Ася Крамер: Откуда что берётся…

 491 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Манефон писал, что Египет захватили гиксосы, основавшие Иерусалим. Из того, что он приписал им строительство Иерусалима, ясно видно, что гиксосы считались им евреями. Тождество гиксосов и евреев подтверждается и печатями, датируемые между Средним и Новым царствами, с семитскими именами царей.

Откуда что берётся…

Ася Крамер

Что такое «иррациональное»?

Мы часто задаём сами себе и собеседникам вопрос: иррационально ли то или иное явление. Ну, например, антисемитизм. Иррационален ли он? Или возьмём такой неслабый вопросик: как объяснить в рамках сегодняшней морали далеко не авангардную и даже заведомо «грешную» роль женщины в авраамистических религиях? И приходим к выводу, что да, это явление иррационально, потому что совершенно необъяснимо, алогично, несоизмеримо с рациональным и даже противоречит ему.

В то же время нам говорят, что непонимание истинных истоков будет происходить до тех пор, пока мы не поймём природу первоисточников, т.е. самых древних текстов и сказаний. Именно там находятся корни того, что психолог Карл Юнг назвал «архетипом», началом начал в происхождении коллективного бессознательного. Давайте послушаем, что говорят на эту волнующую тему различные авторы.

Архетипы «Жестокого Отца», «Ужасной Матери» и «Греховной Женщины»

Был такой автор Тенгиз Гудава. Он погиб в Праге при невыясненных обстоятельствах. Многие это связывают с тем, что Гудава много лет проработал на радио «Свобода», был пламенным сторонников грузинской независимости, критиковал советский тоталитаризм. Именно об этом пишет Википедия. Но при этом даже не упоминает главный труд его жизни — книгу «До и после Библии». Труд неимоверно масштабный, глубокий, неординарный. Гудава до всего докапывается сам, не доверяет никаким авторитетам. Шумерские слова переводит сам. Толкование описываемых явлений даёт своё. И понимание всего — своё. На фоне этого гигантского полотна (которое, скорее всего, многим кажется заумным — настолько оно детализировано) какими однодневками кажутся все эти политические страсти, на поддержку которого он положил столько времени, литературного дара и страсти!

Знаменитый шумерский эпос «Энума Элиш» он разобрал буквально по косточкам.

Еще раз напомню про главных персонажей этого произведения. Там действуют боги, но они же и планеты. По сути, «Энума Элиш» — космогонический миф об образовании нашей Галактики. Отражение его мы находим и в Библии, и в месопотамских текстах на глиняных носителях, и в мифах античной Греции.

«Планета соленых вод» Тиамат (библейская Tеhом) — персонификация первозданной стихии, воплощение мирового хаоса, драконоподобная богиня. Ее супругом считался бог Абзу (его расшифровывают как Солнце, но высказано очень интересное мнение, что Абзу — это т.наз. «двойник Солнца», звезда, которая доминировала раньше в нашей части Вселенной. Абзу и Тиамат «мешали свои воды», и Тиамат произвела на свет других планетарных богов.

Абзу отнюдь не был любвеобильным отцом. Родные детки его раздражали.

Апсу уста свои открыл,
Кричит раздражённо, обратясь к Тиамат:
“Мне отвратительны их повадки,
Мне днём нет отдыха, покоя — ночью,
Их погублю я, дела их разрушу,
Да утихнут звуки, во сне да пребудем”.

Едва такое услышав, Тиамат
Взъярилась, накинулась на супруга,
В одинокой ярости вопияла горько,
Злобою полнилось все ее чрево:
“Как Порожденье своё уничтожим?
Пусть дурны их пути — дружелюбно помедлим!”

После такой «семейной перебранки» детям стало нехорошо. Одним из «детей» был Энки, хорошо известный нам по шумерской мифологии персонаж. В эпосе сказано, что в ходе первоначального «наведения космического порядка» Энки усыпляет и убивает «папашу», и затем возводит над ним жилище «Абзу», где зачинает Мардука. Вот так, папаша, кончилось твоё время!

Кажется, никто их комментаторов не дал толкование словам: «В Абзу зачинает Мардука». Другими словами, Мардук принадлежит Абзу, он порождён им и существует под воздействием его гравитации, т.е. Мардук — планета, вращающаяся вокруг Абзу. Абзу, как пишет Иоаким Нилссон из Швеции в своем интересном интуитивно-научном исследовании «A New Cosmos», скорее всего, и есть Немезида, Nemesis, пугающая «мертвая звезда», кочующая по сказаниям и легендам на протяжении тысячелетий.

«Отца» больше нет, но космический мир по-прежнему нестабилен. В нем царит Вселенский Хаос. Огромная водная громадина Тиамат, как слониха в посудной лавке, не даёт планетам обзавестись стабильными орбитами. В мифе описана космогоническая борьба со змеем (драконом) во имя и с целью подавления водяного хаоса. В переводе “дракон” звучит как слово мужского рода, но в мифе речь идет как раз о “Драконше”.

В ходе космической битвы Мардук о рассекает тело Тиамат на две части, делая из первой небосвод (или другую планету?!), из второй — Землю.

Мифологический сюжет только тогда становится архетипом, когда получает широкое распространение. И действительно, в самых разных концах планеты имели хождение одни и те же сюжеты. Ра-Атум борется с подземным змеем Апопом, Индра — с Вритрой, принявшим вид змея, иранский Тиштрий (Сириус) — с дэвом Апоши. Все эти змеевидные персонажи знаменательны тем, что задерживают космические воды. В Библии имеются намеки на борьбу бога с драконом или огромной рыбой, представляющей также водяной хаос (Рахаб, Техом, Левиафан).

А ведь Тиамат, если разобраться, ни в чем не виновата! Когда разгневанный Абзу хотел уничтожить своих детей (где мы с вами это читали? Да это же сюжет про греческого Крона! Вот откуда корни греческих мифов!), мамаша Тиамат их защищала — не ешь, дескать, моих детушек! Но, тем не менее, недовольными сыновьями, рвущимися к самостоятельности, она назначена была на роль виновницы. Заговор по уничтожению, естественно, был организован во имя «светлого будущего».

Вообще, в самых древних текстах, повествующих о жизни древних богов, сначала противостояние шло по вертикали: родители-дети. И противостояние это было ни на жизнь, а на смерть. А вот в земных условиях, видимо, с изменением законов наследования, война стала вестись по горизонтали: между братьями. «Братские войны» даже стали называть проклятием Земли. Каин-Авель — это символическое их выражение. А началось все с противостояния Энлиль — Энки, Осирис — Сет, Мардук — Нергал (родные братья) и Мардук — Нинурта (двоюродные), Исаак — Исмаил. Иаков — Исав, Иосиф и его братья.

Со временем «ненужность» матери для выросших сыновей соединилась с определением ее второстепенной роли и оправданием агрессии против нее. Создался архетип. Ведь когда Юнг говорит, что человеческое творчество основано на архетипах, то, мы понимаем, что они формировались в очень далёком прошлом и, передаваясь из поколения в поколение, отложились в коллективном сознании как истина, не требующая доказательств. Конечно, со временем все это забылось: и что был такой миф, и что ему много тысяч лет, а рассказывает он вообще о событиях миллиардной давности! Теперь психологи, наученные не то Юнгом, не то Фрейдом, говорят так: тема борьбы с Драконом воплощает в себе «тему материнского комплекса, актуальную для всех людей в период подросткового возраста, когда активно бунтующий подросток стремится к отделению себя от подавляющей Ужасной Матери».

В связи с «Ужасной Матерью» стоит вспомнить ещё один архетип — «Греховной Женщины». Он немного некомфортный для нашего современного самосознания, но, тем не менее, преотлично себе существует, и никуда от него не деться. Он заключается в следующем постулате: женщина греховна по определению, и мужчинам — для воцарения Порядка! — следует всегда иметь это в виду. Скорее всего, этот архетип связан с неприятным и унизительным для мужчин периодом в истории Средиземноморья — властью амазонок, безжалостных воительниц, а также первых и неистовых феминисток, использующих мужчин только для оплодотворения.

Архетип благодетельной жертвы

Из все того же нарратива вырос ещё один архетип, мощно впечатанный в коллективное сознание, — о благодетельной роли жертвы.

Один из главных персонажей мифа «Энума Элиш» — Кингу. В планетарной персонификации это — наша Луна. После убийства молодыми богами праотца Абзу, Тиамат сделала Кингу своим мужем-консортом, поставила во главе своей армии и вручила ему таблицы судеб. Что такое «таблицы судеб», точно никто не знает, но можно догадаться, что что-то очень важное, может быть, возможность влиять на планетарные судьбы-орбиты. Одним словом, она его возвысила.

И не от большой любви она это сделала, а потому что у Кингу все получалась. Он делал своё дело, защищал Тиамат, не вмешивался в разборки богов, а четко и успешно руководил своим «секьюрити департментом». И именно он молодой порослью родственников был назначен в жертву.

Такой «пра-пра-Агнец», закланный во отпущение «грехов древности, дремучести».

К Ануннакам обратил Владыка речи:
«Если верны ваши прежние клятвы,
Истинно ныне мне да ответьте —
Это кто замыслил сраженье,
Взбаламутил Тиамат, устроил битву?
Да будет схвачен устроивший битву,
Его покараю, вы ж мирно живите!»
Отвечали Игиги, великие боги,
«Царю-божеству-небес-и-земли»,
Советнику божьему, своему господину:
«Это Кингу устроил сраженье,
Взбаламутил Тиамат, затеял битву!»
Связали его, притащили к Эйе.
Объявили вину его, кровь излили.

Тут, как пишет Гудава, «мы видим новый феномен Божественности — искупление: «Его покараю, вы ж мирно живите!».

Мы видим похожую на евангелическую атмосферу судилища и поголовного отречения и предательства вокруг «козла (агнца) отпущения»: «Это Кингу устроил сраженье, взбаламутил Тиамат, затеял битву!».

Наша Луна, ставшая, как пишут древние летописцы безжизненным «горшком со свинцом», и стала этой искупительной жертвой: «Один — виновник, отпущение — прочим».

Тенгиз Гудава объясняет дальше. Принцип жертвы состоит в наделении ее «ролью», функцией, причем жертвы заведомо невинной, непричастной. В той «напраслине», что наводили на бедного Кингу мы видим ни что иное как притворство любой актерской роли, любой аллегории и любого художества. По сути, суд-синедрион над Кингу был кастингом, назначением его на роль: «Ты будешь королем Лиром! А ты будешь — его шутом!». В феномене «жертвы» в какой-то мере заключён смысл всего искусства, как допущения, символики, образности. Так понимает роль жертвы Тенгиз Гудава.

Причём, к этому странному соединению смысла и бессмыслия неожиданно добавляется и третье понятие: жалости и сострадания. Это снимает психологическую травму. Все эти компоненты каким-то образом синтезируется друг с другом и образует один из самых старых архетипов нашей истории.

В тексте «Насилие и Священное» Рене Жирар формулирует основной тезис своих трудов: в основе любой мифологии, любой культуры и общества, а также в фундаменте появления человечества как такового находится условно реальное и периодически повторяющееся событие — священное жертвоприношение, убийство толпой жертвы отпущения.

Поиск жертвы всегда говорит о кризисе в обществе или близкой смены всей общественной парадигмы.

Помните, как советские партократы вычёркивали всякое упоминание об евреях в революции, в кинофильмах все они заменялись на заводских пролетариев с пушистыми усами. Но когда впервые прозвучало: «а у Ленина-то мама — еврейка», стало ясно: пришла пора искать виноватого.

Тенгиз Гудава включил в свою книгу интересный и поучительный текст об еврейской жертвенности. Человечество всегда готово принять еврейскую жертву во имя искупления своих грехов. После этого наступает небольшой период слезливой жалости — и желание нового заклания. Ибо грехов у человечества много, и всегда есть что искупать и от чего откупаться (что по сути — одно и то же, только первое звучит изысканнее). Поэтому, когда мы с вами со всей убедительностью и сарказмом готовы раскритиковать — не важно, что: христианство, политкорректность или эти «устаревшие игры в демократию», всегда полезно спросить себя: хорошо, а кто будет назначен жертвой? Чур, не я!

Кстати, если вы слышите о ком-то, что он профессионально занимается ранним христианством (первыми тремя веками), то знайте, это скорее всего крестившийся еврей с его непреодолимым стремлением к компромиссному единению. Все остальные вполне довольствуются статичной рождественской сказкой с чётко прописанными ролями. Надежды на их изменение или даже пересмотр живут только в головах еврейских идеалистов.

Вернемся к нашему барану

Но вернёмся к нашим баранам, вернее, к одному надоедливому барану с антисемитскими рожками, торчащими из упрямого лба. Для этого возвратимся в далёкий Египет, к богам-братьям Осирису и Сету.

Эти боги были одинаково почитаемы в Египте, как вдруг что-то изменилось. Из вполне уважаемого египетского бога Сет превратился в карикатуру. В дошедших до нас изображениях видно, что он стал получать неприглядные черты. Кто-то даже заметил, что так в нацистских журналах изображали евреев.

Из Википедии. Сет, Сети (егип. Stẖ). Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже, начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла.

Для разбирательства копнём глубже — в эпоху «гиксосов». Кто-то слышал о них, кто-то — нет. В Египте было так называемое «правление царей-пастухов», или «правление гиксосов». Причём, долгое время о гиксосах ничего не говорили. Науке, дескать, неизвестно, кто такие, откуда пришли.

Историк Дэвид Рол, автор интересных работ и почитатель исследований Иммануила Великовского, много внимания уделяет им. Вернее, не столько гиксосам, сколько значимости их для западной цивилизации. Вот что он пишет о них: «Правление гиксосов в Египте — период, тесно связанный с корнями западной цивилизации… Эпоха гиксосов является исторической основой для греческих и римских легенд». «После своего выхода из Египта гиксосы стали прародителями века героев Гесиода, прославленного в античных легендах Греции и Рима».

Гиксосы («цари пастухи» либо «владыки чуждых стран») сформировались из смешения семитских (Западной Месопотамии) и хурритских (жителей Армянского нагорья) этнических элементов. Они фактически контролировали весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию до Евфрата. Столицей гиксосов стал город Аварис.

При гиксосах процветали египетское искусство и литература. Знаменитый математический папирус датирован 33-м годом Апопи I; от этого же царя дошел до нас хранящийся в Берлинском музее письменный прибор, пожалованный им писцу Ату. К эпохе гиксосов относится и известный нам папирус Весткар. Написанный несколько позже медицинский папирус Эберса не мог быть составлен, если бы эпоха гиксосов была временем перерыва и застоя. Наконец, сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи Хиана и найденные в гробнице царя Камоса (предшественник Яхмоса) золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства. Скарабеи Хиана также выгодно выделяются из оставленных гиксосами. Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитское.

Гиксосы ознакомили египтян с изготовлением железа, занесли в Египет новый ткацкий станок и новые ирригационные методы (плотины практиковались на великих реках Месопотамии). Древнеегипетские мастера переняли и некоторые строительные приёмы, присущие Месопотамии. От них же египтяне заимствовали лошадей, колесницы, ханаанские серповидные мечи и кольчугу. «Пастухи» занесли в Египет также гранатовые и оливковые деревья и яблони (оседлые жители Ханаана).

Теперь — к самому щекотливому моменту. Кем были гиксосы? За право быть ими «борются» армяне (жители Армянского Нагорья) и «финикийцы (сидонцы). Недавно прочла один текст, довольно остроумно написанный, в модном сейчас ерническом стиле — о том, что никакие не армяне и не финикийцы, а как раз наоборот, анатолийцы, турки, т.е. почти азербайджанцы, и были теми самыми непревзойдёнными наездниками, воинами и даже благодетелями Египта. В любом случае представители всех этих этнических групп не возражают, а даже подчёркивают, что их далёкие предки были победителями и колонизаторами Египта. «В конце концов, — говорят они, — это дела давно минувших дней, да и время было такое, все с кем-то воевали и что-то захватывали!» Но вот в эту же когорту стали включать евреев. И тут все изменилось. Обвинения стали звучать явно «по-антисемитски».

Давайте с вами пройдёмся по информационным составляющим. Все они отрывочны и сомнительны, но других у нас нет.

Древние авторы (Диодор Сицилийский, Иосиф Флавий, Манефон, Гекатей Абдерский и др.) отождествляли гиксосов с евреями, которые, как указывает Библия, при патриархе Иосифе переселились в Египет, в котором жили до времени Моисея. То, что гиксосы были хананеями, ясно уже из того, что, по словам Манефона, первый же из царей-гиксов назывался Салатисом, что по-ханаанейски означало «властелин»; что соответствовало египетскому прозвищу библейского героя Иосифа Прекрасного — «гашаллит», который около этого же времени был назначен соправителем египетского фараона. (Хананеи — это группа западных семитов, включающая такие народы, как финикийцы и евреи).

Манефон писал, что Египет захватили гиксосы, основавшие Иерусалим. Из того, что он приписал им строительство Иерусалима, ясно видно, что гиксосы считались им евреями.

Тождество гиксосов и евреев подтверждается и скарабеями — печатями по форме похожие на жуков, датируемые между Средним и Новым царствами, с семитскими именами царей Анат-хар (ср. Анат) и Иакуб-хар (ср. Яаков).

Многие могилы гиксосов напоминают захоронения южной части Палестины.

После смерти Иосифа евреи «расплодились и размножились и возросли и усилились чрезвычайно». Однако новый фараон, «не знавший Иосифа», усмотрев угрозу в наличии в стране многочисленного чужого народа, закабалил израильтян и отправил их на строительство городов Питом и Ра‘амсес (Пер-Атум и Пер-Рамсес), воздвигнутыми Рамсесом в первой половине XIII в. до н.э.

Таким образом, существует некоторая вероятность участия евреев в нашествии гиксосов в Египет. Только вероятность, но этого оказалось достаточным, чтобы связать их с Сетом, «покровителем чужестранцев», демонизировать последнего, а заодно породить и закрепить в сознании архетип антисемитизма. Архетип «Сета» не только не погиб, но стал идеологообразующим.

* * *

Помогло ли нам разбирательство с понятием «иррационального»? По большому счету, вряд ли. Но как говорил мудрый раввин — «во всяком случае не помешало!» Теперь мы смотрим вглубь веков, и из тумана древности вырастают детали, прорастают связи, появляется логика. Это пока все.

Print Friendly, PDF & Email

32 комментария к «Ася Крамер: Откуда что берётся…»

  1. Ответ БМТ

    Александр Север (Марк Аврелий Север Александр) – как пишут, один из самых благородных, добродетельных и благочестивых римских императоров – был по своему происхождению сирийцем. Тут следует помнить, что если речь идёт о доисламской эпохе, то под сирийцами, так же как финикийцами и частично евреями следует понимать ханнаеян.

    Родился 1 октября 208 года в финикийском городе Кесарии Ливанской (Арка Кесарийская), и при рождении был наречён Марком Юлием Гессием Алексианом. Его отцом был Марк Юлий Гессий Марциан, происходивший из сирийского города Арка Кесарийская. Матерью — Юлия Авита Мамея, дочь Юлии Мезы и внучка Юлии Домны и императора Септимия Севера.

    Дед Септимий Север, родился в области Африке (нынешний Тунис), т.е. в том самом финикийском Карфагене. А про бабку Юлию Домну все источники однозначно говорят — сириянка, сириянка из Эмеса (теперь Хомса)

    Сам он родился неподалеку от ливанского Триполи — в Финикии.
    Да, в империя так бывало: выдвигались, иногда хитростью и ядом, местные кадры.
    Так кто же он, Борис Маркович?

    По настоянию Юлии Мамеи, а также своих матери и бабки Юлии Соэмии и Юлии Мезы, в июне 221 года император Гелиогабал усыновил Алексиана, изменив ему имя на Александр и сделал его Цезарем; римский сенат постановил, чтобы девятнадцатилетний Гелиогабал считался отцом двенадцатилетнего Александра. Когда Гелиогабал был убит вместе со своей матерью Юлией Соэмией в результате солдатского мятежа 11 марта 222 года, августом был объявлен Александр Север (13 марта 222 года).
    При Александре Севере монотеистический культ солнечного бога продолжал господствовать.

    В первые годы его царствования власть находилась почти исключительно в руках знаменитого юриста и префекта претории финикийца Ульпиана, задумавшего много серьёзных реформ, как-то: реорганизацию управления, очищение чиновничества от накопившихся дурных элементов, поднятие дисциплины в войске, устройство финансов, — но не успевшего их осуществить: он был убит на глазах императора в 228 году.

    А вот такое интересное дополнение:
    Александр Север и евреи
    Жители Антиохии и Александрии в насмешку во время своих праздничных игр назвали Александра Севера «старшиной синагоги и первосвященником» (Syrum archisynagogum et archierum), то есть главой иудейской религии в Сирии[6].

    Александр Север имел, по-видимому, обыкновение возвещать заранее имена тех, кого он хотел назначить на важный государственный пост, так же как евреи и христиане в своих синагогах и церквях обычно возвещали имена своих кандидатов на общественные должности.

    От иудеев он заимствовал правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»; он сделал его своим лозунгом и старался внушить его своим подданным, когда они собирались нанести вред кому-либо. Он велел начертать это правило на своём дворце и на общественных зданиях.

    Правление Александра Севера было счастливой эпохой для евреев, как и для всей Римской империи. Он возобновил все прежние привилегии иудеев (judaeis privilegia reservavit)[5].
    Стих Даниила: «Bo время страдания своего они будут иметь некоторую помощь»— толковался евреями, как сообщает св. Иероним, в применении к эпохе Севера и Антонина (De Severo et Antonino), «которых евреи очень любили».

    Г. Грец объясняет слова Иеронима, относя их лишь к одному императору Александру Северу, отождествляемому им с Антонином, о дружелюбном отношении которого к евреям и о дружбе с патриархом Иегудой I часто говорят талмудические источники. Надо полагать, однако, что Иероним подразумевает здесь Александра Севера и Антонина Пия, которого он упоминает после Александра.

    Александр Север упоминается также в Талмуде и Мидраше, но смутно, как обыкновенно бывает в этих источниках. «Север, сын Антонина», согласно Талмуду, стал императором при жизни своего отца[11] и благодаря стараниям последнего. В это время Антонин обещал «Рабби», что Тивериада получит права римской колонии.

    Одна из синагог в Риме называлась синагогой Севера (דאסזירזם, также בנישתא דסזירזס). Она была названа так или в знак благодарности Северу, или же потому, что там хранился свиток Торы, подаренный этим императором еврейскому храму, а может быть, потому что посещалась им. Варианты свитка синагоги Севера, отличающиеся от масоретского текста, содержатся в Bereschit rabbati[15].
    Александр Север был расположен к евреям, и по мнению Г. Греца, талмудическое предание, описывающее дружбу «Рабби („Рабби“ в таком случае был бы патриарх Иегуда II) и Антонина», относится к Александру Северу.

    1. Родился 1 октября 208 года в финикийском городе Кесарии Ливанской (Арка Кесарийская), и при рождении был наречён Марком Юлием Гессием Алексианом.
      ==
      Ася,
      Третья Пуническая война закончилась за 350 лет до его рождения — вместе с Карфагеном и его цивилизацией. А дальше в Африке был Рим — вплоть до вандалов. И никакой «финикийской» Кесарии Ливанской не было — а был римский город, названный в честь кесаря, и построенный, скорее всего, при Тиберии. Я понятно говорю — или надо помедленней?

      Если вы, Ася, живете в Калифорнии, которая лет так 170 назад входила в состав Мексики — могу я называть вас мексиканкой, сеньоритой Айседорой Каварубио де Лос Льянос, «… ангелом красоты и демоном коварства …» (копирайт Майн Рида, только его сеньориту звали Исидора)? А Веспасиан Флавий — он как, древний бритт? А Киплинг — индус?

      Вы надрали с Гугла того и сего — и не понимаете прочитанного. Ну сколько можно нести ахинею?

    2. Ася Крамер
      19 декабря 2017 at 0:00
      Тут следует помнить, что если речь идёт о доисламской эпохе, то под сирийцами, так же как финикийцами и частично евреями следует понимать ханнаеян….
      Родился 1 октября 208 года в финикийском городе Кесарии Ливанской (Арка Кесарийская)
      Сам он родился неподалеку от ливанского Триполи — в Финикии….
      ————————————————————————————————————
      Это круто! Это вам не какая-то нибуру.. Это…. скажу я вам… это… эх, да что там!
      «Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору. »
      Вот!

  2. Инна пишет:
    Вот, что пишет Дьяконов: праиндоевропейское k’mon камень. От него санскритское asman камень, скала, небосвод, и греч.akmon наковальня (небосвод мыслится твердым, стало быть, каменным или металлическим, и он же, по-видимому, наковальня для бога грома, молнии и дождя). «Архаические мифы Востока и Запада» с.42.
    ———-
    Инна, моя признательность за этот ответ. Во-первых, потрясло индоевропейское слово к’мон и его сходство со словом камень. Во-вторых, эти камни в небосводе — они неспроста, правда? Поневоле вспоминается из книги Бытия, что «Земля и Небо были едины» и были разделены в начале Творения. Пойду углубленно читать Дьяконова.

  3. Ася Крамер
    9 декабря 2017 at 0:34
    Еще, Лена и Инна, меня очень интересует слово «ракия» — «небосвод». Не могли бы вы меня просветить насчет всего, что связано с этим словом — особенно, какие смыслы ему соответствуют, какие слова родственны и т.д.
    _________________
    Ася, я не забыла про вас (как можно!). Вот, что пишет Дьяконов: праиндоевропейское k’mon камень. От него санскритское asman камень, скала, небосвод, и греч.akmon наковальня (небосвод мыслится твердым, стало быть, каменным или металлическим, и он же, по-видимому, наковальня для бога грома, молнии и дождя). «Архаические мифы Востока и Запада» с.42.

  4. Ася, о субстанции ЛИЛЬ ничего не знаю. Как не могу разрешить загадку отделения воды от воды. Как говорила Фаина Раневская, повторив соседку по советской очереди — меня там не стояло!

  5. Ответ Елене Бандас. Не спускаясь с небес, — о контексте. “И сделал Бог свод (ракиа); и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И назвал Бог свод – небом (шамаим). (Берешит, 1, 8). На второй день творения. В названии небес звучит МАИМ — воды.
    А к словам, родственным с РАКИА (свод), добавим РЭКА — оно состоит из трёх букв чистого, без примесей, корня: рэш, куф, аин. Означает – фон, основа. Вот на этом фоне и пишет природа красками рассветы и закаты, а лёгкими росчерками – перистые облака.
    ———
    Лена, вы поэт! А поэт, знающий иврит, это вдвойне ценно! Спасибо за подсказки и за разделяемый мною интерес! А в словах «и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом» все-таки какая-то загадка, вы не находите? «Шамаим» — «маим»: спасибо за это наблюдение! А о какой субстанции «лиль» упомянула Инна? Вам не приходилось встречать? Не она ли и есть — «фон», «основа»?

  6. Не спускаясь с небес, — о контексте. “И сделал Бог свод (ракиа); и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И назвал Бог свод – небом (шамаим). (Берешит, 1, 8). На второй день творения. В названии небес звучит МАИМ — воды.
    А к словам, родственным с РАКИА (свод), добавим РЭКА — оно состоит из трёх букв чистого, без примесей, корня: рэш, куф, аин. Означает – фон, основа. Вот на этом фоне и пишет природа красками рассветы и закаты, а лёгкими росчерками – перистые облака.

  7. Да, Ася, полный список слов корневого гнезда таков:
    Рикуа – расплющивание, прокатка, металлический лист;
    Ракуа – расплющенный; лиркоа – растягивать; леракеа – расплющивать, покрывать металлом;
    Леаркиа – расплющивать, взлетать (название туристической компании Аркия символизирует взлёт к небосводу );
    лехитракеа – растягиваться, расплющиваться;
    ракиа – небосвод, а также – поддающийся прокатке; ракиА – расплющение, прокатка
    Таким образом, в дословном понимании, небесный свод — это обширная, как бы расплющенная, куполообразная поверхность над Землёй. Возможно, — твердь, в тогдашнем представлении. О небосводе я бы сказала, что он не растянулся и не расплющился, а раскинулся. С сердечным лингвистическим приветом, Елена

    1. Ответ Елене Бандас.
      Спасибо, дорогая Елена. Очень важные и интересные толкования. Они подтверждают происхождение от шумерского: «кованый браслет» и «небосвод» — одинаковые слова… Поразительно и таинственно!

  8. Ответ М. Тартаковскому — 2.
    Вы берете какой-то один факт и на нем делаете очень широкие и как правило односторонние заключения. Впрочем, вы, Маркс Самойлович, в этом не одиноки — так устроено сейчас историческое знание. А между тем, фактов прямо противоположных столько, что ими можно заполнить “сундук сокровищ”.

    1.У евреев были корабли и корабелы. Так колено Дана было известно как “Дан с его кораблями”.

    2. В доиудаистический период и евреи и финикийцы были политеистами с тягой к монотеизму.

    3.Римский император финикиец Александр Север в своей молельне держал икону (!) Аврахама. Вообще династия Северов подозрительно хорошо относилась к евреям. В еврейской литературе есть ряд рассказов о римском императоре, где он именуется как «Антонин, сын Асвера» или просто как «Антонин», и о «Рабби» (речь идет о Иеhуде I – сыне Шимона III и его преемнике на посту патриарха). Имя «Антонин» носили не только все Антонины, но также Каракалла (Север) и Элагабал (Север). Визит в «Палестину» Септимия Севера и его сыновей в 198/9 и посещение провинции Каракаллой в 215 (хотя в то время Иеhуда I был глубоким стариком), возможно, послужили основанием для указанных диалогов. В связи с этим многие специалисты считают, что «Антонин» это Каракалла (а «Асвер» – это Север). При Северах в «Палестине» процветали города, в больших количествах чеканились монеты, дорожные камни молчаливо свидетельствуют о массовом строительстве. По утверждению Иеронима, некоторые евреи толковали пророчество в Книге пророка Даниила о помощи, ждущей евреев, как упоминание об императорах Севере и Каракалле которые «очень хорошо относились к евреям». В надписи в Кайсуне на северо-востоке Галилеи, высечена молитва евреев за благополучие Севера и его сыновей. Эта надпись была сделана в период с весны 196 по январь 198 и однозначно свидетельствует о популярности императорской семьи у евреев. Каракалла посетил «Палестину» в 215. Археологические раскопки говорят об активном строительстве и синагог (особенно в Галилее), которое велось с конца II в..
    В «Истории Августов» есть рассказ о том, что у семилетнего Каракаллы был приятель, которого избили за «исповедывание еврейской религии», а принц отказался раз-говаривать с собственным отцом и с отцом мальчика, считая их виновными в избиении друга. Евсевий рассказал об одном человеке, отказавшемся от христианства и перешедшем в Иудаизм во время преследований церкви Севером. Имя Каракаллы Аврелий очень часто встречалось среди евреев диаспоры

    4.Фактов, (некоторые из них скорее литературного, чем научного свойства — других нет) как я уже сказала, много, и ссылок у меня достаточно, но все это очень детализировано, уйма имен и дат, нашему читателю будет неинтересно. Пока я рекомендую это воспринять как одну из версий того, откуда в Европе неожиданно на стыке эпох появились в большом количестве евреи.

  9. Инна Беленькая пишет: «Как считают авторы книги «Иудейские мифы» Р.Грейвс, Р.Патай, первоначально слово руах вообще обозначало «ветер». По их мнению, это вызывает аналогию с финикийским мифом творения, по которому на первичный хаос налетел ветер. «Ветер» как синоним «духа» присутствует и в шумерском мифе о сотворении Вселенной, в нем говорится о том, что пространство между небом и землей заполняла субстанция лиль, что обозначало «ветер», «дуновение», «дух».
    Как вам такое мнение?»
    —————

    Очень интересное мнение! Что это еще за субстанция «лиль»? Впервые слышу. Инна, а нет ли в каком-то значении слова «ветер» синонима слову «воинство»?

  10. Ответ М.Тартаковскому.

    Вы где-то сами, пусть и косвенно, ответили на свой вопрос. “Финикийцы омусульманились в 7-8-м вв.” Да, частично (не все!). Потому что началось арабское вторжение в Северную Африку. Вот читаем:
    “Первое официально организованное Халифатом вторжение в Северную Африку было начато в 647 году. Выйдя из Медины, 20 000 арабов соединились в Мемфисе (Египет) с ещё 20 000 воинов. Командовал арабами шейх Абдуллах ибн Саад. Карфагенский экзарх Григорий, объявил независимость своего экзархата от Византийской империи. Он собрал войска и вступил в бой с мусульманами. Но он был разбит в сражении при Суфетуле (город в 220 км к югу от Карфагена). С гибелью Григория весь Египет подчинился Халифату”.

    Но что происходило со 2 века до н.э. до арабского нашествия? Не “арабы” появились на месте финикийцев, а евреи! В Магрибе, в Испании, на островах Средиземноморья — всюду! Они исповедовали иудаизм. Откуда они взялись?

    Тут надо вспомнить Пунические войны. ( На самом деле, “Пунические” — это неправильное произношение слова “Финикийские”. Т.е. Финикийские войны).

    Несмотря на успех первой и второй пунических войн, в которых Рим боролся с финикийским городом-государством Карфагеном за господство в Средиземном море, римляне потерпели ряд обидных поражений от Карфагена и боялись его возрождения, что привело к желанию полной победы и отмщения всех потерь. Кроме того, Карфаген быстро восстанавливался и по-прежнему создавал существенную конкуренцию римской торговле. Это и привело к появлению настойчиво повторяемого клича Carthago delenda est.
    В конечном итоге, в результате Третьей Пунической войны во 2 в до н.э. город Карфаген был полностью уничтожен, а оставшиеся в живых жители проданы в рабство. Место, где располагался город, было засыпано солью.

  11. Очень это здорово — заглянуть через такой «исторический телескоп» в дальние глубины тысячелетий, чтобы хоть как-то осознать многоликий маразм современности. Спасибо Ася. Видя Ваше имя в качестве автора, всегда знаю что будет интересно. А вот ещё фраза: «Поиск жертвы всегда говорит о кризисе в обществе или близкой смены всей общественной парадигмы». В современных демократиях Западной Европы, Америки и Израиля сейчас действительно идёт развёрнутый поиск жертвы, на чью роль стремятся назначить сторонников традиционализма, и в особенности гетеросексуальных белых мужчин. Их всячески демонизируют, объявляя расистами, шовинистами, фашистами и т.д,, не забывая присоединить к ним и сионистов. Похоже, что известные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» распространились на Запад. Не впадая в идиотический оптимизм, хочу согласиться с Вами о происходящем кризисе общества и одновременно выразить надежду, что зоровые консервативные силы преодолеют разрушительные тенденции разномастных леволибералов, этих воинствующих инквизиторов и охотников на ведьм 21 века.

    1. Ответ Григорию Писаревскому.
      Очень понравился ваш отзыв. Мне кажется, вы правильно понимаете всю дьявольскую взаимосвязь происходящего, которое умело прячется под «антитрампизм». Он, к сожалению, сейчас играет объединяющую роль для всех американских радикалов. А для обвинения в секшуал харассмент уже не нужно ни секшуал, ни харассмент. Почитайте обвинения Erin Quade, конгрессвомен, лесбиянки, замужем за женщиной. Она всего несколько месяцев, как выбрана, но уже 4 обвинения сделала, двоих (в т.ч. сенатора из Минесоты) скинула. И эта «комсомолка в пыльном шлеме” обещает, что ещё не то будет…

  12. Ответ Елене Бандас и Инне Беленькой.
    Спасибо за помощь! Я где-то читала, что в значении «ракия» есть и жёсткость, жесть, листовое железо, кованый предмет. Так ли это? Кстати, Ракия (Небосвод) — так названо новое поколение израильской бронетехники. Здесь тоже чувствуется значение «железа» – ?

  13. Дорогая Ася! Спасибо за такое внимательное отношение к вопросам дилетанта и интереса к его мнению. Если продолжать обсуждение, то мне кажется, что «греховность» женщины относится лишь к эпизоду со змием и древом познания. В историческом же смысле можно говорить о традиционном приниженном отношении к женщинам в социальном смысле. Насчет национальности по матери я читал, что так стало только после выхода из вавилонского плена. Тогда вернулись ба-Арец естественно в основном молодые мужчины и стали брать себе в жены хананеянок-язычниц. Возникла опасность ассимиляции, как мы бы сказали сейчас. Тогда-то мудрецы и издали такое постановление о «национальности». Вероятно, «настойчивые» невесты должны были принимать гиюр. Может быть таким образом хананеяне растворились среди иудеев. Во всяком случае они куда-то делись. А Ваша версия о филистимлянах очень интересная, но требует доказательств.

  14. «Почему вдруг финикийцы массово становились евреями?…..
    Как вам такая версия?»

    Финикийцы омусульманились в 7-8-м вв. От того-то расцвет арабского (точнее бы — исламского) мореплавания — от Гибралтара (и, впоследствие, — до Исландии!) — до Мадагаскара и Филиппин. «По палубам судов, толпившихся в гаванях океана (Индийского) можно было проследовать, как по суше».

  15. Ася Крамер
    9 декабря 2017 at 5:18
    ______________________

    Я могу только добавить несколько слов к тому, что сказала Елена Б. «Ракиа» – это еще пространство между мировыми телами, а также твердь (вам ведь, Ася, важно это последнее значение, как я помню). Кажется, такое же значение будет и на санскрите (у меня где-то об этом было – не могу сейчас найти).
    Что касается слова «руах», то тут, как всегда, — многозначность. Оно означает, и воздух, и ветер, и дыхание, и дух. В целом, когда говорят «о всякой невидимой силе, ощущаемой подобно ветру» — так по Штейнбергу.

    В комментариях к Библии говорится, что Образ Духа Божьего, носящегося над водой, намекает на птицу, и ранняя поэтическая версия сравнивает Бога и орла, что «носится над птенцами своими» [9, Втор. 32:11]. В Новом Завете Святой Дух изображается в виде голубя, который парил над головой Христа во время его Крещения в реке Иордан. «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь и ниспускался на Него» [9, Мф.3:160].
    По Юнгу, птица – это один из архетипических образов Духа. И в этом определенно что-то есть.
    В Берейшит употребляется глагол «рахаф», что означает: трепетать, махать крыльями, парить, носиться (об орле над гнездом своим). В некоторых комментариях этот глагол относят к птице матери, высиживающей птенцов и витающей над ними с кормом, так что возникает образ мировой птицы, своим теплом согревающей яйцо мировое. Это вызывает представление о сказочной гигантской птице Рух, распространенном у арабских народов (араб. ruch , «дух»), и перекликается с мифологическим образом духа, подтверждая тем самым воплощенную в птице его архетипичность.

    И еще, если интересно. По Юнгу, «феномен, называемый духом, зиждется на существовании праобраза, который предсознательно существует в универсальной предрасположенности человеческой психики». Касаясь философских концепций, Юнг отмечает, что понятие Духа не поддается определению в ментальных категориях. Дух есть нечто божественное, сверхсознательное, что является всеобъемлющей основой всего сущего. Человек не сам творит дух, но дух делает то, что человек творит. Дух присутствует повсеместно и существует до всякого времени и пространства, он – прежде мира, предсуществует в нем. Так что вся наша планета (или даже Вселенная) может быть полностью разрушена, но Дух останется.
    В разное время Дух рассматривался, как «противник души», поскольку он существует независимо от материи, а душа находится в определенной зависимости от суммы ощущений и представляет собой нечто «вторичное» по отношению к Духу.

    Синонимом «духа» является «ветер», «дуновение» – руах, как уже было сказано. Это вполне согласуется с «исконной ветровой природой духа», по выражению Юнга.
    Как считают авторы книги «Иудейские мифы» Р.Грейвс, Р.Патай, первоначально слово руах вообще обозначало «ветер». По их мнению, это вызывает аналогию с финикийским мифом творения, по которому на первичный хаос налетел ветер. «Ветер» как синоним «духа» присутствует и в шумерском мифе о сотворении Вселенной, в нем говорится о том, что пространство между небом и землей заполняла субстанция лиль, что обозначало «ветер», «дуновение», «дух».
    Как вам такое мнение?

  16. В тексте Торы “дух божий” – руах элохим. Слово РУАХ переводится несколькими как бы омонимами – ветер, воздух, душа, дух. Три из них – однокоренные, “дыхание” в их основе. А ветер – тоже, по существу, — дыхание, дуновение, веяние.
    Ракиа – небосвод. Однокоренное – лиркоа – растягивать. Лехитракеа – растягиваться. Передаёт ощущение пространства, протяжённости.
    Сравним: Раскинулось море широко… И небо раскинется вдруг, почему-то вдруг голубое (Орхан Вели)

  17. Какой мастерский ход, Ася! От шумеров, к архетипам, от них к Египту, гиксосам. А завершается все антисемитизмом. Круг замкнулся. Да, вот это «кoпнУли».
    ———
    Да уж! (Только и остается ответить!) Инна, я вас там просила, если есть желание и время, помочь со словом «ракия»… Посмотрите?

  18. Ответ Фаине 2.
    Этот отрывок, (где как вы пишете как черт из табакерки, выскочили израильтяне) — это очень известная цитата из книги Исхода
    1:8.
    «И умер Иосиф и все братья его и весь род их;7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас».
    Ее все знают, так же как и вы, поэтому они и «выскочили». Раз наследники Иосифа — значит израильтяне…

  19. Ответ Михаилу.
    Михаил, вы задаете вполне законные вопросы. То что вы не увидели в этой статье на них ответов, связано с этакой журналистской “гордыней”: мне кажется, если я где-то об этом говорила, так уже повторяться нельзя, читатели, якобы скажут: “сколько можно повторяться, уважаемый автор!” Хотя никто никогда еще этого не говорил!

    Отвечаю на два ваших очень интересных вопроса.
    Первый — куда делась «греховная женщина», причем здесь она?

    Действительно, архетип “греховная женщина” задет только косвенно, как пример иррациональности. Но я с радостью постараюсь ответить на ваш вопрос. Многим авторам кажется, что этот архетип пошел от изменения в правах наследования.
    В первоисточниках мы находим много доказательств, что в древней Мессопотамии существовал закон наследования; строгий, но довольно каверзный. Наследовал тот, у кого было больше отцовской крови. Т.е. наследник, рожденный от брака с сестрой (по отцовской, но не материнской линии, не единоутробной) пользовался приоритетом в наследовании.

    Похожая ситуация, кстати, описана в Торе с рождением Исаака. Сарра происходила из рода Авраама, скорее всего, была сестрой Авраама по отцу, в то время как Измаил произошел от наложницы-египтянки Агари. Поэтому Исаак наследовал Аврааму, к нему перешел данный Аврааму обет. (А не от этого ли ведется определение национальности в Израиле по матери — для получения права на наследование Земли обетованной? Разумеется, о том, что мужчина может быть не из этого рода, и речи быть не могло!)

    Так вот, пишут так, что мужчины, достаточно “настрадавшись” от повышенной роли женщины в вопросах наследования, (мифы описывают настоящие древние трагедии и войны на этой почве!), разом низвели женщину вниз. И закрыли вопрос 🙂

    Еще интересней ваш вопрос насчет евреев и финикийцев.
    Вы наверное, знаете о недоумении историков, связанном с тем, что с эпохой античности финикийцы неожиданно исчезают, но на их месте оказываются евреи. 

    И, действительно, откуда взялись в раннем Средневековье в таком количестве евреи в Испании, Португалии и Магрибе, если только сами финикийские колонисты «не стали» ими? 

    На месте Мавритании и Берберии упоминаний о финикийцах, со времён Августина, нет, что странно, если учесть, как властвовали они там в Античность. Зато пришедшие в Западную Африку арабы обнаружили там еврейское государство.

    Вспомним знаменитую общину Кайруана основанного арабами ок. Карфагена (670), ставшую центром не только Иудейской, но и светской науки евреев. Характерно, что этот город называли африканским Иерусалимом.
    Для античных авторов евреи и финикийцы были одним народом. Феофраст (372-288 гг. до н.э.) отождествляет жителей финикийского города Тир с евреями. Того же мнения был Геродот, Гекатей Абдерский, Манефон и т.д.

    Само название «Ливан» может быть связано с именами «Леви» / «Лабайи» / «Лаван».

    Так почему вдруг финикийцы массово становились евреями? Вспомним историю, пишет некий автор Сэмюел Г. “По призыву Катона и ему подобных в середине 2 века Рим начал новую войну с Карфагеном, когда город был полностью уничтожен, а людей, называющих себя карфагенянами, просто не стало. Но финикийцы земель Карфагена ещё оставались. А это было примерно около миллиона людей, которые страшно боялись римлян и хотели выжить. Именно поэтому, как я думаю, финикийцы решили перемешиваться (через смешанные браки) со своим родственным народом — с евреями. Тогда же финикийцы стали в массовом порядке принимать веру евреев — чтобы просто выжить. Так, постепенно, на протяжении примерно 200-300 лет много сотен тысяч финикийцев оставили своё язычество и выбрали Иудаизм. Многие из них стали обычными евреями, перестав называться хананеями. Ведь в те времена (2 век до н.э. и 1 век н.э.) евреев ещё не преследовали (до того, как в 68-70 году 1-го века н.э. Иудеи Израиля начали войну против Рима)”. Как вам такая версия?

  20. Ася, конечно, мне, как любому мало-мальски грамотному человеку, известно, откуда взялись израильтяне. Я спрашивала о Вашем тексте: там речь шла не об израильтянах, и вдруг вы упоминаете их,

  21. Еще, Лена и Инна, меня очень интересует слово «ракия» — «небосвод». Не могли бы вы меня просветить насчет всего, что связано с этим словом — особенно, какие смыслы ему соответствуют, какие слова родственны и т.д. Спасибо заранее.

    1. Ася Крамер — 2017-12-08 23:40:14(208)

      Еще, Лена и Инна, меня очень интересует слово «ракия» — «небосвод». Не могли бы вы меня просветить насчет всего, что связано с этим словом — особенно, какие смыслы ему соответствуют, какие слова родственны и т.д. Спасибо заранее.
      ===
      https://alcofan.com/alkogolnyj-napitok-rakiya.html

  22. Ответ Елене Бандас. Спасибо, Лена, очень интересно. Как ценны замечания человека, досконально знающего язык! Подскажите мне, пожалуйста, какое слово стоит в стихе «дух Божий носился над бездной» — ветер? С какими слова в иврите у него родство?

  23. Ответ Фаине.
    Глава 2
    Израильтяне в Египте
    19. Жизнь в Египте. Много лет прошло с тех пор, как род патриарха Якова, или Израиля, переселился из Ханаана в соседний Египет. Этот еврейский народ, состоящий сначала из десятка или двух десятков семейств, с течением времени размножился и превратился в многочисленное племя. Люди этого племени стали называться «сынами Израиля» или израильтянами (Бен-Израиль), в отличие от прочих родственных племен, которые вели свое происхождение от Авраама и Исаака, но не от Якова, или Израиля.
    С. Дубнов, «Краткая история евреев».

  24. Интересно. Но вот вопрос: «Однако новый фараон, «не знавший Иосифа», усмотрев угрозу в наличии в стране многочисленного чужого народа, закабалил израильтян и отправил их на строительство городов…» Были гикосы, были евреи, были другие претенденты на роль гикосов, но вдруг, как черт из табакерки, появляются израильтяне! Откуда это-то понятие вдруг возникло?

  25. Я абсолютный профан в тех «дебрях», куда забралась Ася. Но у меня 2 вопроса. Первый — куда делась «греховная женщина», причем здесь она? Второй — насчет хананеев, которые «финикийцы и евреи». Вроде бы принято считать, что евреи потомки Авраама, пришедшего к хананеям из Месопотамии, не так ли?

  26. Техом — ещё один пример долговечности шумерского слова в иврите. Во второй фразе Торы — «тьма над бездною» — хошех аль пней техом» (Брешит, 1, 3); и далее, о потопе — разверзлись источники великой бездны — «коль майанот техом». В позднейших текстах
    слово выражает и глубины духа, приобретает метафорическое значение. В современной речи — мей техом — грунтовые воды.

  27. Какой мастерский ход, Ася! От шумеров, к архетипам, от них к Египту, гиксосам. А завершается все антисемитизмом. Круг замкнулся. Да, вот это «кoпнУли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *