Елена Бандас: Корейские впечатления

 280 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В Корее мы постоянно слышали: “Оставьте, не бойтесь, никто не возьмёт!” В то время, как в Италии — “Держите крепче фотоаппараты!” В Стокгольме — «Не оставляйте в номере открытыми хорошие вещи, а в ресторане — дорожные сумки под столами!”

Корейские впечатления

Елена Бандас

«Пока Земля ещё вертится…»
Булат Окуджава

«Пока есть время, милая
Пока Париж не сожжён, не
разрушен,
Пока сердце моё на ветке своей…»
Жак Превер

Пока — слово такое тревожное. Знак хрупкости, ненадёжности. Сколько ещё осталось — до падения сосульки или астероида, как раз на голову? Мечты вождей о мировой революции, о возрождении империи (халифата) не позволяют подданным наслаждаться великолепием природы и стабильностью жизни. Теперь вот Ирану неймётся, и мир вновь готов откупиться от него евреями, ради выгод торговли.

“Мы сталкиваемся с очередным моральным крахом Запада, признавшего правомочность режима, открыто и непрестанно объявляющего физическое уничтожение еврейского государства главной целью своей внешней политики”.
(Авигдор Либерман. Европа: “Невыученные уроки”)

Пока небо над головой чисто, пока не встрепенулся Золотой петушок у наших границ, хорошо бы отправиться в путь.

— Пока можешь, путешествуй, — сказала мне Санька. — Не думай, ЧТО ты им оставишь. Они живут в нормальной стране, сами себе заработают.

Куда же? Европа, сквозь прекрасные черты ландшафтов которой проступают личины её истории, — давно знакома и незабываема для потомков тех, кто случайно уцелел на этом континенте. А, может, с Востока Ближнего — на Дальний? В Южную Корею, недели на две?..

Есть что-то общее между нашими странами. Корея веками была колонией великих держав, а нынешняя территория южной её части — 100 210 км кв. — результат раздела по итогам 2-й мировой; СССР запретил свободные выборы в подконтрольной ему северной части полуострова. 25 июня 1950 года войска Северной Кореи внезапно перешли «38-ю параллель». Контур полуострова с первых полос тогдашних газет запечатлелся в памяти: рассекающие его флажки сдвигались к югу. Мы, в нищете послевоенной разрухи, радовались победному их шествию, утверждению за ними народовластия и социальной справедливости. Пока защита извне эту уверенную поступь не остановила.

Страной Израиля тоже владели воинственные захватчики. Нынешние её 27 199 км кв. (в границах после победы в войне 1967 г., включающих Иудею, Самарию и Голаны) — следствие вероломного нарушения Англией мандата на управление Палестиной, когда вместо государства евреев Белая книга утвердила создание здесь очередной страны арабов. Впрочем, европейские и арабские чертёжники требуют нового раздела..

Соседи мечтают поразить оба наши народа ядерной смертью и уродуют землю боевыми туннелями, чудом инженерного искусства.

И, наконец, по слухам, — в каждом южнокорейском доме есть книга Талмуда!

Посол Южной Кореи в Израиле, Юнг Сам Мах, объясняет:

“Мы испытываем большое любопытство по поводу причин академических достижений евреев… Евреи имеют высокий процент Нобелевских премий во всех областях: в литературе, науке и экономике. Мы пытаемся понять, в чём секрет евреев. Как это у них получается, что они могут достичь таких поразительных результатов? Откуда у евреев такой высокий интеллект? Вывод, к которому мы приходим: один из их секретов — изучение Талмуда. Евреи изучают Талмуд в раннем возрасте, и это им помогает, по нашему мнению, развивать умственные способности. Мы верим, что Талмуд поможет сделать наших детей гениями. Потому включили изучение Талмуда в обязательную программу школ”.

Чудесные, необыкновенные люди! Не завидуют, не возмущаются различиями, не пытаются “стереть с карты”, но хотят понять. Это удивляет, если взглянуть на общую картину, одним из тёмных пятен которой был недавний Генсек ООН, посланец Ю. Кореи Пан Ги Мун: беззаконием считал он морскую блокаду Газы, не возражая против сотен ракет, летящих на Израиль из сектора. О, загадочная корейская душа!..

Да, хочется увидеть эту землю, пока не стала она вновь “горячей точкой”, и открыт её прекрасный аэропорт Инчхон, и жива ещё надежда на победу здравого смысла.

На пути — развилка. Сторонники строгого профессионализма последуют за профессором-востоковедом, кандидатом исторических наук, специалистом по Корее Андреем Ланьковым, к многостраничной его книге “Быть корейцем”, статье “Почему Корея — это “Корея” и другим публикациям.

А мы — любители превращений многоцветных географических карт в живые горы, долины и моря,— поднимемся 1 октября 2017 года на борт южнокорейского самолёта, пассажирского лайнера (от английского line, исходящего от латинского linum — лён, нить; ведь линии маршрутов и нити дорог — синонимы!).

Томительный 9-часовой беспосадочный перелёт навевает грезы о пассажирских ракетах будущего. Нелегко приходится и этим милым корейским девушкам, в белых фартучках, с заколками-шпажками в тугих узлах черных волос; стюардессы катают свои тележки, подают и принимают подносы, будто не замечая усталости — не меркнут их приветливые, обращенные к нам улыбки.

Две группы израильских туристов в самолёте. Одна, постарше, предпочитает общаться на русском. В 60-е и 70-е нас вычёркивали из списков даже на посещение “стран народной демократии” (“Горком партии не пропускает!”). И хотя страна исхода слагалась, по существу, из нескольких, и были исхожены их дороги и воды — вот уже четверть века раздвигаем горизонты и утоляем, прежде иных потребностей, жажду видеть мир.

Во второй группе — урождённые израильтяне, а также и те, что приехали молодыми, получили образование, отслужили в армии. Думают уже на иврите, новом их родном языке. Равные среди равных.

Освоив Европу, Китай и Японию, все мы летим в неизведанную Корею (“Куда? Там же опасно!”). А где не опасно?.. На экране, встроенном в спинку кресла перед глазами, — фильмы, игры, новости, данные полёта. Скорость — 1100 км в час, высота — 12 км. И вот белый самолётик на карте пересекает Жёлтое море, скорость пала до нуля. Подрагивая, встали. Девять утра, по израильскому времени. Три часа дня, по корейскому. Смартфон меняет время автоматически. Сколько знаков стремительного взросления человечества!

Туристический автобус ждёт. С нами два гида, израильский — Антонина, не один десяток лет в туризме, и местный — молодая кореянка Наташа, уроженка русского Приморья, арендующая квартиру в Сеуле. Она — связующее звено между корейцами, обычно не знающими английского, и нами, кто сдавал некогда “тысячи” в ВУЗах.

Сейчас в Корее тройной праздник: окончание сбора урожая (и в Израиле в этом году с 4 октября — дни радости, Суккот, когда осенние плоды уже сняты), День независимости (в результате капитуляции Японии в 1945 году) и День создания Великого Письма — Хангуля — букв, вместо иероглифов и слогов (1443 г.). Вот чего хочется людям: радоваться урожаю, с уверенностью, что на год хватит и что никто не заставит жить на своей земле под чужим диктатом. Только мешают битвы религиозные, идеологические, войны за сферы влияния — ложные цели, загубленные жизни…

На карте половину страны занимают горы. Где корейцу хотя бы избушку на курьих ножках поставить? А еда? Верно, вся надежда — на скатерть-самобранку, на гуманитарную помощь. Ни угля, ни нефти. Чем живут?

Пока добрались до Сеула, время дня почти истекло. Выходим из автобуса в несмелых сумерках большого города. В домашнем ресторанчике, за деревянными столами сами творим блюдо корейской кухни. На каждом столе над горелкой кипит вода в большом чане, рядом в миске — тончайше наструганные, прозрачные лепестки мяса, опускаем их в чан с водой. Добавляем пряную зелень из другой миски. Всё проваривается, сгущается, настаивается — сотворился суп.

В окне гостиницы Lotte city — сияние высоток, реклам, автомобильных потоков.

На рассвете, вид из окна 16-го этажа
На рассвете, вид из окна 16-го этажа

Завтрак — шведский стол. Протёртые супы, салаты, сероватые, без нитратов, сосиски, сыр, ветчина, соки, злаковые хлопья, клюква, орехи, корейские острые соусы, выпечка… Главное — как в еде, так и в её описании — остановиться вовремя. Наших едой не удивишь, после отелей Мёртвого моря и Эйлата. Вот творога в Корее не хватает.

Колесим по городу. Пешеходные зоны укрыты сенью платанов, высаженных в квадратных лунках посреди тротуаров.

Теперь понятно, почему Сеул тянется ввысь. Он замкнут горами, северная и южная его части разделены полноводной рекой Хан (Великая), или Ханган (Великая река), около 1 км шириной, 27 мостов соединяют районы; притоки также сокращают площадь строительства. Придумали — намывные земли. Один такой участок мы успели, на полном ходу, заметить — желтоватую почвенную равнину. “Здесь будет построен новый район”,— сказала Наташа. Почти — “Здесь будет город заложён”…

В поле зрения вырастают два многоэтажных великана, на фасаде одного надпись Hyundai, другого — Kia. Гид говорит— производство автоматизировано. Лидеры автомобильных продаж в Израиле: Юндай — на первом месте, Киа — на втором. Как встреча с давними друзьями. “Юндай” не один год служит мне верой и правдой.

Но вот — бросок от наших дней к прошлым. Комплекс из пяти королевских дворцов династии Чосон расположен на обширной территории между дворцами Кёнбоккун и Чхандоккун. Северный, Кёнбоккун, самый знаменитый, достроен к 1395 г. , через 3 года после воцарения династии; она правила страной до 1910 г., пока Корею не аннексировала Япония. В Северном дворце жила королевская семья.

Ворота Хынквамун, ведущие внутрь комплекса
Ворота Хынквамун, ведущие внутрь комплекса

В годы войны с Японией (1592–1598) Кёнбоккун был разрушен пожаром. а восстановлен только в 17-м веке. Всё воссоздано, сохранено, и мы бродим с фотокамерами и увозим с собой впечатления об истории и обычаях незнакомой доселе страны.

Одно из зданий дворцового комплекса династии Чосон
Одно из зданий дворцового комплекса династии Чосон

Фигурки на крыше и узоры росписи призваны защищать дом от злых духов и пожаров.

В глубине комплекса, на 32 га разбит парк, Хувон (“Сад естественной красоты”). Пруды, беседки, павильоны, 26 тысяч деревьев украшали Тайный сад, с его Лотосовым прудом, изначально — любимое место отдыха женщин королевской семьи. Позже в саду устраивали приёмы.

Лотосы отцвели летом, сейчас над прудом — крупные их листья: подводные, плавающие (с воздушными полостями), надводные. В буддизме лотос посвящён Будде и символизирует мудрость, чистоту, просветление, причём символическое значение цветка определяют даже цвет и число его лепестков.

Тайный сад, Хувон, с лотосовым прудом
Тайный сад, Хувон, с лотосовым прудом

Каждые полчаса перед дворцом Токсугун (Западный дворец принца Вольсана, 1454-1488) происходит театрализованная “смена караула”, воссоздающая древний ритуал. Торжественно звучат духовые инструменты “стражников” — морские раковины и длинная труба. Каждое представление собирает толпы благодарных зрителей, особенно в дни праздников, как сегодня — третьего октября. Сверкают синие, красные, жёлтые краски.

Инсценированная смена караула перед Западным дворцом
Инсценированная смена караула перед Западным дворцом

До наших дней дошло стихотворение принца Вольсана, чьей резиденцией был изначально Токсугун (не о своей ли недолгой жизни слагал он эти печальные строки?):

Ночь на осенней реке. Холодна речная волна.
Закинул крючок — не клюёт.
В лодке пустой с грузом лунного света домой возвращаюсь.

Одно впечатление сменяется другим. День насыщен. Так далеко летели — всё хочется успеть. Ручей Чхонгечхон (“Чистый поток”) в центре Сеула, вблизи нашей гостиницы, когда-то протекал в пределах городской крепости (сохранились остатки стен 600-летней давности), собирая воды мелких притоков и впадая в реку Хан. В годы корейской войны обмелел, стал грязным и зловонным, по берегам теснились нищие лачуги. В 70-е его заключили в подземную трубу, построили над ним скоростную двухъярусную магистраль и современные здания вместо хибар. Но скоро поняли, как не хватает людям тишины и покоя в напряжённой, шумной городской жизни. В конце века, чуть разбогатев, начали реставрацию, чтобы воссоздать уголок природы, живой прозрачный поток— среди транспортных потоков улиц. В наши дни ручей освобождён из-под земли и бетона, он привлекает великое множество горожан и туристов— для прогулок, встреч, утренних пробежек. 22 моста, каменная набережная и стена её, с цветами и рисунками о жизни одного из королей династии, фантастические фонтаны и водопады, вечерняя подсветка. Вода чиста, рыбы и птицы это признали — число их видов возросло в 6 раз. Загрязнённость воздуха в районе ручья упала на треть. В 2006 году мэру Сеула присуждена международная премия “Герой окружающей среды”.

Протяжённость ручья — 10 км, вплоть до устья. Мы не прошли и пятой части, а жаль…

Набережная ручья Чхонгечхон
Набережная ручья Чхонгечхон
Ручей Чхонгечхон
Ручей Чхонгечхон

Частное строительство в центре города разрешено, но только в национальном стиле пагоды (архитектура, характерная для Дальнего Востока и буддизма). Такой дом может построить лишь состоятельный знатный человек. Озеленение традиционно подчёркивает гармонию природы и человека.

Деревянный частный дом в центре городской застройки
Деревянный частный дом в центре городской застройки

На пешеходной сувенирной улице Инсадон у одной из нас выпала из рук записка. Тут же прохожий указал на оплошность. Улица опрятна. Ни обрывка, ни пакета, ни следов собачьих выгулов. Кстати о собаках. Ни разу не попались на глаза крупная собака и её владелец с поводком, скомканным небрежно в кулаке: “Не бойся, не тронет!” Собачки декоративных пород, иногда, как малые дети, — на руках.

Сувенирная улица Инсандон
Сувенирная улица Инсандон

После обеда в ресторанчике (питание — двухразовое) завершаем день посещением традиционного представления в театре Jeongdong, созданном в 1995 году. Большой удобный зал. Спектакль — пантомима, в красочных костюмах, с элементами балета, под барабаны. Молодой женатый владыка беззаконно влюбляется в прекрасную девушку. Плохо и жене, и девушке. К счастью, есть ещё один герой, он прекрасную девушку преданно любит, и всё кончается хорошо. Хотя группа воинственных мужчин танцует грозный танец с холодным оружием— мечами, наверно. Силу чувств выражают ускорение обычно неспешного, с остановками, танца и интенсивность стука барабанов. Похоже на танец шаманов под тамтамы. И не случайно — до появления новых вероучений местной религией была вера в общение с духами, шаманизм. Буддизм сохранил его элементы, вплоть до последних лет королевского правления. Стиль и техника корейского танца исходит от древних шаманских практик.

Интересно. Однако нам привычна иная театральная традиция!.. На афише— и мюзиклы, и комедии. Вот на мюзикл попасть бы!.. В Сети можно услышать прекрасные корейские баллады.

Вечером, в сиянии огней, вышли погулять без гида и компаса, и зря — названий улиц на перекрёстках нет даже на корейском. Вроде отошли недалеко, надпись Lotte — повсюду, но эти Lotte — не наше пристанище. Слово Hotel незнакомо корейцам. На вопрос о гостинице Lotte старожил хватается за гаджет и радостно указывает растерянным путникам на уходящий ввысь универмаг Lotte. А ведь есть ещё и 123-этажный небоскрёб, бюро путешествий, парк развлечений и кинотеатр под тем же именем, а также — театр Шарлотты, во славу которой эти Lotte, скорее всего, и названы. Кто же она такая?..

Наутро — высокогорный заповедник Собэксан (сан — гора), где находится буддийский храм Куин-са (са — монастырь). Буддизм (на 2008 г.,— 10.7 млн корейцев его исповедуют) и христианский протестантизм (13.8 млн) — основные направления религии корейцев. Буддизм, говорят, — более философия, нежели религия. Однако латинское religio — это не только вера, но и культ, святыня, и статус Будды этим определениям вполне отвечает. Основоположник буддизма, Будда Шикьямуни, родился около 560 г. до н.э., учился у брахманов йоге, прожил 80 лет. Нашёл способ избавления от страданий: жить без огорчений, страстей, ничего не ожидая, ни на что не надеясь. Тогда не испытаешь и боли разочарований, в состоянии покоя и отрешённости достигнешь блаженства, нирваны. Смерть — великий переход в абсолютный покой нирваны.

Глава Верховного суда Иудеи эпохи Второго храма, потомок царя Давида, законоучитель и мудрец Гилель (кто одной фразой выразил суть Торы: “Чего не хочешь для себя — не делай другому!”) говорил о том же пути: “Не верь, не бойся, не проси!” Он учил самообладанию в споре и гневе, кротким философом называли его. Гилель умер примерно в 10 году н.э. в возрасте 120 лет, как Моисей (Давид Генис. Гилель в истории евреев. 2009). Гилель никем не изваян, евреи следуют заповеди Торы “Не сотвори себе кумира”. История доказала верность этого предостережения.

Христианские храмы заметны с дороги как высокие гладкостенные башни с крестами. Христиане — протестанты в конце XIX в. принесли в Корею Библию в переводе на корейский; их Библейское общество издавало в стране и Ветхий завет. Протестанты Кореи приезжают работать добровольцами в кибуцы Израиля.

Последователи обеих конфессий признают иудаизм первой монотеистической религией, остальные переняли у евреев принцип единобожия и его основные законы.

Сидим у окон, со смартфонами наготове. Так живописна дорога! Горный хребет тянется по обе её стороны, то близко, то чуть отступая, то надвигаясь на неё, и тогда магистраль уходит в туннель внутри скалы. Каждый клочок свободного пространства возделан, долины расцвечены многоцветными прямоугольниками посевов.

Дорога из Сеула на восток
Дорога из Сеула на восток

По пути к городу Кёнжу — буддийский монастырь, храм Куин-са, на лесистом склоне горы. Поднимаемся от паркинга к монастырю пешком. Вдоль дороги — памятники над захоронениями именитых монахов, подобие Некрополя.

Живых здесь, видимо, тоже не тревожат суета и несбыточные желания. Мощный кран почти на вершине работает на строительстве нового дома.

Подъём к монастырю Куин-Са
Подъём к монастырю Куин-Са

Не только красоты природы влекли буддистов в горы. В XIV— XX веках их преследовали приверженцы конфуцианства. Монахи искали свободы вероисповедания и тишины, вот почему буддийские храмы хоронились от чужих глаз. Значит, и здесь враждовали адепты двух религий, подобно тому как христианство и мусульманство пытались искоренить вскормивший их иудаизм, а теперь мусульмане воюют с “неверными”. Не в поисках истины, а в конкуренции за богатства земель, за власть над паствой и доходы от “служения” ей…

Монастырь Куинса. Памятники монахам
Монастырь Куинса. Памятники монахам

Едем к причалу на озере Чунджу, искусственному озеру (природных озёр в Корее нет). Чунджу даёт воду для полива, а ещё и доход: два катера неустанно причаливают-отходят, поворачиваются боками к прибрежными скалам — на радость туристам. В салоне катера — безветрие и комфорт, зато какие виды — с открытого борта!

Озеро Чунджу
Озеро Чунджу

На 5-й день вдоль реки Нактонган (длиннейшая в Ю. Корее, 526 км) едем в деревню Хахве, у города Андон, в музей масок. В его залах — сотни масок героев мифов и народных гуляний, всех размеров, любых настроений. Хозяин дома, где нас кормят, — резчик по дереву; во дворе можно видеть и оконченные работы, и заготовки. Хахве, ограниченная горами и притоком Нактонгана, уникальна. Здесь живут потомки единого рода. Огонь разводят в печи на кухне, а вековые дома отапливают, обогревая полы.

Ещё при королях были высажены 10 тысяч сосен, для защиты от ветра. Многие из них живы и теперь (сосны долговечнее людей!).

Деревня Хахве. Рыбак с уловом
Деревня Хахве. Рыбак с уловом
Дзельква пильчатая (семейства Ильмовых)
Дзельква пильчатая (семейства Ильмовых)

Дерево дзельква тоже древнее, 600-летнее. Мощное, с раздвоенным, уже почти без сердцевины, стволом, оно обвито соломенной гирляндой, к ней привязаны тысячи записок, с мольбами об исполнении желаний. Поскольку не всякое желание человеку во благо, просьбы исполняются не всегда.

Вторая половина дня посвящена прогулке по национальному парку гор Чувансан (высота — 721 м), где около 300 лет назад было создано небольшое озеро Чусанджи. Расположен парк неподалёку от Кёнджу. Посреди озера стоят влаголюбивые 150-летние ивы. Клёны чуть тронуты осенними тонами. Отражения листвы и игра света на воде создают неповторимый, поэтичный пейзаж. Фильм “Весна, лето, осень, зима и опять весна”, говорят, снимали здесь. Теперь-то уж надо его посмотреть!

Начало октября, а погода совершенно летняя. 26 по Цельсию днём, море пока далеко, влажность воздуха низкая. Лёгкая облачность не приглушает красок природы.

Озеро Чусанджи
Озеро Чусанджи

Направляемся к юго-востоку, к Японскому морю. Вдоль дороги — пальметные яблоневые сады. Деревца раскинули ветви по натянутым нитям (так у нас выращивают виноград), и каждый плод облит солнечным светом. Поля женьшеня чёрные — шторки заслоняют тенелюбивые растения от света. Рядом — жёлтые поля созревшего риса, с чучелами в шляпах, с развевающимися на ветру рукавами. Каждому растению — внимание и забота. Вскоре у дороги появляются перевёрнутые ящики и миски с краснощёкими яблоками и тёмными, дольчатыми корнями женьшеня, на продажу.

Миновали Пхохан, где сталелитейный комбинат выпускает листовой прокат, проволоку, стальные трубы, нержавеющую сталь — для собственного автомобиле— и судостроения, производства поездов, также и на экспорт. Вереница сосен отделяет дорогу от берега моря. К вечеру прибыли в Кёнджу, столицу древне-корейского государства Силла (начало истории королевства — 57 г. до н. э.).

С утра в Кёнджу накрапывает дождик, идём под зонтами сосновым лесом, где беседочка-пагода посвящена основанию рода Ким. Согласно легенде, давным-давно в повисшем на ветвях дерева сундуке золотого цвета нашли мальчика редкой красоты, назвали — Ким Алчжи (“золотое дитя”), воспитали во дворце короля, после смерти которого Ким стал правителем. С 262 г. из 56 королей государства Силла — 38 были потомками первого Кима. В Южной Корее 48 млн жителей, а фамилий— 300, у четверти из граждан— фамилия Ким. Гордимся Юлием Кимом, ездим по Израилю с гидом Славой Кимом, нынешним моим земляком — особами королевской крови.

Издалека видна башня обсерватории, древнейшей в Восточной Азии, Чхомсондэ — “Башня наблюдения за звёздами”. Построена из кусков гранита в 670-м году. Высота — 9.4 м, ширина в основании — 5.7 м. Стоит на плоской равнине, хотя вокруг горы. Почему? Вспоминается К. Паустовский: “Грозные тучи теснились гораздо ниже высот, на которых стояла обсерватория” (“Созвездие гончих псов”). Это похоже на Бюраканскую обсерваторию в Армении — 1 500 м над уровнем моря. В построенном на болоте Питере звездочёты расположились на Пулковских высотах — 75 м выше дельты Невы.

Оказывается, сам Кёнджу стоит на высоте 517 м. Облачных дней в году не много, а приближение к звёздам астрономы сочли достаточным. Усилием мысли оторвались от земного притяжения, задумались о небе!..

Древняя обсерватория в Кёнджу
Древняя обсерватория в Кёнджу

Приходим в буддийский монастырь Пульгукса, на церемонию чаепития с молодым монахом. Снимаем обувь, садимся на подушечки на полу, задаём вопросы. Помощница разливает из кувшина чай, подносит по чашечке, по кругу. «Люди исповедуют разные религии, но корень общий — все верят в одного и того же Бога”, — говорит монах на прощанье.

После обеда отправляемся в промышленный портовый город Пусан. Его гордость — храм Хэдона Ёнгунса, один из красивейших среди тысяч буддийских храмов Кореи.

Не дремлет хранитель-дракон. Спокоен и милостив Будда.
Фонарь-многогранник лучится, сияют отверстия в камне —
Так светит учение Будды.
Дракон, хранитель храма
Дракон, хранитель храма
Храм Хэдон Ёнгуса
Храм Хэдон Ёнгуса
Мирская суета Будду не тревожит
Мирская суета Будду не тревожит

Седьмого октября — продолжение знакомства с Пусаном. Рыбный рынок из 9-этажного здания выплёскивается на улицу, живой рыбой полны аквариумы; крабы, моллюски, креветки, трепанги… Дары Тихого океана! Проходим насквозь один ряд, почти не задерживаясь.

Пусан. Рыбный рынок
Пусан. Рыбный рынок
Морской порт Пусана
Морской порт Пусана

Смотровая башня, высотой 118 м, позволяет окинуть взглядом мегаполис — самый длинный в стране мост Кваннан соединяет берега залива (7 420 км), небоскрёбы, международный торговый порт, островки старой застройки, промышленные здания, горы и воды. Площадь крыш не пропадает, там располагаются подсобные помещения, спортивные площадки, стоянки автомобилей. Старые домишки совсем затерялись в этом новом многоэтажном царстве, но их окрасили в яркие цвета, и район стал привлекательным для туристов.

Вид на Пусан со смотровой башни
Вид на Пусан со смотровой башни

Во второй половине дне предполагалась экскурсия-опция на остров Кодже в Японском море, но она, к сожалению, не состоялась.

Утром 8 октября в аэропорту Пусана из ручной клади изымают остатки недопитой воды. Едва взлетев, получаем от стюардесс миниатюрные — по 330 мл — бутылочки с минеральной водой острова Чеджудо, с содержанием на 1 литр: 6.8 мг Ca, 5.3 мг Mg, 6.9 мг Na и 2.6 мг K. Завод по производству минеральной воды находится в городе Чеджу. Вода богата минералами из водоносных подземных пластов.

Час полёта — и вот он, чудесный остров Чеджудо в Корейском проливе, между Жёлтым и Японским морями, под охраной ЮНЕСКО (“Вулканический остров и его лавовые трубы”).

Король среди потухших вулканов острова — Халласан, 1950 м. Энтузиасты нашей группы покоряют вершину более скромного вулкана— Илчулбонг (“Пик восхода солнца”, 182 м); ведёт к ней удобная деревянная лестница, со скамейками, где можно перевести дух. Наверху крутизна достигает 50 градусов. Кратер — туфовая воронка: чуть углублённое, поросшее травой поле. Вулкан извергался на морском дне около 4000 лет назад.

Остров сложен из базальта и лавы. Со скал стекают застывшие лавовые многогранники.

У Голанских высот в Израиле — сходная геологическая история. Голаны — горное плато из вулканической лавы чёрного камня — созданы грядой потухших вулканов. Бенталь (1171 м над уровнем моря) и Авиталь (1204 м) — два кратера одного вулкана. Базальтовые столбы спускаются с вершины, они толще и короче, чем на Чеджудо, подножья не достигают (“Бассейн шестигранников”). Название Голан исходит от имени библейского города, упоминаемого в ТАНАХе.

В обеих странах зимой на вершинах вулканов выпадает снег.

Чеджудо. На мысе вулканических скал-многогранников
Чеджудо. На мысе вулканических скал-многогранников

Лавовые пещеры образованы верхним слоем лавовой трубки, сама же трубка остаётся полой, поскольку горячая магма продолжала вытекать из-под верхнего застывшего слоя. В пещере темно и сыро, конденсат каплет с потолка, но такие натёки, как в карстовых пещерах, не образуются — состав почвы иной.

Представление женщин-ныряльщиц
Представление женщин-ныряльщиц

В небольшой бухте зрители собрались на представление “морских женщин”, “хэнё”, на фоне камней красного туфа — танец с оранжевыми поплавками и зелёными сетками. Хэнё могут нырять на глубину до 20 метров. Они складывают в сетки на поясе добытых на дне промысловых моллюсков, привязывают сетки к оранжевым буйкам на воде и вновь ныряют — до подхода красного катерка и завершения работы. Неподалёку музей, где короткий фильм посвящён “морским женщинам”. Все они уже не молоды, их дочки уезжают в большой мир в поисках иных занятий.

Два маяка открывают путь в открытое море, к живописным скалам, когда-то, видимо, отколовшимся от островного массива.

Морская прогулка. Ворота из бухты на простор
Морская прогулка. Ворота из бухты на простор
Скалы у острова
Скалы у острова

Главный сувенир Чеджудо — лавовые статуэтки, чёрные или серые, старика Тальхарабана, который был некогда духом-оберегом для местных жителей. Но более привлекают туристов изделия корейской косметики — маски, кремы. Валюта Кореи — ВОН. 1 доллар США — это 1128 вон. Видимо, точка отсчёта любой цены — тысяча вон. Пломбир на палочке — 1 800 вон, 100 г йогурта без фруктов — 1200. Остальное — пропорционально. Количество нулей устрашает. Однако народ — не из пугливых!

Ocean Suites Hotel стоит у самого моря. Вдоль берега — променад, декорированный чёрными базальтовыми пеньками-столбиками, один к одному. Они поддерживают и укрепляют сбоку пешеходную дорожку.

9 октября. Остров занимает одно из первых мест в мире по плотности достопримечательностей. За оставшийся день не исчерпать!

В парке Халлим, основанном в 1971 г., — пещеры из натуральной лавы, когда-то тёмные, потом, под влиянием известковой воды, посветлевшие, обросшие сталактитами и сталагмитами; сад камней и карликовых деревьев; водный зал … Выставочный зал и сад камней напоминают о впечатлениях вчерашнего дня. Камни округлые, словно пушечные ядра; сходство усугубляла, видимо, скорость, с какой они вылетали из кратера. Камни красноватые, пористые, всклокоченные взрывающими их изнутри горячими газами.

Чеджудо. Зал камней. Фрагменты лавы — “вулканические бомбы”
Чеджудо. Зал камней. Фрагменты лавы — “вулканические бомбы”
Чеджудо. Сад камней
Чеджудо. Сад камней

Деревца в японском стиле Бонсай — ботаническая миниатюра, вид искусства. Это японское ноу-хау использовано и в парке Мини-Израиль, неподалёку от Латруна; там высажены маленькие оливы, гранаты, сосны, кипарисы… — деревца и кустарники 50 видов, озеленение в искусно выполненном макете, представляющем страну.

Чеджудо. Бонсай в Субтропическом парке Халлим. Китайский можжевельник
Чеджудо. Бонсай в Субтропическом парке Халлим. Китайский можжевельник

Музей плюшевых мишек, Teddy Bear museum, — трёхэтажное здание где обитают более трёх тысяч этих безопасных зверей из многих стран, каждый со своей биографией и в своём сценическом образе. Есть даже мишка Чарли Чаплин.

Чеджудо. Музей плюшевых мишек
Чеджудо. Музей плюшевых мишек

В парке эротических скульптур “Земля любви” много занятного для выходцев из страны, где секса, как известно, не было.

Чеджудо. Парк эротических скульптур
Чеджудо. Парк эротических скульптур

Многое на острове удалось увидеть. А сколько не успели, прохлопали и прошляпили? Если не усадят в самолёт насильно — ешё хотя бы несколько дней!.. Через час — Сеул.

Но тут — утешительный приз, за свои дополнительные 35 долларов, опция! Сад утреннего спокойствия. Оказывается, в пригороде Сеула под названием Капён один хороший и не бедный человек, Хан Сангён, купил большой кусок земли и, по своим плану и инициативе в 1994 г. высадил растения, построил мостики и беседки. Когда сад возрос и люди стали платить, чтобы погулять по его дорожкам, власти взяли финансовое бремя — а, видимо, и доходы — на себя. И мы, посетители из Израиля, 10 октября были им всем благодарны.

Сад утреннего спокойствия. Дальневосточное деревце Лимонник китайский
Сад утреннего спокойствия. Дальневосточное деревце Лимонник китайский
Сад утреннего спокойствия
Сад утреннего спокойствия
Сад утреннего спокойствия
Сад утреннего спокойствия

Символ Сеула — смотровая телебашня на горе Намсан (243 м над уровнем моря) открыта в 1980 г., её собственная высота — 236 метров. Потолок лифта сияет потоками светил, создавая впечатление полёта в космос. Смотровая площадка обеспечивает круговой обзор панорамы города. На всех четырёх этажах башни — рестораны, магазины, площадки наблюдений — мы всего не посетили. Но впечатлились дизайном туалета, стена которого, обращённая к городу, совершенно прозрачна, а стена перед унитазом — зеркальна; посетитель, таким образом, может сочетать любование собой с продолжением осмотра города, без отрыва от основного процесса.

Сеул. Вид с телебашни
Сеул. Вид с телебашни

Последний день в Корее — посещение ДМЗ, демилитаризованной зоны, по результатам Второй мировой, после капитуляции Японии; и повторно — по окончании войны 1950-го, когда все знали, что воюют между собой не корейцы, а великие державы. Тела советских лётчиков, погибших в Корее, не возвращали на родину, а хоронили в Китае, безымянными, обозначив могилы символом самолёта. Чтобы ясно было, чьи захоронения. Посетителям прежде всего показывают документальный фильм о вторжении войск Северной Кореи, организованных и вооружённых Советским Союзом, об их продвижении на юг. Разрушения, голод, страдания беженцев вынудили американцев пригрозить испробованной уже в Японии бомбой. Тогда было достигнуто перемирие — возврат к прежней линии раздела по 38-й параллели. Америка оплатила работы по восстановлению Южной Кореи и гуманитарную помощь.

Затем на юге восставали из пепла, а с севера рыли террористические тоннели, к одному из которых посетителей подвезли в вагонетках, предварительно снабдив касками. Что сказать? Наши соседи-арабы, благодаря денежным вливаниям со стороны мирового сообщества, дадут сто очков вперёд корейцам. Рослый кореец, раскинув руки, коснётся стен слева и справа, и каску свою отобьёт о потолок. У профи из Газы по тоннелям, с телефонной связью и электричеством, идут грузовики. Пока туристов туда водить опасно — похитят, в обмен на убийц из израильских тюрем. Но когда-нибудь станем продавать билеты на посещение, а в сувенирных ларьках — модели “касамов”…

Сохранён отрезок железной дороги и старый паровоз на ней, изрешечённый и изуродованный в битвах той войны. Скульптура перед входом отражает мечту корейцев о воссоединении страны.

Скульптура на входе в ДМЗ
Скульптура на входе в ДМЗ
Флаг Южной Кореи в ДМЗ
Флаг Южной Кореи в ДМЗ

Корейцы гордятся своим флагом. Он символизирует созидательное единство противоположных и дополняющих друг друга начал, инь и янь, в представлениях древнекитайской философии. Линии по углам — четыре стихии (версия — времена года).

XX век поставил грандиозный эксперимент по сравнению двух экономических и политических систем. Германия и Корея являют собой результат.

Когда-то Н. А. Некрасов сказал: “Воля и труд человека дивные дивы творят”. История показала преимущества свободного труда. Народ Южной Кореи, имея ограниченную территорию и скудные природные ресурсы, создал высокоразвитую страну. По темпам роста она уступает лишь Китаю. Экономическое издание “Глобс” в 2013 г. оценил индекс развития шестидесяти стран: Южная Корея оказалась на втором месте (Израиль — на третьем). Производство природной энергии в Корее — трёхкрылые ветряки на холмах и солнечные панели. Водоёмы для поливного земледелия. Гиганты автомобилестроения. Забота о природе — под ветвями деревьев стоят подпорки. Обустройство зон отдыха для граждан страны и туристов. Моральный климат, комфортный для человека.

В Корее мы постоянно слышали: “Оставьте, не бойтесь, никто не возьмёт!” В то время, как в Италии — “Держите крепче фотоаппараты!” В Стокгольме — «Не оставляйте в номере открытыми хорошие вещи, а в ресторане — дорожные сумки под столами!” (там, правда, обслуга— мигранты с Ближнего Востока).

Гид Наташа объяснила: кореец, совершая поступок, должен следовать трём принципам — думать, как это скажется на его образе в глазах людей; а потом — на образе его семьи; и, наконец, — на образе его страны и народа, который старается сохранить свою национальную идентичность. Корейское гражданство — лишь по праву рождения.

…Вот и открылся ещё один уголок на карте планеты. Пусть живут, в их красоте и достоинстве, реки и горы, и леса, и моря, и люди! Мира и процветания этой земле! И нашей, и многим иным — тоже…

Print Friendly, PDF & Email

10 комментариев к «Елена Бандас: Корейские впечатления»

  1. Добрый день, Лена! Спасибо за ссылку — с удовольствием прочитал полную версию вашего эссе. Помимо информативного содержания еще раз смаковал вкусный безупречный русский язык. Знай наших, питерских шестидесятников! «Я в дороге, я в пути!» — это про вас. Ждем новых публикаций.

  2. Дорогая Ася, приглашаю в гости — сможете убедиться в правомерности сравнений.

  3. Очень интересные путевые заметки. И подход интересный — через сравнение двух стран. Спасибо, Елена!

  4. Спасибо терпеливым и добросердечным читателям. Прошу простить ошибку в тексте — посещение Коджедо, острова в Японском море, состоялось: автобус оторвался от материка и помчал через один из длиннейших в мире мост Кога, по которому струились транспортные потоки, не выбиваясь из делового ритма жизни. …А панорама, с высокой точки обзора на острове – вдохновенное творение природы.

    И ещё. В. Шаламов в рассказе «Одиночный замер» пишет об арестантских заповедях: «Не верь, не бойся, не проси». Значит, евреи принесли в зоны и тюрьмы не только основы воровской фени (обзор по теме: Б. Э. Альтшулер «Русская «блатная феня» и немецкая «красная речь» — «Заметки по еврейской истории», окт. 2012), но и высокие образцы философии еврейских мыслителей.

    У самой границы мы оказались как под землёй, в туннеле, так и наверху — с видом на северокорейские пространства. Северных соседей не видно. Говорят, когда-то шёл взаимный обмен через границу — со словесными и материальными (наполняющими воздушные шары) гадостями.

  5. Уважаемая Елена! Ваш рассказ позволил и мне, читателю, «прямо из дома» совершить интересное и увлекательное путешествие по стране, которую раньше только предствалял, а теперь многое не только узнал, но и увидел!

  6. Очень интересно.
    Как близко вы подошли к самой границе, видели ли северных корейцев?

  7. В корейском парке — только эротика, «занятие любовью», по современной терминологии. У Родена — сама любовь, с эротикой как органичной составляющей.

  8. Уважаемый Юрий! Спасибо за доброе слово о моей работе. Фразы из ТАНАХа, Талмуда, высказываний еврейских мудрецов (примером — Гилель Вавилонянин), вошедшие в современную речь как крылатые выражения, афоризмы, широко известны и должны были бы стать предметом глубокого исследования. Око за око, зуб за зуб. Возляжет волк с ягнёнком. Во многой мудрости много печали. И наряду с ними — изречения Гилеля, приведённые в статье Давида Гениса, ссылку на которую я дала, а также в публикации Романа Бейнфеста «Письма о еврейской философии» («Заметки по еврейской истории», май 2012).
    О трудолюбии корейцев — небольшое, более позднее дополнение к статье:
    Прекрасные сады, созданные упорством и любовью на месте пустошей, куда ввозили плодородную землю вместо камней (в этом тоже – сходство Кореи с Израилем, где поднялись леса и парки на каменистых, песчаных, долгие сотни лет бесплодных землях).

  9. Уважаемая Елена,
    Вы описали свое путешествие ярко и интересно. Успехи Южных корейцев не могут не впечатлять, особенно на фоне их Северных собратьев. Помимо этого, несмотря на общий, в том числе и мой, интерес к передаче генетической информации, они, как нельзя нагляднее отражают огромное влияние воспитания и образования, как на индивидуума, так и на социум. Хороши фотографии. Эротическая скульптура, наряду с изображениями Будды отражает тот факт, что ничто человеческое им не чуждо. По мне куда выразительнее, хотя не менее эротична, «Вечная весна» Родена, но это опять- таки влияние воспитания. В любом случае, это куда человечнее, чем недавно описанная уважаемой АК в Мастерской эпидемия обвинений в сексуальных домогательствах. Известно, что прививок от нее (эпидемии) не изобрели и в Израиле.
    Пример с Пан Ги Муном, на мой взгляд, отражает «антисемитизм по разъяснению», о котором помимо прочих обсуждавшихся на портале разновидностей антисемитизма, если получится, хотел бы опубликовать статью. Что вызвало сомнение, так это происхождение максимы «Не верь, не бойся, не проси!». Впервые читал о ней у В.Шаламова, как о Заповеди Зоны. Есть ли у Вас надежные источники ее указанного в Вашем очерке происхождения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *