших по возрасту из этой группы. Мы не определяем, когда осуществлялся «выход в отставку» — в возрасте 60 или 61 год. Естественно предположить по словам Торы «от 20 лет до 60», что выход из списка призываемых в армию осуществлялся по исполнении 61 года. Хотя слово «до» позволяет прочитать это место и по-другому, о выходе в отставку при исполнении 60 лет. А эта граница возрастов, годных для призыва в армию учится из стиха (27:3) недельной главы Бехукотай книги Ваикра из того, что вся эта возрастная группа мужчин имеет одинаковую стоимость при выкупе души. (В главах Бемидбар и Насо Тора еще трижды возвращается к соотношению возрастов и армии в рассказах о пересчете трех семейств колена Леви, но, похоже, имея в виду работу в Храме, а не военную обязанность (стихи 4:3, 4:23 и 4:30 в формулировках, несколько разных словесно, но одинаковых по смыслу)).

Тогда совпадение численности пересчитанных евреев можно объяснить тем, что за прошедшие месяцы некоторое число 20-тилетних вошло в новый пересчет, несколько меньшее число «стариков» из пересчета вышло и разницу в численности между вошедшими и вышедшими компенсировала смертность в этом возрастном интервале «от 20 лет до 60». Ведь только мидраши говорят о смертности только в ночь 9-го ава и только достигших возраста 60 лет, сама Тора такие детали не сообщает. Значит, можно предположить по крайней мере ограниченную смертность в любой день в любом возрасте.

Но наиболее реальным нам представляется объяснение РАМБАНа на Шмот 30:12 (недельная глава Ки Тиса), что в пересчете полушекелевыми монетами участвовали все евреи, включая левитов, а во втором пересчете по коленам левиты уже не были учтены. Значит, мы имеем рост численности евреев (кроме левитов) на число левитов.

Колена Израиля Пересчет половинками шекеля Шмот, Пкедуй 38:26 Пересчет в главе Бемидбар (месяц ияр второго года) Пересчет в главе Пинхас Разница пересчетов Бемидбар и Пинхас (В пересчете Пинхаса больше +, меньше -)
Колена кроме Левитов. Счет от 20 лет до 60 Всего 603,550 включая Левитов
Реувен 46,500 (1:21) 43,730 (26:7) — 2,770
Шимон 59,300 (1:23) 22,200 (26:14) — 37,100
Гад 45,650 (1:25) 40,500 (26:18) — 5,150
Йегуда 74,600 (1:27) 76,500 (26:22) + 1,900
Иссахар 54,400 (1:29) 64,300 (26:25) + 9,900
Звулун 57,400 (1:31) 60,500 (26:27) + 3,100
Йосеф — Эфраим 40,500 (1:33) 32,500 (26:37) — 8,000
Йосеф — Менаше 32,200 (1:35) 52,700 (26:34) + 20,500
Биньямин 35,400 (1:37) 45,600 (26:41) + 10,200
Дан 62,700 (1:39) 64,400 (26:43) + 1,700
Ашер 41,500 (1:41) 53,400 (26:47) + 11,900
Нафтали 53,400 (1:43) 45,400 (26:50) — 8,000
Итого

кроме Левитов

603,550 (1:46, 2:32) 601,730 (26:51) — 1,820
Левиты
Счет Левитов от одного месяца и старше
Гершон 7,500 (3:22)
Кеат 8,600 (3:28)
Мрари 6,200 (3:34)
Итого Левитов от одного месяца и старше 22,000 (3:39)

7,500 + 8,600 + 6,200 = 22,300

23,000 (26:62)
Первенцы всех колен, кроме Левитов 22,273 (3:43)
Счет Левитов от 30 лет до 50
Гершон 2,630 (4:40)
Кеат 2,750 (4:36)
Мрари 3,200 (4:44)
Всего Левитов от 30 лет до 50 8,580 (4:48)
Список колен приведен по порядку их перечисления в первой главе Бемидбар. Этот порядок не совпадает с порядком рождения, но совпадает с порядком разделения по станам.

4.1.2

Тора в стихе (1:3) и далее повторяя это несколько раз, пишет: «От двадцати лет и старше, всех, поступающих в войско в Израиле …», а в стихе (1:19) еще добавляет: «… поголовно…». Мы чуть выше привели обоснование для верхней 60-тилетней границы возраста призыва из стиха (27:3) недельной главы Бехукотай книги Ваикра. Нам нужно постараться найти ответы на два вопроса — что значит «поступать в войско в Израиле» и почему Тора называет возрастом начала призыва столь большой возраст — 20 лет.

Так как здесь говорится о большой возрастной группе, чуть ли не весь еврейский народ, мужчины от 20 лет до 60 (вопрос призыва женщин вообще не рассматривается, Автору Торы такое в голову не пришло), то понятно, что речь идет о мобилизации на необходимую войну (иврит: мильхЕмет мицвА). То есть, Тора явно говорит о резервистах. Это нам указывает на существенную разницу между составом резервистов и составом постоянно отмобилизованной армии. В пустыне отмобилизованной армии не было вообще (например, при нападении Амалека в конце недельной главы Бешалах книги Шмот Моше говорит Йеошуа (17:9): «… Выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком …», то есть Йеошуа должен был отмобилизовать часть резерва), далее, после захвата Страны, например, у царя Давида, отмобилизованная армия была очень небольшой по составу, профессиональной (постоянная служба за зарплату) и фактически включала в себя небольшие гарнизоны на границах и царскую охрану (гвардию). Понятно, что призываемые на войну резервисты к началу возраста призыва, то есть, к 20 годам должны были уметь воевать, пройти военную подготовку и приобрести военную специальность до этого возраста. Кроме этого, призываемые на войну 30— летние, 40 –летние и далее должны были не забыть, как держать оружие, иначе от них мало толку в бою. Значит, тут в скрытой форме указано на непрерывную военную тренировку резервистов для поддержания и сохранения их военных умений. И еще тут указано на всеобщность призыва в случае необходимости (все, поступающие в войско, другие не проходили пересчет. Несколько неясно что было с пересчетом серьезно больных и инвалидов), а значит, на всеобщность начальной военной подготовки и дальнейших резервистских тренировок. Итак, указание Торы о пересчете евреев дало нам указания о построении еврейской армии.

Тогда почему Торой указан столь поздний даже по современным меркам возраст призыва молодежи в действующую армию — аж 20 лет? Даже если (ошибочно) считать, что Тора больше описывает реальности тех давно ушедших в иной мир поколений, то напряженность вопроса только возрастает. Тогда рано начинали работать для помощи семье — никак не позже 14 лет, а пасли скот дети и помладше, женились рано — можно предположить, что не позднее 16 лет. То есть, Тора указывает призывать в армию не юнцов, а состоявшихся в жизни мужчин — работающих, семейных, с детьми, с уже полученной специальностью. Даже начальная военная подготовка, нужно полагать, проводилась относительно близко в возрасту возможного призыва, можно предположить, с 19 лет, то есть тоже касалась состоявшихся в жизни юношей. Тора требовала, по сути, сначала состояться в гражданской жизни, найти в ней свое место и лишь затем по необходимости заниматься военной работой.

Здесь содержится огромное противоречие с сегодняшней обстановкой в Стране, когда молодежь вместо своего устройства в жизни должна отдать драгоценные молодые годы действительной армейской службе, отложив свое устройство в жизни на слишком поздний для этого возраст после 21 года. Почти все развитые страны от такого ужаса уже отказались, как ни странно это звучит, гои, не знающие Тору, в смысле формирования армии ближе к указаниям Торы, чем евреи.

А об обязательном призыве в армию девушек, которые в соответствии с Торой должны подчиняться только отцу в девичестве и мужу в дальнейшем, и уж никак не посторонним командирам, не иметь запрещенных контактов с противоположным полом и уж никак не служить в смешанных воинских частях, даже и упоминать не имеет смысла. Единственный народ, которому его Законом запрещено призывать девушек в армию, практически в качестве единственного в сегодняшнем мире это делает. К сожалению, гои и здесь оказались ближе к Торе, чем евреи.

4.1.3

Отметим проблемы деторождения в колене Леви. Всего левитов от 30 лет до 50 было исчислено 8.580 человек. Можно предположить, что левитов в возрасте от 20 до 60 лет было вдвое больше (в интервале возрастов от 20 до 30 лет их было больше, чем в среднем на десятилетие в интервале от 30 лет до 50, а в интервале возрастов от 50 до 60 лет — несколько меньше). Значит левитов в возрасте от 20 до 60 лет было около 17.000 (не делаем точное удвоение, так как допущения снижают точность расчета). На 17.000 семей было всего 300 первенцев — мальчиков (принимая комментарий РАШИ на 3:39 с его ссылкой на Брахот 5а). Учитывая девочек (и полагая, что число девочек примерно равно числу мальчиков) получаем 600 «первых в семьях» детей. Еще немного приходится на выкидыши во время первой беременности, еще немного — на детскую смертность, причем обе эти добавки плохо согласуются с отличным состоянием здоровья евреев в пустыне («… нога не пухла …»). Кесарево сечение еще не было известно (или применялось редко при спасении плода ценой жизни матери). Отсюда можно сделать странный вывод — большинство семей (97%) было бездетными (!!??).

Можно добавить. Всех левитов от месяца и старше было 22.300. Левитов от 20 лет до 60 было около 17.000. Значит, детей мужского пола, не достигших возраста 20 лет (или переваливших за 60 лет, но для простоты предположим, что таких вообще не было, хоть левиты и не были приговорены к смерти в пустыне за грех разведчиков) было чуть больше 5.000. С девочками — 10.000. И это на 17.000 взрослых мужчин, то есть, семей. А ведь детей до 20 лет при нормальной рождаемости даже для сохранения количества должно было быть не менее 35.000 (по два ребенка на семью). Поэтому выглядит достаточно необъяснимо практическое сохранение численности левитов за 39 лет житья в пустыне. С такой рождаемостьюони должны были почти вымереть.

Такая же картина и с первенцами в других коленах. 22.273 первенца — мальчика, 45.000 «первых в семьях» детей на 600.000 семей. С учетом первых выкидышей и детских смертей именно среди первых детей получим, что бездетными оказались 92% семей. Числа явно «не клеятся».

4.1.4

Следующей «непонятностью» является сравнение пересчетов евреев в главах Бемидбар и Пинхас. Интервал времени между пересчетами — около 39 лет. 1.5 — 2.0 поколения. Раньше мы показали (в комментарии на главу Шмот), что в рабстве у евреев было в среднем 6-7 детей на семью, утроение численности за поколение. А здесь вместо ожидаемого роста в 5 — 9 раз — аж до 3.000.000 — 5.000.000 взрослых мужчин (примерно 3 в степени 1.5 или 2.0) мы получили то же число евреев. Конечно, было несколько быстротекущих эпидемий за непослушание Тв-рцу, но число потерь в них было достаточно скромным по сравнению с ожидаемым ростом численности евреев. Значит, не было «расширенного воспроизводства», было с трудом сохранение численности. Да и левиты мало размножились (с 22.000 левитов в возрасте от месяца и старше в главе Бемидбар до 23.000 в главе Пинхас за те же 1.5 -2.0 поколения).

4.1.5

Обратим внимание на сами цифры численности евреев в том или ином колене. Имеются многочисленные комментарии, что евреи так дороги Тв-рцу, что Он их все время пересчитывает как драгоценные камни. Тогда отбросим идею о том, что в численности колен имеются округления до целых сотен — численность драгоценностей не округляют (и у Тв-рца нет проблем с арифметикой оперировать некруглыми целыми числами). Тогда наличие численности, выраженное целыми сотнями должно удивить. Вероятность встречи такого числа в произвольном наборе случайных цифр (а именно таким набором и должен был быть набор чисел, описывающих численность колен) 1:100, наличие двух таких чисел 1: 10.000, в 11 коленах (что и произошло) вероятность описывается единицей, деленной на единицу с 22 нулями. Причем это событие ничтожной вероятности повторено дважды — и в пересчете главы Бемидбар, и в пересчете главы Пинхас.

В принципе, Тв-рец может оперировать двумя видами чуда. Один из его видов — чудо прямого нарушения законов природы (по мидрашу при одной из египетских казней огонь был внутри градин). Второй из его видов — чудо наступление событий пренебрежимо малой вероятности. Незаметное чудо. Именно этот вид чуда мы и наблюдаем в обоих пересчетах евреев.

4.1.6

Обращает на себя внимание чисто воинский порядок организации не военного, а гражданского, жилого, с женщинами и детьми стана евреев в пустыне. Однозначно расписан и порядок расположения колен, и старшее колено на каждой стороне Мишкана, описаны значки (флаги) каждого колена и каждой тройки колен. Эти значки боевых единиц потом возьмут греки и римляни, отсюда идет традиция знамен воинских частей Советской армии. Стан расположен кольцом вокруг Святыни и руководства, готовый защитить ядро стана от нападения с любой стороны. Расписан порядок движения колен. Хотя евреи вели мирную гражданскую жизнь, полную учебой Торы, после сооружения Мишкана они были организованы как войско. Все это дает постоянный аспект в жизни еврея — чувствовать себя постоянно призванным на службу Тв-рцу. В любой армии, в том числе и в армии Тв-рца особую роль имеет форма одежды. Именно единство формы позволяет чувствовать себя своим в группе одетых в ту же форму. Форма дисциплинирует, устанавливает границы возможного поведения.

В книге Нахума Гольдина «Письменная и устная Тора о холокосте» («Еврейская книга», Иерусалим, 2012) на стр. 31 приводится цитата из другой книги, «Солдат», написанной Зигфридом Кнаппе, артиллерийским офицером вермахта о поведении фашистских офицеров именно по отношению к форме (перевод Н. Гольдина): «… мы чувствовали особую ответственность, когда надевали военную форму. Как только мы надевали военную форму, мы принимали на себя безукоризненный этикет. Если мы хотели расслабиться, мы надевали гражданскую одежду.»

И хотя фашисты нам явно не указ, отметим их доведенную до совершенство связь формы одежды и поведения. Кроме этого евреи по указанию Тв-рца должны своим внешним видом выделяться из остальных народов, отличаться от них (по крайней мере, там, где это не создает опасности для еврея). Поэтому «харедим» приняли для себя ношение однообразной и весьма скромной одежды (по крайней мере, в пределах больших групп евреев, отождествляющих себя с определенным подходом к Торе). Один из посылов, который несет эта однообразная, почти как армейская, но без знаков различия форма — наша ценность не внешняя, не в разнообразии и дороговизне одежды, а внутренняя, в уровне знания и соблюдения Торы. Хотя некоторые знаки различия все же есть — так, по типу шляпы можно иногда (не всегда!) определить статус человека в общине. Одежда также определяется строгим соблюдением законов скромности (которые обязательны отнюдь не только для женщин) и, как особый подарок свыше, привела к почти полному исключению рака кожи в климате, где эта болезнь достаточно широко распространена среди тех, кто одевается свободно и «по климату». И именно форма одежды наряду с выпущенными кистями цицит и кипой заменила сегодня строгость устройства стана евреев в пустыне.

4.1.7

В главе при пересчете левитов от тридцати до пятидесяти лет указаны работы по переноске Мишкана разными семействами левитов. Эта информация повторена дважды, причем по семействам Гершона и Мрари повтор указания семействам о переносимых частях Мишкана размещен в следующей главе «Насо». Поэтому работу этих семейств мы рассмотрим в нашем комментарии на главу «Насо». Здесь же сосредоточимся на семействе Кеати.

4:4 «Вот работа сынов Кеата в шатре Откровения, в Святая Святых». Семейству Кеата поручена переноска «оборудования» Мишкана — четыре предмета из помещения Мишкана (Ковчег Свидетельства (Арон А-Кодеш), стол хлебов предложения, Менора и золотой жертвенник воскурений), внешний медный жертвенник и мелкое оборудование, в которое включен и умывальник из медных женских зеркал, стоящий во дворе Мишкана.

Но оборудование, стоящее внутри помещения Мишкана должно сначала быть упаковано коэнами и членам семейства Кеата нельзя его видеть неукрытым под страхом смерти. Описание упаковки содержит много дополнительных предметов («упаковочных материалов» и «оборудования переноски»), которые ранее не упоминались при описании сооружения Мишкана.

Наименее удивительное из этого описания — укрытие Ковчега Свидетельства занавесью (Парохет), разделяющей два внутренних помещения Мишкана (4:5). Далее начинаются новшества.

4:6 «И возложат на него [на Ковчег Свидетельства] покров из кож тахашей и накинут покрывало, все из голубой шерсти» Понятно из текста, что речь не идет о первом (нижнем, из голубой шерсти. Именно это покрытие, а не вся конструкция целиком, строго говоря называется Мишканом,) и четвертом (верхнем, из шкур тахашей) покрытии помещения Мишкана. Все покрытия переносятся семейством Гершона и не могли быть сняты с помешения до упаковки и выноса внутреннего оборудования. То есть, Тора ввела новые элементы для упаковки оборудования, не упомянутые ранее — покрытие Ковчега Свидетельства «ковром» из кож тахашей и покрывалом голубой шерсти.

Далее Тора дает странное указание в этом же стихе (4:6): «… и вложат (иврит: вэсаму) его шесты», что прямо противоречит сказанному в «Шмот» 25:15, в главе «Трума»: «В кольцах ковчега пусть будут шесты, нельзя вынимать их оттуда». Есть, по крайней мере, два объяснения этому противоречию. По первой версии объяснения слово «вэсаму» можно прочитать как «упорядочат», то есть, шесты сдвигались до предела в одну сторону, не вынимая их из всех четырех колец, а затем продевались в специально заранее сделанные отверстия голубого покрывала, и продвигались до конца в другую сторону, Затем продевались в еще в пару отверстий голубого покрывала с другой стороны Ковчега, закрепив тем самым внешний покров Ковчега от сползания в пути и запрещенного, смертельно опасного для левитов обнажения Ковчега. Затем шесты устанавливались в среднее, рабочее для переноски положение. Вопрос о необходимом диаметре шестов для выдерживания динамического веса качающегося при переноске тяжелого ковчега опустим, так все мнения говорят о том, что Ковчег не только ничего не весил, но еще и носил тех, кто якобы его носит. В этом свете разумно задать вопрос о диаметре шестов для восприятия веса переносящих Ковчег коэнов, но обнулив вес Ковчега, Тв-рец явно не затруднится обнулить и вес коэнов. В дальнейшем вопрос диаметра и прочности шестов для переноски оборудования Мишкана мы рассматривать больше не будем.

Второй версией в объяснении заявленного противоречия можно считать мысль о наличии четырех шестов, два из которых были для красоты и не вынимались из колец, а два были для переноски и вынимались на стоянках, как и шесты стола хлебов предложения и золотого жертвенника воскурений. Мы признаем в качестве более реального первое объяснение.

Продолжим описание упаковки оборудования. 4:7, 8 «а на стол хлебов предложения возложат покрывало из голубой шерсти…, накинут на них [на стол и его принадлежности, уложенные на покрывало из голубой шерсти] покрывало из червленицы (багряницы), а его покроют покрывалом из шкур тахашей». Итак, уже упомянуто два покрывала из голубой шерсти, одно — из червленицы и два покрытия из шкур тахашей (только у Ковчега шкуры тахашей под покрывалом из голубой шерсти, а у упакованного стола хлебов предложения шкуры являются внешней упаковкой). Заметим, что ткань из одной червленицы ранее не упоминалась и эти нити входили в набор для изготовления тканей, содержащих много видов нитей.

Менора. 4:9, 10 «И возьмут покрывало из голубой шерсти, и покроют Менору… и положат ее … в покрытие из шкур тахашей и навесят на шест. Итого три покрывала из голубой шерсти, одно — из червленицы, три покрытия из шкур тахашей и ранее не упомянутый шест.

Золотой жертвенник. 4:11 «А на Золотой жертвенник накинут покрывало из голубой шерсти и покроют его покрытием из шкур тахашей…».

4:12. Совсем новое — дополнительная упаковка служебных принадлежностей. Полагаем, что внешний умывальник здесь и находится (он нигде не упомянут и по типу упаковки он ближе всего к этой группе). Еще одно покрывало из голубой шерсти, еще одно покрытие из шкур тахашей, еще один не упомянутый ранее шест.

Внешний жертвенник. 4:13, 14 «… и накинут на него покрывало из червленицы… и накинут на него покрытие из шкур тахашей.

Итого в качестве упаковочного материала мы насчитали пять покрывал разного размера из голубой шерсти, два — из червленицы (багряницы), шесть покрытий из шкур тахашей и два шеста. Кроме этого есть еще по крайней мере шесть шестов, вынимаемых на стоянке из колец внешнего жертвенника, золотого жертвенника и стола хлебов предложения. Кроме этого есть еще много лишь иногда используемого оборудования. Например, при принесении пасхальных жертв всем народом явно нужно много сосудов для сбора крови животных, причем такое количество сосудов явно не нужно при ежедневном служении (о производительности труда всего-то трех коэнов при принесении десятков тысяч пасхальных жертв всем народом во второй половине предпасхального дня скромно умолчим). То есть, возник вопрос о складском помещении при Мишкане. Предположим, что складской шатер стоял в лагере коэнов вне двора Мишкана, так во дворе дополнительные сооружения не упомянуты ни одним комментатором, а предположение о хранении всех этих упаковочных и редко используемых принадлежностей в внутри помещения Мишкана противоречит нашим понятиям о высочайшей святости Мишкана.

В заключение приведем мнение РАМБАНа (к 4:16) о весе переносимых «расходуемых» материалов (кроме дров внешнего жертвенника). Смесь для воскурения весила 368 манэ на полный год, приготовлась одноразово, не считая остатков смеси с предыдущего года, доходивших за 60-70 лет до половины годового количества. То есть, к концу странствия по пустыне остаток предыдущих лет был 40/70 годовой нормы (105 манэ) и общий вес «кторет» составлял 368 + 105 = 473 манэ. Вес одного (или одной?) манэ составлял около 480 грамм, общий вес переносимой смеси «кторет» был более 227 килограммов. Масло для Меноры — 183 лога на каждую из свечей Меноры на год, лог, по мнению Хазон Иш, равен 0,6 литра, итого на год — 770 литров оливкового масла.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.