Аркадий Гайсинский: Раданиты

Loading

На иврите «радан» — «неограниченный властитель, диктатор», и такое объяснение происхождения слова «раданиты» представляется гораздо более убедительным, чем основанное на иранских наречиях.

Раданиты

Аркадий Гайсинский

1

В истории европейской еврейской диаспоры имеется очень важный факт, без учёта которого не может быть в полной мере понята не только история европейских евреев, но и народов Европы. Ввиду имеется еврейская торгово-купеческая организации, известная под именем «Радания»-соответсвенно, принимавших участие в её деятельности называли «раданиты».

О раданитах в исторических источниках сохранилось очень мало упоминаний; наиболее хорошо известное и наиболее часто цитируемое — в «Книге путей и государств» — самом раннем из сохранившихся до наших дней арабских географических трактатов, составленным не позднее 885/886 гг.. начальником почт северной Персии ибн Хордадбехом:

«Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции на Западном море, направляются к Фарме…. На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран…»[1].

Из приведенного следует, что организация «Радания» была хорошо известна уже в IΧв. и, следовательно, образовалось гораздо ранее этого времени.

2

Интерес, проявляемый историками к раданитам, ограничивался упомянутой скудостью о них сведений, из чего был сделан вывод и об ограниченности влияния раданитов на жизнь современных им государств. Однако, при более внимательном взгляде на деятельность раданитов, оказывается, что она была гораздо более весомой, чем представляется, а роль раданитов в развитии некоторых регионов Восточной Европы можно считать определяющей.

Одним из первых российских историков понявших это был Лев Гумилёв, имевший свою, по сути верную, но окрашенную личными впечатлениями точку зрения на деятельность раданитов:

«Рахдонитами называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой»[2].

Он же дал и своё объяснение этимологии этого слова, производя его от двух персидских: «rah»-«дорога» и «don-знать», то есть — знающие дороги, утверждая тем самым, что основу раданитов составляли выходцы из Иранской еврейской общины[3].

Но обратим внимание: у Л.Гумилёва это слово имеет форму «рахдониты», отличную от принятой — это объясняется стремлением историка произвести его от иранских корней, хотя хорошо известно, что еврейских купцов, монопольно торговавших между Европой и Азией, называли «радания». Сомнение в иранском происхождении слова вызывает и его смысловое содержание: «знающие дороги» — определение довольно расплывчатое, применимое, скорее, к путешественникам и к проводникам, чем к самим купцам, главная функция которых заключалась именно в продаже товаров, а не в знании дорог.

Чтобы подтвердить высказанное мнение, подойдём к факту существования раданитов именно с позиции их реальной деятельности и зададимся вопросом: а не слишком ли легковесно мы воспринимаем определение «монополия», при том, что с монополией раданитов в торговле между Европой и Китаем согласны все учёные, имевшие отношение к этому вопросу?

Но что такое монополия, вообще? Прежде всего, хозяйственная или торговая организация (объединение) полностью контролирующая в той отрасли, где она действует, цены на товары и услуги. Итак, если раданиты было монополистами, то представим себе:

1.Каков был масштаб монполии, если она держала в своих руках «львиную долю» торговых операций между двумя континентами — Европой и Азией.

2.Какую массу вопросов и проблем приходилось решать: разведка новых торговых путей и рынков, создание базовых посёлков, обустройство остановок (станций), включая строительство помещений для отдыха людей и животных, содержание дорог, волоков, источников воды.

3.Какой чёткой и разветвлённой должна была быть система управления, чтобы обеспечить такой размах деятельности.

Так что, возвращаясь к этимологии слова «раданиты», его можно и следует объяснить, исходя из самой сути существования монополи. И в Раннем Средневековье, и в наши дни в понятие «монополия» вкладывался одинаковый смысл: господство немногих, диктат в границах их деятельности. На иврите «радан» — «неограниченный властитель, диктатор», и такое объяснение происхождения слова «раданиты» представляется гораздо более убедительным, чем основанное на иранских наречиях.

3

Раданиты «путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции на Западном море, направляются к Фарме…. На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран…».

Морские торговые караваны нуждались в охране также как и сухопутные — ведь пиратство в те времена было таким же естественным способом существования, как и разбой на суше, да и риск оказаться в руках самих же перевозчиков — также не исключался. Поэтому гораздо предпочтительней было иметь свои собственные корабли с надёжными и умелыми экипажами.

Наличию у раданитов собственного флота имеется свидетельство — оно в том рассказе из средневековых хроник, который сообщает о событии, случившемся в IΧв. на южном побережье Франции:

«Однажды ,в каком-то приморском городе Южной Франции, император (Карл Великий) сидел за обедом, когда показались в гавани иноземные корабли. Одни считали их еврейскими, другие — африканскими, некоторые —английскими, но все полагали, что это купеческие корабли. Но Карл по способу постройки и быстроты движения угадал их назначение и сказал: «Эти суда не с товарами, а с ратными людьми». Все тотчас схватили оружие и поспешили к гавани встречать этих гостей. Однако ж викинги, заметив, что тут сам Карл, быстро повернули в море и исчезли, как молния»[4].

Из приведенного отрывка следует, что в Средние века были хорошо известны еврейские корабли, отличавшиеся от, например, африканских или английских, «но все полагали, что это купеческие корабли»

Но о каких еврейских кораблях может идти речь, если наличие таковых предполагает опору на государство, на территории которого суда бы строились и базировались —ведь евреи не имели своего государства уже почти полторы тысячи лет?

Знание же политической ситуации на Евро-Азиатском континенте в IΧв. даёт право утверждать, что такой страной, где могли базироваться корабли еврейских купцов, был Хазарский каганат. Но как в таком случае отнестись к сообщению ал Масуди, что «царь хазарский не имеет судов, и его люди не привычны к ним»? — достоверно известно, что в исторических источниках не встречается ни единого упоминания о действительно хазарских судах и хазарских купцах. И здесь мы находим ещё одно доказательство правоты тех, кто считает, что Хазарский каганат был лишь «вывеской» фактически принадлежавшего евреям государства.

Арабский географ ибн аль-Факих в «Книге стран», написанной в начале Χ в., рассказывает о пути купеческих судов,прошедших через Боспорский пролив из Средиземного в Чёрное море: «…Затем они идут по морю к Самкушу-Еврею (Самкершу-Еврею) после чего они обращаются к Славонии…»[5]

Признано обоснованным то мнение историков, что под «Самкушем-евреем» следует понимать Тмутаракань (нынешняя Тамань), принадлежащую в древности Хазарскому каганату, но управляемую, как выяснилось, евреями.

Иными словами, у евреев — купцов могли быть (и как видим были) свои суда, поскольку наличествовали главные условия для их существования.

___

[1] П.Г.Булгаков. Книга путей и государств Ибн-Хордадбеха. Палестинский сборник. Л. 1958. вып.3/66, сс. 127-136.

[2] Л.Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая Степь

[3] Л.Н. Гумилёв. Древняя Русь… с.127.

[4] Андерс Стриннгольм. Походы викингов. М. Ас. с.29

[5] цит. по Б.А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв. Наука. Москва. 1982. с.335.

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Аркадий Гайсинский: Раданиты

  1. Аркадий, почитайте при возможности эту работу Архипова «Об одном названии Киева» — потом обсудим. Вы наверное, все это знали, но там очень детализировано. Речь идёт о названии Киева — Самбатос.

  2. Уважаемая Ася!
    Вы,конечно же знаете,что \»первое упоминание в источниках\» какого-то исторического факта или явления\» зачастую намного отстаёт во времени от его реального существования.Например,упоминание в Иерусалимском Талмуде ( 4 в.н.э.) реки Самбатион историческая логика приводит к раданитам,но,к сожалению,построение этой логической цепочки требует книжного объёма.

  3. Уважаемый Борис!
    Благодарю Вас за внимание к моей работе и справедливое замечание.
    После 27 лет пребывания в Израиле сообщаю Вам,что глагол «властвовать,покорять» имеет корень » רדח»,но поскольку в источниках еврейских купцов называют «радания», я посчитал за лучшее придерживаться словарной трактовки: «Радхониты, или раданиты (ивр. ‏רדהנים radhanim‏‎, араб. الرذنية ар-разанийа».В данном случае значение имеет не «раданиты» или «роданиты»,а предложенная мной этимология этого определения,основанная на языке еврейских купцов, «державших торговую монополию»,а не «происхождение этого термина не вполне ясно (вероятно, от персидского «знающие дорогу»)

  4. Все в лингвистике открыто.
    Вот, сегодня – РАДАНИТЫ.
    А для Киева отрада:
    Это ж все от слова РАДА,
    И японцы тут как тут:
    ДАНы ведь не зря дают…

    Уважаемый автор, Вы живете в Израиле 27 лет.
    Слово РОДАН пишется через «О», — если по-русски, и через «ВАВ», — если на иврите.

  5. Материал интересный. Но как всегда, все упирается в хронологию. В предыдущем своем материале, тоже очень интересном, вы сказали, что семитские корни в русских словах могли быть привнесены купцами-родонитами. Сейчас стало ясно, что вы говорите о 9 веке н.э. Это слишком поздно, чтобы попасть в основу языка, в названия. Хронология становится даже более важной задачей, чем непосредственно география перемещений. Те же Вяч.Вс. Иванов и Т.Гамкрелидзе писали о времени гораздо более раннем, где-то в районе «Ассирийского пленения», т.е. 700-ые годы до н.э. А родониты шли в своё время, и наверное, тоже много чего привнесли… F

Добавить комментарий для Ася Крамер Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.