Генрих Бабич: О вкладе еврейского народа в развитие Западной цивилизации

 245 total views (from 2022/01/01),  1 views today

С евреями связана уникальнейшая трагедия, которую когда-либо переживали целые этнические группы или нации — Холокост. Об этом написано столько, что трудно что-то добавить. Непродуктивными являются размышления о возможности повторения подобного. Все возможно “в этом лучшем из миров”, но из этого ничего не следует.

О вкладе еврейского народа в развитие Западной цивилизации

Генрих Бабич

Генрих БабичПолитологи, которые занимаются глобальным структурированием населения Земли, подразделяют современное человечество на 6 (по другим оценкам 7) цивилизаций, одна из которых является Западной, охватывающей Европу и Северную Америку. Цивилизация являет собой совокупность государственных образований, между которыми исторически сложились разнообразные экономические и политические взаимоотношения. Население данной цивилизации может исповедовать разные религии, хотя определенная религия, как правило, доминирует. Более мелкой социальной единицей цивилизации является этническая группа или нация, под которой понимается историческая общность людей, складывающаяся в процессе освоения занимаемой ими территории, общности экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера. Понятие нации сформировалось только после преодоления феодальной раздробленности, а до тех пор люди были разделены на племена и этнические группы, при этом важным фактором их общности было отношение к религии. Если в этом смысле обратиться к еврейской нации, то говоря о временах, предшествовавших феодализму, мы под евреями имеем ввиду группы людей семитского типа, которые исповедовали Иудаизм. При этом, если требуется подчеркнуть этнический характер общности, говорят о евреях, а при указании на религиозную общность, говорят об иудеях.

Каждая этническая группа или нация в процессе своей жизнедеятельности и исторического развития создает определенные материальные, духовные и интеллектуальные ценности. Как правило, эти ценности являются достоянием нации, которая их создала. Но история в разных ситуациях складывается так, что нация может вносить определенный вклад в жизнь всей цивилизации, частью которой она является. Существо и значение этого вклада зависит от конкретных исторических условий развития и складывающихся в результате этого национальных признаков.

Обратимся к основным моментам истории еврейского народа и его вклада в развитие Западной цивилизации. Можно утверждать, что такой вклад евреев начинается с древних, дофеодальных, времен. В египетском рабстве они жили, начиная с XVI-XIV веков до н.э. Рубежным событием явилось изгнание римлянами евреев из Палестины, которое, как описывают историки, условно датируется 70 годом н.э. С этим событием связан особый период развития нашей цивилизации. Итак, перейдем непосредственно к предмету настоящей статьи.

  1. Евреи дали Западу Монотеизм

Начнем с того, что евреи пришли к Иудаизму, в основе которого лежит Монотеизм (Единобожие) — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. Бог объявляется личностью и не допускается существование других богов. На философии Монотеизма затем сформировалось Xристианство и в VII веке н.э. — Ислам. Эти две религии сегодня распространены среди половины населения земного шара.

По преданию еврейский пастух Авраам, который, в дополнение к своему основному занятию, обладал обостренно аналитическим складом ума, лежа в поле у ночного костра и наблюдая мир, обратил внимание на причинно-следственные связи в нем. Он замечал, что ветер дул потому, что на небе появлялись облака. При достаточных размерах облаков проливался дождь. Сильный дождь приводил к поднятию уровня воды в реке. Авраам видел, что река зарождается в горах из снега, который падал с неба. Когда он обращал свой взор к небу, он рассматривал звезды. Во Млечном Пути он видел скопление звезд. Рассматривая все это многообразие мира и связь явлений, которые были вокруг него, он стремился доискаться до первопричины и пришел к тому, что таковой причиной является Бог. Так зародился Иудаизм, который с веками занял место у евреев в качестве религиозного, национального, социального и этического мировоззрения. Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более 3000 лет. Все это при том, что даже сейчас, в 2010 году, численность евреев в мире оценивалась в 13,4 миллиона, или всего около 0,2 % от населения Земли.

На рубеже нашей эры в Палестине жил иудей по имени Иисус Христос, который проповедовал философское учение, включавшее основные положения Иудаизма. Христос объявил себя посланцем (сыном) Бога на Земле и принял мученическую смерть на кресте. Он не оставил после себя записей своего учения, которое было изложено через много лет в Новом Завете. Основоположники Христианства приняли веру о воскрешении Христа (только этим можно было оправдать отсутствие его земных останков) и сформулировали догмат о Пресвятой Троице, который является основой христианского вероучения. Согласно ему Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит, Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, а Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица (Ипостаси) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нем и освящает его. Таким образом, Троица — это богословский термин, отражающий христианское учение о трех Лицах по существу единого Бога.

Началом VII века н.э. датируется возникновение Ислама. По Ко­ра­ну, Бог (Аллах) — единый и всемогущий Тво­рец всего сущего, не имеющий конкретного образа и являющийся единственным объектом поклонения. Бог является всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира. Ми­ло­сти­вый и Милосерд­ный Влады­ка непрестанно про­мыш­ля­ет о сво­их творениях и по­сто­ян­но опекает их, а с непокорными (неверными, грешниками) Он грозен и суров. Все сви­де­тель­ству­ет о Его абсолют­ном единстве, премудрости и совершенcтве. Ислам на­стаи­ва­ет на стро­гом Еди­но­бо­жии. Поклонение кому-либо еще является величайшим грехом. Ислам претендует на бОльшую строгость и последовательность в проведении унитарного принципа, чем иудаизм и христианство. Ислам отвергает Троицу, видя в ней отступление от истинного Монотеизма. Читая столь сильное описание исламского Единобожия, у меня возникает чисто эмоциональное сопоставление веры в Аллаха с тем, как иудеи относятся к своему Богу. Согласно Иудаизму Бог в Судный день делает запись в Книгу Судеб, куда он заносит описание судьбы каждого иудея на следующий год. Иудей обращается к Богу с молитвой, в которой он признается в своих прегрешениях, сделанных за прошедший год, объясняет Ему причины таких прегрешений, обещает больше их не повторять и просит сделать хорошую запись в Книгу Судеб. Хотя иудеи (как и мусульмане) исходят из всемогущества Бога, иудеи видят своего Бога не суровым, а добрым в своем всесилии.

Философия Монотеизма является важнейшей в иудейской Торе, в христианском Новом Завете и в исламском Коране, но этим далеко не ограничивается существо соответствующих Священных книг. Эта философия играет как бы “конституционную” роль в каждой из этих религий. Огромное значение в текстах книг занимают, пользуясь аналогичным юридическим языком, “подзаконные акты”, описанные в них. Более того, такие “подзаконные акты” чаще всего оказывают на повседневную жизнь большее влияние, чем основополагающая религиозная философия, хотя без этой философии не было бы условий для действия “подзаконных актов”. При этом “подзаконные акты” часто выходят за рамки религиозных общин и влияют на жизнь людей, казалось бы, не имеющих к ним отношения. Вряд ли большинство верующих много размышляют о едином Боге, а с порядком жизни, который установлен, они сталкиваются постоянно.

Обратимся к общеизвестным 10 Заповедям Иудаизма. Не имеет значения достоверность того, что, в соответствии с канонами философии Монотеизма, Бог передал Моисею скрижали с Заповедями во время их встречи на горе Синай. Текст Заповедей, содержащийся в Торе, (с некоторыми сокращениями) гласит:

  1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов.
  2. Не делай себе кумира. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего.

В священных книгах православия, католичества, лютеранства, как и других протестантских номинаций, Заповеди, с некоторыми редакционными изменениями, также записаны. Поэтому неудивительно, что для большинства людей в течение столетий 10 Заповедей составляли нравственную и этическую основу жизни. Это не означает, что каждый человек размышлял о них постоянно. Они составляли ту моральную среду, в которой люди жили. И как многое теряет современное человечество, когда, столь часто, эти Заповеди нарушает!

Евреи ежегодно отмечают праздник Пасхи. По своему главному существу, условностям, а также через посредство множества символических деталей праздника, он посвящен знаменательному историческому событию в жизни народа — Исходу из египетского рабства. По множеству признаков факт Исхода имеет реальное подтверждение, хотя событие датировано весьма неопределенно — от 2100 до 1050 года до н.э. Большинство историков склоняются к более позднему времени из этого диапазона. Хотя все, что связано с Исходом и с праздником Пасхи, относится главным образом к евреям (в частности, обычай приготовления мацы) есть в этом один фактор, значение которого выходит далеко за рамки Иудаизма и истории еврейского народа. Я имею ввиду положение о том, что в конце пути на родину, прежде чем возвратиться в Палестину, Моисей в течение сорока лет водил свой народ по пустыне. В этом содержится величайшая мудрость не только евреев, но и всего человечества. Она состоит в том, что народ, живший много лет в рабстве, не может избавиться от рабской психологии только расставшись с этой системой. Помимо системы, рабство оставляет свой след в сознании каждого бывшего раба и для того, чтобы расстаться с этим следом, требуется много времени. Сорок лет, определенных Моисеем, составляют два поколения людей. (Моисей был к тому же хорошим демографом, так как современные специалисты исчисляют продолжительность жизни поколения людей именно двадцатью годами.) Подтверждение необходимости изжить раба в себе мы находим во множестве исторических примеров, в том числе вокруг нас сегодня.

Отмечу еще одно положение Иудаизма, которое имеет важное значение в общечеловеческом плане. Я имею ввиду установленный праотцами этой религии обычай, состоящий в том, что верующие должны обращаться к Богу не через посредничество священослужителя с помощью коллективной молитвы, как это принято, например, в православии, а непременно лично. Важность этого обычая в особенности проявилась после разрушения Второго Храма в 70 году н.э. Оказавшись в европейской диаспоре в течение почти двух тысяч лет, евреи молились либо в синагоге, обращаясь к Богу лично, либо дома. В любом случае, для молитвы каждый еврей был поставлен перед необходимостью читать Тору, т.е. быть грамотным. Таким образом, для них религия была не “опиумом для народа”, как мы это слышали от Маркса, а системой образования и стремления к знаниям. Как показал последующий исторический опыт, в этом было заложено огромное социальное значение.

  1. Евреи стояли у истоков финансовой системы и привели к ее современному развитию

Обратимся теперь к жизни евреев в европейской диаспоре после их изгнания из Палестины. Без понимания этой жизни практически невозможно оценить их вклад в развитие Западной цивилизации.

В Европе образовалось множество еврейских общин, которые явились средством выживания в условиях изгнания. В течение первых веков евреи боролись за сохранение своей религиозной и этнической идентичности. Эта борьба происходила в условиях неприязненной и порой враждебной окружающей среды. Такую среду составляли другие государства и общины очень различных народов. Огромную помощь в этой борьбе оказал Талмуд, который составлялся в течение первых веков жизни в диаспоре. В дальнейшем, на протяжении полутора тысяч лет, евреи боролись не только за сохранение общности, а просто за выживание. Эта борьба в разных районах и в разные времена происходила по-разному. Например, в конце XV века евреи Испании были поставлены перед выбором: либо покинуть страну и сохранить свою религиозную общность, либо под страхом смерти принять католичество. Периодически в различные исторические периоды на еврейские общины наваливались погромы, которые стоили жизни многим тысячам людей. То это были погромы по пути следования войск по маршрутам крестовых походов, то евреев убивали в процессе различного рода других враждебных действий (пример — массовое истребление отрядами Хмельницкого), то на них вымещали злобу как на, якобы, виновников чумных эпидемий. Много чего было! Насилие завершилось созданием гетто по всей Европе. Обо всем этом говорю потому, что в течение огромного исторического периода евреи были поставлены в условия, при которых неудивительно, что, после огромного вклада в мировую историю в виде Монотеизма (который затем был воспринят половиной человечества в результате развития Христианства и Мусульманства), евреи вынуждены были заниматься только собственными проблемами, ведь они даже были лишены права владения землей.

Но была одна сторона светской жизни Европы, в развитии которой в течение веков евреи сыграли решающую роль с далеко идущими последствиями. Это — ростовщичество. Ростовщичество было известно с древнейших времен, до появления денег. Первые ссуды давали и возвращали натурой, например, зерном или скотом. Не исключено, что идея роста ссуды появилась из практики, когда взятого в ссуду теленка возвращали с естественным приростом. Ростовщичество было распространено в Древней Греции. Аристотель описывал взимание процентов как противное природе и основное назначение денег отводил для меновой торговли. Взгляд Аристотеля отражал мнение класса рабовладельцев, поскольку ростовщичество было одним из факторов, содействовавших разложению античного общества.

В Иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена: “Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста”. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: “с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости”, “ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать”. Впоследствии эти слова были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами как дозволяющие взимать процент с не-евреев в случае крайней нужды. В томе Талмуда, написанном через два столетия после изгнания из Палестины, когда в памяти народа трагедия была особенно остра, запрет на беспроцентное предоставление не-евреям в долг денег и имущества сформулирован в категорической форме.

В Исламе ростовщичество однозначно осуждается. Ростовщичество запрещено в некоторых исламских странах (Иран, Пакистан). В современном исламском толковании кредитование и банки допускаются либо на беспроцентной основе, либо с ограничением процентной ставки, “исключающем злоупотребления”.

Проблема ростовщичества в христианстве началась с того, что, как сказано в Библии, Христос “изгнал менял из храма”. Последующее развитие проблемы во многом опирается на идеи из Ветхого Завета. Ростовщичество и долговое рабство предлагается лишь ограничить и регламентировать. Например, отданная за долги земля должна вернуться владельцу в пятидесятый год. Долговое рабство в Библии не запрещается, а лишь ограничивается шестью годами с более мягким отношением к отрабатывающему долг, чем к обычному рабу.

В Новом Завете нет прямого запрета на взимание процентов, хотя в Евангелии сказано: “Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад” и “Если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?”, но в данных фразах речь идeт не об отказе от получения процентов, а об отказе от требования назад всего одолженного имущества. Иоанн Златоуст, почитающийся в качестве вселенского учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви, не просто выступал против ростовщичества, но и считал, что “ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле”. Он отмечал, что “ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже”.

Христианская церковь в Средние века пыталась запрещать ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления. Но полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.

В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, превышение ростовщиком определенной процентной ставки законодательно преследовалось. Основанием этому служили представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются “справедливо” за счет труда, а деньги растут “обманом”, так как ростовщик труда не прилагает.

Не вдаваясь в дальнейшие подробности отношения религии к ростовщичеству, отмечу, что в создавшейся ситуации евреи стояли у руля становления и развития этой формы финансовых отношений, без которых жизнь Западной цивилизации и их собственная жизнь были невозможны. Обратимся к истории того, как евреи Европы в течение полутора десятка веков занимали ведущую роль в развитии денежной системы.

Все началось с того, что, как отмечал в 1985 году Ж. Аттали, бывший президент Европейского банка реконструкции и развития, работало особое еврейское “чутье”, благодаря которому с самого возникновения торговли “еврейские общины селятся вдоль силовых линий денег”. “Уже в III веке н.э. еврейские общины сильно рассеиваются по миру, обеспечивая торговые связи от севера Германии до юга Марокко, от Италии до Индии и даже до Японии и Кореи”. Обладая необходимой и достоверной информацией, евреи становятся советниками монархов, влиятельными людьми. Возникает “почти абсолютное, но совершенно ненамеренное, тысячелетнее господство евреев в международных финансах”, длившееся до XI-XII веков. И в дальнейшем, хотя они больше не являются единственными финансистами, “их власть остается могущественной”, считает Аттали.

В крупных городах Европы еврейские купцы монополизировали торговлю предметами роскоши. Испанские и французские правители покровительствовали еврейской торговле. И сегодня, когда я бывал в городах Испании, Франции, Германии, обращал внимание на то, что еврейские кварталы тяготеют к центральным районам. Местные жители объясняют, что исторически это сложилось потому, что придворной знати было удобно ходить к еврейским ростовщикам за деньгами. Если правитель нуждался в займе, то “придворный еврей” помогал ему при посредстве евреев, живших в других больших центрах или столицах. Если правитель хотел заплатить долг другому правителю, не прибегая для этого к перевозке благородных металлов через неспокойные местности, еврей устраивал и это: он пересылал лист бумаги и долг уплачивался другим банкирским домом. Помимо того, ростовщик был доволен тем, что должником его являлась целая нация. К X веку евреи стали влиятельной политической силой. Были исторические периоды, когда еврейское ростовщичество достигало таких размеров, которые могли бы казаться невероятными. Историки задокументировали факты о неимоверном богатстве евреев, полученном от ростовщичества. В 1221 году, например, налог на прибыль, которым облагались евреи Франции, приносил больше, чем остальные годовые доходы страны. Даже были закрыты многие церкви и монастыри из-за того, что они задолжали ростовщикам.

Ростовщичество, владение огромной собственностью делали евреев непопулярными среди населения. Это привело к антисемитским действиям со стороны правителей. По масштабам и жестокости антиеврейские акции были самыми крупными в предшествовавших столетиях. В процессе становления финансового капитала, евреи были изгнаны из Англии (1290 год), из Франции (1394 год), из Италии и Германии и, наконец, из Испании (1492 год, в точности когда Колумб отправился в Америку). При этом происходили массовые погромы, в которых было уничтожено около 40% евреев мира.

Наполеон уделял много внимания положению евреев во Франции. Поводом были жалобы на то, что в Эльзасе еврейские ростовщики оказались владельцами почти всех земель и скота. В 1806 году он говорил: “Наша цель состоит в том, чтобы оказать помощь землевладельцам и спасти некоторые департаменты от позорной зависимости от евреев, которые своими обычаями и законами составляют отдельную нацию среди французского народа. Так как господство евреев час от часу увеличивается посредством ростовщичества и залогов, то необходимо поставить этому преграды.” В 1808 году Наполеон издал указ, в котором приступал к решению еврейского вопроса, как он это понимал. Он подвергал ограничению векселя, находящиеся в руках евреев, запрещал евреям отпуск денег под залог, стеснял перемещение евреев с одного места на другое. На определенное время их лишили права выдавать займы под заклад.

Характерно, что те же отрицательные черты, которые в Европе и Америке приписываются евреям, в других частях света ассоциируются с другими этническими группами. Во многих странах Юго-Восточной Азии это относилось к китайцам, которых король Таиланда Рама VI в начале XX века прямо назвал “евреями Востока”. В современном Таиланде китайцы составляют менее 10% населения, но им принадлежит более 50% тайской экономики. В Индонезии 3% этнических китайцев контролируют 74% экономики страны. Двум процентам китайского населения принадлежит 60 % имущества в Филлипинах. 70% имущества в Камбодже находится в руках 5% китайского населения. Основой богатства столь разных по своей культуре и обычаям народов является ростовщичество. Так что в смысле особой роли в развитии ростовщичества в Европе евреи в мире были “не в одиночестве”. Все зависит от особенностей исторического развития.

Отметим, что современный капитализм, имеет в своих основах именно ростовщичество. Можно сказать, что создана мировая финансовая система, где параметром порядка выступает пресловутый процент. Известный немецкий экономист, социолог, историк и философ культуры Вернер Зомбарт пишет: “Современный капитализм есть в сущности не что иное, как эманация еврейского духа…То, что мы называем американизмом, есть в главных своих чертах ничто иное, как кристаллизовавшийся еврейский дух”. И еще более категорично пишет банкир Ротшильд: ”Дайте мне возможность управлять деньгами страны, и мне нет дела до того, кто создаeт еe законы” (думаю, что он перебарщивает).

Развитие взаимоотношений между людьми, имея ввиду роль денег, можно условно и укрупненно разделить на два этапа.

На первом этапе эти отношения строились по двум формулам: “товар-деньги” и “деньги-товар”. В первой формуле производитель изготавливал или каким-то другим образом добывал товар, оценивал свой труд при помощи денег и продавал потребителю товар в соответствии с этой оценкой. Вторая формула описывает процесс в обратном направлении, т.е. уплату денег за купленный товар.

Второй этап основан на формуле “деньги-деньги”, т.е. “деньги делают деньги”. Формула предусматривает, что имея определенное количество денег, можно при помощи действий непроизводственного характера увеличить количество этих денег. В этом случае деньги являются мерителем не уже вложенного, а будущего труда. Такое воспроизводство денег, заложенное ростовщичеством, лежит в основе всей банковской системы, без которой сегодня немыслимо существование человечества.

  1. Роль евреев в современном Западном мире

Развитие современной Западной цивилизации началось с Эпохи Просвещения (конец XVII — начало XIX веков) — одной из ключевых эпох в истории европейской культуры. Эта эпоха отличается огромными успехами научной, философской и общественной мысли. В основе такого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, движение Просвещения распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие “властителями дум”. Наибольшее влияние на развитие интеллектуальной жизни Европы оказали евреи Германии, в результате того, что в этой стране в большей степени проявилась их эмансипация и проникновение в интеллектуальную жизнь общества.

Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской и социальной мысли.

С эпохой Просвещения изменилась и положение евреев в Европе. В течение долгих Средних веков, да и в период Ренессанса (XV век — начало XVII века, когда началось зарождение светского характера культуры) в основе интеллектуальной жизни общества лежала религия. Поэтому евреи, которые не хотели и не могли отойти от Иудаизма, были чужеродным элементом европейского общества. Их сложившаяся веками деловая активность и предприимчивость смогла проявиться только в финансовой деятельности, о чем рассказано в предыдущем разделе. А эпоха Просвещения высветила другую традицию еврейского народа — стремление к образованию и познаниям. Но на этом пути евреям предстояло преодолеть еще немало препятствий. Почти во всей Европе они, начиная с венецианского гетто XVI века, были фактически заключены в резервации, которые не могли не повлиять на их образ жизни и устремления. Даже “в разгар” эпохи Просвещения, в 1791 году, Екатерина II создала Черту Оседлости.

Эпоха Просвещения была мощным импульсом в повышении интеллектуальной роли евреев в Западной цивилизации. Особенно это проявилось в Германии, где происходил процесс эмансипации евреев и их проникновения в немецкую культуру. В результате, передовые интеллектуальные ряды немецкой интеллигенции пополнились активными евреями, которые стремились к расширению культурной деятельности за пределами религиозных ограничений Иудаизма.

История не донесла до нас статистические данные об изменениях в развитии светского образования в эпоху Просвещения, в особенности в разрезе этнических групп и национальностей Европы. Тем не менее, можно обратиться к некоторым фактам более позднего времени, относящимся к истории США, которые дают представление об этом.

На рубеже XIX и XX веков в Соединенные штаты устремились 2,5 миллиона еврейских эмигрантов из Восточной Европы и Черты Оседлости. Основная их часть поселилась в крупных городах восточного побережья США. Когда дети еврейских эмигрантов доросли до студенческого возраста, распрямилась пружина их векового устремления к образованию и они заполонили передовые университеты Америки. В 1920-е годы в университетах восточного побережья (Гарвард, Нью-Йорк) 20-30% студентов были евреи. Выпускники университетов составили костяк наиболее образованной этнической группы в стране. Такие диспропорции даже вызвали антисемитские настроения. Особо следует сказать об американском движении фронтьерства с целью присоединения и освоения западных территорий. Движение началось еще в колониальные времена. Еврейские предприниматели и деятели культуры играли в нем непропорционально большую роль, в особенности, во второй половине XIX и в начале XX веков.

Аналогичные социальные изменения произошли в России после 1917 года. Евреи заложили основу научно-технической интеллигенции страны. Достаточно напомнить, что ядерная физика и энергетика получили развитие благодаря трудам еврейских ученых. Для того, чтобы оценить роль евреев в развитии искусства и культуры России, достаточно “раскавычить” псевдонимы ведущей культурной элиты страны.

Для оценки современного научно-технического прогресса Запада можно взглянуть на роль в этом государства Израиль. Всего пять миллионов евреев этой страны достигли невиданного прогресса в области высоких и информационных технологий, медицины и даже сельского хозяйства, хотя занятие в этой области исторически не свойственно евреям.

Общеизвестно, что в XX и XXI веках наука стала производительной силой. Наивысшей оценкой вклада ученого в науку является Нобелевская премия, которая была учреждена в 1900 году. Так вот, евреи получили 14% Нобелевских премий в первой половине XX века, 29% — во второй половине, и 32% — в начале XXI века.

  1. Роль личностей в развитии Западной цивилизации

Когда мы говорим о роли нации в развитии цивилизации, в состав которой эта нация входит, то имеем ввиду участие миллионов людей, осуществляющих это развитие. Учение Монотеизма пронесли через века именно эти миллионы. Ростовщичество в Европе в течение полутора тысяч лет развивали многие тысячи и тысячи предприимчивых евреев. Научная и культурная жизнь в современной цивилизации Запада также активизируется усилиями огромного числа интеллигентных людей. Но при этом надо не забывать о другом. Каждая нация выделяет из своей среды выдающих личностей, без которых развитие цивилизации было бы невозможно. Оставляя в стороне извечную проблему о роли личностей и народных масс в истории, напомню о людях разных национальностей, которые изменяли ход истории.

Современное мореплавание было бы немыслимо без применения закона грека Архимеда, который открыл этот закон в III веке до н.э. Без закона всемирного тяготения англичанина Ньютона, который открыл свой закон в XVIII веке, были бы немыслимы никакие астрономические расчеты. О том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как считали люди в течение многих веков, поляк Коперник открыл в конце XVIII века. Никакие расчеты, необходимые для построения современных электрических систем, были бы невозможны без закона, открытого немцем Омом в начале XIX века.

Говоря о роли выдающихся евреев в развитии Западной цивилизации, нельзя забывать о легендарном Моисее, с которым иудеи связывают авторство Торы, освовополагающей книги Иудаизма. Воздадим должное тому, что философские и этические нормы Христианства были даны людям евреем Иисусом Христом. Маймонид (XIV век), выдающийся еврейский философ, талмудист, врач, кодификатор законов Торы, разносторонний ученый своей эпохи, был духовным руководителем религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков. Философ Бенедикт Спиноза (XVII век) построил свою теорию метафизики по аналогии с логикой. Целью этой теории было достижение человеком душевного равновесия, довольства и радости. Он считал, что эта цель может быть достигнута лишь с помощью познания человеком природы (включая самого себя) и своего места во вселенной. А это, в свою очередь, требует изучения реальности. Альберт Эйнштэйн был выдающимся теоретиком современной физики. Он разработал специальную теорию относительности (в ее рамках — закон взаимосвязи массы и энергии), а также общую теорию относительности, статистическую теорию броуновского движения и другие частные теории.

Особо следует сказать о Карле Марксе, еврее по рождению, который в раннем детстве был обращен в христианство. Маркс разработал классическую экономическую теорию раннего капитализма. В последующем развитии Западная цивилизация существенно отошла от первоначальных экономических принципов капитализма, описанных Марксом. Кроме того, Маркс усмотрел в капитализме только экономическую функцию, которая на основании формирования прибавочной стоимости осуществляла “эксплуатацию человека человеком”. Он не увидел в этой системе решающую роль предпринимателя, без которого невозможна организация экономического развития производства и всей капиталистической системы. Маркс также не смог предугадать, что сформулированная им идея диктатуры пролетариата может быть в последующем настолько политически изуродована в процессе ее реализации большевистской системой. Тем не менее, марксизм сыграл огромную роль в революционном движении в Европе в XIX и XX веках.

Такой список можно продолжить, но при этом возникает проблема оценки значения вклада в развитие цивилизации того или иного выдающегося деятеля. Это довольно сложная проблема, поскольку критерия для такой оценки не существует. Неверно утверждать, что в евреях специфически заложены гениальные черты генного характера, как это иногда можно встретить в не очень ответственных публикациях. Роль евреев определяется, главным образом, особенностями исторического развития этого народа и об этом не следует забывать, оценивая их участие в жизни Западной цивилизации.

Заключение

Проблема роли и вклада евреев в становление и развитие Западной цивилизации занимает умы многих историков, философов, социологов, политологов да и просто мыслящих людей. Она далека от решения и существует ли такое решение? После написанного выше позволю себе подвести итог.

  1. Евреи дали Западному миру Монотеизм (Единобожие). По сравнению с язычеством, через которое прошло все человечество, это направление интеллектуальной жизни является общепризнанно прогрессивным.
  2. Евреи стояли у истоков всей финансовой системы Запада. Без этой системы жизнь человечества сегодня была бы немыслимой.
  3. Историческое развитие евреев как этнической группы и нации прошло через уникальный многовековой период жизни в диаспоре. Этот период, наряду с заложенным в Иудаизме стремлением ко всеобщей грамотности и образованию, способствовал формированию интеллектуальной и предпринимательской активности, как национального качества. Это содействовало позитивной роли евреев в ряде сфер интеллектуальной, культурной и научной деятельности Запада.
  4. Перечень выдающихся еврейских личностей находится в ряду с передовыми людьми других национальностей. Безосновательными являются суждения о какой-то генетической исключительности евреев. Те или иные их отличия в общественной роли определяются особенностями исторического развития.

С евреями связана уникальнейшая трагедия, которую когда-либо переживали целые этнические группы или нации — Холокост. Об этом написано столько, что трудно что-то добавить. Непродуктивными являются размышления о возможности повторения подобного. Все возможно “в этом лучшем из миров”, но из этого, к сожалению, ничего не следует.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *