Михаил Ривкин: Недельный раздел Деварим

Loading

В сегодняшней израильской политической терминоголии тоже присутствуют два темина для обозначения разных типов войны: «война в безвыходной ситуации» («война без выбора») и «война по выбору». Все историки согласны, что Война за независимость, Шестидневная Война, Война Судного дня относятся к первой категории.

Недельный раздел Деварим

(Суббота Хазон)

Михаил Ривкин

И народу прикажи так: пройдите по пределу братьев ваших, сынов Эйсавовых, живущих на Сэире, и они убоятся вас; но вы очень остерегайтесь. Не задирайте их, ибо Я не дам вам из земли их ни на стопу ноги, так как Эйсаву во владение отдал Я гору Сэир (Деварим 2:4-5).

Впервые мы слышим предупреждение «очень остерегайтесь» обращённое Г-сподом к сынам Израиля в преддверии вступления в Землю Ханаанскую. До сих пор сыны Израиля вроде бы не нуждались в такого рода предостережениях, наоборот! Много раз повторялся прямо противоположный мотив: народ Израиля проявлял чрезмерную осторожность, и Г-споду приходилось его ободрять, а иногда и понукать! Кого же следует очень остерегаться? Кто эти страшные враги, эти супермены, против которых даже Б-жественное провидение и покровительство не помогает? Этот страшный враг прямо назван по имени: это заносчивая агрессивность по отношению к слабому! Именно потому, что сыны Эсава «убоятся вас», именно потому, что вы внушаете им страх, нельзя, ни в коем случае, давать волю своему боевому задору, нельзя их «задирать» и обижать. « Пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте. Ибо Г-сподь, Б-г твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, зная о хождении твоем по этой великой пустыне; вот, сорок лет как Г-сподь, Б-г твой, с тобою; не испытывал ты недостатка ни в чем » (Деварим 2:6-7). По отношению у трём народам повторяется это предупреждение «остерегайтесчь, не задирайте их»: по отношению к сынам Эсава, сынам Моаваи сынам Амона.

Но вот, кажется, время миротворческих призывов закончилось, и перед Израилем предстал враг, которого прямо предписано «задирать», с которым велено сразиться изо всех сил, «без бархатных перчаток»: «Встаньте, двиньтесь и перейдите реку Арнон; смотри, Я предаю в руку твою Сихона, царя Хешбонского, Эморея и землю его: начинай завладевать ею. затеяв с ним войну» (Деварим 2:24). Что же делает «верный служитель» Б-жий Моше, тот самый Моше с которым Создатель «говорил лицом к лицу», который всегда, даже с риском для своей жизни, точно и неукоснительно выполнял волю Всевышнего? «И послал я послов из пустыни Кыдэймот к Сихону, царю Хешбонскому, со словами мира, чтобы сказать: Дай мне пройти через землю твою; только по дороге пойду я, не сверну ни вправо, ни влево; Пищу за серебро продавать будешь мне, и я буду есть, и воду за серебро дашь мне, и я буду пить, только ногами моими пройду я» (Деварим 2:26-28). Так и хочется сказать: постойте!! ошибочка вышла! «пищу покупать за серебро» велено у сынов Эсава, а этих, эмореев, велено бить без пощады, «затеяв с ними войну». Моше! Ты ничего не перепутал?

Не случайно Ицхак Абарбанель включил эту ситуацию в т. н. «список сомнений», т.е таких ситуаций и событий в Торе, которые в состоянии вызвать неразрешимые сомнения у читателя. Вот что он пишет в «сомнении четырнадцатом»:

«И если сказал Г-сподь Всевышний Моше «Встаньте, двиньтесь начинай завладевать ею. затеяв с ним войну», как же послал Моше послов со словами мира, что прямо противоположно поведению Всевышнего? А если бы ответил ему Сихон: вот, вся Земля перед тобой, Г-сподь да благословит пути твои, то что ответил бы Моше? Отказался бы он тогда воевать с ним? Ведь это был бы страшный грех, нарушение заповеди Г-сподней! А если бы он начал войну против него, после того, как сам предложил мир, то это было бы в высшей степени недостойно, после того, как он предложил мир, и ему ответили миром».

Многие комментаторы искали ответа на вопрос Ицхака Абарбанеля. Вот что пишет НАЦИВ из Воложина в комментарии «Эмек а-давар»:

«затеяв с ним войну — в том случае, если он не даст тебе пройти, не преминь воевать против него, однако нет заповеди воевать именно теперь. И это видно из особого оборота речи «затеяв» (в русском переводе этот речевой нюанс теряется), т. е. Начни вести себя с вызовом, что может привести к войне. И в самом деле, былобы лучше, если бы Сихон позволил им пройти, и захватить сначала Землю Семи Народов, землю более высокого уровня святости, и в этом случае колена Реувена и Гада не поселились бы в Заиорданье, и не были бы изгнаны раньше всех, и весь Израиль не постигли бы такие несчастья в дальнейшем».

НАЦИВ из Воложина, таким образом, отказывается считать войну против Сихона «заповедной войной» и предлагает рассматривать её не более чем «разрешённую войну», т. е. Такую войну, которую Израиль вправе начать сам, по своему усмотрению, в зависимости от конкретных обстоятельств. Иными словами, мирный исход отношений с Сихоном никоим образом не стал бы «страшным грехом, нарушением заповеди Г-сподней», поскольку никакой заповеди воевать с Сихоном не было, а было только разрешение. Более того, отказ от войны, даже от войны разрешённой создаёт ситуацию «уин-уин», ситуацию, когда обе стороны оказываются в выигрыше. Выигрыш Сихона и эморейцев очевиден и сиюминутен: они избавлены от военного разгрома. Выигрыш Израиля не столь очевиден, и проявляется только в дальней исторической перспективе, но, в конечном счёте, он оказывается ещё значительнее: не будь войны против Сихона, не было бы изгнания колен Реувена и Гада, да и вся история Израиля могла бы сложиться совсем по-другому.

Такой комментарий может показаться досточно дерзким, особенно снижение статуса войны против Сихона с «заповедной войны» на «разрешённую войну». Однако НАЦИВ из Воложина в этом, как и во многих других случаях, непосредственно опирается на Мулрецов, Благословенной Памяти:

«И послал Исраэйль послов к Сихону, царю Эморейскому (Шофетим 11:19) — и об этом сказано в Писании «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Техилим, 34:15). Не заповедала нам Тора стремиться к каждой заповеди. «Если попадётся тебе птичье гнездо на дороге» (Деварим, 22:6), «Если застанешь быка врага твоего» (Шемот, 23:4), «Когда будешь жать на поле своём, и забудешь сноп на поле» (Деварим, 24:19), «Когда будешь снимать плоды в винограднике своём /…/ для пришельца, сироты и вдовы да будет это» (Деварим, 24:21) во всех этих случаях заповедь вступает в силу только тогда, когда соотвествующая ситуация подвернулась тебе под руку, но нет повеления искать соответствующей ситуации. Иное дело мир: «ищи мира» — в том месте, где ты находишься, «стремись к нему» — во всяком месте. И так поступили сыны Израиля, хотя и было им сказано: «начинай завладевать ею. затеяв с ним войну» (Деварим 2:24), они стремились к миру: «И послал я послов из пустыни Кыдэймот к Сихону, царю Хешбонскому, со словами мира» (Деварим, 2:26) (Мидращ Танхума, недельный раздел Хуккат, 22).

Мидраш признаёт, что в этом случает Израиль оказался в ситуации свободного выбора: он мог воевать с Сихоном, а мог и не воевать. Это была не «заповеданная война», а «война разрешённая». Ни то, ни другое решение не было бы ни прямым выполнением, ни прямым нарушением Б-жественной заповеди. Но в этот момент вступает в силу универсальное правило отношений между людьми и между народами: «ищи мира и стремись к нему» Правило универсально, но как когда и по отношению к кому его применять — это решение народ Израиля и Моше должны заново принимать в каждом конкретном случае…Именно в таким ситуациях и познаётся истинная природа народа!

В сегодняшней израильской политической терминоголии тоже присутствуют два темина для обозначения разных типов войны: «война в безвыходной ситуации» («война без выбора») и «война по выбору». Все историки согласны, что Война за независимость, Шестидневная Война, Война Судного дня относятся к первой категории. В то же время Первая Ливанская война, по мнению большинства аналитиков, относится именно ко второй. При этом даже те, кто считает её «войной по выбору», зачастую оправдывают начало этой войны и говорят, что это прекрасно, что Израиль уже достиг такого стратегического статуса в регионе, когда может позволить себе сам решать, когда и с кем ему воевать, не дожидаясь, что его зажмут в угол. В отношении тех войн и военных операций, которые вёл Израиль в последнее десятилетие, мнения разделились, консенсуа в этом вопросе нет. Но Мидраш Танхума, смею полагать, относится и к этим войнам в полной мере…

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.