Михаил Чабан: Иосиф Трумпельдор — герой России и Израиля

 452 total views (from 2022/01/01),  1 views today

К Иосифу в плену с уважением относились не только русские пленные, но и сами японцы. Даже Японский император, узнав, что у него в плену находистся такой храбрый солдат с четырьмя Георгиевскими крестами, решил лично посетить его. У них состоялась беседа и император подарил ему искусственную руку-протез со своей подписью.

Иосиф Трумпельдор — герой России и Израиля

Михаил Чабан

Часть 1
Кто такой Иосиф Трумпельдор

Имя Иосифа Трумпельдора в Израиле знает каждый. Этим именем в разных городах Израиля названы улицы, площади, спортивные клубы и общественные организации. И все знают, что, умирая на поле боя, он произнес знаменитые слова: «Хорошо умереть за Родину!»

Если коротко, то Иосиф Трумпельдор — это политический, общественный и военный деятель еврейского национального движения за свою землю, за свою историческую родину. Вначале — это талантливый боевой российский офицер, потом активист раннего сионистского движения, затем организатор отрядов еврейской самообороны в Палестине. В памяти народа Иосиф Трумпельдор остался человеком легендой, символом мужества и преданности своей стране, своему народу. Это, если коротко. А если поподробней, то смотрите далее.

Рождение, детство

Иосиф Трумпельдор родился 21 ноября 1880 года в городе Пятигорск, входящем тогда в Терскую область Российской Империи. Сейчас Пятигорск входит в Ставропольский край России. Иосиф закончил еврейскую начальную религиозную школу — хедер, а затем городское училище в Ростове-на-Дону.

Семья

Его отцом был отставной солдат — фельдшер Вульф (Вольф — Владимир) Самуилович (Самойлович) Трумпельдор, который родился около 1834 года (точная дата неизвестна), а умер в 1915 году. Он был кантонистом — ребенком-солдатом. Кантонисты были прообразом советских суворовских училищ. Система кантонистов напоминала российское крепостное право, но в армии. В кантонисты насильно призывали мальчиков обычно с 12-ти лет, но довольно часто туда забирали еврейских детей 8-9-летнего возраста. Представьте себе — солдат в 8-9 лет!

Иосиф Трумпельдор

Евреи в российской армии

Так вот, отцу Трумпельдора — Вульфу «крупно повезло». Его взяли в кантонисты с 6-и лет, а с 17 лет призвали в армию, где он по закону прослужил 25 лет. В итоге получился общий срок службы около 40 лет! Он участвовал в кавказкой войне, служил верой и правдой и ему неоднократно предлагали присвовить офицерский чин, если он пройдет обряд крещения. Но он отказывался. Вульф не был религиозным, почти не знал идиш и еврейские традиции. Зато хорошо знал армейские порядки.

После прохождения службы он имел по закону привилегию поселиться вне общееврейской черты оседлости, в любой части России. Сначала он жил в Пятигорске, а затем с семьей поселился в Ростове-на Дону. Вульф был женат дважды и у него было 8 детей, 5 мальчиков и 3 девочки. Иосиф был предпоследним его ребенком.

Служба Вульфа не прошла спокойно, без войн. Россия всегда постоянно воевала. Отец Трумпельдора был ветераном Кавказской войны России и даже участвовал в пленении знаменитого имама Шамиля. Он любил в кругу семьи рассказывать о службе в кантонистском батальоне, о разных эпизодах свой военной службы. Дети с увлечением слушали его рассказы и это несомненно оказало большое влияние на выбор своего жизненного пути его сыном Иосифом.

Учеба

Иосиф Трумпельдор, как и все евреи в России жил под теми же ограничениями, запретами и унижениями. Так было в России всегда или почти всегда. Все это знали и все к этому привыкли. Привыкли, что талантливым еврейским детям не было пути к высшему образованию, к хорошей работе, к высоким должностям. Там где представителю «коренного» народа достаточно было быть просто преданным начальству дураком, выходцам из «малого» народа надо было быть талантом или даже гением. Россия всегда была для еврев мачехой. Злобной и глупой мачехой. Антисемитизм всегда был, как в самом русском народе, так и в его правящих верхах. Поэтому из евреев пробивались «наверх» только сверх способные.

Так и Иосиф с отличием закончил городское училище в Ростове-на-Дону и успешно сдал вступительные экзамены в реальное училище. Однако, … увы и ах! Его не приняли. А на его место взяли обычного русского балбеса. Эта ситуация была тогда и она сохранилась и на потом. И примеров может привести каждый читатель «оттудова». Ничего не изменилось за сотни лет.

Куда мог поступить Иосиф, будучи евреем. С учетом того, что он был сыном солдата, отслужившего 25 лет, это была фельдшерская школа. Он ее и закончил в 1900 году.

Политические взгляды

В начале 19-го века среди демократической российской молодежи начались политические брожения и участие в различных политических движениях. Они видели жизнь какой она есть и она их не устраивала. Широко распространялись идеи «толстовства»: жизнь на земле, крестьянская коммуна. Недалеко от Ростова-на-Дону была создана толстовская коммуна, с участниками которой был знаком Трумпельдор. Он стал следовать идеям вегетарианства, воспитывал в себе волю, ограничение в роскоши и развлечениях.

Этт идеи у него пересекались с новыми идеями сионизма Теодора Герцля. Он и его соратники мечтали о своей, еврейской стране, где все будут свободны и равноправны. Думали о создании сельскохозяйственных коммун на еврейской земле в Палестине.

Армия, война с Японией

В 1902 году началась военная служба Иосифа. Она началась в 76-м Кубанском пехотном полку. Еврей … и вдруг кубанский казак! Полк участвовал в сельскохозяйственных работах и Трумпельдор учился этому делу и призывал евреев солдат следовать его примеру.

В 1904 году началась русско-японская война. Трумпельдор добровольцем пошел в действующую армию, на фронт. Вначале, как врач, он был при госпитале. А затем пошел воевать на передовую. Он принимал участие в обороне Порт-Артура и героически проявил себя. Он участвовал в вылазках разведчиков во вражеских тыл и в августе 1904 года был тяжело ранен взрывом снаряда. Ему пришлось ампутировать часть левой руки выше локтя.

Однако, в ноябре этого же года он, без руки, добился возвращения на передовую. Он был настоящим патриотом своей страны — России. Когда его спрашивали — зачем он продолжил воинскую службу с одной рукой, он отвечал: «Но у меня есть вторая рука отдать за мою родину». Это он про Россию! Поскольку он не мог одной рукой стрелять из винтовки, ему выдали револьвер и шашку.

В составе русской армии в русско-японской войне сражались 20.000–30.000 евреев. Многие из них отличились в боях и получили высокие награды, в том числе были шесть Георгиевских кавалера трех степеней и два полных (4 ордена) Георгиевских кавалера: Трумпельдор и Столберг.

Когда Порт-Артур был сдан японцам, Трумпельдор попал в плен вместе со всей русской армией. Как ни странно, но в японском плену среди русских солдат было немало евреев (около 1.700). За короткий срок Трумпельдор изучил японский и китайский языки. Там, в плену, Трумпельдор организовывал классы по изучению истории, географии, литературы, выпускал еврейскую газету. Всего через школу Трумпельдора прошло около 5.000 пленных.

Трумпельдор был человеком исключительной храбрости, которую высоко оценили и в России, и в Японии. Император Японии при посещении лагеря военнопленных лично пожал Трумпельдору руку в знак уважения к его боевым заслугам. Вернувшись в России при награждении боевым орденом его руку также пожал Император России.

Часть боевых наград Иосифа Трумпельдора
Часть боевых наград Иосифа Трумпельдора

За храбрость и отвагу Трумпельдор был награжден несколькими российскими орденами и медалями. Он стал первым евреем полным Георгиевским кавалером. Он был самым награжденным из еврейских солдат в России. О его подвиге был издан специальный приказ по армии. В 1906 году он, также первым из евреев, получил воинское звание унтер-офицера.

Георгиевские кресты всех степеней

Знак отличия военного ордена Святого Великомученника и Победоносца Георгия (Георгиевский крест) был учрежден 13 февраля 1807 года манифестом императора Александра I и действовал до 1917 года. Военный орден Святого Георгия был высшей наградой в Российской императорской армии для нижних чинов (солдат, матросов и унтер-офицеров). Он вручался за исключительную храбрость и воинскую доблесть. С 24 июня 1917 года орден мог также вручаться офицерам по решению общего собрания солдат части или матросов корабля.

Георгиевские кресты всех степеней
Георгиевские кресты всех степеней

С 1856 года Георгиевский крест стал иметь четыре степени. Они вручались по порядку от 4-ой до 1-ой степени за повторные подвиги. Вначале шли 4-ая и 3-ая — серебрянные, а затем 2-ая и 1-ая — золотые.

«Знак отличия представляет собой прямой равноконечный крест с расширяющимися концами из серебра с позолотой (для 1 и 2 степеней) и без позолоты (для 3 и 4 степеней). В центре креста — круглый медальон. По краям креста и вокруг медальона — узкий выпуклый рант. На лицевой стороне медальона — рельефное изображение Святого Георгия, обращенного в правую сторону и поражающего копьем змея. В народе Святой Георгий считался покровителем воинов, земледельцев и скотоводов.

Знак отличия
На оборотной стороне медальона — рельефный вензель ордена Святого Георгия из переплетенных букв «СГ» — Святой Георгий. На обратной стороне креста, на его поперечных концах, нанесен порядковый номер. На нижнем конце креста — надписи: «1-я степ.» или «2-я степ.», или «3-я степ.», или «4-я степ.» Расстояние между концами креста — 34 мм. Носится на пятиугольной колодке, обтянутой шелковой, муаровой лентой шириной 24 мм.»

Чтобы получить все четыре степени ордена надо было быть человеком исключительной храбрости. Таких в русской армии до 1913 года было всего около 2.000 человек, тогда как кавалеров первоначальной, четвертой степени было свыше 200.000.

Георгиевские кресты для иноверцев
Георгиевские кресты для иноверцев (копии без номеров)

Для награждения Георгиевским крестом иноверцев в 1844 году был установлен специальный Георгиевский крест. В обычном в центре расположен Георгий Победоносец. В отличие от обычного вместо Георгия Победоносца в центре у специального Георгиевского креста с обоих сторон был расположен герб России — двуглавый орел.

Иосиф Трумпельдор

До 1913 года им было награждено 4-й степенью 4619 человек, 3-й степенью — 821, 2-й — 269 и 1-й степенью (полные кавалеры) были награждены 19 человек. Такие четыре Георгиевских креста были у Иосифа Трумпельдора (есть мнения историков, что Трумпельдор имел не все четыре Георгиевских креста).

Имена кавалеров ордена заносились на специальные мраморные доски в Георгиевском зале Кремля.
Возвращение из плена

К Иосифу в плену с уважением относились не только русские пленные, но и сами японцы. Даже Японский император, узнав, что у него в плену находистся такой храбрый солдат с четырьмя Георгиевскими крестами, решил лично посетить его. У них состоялась беседа и император подарил ему искусственную руку-протез со своей подписью.

Мир с Японией был заключен в 1905 году и все пленные были возвращены на родину. Иосиф приехал в Ростов-на-Дону в апреле 1906 года и в следующем году сдал экзамены на аттестат зрелости. Он был представлен императору Николаю II, который присвоил ему первый офицерский чин прапорщика и установил ему пенсию, что позволило ему поступить на юридический факультет Петербургского университета. Иосифу тогда было 26 лет. Заслуженный человек, кавалер черырех Георгиевских крестов, инвалид войны. Но пенсии не хватало на жизнь и он подрабатывал писцом в контере Персина.

Палестина

В годы учебы в университете у Трумпельдора сформировались сионистские взгляды, то есть он считал, что евреям надо ехать в Палестину и создавать свое государство на этой древней земля, издавна принадлежащей еврейскому народу. В августе 1911 года в городе Ромны Полтавской губернии была проведена небольшая конференция близких друзем Трампельдора и в этом же 1911 году он с первой группой евреев выехал в Палестину для создания коммуны — современного кибуца.

Вначале Трумпельдор работал на ферме «Мигдаль», а затем в кибуце Дгания. Но от войны к мирной жизни ему уйти не удалось. На еврейские поселения постоянно нападали арабы. Они всегда нападают на слабых. И еще ненавидят евреев. И еще завидуют еврейской сметливости, трудолюбию, уму. Грабить, убивать — их обычное занятие. Зачем самим трудиться, когда можно больше заработать, ограбив еврея. Возникла необходимость, жизненная необходимость, выживания еврейского народа.

И конечно здесь свое место нашел талантливый руководитель, храбрый воин Иосиф Трампельдор. Он организовал охрану еврейских поселений в Нижней Галилее, создал и возглавил отряд самообороны под названием «Винтовка и плуг».

Первая мировая война

В 1914 году началась Первая мировая война, в которую оказались вовлечены многие страны. В те времена Палестина входила в состав Османской империи. Некоторые еврейские поселенцы пошли служить в составе турецкой армии, но большинство, особенно выходцев из России, репатриировались в принадлежащий тогда Британии Египет. Как офицеру русской армии, у Трумпельдора был только один выбор и он пошел воевать на стороне Британии.

А воевать он умел грамотно и храбро. Он сразу же предложил командующим британскими войсками в Египте сформировать отдельное подразделение из депортированных евреев. Было много желающих. Но такое отдельное подразделение не соответствовало колониальной политике Британии и ему отказали по формальному поводу. Взамен боевого подразделения появилось вспомогательное по транспортировке военных грузов в зону боевых действий. Называли его «Сионский корпус погонщиков мулов». Его командиром был подполковник британец, а заместителем стал капитан Трумпельдор.

В этом корпусе служили добровольцы-евреи, которые под огнем противника доставляли на передовую снаряды, патроны и продовольствие, вывозили раненых. Они также принимали участия в боях, многие были убиты и ранены. Сам Трумпельдор был ранен в плечо, но оставался на поле боя.

Затем Трумпельдор поехапл в Лондон, чтобы убедить британское командование значительно расширить еврейский добровольческий корпус и, главное, разрешить ему участвовать в боях за освобождение Пелестины. В 1917 году, весной, такое разрешение бывло получено, боевой еврейский корпус был сформирован и отправился сражаться на Ближний Восток.

Революция в России

А в это время в России происходили революционные события, «которые потрясли весь мир». Уже после Февральской революции Временное правительство уравняло в правах все народы и тем самым уничтожило «черту» оседлости» для евреев. Трумпельдор надеялся при поддержке новых революционных властей создать в России еще один еврейскимй корпус для освобождения Палестины.

Однако, политическая обстановка в России быстро менялась. В стране начался развал власти, который сопровождался, естественно, массовыми еврейскисми погромами. Трумпельдор с товарищами пытались создавать еврейские дружины самообороны, которые большевики объявили вне закона. Убивать евреев — можно, а вот им защищаться — нельзя. Трумпельдора большевики арестовали, но он сумел бежать. Вот и вся советская власть!

Трумпельдор поехал в Крым, где он пытался организовать репатриацию в Палестину всех желающих. Из Крыма корабли шли в Стамбул, а оттуда уже в Палестину.

Возвращение в Палестину

В 1919 году Трумпельдор сам тоже эвакуировался в Палестину. И здесь он тоже не остался без дела. Он каждый день работал в поле и одновременно занимался созданием боевых отрядов еврейской самообороны, которые постоянно принимали участие в боях с арабскими бандами. Он также занимался организационной и политической деятельностью.

Тель Хай

В последний период его деятельности Трумпельдору было поручено организовать оборону поселений в Верхней Галилее. Это было связано с возрастающей активностью арабских отрядов в этой области. Начал свою работу Трумпельдор с 1 января 1920 года. Вместе с поселенцами и добровольцами он принялся укреплять оборону поселений Тель-Хай, Кфар-Гилади и Метула.

Первого марта большие силы арабских отрядов появились на подступах к еврейскому поселению Тель-Хай, который оборонял отряд Трумпельдора. Было решено начать переговоры с лидерами арабов. В этих переговорах принял участие сам Трумпельдор. Однако, во время переговоров началась перестрелка, в которой Трумпельдор был тяжело ранен в живот. Ранение оказалось смертельным. Вместе с ним в этом бою погибли еще семеро бойцов.

Бой с арабскими отрядами продолжался весь день. И лишь поздно вечером появилась возможность эвакуировать раненных, в том числе и Трумпельдора, в госпиталь. По дороге он скончался. Вот перед смертью он и сказал на иврите те самые слова, ставшие знаменитыми: «Счастлив тот, кто умирает за Родину». Иногда их интерпретируют как; «Хорошо умереть за свою страну», или «Это счастье умереть за свою Родину».

Первоначально Трумпельдор и его семь товарищей были похоронены на территории Кфар-Гилати, а затем в 1934 году их останки были перенесены на новое кладбище, которое расположено между Кфар-Гилати и Тель-Хаем. Здесь же был воздвигнут монумент «Рычащий лев», на котором помещена известная фраза Трумпельдора.

Трумпельдор прожил всего 39 лет. Он был настоящим боевым русским офицером и преданным сыном еврейского народа. К сожалению, в России о нем мало знают. Еврей, сэр! В Израиле же имя Трумпельдора помнят и чтут. Его предсмертные слова превратились в легенду. Его именем названы поселения (Тель-Иосиф), улицы и площади во многих городах. В его честь выпущены почтовые открытки, марки, памятные медали.

Открытка «Это хорошо умереть за свою страну»
Открытка «Это хорошо умереть за свою страну» Автор Хаим Лифшиц (Haim Lifshitz)

Открытка

Открытка

Почтовая открытка 1920 года издана сразу же после гибели Иосифа Трумпельдора в Тель Хай. На ее обратной стороне помещено молитва Язкора (Yizkor) посвященная памяти павшим в Тель Хай воинам, а также известные предсмертные слова Иосифа Трумпельдора: «Это хорошо умереть за свою Родину».

Старые фотографии, плакаты, постеры
с надписью «Иосиф Трумпельдор» на иврите:

Открытка

Открытки, постеры с памятником Трумпельдору:

ОткрыткаНадпись

На обратной стороне открытки 1948 года помещена надпись на иврите.

«Тель Хай сгорел, но в сердце Израиля он живет
И. Бренер»

И далее через промежуток:

«Маленькая горстка людей, которые стояли 28 лет назад на охране севера, одинокие и отдаленные, заслужили почести в еврейской истории после своей смерти, они стали яркими и сияющими героями народа, лицом народа, который многие годы трудился, чтобы возродить свою душу, которая стала теперь Тель Хаем. П.Кацнельсон» (Перевод вольный, моей дочери)

Памятник Иосифу Трумпельдору в Тель Хай — "Рычащий лев". Скульптор Абрахам Мельников (Abraham Melnikov)
Памятник Иосифу Трумпельдору в Тель Хай — «Рычащий лев». Скульптор Абрахам Мельников (Abraham Melnikov)
 Почтовая карточка Памятник Трумпельдору,
Почтовая карточка Памятник Трумпельдору, 1952 года выпуска
Бюст Иосифа Трумпельдора в Тель-Авиве
Бюст Иосифа Трумпельдора в Тель-Авиве

 

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария к «Михаил Чабан: Иосиф Трумпельдор — герой России и Израиля»

  1. Статья Жаботинского в память о Иосифе Трумпельдоре (газета «Гаарец», 8 марта 1920 г., 7 дней после смерти Трумпельдора):
    http://www.rjews.net/gazeta/Lib/Jab/sion.shtml#3

    «Последние слова [[[смертельно раненного]]] Иосефа Трумпельдора в тот момент, когда увидел он печаль друзей своих перед лицом близкой утраты, последние слова его были: «Ничего, хорошо умереть за нашу родину». Всякий, кто знал его, мог представить тихую улыбку, пробежавшую по его устам, когда он произносил эти слова. Он не был склонен произносить высокие фразы. Присущие ему основательность и глубокая серьезность находили свое выражение в делах, а не в формулировках. А когда он был вынужден высказаться, он смущался и прикрывал свои речи покровом и присказкой, характерной для всех скромных людей: «Ничего».
    Тот, кому была знакома и эта улыбка, и это «ничего», действительно знал Трумпельдора. Шестнадцать лет тому назад, когда он очнулся в военном госпитале в Порт-Артуре и увидел, что его левая рука ампутирована почти до плеча, он прошептал с улыбкой: «Ничего – правая важнее левой». … …»

  2. 06.12.2017
    Уважаемый Григорий.
    Моя работа касалась только И.Трумпельдора. Что я нашел по дороге – вы видели. По остальным офицерам евреям в царской армии я материалов не собирал. Я думаю, что это должно быть интересным.
    С уважением
    М.Чабан

  3. Уважаемый Михаил,
    Вместе с Трумпельдором звание прапорщика было присвоено также упомянутому Вами Столберу ( Столперу). Я собираю информацию о евреях, получивших офицерское звание в царской армии без изменения вероисповедания. Известен Цам, вышедший в отставку капитаном примерно в 1896, а также корнет Гинзбург, сын известного банкира. Англоязычные источники сообщают о восьми таких случаях. Известны ли вам имена этих людей? Спасибо заранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *