Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 4.8 Пинхас

Loading

Пинхас обладал душой высочайшей пробы и такое положение непризнанного коэна, хотя по человеческому праву наследования отцу и деду коэнство ему вроде бы было положено автоматически, вместо отдаления от Тв-рца привело его к особо обостренному чувству близости к Тв-рцу и к личной ответственности за охрану Его достоинства…

בס״ד

Комментарии Торы

4.8 Глава Пинхас

Исраэль Дацковский

4.8.1

На стих 25:11 РАШИ пишет:

«О нем [о Пинхасе представители] колен говорили неуважительно: «Смотрите на этого сына Пути! Отец его матери откармливал (пите́м) скот для идолов, а он убил руководителя одного из колен Израиля». Поэтому Писание указывает на его происхождение от Аарона (Санхедрин 82б)». Этот комментарий восходит к стиху 6:25 недельной главы Ваэра книги Шмот: «Элазар, сын Аарона взял себе (одну) из дочерей Путиэля себе в жены и она родила ему Пинхаса …»

На этот стих РАШИ указывает, что Путиэль — это Итро (ссылаясь на Сота 43а и Бава батра 109б), а все имена Итро РАШИ приводит в своем комментарии на стих 4:18 недельной главы Шмот.

Отсюда следует, что Моше и Элазар (находясь в разных поколениях) были женаты на родных сестрах — дочерях Итро. Другое следствие — оба были женаты на принявших иудаизм (иврит: гийо́рет) в первом поколении. И если дети Моше не оставили заметного следа в истории еврейского народа, растворившись среди левитов, то Пинхас оставил очень заметный след не только своим подвигом, но и чередой своих потомков — первосвященников. А это в свою очередь означает, что неназванная по имени мать Пинхаса стоит в ряду женщин — гийо́рет в первом поколении, которые удостоились замечательного еврейского потомства: Тамар, жена Йегуды и Рут — моавитянка, заложившие царскую ветвь Израиля. Несколько в стороне оставим Бат Шеву, которая была еврейкой по происхождению, но процесс ее вступления в брак с царем Давидом был несколько проблемным. Однако, несмотря на это она также удостоилась встать в цепочку непосредственно участвующих в построении вечной династии царей Израиля, родив Шломо.

4.8.2

Хотя действия Пинхаса Тора рассматривает в предыдущей недельной главе Балак, их невозможно анализировать без оценки его действий Тв-рцом, данной в этой главе. Поэтому весь вопрос целиком мы перенесли в обсуждение этой главы.

Почему именно Пинхас сделал то, что сделал? Пойдем по мнению РАШИ, что только после своего геройского поступка он получил священство. Он занимал в народе особое положение. Он был левитом из семейства Кеата (3:27 «А у Кеата семейство Амрама [отца Аарона и Моше] …»), не получил коэнства при его получении Аароном и сыновьями Аарона, но не внуками Аарона, родившимися к этому времени — нам из этих внуков известен только Пинхас. То есть, он должен был носить святые предметы Мишкана и петь в нем по принадлежности к семейству своего прадеда (Амрама). Но он не мог и не имел шанса продолжить дело деда и отца, неожиданно ставшими коэнами, получившими право первосвященства и собственно службы в Мишкане, то есть, занявшими более высокое и почетное положение по сравнению с остальными левитами. Пинхас под страхом смерти не мог даже краешком глаза взглянуть на святые предметы внутри Мишкана, с которыми работали и которые упаковывали его дед, отец и родные младшие братья, родившиеся в пустыне. Пинхас не мог есть в шатре отца и деда, так как они ели от жертв, а это разрешено только коэнам и их домашним рабам. То есть, в некотором аспекте Пинхас стоял ниже домашнего раба (остальные левиты тоже не ели от жертв, но они могли есть в доме своих родителей). В стане он жил не с родителями — не в зоне коэнов (к востоку от Мишкана), а в зоне семейства Кеата (к югу от Мишкана). Он должен был привести в мир поколение прямых потомков Аарона и Элазара, но при этом — не коэнов. На лицо явное отклонение положения Пинхаса от естественного порядка, да еще — в сторону ущемления. Внешне, при всех законных объяснениях происходящего, в воздухе витало ощущение неизбывной вины Пинхаса при отсутствии даже малейших поводов как со стороны самого Пинхаса, так и со стороны его отца к такому суровому наказанию. В судьбу Пинхаса изначально была встроена глубочайшая трагедия. Люди помельче ушли бы в обиды и разочарования, пассивные или активные занялись бы другими делишками, неизбежно приводящими их к явному или скрытому бунту против Тв-рца (например, поддержав бунт Кораха и погибнув в то время. Корах считал себя незаслуженно обделенным званием коэна, а то и первосвященника. И эта же мысль, по простой человеческой логике, должна была бы возникнуть и у Пинхаса. То есть, их союз был бы внешне естественным, хотя Пинхасу, по сути, пришлось бы выступить против отца и деда).

Но Пинхас обладал душой высочайшей пробы и такое положение непризнанного коэна, хотя по человеческому праву наследования отцу и деду коэнство ему вроде бы было положено автоматически, вместо отдаления от Тв-рца привело его к особо обостренному чувству близости к Тв-рцу и к личной ответственности за охрану Его достоинства и за защиту Его народа от разрушающих воздействий. Такого положения в народе не было больше ни у кого и его странное положение в народе Израиля подняло его до вершин ощущения близости к Тв-рцу, до положения защитника Тв-рца на земле. А Тв-рец при Его бесконечных возможностях и принципиальном отсутствии любой недостаточности, похоже, все-таки очень нуждается в таких земных бескорыстных ревнителях для воплощения своих планов. Убивая Зимри и Козби, Пинхас понимал, что по еврейскому праву ему положена смертная казнь через побиение (забрасывание) камнями (иврит: скила́) за убийство еврея, не приговоренного к смерти судом. В это время в стихе 25:4 поступил временный приказ Тв-рца: «И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Созови всех глав народа и повесь тех, [кто поклонялся Бааль-Пеору, сделай это] во имя Б-га под солнцем, и отвратится гнев Б-га от Израиля»» (есть комментарий, что повесить следовало как раз этих глав народа, которые распустили народ). Моше в стихе 25:5 передал приказ Тв-рца исполнителям: «И сказал Моше судьям Израиля: «Убейте каждый людей своих, прилепившихся к Бааль-Пеору!»» Но, похоже, приказ не был услышан — Тв-рцу пришлось разбираться с открыто блудившими евреями Самому, устроив мор (смертоносную эпидемию) — в стихе 25:7 нам сообщено только об окончании мора после действий Пинхаса. Мы не знаем, был ли Пинхас судьей хоть какого-то уровня, но он не был среди глав колен вообще и, будучи левитом, уж точно не был главой колена Шимона. А Зимри как раз был и судьей и главой колена Шимона. Поэтому убийство Зимри руками Пинхаса никак не было и не могло быть законным. Законного решения возникшей проблемы блуда вообще не было без временного введения соответствующего нового закона (иврит: hораа́т шаа́). Недаром общество от собственного бессилия плакало у входа в Мишкан (см. стих 25:6), не видя возможности остановить разврат даже при наличии прямого приказа Тв-рца. Но действие Пинхаса было признано Тв-рцом не только приемлемым, но и заслуживающем огромной награды Пинхасу — он получил изначально положенное ему коэнство и заложил основу зыбкого и никак не оговоренного права особых ревнителей Тв-рца рисковать жизнью (нередко отдавая ее), творя надзаконные (незаконные!) действия в защиту достоинства Тв-рца и Его народа. И мы в нашем поколении видели примеры действий таких ревнителей или старающихся быть похожими на них.

4.8.3

Тора в стихах 25:12,13 говорит нам: «… Вот Я заключаю с ним [с Пинхасом] Мой союз (или завет) мира. И будет он ему и его потомству союзом вечного священства …». РАШИ, опираясь на сказанное в Талмуде (Звахим 101б) объясняет, что «хотя священнослужение уже было передано потомкам Аарона (стих 28:41 недельной главы Тецаве книги Шмот), оно было передано только Аарону и его сыновьям, помазанным вместе с ним и их потомкам, рожденным после их помазания. Однако Пинхас, родившийся до этого (помазания) и не помазанный, не обрел достоинство священнослужителя до этого случая«.

Попробуем рассмотреть дополнительную версию, приняв в качестве гипотезы, что священство (коэнство) у Пинхаса было с момента посвящения в священники (ко́эны) его деда Аарона, и его отца Элазара. Он не был помазан вместе с ними, так как еще не достиг возраста вступления в службу (полагаем, что 13 лет, но может оказаться и 20 лет, и 30) и был помазан в дальнейшем при достижении нужного возраста.

А новым и дополнительным после его поступка стала вечность священства, непрерывность династии Элазара — Пинхаса (в отличие от возможного окончания династии Итамара).

Объяснить непомазанность Пинхаса в то время, когда помазали на священство Аарона, Элазара и Итамара можно двумя путями.

Первый путь. Аарону при выходе из Египта было 83 года, к моменту помазания в коэны — 84. Так как в то время рано вступали в брак и рано рожали детей, то неудивительно, что Элазару было несколько больше 60 (чтобы не вступать в спор на тему вошли ли коэны возраста 20-60 лет на момент Исхода в Страну после греха разведчиков) а Пинхасу могло бы быть около 40, но для избежания того же спора, не опуская возраст Элазара ниже 60 лет, опустим возраст Пинхаса до чуть меньше 20, что вполне реально — Элазар вполне мог родить Пинхаса в возрасте чуть старше 40. Зато вряд ли у Элазара рождались дети после Пинхаса. Да и в стихе 6:25 недельной главы Ваэра книги Шмот среди рожденных женой Элазара упомянут только Пинхас. Так Тора обычно упоминает первенца, который потом оставил след в истории или заметное потомство. Именно так упомянута наследственная цепочка в Диврей аямим I 5:30: » Элазар родил Пинхаса, Пинхас родил Авишуу.» Наличие иных детей Элазара не упомянуто.

Второй путь. В стихе 40:15 недельной главы Пкудей книги Шмот передает право помазания следующих после Элазара и Итамара коэнов самим действующим коэнам, забирая это право у Моше (у Моше это право было одноразовым). Помазание Элазара и Итамара породило их право передачи «… вечного священства в роды их». Значит, Пинхас вполне мог быть помазан своим отцом (а не Моше) в тот же день или позже даже если он уже в день помазания отца был в возрасте, пригодном для служения коэном.

Мощность династии Пинхаса подтверждается в Диврей аямим I. Там в стихе 24:4 указано, что во времена царя Давида потомков Элазара было вдвое больше, чем потомков Итамара. Заметим, что дети Итамара не названы ни разу, но наличие его потомков свидетельствует о наличии минимум одного его сына.

4.8.4

В награду за свой «незаконный» поступок сын и внук коэнов, но все-таки левит (по версии РАШИ) Пинхас получил коэнство, то есть, получил более высокий и почетный, но в то же время более опасный путь службы Тв-рцу. Какой вывод из этого может быть сделан из этого для нас? Поменять колено (из исраэля в левиты или коэны или из левитов в коэны) сегодня явно невозможно, да и особо высокой службы для этих колен при отсутствии Храма сегодня нет. А после построения Третьего Храма уже пророк Элиягу будет разбираться с принадлежностью евреев к тем или иным коленам.

Значит, здесь приведен для нас иной урок. Он заключается в том, что за преданность Тв-рцу Он платит повышением уровня служения Ему же. Мы сегодня служим Ему двумя переплетающимися путями, причем каждый из нас выбирает соотношение этих путей в службе каждого из нас Тв-рцу. Это личное служение (собственная учеба и молитва) и служение Его народу — выполнение всевозможных потребностей народа от преподавания Торы и других наук до выполнения земных потребностей народа в лечении, в строительстве домов и дорог, доставке почты и далее без конца. И если мы выполняем нашу службу самоотверженно и именно как службу Тв-рцу, нас ждет вполне осязаемая земная награда — повышение уровня именно самой службы Тв-рцу.

4.8.5

Рассмотрим образ Пинхаса с другой стороны. Фактически Традиция донесла до нас образы двух совершенно разных Пинхасов.

Первый идет по строгой букве Алахи, все время спрашивает и во всем слушается раввинов, ни на шаг не отступая от их высокоученых указаний (а они на такую задумку, какую никого не спрашивая осуществил Пинхас, всегда и все без исключений, скажут «нет!» и если у них будет возможность судить ревнителя после действия, нет сомнения в его глубоком осуждении ими, если не казни. Пинхаса из Торы спасло только прямое вмешательство Тв-рца, по высшей шкале одобрившего как направленность мысли Пинхаса, так и сам его поступок. А мидраши на тему как колено Шимона хотело кончить Пинхаса, даже не доводя дело до суда, имеются в изобилии). Такой «ревнитель» описан в Гемаре и комментариях, именно его описывает РАШИ (в комментарии на стих 25:7 недельной главы Балак книги Бемидбар и на Санхедрин 82 а), каждая деталь совершенного им от замысла до последствий после его действия разобрана многочисленными мудрецами, указано даже с вопросом по какой алахе Пинхас обратился к Моше и какой ответ дал Моше. Ими установлено, что ревнитель (ревнитель, а не холодный и взвешенный анализатор Алахи, полностью держащий себя в руках!) должен тщательно продумать свои действия, вспомнить, что поражать загулявшего с гойкой еврея по строгой букве Алахи можно только в момент производства непотребного действия, а чуть позже или в целом по факту — ни-ни. Потом в его деянии будет разбираться беспристрастный и справедливый еврейский суд, (если ревнитель не погибнет во время своего деяния. А если погибнет, евреи посмертно разберут и его, и его деяние по косточкам). И кто же подумает, что само деяние еще осталось реально выполнимым, как технически (пойди, отследи время самого́ соития, ведь пока не на площадях совокупляются, а иначе обвинят в нарушении неприкосновенности частной жизни), так и потому что совместить кипящую ревность за Тв-рца с холодным алахическим анализом каждого шага, выполняемого среди многих заборов наложенных мудрецами ограничений может только надчеловек, сверхчеловек или просто ангел! Да еще ревновать за Тв-рца по такой Алахе можно только по одному поводу — по поводу связи еврея с гойкой (что стало массовым явлением, именуемым смешанными браками. Если таких браков — миллионы, то ведь не будешь же ревновать по поводу каждой конкретной и определенной связи еврея с гойкой — столько ревнителей не набрать. О блуде вне брака, хоть смешанного, хоть чисто еврейского, здесь вообще промолчим). А возревнование по другим многочисленным встречающимся в жизни на каждом шагу грехам евреев, которые могут вызвать гнев Тв-рца, в том числе массовый разгул мерзости, условно именуемой «гордостью», на улицах городов Страны и Его кары на евреев за слишком явное уклонение ими от заповеданного Им пути — даже подумать об этом нельзя. Попытки тем же путем — возревнованием и самопожертвованием — защитить евреев от занесенной над ними длани Тв-рца в виде присланных Им врагов, готовящихся уничтожить много евреев, особенно — при полном бездействии власти, которая «плачет перед солнцем» или «выражает озабоченность» — вообще не входит в границы описываемой ситуации. Мудрецы постарались так сформулировать Алаху, чтобы повторить в том или ином виде деяние Пинхаса стало бы полностью невозможно. Так же они поступили в случае с буйным и непокорным сыном (бен соре́р уморе́) из недельной главы Теце книги Дварим, сделав исполнение изложенного Торой закона принципиально невозможным. Фактически они вывели за пределы Алахи действие в состоянии аффекта, в состоянии самопожертвующего, захлестывающего возревнования за Тв-рца, за спасение еврейского народа. Мудрецы оставили такие действия за забором разрешенного. В общем, нам осталась лубочная картинка Пинхаса, страшно далекая от любой человеческой реальности. Нет, не такого Пинхаса, получившего за свое деяния высшую награду самого Тв-рца — Его вечный завет мира, нам описала Тора. Вера в такого выхолощенного Пинхаса очень похожа на выполнение христианского завета «верую, потому что абсурдно». Хотя и мудрецов можно понять — не могли же они допустить относительно частые действия в состоянии аффекта (или того хуже — псевдоаффекта, наигранного аффекта для исполнения своих отнюдь не кристально чистых планов, а иногда и просто для сведения счетов), чтобы потом преступник объяснял суду как он сильно и самопожертвованно возревновал за Тв-рца.

Второй образ Пинхаса, донесенный до нас народным пониманием происшедшего с библейским Пинхасом, простым пониманием прямого, неоткомментированного текста Торы — реальный героический человек. В условиях паралича власти, в мгновения высочайшего душевного подъема, в минуты пика своей жизни, возревновав за великого Тв-рца и желая даже ценой самопожертвования спасти весь еврейский народ от страшных опасностей, от нависшей над евреями кары, он не раздумывая идет на нарушение принятых норм (на нарушение Алахи!), делает не столько бессмысленные внешне, сколь явно недостаточные действия в надежде привести прощение Тв-рца народу без учета последствий совершенного им лично для него. Повторим: по мнению многих мудрецов, если бы Пинхас спросил хоть самых высоких руководителей народа можно ли делать задуманное им действие, ответом было бы однозначное и жесткое «нет!». Он мог действовать во спасение еврейского народа только никого не спрашивая, изначально взяв всю полноту ответственности на себя и только на себя, будучи готовым к самопожертвованию. Не было у него времени спрашивать раввинов и выяснять многочисленные тонкие детали Алахи — аффект такого не подразумевает, иначе это уже не кипящая ревность, а холодный расчет.

Именно в свете второго образа Пинхаса следует рассматривать отдельные, нечастые, далеко выходящие за рамки принятого поступки наших современников, особенно строго анализируя наступившие результаты, чтобы понять могло или не могло то или иное «пинхасовское» действие хотя бы в идеале привести к результатам, желаемым кандидатом в ревнители.

4.8.6

Зададим вопрос — получили ли коэнство дети Пинхаса, родившие до получения коэнства самим Пихасом (по аналогии с одной из версий случившегося с самим Пинхасом)? Хотя нет данных ни о его женитьбе до совершения действия, ни о детях, рожденных до действия (хотя в целом дети, несомненно, были), стих 25:13 «И будет он [Мой союз мира] ему и потомству его союзом вечного священнослужения …» говорит о всем потомстве Пинхаса без исключений, что означает, что повтора ситуации самого Пинхаса «сын коэна, но не коэн» больше не будет.

4.8.7

Зададим еще один вопрос, не относящийся к нашей главе и вообще выходящий за рамки Пятикнижия — как могли коэны нести ковчег через Иордан, если в пустыне не было обрезания? Вопрос шире — как вообще могли левиты, рожденные в пустыне, служить в Мишкане, когда обрезанными и годными к службе были только левиты, не превысившие десятилетнего возраста при исходе из Египта. Один из ответов — левиты обрезались и в пустыне в отличие от других колен. Другой ответ — нет явного указания на обязательность обрезания при службе в Мишкане, если задержка обрезания была вызвана серьезными причинами — отсутствие обрезания не относится к порокам, мешающим коэнам служить в Мишкане. Третий ответ — вообще непонятно отсутствие обрезания в пустыне из-за опасности для жизни при движении стана со свежеобрезанными (то есть, ослабленными), когда евреи в пустыне жили в условиях сплошных чудес и отсутствия болезней («нога не пухла») (хотя нам заповедано полагаться на естественный ход вещей, а не на чудеса). И вообще Йеошуа получил приказ обрезать евреев за Иорданом во второй раз — значит, первый был в пустыне. Не исключено также и сплошное рождение обрезанных евреев (что не исключает некоторых действий по земному вводу новых евреев в союз Авраама с Тв-рцом).

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 4.8 Пинхас

  1. Исраэль Дацковский: «Обычный подход — объяснить «харедим» как для них важно работать. Ни разу не слышал мысли о том, что «светские» обязаны изучать Тору и эта обязанность «светских» ничуть не меньше, чем обязанность «харедим» работать».

    Оригинальный подход! М.б. «ничуть не больше»?

  2. Если «каждый из нас выбирает соотношение этих путей в службе каждого из нас Тв-рцу. Это личное служение (собственная учеба и молитва) и служение Его народу…», то почему же ультраортодоксы так выступают против служения евреев в армии и вообще гос-ву? Ведь и ежу понятно, что это служение Его народу, а значит Богоугодно.

    1. Обычный подход — объяснить «харедим» как для них важно работать. Ни разу не слышал мысли о том, что «светские» обязаны изучать Тору и эта обязанность «светских» ничуть не меньше, чем обязанность «харедим» работать.
      Если cветские будут серьезно изучать Тору, а харедим — работать, между ними не останется разницы и тогда еврейский народ будет воистину един. Так что дело не только за харедим, но и в абсолютно той же мере — за светскими.

Добавить комментарий для Маркс Тартаковский. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.