Борис Гулько: О чудесах и вере в Бога

 241 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Я задал священнику Гуревичу давно интересовавший меня вопрос: мы знаем, что души бессмертны, и, покинув этот мир… пребывают в высших мирах. Материальное тело не может попасть в духовные миры, в нематериальное место. Где тогда пребывает Иисус со своим телом? Ответа не получил.

О чудесах и вере в Бога

Борис Гулько

Рациональная картина мира, как почти все науки, была создана в античной Греции. Демокрит в 5-4 веках до н.э. догадался, что наш мир состоит из атомов, и всё сущее объяснил их взаимодействием. По свидетельству Секста Эмпирика, Демокрит считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений». Эпикур на век позже предложил формулу атеизма: «Истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», то есть рационально.

Согласимся с Демокритом, что вера в Бога завязана на чудеса. Тора сообщает о них: Вселенная и Земля не существовали всегда, как полагал Аристотель, а были чудесным образом созданы Творцом. Адама Творец слепил из земли, а Еву создал из адамова ребра. Ни «наблюдением», ни «броском мысли» к такой версии не прийти, а только через полученное из Торы откровение.

Рациональная наука сегодня, правда, пришла к теории «Большого взрыва», по форме совпадающей с библейской версией, и возникновение Земли уже не выглядит таким уж чудом. Из ребра человека, имеющего полный набор его генов, вполне можно без всяких чудес соорудить человеку двойника («кость от кости моей и плоть от плоти моей» (Бытие 2:23) — определил Еву Адам). А что пол у Евы оказался другой — так сейчас пол человека стал делом наживным. Ничего особо чудесного.

Напротив, многое, обыденно наблюдаемое нами вокруг, выглядит реальным чудом. Прелестная бабочка, чудо как хороша, попорхав денёк, зарывается в землю и со временем превращается в противную гусеницу. А та, поползав, вновь обращается в бабочку. Это чудо, аналогичное сказке о Царевне-Лягушке, похлеще, чем производство клона из ребра Адама. Или беспомощное дитя, способное, казалось, лишь переваривать материнское молоко, обнаруживает связь звуков с предметами и абстрактными понятиями, научается эти звуки издавать и в короткий срок овладевает бесконечно сложным инструментом речи. Где вы видели большее чудо?

Установив, что различие между чудесами и обыденными процессами условно, мы обнаруживаем, что в жизнеописании еврейских патриархов Авраама, Ицхака и Якова-Израиля, на котором основан иудаизм, чудес практически нет. Авраам, правда, слышал Всевышнего, но также Его голос слышали многие пророки. В старину существовали даже школы пророков, учившие слышать Его. Когда в 4 веке до н.э. пророчества прекратились, остаточный след этого умения, подтверждающий его возможность, остался в форме патологии синдрома Кандинского-Клерамбо, свидетельствующего о шизофрении слышащего голоса.

Авраам с отрядом в 318 человек сумел победить армию четырёх царей, «и разбили врагов, и гнали их до Ховы, что к северу от Дамаска» (14:15). Подобное чудо в тех же местах с примерно тем же соотношением сил израильтяне повторили в июне 1967 года в ходе Шестидневной войны.

Нашим праотцам, обладавшим выдающимися духовностью, интеллектом и интуицией, для познания существования Высшей Силы и установления связи с Ней, нарушения законов природы не требовалось. Такой же естественной была связь с Творцом у наших великих царей Давида и Шломо, тоже чудес не совершавших.

Иной случай Моше. Он сам чудес тоже не совершал, но был инструментом для их свершения. Моше, направляясь к фараону с просьбой отпустить евреев, получил от Всевышнего чёткую инструкцию: «Если скажет вам фараон, говоря: «Дайте о себе доказательное чудо», то ты скажешь Аарону: «возьми посох свой и брось пред фараоном»; он сделается змеем… И бросил Аарон посох свой пред фараоном и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же. И бросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил их посохи» (Исход 7:9-12).

Мне представляется, что сам Моше должен был удивиться такому завершению представления. Но зачем были нужны все свершавшиеся чудеса, включая 10 казней египетских? Не мог ли Господь магическим действием просто перенести евреев из Египта в Землю Израиля?

Сам Он объяснил смысл чудес, сопровождавших наш выход из Египта: «И узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Исраилевых из среды их» (7:5). Но египтяне остались идолопоклонниками. Потребовалось ещё 13 столетий, чтобы среди «египтян» — к тому времени Египет стал греческим царством — начало распространяться единобожие в христианской версии. Чудеса нужны для влияния на души неразвитые, действуют медленно, и не всегда.

Евреи к концу своего египетского рабства опустились, по мнению наших мудрецов, на 49 из существующих 50 ступеней нечистоты и были на грани необратимого. На выход из Египта оказалась способной лишь пятая часть евреев. Но и их происходившие чудеса меняли трудно.

Может быть, поэтому, «когда Фараон отпустил народ, Бог не повел их по дороге земли филистимской, ибо близка она» (13:17). В качестве образовательной меры для евреев было заготовлено ещё одно чудо, возможно, величайшее в истории: «И сказал Господь Моше: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтобы они двинулись. А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (14:15-16).

И действительно —«увидел Израиль силу великую, которую явил Господь над Египтянами, и благоговел народ пред Господом, и поверили в Господа и в Моше, раба его» (14:31). До этого, значит, не очень верили. Но уже вскоре евреи совершили грех Золотого тельца. Только после 40 лет пребывания в пустыне и обучения божьей премудрости под руководством Моше евреи достигли уровня, необходимого для вступления в Святую Землю.

Прошло ещё почти 5 столетий, и царь Израиля Ахав с его женой-идолопоклонницей Иезавель растлили евреев на поклонение Баалу и Астарте. Исправить дело был послан пророк Элиягу. Пророк продемонстрировал народу великое чудо на горе Кармель. «И увидел (это чудо) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Господь — Он Бог, Господь — Он Бог» (Книга царств 1 (18:38-39). После этого народ схватил, а Элиягу зарезал всех 450 пророков Баала.

Но на следующий день «послала Иезавель посланца сказать Элиягу: завтра в эту же пору сделаю с твоею жизнью того же, что (сделано) с жизнью каждого из них (пророков Баала)» (2:39). То есть эффект от содеянного на горе Кармель чуда должен был выветриться из сознания народа уже на третий день. Это вновь показывает ограниченную эффективность чудес. Потребовались три тысячелетия напряжённой духовной и интеллектуальной работы евреев, создание Мишны и Гемары, десятки поколений мудрецов, написавших сотни трудов на тему иудаизма, чтобы религиозные евреи достигли сегодняшнего уровня естественной близости к Творцу. Проявление воли Творца рассматривается ими не как чудо, а как естественный ход вещей.

Актом распространения единобожия среди язычников («египтян») стало приобщение их к христианству — к версии иудаизма для неевреев, как назвал христианство в своей книге «Две тысячи лет вместе» Пинхас Полонский. Важнейшим шагом к просвещению язычников стал перевод в 3 веке до н.э. Торы на древнегреческий — Септуагинты —выполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами благодаря энергии и деньгам греческого правителя Египта Птолемея II. Уже эта работа, по легенде, явила язычникам чудо: мудрецы трудились независимо друг от друга, но все сделали идентичный перевод — слово в слово.

Для убеждения язычников требовались события сверхъестественные. Поэтому новой религии — или старой —версии иудаизма для неевреев, понадобился сверхъестественный основатель, непорочно зачатый и воскресший после смерти на кресте. Если бы не эта сверхъестественность, то Иисус рисковал остаться одним из еврейских проповедников, обладавшим необыкновенным даром врачевания, тем, кого в наши дни зовут экстрасенсами.

1000 лет православия на Руси дали невзрачные результаты. Катастрофа русской революции с полным пренебрежением христианским людом заповеди «Не убей» повергла страну в десятилетия кровавого атеистического кошмара. Вина на нём лежит не только на всевозможных марксистских искусителях, но и на провале церкви, не сумевшей привить людям библейскую мораль.

Тем не менее, не нашлось ныне на Руси другого заменителя обанкротившейся атеистической идеологии, кроме как православия. И вновь, для его возрождения, возникла потребность в чудесах.

Так сложилось, что в последнее время я обсуждал основы их веры с несколькими православными священниками, некоторые из которых имеют еврейские корни. Священник Гуревич в своей статье поминает: «Апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что если не было Воскресения Христова, то тщетна вера наша и упование…» и заключает: «Поэтому факт Воскресения Христова — одна из самых важных… может быть наиважнейшая из основ нашей веры». Ещё определённее утверждение в письме священника А.Л.: «Если Христос умер и воскрес — истинна наша вера». То есть вера этих поводырей народа зиждется на чуде воскрешения.

Тора описывает воскрешение пророком Элишей умершего юноши, ставшего известным позже как пророк Иона, три дня проведший во чреве рыбы. Это второе событие удивительнее первого, но основой веры, как и первое, не стало. Так что такого убеждающего в чуде воскрешения?

Я задал священнику Гуревичу давно интересовавший меня вопрос: мы знаем, что души бессмертны, и, покинув этот мир, до воскрешения мёртвых, предсказанного пророком Иезекиелем, пребывают в высших мирах. Материальное тело не может попасть в духовные миры, в нематериальное место. Где тогда пребывает Иисус со своим телом? Ответа не получил.

Российская пресса сейчас полна публикациями о чудесах, связанных с возрождением православия. Плачут иконы. А.Косован в журнале Сноб сообщил, что «в Москве очередь к мощам Николая Угодника отстояли два миллиона человек». Член Думы Н. Поклонская поведала о мироточении (мирра истекала) в Симферополе бюста канонизированного русской церковью Николая II. «Они (царская семья) погибли для того, чтобы сделать Россию процветающей и великой», разъяснила депутат. Это о царе, позволившем или повелевшем расстрелять в Кровавое воскресение 1905 года толпу, шедшую к нему с иконами и прошением; о царе, втравившем Россию в бессмысленную войну, погубившую её.

Много в России публикаций о чуде Благодатного огня, раз в год перед пасхой вспыхивающего в Иерусалимском Храме Воскресения Христова. Уже много лет этот огонь специальным рейсом доставляют в Москву. Описание этого явления и рациональную версию его объяснения можно найти в статье, помещённой в Википедии.

Меня явление этого огня озадачивает: непременное свойство чудес — их единоразовость. Например, если бы раз в год, в годовщину выхода евреев из Египта, расступалось Красное море, то этот феномен из чуда превратился бы в явление природы, вроде приливов и отливов. Разве не чудо появление весной на голых деревьях листьев, потом цветов и плодов? Нет, не чудо — это происходит регулярно, каждый год. Как Благодатный огонь.

В помянутой статье из «Сноба» рассказывается о большом успехе православных миссионеров в обращении в свою веру язычников: «В Кении крестили целое племя — триста ньитуркана стали православными. На Филиппинах готовятся принять крещение туземцы из племени билаан». Священник Станислав Распутин, миссионерствующий в Индии, рассказывает: «Из 10 крещенных в России в лучшем случае трое вернутся в церковь в течение полугода. А в непросвещенных странах… вера глубже и искренней». Георгий Максимов, миссионер на Филиппинах, рассказывает: «Нередки на миссиях чудеса… Мы крестили филиппинку, и у нее пропала опухоль». А миссионер в Монголии Корнелий поведал о другом чуде: «Знаю точно, что к одной монголке перестал приходить мертвый дедушка, когда мы ее крестили».

Я был бы рад пообщаться во сне со своими дедушками, которых никогда не видел. Они погибшими до моего рождения. Но ко мне они, почему-то, не приходят.

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев к «Борис Гулько: О чудесах и вере в Бога»

  1. Поражает воображение исторический феномен, когда в глубинах далекой древности, за долго.долго до поры зарождения зачатков науки и прогресса,смогли явиться столь одаренные способностью объяснения творения и предвидения характера будущего развития мира мудрые пророки. Им удалось создать величайшее из всех известных в природе и мифологии чудес. Они сочинили Тору-базисную, практически незыблемую, концепцию развития основных религиозных учений. Многотомные творения их, основанные на умелом. хитроумном сочетании истинных исторических событий и явлений, с легендами и кажущимися примитивными мифами, смогли с той поры и до настоящего времени, продолжать оставаться убедительным и востребованным источником информации для формировании религиозного мировоззрения.
    Ученые, воинствующие атеисты, пытаются усердно, но без заметного успеха опровергнуть религиозное мировоззрение.Некоторые. честные и добросовестные из их числа, несмотря на расширяющиеся представления о законах мироздания, все более склоняются к признанию возможности существования Всевышнего. По их мнению -близится пора смерти атеизма.На смену ему придет агностицизм.

  2. Ася, рав Кук писал об иудаизме как о продолжающемся откровении, и считал полезными для него такие вещи, как Библейская критика и атеизм. Они задают вопросы, ответы на которые, когда найдены, развивают иудаизм.
    Почему-то мне попадаются в последнее время евреи, ставшие православными. Такие двое из ведущих американских шахматистов. А ещё есть «мессианские евреи» — по некоторым признакам — довольно массовое явление. Не думаю, что нужно избегать дискуссии с ними.

  3. Я задал священнику Гуревичу давно интересовавший меня вопрос: мы знаем, что души бессмертны, и, покинув этот мир… пребывают в высших мирах. Материальное тело не может попасть в духовные миры, в нематериальное место. Где тогда пребывает Иисус со своим телом? Ответа не получил.
    ___________________________________
    А куда пророк Илия летал? И каким образом? И как Еноха Бог забрал живым на небо… Материальное тело в духовный мир? Задайте своему раввину этот вопрос – и тоже не получите адекватного ответа. Потому что это вопрос веры, я не адекватности.
    И вообще, к чему сейчас возобновлять эти давние споры с христианством? В свою веру мы никого не обращаем – so what’t the point?

    Для прояснения своей мысли разрешите, Борис, прокомментироватъ шутливо:
    Ребята! Берегите христианство! Лелейте его и не позволяйте злословить! Если обрушится этот столп, нам первым не поздоровится! Сейчас христиане открещиваются (простите за каламбур!) от иудаизма, от материнского, по сути, чрева, а когда придет пора — укажут пальцем: вот, Господи, кто научил меня есть с древа познания! Это их Тора, оказывается, и есть наш Ветхий Завет, и их пророки нам вещали. А мы понимали как умели — что с нас, неразумных, возьмешь!
    Помните, как советские партократы вычеркивали всякое упоминание об евреях в революции, в кинофильмах все они заменялись на заводских пролетариев с пушистыми усами. Но когда впервые прозвучало: «а у Ленина-то мама — еврейка», стало ясно: пришла пора искать виноватого.

    Но если серьезно, во всех без исключения религиях их адепты вполне довольствуются статичной сказкой с четко прописанными ролями. Вообще, религия, как таковая и в любом своем варианте, возможна только при некотором окостенении. Там нельзя задавать много вопросов — это ей вредит. Ведь мы только по наивности считаем, что правда, или даже Правда, есть путь к компромиссу. Оказывается, что абсолютно нет, тем более что она у всех своя. Я — за теологическую дипломатию!
    Так не лучше ли умерить пыл непримиримости? Не плодить врагов там, где могут быть если не друзья, то просто соучастники бытия. Тем более что созрел вполне пассионарный нарыв у другого «двоюродного брата». Так может не распыляться?

  4. В первой версии этой статьи приведена оценка социолога Давида Голдмана, основанная на неверной статистике. Когда мне указали на это, я изменил конец статьи. Из-за технической ошибки, первоначально была приведена первая версия статьи. Сейчас она исправлена.

  5. Илья Г.
    — 2017-08-09 15:59:35
    ——————————————
    А я ИМХО подозреваю, что он совпадает с тем, что последние лет пятнадцать россияне живут так хорошо, как не жили никогда
    ========================
    Уважаемый Илья, шутка удалась, но ведь первое апреля уже давно прошло…

    1. Уважаемый Володя! Это не шутка, это то, что я читал у Сванидзе, Радзиховского, других весьма анти-путински настроенных авторов, — словом, за что купил, за то и продаю

      1. Илья Г. — Владимиру Янкелевичу
        ———————————
        Это не шутка, это то, что я читал у Сванидзе, Радзиховского, других весьма анти-путински настроенных авторов, — словом, за что купил, за то и продаю
        ===================
        Это нужно перепроверять. Например, через прямые контакты с близкими, живущими в России, перепроверять через такие индикаторы, как показатели рынка недвижимости, по покупательной способности рубля, да еще по многим другим…
        Если автор, как ты пишешь, анти-путинский, то он вызывает определенную настороженность. Я попробую пояснить на таком примере. Террор связан со Сталиным, но миллионы доносов писал не он, «расстрелять, как бешеных собак», кричал не он. То есть он был органичен своей стране, как ни неприятно это сознавать. Так и Путин. Но если хочется верить, что жизнь россиян стала лучше — пожалуйста, это просто вопрос веры.

  6. «но я подозреваю, что он совпадает с возрождением религии в бывшей крепости атеизма».

    *********

    А я ИМХО подозреваю, что он совпадает с тем, что последние лет пятнадцать россияне живут так хорошо, как не жили никогда благодаря пусть каплям золотого дождя нефтедолларов, которые упали на них. Отсюда, кстати, и поддержка В.В. Путина, рейтинг которого даже до крымско-донбасских эскапад никогда не опускался ниже 60%

  7. Уважаемый Борис! Многое из написанного Вами кажется, простите,»притянутым за уши». Ну, например, насчет подъема рождаемости в православной России. Тут может быть много причин, таких как относительно высокий (по сравнению со сталинско-брежневскими временами) уровень жизни или мусульманские мигранты, о чем написал Янкелевич. Я уже много лет не живу в России, но та информация, что до нас тут доходит, говорит о том, что истинно верующих православных там не прибавилось. А «расцвет» РПЦ является следствием указаний сверху: раз Путин крестится, то и мы обязаны. Я имею в виду массы, а не единицы.

  8. «Голдман пишет: «Только в одной крупной стране население вернулось из демографического краха, и это Россия. После крушения коммунизма русские женщины приносили в среднем по 1,1 ребёнка. С тех пор показатель поднялся почти до 1,8 ребёнка, чуть ниже американского уровня. Демографы еще не предложили адекватного разъяснения этого беспрецедентного разворота, но я подозреваю, что он совпадает с возрождением религии в бывшей крепости атеизма. Около 80% российских женщин теперь определяют себя православными христианками, по сравнению с 30% сразу после краха коммунизма».»
    ——————————————————————————————
    «Чудо Голдмана»… «демографы еще не предложили адекватного разъяснения этого беспрецедентного разворота». Подозреваю, что этот «разворот» совпадает с возрождением «плавильного котла» из религий в бывшей крепости атеизма, где смешались все племена. Где гостарбайтер и предприниматель из Дюшанбе/Дербента… возлежит с казахской-татарской-российской женщинами, православными христианками и не-, которых, по сравнению с 30% «сразу после краха коммунизма теперь 80%», или все 86% — по статистике Голдмана/Гуревича/Гулько. Подозреваю, что в Швеции, в Провансе и Кёльне этот процент также и — так же — увеличивается. Впрочем, я с этой статистикой «разворотов», также как и со статистикой распада российских и европейских традиционных культурных ценностей, не знаком.
    Полагаю также, что после «отбраковки», а проще говоря, — смертей значительного количества россиян, не сумевших «развернуться» и вписаться в рынок и в происходящее более 30 (или 100 ?) лет «торжище людское», более крепкие соплеменники/соплеменницы ведут более активную жизнь.
    И напоследок — откуда и насколько аккуратна это статистика?

  9. Уважаемый Борис, я согласен с Вами, что религия может привносить в общество свои ценности, но для этого необходимо если не укоренение религиозных ценностей, то, по крайней мере, принуждение к их соблюдению.
    Вы пишете: «1000 лет православия на Руси дали невзрачные результаты. Катастрофа русской революции с полным пренебрежением христианским людом заповеди «Не убей» повергла страну в десятилетия кровавого атеистического кошмара. Вина на нём лежит не только на всевозможных марксистских искусителях, но и на провале церкви, не сумевшей привить людям библейскую мораль».
    А в какой стране, какая религия за последние 1000 лет показала иные результаты? Видимо религии одной не справиться, нужно еще и общественное бытие, которое, как сказал один вождь и учитель, определяет общественное сознание.
    Одна моя знакомая дама в России погрузилась в православие. Ее сын сдавал экзамены в институт. Дама мне сказала:
    — Я пошла в церковь, поставила свечку и теперь Бог должен…
    Это было нечто!
    — Гордись, ты единственная женщина, которой задолжал Бог. Прости ему, старый он уже…
    Вот на этом уровне все и основано.
    Далее Вы пишете о чуде: «После крушения коммунизма русские женщины приносили в среднем по 1,1 ребёнка. С тех пор показатель поднялся почти до 1,8 ребёнка, чуть ниже американского уровня. Демографы еще не предложили адекватного разъяснения этого беспрецедентного разворота, но я подозреваю, что он совпадает с возрождением религии в бывшей крепости атеизма. Около 80% российских женщин теперь определяют себя православными христианками, по сравнению с 30% сразу после краха коммунизма».
    Это написать, конечно можно, но вот с соответствием действительности — сложнее.
    1,8 ребенка — это все равно уровень депопуляции. Но в названый период происходило этнозамещение, в Россию возвращались люди из среднеазиатских республик. Как сообщают мне мои корреспонденты, Владивосток сейчас заполнен таджиками. Кроме того, есть еще множество причин, от доступности контрацепции в глубинке, до медицинских услуг…
    Есть страны, которым не нужно было выбираться из «крепости атеизма», в которых религиозные ценности и так сильны. Наблюдается ли у них падение или всплеск рождаемости? Наблюдается, но только устойчивое падение. Может быть «видный социолог Давид Голдман» объяснит избирательное влияние религии на рождаемость.
    Впадаю в грех самоцитирования, но все же взгляните это: http://7iskusstv.com/2016/Nomer11/VJankelevich1.php

  10. «Когда в старой Европе и католицизм, и протестантство умирают, увлекая население в демографическую яму, в России православие даёт стране и её народу надежду на спасение.»
    ————————————————————————
    Уважаемый, Борис Гулько!
    По-моему, ислам с его демографическими возможностями, дал бы для России гораздо больше надежд, чем дискредитировавшее себя христианство.
    Вы не находите?
    Разумеется, я имею ввиду чисто статистический подход, с которого Вы начали,
    упоминая о «чудесном» всплеске рождаемости в России после краха СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *