Борис Гулько: … достаточно велик для противоречий

 323 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Мидраш повествует, что Красное море, расступившись перед евреями, образовало 12 рукавов, предложив каждому колену Израилеву свой путь. То есть по замыслу мы должны быть различными.

… достаточно велик для противоречий

Борис Гулько

Возвращаясь как-то после окончания Шаббата от друзей из Маале Адумим, мы застряли в пробке в районе Иерусалима, населённом харидим. Я разглядывал в окно такси его обитателей: что общего у меня с людьми в лисьих шапках штремелах, в атласных халатах и высоких белых чулках? У нас нет общего языка. Они говорят только на идиш, и даже когда я выучу иврит, беседовать на нём со мной не станут. Иврит, они считают — только для обращения к Богу. Самое естественное человеческое общение — за едой. Но в моём доме харидим есть, скорее всего, не станут. Среди многих израильских инстанций, удостоверяющих кашрут, они наверняка доверяют только какой-то своей.

Для меня истина иудаизма раскрывается, в первую очередь, в истории. Тора, Пророки, Писания — книги истории евреев, основа для понимания мира вокруг. Современное бытие Израиля я вижу как выполнение предсказанного ТАНАХом, доказательство моей и нашей связи с Творцом. Многие направления харидим понимают всё иначе, Израиль не признают и даже проявляют к нему враждебность.

Нечего и говорить — различные направления харидим серьезнейше различаются между собой. Митнагдим и хасидим имели в прошлом тяжёлые конфликты, которые до конца не забыты. А вопрос: на три или на четыре пуговицы должен застёгиваться кафтан, может показаться ерундовым только постороннему. Он разделяет миры носителей этих кафтанов.

Однако именно харидим 18 столетий, со времён катастрофы Иудеи в войнах против Рима начала нашей эры, сохраняли и развивали иудаизм.

18 лет назад я мог оказаться на Рош Ха-Шана в Солт-Лейк-Сити. В интернете я обнаружил в этом городе только консервативную синагогу. Мой раввин рекомендовал мне не посещать в ней праздничную службу, а остаться в отеле. Его позиция — ортодоксальный еврей не должен входить в консервативную или реформистскую синагогу ни по какому религиозному поводу, будь то Шаббат, праздник, свадьба или обрезание. Ведь там мужчины сидят вместе с женщинами, а раввином могут быть женщина или гей.

У меня будут проблемы поесть в доме неортодоксального еврея (кашрут!). Хотя я говорю с ним на одном языке, во взглядах на мир у нас, скорее всего, окажутся серьёзные расхождения. После выборов 2016 года в американские реформистские синагоги для психологической помощи удручённым прихожанам приглашали психотерапевтов. Ведь из-за победы Трампа под угрозой оказались многие дорогие их сердцу достижения прогресса: борьба с потеплением и исламофобией, с привилегией белых и мужчин, продвижение прав нелегалов и сексуально «особенных».

Меня же именно по перечисленным причинам давно ни одно общественное явление не радовало так сильно, как поражение Хиллари.

Мы стыдимся евреев-выкрестов, что не мешает любить творчество и восхищаться жизненными подвигами Генриха Гейне, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Александра Галича. И если Гейне и Мандельштам крестились в основном ради права поступать в университеты, а Галич, видимо, рассматривал крещение как протест против советской идеологии, то Пастернак реально воспринимал себя частью христианской культуры.

Мало кто оказал столь большое влияние на цивилизацию ХХ века, как создатель психоанализа атеист Зигмунд Фрейд. Учение Фрейда об автоматическом регуляции психических процессов принципом удовольствия, изложенное в одной из главных его книг «По ту сторону принципа удовольствия», подготовило такое глобальное общественное явление, как сексуальная революция 60-х годов. «Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, всё остальное — дело вкуса», — записал великий психоаналитик, готовя почву для нынешнего размывания сексуальной морали.

От статьи Фрейда о преимуществах применения кокаина, опубликованной в 1884 году, пошло увлечение европейцев этим белым порошком. «Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком», — то ли всерьёз, то ли в шутку утверждал Фрейд. А знаменитая модельер Коко Шанель называла Фрейда первым феминистом. Даже это современное поветрие пошло от Фрейда.

Создав теорию, покрывающую все стороны человеческого бытия, Фрейд попытался, почувствовав тесноту, вытеснить из этого бытия религию. В своей поздней работе «Моисей и монотеизм» он постарался создать альтернативную, не лишённую остроумия, атеистическую версию возникновения евреев, исхода из Египта и рождения иудаизма.

Когда мы поминаем великих представителей нашего народа — нобелевских лауреатов, писателей, музыкантов, художников, промышленников, политиков, мы имеем в виду в основном не ортодоксов. Светские евреи создали Израиль, горячо поддерживали борьбу за эмиграцию советских евреев. Своей свободой мы во многом обязаны этой поддержке.

Мидраш повествует, что Красное море, расступившись перед евреями, образовало 12 рукавов, предложив каждому колену Израилеву свой путь. То есть по замыслу мы должны быть различными. И всё же, обозрев наше удивительное многообразие — от евреев-атеистов и агностиков, часто анти-израильских и даже антисемитских, через евреев-христиан, реформистов, консервативных, многочисленные направления ортодоксов, тоже порой антиизраильских, естественно задать вопрос: что же нас объединяет, если объединяет, в один народ?

Никуда не деться — единственным, объединяющим всех евреев, остаётся Вечная книга — Тора. Её, предполагается, прочли все в той или иной степени религиозные евреи. А также те атеисты и агностики, которые интересовались —что же они отвергают?

Рассматривая Тору как источник всего многообразия мировоззрений евреев, мы обнаруживаем, что именно такое многообразие она и предполагает. Евреи 33 столетия изучают Тору и пишут на неё всё новые комментарии, а смыслы, заложенные в ней, далеко не исчерпаны. Фактически любой взгляд на мир может быть выведен из чтения Вечной книги.

Являясь, по мнению наших мудрецов, проектом, сверяясь с которым Всевышний создавал мир, Тора несёт в себе все уровни её возможного понимания. Так же, как и серьёзные возражения на каждое из этих пониманий.

Ортодоксы принимают дословно всё изложенное в Торе и пытаются буквально соблюдать её наставления. Направления ортодоксии различаются в большой степени тем, какие дополнительные обязательства берут на себя адепты той или иной группы, будь то в еде, в одежде или в поведении.

Неортодоксальные иудеи отказались от выполнения части заповедей. И такой подход можно основать на тексте Торы. Ведь сейчас и так ушли из жизни некоторые её постановления, например — об отношении с рабами-евреями. С конца 10 века, после постановления рабейну Гершома, ашкеназийские евреи отказались от полигамии, разрешённой Торой. Так что всё учение и так не выполняет никто.

Скептик после прочтения первых трёх глав Торы: создания мира из ничего, как будто Ломоносов и Лавуазье не открывали нам закон сохранения материи; шести дней творения; говорящего с Евой змея; вращающихся мечей, охраняющих Эдемский сад — изобразит режиссёра Станиславского: «Не верю!»

События первых глав Торы, своей невероятностью превосходящие наше представление о чудесах, Филон Александрийский, а позже Рамбам предлагали понимать метафорически. Но если одно в Торе является метафорой, то почему не другое? Скажем «Не укради» или «Не прелюбодействуй»?

Теория Большого взрыва разрешила проблему понимания «создания мира из ничего». Американский физик Натан Авиезер, в Израиле он стал деканом физического факультета Бар-Иланского университета, в книге «В начале» показал, что картина сотворения мира за шесть дней, изложенная в Торе, соответствует современным научным представлениям. Другой американский физик — переселенец в Израиль Джералд Шрёдер, в своих книгах привёл немало примеров того, как научные исследования последних десятилетий согласуются с библейской картиной мира. Кое-что об этом можно прочесть в моём эссе «Двойная «бухгалтерия» души»

Сомнения в реальности произошедших чудес правомерны. Самое большое случившееся чудо — наше существование. Нас не должно было быть. Великий английский математик Пенроуз посчитал вероятность существования жизни на Земле. Моего года образования на мехмате МГУ не хватило, чтобы представить себе это число — столь оно мало.

Тора предполагает непонимание евреями смысла многих из данных нам заповедей. По дизайну они разделены на мишпатим — доступные разуму, и хуким — пониманию в принципе недоступные. Пример заповеди хук: иудею не позволено в своей одежде смешивать ткани льняную и шерстяную. А в одежде Первосвященника такое смешение повелевается. Что плохого в льняной подкладке шерстяного пиджака? Только запрет Торы.

Один из объектов непостижимого для нас в Торе — её хронология. Например — на дворе сейчас стоит 5777 год, из которых более 900 лет продолжалась жизнь Адама. Слишком долго для одного человека и коротко для всех.

Многозначчительную загадку таит в себе время нашего пребывания в Египте. Всевышний открыл Аврааму: «ЗНАЙ, ЧТО ПРИШЕЛЬЦАМИ БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, И СЛУЖИТЬ БУДУТ ИМ, А ТЕ БУДУТ УГНЕТАТЬ ИХ ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ» (Бытие 15:14). После перехода через Красное море Тора сообщает: «ВРЕМЕНИ ЖЕ ПРЕБЫВАНИЯ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ЕГИПТЕ — ЧЕТЫРЕСТА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ» (Исход 12:40). Но такая оценка времени не сходится с подсчётами сроков жизни персонажей описанных событий. Мать Моисея Йохевед родилась в день, когда семья Якова входила в Египет. В 130 лет она родила Моисея. В 80 лет Моисей вывел евреев из Египта. Итого 210 лет. Поэтому стало принято, вслед за Раши, оценивать время пребывания евреев в Египте 210 годами.

Естественен вопрос: имеет ли значение эта нестыковка для нас? Возможно, имеет большое, и именно для нашего поколения. Талмуд сообщает, что мир пребудет в рабочей модальности 6 тысячелетий. А седьмое тысячелетие будет Шаббатним. Можно предположить, что наступят мессианские времена.

Итак, сейчас идёт (спешит) 5777 год от сотворения Всевышним Адама и Евы. Оставшиеся 223 года до начала седьмого тысячелетия — слишком долгий срок для ныне живущих, даже с учётом немыслимого прогресса современной медицины. Но если верна оценка времени нашего пребывания в Египте, данная Торой, а не Раши, то к возрасту человечества следует прибавить 220 лет, убавленных Раши от годов, проведённых нами в Египте, и мы получим 5997 год. В этом случае до наступления седьмого Шаббатнего тысячелетия осталось всего три года. С чем я всех нас и поздравляю.

Арифметика, идущая против оценки продолжительности египетской экскурсии, данной Торой, исходит из того, что мы должны всё понимать. Но должны ли? Мне кажется, что если я хоть что-то понимаю, то это уже много. Божественная мудрость безгранична. Мир бесконечно сложен. Ум же смертного ограничен. Пытаться человеку создать целостную картину мира, мне кажется — не имеющая оснований гордыня. Величайший мудрец ХХ века рав Кук заключил, что иудаизм достаточно велик для противоречий. Так что мы должны эти противоречия покорно принимать.

А чтобы покрыть существующие противоречия и отразить весь спектр возможных мнений, соответствующих сотворённому им миру, Всевышний создал евреев, всё наше многообразие — от харидим до атеистов.

Возможен, однако, иной, не логический подход для сравнения воззрений многообразных групп евреев. Он сформулирован материалистами: «Практика — критерий истины». Когда-то, действуя этой формулой как дырявым щитом, я пытался отбить на экзамене атаку преподавателя диалектического материализма. Не отбил.

Так вот: используя эту формулу: харидим, несмотря на свой изрядный возраст, чувствуют себя превосходно. Они замечательно размножаются, их дети обычно следуют по стопам родителей. Неплохо чувствуем себя и мы — модерн ортодоксы. Недавно мой сын Давид порадовал нас четвёртой внучкой.

Остальные же группы евреев в Америке обречены. При 90% смешанных браков и небольшом количестве детей, им отпущены до исчезновения ещё одно-два поколения.

Покрывать многообразие пониманий нашего мира останутся евреи израильские.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев к «Борис Гулько: … достаточно велик для противоречий»

  1. «Неортодоксальные иудеи отказались от выполнения части заповедей. И такой подход можно основать на тексте Торы. Ведь сейчас и так ушли из жизни некоторые её постановления, например — об отношении с рабами-евреями. »
    ———
    Не только сейчас, но даже во времена Моше: когда уходит из жизни один из супругов, то заповедь «давать разводное письмо при разводе» тоже становится нерелевантной 🙂
    Если серьёзно: наш мир меняется — и постоянные заповеди Торы применимы именно к такому миру. Фактически, наш мир «проверяет» постоянство заповедей Торы историей своих «естественных отборов»: и слепое следование непонятным людям указаниям «ЧТО делать», и всё больше проявляющееся за ними «ЗАЧЕМ». Для меня это одно из важнейших подтверждений Божественности Торы.
    Из этого следует вывод о необходимости эволюционного развития Галахи. Неортодоксам этот вывод может очень понравиться, но это всего лишь конструктивная критика ультро-ортодоксии со стороны модерн-ортодоксии. В современных реформистском и консервативном иудаизме есть очень-очень мало «эволюционного развития», но зато есть нестерпимо много деградации под влиянием сиюминутных желаний своей паствы.

    «Пытаться человеку создать целостную картину мира, мне кажется — не имеющая оснований гордыня.»
    ———
    Пытаться создать и даже поступать в соответствии с ней — обязанность, утверждать что создал — гордыня.

    ««Практика — критерий истины». Когда-то, действуя этой формулой как дырявым щитом, я пытался отбить на экзамене атаку преподавателя диалектического материализма. Не отбил.»
    ———
    Исторический эксперимент — критерий истины. А «практика» это нередко оправдание своих сиюминутных желаний. Нашу «практику» оценят наши дети-внуки и дальше.

  2. М.Тартаковский
    И сверхестественному долгожительству праотцов тоже напрашивается объяснение. Именем прародителя назывался, надо думать, весь род, возглавлявшийся, как водится, потомками его из поколения в поколение.
    __________________________________________________
    Маркс Самойлович, нигде абсолютно это предположение не подтверждается. На это нет ни малейшего намека ни в Торе, ни в других источниках. Наоборот, есть свидетельства, что после потопа сроки жизни резко сокращаются, но все еще непомерно большие по сравнению с нашими.

  3. Один из объектов непостижимого для нас в Торе — её хронология. Например — на дворе сейчас стоит 5777 год, из которых более 900 лет продолжалась жизнь Адама. Слишком долго для одного человека и коротко для всех.
    ¬¬¬—————————-
    5777 год – действительно очень важный, пожалуй важнейший в истории нашей цивилизации, той, в которой мы с вами живем.
    Только после потопа она была дарована человечеству в виде многочисленных знаний в области письменности, металлургии, сельского хозяйства, осушения болот и ирригации, многочисленных ремёсел, торговли, социального устройства, строительства (многоэтажные храмы) , медицины и фармакологии, появились своды законов и судьи, меры длины и веса, первые астрономы и первые обсерватории, математика и даже музыка“. Можно действительно сказать,, что она появилась из «ничего», потому что ничего такого люди не знали – и вдруг узнали, в неимоверно сжатые сроки!
    Возникла эта цивилизация около 6 тысяч лет назад в Шумере (библейская земля Сеннаар). Потом на тех же землях Месопотамии возникла другая империя – Аккад. Она уже была семитоязычная. Называли они себя так же как жители Шумера – «черноголовые». (Или их так называли?) Аккадцы были семитоязычными, и поэтому принято считать, что они были другим народом. Но сейчас в научных кругах циркулирует такое мнение, что просто поменялся язык, но не население.
    Итак, первая в мире цивилизация (в пределах нашего исторического времени) появилась чуть меньше, чем 6 тысяч лет назад. И многие из нас даже знают точный год, когда начался этот цивилизационный виток, потому что он был отмечен началом нового календаря – календаря нынешней цивилизации. Нет нужды говорить, что календарь тоже был дарован Элохим. Поэтому у нас сейчас 5777 год – но не с сотворения мира, а с начала мировой цивилизации. Если бы у евреев был кто-то вроде Римского папы, он давно сделал бы этот необходимый «adjustment”. Как вы считаете?

  4. О ЛОГИКЕ.
    Б.Гулько: «…Мы застряли в пробке в районе Иерусалима, населённом харидим. Я разглядывал в окно такси его обитателей: что общего у меня с людьми в лисьих шапках штремелах, в атласных халатах и высоких белых чулках? У нас нет общего языка…
    …В Солт-Лейк-Сити я обнаружил только консервативную синагогу. Мой раввин рекомендовал мне не посещать в ней праздничную службу, а остаться в отеле. Его позиция — ортодоксальный еврей не должен входить в консервативную или реформистскую синагогу ни по какому религиозному поводу, будь то Шаббат, праздник, свадьба или обрезание. Ведь там мужчины сидят вместе с женщинами, а раввином могут быть женщина или гей…» И т.д.
    Вы забыли указать, что харедим массово отказываются служить в армии, защищать страну; зачастую полагают пожизненным и единственным своим занятием «изучение Торы».
    И таких в очень немало – более 12 % населения еврейского государства.

    С учётом вышесказанного чрезвычайно удивляет ваш оптимизм:
    «Харидим чувствуют себя превосходно.Они замечательно размножаются, их дети обычно следуют по стопам родителей. Неплохо чувствуем себя и мы — модерн ортодоксы».
    В связи с этим:

    Б. Гулько: «…Остальные же группы евреев (неортодоксальные. – М.Т.) в Америке обречены. При 90% смешанных браков и небольшом количестве детей, им отпущены до исчезновения ещё одно-два поколения. Покрывать многообразие пониманий нашего мира останутся евреи израильские».

    Допустим так. Тем больше оснований принимать в Израиле в качестве ПОЛНОЦЕННЫХ граждан евреев «по папе», (чему с пеной у рта противятся харедим) — да и как насчёт атеистов, чьи достижения вы сами с восторгом перечисляете -, дети и внуки которых в еврейском гос-ве с несомненностью останутся евреями.
    Мои потомки (жена – славянка) в Израиле не собираются покидать свою страну и народ.

  5. Б. Гулько: «Теория Большого взрыва разрешила проблему понимания «создания мира из ничего»».
    ::::::::::::::::::МСТ::::::::::::::::::
    Из ничего – только ничего и ничего сверх того. Всякое следствие имеет причину.
    «Большому взрыву в теории Пенроуза и Гурзадяна ПРЕДШЕСТВУЕТ (! — М.Т.) превращение всей массы Вселенной в энергию (! — М.Т.) и изменение геометрии мира… Зацикленная Вселенная — Мир до Большого взрыва».
    http://lenta.ru/articles/2016/02/10/ccc/ 10 февраля 2016.
    Об этом у меня в Сети уже более полутора десятка лет:
    http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=25&t=338

  6. «Естественен вопрос: имеет ли значение эта нестыковка для нас? Возможно, имеет большое, и именно для нашего поколения. Талмуд сообщает, что мир пребудет в рабочей модальности 6 тысячелетий. А седьмое тысячелетие будет Шаббатним. Можно предположить, что наступят мессианские времена.»
    —— РЛ ——
    Простите, но о Талмуде, где Христос описывается как шарлатан, стоит ли говорить серьёзно. Процитирую Святого Апостола Павла:» Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя 430 лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.» (Гал.3:17) Павел здесь подразумевает завет с Авраамом, а под словом закон иемеется ввиду закон полученнный Моисеем у Синая при исходе из Египта. Апостол считает этот период как срок жизни и в Ханаане до Египта и в самом Египте, потому что Ханаан тогда входил в Египетскую империю.

  7. Б.Гулько: «Один из объектов непостижимого для нас в Торе — её хронология. Например — на дворе сейчас стоит 5777 год, из которых более 900 лет продолжалась жизнь Адама. Слишком долго для одного человека и коротко для всех.
    Многозначчительную загадку таит в себе время нашего пребывания в Египте… Такая оценка времени не сходится с подсчётами сроков жизни персонажей описанных событий».

    ::::::::::::::::МСТ::::::::::::::::

    Открывается История, согласно Торе, эпохой праотцев, каждый из которых прожил едва не тысячу лет, кроме, разве, менее удачливого Еноха (Ханоха), коему отпущено было лет всего-то по числу дней в году — 365. Но уж сын его поистине прославился своим долголетием: это Мафусал (Мафусаил, Мытушелах), проживший на свете 969 лет. Не только сам он, но и сын его Ламех (Лэмэх), внук Еноха, мог встретиться с Адамом, сотворенным непосредственно Всевышним и тоже прожившим немало — 930 лет.
    Обильно родословие Адама; это прежде всего сыновья его Каин и Авель (Эвэль). Убийством младшего старшим как бы открывается мировая история. Названы также имена потомков Каина, среди которых и Тувал-Каин — «кователь всех орудий из меди и железа» (Б. 4\22), фигура немаловажная в истории материальной культуры, в которую хотелось бы поверить, если б не эти невероятные сроки жизни праотцев, противные, как уже говорилось, элементарному здравому смыслу.
    Но не станем спешить с выводами. Отвлечемся от потомков Каина, как это делает сама Тора, потому что на сто тридцатом году жизни Адама (который проживет затем еще 800 лет) «родил он сына по подобию своему и нарек ему имя Сиф (Шэйт)»; последний же «по рождении» им сына Еноса (Энош), тоже прожил немало, но для нас здесь существеннее то, что Енос родился, когда отцу его было 105 лет; когда же самому Еносу стукнуло 90, родился у него Каинан (Кэйнан), очередное звено в непрерывной генеалогической цепи…
    Так вот, складывая последовательно эти сроки появления потомков у праотцев, находим, что Ной (Ноах), десятый в этом ряду, появился на свет в 1056 году от Дня Творения. «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Б. 7\6). Строительство Ковчега, чудесное спасение Ноя с семейством и взятыми им на борт животинами «чистыми и нечистыми», положившее начало новой жизни на земле, более справедливой и добродетельной (во всяком случае, по замыслу Всевышнего), — все это опустим здесь в наших рассуждениях…
    …Уже в начале нашего века при раскопках культурных пластов с уймой древностей в южном Двуречье, библейском Сеннааре (Шинеар), британский археолог Леонард Вулли наткнулся, как и многие до него, на наносный пласт речного песка и ила. Вулли первым догадался прокопать этот нанос — и обнаружил вдруг под ним кремневые осколки и черепки росписной посуды. То были свидетельства гораздо более древней цивилизации — поистине допотопной… Позднейшие исследования датируют чрезвычайное происшествие порогом XXI-XXII веков до н. э. Но ведь и Тора ссылкой на шестисотлетие Ноя предлагает нам ту же привязку во времени, только куда более конкретную: 1656 год со Дня Творения (2104 г. до н. э.)…
    И сверхестественному долгожительству праотцев тоже напрашивается объяснение. Именем прародителя назывался, надо думать, весь род, возглавлявшийся, как водится, потомками его из поколения в поколение. Аналогию и в наши дни нетрудно увидеть в традиционных прозваниях чеченских тейпов, бедуинских кочевых кланов, индейских племен. Меровинги и Рюриковичи — первые из правивших у франков и на Руси династий, хотя ничего, или почти ничего, не известно об их полулегендарных основателях — Меровее и Рюрике, тоже, в некотором роде, праотцах…
    От рода, просуществовавшего в веках, отпочковывался новый, опять принимавший имя основателя, который затем входил в хроники как очередной праотец. Но и прежний род продолжал свое бытие, походя также отмечаемое в родословии: «Адам жил 130 лет и родил сына… и нарек ему имя Шэйт (Сиф). Дней Адама после рождения Шэйта (курсив везде мой. — М.Т.) было 800 лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адама было 930 лет; и он умер».
    Вспомним, что до Шэйта были Каин и Авель, и род Каина в свою очередь продолжился, — но для Повествователя это и подобные события лишь ответвления общего родословного древа; он вычленяет главное. Ему, жившему много позже, уже известен (вероятно, по не дошедшим до нас хроникам) ход истории как единый процесс, ведущий к апогею — к обретению народом Израиля скрижалей Завета, священной Торы.
    Важно, что родился Шэйт, который в свою очередь родит Эноша (Еноса), продлив тем самым родословие не одного какого-то племени, но всего человечества, каким оно видится древнему Повествователю…
    http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer3/Tartakovsky1.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *