Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 5.8 Ницавим

 205 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Ответственность существует даже за неправильное поведение при отсутствии наших знаний о нем. Отсюда мы учим насколько тщательно нам нужно анализировать окружающий нас мир и наше поведение в нем.

בס״ד

Комментарии Торы

5.8 Глава Ницавим

Исраэль Дацковский

5.8.1

В начале главы встречается непонятное выражение: «… от твоего дровосека до твоего водочерпия». (стих 29:10). Обычно в выражениях «от … до» подразумевается большой интервал между крайними точками с включением всех промежуточных звеньев. Например, от рядового до генерала, от рабочего до министра. Здесь же Тора приводит должности одного социального статуса без большого интервала между ними. Трудно предположить наличие промежуточных должностей между этими крайними по выражению Торы, но такими одинаковыми статусами. Даже если Тора говорит о герах, пришедших из страны Канаан и назначенных Моше на эти достаточно вспомогательные должности (по комментарию РАШИ), выражение «от … до» остается непонятным.

Похожее выражение также встречается в недельной главе Насо книги Бемидбар (стих 5:3): «От мужчин до женщин …» (иврит: «ми … ад»). В этом случае, похоже, были бы уместны выражения типа «и», «и … и», «как … так и» (иврит: «вэ», «вэ … вэ», «гам», «hен … вэhен», «кэ»). Но Тора и здесь написала «От мужчин до женщин …».

5.8.2

В этой главе Тора подчеркивает доступность заповедей, говоря (стих 30:11): «Ибо эта заповедь, что я заповедую тебе сегодня, не утаена она от тебя и не далека она». Далее Тора использует образные выражения труднодоступности, отвергая их (стихи 30:12,13) и говоря, что не на небе заповедь и не за морем она. И опять повторяет (стих 30:14): «Но близко к тебе речение очень …». Отсюда следует не совсем очевидный вывод — об обязательности изучения заповедей всеми евреями. Мудрецы неоднократно указывают, что точное и правильное соблюдение заповедей невозможно без непрерывного их изучения. Значит, необходимо изучение именно заповедей для их правильного соблюдения. Следует не только изучать Тору как в объеме текста пятикнижия, так и в объеме всего ТАНАХа. И не только учить Мишну и Гемару. А именно следует учить заповеди и пути их исполнения — алахот. Сами мудрецы установили, что нельзя брать алахот непосредственно из Талмуда для их практического исполнения, а только в уточнениях и разъяснениях более поздних мудрецов, включая наших современников. Иными словами, следует обязательно учить «Шульха́н Ару́х» во всем его огромном развитии, а не ограничиваться только Талмудом (что далеко не всегда соблюдается в йешивах нашего времени. О невозможности взять алахот напрямую из Гемары пишет уже РАМБАМ во вступлении к кодексу «Яд Хазака́» (он же «Мишне́ Тора́»), собственно, предлагая свой труд как ЗАМЕНУ Талмуда в смысле источника знаний о правильном исполнении заповедей. В дальнейшем этот труд РАМБАМА станет одной из трех колонн сборника Иосефа Ка́ро «Шульха́н Ару́х».

5.8.3

Тора неоднократно предупреждает о будущих изгнаниях евреев из Страны. Ингода это упоминается как следствие несоблюдения заповедей, иногда говорится в утвердительном тоне с пониманием, что отход от заповедей будет наверняка. В частности, такое утверждение встречается в предыдущей недельной главе Ки Таво книги Дварим (стихи 26:63,64): «… и отторгнуты будете вы от земли, унаследовать которую пришел ты. И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли». Из встречающегося в нашей главе подобного утверждения можно сделать два дополнительных вывода. В стихах 29:21-23 описывается поражение земли после ухода с нее евреев, и наши мудрецы объясняют, что изгнание евреев — это наказание, а опустошение земли вслед за изгнанными евреями — милость: Страна будет ждать своих истинных хозяев и не даст долгого приюта никому из народов, пришедших на место евреев в опустевшую Страну (что и случилось на практике с VII до XIX века, до возврата сюда евреев, единственных истинных хозяев Страны). Стихи 29:24,25 объясняют причину изгнания отсюда евреев и запустения Страны: «… за то, что оставили завет Г-спода … и служили другим божествам …». Но так эти стихи записаны сразу после объяснения наказания одного отдельного человека, оставившего службу Тв-рцу, то один из выводов, который можно здесь вывести — об ответственности евреев друг за друга. Появление гнилого яблока в куче яблок и отсутствие быстрого и эффективного решения возникшей проблемы приведет к быстрому загниванию всей кучи. Оставление службы Тв-рцу отдельным человеком, если это сделано открыто и не получило достойного общественного ответа, может быстро привести к оставлению обязательной службы заметной частью народа и изгнанию всего народа (вообще говоря, эта опасность присутствует и сегодня). Причем, изгнанию уже за массовый грех отхода от службы Тв-рцу. В недельной главе Реэ книги Дварим (стих 13:7 и далее) объясняется, как нужно поступить с тем, кто зовет кого-то служить иным богам. Здесь же говорится о том еврее, который никого никуда не зовет, но сам отошел от служения Единому. И указано, что и за таким «служением» последует не только наказание согрешившего индивидуума, но и развращение масс евреев и, как следствие, изгнание. Именно поэтому в недельной главе Шофтим книги Дварим при перечислении тех, кому нужно выйти из армейского строя перед началом разрешенной войны (стих 20:8), упомянуты и те, «… кто боязлив и робок сердцем …» — чтобы гнилое яблоко не сгубило всю кучу. Здесь — прозрачный намек на тот же подход.

Интересно заметить, что если первое, Вавилонское изгнание после разрушения Первого Храма не было подготовлено — еврейской диаспоры в то время практически еще не существовало, евреи компактно жили в Стране, то второе, мусульманское изгнание VII века ИХ летоисчисления уже было подготовлено. В греческий и римский периоды истории по всему обжитому миру расселились евреи, покинув Страну. Не было государства в то время, где не было бы еврейских общин, еврейских районов в городах, а то и еврейских городов. Можно сказать, что свое изгнание из Страны евреи начали сами, за сотни лет до прихода мусульман. А мусульмане просто закончили начатое самими евреями. И эта диаспора (изгнание!) продолжается и сегодня, продолжается добровольно при полностью открытой для евреев и ждущей их возврата домой Стране. Уже не говоря о достаточно массовой сегодняшней эмиграции евреев из Страны.

Второй вывод, следующий из стиха 29:25 » … оставили завет Г-спода … и служили божествам другим…» (та же мысль повторена в стихах 29:17 и 30:17) напрочь отвергает возможность для человека находиться вне той или иной религиозной системы. По сути, здесь в самой Торе можно прочитать признание атеизма религией.

5.8.3

Широко известно мнение РАШИ о том, что в Торе нет раннего и позднего, то есть порядок следования стихов Торы и приводимых в ней эпизодов не всегда совпадает с хронологическим порядком следования описываемых в них событий. Очередное доказательство этого можно найти в нашей недельной главе. Стихи 30:1-6 приводят порядок действий, который в нашей реальности оказался иным. В Торе сначала написано, что осознание того, что проклятия и благословения, указанные в Торе, которые реально сбудутся для евреев, будут воплощением предсказаний Торы, придет к евреям, разбросанным среди иных народов. Затем указано, что еврей обратится к Тв-рцу «… всем сердцем и всей душой …» в местах проживания (среди других народов). И лишь затем возвратит Г-сподь евреев и соберет их в Стране. Сегодня мы видим, что воссоздание государства евреев и сбор их существенной части в Стране произошел без глубокого осознания большинством евреев места Тв-рца в мире и Его роли в обрушившихся на евреев проклятиях в последние пару тысячелетий. И только уже здесь, в Стране, стало крепнуть, развиваться и охватывать все больше евреев движение тшувы, движение возвращения к Тв-рцу. То есть, третья мысль отрывка хронологически в реальности предшествует как первой, так и второй мысли.

Последней идеей в этом отрывке является идея обрезания сердца для его бо́льшей чувствительности и возможности бо́льшего приближения к Тв-рцу. Но чуть раньше указано, что евреи вернутся к Тв-рцу «… всем сердцем и всей душой …» в максимальных пределах своих возможностей. Отсюда можно понять, что даже искренне реализовав все свои возможности, человек не может приблизиться к Тв-рцу настолько, насколько это возможно после помощи самого Тв-рца — после Его вмешательства в виде обрезания сердца. Но наша обязанность и предел наших возможностей — только наше старание (иврит: hиштадлю́т), только возвращение и приближение к Тв-рцу «… всем сердцем и всей душой …» в пределах ограниченных человеческих возможностей, и просьба к Тв-рцу обрезать наше сердце для еще большего приближения к Нему.

5.8.4

Тора упоминает в стихе 30:6: «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце потомков твоих, чтобы любить Г-спода, Б-га твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, ради жизни твоей». Важность этого положения подчеркивается тем, что подобное выражение дважды встречается у пророка Йехезкеля:

«И дам Я им сердце одно, и дух новый Я вложу в вас; извлеку Я из плоти их сердце каменное, и дам Я им сердце из плоти. Чтобы заповедям моим следовали и уставы Мои соблюдали и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Б-гом.» (Йехезкель 11:19,20)

«И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас; и удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти. И Дух Мой вложу Я в вас; и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать будете и поступать по ним.» (Йехезкель 36:26,27).

Отсюда также можно сделать два вывода.

Первый вывод. Конечно, каждый отвечает за себя и за свой путь возврата к Тв-рцу и служения Ему. Но этот возврат невозможен без помощи самого Тв-рца, без изменений, производимых именно Им в сердце (в намерениях) человека. Без «замены» сердца найти путь к Тв-рцу невозможно, а замена сердца — исключительная прерогатива самого Тв-рца. И хотя сегодня в мире вообще и в Израиле в частности много информации о Тв-рце, о необходимости служить только Ему, о Его заповедях, и движение возврата к служению набирает силу, все-таки переход каждого еврея от светского образа жизни к религиозному требует прямого и милосердного вмешательства Тв-рца — Тв-рец должен приоткрыться возвращающемуся и тем самым показать направление возврата. А такую милость Тв-рца нужно заслужить, хотя возвратившиеся к Нему чаще всего не могут понять за какие их заслуги (или заслуги их предков и цадиков-защитников) Тв-рец согласился открыть им путь к тшуве.

Широко известна цитата из Гемары (Шаббат 104 а): «Стремящемуся очиститься помогают [с Небес]». Тут на первое место поставлено стремление вернуться, до получения помощи, а помощь придет тем, кто уже проявил стремление вернуться к Тв-рцу. То есть, здесь первый шаг — за человеком и не всегда он реально возможен (наш второй неочевидный вывод — чуть ниже). Имеются еще две цитаты ТАНАХа, которые по-разному рассматривают вопрос о том, кто сделает первый шаг:

Эйха (стих 5:21): «Верни нас [к Себе], Тв-рец, и мы вернемся …» — первый шаг за Тв-рцом.

Зхария (стих 1:3): «… возвратитесь ко Мне … и Я возвращусь к вам …» (и параллельная цитата: Малахи (стих 3:7): «… возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам …») — первый шаг за человеком, возможно, за народом в целом.

То есть, вопрос о том, кому делать первый шаг (и вопрос ответственности человека за НЕсделанный первый шаг навстречу Тв-рцу), остался не до конца проясненным именно и только для случая пленного младенца (еврея по рождению), который в силу воспитания, воспринятых с естественно некритичного детства взглядов и жизненных ценностей естественным путем затрудняется сделать первый шаг к Тв-рцу. Возможно, существенная часть ответственности падает на еврейское общество в целом (и его духовных руководителей в частности), не обеспечившее как нормальное еврейское воспитание и образование с детства, так и общественную атмосферу (не будем стесняться слов: общественное давление), делающие затруднительным именно жизнь без Тв-рца.

Отсюда следуют два пути тшувы. Первый — изначально от Тв-рца. Человек вдруг начинает искать и метаться, внезапно понимая, что его жизненный путь ведет куда-то не туда, куда нужно. Это особенно актуально в наше время, когда проблема потери смысла жизни человеком перешло границы эпидемии и стало пандемией. И без внешних причин человек находит путь к Тв-рцу. Второй путь — через окружающих людей, дающих как объяснения, так и демонстрирующих личный пример. Это должно помочь как тем, кто только готов слушать о Тв-рце, не предпринимая своих реальных шагов, так и тем, кто готов только наблюдать личный пример хорошей, полноценной жизни как отдельных семей, так и обществ, не примеривая его на себя. Часто бывает, что эти слова и примеры долго не производят видимого впечатления, но потом происходит прорыв (от Тв-рца).

Второй неочевидный вывод. Нам нужно пересмотреть наше отношение к сегодняшним светским евреям. Они изначально получили неверное воспитание, неверный взгляд на устройство мира. Они не покидали Тв-рца, они с того места, куда их сам же Тв-рец поместил в Его мире, просто не могли Его узнать. Ведь дети не могут критически воспринимать то, что родители в них вкладывают и, как оказалось, только немногие, с разрешения Тв-рца способны критически переосмыслить инстинктивно и изначально воспринятые ими жизненные ценности и заменить их на те, которые будут сочтены более правильными в уже зрелом возрасте. Даже родившись и живя в Израиле, но следуя за своими родителями, учителями, окружением, они фактически находились в гойском обществе (хотя, скорее всего, почти все окружение было еврейским по Алахе и гойским было по духу и по поведению) в гойской земле, хотя географически их гойская страна располагалась в еврейской Стране, и интерес к своей религии полностью противоречил внушенным им с детства жизненным ценностям. То есть, они, даже ненавидя религию и, особенно, ее носителей, являются фактически пленными младенцами и в силу этого имеют право на соответствующее отношение тех, кому повезло познать Тв-рца и соблюдать Его Закон. Мы говорим не об облегчении Алахи для таких людей, но о наших усилиях по их приближению к миру Торы.

Эту же мысль приводит РАШИ в своем комментарии на стих 29:28. Он пишет: «… открытое «нам и сынам нашим», чтобы нам устранить зло из нашей среды [РАШИ говорит об открытом грехе одного человека и Б-жественном взыскании за это с отдельного согрешившего, но переходит на ответственность общества за наказание отдельного открыто согрешившего человека]. Если же мы не содеем суда над ними, покараны будут многие».

5.8.5

Если мы говорим об ответственности еврейского общества за оступившихся в службе Тв-рцу евреев или даже эту службу оставивших (скорее, еще к ней не приступивших), необходимо привести крайне жесткое мнение РАМБАМа по поводу евреев-атеистов. Это мнение мы позаимствуем из книги «Знание (иврит: Мада́)» в переводе на русский язык издательства «Лехаим» 2010, входящей в труд РАМБАМа «Мишне Тора», а именно второй главой раздела «Законы об идолопоклонстве», параграфы 2.8 и 2.9 (2.5 по иным изданиям) с подстрочными комментариями.

Итак, РАМБАМ постановляет: «… Евреи-безбожники … не считаются евреями ни в каком отношении. И не принимают их раскаяния, как сказано: «Все, кто ушел туда, не вернутся, не найдут дороги жизни» (Мишлей, 2:19). Безбожники — это те, кто в глупости своей следует за помыслами своего сердца … вплоть до того, что нарушает заповеди Торы назло, из ненависти, публично… Запрещено разговаривать с ними и даже отвечать им на вопросы …».

В подстрочных комметариях данное издание приводит: «В «Респонсах РАМБАМа» (Блау, 264) приводится обращенный к РАМБАМу вопрос , почему здесь он говорит, что не принимают раскаяния, а в «Законах раскаяния» (3:14) пишет: «Если раскаялся, принимают»? РАМБАМ объясняет: «здесь речь идет о доверии людей к раскаянию еретика — ему не доверяют. А в «Законах раскаяния» речь идет об отношениях с Всевышним, и в Высшем суде знают, насколько раскаяние искренне, и буде оно таковым, принимают».

И еще там же: « В комментарии к словам Мишны (Авот, 2:14): «Знай, что ответить еретику», — РАМБАМ пишет: «Речь идет о еретиках из народов …, но если он из евреев, то … нечего с ним обсуждать, потому что он неисправим и нет ему лекаря».

Отметим, что, по нашему мнению, сегодня практически не встречаются евреи-безбожники, описанные РАМБАМом. Большая часть сегодняшних евреев-атеистов относится к «пленным младенцам», законы по поводу приближения к вере которых обязывают нас их приближать и принимать в общество. Те же, которые «покинули Тору» («вернулись к вопросу»), как правило, покинули не Самого Тв-рца, а образ жизни определенных общин, следовательно, тоже не подходят под определение РАМБАМа. Идейные богоборцы-евреи еще возможно встречаются в исключительно малом числе, но к массе несоблюдающих сегодня Закон крайне жесткое мнение РАМБАМа сегодня, похоже, не применимо.

5.8.6

«Сокрытое Б-гу Всесильному нашему, а открытое — нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова учения этого» (стих 29:28). Итак, цель объявлена — соблюдение данного нам учения. Для этого нам Тв-рцом дано открытое знание, а сокрытое Он оставил Себе.

К сокрытому относится многое — в первом приближении можно назвать ряд областей сокрытого, что явно не исчерпывает список: то, что в силу сложности в принципе недоступно человеческому разуму, например, многочисленные вопросы как и почему именно так устроен и функционирует известная часть мира (а уже понятно, что нам известна только часть сотворенного мира или миров); то, почему в мире или в судьбе отдельного человека происходит то или иное событие; то, что не нужно знать для нормального функционирования мира и для нашего функционирования в нем, например будущее, так как знание будущего сильно сократит или даже ликвидирует свободу выбора; для отдельного человека останется закрытым то, что именно он в силу данных ему возможностей познания познать не может. К закрытой для земного человека информации отнесется и непрозрачность многих имеющихся в мире открытых знаний (здесь часть мыслей заимствована нами из книги раввина Адина Штейнзальца (Эвен Исраэль) «Социология невежества»), например, человек не может изучить и медицину, и юриспруденцию, и многочисленные инженерные науки одновременно, а оперировать данными, относящимися к этим областям затруднительно без знания соответствующих областей. Даже в одной достаточно узкой области знания информация, накопленная сегодня этой областью шире знаний человека, работающего в этой области. К закрытым знаниям относятся знания, специально закрытые обществом, например, личная информация (о счетах в банках, о здоровье), секретная информация оборонного и иного значения. Части этой информации открыты отдельным людям, наделенным обществом специальным правом доступа к этому знанию. Мы эту область знания не будем особо выделять и оставим в области уже имеющегося знания человечества.

Однако очень многое остается открытым и находится в возможностях познания данным человеком. И, по мнению Торы, именно познание открытого позволяет лучше и полнее «исполнять все слова учения этого».

Попробуем вслед за идеями Карла Поппера о множественности миров знания построить отличную от попперовской, заметно расширенную по сравнению с его схемой систему таких миров знания (семь областей знания вместо попперовских трех).

На нашей схеме:

1 — область знания Тв-рца о нашем мире (правильнее было бы оставить эту область без внешней границы, которая изображена исключительно для удобства восприятия приведенной схемы). Любая область знания на схеме, находящаяся внутри более широкой области, является подмножеством этой охватывающей области знания.

2 — область знания, уже переданная человечеству или открытая человечеством (понятно, что все открытия человечества делаются с разрешения Тв-рца и по Его плану. Фактически через познавательный труд человечества Тв-рец открывает людям те или иные части ранее скрытого от них, но предназначенного для открытия им и ими знания);

3 — область знания, части которой могут быть переданы Тв-рцом человеку напрямую (например, чудом или появлением неясно откуда взявшейся информации) или эти части в принципе могут быть познаны человеком исследующим (человечеством) с неявного разрешения Тв-рца. Её часть — область 2 — уже передана человечеству или открыта человечеством. Расширение области 2 продолжается непрерывно и тем самым сужается еще неохваченная областью 2 часть области 3;

4 — механический набор слабо пересекающихся областей знания отдельных людей, которое не войдет в область 2, то есть, не станет достоянием знания человечества. Эта область останется фрагментарной — каждый человек или некоторая группа людей обладают некоторым знанием, не становящимся достоянием человечества;

Единая область, очерченная пунктироной линией — область знания отдельного человека. Её части:

5 — то, что конкретный отдельный человек усвоил из общечеловеческого фонда знаний, включая то, что он еще освоит в течение своей жизни;

6 — то, что отдельному человеку известно (или будет известно), но эти части знания не входят в общемировую копилку знания, хотя со временем это знание может войти в общую мировую принципиально открытую для всех область знания (например, открытие ученого, которое еще не стало общим достоянием, сложившаяся в уме автора книга, которая еще только будет опубликована, еще не написанная картина или звучащая в мозгу музыка, еще не записанная на бумаге и проч.);

7 — личный опыт, знание, память, мышление, чувства и ощущения отдельного человека, которые общедоступными для человечества никогда не станут, но Тв-рцу они, естественно, открыты («… и первый поцелуй, и первый бой …» — Евгений Евтушенко. С. Преображенскому, «Людей неинтересных в мире нет», 1960), а также сложившиеся в уме автора книги, картины, музыка, научные идеи, которые так и не будут опубликованы.

Легко видеть на схеме, что области 2 — 7 являются подмножествами области 1, область 2 в свою очередь также является подмножеством области 3, а единая область личных знаний отдельного человека (очерчена пунктиром) 5 — 7 с одной стороны и области 2 — 4 с другой стороны оказываются пересекающимися множествами.

Если в давно прошедшие века серьезные, объективные знания из области 2 состояли в основном из знаний Торы, то уже в последние 4-5 веков до начала ИХ эры начали накапливаться знания о мире, вначале — знания астрономии и медицины. И Шмуэль из йешивы Неарде́а из трактата Брахот (58 б), который знал тропинки неба также хорошо, как и тропинки йешивы Неарде́а, показал пример серьезного отношения крупнейших мудрецов (амора́ев) к этим знаниям. В последние века и особенно в ХХ веке море знаний о мире и человеке разлилось широчайшим образом. Это знание открыто людям, а, следовательно, по указанию Торы, является предназначенным нам с вами для изучения именно «чтобы исполнять все слова учения этого» (стих 29:28). То есть, Тора требует (требует!) изучать не только саму Тору (во всей ее широте ТАНАХа, Мишны, Гемары, Алахи и проч.), но и устройство мира, созданного Тв-рцом, и Его творений в нем именно для понимания, насколько это дано человеку, самого Тв-рца и для приближения к Нему через осознанное выполнение Его указаний.

В связи с обсуждением закрытого и открытого для человека знания интересно взлянуть на ответственность человека за ошибки, понять которые можно только с обладая хотя бы ограниченным доступом в принципиально недоступные для человека области закрытого знания. То, что эта ответственность существует, мы увидим на трех примерах.

Пример первый. Царь Давид просит: «… От скрытых (неумышленных грехов) очисти меня» (19:13). Если бы за неумышленные, неизвестные человеку грехи не существовало бы ответственности, царю Давиду не было бы нужно просить Творца очистить его от них. Но раз он просит, значит, знает о существовании ответственности даже за неизвестные человеку грехи (которые неизвестны человеку в его земной жизни, но станут известными при приходе человека в посмертный мир и там окажутся проблемными для человека).

Пример второй. Ослица Билама (в стихе 22:28 недельной главы Балак книги Бемидбар) предъявляет Биламу претензию: «… что сделала я тебе, что ты бил меня уже три раза?» Но ведь она три раза вела себя, с точки зрения Билама, неадекватно, а причин такого поведения обычно послушной ослицы он не видел. Значит, претензия предъявлена за то, что Билам знать не мог. При простом мышлении, если не мог знать, значит, нет места претензии. Это человеческая логика о принятии решений в условиях неполной информации (хотя незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение, но это — другой случай: законы в принципе открыты для ознакомления). А ослице Тв-рец открыл уста именно для предъявления претензии — ведь больше ничего ослица не сказала.

Пример третий. Эта мысль также подтверждается в «Слихот» на канун Рош hаШана, где встречается фраза: «Даже за исчезнувшие преступления Он будет судить.» (перевод неточный, точнее объяснить на русском языке смысл этого ивритского стиха можно только обширными комментариями, поэтому для понимающих иврит приведем оригинал: «יָבִא בְמִשְׁפָּט עַל כָּל-נֶעְלָם». Это часть стиха 12:14 из Коэлет царя Шломо).

На этих трех примерах мы видим, что ответственность существует даже за неправильное поведение при отсутствии наших знаний о нем. Отсюда мы учим насколько тщательно нам нужно анализировать окружающий нас мир и наше поведение в нем.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария к «Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 5.8 Ницавим»

  1. Уважаемый Лев!
    Вы задали несколько вопросов сразу и все они трудные в объяснении, хотя и имеют четкие ответы.
    Выделим две главные проблемы.
    1. В большинстве случаев люди считают правильным, то, как они думают о мире, об обществе, о плохом и хорошем, о допустимом и запрещенном. Эти взгляды появились в детстве под влиянием семьи, среды, воспитания и у большинства никогда не подвергались серьезному критическому анализу на тему: я знаю, что это так; а откуда я это знаю и правильно ли (с моих сегодняшних позиций) то, о чем я знаю, что это правильно? Я просто это знаю. Мой личный переход к религиозному образу жизни связан именно с таким анализом, с данной мне (Тв-рцом, которого я тогда еще не знал) возможностью его производить. На этом пути было много внешних источников, в частности, книжка Феликса Кочубиевского «На пути тшувы». Читая книжку, я вдруг осознал, что неосознанно верю в невероятное и неправильное, взятое из детства, из школы, из юности. Да, как современная педагогика, так и РАМБАМ говорят, что знания (или «знания») и взгляды, полученные в детстве – самые крепкие и самые трудные к изменению. Но мы ведь люди. «Пока над нами небо, а не земля». Нам дано меняться. Отсюда идет проблема «пленных младенцев» и обилие «нерелигиозных евреев». Но сегодня уж слишком много информации о евреях и Тв-рце разлито вокруг и только внутренние тормоза в каждом мозге анализировать окружающее, критически его рассматривать (и, если нужно, пересматривать самые базовые свои представления о мире и о себе в мире, о своих и вообще о человеческих глобальных задачах) и в зрелом возрасте познавать то, что противоречит усвоенному в детстве запирают людей в неправильности их представлений. Я встречал немолодых людей, которые говорили, что да, дескать советская власть воспитала их в неправильных взглядах, но не переделывать же все теперь, уж так и доживем. Печально.
    2. Из первой вытекает вторая проблема. Многие в отношении евреев думают впитанными с детства категориями гоев, считая их «универсальными», «общечеловеческими». О том, что национальность француза передается по отцу, а вот у евреев – по матери. Но национальность не накладывает никаких обязанностей, кроме универсальных, но больно размытых, а чаще – христианских общечеловеческих. Например, прав человека (но редко вспоминают об обязанностях). Первое верно (о передаче национальности), а второе (об отсутствии обязанностей у евреев) – нет. У родившегося евреем, в отличие от гоев, изначально есть обязанности, есть коллективный договор народа с Тв-рцом. И оказалось, что в этих обязанностях – величайший подарок евреям, основный смысл жизни; оказалось, что нам подарена Им глубоко осмысленная жизнь (в отличие от гоев, с которыми Виктор Франкл должен разбираться своей логотерапией в условиях повального экзистенциального вакуума). Эта жизнь полна стремлением, которое прекрасно выражено как раз у гоев (берем из книжки «Лоэнгрин. Средневековые европейские (!) легенды», из легенды о Парсифале): «Вперед! Дальше и выше!».
    Так же думают несчастные, не встретившие Тв-рца евреи о браке. Мол, это как у гоев, соединение двух любящих сердец вне связи с национальностью. В «современном» обществе брак должен быть не только религиозный, но и светский, гражданский. С точки зрения еврея, знающего, что значит быть евреем – бред! Даже не будем отсюда тянуть нить к однополым бракам. Отсюда гойский же уровень разводов больше 50% от числа браков, скромно промолчим о том, насколько «счастливо» большинство остальных. Ведь народы мира не знают смысла брака, сводя все к постели и к совместному ведению хозяйства. А в традиционных еврейских семьях уровень разводов и до 5% не дотягивает.
    Да, сегодня и в ортодоксальной еврейской среде много, очень много проблем. Она перестала быть образцом еврейской жизни и еврейского Служения. Но это не освобождает нас от еврейских обязанностей по отношению к нам самим, к нашим близким, к нашему народу и, конечно, к Тв-рцу.
    На этой неделе у нас Рош hашана (голова года, грубый и неверный перевод – новый год, неверность перевода – в мышлении гойской категорией о новом годе). Тоже не гойский новый год со странно сдвинутой на раннюю осень датой, а совсем, совсем другое.
    Поздравляю всех с этим великим праздником! И желаю начать возвращение — к себе, к народу, к Тв-рцу.

    1. Спастбо за поздравление, доргой Исраэль и за подробный ответ. И Вас с праздником!

  2. По моему, Исраэль, Вы написали интересные комментарии и делаете важную работу. Главное мне нравится, что комменатрии эти не переписаны из сотен подобных, а созданы самостоятельно. Но есть, на мой взгляд и некоторые противоречия. Например, Вы пишшете, с одной стороны, что еврей-безбожник не еврей и с ним запрещено разговаривать. А, с другой, что еврей, воспитанный в атеизме, не виноват. Это его не вина. а беда. И ещё
    «об ответственности евреев друг за друга. Появление гнилого яблока в куче яблок и отсутствие быстрого и эффективного решения возникшей проблемы приведет к быстрому загниванию всей кучи»
    Не совсем понятно: речь только о религиозных отступлений от заповедей или также об этических? Если предположить, как считают некоторые, что Кобзон-мафиози, то в этом есть и наша вина ? Другими словами, Вы считаете, что мысль Анны Франк о том, что , все евреи отвечают за плохие поступки одного еврея, это справедливо? Или я неправильно понял.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *