Фаина Петрова: Трансформация мифа об Иуде Искариоте

Loading

Надо отметить, что именно кровавый навет, вложенный апостолом Матфеем в уста «всего народа», укоренился в христианском сознании, как ни одно другое обвинение против евреев, стал идеологическим обоснованием тех жутких репрессий, которым подвергался ни в чем не повинный народ.

Трансформация мифа об Иуде Искариоте

Фаина Петрова

Первый храм в этом месте, был поставлен в 4 веке, его разрушили персы, он вновь был отстроен в 14 веке, затем был разрушен землетрясением. Современный храм строился с 1919 по1924 г. г. на деньги католиков всех стран, отсюда название.

Мозаика изображает момент предательства Иудой Иисуса. Скорбное выражение лица у Христа, тоска в глазах очень понятны: он знает, что его ждет. Трудно определить состояние Иуды. Во всяком случае, в этом изображении нет того гадкого, отталкивающего вида, который характерен для некоторых других работ на этот сюжет, которые мы увидим позже.

Честно говоря, меня вся эта история интересует, прежде всего, в связи с тем, что эти чисто еврейские «разборки» стали не причиной, конечно, но поводом, мотивом для ужасного христианского антисемитизма.

Почему «миф»?

Слово «миф» (греч.) имеет два значения: буквальное — сказание, предание, дающее представление людей о мире, о месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; и переносное — ложные, некритические, оторванные от действительности концепции и представления.

Я намерена употреблять это понятие в обоих смыслах: для меня «миф» в данном случае есть нечто, что, может быть, и имело место, но обросло такими деталями и подробностями, что это ставит под сомнение если и не саму реальность события, то, по крайней мере, его трактовку.

Я хочу показать, что, вне зависимости от того, что было на самом деле, миф об Иуде, если и был создан определенной группой людей по личным или религиозным мотивам, то в дальнейшем получил свое развитие по причинам политическим и идеологическим.

Зарождение христианского антисемитизма в Римской империи

Почти две тысячи лет потомки евреев, рассеянные римскими завоевателями по всей империи, ставшей с четвертого века христианской, несли на себе проклятие, связанное с главной клеветой на них, которая заключалась в том, что именно они виновны в смерти Христа, преданного его учеником Иудой.

Попробуем воссоздать картину происшедшего более двух тысяч лет назад, потому что именно эти события легли в основу и питают многовековой христианский aнтисемитизм.

Я предлагаю считать, что основные события, описанные в Евангелиях, были на самом деле. Но, поскольку имеется масса расхождений почти по любому поводу, важно понять, что, по крайней мере, похоже на правду, а что не логично и не могло соответствовать действительности.

Итак, в четвертом веке, при императоре Константине, христианство становится государственной религией Римской империи. Вскоре после этого империя разделяется на две части: Западную и Восточную, а уже в конце 5 века под ударами воинственных язычников Западная империя распадается на ряд отдельных самостоятельных государств.

Людям, страдающим от тягот жизни, идея о воздаянии на том свете дарила надежду. Эта идея весьма устраивала также и правителей: поданные не бунтуют, а терпят. Вполне оценили правители и Иисусов принцип: «Кесарю кесарево, а Богу Богово».

Но более всего первых христиан привлекала новая религия тем, что обещала скорое воскресение, о котором писал апостол Павел в своих посланиях. Вера в воскресение была настолько сильна, что христиане стали хоронить своих мертвецов в центре поселений, около церквей, чтобы Иисусу было проще воскрешать их. Только в 17 веке осознали, что эта антисанитария ведет к эпидемиям (в которых, как мы знаем, обычно обвиняли иудеев, поскольку подобные заболевания среди них почти не распространялись, так как они жили в стороне от христиан и соблюдали строгие правила гигиены).

В первые же века становления новой государственной религии о причинах этих эпидемий еще не догадывались, и эта привлекательная идея частично помогла христианству достаточно быстро восторжествовало в странах Европы.

Восточная Римская империя, Византия, просуществовала еще 10 веков, пока ее не завоевали турки.

Во всех частях бывшей империи, которые оставались христианскими, евреи, или, как их называли, иудеи, в большей или меньшей степени подвергались преследованиям и гонениям. Это было связано с тем, что само христианство очень сильно менялось в течение первых 5 веков своего существования, все дальше уходя не только от того, что проповедовал Иисус, но даже и Павел.

Ученики и последователи Иисуса после его смерти вполне благополучно оставались несколько десятилетий обычными иудеями — эта была секта, или реформированная община в рамках иудейской традиции. Первые последователи Иисуса обрезали своих сыновей на 8-ой день, соблюдали субботу, Песах и другие праздники иудаизма. До начала 2-го века нашей эры никто из последователей нового направления иудаизма НЕ СЧИТАЛ Иисуса Богом (иначе они не могли бы уже называться иудеями: Бог один — Иегова).

Таким образом, мы видим, что христианство не сразу оформилось в то учение, которое известно сейчас под этим названием. Свою современную идентификацию оно нашло только после нескольких Вселенских Соборов. Появилась Троица, которой не было в Библии, появились другие удивительные для иудеев вещи, которых ещё не было в 1-м веке: Богоматерь-девственница, поклонение святым и почитание умерших святых и мучеников, иконы, кресты, множество обрядов, священники, папы, митрополиты, католикосы, патриархи и прочее, и прочее.

И чем дальше христианство уходило от учений Иисуса и Павла, тем более антисемитским оно становилось.

Созвучием между словами «иудей» и «Иуда» воспользовались для того, чтобы изображать еврейский народ коллективным Иудой — алчным, коварным, искушаемым дьяволом убийцей Христа.

Kто такие иудеи?

Собственно говоря, название «иудеи» произошло от имени «Иуда». Это был четвертый сын Якова. Трое старших вызвали недовольство отца. Иуду же отец благословил стать новым лидером еврейского народа.

Поначалу иудеями называли только людей из колена, то есть из рода, Иуды. Потом так стали звать всех, кто жил в Иудее, одном из двух царств, на которые распался Израиль в 930 г до н.э.

Второе, Северное царство, с его десятью израильскими коленами было рассеяно ассирийцами, и часть их погибла, часть ассимилировалась или основала новые этнические общности.

Оставшиеся два колена государства Иудеи (на самом деле их было несколько больше) продержались на 100 лет дольше, но тоже оказались в изгнании и «плакали на реках вавилонских», пока персидский царь Кир, победивший Вавилон, не разрешил им вернуться назад в Иудею.

Иуда как нарицательное понятие

Каждый, кто знаком с христианством хотя бы понаслышке, ответит на вопрос, кто такой Иуда. Это человек, который, согласно Евангелиям, предал своего Учителя, Иисуса Христа, и получил за это 30 серебренников.

«30 серебренников», само имя «Иуда», «поцелуй Иуды» (так он, якобы, указал на Иисуса, которого искали, чтобы арестовать и казнить) — все эти понятия стали нарицательными, их используют как идиомы.

О том, что у Иисуса действительно был такой ученик, которого звали Иуда Искариот, расхождений у большинства религиоведов нет; спорят только о том, где именно находится то место, где родился или жил Иуда.

Про имя мы уже говорили. Число 30, конечно же, тоже не случайно, и, как очень часто в Новом Завете, отсылает нас к ТАНАХУ, где называется эта сумма, которая должна была быть выплачена за землю некоего горшечника. Интересно, что, когда Иуда возвращает деньги первосвященникам, то они на них покупают… землю, чтобы хоронить в ней неимущих.

Особенно же отвратителен сложившийся устойчивый образ предательства, в котором присутствует поцелуй, — символ нежности, любви, признательности, привязанности, то есть весьма разнообразных, но, безусловно, очень теплых и добрых чувств. И именно поцелуй коварно и цинично используется, якобы, для самых низких и подлых целей!

Надо сказать, что многие обращали внимание на нелепость утверждения, что поцелуй был условным знаком для опознания Учителя: ведь в Евангелии от Иоанна сам Иисус спрашивает у пришедшей за ним стражи: “Кого Вы ищете?” И, услышав свое имя, говорит: “Это я!”.

Понятно, что у Иоанна нет никакого упоминания о поцелуе.

В свете же материалов, о которых пойдет речь далее, можно представить, что поцелуй Иуды, если он и имел место, мог быть прощальным поцелуем любимому Учителю.

Главное же, что совершенно непонятно, в чем, собственно, состоял смысл поступка Иуды и за что ему заплатили 30 серебряных монет: Иисус не скрывался, не прятался, свободно ходил повсюду и проповедовал в течение нескольких месяцев (по Иоанну, чуть ли не полгода), в том числе был и в Храме, где изгнал торгующих в нем, многие знали его в лицо («…каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали меня», — говорит Иисус по Матфею»).

Петра за короткое время суда Синедриона в темноте опознали три человека, а Иисус был куда более заметной фигурой! Значит, не было никакой необходимости за указание местонахождения и опознание Иисуса кому-то платить деньги.

Итак, Иуда — двенадцатый апостол (греч. — посланник), призванный самим Христом.

Надо заметить, что число 12 здесь тоже неслучайно.

Не говоря о том, что оно соответствует одному из чисел, определяющих мироздание (12 знаков Зодиака, 12 месяцев, в году, 12 часoв дня и 12 часов ночи), оно явно перекликается с 12 коленами Израиля.

В Евангелии от Матфея приводятся слова Иисуса: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израиля”.

(Отметим, что Иуда — один из двенадцати. Значит, или Иисус не знает о грядущем его предательстве, или это не имеет для Христа отрицательного значения!).

Но за что, собственно, нужно судить, а точнее, понятно, осудить двенадцать колен Израиля, то есть всех евреев?

Это яснo из контекста Нового Завета: за то, что не признали Иисуса не только «сыном Бога живаго» (апостол Петр), но и Христом.[i]

Евреи же не могли признать Иисуса мессией потому, что по пророчеству с его приходом должны были прекратиться все войны, а мечи должны были быть перекованы на орала, но этого не произошло.

Вторая причина, по которой следует, де, осудить евреев, это то, что они не приняли Учения Иисуса.

Впоследствии христианские богословы заявили, что Учение Христа и возникло-то, мол, только потому, что евреи оказались недостойными того Завета, который Бог заключил с ними, и пришлось Богу искать новых избранников.

Между прочим, этот же довод потом использовали мусульмане: по их версии, уже не только евреи, но и христиане вызвали гнев Бога, и поэтому Он избрал их, мусульман, нести Его истину в мир.

Кстати сказать, к созданию не только второй, но и третьей монотеистической религии — ислам — евреи тоже оказались причастны. Ислам зародился и развивался в среде аравийских рахдонитов (перс. — знающие дорогу): так называли еврейских купцов, в руках которых была монополия караванной торговли между Европой и Китаем.

Христиане объявили евреев богоубийцами, а мусульмане считают и евреев, и христиан богоотступниками, что само по себе, как мы знаем, достаточно для ненависти и вражды.

Это не мешает христианам включать, а мусульманам частично использовать Танах как остов, как Откровение Создателя: оно, мол, передается от недостойных к достойным, так что пользоваться этим иудейским наследием для них вовсе не зазорно. В примитивных обществах, чтобы овладеть силой врагов, съедали их органы: сердце, чтобы быть смелым, и мозг, чтобы умным. Прогресс налицо: в цивилизованном обществе присваивают только идеи.

Таким образом, христианская библия (греч. — книга), как известно, состоит из двух основных частей: ТАНАХА (т.е. трех главных книг иудейского верoучения, a именно: Торы, или Пятикнижия Моисеева; Пророков и Писания) и Нового Завета, главная часть которого coстоит из четырех Евангелий (греч. — благовествование).

ТАНАХ в христианской традиции именуется Ветхим Заветом, хотя, на самом деле, эти священные книги, во-первых не дословно соответствуют друг другу, а, главное,

“одни и те же слова читаются и понимаются в разном контексте. Ученые обеих религий успешно сотрудничают в филологических, лингвистических, исторических исследованиях текстов, но вот в использовании их по прямому назначению сотрудничать не могут никак, ибо вкладывают в прочитанное cовершенно различный опыт».[ii]

В чем состоялa суть Учения Христа?

Иисус страстно желал реформировать иудаизм, хотел совместить фарисейство с новым направлением иудаизма — ессейством, идеи которых он разделял. Ессеи призывали к скромности и отказу от богатства, роскоши и удовольствий. Известнейшим пророком ессеев был Иоанн Креститель, который крестил Иисуса и благословил на продолжение того дела, которое начал он сам, так как не без оснований опасался тетрарха Ирода Антипы, который его и казнил.

Фарисеи импонировали Иисусу тем, что в силу своего социального положения (сейчас их бы назвали средним классом) были ближе к народу, чем аристократы-саддукеи. Кроме того, Иисус разделял как раз те идеи фарисеев, в которых они расходились с саддукеями, а именно:

1. Фарисеи верили, что Бог контролирует все происходящее с людьми, но решения, принятые человеком, влияют на ход его жизни.
2. Фарисеи верили в загробную жизнь с соответствующим индивидуальным наказанием или вознаграждением.

3. Фарисеи верили в воскресенье из мертвых.

4. Фарисеи верили в существование ангелов и демонов.

Саддукеи (книжники, как называл их Иисус) ничего этого не принимали, так как ничего такого не было в письменных источниках, а устным, в отличие от фарисеев, они не доверяли.

Иисус критиковал позицию саддукеев, а фарисеев осуждал за то, что они не соблюдают то, чему сами учили простой народ.

Павел — создатель теологии (греч. — богословие) христанства

Одним из первых о Христе как основателе Нового Завета возвещает апостол Павел.

При рождении он получил имя Саул. Воспитанный в семье фарисеев, он был ярым преследователем христиан. Но потом взял себе имя Павел (лат. — маленький) и стал одним из самых почитаемых апостолов христианства.

История обращения Павла в христианство, описанная евангелистом Лукой, общеизвестна: Павел, тогда еще Саул, направлялся со своими спутниками в Дамаск, когда ему явился Христос, который стал упрекать его в гонениях на христиан и повелел стать его служителем, чтобы он открыл глаза язычникам, и они “обратились бы от тьмы к свету“ и верою в Христа спаслись.

Этот рассказ вызывает большие сомнения у непредвзятого читателя: в «Деяниях апостолов» Лука трижды говорит об этом событии, и каждый раз мы читаем разные сведения о том, что видел и что слышал Павел, что видели и что слышали его спутники и что повелел Павлу Иисус. Это тем более странно, что Лука был ближайшим сподвижником Павла, знал все, как говорится, из первых рук, был выходцем из просвещенной греческой среды, доктором, прекрасно владел языком — следовательно, от него можно было бы ожидать более четких сведений.

Вполне возможно, что Саул, попав в песчаную бурю, действительно на три дня ослеп. Такая эмоционально обоснованная временная слепота хорошо известна медицине. К тому же Саул был не очень крепкого здоровья, о чем неоднократно говорит в своих посланиях. Есть сведения, что он был эпилептиком (в средневековой Ирландии этот недуг даже называли болезнью апостола Павла) Во время приступов у эпилептиков бывают яркие видения, которые можно принять за реальность. То есть Павел вполне мог воспринять слепоту, от которой его излечил дамасский христианин, как знамение, что он что-то делает неправильно: ведь это произошло именно в тот момент, когда он направлялся в Сирию, чтобы «арестовывать христиан и в цепях доставлять их в Иерусалим».

Как бы то ни было, но после этого он отказался от прежних представлений и начал новую жизнь, полную опасностей и превратностей, которая закончилась мученической смертью в Риме.

Что было близко Павлу в учении Иисуса? Будучи фарисеем, он, естественно, разделял эту часть мировоззрения Иисуcа. Возможно, идеи ессеев, по крайней мере, не отталкивали его. Что поначалу отталкивало Павла (тогда еще Саула, Савла), так это то, что Мессией называл себя не царь, а сын плотника, преданный позорной казни. После видения Павлу Иисуса он мог пересмотреть этот вопрос.

Но было еще кое-что, что способствовало такому резкому изменению в мировоззрении и жизни Павла.

Одной из главных проблем монотеистического религиозного сознания была и есть необходимость согласовать идею Бога с наличием в мире зла. Для обозначения этой проблемы Лейбниц в 1710 году ввел понятие «теодицея», или «богооправдание» (греч. — бог и справедливость).

При пантеизме эта проблема решается просто: есть хорошие, добрые боги и есть плохие, злые.

Есть логичное объяснение в восточных религиях с их идеей кармы и реинкарнации. Есть она и у гностиков.

Александр Мень считал, что проблему рациональными способами решить нельзя, потому что зло иррационально.

Не более убедительны и Свидетели Иеговы, которые предложили в качестве объяснения онтологии зла спор с дьяволом, который, якобы, усомнился в том, насколько хорошо Бог правит людьми.

Короче, в монотеизме эта проблема не решена до сих пор: ведь если Бог един, и ОН Всемогущий, Всеблагой и Вселюбящий, то откуда взяться злу?

Зло в монотеизме связано с представлением o преступлении перед Богом, давшего первому человеку, Адаму, свободу воли, которой тот дурно воспользовался, то есть связана с первородным грехом, с учением о коренной испорченности человека. Как мог Бог создать зло или допустить, чтобы его сотворил дьявол? Почему Адам должен был подвергаться искушению? Почему Бог не уничтожил дьявола?

Как разрубить этот узел? Как спасти мир от зла?

Возможно, Павел счел, что нашел решение этой проблемы, и поэтому

«уже в первые десятилетия, когда христианство только еще искало свою идентичность, он стал проповедовать Христа распятого, умершего и воскресшего, поскольку, как считал апостол, это было исполнением плана Бога: через муки и позорную казнь совершенного человека, сына Бога, взявшего грехи мира на себя, создать Новый мир, Новых людей, с которыми будет заключен Новый Завет».[iii]

Так бывший гонитель нового направления иудаизма Саул обратился в новую веру и стал проповедовать ее среди иудеев за пределами Израиля, а также среди язычников, поскольку знал греческий и латынь.

Неизвестно, как сложилась бы история христианства, если бы не Павел: именно он, несмотря на то, что не знал Иисуса при жизни, стал организатором христианства. Он, единственный из всех апостолов, был готов к этой роли в силу своего происхождения, прекрасного образования и личностных качеств.

Именно апостол Павел очень поспособствовал тому, что эта секта, или, иначе, это новое реформированное направление иудаизма, оформилось в пусть и базирующуюся на ТАНАХЕ, но совершенно самостоятельную религию, которая выделилась из иудаизма и для своего самоутверждения начала борьбу с ним. Именно апостол Павел заложил основы теологии христианства, придал ему жизненную силу выдержать гонения и победить.

Надо заметить, что, «хотя апостол Павел не проклинал Иуду, не называл его предателем, сама постановка вопроса о необходимости искупительной жертвы для спасения мира от зла объективно послужила кристаллизации негативного образа Иуды. Со временем к этому добавились разные другие обстоятельства и соображения и, хотел того Павел или нет, но дело свелось к воплощению в евреях зла как в целом (народе и его Синедрионе), так и индивидуальном — Иуде». [iv]

Но сейчас нам важно другое: по каким бы соображениям Павел ни стал апостолом язычников, как он сам себя называл, у него в рассказах о Христе и о его гибели нет ни слова о предательстве Иуды. А, надо отметить, что его послание коринфянам, где Павел говорит о Христе, написано до первого Евангелия!

Апостолы Матфей и Иоанн — главные создатели мифа об Иуде

Согласно христианским источникам, на 50-й день после Воскресения Христова (который как раз почему-то оказался днем празднования евреями Дарования Торы!) на апостолов сошел Святой Дух, после чего они решают заняться устройством христианской церкви, и одной из главных задач становится создание текстов о жизни, мученической смерти и воскресении Иисуса, а также об Его учении, то есть написание Евангелий.

Казалось бы, в этом случае трактаты должны были быть написаны учениками Христа, его 12 апостолами (или кем-то с их слов), так как именно они были свидетелями всех важных событий Его жизни, вместе с Ним исцеляли людей, пророчествовали и проповедовали в силу права, которым наделил их Иисус:

“…принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня».

Есть серьезные основания полагать, что все апостолы (или почти все) написали свои версии, но по определенным причинам, о которых мы поговорим подробнее позже, в качестве канонических были отобраны лишь четыре Евангелия.

Из них только два — Матфея и Иоанна — принадлежат (или их приписывают) ученикам Христа. Надо уточнить, что на самом деле никто не знает, кто писал Евангелия, потому что авторы нигде прямо себя не обозначают. Для удобства примем и мы этих условных авторов.

В Евангелии от Марка, которое обычно в Новом Завете стоит на втором месте, хотя, по мнению многих специалистов, было написано раньше Евангелия от Матфея, традиционно помещаемого первым, о предательстве Иуды упоминается, но кратко, и в нем ничего не говорится о мотивах этого поступка и не указана сумма, которую получил Иуда за содеянное.

В Евангелии от Матфея появляется сообщение о 30 сребрениках, у Луки к корыстолюбию добавляется мистическое: «в него вошел дьявол», а у Иоанна фигура Иуды приобретает уже совершенно зловещие формы: он — воплощение Сатаны!

Так происходит первая трансформация мифа: от «отсутствия всякого присутствия» через корыстолюбие к образу Сатаны!

С чем это было связано, каковы причины?

Как известно, ученики Христа после его ареста не показали себя достойными Учителя: они в страхе разбежались, и только Петр и Иоанн издалека следовали за Иисусом. Потом Петр, как Христос и предсказывал, трижды отрекся от него. Во время распятия был один лишь Иоанн. К гробу Господню из всех учеников пришли опять-таки только Иоанн и Петр, и то не первыми, а после женщин, принесших миро, чтобы обмыть тело Иисуса.

Таким образом, первая трансформация мифа об Иуде, вполне возможно, была связана со стремлением отвести внимание от недостойного поведения учеников Христа, его апостолов. Именно поэтому у Марка (ученика Петра) появляется мотив предательства Иуды, который подхватывает и конкретизирует Матфей, затем Лука, а за ними и Иоанн.

Почему выбор пал на Иуду? Может быть, отчасти потому, что только он один был родом из Иудеи, а Иисус и Его 11 апостолов — галилеянами? Такой вариант, по-видимому, мог иметь место: отношения между этими областями были непростыми, так как иудеи были в более привилегированном положении, что вызывало раздражение у остальных жителей страны (вспомним, как в СССР не любили москвичей!)

Кроме того, Иуда был казначеем: возможно, тому же Матфею в силу его прежней профессии казалось, что он лучше подходит для этой роли? Отсюда и предложенный именно им мотив корыстолюбия? А Иоанн просто ревновал Иисуса к Иуде, которого Христос выделил, поручив казну?

Нам остается только строить догадки, но ясно, что отношения между апостолами не были ангельски безоблачными.

Все четыре евангелиста негативны по отношению к Иуде, но особенно страстно это проявляется у Матфея и Иоанна.

Посмотрим, насколько можно доверять их свидетельствам.

О Матфее известно со слов его самого, что он был мытарем, то есть сборщиком налогов (должность, весьма презираемая среди евреев, потому что деньги собирались для Рима) Однажды, когда он собирал дань, Христос увидел его и велел следовать за собой. Тот все бросил и пошел за Учителем.

Матфею принадлежит эмоциональный рассказ о Суде Синедриона, высшего еврейского религиозного учреждения, а также высшего судебного органа, над Иисусом.

Апостол сообщает, что в среду, то есть за два дня до Пасхи, приходившейся на вечер пятницы, состоялось первое заседание Синедриона, на котором говорили об Иисусе, уже давно своими действиями и проповедями привлекшего внимание этой организации. Было решено заняться им после праздника, чтобы не привлекать особого внимания.

И вдруг вечером следующего дня, в четверг, по приказу этого же Синедриона Иисуса срочно арестовывают, в невероятной спешке, со многими нарушениями закона, ночью проводят судебное разбирательство, признают Его виновным и в пятницу утром (в 7 часов) отводят на суд к префекту Иудеи Пилату и, несмотря на все попытки Пилата не допустить казни, Христа распинают.

Интересно, что ни один Евангелист даже не пытается объяснить, почему Синедрион так резко поменял свои планы. Почему нужно было так спешить? Что могло произойти за один день?

Следующий вопрос, ответ на который звучит по-разному у евангелистов, хотя это достаточно принципиально: когда состоялась казнь?

По Марку: «Был час третий, и распяли Его».

А по Иоанну: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: «Се, Царь Ваш!» Но они закричали: «Возьми, возьми, распни Его!» Пилат говорит им: «Царя ли вашего распну?» Первосвященники отвечали: «Нет у нас царя, кроме кесаря».

Получается, в шестом часу Его только поведут на казнь. Но это значит, что казнь происходит в субботу и в Пасху: ведь у евреев день начинается с вечера предыдущего дня!

Умер Иисус поздно вечером (в девятом часу еще был жив), но, как свидетельствуют Евангелия, тайные ученики его, религиозные евреи Иосиф и Никодим, получают у Пилата разрешение и хоронят Его. Присутствуют женщины. Но ведь уже наступила Пасха. Как они могли этим заниматься в Пасху?

На другой день, в субботу, как сообщают Евангелия, первосвященник и служители приходят к Пилату и просят поставить стражу около гроба, чтобы не дать кому-то своровать тело и не сказать, что Иисус воскрес, как пророчествовал. Пилат отвечает, мол, сторожите сами, и первосвященник со служителями идет к гробу и ставит печать. Но это же суббота, Пасха!? Как такое могло быть?

Следующий момент в описании Матфея тоже вызывает недоумение. По свидетельству апостола, во время казни Христа весь народ, бывший там, сначала кричит: «Распни, распни Его!», а потом произносит ставшими знаменитыми сакраментальные слова:

«Кровь Его на нас и на детях наших!»

Кто же этот “народ”? Вот что говорит по этому поводу известный публицист Семен Резник:

“Слово ”народ” в этом контексте обычно воспринимается как “иудеи, но в “Деяниях апостолов”, входящих в Евангелии, сказано, что в день Пятидесятницы, когда, благодаря Святому Духу, апостолы заговорили на 50 языках, так как люди, пришедшие из разных уголков Иудеи, не понимали арамейского, апостол Петр, обращаясь к ним, говорит об Иисусе Христе: «Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» (Деяния, 2, 23).

Значит, внимавшая ему многоязыкая толпа как раз и кричала: «Распни его!», то есть эти люди находились в Иерусалиме, как минимум, пятьдесят дней назад, так что это были не паломники, прибывшие на несколько дней по случаю праздника, а постоянные жители города. Но жители Иерусалима, не говорившие на арамейском языке, вряд ли могли быть евреями”.

О том, что стоявшая толпа не понимала по-арамейски, фактически указывает и сам Матфей:

«…а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «ЭлИ, ЭлИ! Лама завахтани?» (Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?» Или: «Зачем ты сделал меня искупительной жертвой?). Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: «Илию зовет Он».

Ни один еврей никак не мог бы спутать имя пророка, которое по-еврейски звучит как Элийяху, с обращением к Богу — «ЭлИ».

Надо отметить, что именно кровавый навет, вложенный апостолом Матфеем в уста «всего народа», укоренился в христианском сознании, как ни одно другое обвинение против евреев, стал идеологическим обоснованием тех жутких репрессий, которым подвергался ни в чем не повинный народ.

До сих пор спорят, какой национальности был Матфей: грек или еврей. Есть предположение, что его Евангелие было написано на арамейском, а потом кем-то переведено на греческий (дошел не подлинник, а список на греческом) — во всяком случае, по языку это самое еврейское из Евангелий. Это, а также то, что в тексте есть сведения об еврейских законах и обычаях, казалось бы, говорит об еврействе автора. Но так как далеко не всегда эти законы и обычаи толкуются им правильно, его еврейство вызывает большие сомнения.

Весьма показательна и направленность его трактата: не считая Иоанна, которого называют самым антиеврейским из евангелистов, именно Матфей больше всего внес страстной ненависти в образ Иуды и как бы стоящих за ним евреев.

Неслучайно чаще всего исполняются «Страсти» Иоганна Себастьяна Баха именно по Матфею (хотя Бах написал их по всем четырем евангелиям), а христиане-художники так любили изображать этого апостола: сильные чувства (и положительные, и отрицательные) скорее находят отклик в сердцах людей, вызывая больший резонанс, чем спокойное повествование.

Иоанн был самым юным и, по его собственным словам, самым любимым учеником Иисуса. Его Евангелие, наиболее мистическое из всех четырех, было написано в весьма и весьма преклонном возрасте, много позже остальных. Oн, единственный из апостолов, умер своей смертью, дожив до 94 лет.

Иоанн вместо фарисеев, книжников и неопределенного понятия «народ», как это делали его предшественники, стал прямо обвинять иудеев, которых называл сыновьями дьявола, в организации казни Христа.

Ненависть к Иуде у Иоанна носит какой-то чрезмерный, личностный характер: он называет Иуду вором, говорит, что Иисус на Тайной Вечере скрытно указал ему на Иуду как на предателя…

Иоанн подробно рассказывает, как Пилат очень не хотел, а евреи настояли на казни Иисуса, намекая, что могут причинить прокуратору неприятности, пожаловавшись императору, что он не принимает мер против бунтовщика.

Далее Иоанн сообщает, что Пилат написал на дощечке, которую прикрепил к кресту:

«Иисус Назaрей, Царь Иудейский». Первосвященники же иудейские сказали Пилату: «Не пиши «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: «Что я написал, то написал».

В этом ответе мы ясно слышим нотки раздражения: Иоанн подчеркивает, что Пилат вынужден идти против своей воли.

Именно таким показан Пилат и в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: всесильный наместник решает тайком мстить Иуде и намекает об этом начальнику своей тайной службы, который и организует убийство апостола.

Судя по тому, что известно о Понтии Пилате, ему были глубоко безразличны все евреи — в том числе и какой-то, по-видимому, далеко не первый и не последний бродячий проповедник, каким он должен был воспринимать Иисуса.

Если же поверить в то, что Пилату действительно приглянулся Иисус или что, скорее, он действовал из чувства противоречия первосвященникам, которых имел основания ненавидеть, так как они нередко ставили его в трудное положение (например, когда он пригрозил убить тех, кто возражал против изображения императора Тиберия на фронтонах дворца Ирода, где он жил, а евреи пришли на площадь перед дворцом, пали ниц и сказали, что готовы к быть казненными, но не допустить святотатства, и он вынужден был уступить, потому что перед этим вызвал недовольство императора своим жестоким обращением с евреями), если, повторяю, поверить в это, то напрашивается вывод, что Пилат мог тайно повелеть не дать Иисусу умереть на кресте. Тогда неудивительно, что Иисус спустя какое-то время очнулся в прохладе пещеры, был выпущен стражей и явился к своим ученикам.

Как после этого было не поверить в Его воскресение?

А о том, что поверили абсолютно, говорит тот факт, что все его ученики из трусов вдруг превратились в совершенно неустрашимых людей и с легкостью и готовностью приняли мученическую смерть.

Мы говорили об Евангелиях от двух учеников Христа — Иоанне и Матфее.

Недавно найденное Евангелие от Иуды, перевернувшее многие прежние представления об учении Христа и о событиях его земной жизни, — это третье сохранившееся свидетельство современника Христа и участника событий, хотя и тут есть серьезные сомнения в том, что его действительно мог написать реальный апостол Иуда, потому что в тексте встречаются гностические термины, которых еще не было в 1 в н.э. (о том, что это такое, мы поговорим позже).

Окончание

Примечания

[i] Христос, греч. — перевод ивритского слова “машиах, мессия”, что буквально означает “помазанник”: елеем мазали на царство, на священническую службу; в христианской традиции слово “Христос” трактуется как Спаситель.

[ii] Элла Грайфер. «Как писать нечитаемое и читать ненаписанное», Заметки по еврейской истории, №4 2015 

[iii] Борис Дынин (частное сообщение)

[iv] Борис Дынин (частное сообщение)

Print Friendly, PDF & Email

21 комментарий для “Фаина Петрова: Трансформация мифа об Иуде Искариоте

  1. Ontario14
    Ничего нового или того, что можно прочитать в энциклопедии, я для себя не открыл
    =====================
    Как минимум, не у всех есть время читать энциклопедии 🙂

  2. Ничего нового или того, что можно прочитать в энциклопедии, я для себя не открыл.
    Исключений два:
    1) Иоанн Креститель назван «пророком»;
    2) Оригинальное понимание пантеизма: «При пантеизме эта проблема решается просто: есть хорошие, добрые боги и есть плохие, злые.»

  3. Институт исследования Библии / исследование пророчеств Ветхого завета (Танаха )
    https://www.youtube.com/watch?v=DWvtIONYTGE&feature=youtu.be&t=149

    ЙЕХЭЗКЭЙЛ
    44
    (2) И сказал мне Г-сподь: ворота эти будут закрыты, не откроются, и ни один человек не войдет в них, ибо Г-сподь Б-г Йисраэйля вошел в них; и да будут они закрыты.
    http://toraonline.ru/neviim/yechezkel.htm

    1. P.s. На слова: «До начала 2-го века нашей эры никто из последователей нового направления

      иудаизма НЕ СЧИТАЛ Иисуса Богом»

  4. М.П. — Светлане Феоктистовой.
    Ссылки на «евангелический» авторитет Булгакова, у которого Христос не еврей и пр.и пр., уже давно считается неэтичными.

  5. Дорогая Фаина! Вы замечательно рассмотрели Евангелия! Спасибо! Я в своём романе ( Зеркало Горация Уолопола) в главе об одном об одном очень образованном детективе, сыне священника, рассмотрела всё иначе. Ненависть к Иуде увидела только у Иоанна ( читала Евангелия, как мне казалось внимательно), но чтение Вашего эссе настолько меня захватило, что готова перечитывать Евангелия заново. Я согласна абсолютно с Вами в оценке Апостолов, мне даже казалось, что они были в заговоре не только против Иуды, но и против Христа. С нетерпеним жду продолжения — о других Евангелиях и евангелистах.

  6. 1)\»более всего первых христиан привлекала новая религия тем, что обещала скорое воскресение, \»
    ————-
    Откуда это ? И почему надо видеть в древних людях глупцов, верящих в сказки ?
    Скорее, Христианство выиграло потому, что оно глубоко ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ учение. Учение для МАСС. Приобщиться к нему может и вельможа, и носильщик, и красавец,и урод. и здоровяк, и калека. Плюс вполне жизненная идея гуманизма и взаимопомощи. А для выдающихся людей — учение, не позволяющее им бросать вызов Власти и Обществу, то есть ввергать страну в хаос. Христиане — это не поклонники Геракла, среди них нет Сверхчеловеков! Нет презрения ко всем низшим Это не Витязи в барсовых шкурах, готовые перебить толпу народа, если она им чем-то не понравится. А ведь Геракл (между прочим) тоже был Сыном Зевса . Но история показала, что этот Силач царского рода , идеал мужской красоты, ума, и отваги , проиграл Христу.
    2) Если Христос не скрывался от своих преследователей, то предательство Иуды, действительно, под вопросом.

    1. Шейнин Леонид
      — 2017-07-25 22:13:46(27)

      1)»более всего первых христиан привлекала новая религия тем, что обещала скорое воскресение, »
      ————-
      Откуда это ? И почему надо видеть в древних людях глупцов, верящих в сказки ? ..
      ///////////////////////////////////////СЧ////////////////////////////////////////////////
      Вообще-то мысль довольно тривиальная. Если Вам нужны авторитеты, то обратитесь сюда http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/sv_tain.txt_with-big-pictures.html или сюда http://www.agitclub.ru/front/mar/bm08.htm . Думаю, что это пошло от эссенов, которые верили, что последние дни придут через 40 лет. Но поскольку этого не произошло, стали ждать Мессию каждый день. Собственно, поэтому и появился Иоанн Креститель — хочешь не прозевать Мессию завтра: крестись сегодня! А психологию древних, боюсь, разгадать невозможно. Впрочем, спросите у Инны Беленькой.

    2. Александр Бархавин — Леониду Шейнину

      Шейнин Леонид
      5 июля 2017 at 22:12 | Permalink

      «Скорее, Христианство выиграло потому, что оно глубоко ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ учение. Учение для МАСС. Приобщиться к нему может и вельможа, и носильщик, и красавец,и урод. и здоровяк, и калека. Плюс вполне жизненная идея гуманизма и взаимопомощи»
      ————-
      Иудеем тоже мог стать и вельможа, и носильщик, и красавец,и урод. и здоровяк, и калека. Плюс вполне жизненная идея гуманизма и взаимопомощи — среди заповедей Ветхого завета отпускать рабов каждый седьмой год и оставлять несжатыми края поля для вдов и сирот (это то что помню я, довольно-таки случайный, но внимательный его читатель).
      А вот что евреем со стороны становиться больно из-за обрезания (на что в сознательном возрасте пойдешь либо за большие коврижки, либо по серьезной вере), а христианином — чрезвычайно легко и просто (на мои слова, что я вообще-то не уверен в существование Б-га — не то что Христа, поэтому не хочу никого обманывать — мне разъяснили, что это неважно, скажи только, что веришь в Иисуса, а все остальное он сделает за тебя) — вот из-за этого скорее всего христианство и выиграло.

  7. Дочитала до «Интересно, что, когда Иуда возвращает деньги первосвященникАМ, то ОНИ на них покупают… землю, чтобы хоронить в ней неимущих» и поняла, что, в принципе, нет смысла трудиться дальше. Синедрион видится автору собранием Первосвященников на манер 12 апостолов.
    ////////////////////////////////////////////СЧ////////////////////////////////////////
    Думаю, что это все-таки описка. А с другой стороны, какой великолепный художественный прием (не забывайте, что это все-таки легенда). Соберутся, скажем, вместе Рейган, Клинтон, Буши, там еще кто-то — как мы их назовем? Господа Президенты… В тогдашнем Синедрионе наверняка было около десятка Первосвященников, снятых когда-то Архелаем, Квиринием, Гратом. И потом, там был Анна сын Сета — первосвященник с 6 по 15 год. Тесть действующего первосвященника Каиафы. Со своим сыном Елеазаром бен Анна (первосвященник в 16−17 годы), и еще четыре его сына станут первосвященниками. И поведут Иисуса не к Каиафе, а в дом Анны.

  8. Дочитала до «Интересно, что, когда Иуда возвращает деньги первосвященникАМ, то ОНИ на них покупают… землю, чтобы хоронить в ней неимущих» и поняла, что, в принципе, нет смысла трудиться дальше. Синедрион видится автору собранием Первосвященников на манер 12 апостолов. Эта ошибка (а ни в коем случае не описка) говорит сама за себя. На этом фоне обилие вводных словосочетаний для придания тривиальному материалу показной наукообразности — уже ничто.
    «В чем состояла суть учения Христа?» На эту заявку автора давно ответил Булгаков: «..и вы в присутствии .. людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости..»
    Абсолютно согласна с одним из предыдущих комментаторов, что изложенное более чем доступно. От себя добавлю, что в этом качестве этот труд может соперничать с Википедией.

    1. На эту заявку автора давно ответил Булгаков
      ****
      А что Булгаков такой авторитет в вопросах Священного Писания, что его надо цитировать как Истину в последней инстанции?
      — — — — — —
      От себя добавлю, что в этом качестве этот труд может соперничать с Википедией.
      ******
      А это хорошо или плохо?

  9. Толково и несколько неожиданно после баталий в Гостевой. У меня даже сложилось впечатление, что там и тут писали две разных ФП. Но вот какая незадача, можно ли подходить с доводами разума к Священному Писанию? А то ведь вспоминается сразу М.Булгаков с его ехидным «профессором»:
    «уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило никогда…»
    И опять же господин райский ( ая)…

    1. Дорогая Фаина! Рад Вашей публикации.

      К слову змечу на вопрос
      Ю.Н. 25 июля 2017 at 15:59
      можно ли подходить с доводами разума к Священному Писанию?

      Маймонид подходил. Рабби Сакс подходит.

      1. Уважаемый Борис, не могли бы Вы указать ссылки на источники цитат iii и iv в статье.
        Спасибо заранее.

        1. Уважаемый Юрий, не из моей ли переписки с автором? Спросим Фаину П.

    1. Фарисеев уже нет. Давно нет. Гиллель был уже первый таннай (а это до 10 года). Сравнивать нынешних реформаторов с фарисеями все равно, что единороссов с народовольцами. Извините.

  10. «Я намерена употреблять это понятие в обоих смыслах: для меня «миф» в данном случае есть нечто, что, может быть, и имело место, но обросло такими деталями и подробностями, что это ставит под сомнение если и не саму реальность события, то, по крайней мере, его трактовку.»
    Вы знаете, автор, если с таким же мерилом подходить к Талмуду там пробы ставить негде. Есть Тора-Ветхий Завет, вопросов нет, но кто придумал Талмуд?

  11. Красивая восточная легенда (С). Это я в целом об истории Распятия, и до, и после. И это же можно сказать об этой прекрасной работе Фаины Петровой. Весьма доходчиво и интересно. Спасибо!

Добавить комментарий для Шейнин Леонид Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.