Владимир Лившиц: Его называли «цветоносным» художником

Loading

Он не рисует известные исторические здания. Его не интересует городская суета и постоянно спешащие пешеходы. Я. Симкин хорошо понимал, что городской пейзаж — это не просто изображение города, а скорее обобщённый образ городской среды, созданный художником на основе его личных впечатлений, ее определенная интерпретация.

Его называли «цветоносным» художником

О Якове Симкине

Владимир Лившиц

Искусствовед Н. Крымова в статье «О Я. Л. Симкине», помещенной в каталоге к его персональной выставке, которая состоялась в мае–июне 1981 года в Москве, писала: «К своему призванию человек идет по-разному, порой очень долго. Долго шел и Яков Симкин к тому, что стало, в конце концов, главным содержанием его жизни, ее смыслом. Это был путь к самому себе. А теперь видно, что это был путь к тому, что художник смог оставить всё нам, уйдя от нас».

Родился в белорусском местечке Ленино

Яков Львович Симкин родился 25 августа 1921 года в местечке Ленино Горецкого района Могилевской области. Через некоторое время семья переехала в Горки, где он закончил десятилетку.

Заслуженный экономист БССР, профессор, заведующий кафедры агробизнеса Белорусской государственной сельскохозяйственной академии М. З. Фрейдин, двоюродный брат художника, вспоминает, что еще в школьные годы Яков увлекался искусством и литературой. И долго колебался куда поступать: в художественный или педагогический институт. В то время победило увлечение к литературе.
Лившиц

Оно и привело его в педагогический институт в Минске. А через несколько месяцев он был призван в ряды Красной Армии, где и встретил Великую Отечественную войну.

С первого и до последнего дня Яков Львович воевал, будучи механиком 16-го и 177-го истребительных полков. Награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».

В бригаде Маяковского

После войны Я. Симкин жил в Минске, работал в газетах «Тревога» и «Зорька» (Минск). Был лектором Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, ездил с выступлениями по Белоруссии.

Затем живёт в Москве. Особая любовь у Якова Львовича была к творчеству поэта Владимира Маяковского. В 1947 году он входил в «Бригаду Маяковского» — литературное объединение, которое работало при музее В. В. Маяковского в Гендриковом переулке, был нештатным лектором этого музея. Искусствовед М. Крымова вспоминала: «Мы познакомились после войны, году в 47-м, в так называемой «Бригаде Маяковского» — литературном объединении, с которым связана юность многих, любивших поэзию. Мы тогда могли читать Маяковского, Багрицкого, Пастернака с вечера до утра. Нас увлекала атмосфера поэтического соревнования и та «борьба за Маяковского», в которой, кажется, именно мы сами и нуждались… Жизненный опыт Яши Симкина, родившегося в белорусской деревне в 1921 году и прошедшего через войну механиком истребительного авиаполка, был особым, нелегким, да и сам Яша был мало похож на нас, тогда совсем еще легкомысленных московских школьников или студентов-филологов.

В «Бригаде Маяковского» именно Я. Симкин был самым легким человеком. Легким на подъем (мы очень много выступали: читали в клубах, на заводах, в школах), легким в общежитии, легким на всякого рода начинания. В основе этой легкости, как мне теперь ясно, лежало очень простое качество — доброта. То, что было тяжелым, трудным, то, что требовало внутренней борьбы, оставалось скрытым для окружающих в силу прирожденной деликатности. Оттого и другим было с ним легко».

С чтением стихов много ездил по стране. Его двоюродный брат М. З. Фрейдин вспоминал, что однажды он приехал в Горки и читал стихи в аудитории № 34 первого корпуса сельскохозяйственной академии. Студенты и преподаватели встречали его чтение горячими аплодисментами.

Не единожды он был в числе победителей общемосковского конкурса на лучшего чтеца произведений поэта.

В 1950 году Я. Симкин закончил полный курс заочного отделения филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и успешно защитил диплом.

Однако устроиться на работу по специальности в гуманитарной сфере, в связи с развернутой в стране антисемитской кампанией по борьбе с «безродными космополитами», было невозможно.

Пришлось искать работу совсем в другой области. Он работал слесарем на заводе «Борец», мастером производственного обучения в ремесленном и техническом училищах Москвы, а затем — преподавателем труда и рисования в школах.

«…Лишённый «академии», неистово взялся за кисти и карандаши…»

Работа в школе позволяла продолжить любимые с раннего детства самостоятельные занятия рисованием и живописью.

Со временем эти занятия нашли продолжение в студии самодеятельных художников. Там он занимается у художника М. Т. Райского. Ю. Г. Ряжского и М. Т. Хазанова. Ученик Казимира Малевича М. Т. Хазанов стал для Якова Симкина основным учителем.

И уже через год им было написано семь произведений. В 1969 году Яков Симкин пришёл со своими полотнами в Московское отделение Союза художников и сразу был принят в члены Союза художников СССР. Однако, официально получив статус профессионального художника, он не изменил сложившегося уклада жизни и продолжал преподавать в школе. И продолжал заниматься живописью.

До 1978 года художник принял участие в более чем 20 выставках, а в 1981 году состоялась его персональная выставка, но, к сожалению, посмертная.

Я. Л. Симкин умер в 1978 году в самом расцвете творческих способностей после тяжелой болезни.

Таким образом, мы видим, судьбе было угодно, что лишь в 35 лет он «нашёл себя», своё жизненное предначертание.

И, как отметил художник О. Гостев, «…лишенный «академии», неистово взялся за кисти и карандаши, снискав смелостью и решительностью покровительство Муз».

Разглядывая картины Фалька, Симкин как-то заметил: «… у него каждый квадратный сантиметр — живопись!»

И мы сейчас, анализируя его живописные работы, можем также сказать: у Я. Симкина каждый квадратный сантиметр — живопись.

Известно, что Яков начинал работать, как все художники, кистью и карандашом, но потом — всё больше мастихином и прибегал к кисти уже лишь вначале — для закрепления рисунка.

Мастихин (итал. — mestichino) — упругая тонкая пластинка из стали или роговая, сделанная в форме ножа, лопатки. Мастихин используют чаще всего для удаления не засохшей краски с полотна (масляная живопись), очистки палитры, реже — для нанесения грунтовки, дополнительного перетирания красок.

Я. Симкин начал применять мастихин для нанесения краски рельефным мазком (фактурная живопись) либо толстым слоем.

Чем привлекала его мастихиновая живопись? Он, видимо, считал, что она отличается яркими натуральными цветами. При создании работ данного вида творчества цвета практически никогда не смешивают, а наносят их прямо из тюбика на полотно. Такая манера рисования создает впечатление пазла, аппликации, а не картины, потому что издалека работа напоминает лоскутки, стикеры, наклеенные на холст.

Его родные вспоминают, что работал он очень много. Везде, где только мог, делал рисунки и наброски. Видимо, он предчувствовал, что времени на творчество будет отпущено мало. Ведь умер он так рано!

С самого начала он большое внимание уделял портрету

Художник Я. Симкин работал в различных жанрах. С самого начала он большое внимание уделял портрету, который занимал в его творчестве значительное место. Он овладел профессиональными навыками портретиста и выработал самостоятельный подход к задачам портретной живописи.

Портрет

Симкин создал целую плеяду портретов, отмеченных острой наблюдательностью, точных и лаконичных по изобразительной форме. Уже в первых своих работах художник проявил способность выразить характер и передать типические особенности изображаемых ими людей.

Среди них много портретов деятелей культуры. Это портреты Б. Пастернака (с 1963 по 1978 годы были написаны пять портретов поэта), А. Грина, выдающегося артиста С. Михоэлса, художников Н. Ларского, А. Нюренберга, А. Ю. Никича, Ю. Павлова, пианиста Ван Клиберна, Героя Советского Союза Алии Молдагуловой (он находится в фондах Горецкого историко-этнографического музея) и других.

В этих людях Я. Симкина более всего занимала жизнь души, оттенки душевного состояния, он стремился уловить мгновения особой душевной сосредоточенности, вдохновенного порыва.

Художник смотрел на человека не испытующе, а понимающе, сочувственным взглядом. И поэтому дал верное изображение многих своих прославленных современников. Например, портрет А. Грина. Он предстаёт перед зрителем сдержанным, сосредоточенным, полным напряжённой духовной жизни. Я. Симкин проникновенно передаёт его ум, благородство, скромность и простоту. Это своеобразный памятник замечательному писателю. Недаром этот портрет был приобретен дирекцией музея А. Грина.

Портрет Бориса Пастернака. 1970г.

Искусствовед Марина Аграновская, анализируя его портреты, писала: «Глядя на написанные Симкиным портреты, ощущаешь, как поражала художника единственность каждого человеческого облика. Портретист не умолкал в нем никогда. Как любил художник разглядывать людей, как трогало и умиляло его их различие — эта всегда прекрасная для доброжелательного взгляда драгоценность, которая есть в каждом: раскосость глаз, припухлость щек или покатость плеч. Как он умел увидеть, ощутить, сопережить характер и восхищенно запечатлеть его!»

Из простых вещей он создаёт оригинальные композиции

Я. Симкин любил писать натюрморты. Искусствовед О. Гостев в статье «Слово о живописце», напечатанной в приведенном нами каталоге его персональной выставки, писал: «Окружающий человека разнообразный предметный мир… предстает перед нами в многочисленных натюрмортах Симкина. Возникает вопрос, что может добавить еще один новый натюрморт к десяткам уже написанных? Вот тут-то и совершается чудо: созданный рукою мастера, он вводит зрителей в мир таких знакомых нам вещей и предметов, открывая при этом все новые и новые грани их, а, следовательно, и нашего бытия».

Один из них — «Натюрморт с автопортретом Ван Гога», написанный в 1975 году, был закуплен дирекцией выставок Союза художников РСФСР.

Натюрморт

Интересно, что художник использует в своих работах простые, обыденные вещи: скромные букеты цветов, а иногда и просто клиновые листья, кухонную утварь, часто сковородки с яичницей, картофель, лук, чеснок, сушёную рыбу. И из этих простых вещей он создаёт оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы.

При этом нужно отметить, что для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности.

«Я. Симкин любил то, что сделано на земле человеком как бы в согласии с природой…»

С 1968 года Яков Ильич занимается и графикой. Он создает целые циклы работ о таких исторических городах, как Ростов Великий, Ярославль, Углич, Печоры. Не забыл земляк и родную Беларусь. Им были созданы картины: «В белорусской хате», «Белоруссия. В Горках» и другие.

При этом художник применяет разную технику: черную тушь, перо, цветные карандаши, фломастеры. Графические работы исследователи его творчества делят на циклы: «В Карпатах», «Псковско — Печерская лавра», «Обнаженная натура», «Карпатские и прибалтийские пейзажи», «Церкви».

Из цикла «В Карпатах»
Из цикла «В Карпатах»

Эти картины помогают сохранить память об историческом облике наших городов.

Н. Крымова отмечала: «Особенно в его графических работах (сделанных в Ростове Великом, на озере Сенеж, в Угличе, Печорах, на реке Нерль) видны пристрастия художника. Я. Симкин любил то, что сделано на земле человеком как бы в согласии с природой, не в противоречии с ней».

Он не рисует известные исторические здания. Его не интересует городская суета и постоянно спешащие пешеходы. Я. Симкин хорошо понимал, что городской пейзаж — это не просто изображение города, а скорее обобщённый образ городской среды, созданный художником на основе его личных впечатлений, ее определенная интерпретация. Можно сказать, что в своих картинах он пытался отразить характер, неповторимую атмосферу каждого города.

Его двоюродный брат Марк Залманович вспоминал, что во время очередного приезда в Горки, советовал Якову нарисовать красивое, с колоннами, здание четвёртого корпуса академии, расположенное в парке академии. И Яков с этюдником пошёл в парк. Но по дороге он остановил свой взгляд на одноэтажное, вроде бы невзрачное старое здание академической кузницы. И именно оно было изображено в картине «В белорусских Горках».

В Горках

И ещё. Художник очень любил море. И создал много морских пейзажей. Я. Симкин, рисуя море, видит его движение, чувствует дуновение ветра, ощущает прохладу брызг и невольно передает эту живую энергетику холсту.

В картинах «Пристань», «В рижском заливе», «Лодки на озере» и других раскрывается божественная красота моря и сила дикой природы. Для художника вид моря в любую погоду всегда прекрасен, даже в непогоду, когда грозно надвигаются скопления туч, порывистый ветер начинает надувать паруса корабля.

В заключение хочется отметить, что не важно, к какому жанру: портрету, пейзажу или натюрморту — обращался художник Симкин. Потому что все живописные произведения художника объединяет одно важное качество — способность добиться гармонии всех элементов картины.

Главным в работе художника является духовность и красота окружающего мира. Специалисты отмечают, что у одарённого живописца особое цветовидение, называют Симкина цветоносным художником. Его картины наполнены глубоким внутренним содержанием. На его картины хочется смотреть и смотреть не отрываясь!

Большая часть работ Я. Л. Симкина хранится в семье художника, в городе Кембридж канадской провинции Онтарио. Коллекция из 21 картины была подарена женой Диной Каданер и сыном Владимиром Горецкому историко-этнографическому музею, который ежегодно, ко дню рождения мастера, выставляет картины в выставочном зале.

Желающие приобщиться к творчеству Я. Симкина могут увидеть его произведения на сайте.

А если кто-то захочет купить работы или организовать выставку, нужно связаться с сыном художника по телефону (647) 333-2225.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.