Борис Геллер: Наше или общее?

 538 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В результате безумного решения НАТО бомбардировать Сербию резко возрос антисемитизм (ведь всем известно, что это евреи правят миром, а, значит, и принимают решения!). Началась иммиграция в Израиль. Несколько сот евреев, однако, осталось в Белграде. А в непризнанном Израилем государстве Косово так и вовсе 3 семьи.

Наше или общее?

Борис Геллер

http://berkovich-zametki.com/Avtory/Geller.jpgПо определению диаспора — это часть народа, проживающая вне страны своего происхождения. В строгом смысле слова еврейская диаспора, — и не диаспора вовсе. Часть евреев живет в странах, в которых родились не только они, но и их предки. А уж если диаспора, то русскоязычная, обосновавшаяся вне России и остатков СССР. Настоящая еврейская диаспора лишь израильская. Но определения сами по себе, а действительность сама по себе. В просторечии под еврейской диаспорой подразумевают примерно восемь миллионов евреев, обитающих практически во всех странах мира.

Связь Израиля с еврейской диаспорой всегда была вопросом деликатным, и остается таким по сей день. Кстати, это относится к взаимоотношениям всех крупных диаспор со странами исхода. Разве что ни Армении с Грецией, ни Индии с Китаем, ни Польше с Италией, никто и ничто не угрожает. Да и вектор взаимоотношений там очень четкий: из диаспоры в метрополии шлют посылки и деньги, а из метрополии ездят в гости, в надежде задержаться если не навсегда, то как можно дольше. Попробуй, тронь индийскою диаспору (50 миллионов человек) или, хотя бы, вьетнамскую (4 миллиона).

Много лет назад я проходил собеседование на должность представителя большой израильской организации в Аргентине. Работать предстояло с молодыми, предпринимателями, которые в недалеком будущем обещали стать у руля аргентинской политики и экономики. Один из вопросов, который был мне задан, звучал так: «Представьте себе, что вы выступаете на вечере по сбору средств. Какой посыл, собственно, вы собираетесь передать собравшимся еврейским бизнесменам? Как убедите их, что жертвовать в пользу нашей страны можно и нужно?»

Немного подумав, я сформулировал ответ: «Я скажу им, что Израиль принадлежит всем евреям, живущим в нем и в диаспоре. Каждый помогает стране, чем и как может. В данный момент их вклад — финансовый». Моих интервьюеров ответ чем-то не удовлетворил, и в Аргентину поехал другой человек, с более развитым воображением и лучше подвешенным языком. В конце концов, надо же армейским полковникам-отставникам зарабатывать на жизнь, даже если они не говорят по-испански?

Но вопрос остался. Только теперь спрашиваю я: «А действительно ли страна принадлежит всем, или только тем, кто здесь живет? Есть ли у еврейской диаспоры право критиковать Израиль и указывать ему, что и как? Наше это государство, или общее?»

В конце концов, 5.7 миллионов евреев США, 475.000 евреев Франции, 385.000 жителей Канады, 270.000 из Британии, 230.000 Аргентинцев и 112.000 Австралийцев проголосовали ногами. Бог знает, сколько евреев осталось в России (по разным оценкам от 250.000 до 2 миллионов), а страны с еврейской популяцией меньшей, чем 100.000 я здесь не рассматриваю. Население Израиля могло бы утроиться, если бы все евреи иммигрировали. Это как минимум надолго решило бы проблему угрозы демографического уничтожения страны. Что бы они тут делали, и как бы государство этот фантастический сценарий пережило, не рухнув в одночасье, — вопрос отдельный, и в данный момент не он предмет моих размышлений.

Хочу определиться: я искренне считаю, что каждый имеет право жить там, где хочет, что не надо сравнивать Силиконовую долину со startup в пустыне Негев, что можно многое делать на благо Израиля, не работая в кибуце. Есть, правда, один пробный камень, который не убрать и не подвинуть, — служба в армии. Я знаю еврейские семьи из Германии, Англии, Канады и других стран, в которых дети добровольно приехали в Израиль, чтобы отслужить в Цахале. У этих людей, где бы они ни жили в будущем, есть полное право критиковать страну. Они ей свой долг отдали.

С другой стороны, существует категория, редкая, но влиятельная, евреев-антисемитов, которые добровольно, охотно и с большим пылом занимаются подрывной деятельностью против Израиля. Крутят такими движениями, как BDS, «Нет оккупации», «Красная черта», «Мир сегодня», «Разорвать заговор молчания» и др. Часть членов этих организаций в армии служила. Превращает ли этот факт их деятельность в «кошерную» и легитимную?

В самом центре Иерусалима, напротив стен Старого Города, есть огромный квартал супердорогих квартир, которые большую часть года стоят запертыми. Богатые иностранные евреи приезжают туда раз в несколько лет на праздники, или «на дачу», где не нужно копать картошку и красить забор. Похожие места есть почти всех приморских городах. Цены на недвижимость в Израиле астрономические, и лишь растут, так что квартира — беспроигрышное помещение денег. А критиковать премьера, кабинет, армию и страну, сидя в Бруклине или в Париже, очень комфортно. Есть и иные кормушки. Вы, читатели, не покупаете State of Israel Bonds? Зря, очень мудрое капиталовложение, особенно если страну проживания надо покидать в спешке, а деньги она вывозить не разрешает. Пример — Южная Африка. Нет среди вас жителей очень демократической Южной Африки? Ну, и слава Богу.

Итак, что мы имеем? Около восьми миллионов соплеменников, рассеянных по миру, из которых некоторые проживают в странах, правительства которых проводят откровенно антиизраильскую, а, следовательно, антисемитскую политику. Если кто-то до сих пор считает, что это разные вещи, то напомню, что Европейское Сообщество и ООН уже много лет как приняли новое определение антисемитизма: «Антисемитизм определяется как общественное явление, которое выражается в ненависти к евреям, их собственности, учреждениям, общинам и государству Израиль в целом, а также его критике в тех или иных аспектах». Развернутое пояснение занимает целую страницу.

Крайние примеры — Турция и Венесуэла. Но и других хватает. Что держит этих людей там, где они живут? Деньги, приверженность традициям, комфорт, семейные обстоятельства, работа, безразличие, лень? Все вместе? А как страна Израиля заботится о них? Что вкладывает? А должна? Достаточно ли наше государство восприимчиво к чаяниям и чувствам евреев стран рассеяния? А обязано ли?

Мой личный опыт говорит, что «да» — вкладывает много. Конечно, не в каждого отдельного еврея (да и не надо!), а, например, в безопасность общин. Это стоит стране огромных денег, но, безусловно, окупается, если не финансово, то политически и морально.

Общины Франции, Италии, Голландии, Бельгии, стран Балтики и Скандинавии почти не изменились с началом массовой эмиграции из СССР и его обломков. Община Германии, как знают многие из читателей, почти полностью русскоязычная, со всеми сопутствующими проблемами, которые неоднократно обсуждались на страницах Журнала. По мне — ради Бога. Можно жить и работать в Германии, как в любой иной стране. Странно, конечно, читать, что кто-то из евреев с гордостью называет ее mein neues Vaterland. Я даже Израиль ни про себя, ни прилюдно, так назвать не могу, хотя служу этой стране, и, временами, горжусь ей.

Ситуации в старых общинах Европы динамичны, и общее направление угадать несложно. Хотя, иногда предсказания не сбываются. Кто мог предсказать лет десять назад серьезную иммиграцию французских евреев в Израиль? В 2015 году приехало около 8000 человек, но уже в 2016 число иммигрантов упало, — трудности с поисками работы и признанием дипломов. Те, кто имеет детей, но остается во Франции, пополняет группы Крав Мага, чтобы добровольно посменно охранять школы. Сколько они так продержатся? Иногда бывает достаточно одного теракта, но близко от дома, чтобы побудить даже завзятых оптимистов задуматься об эмиграции.

Есть общины просто-напросто вымирающие. Пример — Болгария. Около 2000 человек. Старики уходят, молодежь не ассоциирует себя с еврейством. Высокий процесс смешанных браков. При этом, как ни странно, еврейская школа Рона Лаудера в Софии поражает воображение и может служить примером для любой, даже очень богатой страны. Около 30% учеников — не евреи. На запись в любой класс — солидная очередь. Как говорят на иврите: «алевай алейну», т.е. дай нам Бог иметь такие школы в Израиле. Огромная центральная синагога пуста, и грустит молодой симпатичный раввин, приехавший из Израиля. На юго-востоке страны концентрируются сирийские беженцы, число которых перевалило за миллион, а на стенах школы, несмотря на охрану, стали появляться свастики.

До войны в Югославии проживало 80.000 евреев. Погибло большинство, 82%. К моменту развала страны в общине было зарегистрировано около 5000 человек. В результате безумного решения НАТО бомбардировать Сербию резко возрос антисемитизм (ведь всем известно, что это евреи правят миром, а, значит, и принимают решения!). Началась иммиграция в Израиль. Несколько сот евреев, однако, осталось в Белграде. А в непризнанном Израилем государстве Косово так и вовсе 3 семьи — 56 человек.

Отдельно от европейской стоят американская и канадская диаспоры. Они настолько велики, влиятельны и самодостаточны, что в покровительстве не нуждается. Я имею в виду не только организации-гиганты, типа UJA, AJC, AJC, ZOA, JFC, но и многие крупные городские общины. Чуть по-иному выглядит ситуация в Австралии. Община большая, сплоченная, богатая, но при этом крепко связанная с Израилем. Лидеры всех трех диаспор критикуют, сердятся, обижаются и дают советы, не спрашивая. Большинство американских евреев традиционно голосуют за Демократическую партию, и приложили руку и деньги к избранию воинствующего антисемита Обамы на два долгих срока. Я много раз пытался выяснить причину слепого следования этой традиции в беседах с юристами, врачами и преподавателями университетов. В ответ слышал что-то невнятное о том, что «мои родители так голосовали», или еще менее вразумительное про «плюрализм, демократию, и здравые зерна социализма».

Массовая эмиграция разбросала евреев по многим странам. Зачастую члены одной семьи живут по разные стороны океана, и видятся лишь раз в несколько лет. При этом Израиль посещают далеко не все. Меня занимает вопрос: неужели люди лишены простого, элементарного любопытства. А как оно там, в стране евреев? Уверен, что будь я эстонцем преклонных годов, живущим в Новой Зеландии, обязательно слетал бы в Таллинн, если не из солидарности, то из желания хоть одним глазком поглядеть на полтора миллиона вымирающих соплеменников.

Знаменитый российский литератор Дмитрий Быков, например, считает Израиль «исторической ошибкой». В одном из интервью он заявил, что в Израиль даже лечиться не поедет. В другом — цитировал кулинарный перл космополита Эренбурга: «Задача соли плавать в общем супе, а не собираться в одной солонке». Тоже позиция. Игорь Губерман прилюдно назвал ее «херней». Уверен, что простая истина — «бьют не по паспорту» — Быкову хорошо известна, просто он убежден, что до рассвета еще далеко, а талант сродни бронежилету.

Однако, вернемся к заголовку. Так наше или общее? Более наше, чем общее, или более общее, чем наше? И наше, и общее? Какие еще существуют комбинации? Я далек от мысли кого-либо провоцировать. Просто приглашаю читателей к дискуссии, благо, что с этим у нас проблем нет.

Print Friendly, PDF & Email

25 комментариев к «Борис Геллер: Наше или общее?»

  1. Есть общины просто-напросто вымирающие. Пример — Болгария. Около 2000 человек. Старики уходят, молодежь не ассоциирует себя с еврейством. Высокий процесс смешанных браков
    ————————————-
    Хорошая, актуальная статья, Борис, со многими попаданиями в десятку. Хочу сделать два замечания -дополнения:.
    1.На мой взгляд, любой еврей диаспоры, как, впрочем, и не еврей, может критиковать или хвалить Израиль, но, всё-таки мнение израильтянина при всех других равных, более ценно и, как правило, ближе к истине, чем мнение жителя диаспоры. Израильтянин ощущает все плюсы и минусы событий, происходящих в стране,что называется, на собственной шкуре.
    2. Германская еврейская община вымирает как и болгарская и по тем же самым причинам

  2. По параметрам ограничения в равенстве прав при разных житейских обстоятельствах, когда решение по проблемам принимает чиновник -религиозный ортодокс.

    1. Sava
      20 августа 2017 at 13:33
      По параметрам ограничения в равенстве прав при разных житейских обстоятельствах, когда решение по проблемам принимает чиновник -религиозный ортодокс.
      —————————————————————————————
      Впервые такое слышу. Как человек неверующий никогда с этим не сталкивалась и о подобном ничего не слыхала от других. В частных фирмах такое возможно — однажды столкнулась с этим — но в общественных/государственных? Нонсенс!

  3. Уважаемый, Cleverle !

    Из всего вами сочинённого, я выделил только конкретные вопросы, касающиеся лично меня и затянувшегося ремонта в моей общине.
    Если вы (как можно предположить) являетесь членом нашей общины, то я готов сообщить вам то, что вас интересует при одном ОБЯЗАТЕЛЬНОМ условии :
    Только вам ЛИЧНО, на ваш Э-мейл, который, надеюсь, вы мне дадите (если вам действительно нужны мои ответы).
    Для этого, я должен убедится в том, что вы действительно являетесь членом штутгартской общины (IRGW).
    Поэтому мне необходимо знать ваше НАСТОЯЩЕЕ имя и фамилию.
    Думаю, что вы понимаете правила предоставления любой информации,
    а, тем более, касающейся еврейской общины.
    И ещё.
    Если вас что-то беспокоит, что-то, где-то НЕ устраивает, возмущает, пишите ЯСНО и КОНКРЕТНО об этом предмете, не размазывайте слова по бумаге — тогда будет виден ПРЕДМЕТ разговора, возможно спора…
    Кстати, «песенки» — не к месту.

    1. Уважаемый Яков,

      вот Вы сетуете и укоряете меня в сочинительстве (хотя любую портальную эпистолярию эдак можно наречь), а сами весь свой ответ строите на вашем преположении.
      Кроме того, для общения в гостевой преусмотрены правила УЖЕ, но некоторым этих правил мало и они норовят ввести касательно себя дополнительные.
      Всех кто норовит высказаться — побуждают беспокоящие, возмущающие итд. мотивы. Уж кому это новость?

      Мне да был нужен ваш ответ, но ненастолько обязательно. Вы сами подняли тему публично… Часто вопросы сами значимее чем ответы. И уж тем более мне невдомёк постановка условий, а еще и обозначенных как обязательные.
      Чтобы не вспоминать сказку о попе и его работнике Балде, (и порядке назначения условий) я предлагаю (если Вы сомневаетесь в моих способностях получать верные ответы на вопросы) дождаться времён не условий а приглашений.

      А тем временем вам придётся мириться с тем что наречено сочинённостью, неконкретностью, размазанностью и пейснями — пока сии не нарушают Правил. Вам необязательно отвечать на мои вопросы.

      Я вообще-то то вашим позициям не оппонент, чаще даже наоборот, и кипа у меня тоже одна с тех же времён что и ваша, а вы излишествуете в мой адрес едкой стилистикой и избрали то что избрали.

  4. Яков

    Конечно, как всякого нормального гражданина, меня волнует то, что происходит в стране проживания, в Германии, где вся моя семья, дети, внуки, друзья, моя штутгартская община…
    ===================

    Если это ваша община, что же Вы не приходите на кабалат шабат? Почему так долго ремонтируется в вашей общине парадный вход?

    Наше оно или общее?

    Когда в общинах такое: http://9tv.co.il/news/2017/08/17/246873.html

    А кто такие лидеры осуществляющие связи Израиля с общинами в диаспоре? Ну это лишь те кому не повезло…Кто попал под вопросы о коррупции…
    Примечательна роль в общинах бывших израильтян… не всех конечно…, а о тех кто вызвался просвещать «заблудших галутных»… бросаются в глаза крайности: либо или руководить или преподавать или вообще не участвовать. Не смешно??? Собственно я не о личностях, не о биографиях и не о индивидуальных жизненных путях (кто откуда), а о смыслах, потенциалах, критериях и результатах.

    Но сетовать бессмысленно — сообществу следует предоставить наслаждаться тем чего оно желает и от чего у него рябит в очах. И чем пуще — тем лучше. А во времена бессмысленности сетований — хорошо заняться собой и поблистать за команду которая тебя ценит и постараться при этом остаться тем кем был.

    К счастью еврейство передаётся не по мадрихам и не по упомянтуой выше имплементации культурно-образовательных концептов (кои нецелесообразно рассматривать в отрывае от их практического внедрения), а больше по семье и её ценностям. Кто это помнит — у того меньше проблем с вопросом что наше и кто эти наши вообще.

    А чтоб Вы и Лев сильно не скучали без меня, ниже вам тематическая пейсня:

    https://www.youtube.com/watch?v=XsdmtDf5DXw

    Не успел разместить под вашей дискуссией на одноимённой статье.

  5. Без лукавства следует честно признать, что большинству бывших советских евреев не свойственно было особо задумываться над национальной сущностью своего еврейства, по хорошо известным объективным причинам.Они знали. что они евреи по записи в паспорте и в основном от напоминаний антисемитов.Последние, особенно со стороны представителей государственной власти, ставили их откровенно в бесправное положение.Именно это послужило мотивацией к массовой репатриации в Израиль.Здесь на Святой Земле вскоре им дали понять в чем состоит суть их ранее не осознанной еврейской неполноценности.Если в стране исхода даже не 100% по крови еврей, признавался фактически не полноправным членом общества, то В Израиле нередко и чистокровный, но не соблюдающий традиций, попадал в категорию не совершенных. Со временем , разумные и прагматичные из них постепенно преодолели полностью или частично ощущение своей еврейской неполноценности.Но не всем это удалось. «Неудачники», по этой причине, пополняют группу потенциальных иммигрантов.Здравомыслящие среди них с пониманием относятся к проблеме, не утрачивают чувство реальности. Добросовестно исполняют свой гражданский долг. Они, в определенной мере, уже не те. что были в Диаспоре.

    1. Sava
      18 августа 2017 at 21:39
      В Израиле нередко и чистокровный, но не соблюдающий традиций, попадал в категорию не совершенных.
      —————————————————————————
      «Не совершенный» по каким параметрам?

  6. Джонатан Поллард, как известно, был в 1987 году приговорен к пожизненному заключению за сотрудничество с израильской службой ЛАКАМ. Завербовавший его начальник этой организации Рафи Эйтан, думаю, вполне осознавал, какую беду навлекает на Полларда и общину в целом, но, недаром его прозвали «Грязный Рафи». Следствием скандала стал и конец службы ЛАКАМ. В 1986 году ее расформировали. И Эйтан и Эльяким Рубинштейн, в то время сотрудник израильского посольства в Вашингтоне, предали Полларда и прожили долгую счастливую жизнь, оба сделали политические карьеры, в то время, пока Поллард гнил в тюрьме (7 лет в одиночной камере). Кто, в итоге, Поллард? Герой Израиля? Неудачник? Предатель Американской Родины за 45.000 долларов? Человек, попавший в ловушку двойной лояльности и сделавший свой выбор? Такая проблема может стать перед каждым, кто достиг определенного социального уровня в стране проживания. Если не перед эмигрантами первого поколения, то перед их детьми.

    1. Boris Geller
      18 августа 2017 at 20:43

      Джонатан Поллард…
      Такая проблема может стать перед каждым, кто достиг определенного социального уровня в стране проживания. Если не перед эмигрантами первого поколения, то перед их детьми.

      ====
      Во-первых, полагаю, что Ваше расширительное толкование возможного предательства эмигрантов крайне несправедливо. Такое, уж, извините, свойственно … не стану продолжать кому.
      Во-вторых, Поллард получал деньги и тем самым мотивы его поведения стали очень сомнительны.
      В-третьих, американцы, после нескольких лет отсидки Полларда, могли запросто скостить его срок,
      если бы не непрерывная, наглая, беспрецедентная компания с требованием немедленно освобождения «героя».

      1. Дорогой соплеменник! Несмотря на дурную славу википедии, мне кажется, она в статье о Полларде излагает довольно объективно. Думаю, что Поллард, как профан в контрразведке, передав нередактируемые доклады, стал жертвой двух факторов: первое — известного антисемитизма в ЦРУ, МО (Каспар Уайнбергер) и госдепе и второе — ему приписали преступления Эймса, из-за которых погибли люди. Моральный облик Полларда тут не имеет значения. Конечно, он никакой не герой, но и 30 лет в тюрьме не заслуживал.

          1. Уважаемый Михаил!
            По-моему, не стоит называть Полларда жертвой. Как я читал, то его никто не шантажировал, хотя подобное (долги, гамблинг, разные мании, женщины и др. секс-слабости) спецслужбы практикуют повсеместно.

  7. Уважемые коллеги, спасибо за отклики и комментарии. Ваш пост, Яков, меня глубоко тронул. По стечению обстоятельств я знаком с положением вещей в вашей земле Баден-Вюртемберг.
    Статья, безусловно, не на тему «кто еврей, а кто нет».
    Мне хотелось бы написать статью о деле Полларда, ударившем сильно по еврейской общине США, о проблеме «двойной лояльности». Боюсь, что я не достаточно компетентен в вопросе. Может, кто-то попробует?
    Вам, уважемый Der Jude, я прекрасно понимаю, что я написал и почему. Боюсь, что Вы не совсем поняли. Спасибо, что посмотрели в Википедии про марионеточную партию Атака. Но Вам не стоит обвинять незнакомого человека в незнании фактов. Это как минимум. А по поводу родины, — это дело очень интимное для каждого человека, и бить себя прилюдно в грудь я не приучен.

    1. Boris Geller
      — 2017-08-18 18:46:58
      ——————————
      Мне хотелось бы написать статью о деле Полларда, ударившем сильно по еврейской общине США,…
      =================
      Уважаемый Борис, если бы Поллард был бы армянином, то как Вы думаете, удалило бы это по армянской общине США? Я думаю, что не ударило бы. Тот факт, что все же по еврейской общине ударило, или как минимум, так принято считать, говорит, что далеко от дела Дрейфуса общество не ушло. Значит, что евреи диаспоры находятся в положении, когда некий еврей м-р Х совершит что-то, и окажется, что это совершил не он, а некий «усредненный еврей». Неприятно? Это кому как.
      Тут недавно шла дискуссия, почему Израиль не защищает евреев Донецка и Луганска. На мой взгляд, он их защищает своим существованием с открытыми для них дверями. Если эти двери им не нужны, то это их выбор. На этом, на мой взгляд, все и заканчивается.
      Я неоднократно дискутировал с американским друзьями по поводу кошмарной сделки с Ираном. Факт, что американским евреям, основной массе тех, с кем удалось беседовать, эта сделка вполне по душе. А Израиль… А что Израиль? Как сказал мне очень уважаемый товарищ (еврей): назови мне 2-3 рациональные причины, зачем Америке Израиль?
      Отношение Израиля с диаспорой вопрос не простой, но с 1947 года многое изменилось, но зачастую у американской диаспоры отношение к Израилю, как к некой банановой республике. Я не помню, кто это сказал, но смысл был такой: «Я понимаю, что вам что-то не нравится. Репатриируйтесь, работайте и служите здесь в армии, создавайте свои партии, участвуйте в выборах, выдвигайте законодательные инициативы, и если они будут поддержаны, то вы получите то, что хотели. А вот указывать из-за океана, как вести себя у Стены или какие строить заборы, вот этого не надо».
      В итоге, мое мнение такое — диаспора, это граждане другой страны, со всеми вытекающими последствиями. Будем дружить, ходить друг к другу в гости. И важно, что наше — не общее. Чтобы стало общим — нужно войти в открытую дверь. Не бывает общего, без общей ответственности, общих обязанностей.

      1. Владимир Янкелевич:
        … далеко от дела Дрейфуса общество не ушло. …
        ————————-
        ИМХО: ушло далеко: тогда каждый еврей боялся стать «козлом отпущения», а с Поллардом евреи-карьеристы боялись, что у них появится «стеклянный потолок».
        Большинство американских евреев они в первую очередь американцы — а евреи потом. Двойной лояльности нет, есть главная и второстепенная.
        За эту цену американские WASP элиты осуждают антисемитизм в своей среде и фактически включили американских евреев в своё «мы».

  8. Если один человек говорит другому «твоё это моё», то такой подход убивает дружбу и создаёт вражду.

    Сейчас это часто прячется за «ради наших общих ценностей ты должен что-то сделать»: или еврея диаспоры просят пожертвовать деньги «на сионизм», или от евреев Израиля требуют «закончить оккупацию» ради «прав человека».

    В лучшем случае это само-обман: эти ценности только КАЖУТСЯ общими.
    В реальности, если не хочешь убить дружбу, то надо действовать по-другому:
    1) можно «требовать» соблюдать закон или договор — и обязательно с милосердием и уважением к другому человеку.
    2) можно «просить» милосердия к себя — и обязательно обещая благодарность взамен.
    3) можно «предлагать» если есть общие интересы: даже очень долгосрочные, на основе по-настоящему общих убеждений или ценностей.

    P.S.: Это верно для евреев (Израиля и диаспоры) и для людей «западной цивилизации».
    С арабами «исламской цивилизации» это по-другому: там принято требовать подчинения или выражать покорность.

  9. Юрию Ноткину.
    ————————
    Уважаемый Юрий !
    Благодарю Вас за понимание моей позиции, которая, к счастью,
    полностью совпадает с Вашими хорошо сформулированными мыслями.
    Скажу откровенно, не часто я нахожу понимание у евреев Израиля.
    Виной всему (в конце-концов) является место моего проживания — Германия.
    Рад, что Вы понимаете, быть евреем можно НЕ только в Израиле.

  10. Тема, затронутая уважаемым Борисом, часть извечной темы, что значит быть евреем, каковы необходимые и достаточные признаки еврея. Я принадлежу к тем, кто считает главным признаком самоидентификацию. Имея безупречную еврейскую генеалогию, я не считаю это необходимым и достаточным признаком еврейства. Прожив более четверти века в Израиле, я чувствую себя частичкой этой страны, и, выезжая из нее, возвращаюсь домой. Но и это не является в моем представлении необходимым и достаточным. Не будучи человеком религиозным, я не вступаю в бесплодный и бесконечный спор на тему, какой же ты еврей, если не молишься Богу. Я не навязываю никому свое понимание еврейства.
    На мой взгляд , только после возникновения государства Израиль для евреев обрело актуальность понятие двойной лояльности, связанное с двумя различными категориями – гражданства и национальной принадлежности. На мой взгляд, двойная лояльность не постыдна, а закономерна. Нельзя еврею добровольно жить в США или любой другой стране, иметь возможность из нее уехать, и при этом ненавидеть эту страну, порочить ее, не соблюдать ее законы и пытаться причинить ей вред. С другой стороны человек, самоидентифицирующий себя как еврея, проживающий в любой стране, не может быть противником или врагом государства Израиль, что вовсе не требует от него шпионажа или любых других противозаконных действий в пользу Израиля. Только в случае войны его страны с государством Израиль или намерения уничтожить евреев любым иным путем, этому человеку предстоит сделать выбор одного из двух.
    Ощущая себя евреем, нельзя отметать наличие и историю еврейского народа (нации) с древнейших времен. Зная эту многотысячелетнюю историю, нельзя отрицать иудаизм, как единственно возможную религию еврея. Нельзя не противостоять наветам и поклепам на евреев, антисемитизму в любых его проявлениях, утверждениям о вине еврейского народа перед другим народом и необходимости ее искупления.
    Постыдно, на мой взгляд, кичиться своей принадлежностью к еврейскому народу. Но столь же постыдно «тащить» в евреи и списки еврейских знаменитостей тех, кто ощущал свое еврейство как несчастье и всю свою жизнь пытался от него отмежеваться тем или иным возможным способом, или тех, кто просто сам не идентифицировал себя как еврея, какие бы предки у него ни были.
    Надеюсь, уважаемый Борис, что воспользовавшись Вашей статьей, как возможностью очередной раз высказаться, я не слишком далеко отошел от темы Вашей статьи.

    1. Юрий Ноткин : «… На мой взгляд , только после возникновения государства Израиль для евреев обрело актуальность понятие двойной лояльности, связанное с двумя различными категориями – гражданства и национальной принадлежности. …»
      ————-
      Нет, у американских евреев 1939-1945 была проблема с Холокостом их соплеменников в Европе.
      Как они её решили это другой вопрос, но проблема была.

      Юрий Ноткин : «…На мой взгляд, двойная лояльность не постыдна, а закономерна. … … Только в случае войны его страны с государством Израиль или намерения уничтожить евреев любым иным путем, этому человеку предстоит сделать выбор одного из двух. ….»
      ———-
      В мирное время есть и другой выбор: гражданское неповиновение и ненасильственное сопротивление — в случае поддержки государством BDS, запрета обрезания мальчиков на 8-ой день, запрета еврейского образования детей, запрета продажи кошерного мяса и т.д.

  11. Настоящая еврейская диаспора лишь израильская.

    ––––––—

    Вы понимаете, что Вы написали?! Это же то, о чем многие десятилетия трубят арабы, что, мол «у нынешних евреев связей с Эрец Исроель нет, а потому Израиль — это колониальный проект со всему вытекающими последствиями»!

    ======

    Я даже Израиль ни про себя, ни прилюдно, так назвать не могу, хотя служу этой стране, и, временами, горжусь ей.

    –––

    Получается, что Вы не считаете Израиль своей Родиной, т.е. согласны с арабским тезисом «о понаехвших тут»?

    ********

    На юго-востоке страны концентрируются сирийские беженцы, число которых перевалило за миллион, а на стенах школы, несмотря на охрану, стали появляться свастики.

    –––––––

    Всего население Болгарии — около семи миллионов, так что более миллиона беженцев — некоторе, мягко говоря преувеличение. А свастики — результат популярности антисемитской, ксенофобской и прорусской партии «Атака» еще с «добеженских» времен

  12. Если человек чувствует себя евреем, то значит он и есть еврей. При этом неважно кто у него еврей — папа, бабушка или даже он/она всего лишь еврей по жене/мужу, т. е. человек принадлежит к сообществу. У каждого сообщества /народа есть происхождение, страна или родина. Поэтому и каждый представитель сообщества имеет право считать эту страну своей, так же как он считает своими людьми своих родителей и членов семьи. Вот понятие семьи больше всего и подходит для определения еврейства. А в семье, как известно, не без урода. Однако никакой урод не в праве требовать или одобрять разрушение семьи. Те же, кто против «оккупации» или за палестинское гос-во сознательно или нет выступают за разрушение еврейского гос-ва, родины еврейского народа. А по всем остальным вопросам любой еврей имеет право на свое собственное мнение.

  13. Уважаемый, Борис !
    Спасибо за замечательную статью и (не частое) добродушно открытое приглашение к разговору.
    Вы ставите \»колючие\» вопросы…
    Сам посыл статьи, главный вопрос (ы):
    Кто я, (если еврей, по галахе) ? Как относится к нашей исторической родине,
    к Израилю ?
    А, если \»половинка\», \»четвертинка\» ..? А, если … вобще не еврей, а только явный сторонник Израиля, переживающий за все его беды, и радующийся его победам ?
    Это всё вопросы самоидентификации — крайне важны, особенно для НЕ религиозных, евреев по-рождению (этнических), которых среди выходцев из стран б. СССР,
    подавляющее большинство.
    Живу в Германии с 1991 года, но мне никогда не приходила в голову идиотская, насквозь фальшивая мыслишка человека-флюгера о том, что эта земля — \» mein neues Vaterland \».
    Моя родина Украина, и часть моей души принадлежит этой бестолковой,
    многострадальной и благодатной земле.
    Но гораздо большая часть моей неприкаянной, раздвоенной души принадлежит моему народу, Израилю (где живут мои родные, знакомые…).
    Конечно, как всякого нормального гражданина, меня волнует то, что происходит в стране проживания, в Германии, где вся моя семья, дети, внуки, друзья, моя штутгартская община…
    Разумеется, меня возмущает всплеск антисимитизма в Германии, благодаря нашествию мусульманских бешенцев (с \»лёгкой руки\» спятившей канцлерин).
    Крайне возмущают наши собственные евреи-антисимиты !
    Когда я узнал о Быкове, несмотря на его общепризнанный талант, дал себе зарок
    НИКОГДА НЕ ЧИТАТЬ того, что напишет этот бракованный отпрыск еврейского происхождения.
    Очень жаль, но Быков далеко не единственный такой …
    Ладно ещё, если бы он просто (с како-то целью) крестился и заткнулся. Так, нет же !
    Такие \»СОПЛИменники\» наносят всем нам, евреям больше вреда, чем любые враги.

    1. » … благодаря нашествию мусульманских бешенцев» — симпатичная опечатка (если это опечатка)!
      ВЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *