Ури Андрес: Справедливость и Милосердие

 221 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Одним из наиболее древних сводов законов справедливости, всеобъемлющих и не утративших своего значения на протяжении десяти тысячелетий, является Декалог (10 заповедей Моисея), первоначально записанных на каменных таблетках и впоследствии описанных в библейских книгах Исхода и Второзакония.

Справедливость и Милосердие

Ури Андрес

На всем протяжении развития человеческой цивилизации, насчитывавшей по современным оценкам около шести тысячелетий, совместная жизнь людей в человеческих коллективах, унаследованная от обезьяньих стай, являлась эффективной формой существования в борьбе за выживание в условиях негостеприимной природы земной биосферы. С развитием умственных и физических способностей человека в процессе эволюции возрастало неравенство между членами человеческих ассоциаций, порождающее конфликты, борьбу и потери жизней. На стадии появления человека в его современной форме физического и умственного развития совместное существование людей без критической конфронтации стало возможным в результате возникновения концепции Справедливости в сознании членов человеческих ассоциаций. Существование всех видов человеческих сообществ от родовых и клановых групп доисторических времен до современных высоко развитых государственных форм основывалось на поддержании справедливости вo взаимоотношениях между рядовыми членами сообществ, в их соприкосновении с представителями власти и во взаимоотношениях между различными человеческими ассоциациями. Справедливость есть разрешение конфликтов, в котором противоположные стороны согласно, посредством переговоров достигают желаемых результатов, послуживших причиной споров. Способность достигать разрешения споров посредством переговоров и взаимных уступок явилась решающим этапом в переходе разобщенных человеческих групп в человеческие общины с общими для ее членов правилами общежития.

Человеческое сознание устроено таким образом, что справедливое урегулирование несогласий и конфликтов снимает напряжение и вызывает взаимное удовлетворение противостоящих сторон споров.

Хотя в течение большой части человеческой истории различие физических и умственных способностей людей воспринимались как естественная данность и каждый человек расценивался в соответствии с его способностями и достижениями, социальное равновесие и отсутствие напряженности в коллективах людей не являлось естественным и постоянным состоянием.

Справедливость в отношениях людей явилась цементом, скрепляющим устойчивость человеческих ассоциаций. Однако появление сильных индивидуумов в человеческих ассоциациях нарушало социальное равновесие, вызывало нарушение установившихся правил справедливости, захват власти сильными индивидами, возникновение постоянной неразрешимой напряженности, диктатуры и бунтов.

Сущность и происхождение концепции справедливости в отношениях людей анализировали многие мыслители. В диалогах Платона справедливость рассматривается как психологическое качество человеческой души, как положительная черта человеческого характера и как рациональная основа общественного устройства.

Возникновение концепции справедливости в отношениях людей основано на накоплении опыта коллективного существования в процессе эволюции человека и человеческих объединений.

Ницше считает, что в процессе эволюции люди осознали, что возможность эффективного и безопасного способа разрешения конфликтов в человеческих коллективах возможно лишь тогда, когда люди осознают, что борьба между несогласными сторонами приведет к взаимному урону и неразрешимому напряжению. Справедливое разрешение конфликтов путем переговоров возможно в случаях, когда не существует явного неравенства сил. Тогда несогласие не ведет ни к неизбежным потерям с обоих сторон, ни к возникновению надолго сохраняющейся неразрешенности и неопределенности в их отношениях. Когда одна из сторон конфликта обладает существенно большей силой справедливое разрешение спора практически невозможно. Лишь в тех случаях, когда стороны конфликта не слишком неравны у них появляется сознание необходимости взаимопонимания и переговоров, являющихся первым проявлением движения к справедливости. В результате успешных переговоров каждый удовлетворяет другого получая то что он считает более ценным, чем другой. Каждый получает то, что он хочет в обмен на то, что хочет другой. В человеческом сознании снимается напряжение конфликта, возникает ощущение удовлетворённости. Однако Ницше отмечает, что в отдельных случаях справедливость достигается с помощью реванша, а иногда и благодарности. Так, суть справедливости заключается во взаимовыгодном обмене между противостоящими сторонами примерно равной силы.

В современных теориях справедливости рассматриваются проблемы распределения как достигнутых в обществе результатов, так и обязанностей членов социальных коопераций в условиях недостатков и противоречивых ценностей, несовпадающих интересов и желаний, которые никогда не могут быть удовлетворены.

Природа людей такова, что в человеческом обществе сильные и успешные составляют существенное меньшинство. Поскольку между неравными сторонами справедливое урегулирование конфликтов маловероятно слабая сторона противостояния в целях уравновешивания сил стремится увеличить число своих сторонников. У «слабых» образуется организация, возникает сила большинства, уравновешивающая силу успешного и богатого меньшинства, возникает демократия, при которой сила бедного и неуспешного, за которым стоит большинство ему подобных, становится равной силе богатого и успешного.

*

Чувство милосердия и гуманности, возникающие у отдельных людей в некоторых жизненных ситуациях, ставят под сомнение важность установленных норм справедливости, на которых основывается законный порядок внутри различных человеческих ассоциаций. Гуманность вступает в противоречие со справедливостью, которая проста и сурова, но обеспечивает стабильность сообществ при неизбежных, но минимальных потерях.

Милосердие в общественной жизни людских коллективов является относительно новым этическим компонентом. Концепция милосердия как этической нормы, противоречащей принципу справедливости, возникла и развивалась у европейских народов в течение двух последних тысячелетий христианской эры. Массивное внедрение идеи любви к ближнему и милосердия в общественную жизнь народов европейских культур возникло вначале новой эры под влиянием идей, приписываемых молодому религиозному философу Иисусу Христу, возглавившему в первом веке в Иерусалиме группу проповедников христианской секты иудаизма, ответвившейся от основного ствола религии евреев.

Милосердие как мотивация человеческих мыслей и действий имеет множество форм и выражений. Общей чертой этического милосердия является сочувствие слабым, необразованным и неуспешным, испытываемое не только незначительной частью человеческого общества, но ставшим принятой нормой морали христианских народов. Милосердие, как часть принятой в европейских государствах идеологии, узаконенной в 19-ом и 20-ом столетиях в правилах коллективного существования, направлено на спасение человеческих жизней, помощи неуспешным, улучшение жизненных условия людей. В отдельных случаях милосердие снимает с людей груз ответственности за противоправные действия. Милосердные действия предоставляются их получателям без соответственного вклада с их стороны в общественный продукт, требуемого принципом справедливости. В современных развитых государствах, в которых установлена система welfare (обозначающей благоденствие, благотворительность, благосостояние) стоимость милосердных действия покрывается через налогообложения всех членов общества. Существуют также особые частные благотворительные фонды для поддержки милосердных действий, средства которых образуются из различных добровольных взносов.

Отдельные случаи милосердия проявлялись на самых ранних стадиях развития человеческой цивилизации как в действиях отдельных людей в результате психологической структуры человеческого сознания, так и в значимых исторических событиях, как эффективный способ урегулирования конфликтов. Однако до возникновения христианской религии милосердие никогда не становилось частью доминирующей идеологии и не поддерживалось установленным в различных странах законодательством.

*

На протяжении истории человечества появился ряд документов, в которых сделана попытка сформулировать и зафиксировать существующее в различных обществах понимание справедливости и права людей на действия для ее достижения.

Одним из наиболее древних сводов законов справедливости, всеобъемлющих и не утративших своего значения на протяжении десяти тысячелетий, является Декалог (10 заповедей Моисея), первоначально записанных на каменных таблетках и впоследствии описанных в библейских книгах Исхода и Второзакония.

Другим древним сводом законов справедливости и права является обнаруженный на двухметровой каменной стеле кодекс вавилонского царя Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи, содержащий 282 заповеди, насчитывает четыре тысячелетия.

Римское право, один из наиболее важных сводов юридических документов, содержащих законы достижения справедливого решения споров, появилось в 449 году до нашей эры. Терминология и идеи римского права являются основой современной легальной практики, принятой в Европе и Америке. Справедливость в римском праве сводилась к требованию «жить честно, не вредить другим и каждому воздавать свое».

Магна Карта — великий свод свобод — была издана в Англии в 13-ом веке. В ней закреплялись права короля, баронов и церкви, устанавливались справедливые налоги.

Важным юридическим документом, определяющим сущность справедливости, является кодекс Наполеона, появившийся в 1804 г. и до сих пор являющийся основой французской легальной системы.

*

Библия, величайшая книга истории древних восточных народов, их правил совместной жизни и их взаимоотношений с Богом, приводит многочисленные примеры отдельных человеческих судеб и исторических событий, в которых жестокие действия людей мотивированы религиозным и этическим чувством справедливости без малейшего их смягчения милосердием.

Повествование об идолопоклонстве Золотому Тельцу, изготовления которого взамен Бога потребовали от Аарона, брата Моисея, евреи, остановившиеся на своем пути из Египта в обетованную землю у подножия горы Синай, одна из таких историй. В ожидании Моисея, призванного Богом на вершину горы для беседы, евреи испытывали сильное беспокойство и неуверенность. Устав ждать возвращения Моисея они заявили Аарону: «Мы не знаем, что случилось с Моисеем», — и объявили Тельца своим Божеством, который поведет их дальше в обетованную землю. Они танцевали вокруг золотого идола, забыв своего Бога, который избрал их, вывел их из многолетнего египетского рабства, утопил в водах Красного моря египетскую военную погоню за ними и заботился о них на их трудном пути из Египта.

Евреи танцевали вокруг Тельца, ели и пили. «Это наш Бог, который вывел нас из Египта» сказали они и принесли жертвы Тельцу.

Так описано преступление евреев, недавних египетских рабов, на которое они решились легкомысленно, не задумываясь о последствиях. Справедливый приговор, наказание, эквивалентное преступлению, последовало от Бога, который осудил их нетерпение и легкомыслие. В поведении евреев Бог увидел упрямство. Он потребовал немедленного возвращения Моисея в лагерь, сказав, что он размышляет об уничтожении идолопоклонников.

Но Моисей упросил Бога умерить свой гнев. Он проявил мудрость сказав Богу, что египтяне обвинят его в том, что он специально заманил евреев в пустыню, чтобы их уничтожить. И Бог изменил свое намерение полного уничтожения своего народа в ответ на сотворение им идола и забвения своего Бога.

Моисей спустился с горы в лагерь держа в руках две таблетки с Десятью Заповедями, содержащими правила жизни, написанные Богом для евреев. Увидев радостное чествование Тельца Моисей в отчаянии разбил эти таблетки о камень.

Он сжег Тельца, превратил в пыль остатки идола, размешал пыль в воде, и заставил евреев пить эту воду. Моисей призвал к себе всех тех, кто не принял участие в танцах вокруг тельца и оставался на стороне Бога. Он приказал им взять мечи, зайти в каждые ворота и убить всех, кого они встретят, включая своих соседей, друзей и братьев.

Так верные Богу Левиты убили три тысячи человек.

Моисей поблагодарил и благословил их за исполнение приказания Бога. Потомки евреев из колена Леви стали впоследствии священниками в Иерусалимском Храме.

Так в древних сообществах работал принцип справедливости, не смягченный милосердием.

Различные письменные источники древних цивилизаций, описывают жестокие события, в которых жизнь и свобода людей приносилась в жертву существующим в те времена нормам справедливости и пониманию права. Поголовное уничтожение побежденных являлось нередким завершением войн.

Идеи еврейской христианской секты развивались в Иудее, завоеванной в 60-ых годах новой эры римским генералом Помпеем и ставшей провинцией Рима. Первыми христианами были правоверные евреи, следующие всем ритуалам иудаизма, таким как обрезание, суббота, кошер, прическа и т.п.

Идеи христианства развивались на фоне Иудейской войны 66–135 годов, разрушения Второго Храма в 70 г.

В 54–68 годах в Риме царствовал цезарь Нерон, жестокий тиран, умертвивший свою мать, отравивший своего брата, казнивший множество людей, активно преследовавший членов христианской секты. Историк Тацит свидетельствовал, что по приказу Нерона христиан ловили, обливали их маслом и сжигали в саду виллы цезаря в качестве факелов, горящих для освещения сада. Очевидно Нерон предчувствовал будущую роль христианства в девальвации традиционных для римлян ценностей, исчезновении римского политеизма, способствование христианства закату римской империи в 5-ом столетии.

Правление Нерона явилось одной из наиболее жестоких форм римской администрации, при которой цена жизни и свободы населения империи опустились на нижнюю точку.

Сенека, ментор и советник Нерона, философ школы стоиков, написал эссе о милосердии, пытаясь смягчить существующие в Риме нравы и умерить жестокость Нерона. В эссе содержалось описание успехов царств разумных и умеренных властителей Рима. В качестве примера приводилось снисходительное отношение цезаря Августа к восставшему консулу Синна. Сенека утверждал, что милосердие не означает жалость или не мотивированную щедрость, но является разумным подходом, гарантирующим согласие и преданность подданных, обеспечивающим государству безопасность.

Совсем иное милосердие проповедовали Христос и его апостолы. Христианские проповедники призывали к милосердию не ради эффективного управления государством или иной практической выгоды, но как богоугодное поведение, как религиозное требование и моральный долг. Христианство противопоставило религию милосердия и всепрощения господствующей в римской империи идеологии, основанной на праве силы неуязвимой римской сверхдержавы. Непобедимые римские легионы привели римскую элиту к пренебрежению правами низших классов и побежденных народов.

Тезисы христианской секты иудаизма существенно отличались от ортодоксальной религии евреев. На первый план христианства выдвигалась любовь к ближнему, включающая не только членов еврейских общин, но и представителей других наций. Христос призывал любить ближнего не как самого себя, но больше, чем самого себя. Провозглашалась божественная благословенность не мудрых и богатых, а нищих духом, отменялась справедливость взаимно равноценного обмена. Христос учил, что «если кто-то хочет взять твое пальто, дай ему пальто и плащ в придачу», «если кто-нибудь заставляет тебя пройти одну милю, пройди с ним две». Иисус призывал к непротивлению злу. Вместо ненависти к врагам христианство учило: «Люби врага своего и молись за тех, кто преследует тебя».

Иисус умолял ценность земной жизни, обещая вознаграждение за земные страдания в жизни будущей. Он заявил Понтию Пилату, что «Царство мое не от мира сего», давая понять, что существует иной совершенный Божий мир. В то время, как иудаизм неопределенно высказывался о жизни после смерти, перенося ее к моменту прихода Мессии, возвращению всех евреев на землю Израиля и воскрешения мертвых на святой земле, а воздаяние за праведную жизнь обещал, как земное благополучие, догмат о будущей неземной жизни является сутью учения Иисуса.

На фоне жестоких обычаев римского общества и жестокого управления Иудеей и другими римскими провинциями идеи Христа явились кардинальным переворотом в человеческом мышлении и системе ценностей.

Симпатия и милосердие рассматривалось римлянами как вызывающая презрение слабость. Инфантицид был широко распространен. Римский мыслитель и член сената Цицерон призывал к убийству детей, родившихся с деформациями. Концепция любови к многочисленным богам существует и в Римско-Греческом политеизме, но милосердие в нем отсутствует.

Христианская концепция непротивления злу насилием, любви к ближнему и превосходству слабых и необразованных членов общества над сильными и успешными вызвала мощную волну христианского прозелитизма.

Возвышение «нищих духом», любовь, милосердие и всепрощение, бессмертие души и обещанная райская жизнь после смерти привлекли в христианскую секту многие тысячи людей. К христианству примкнули не только евреи, но и римляне, греки и представителей других завоеванных Римом народов. В Первом веке новой эры численность христиан превосходила миллион. Между христианством и ортодоксальным иудаизмом возник конфликт.

Иисус, родившийся в Бет Лехеме в семье столяра Иосифа, основатель новой религии, считал себя религиозным евреем. Он не оставил письменных религиозных текстов, считая, что библия является достаточным для христиан священным писанием. В последствие, после смерти Христа возникли 27 письменных документов Нового Завета, включающие и четыре евангелие. Документы были собраны и написаны апостолом Павлом, главным организатором христианского движения. До перехода в христианство Павел носил имя Шауля из Тарсуса и был одним из активных преследователей христиан.

Описанная в евангелие от Матфея Нагорная проповедь Иисуса является впечатляющим этическим призывом, перечеркнувшим принцип справедливости, лежащий в основе иудаистской этики.

*

Концепция введения в государственное законодательство раздела достояния богатых, образованных, успешных и здоровых с бедными, необразованными, неуспешными и нездоровыми, начатом еще канцлером Отто Бисмарком в 1880г. в объединенной Германии, в наши дни в Западной и Северной Европе, а также в странах Северной Америки воплотилась в современные Welfare states. За последние 1,4 столетия существования таких государств накопился список социальных дефектов этого типа политического и социального устройства. В ряде стран возникли политические движения, стремящиеся ограничить рамки социального милосердия.

В самой христианской теологии содержались противоречивые взгляды на милосердие. Призыв Иисуса отдавать ближнему даже больше, чем он просит противоречил посланию апостола Павла жителям Салоники (Евангелие, Первое послание Салониканцем, 3.10), в котором апостол призывал христиан скромно трудиться в ожидании второго пришествия Христа. При этом апостол указывал, что «кто не работает тот не ест».

Среди проблем государств с большой долей бюджета, направленного на милосердие, существуют как моральные, так и материальные проблемы, хотя есть и весьма эффективные программы государственной благотворительности. Наиболее развитая благотворительная поддержка малоимущих существует в Соединенных Штатах. В USA при годовом бюджете в 3,8–4,0 триллиона долларов годовой расход на Wellfare составляет от 700 миллиардов до одного триллиона долларов для финансирования 126 благотворительных программ. Кроме государственных программ милосердия существует и ряд частных благотворительных фондов.

Не все граждане государств, установивших систему Wellfare, согласны отдавать часть своих средств на нужды благотворительности, считая, что они сами в состоянии более эффективно распорядиться своими доходами. С введением благотворительности в государственное законодательство возникают проблемы власти большинства и политических сил, опирающихся на сторонников государственной благотворительности и получающих электоральную поддержку. Как показал опыт финансовая помощь государства малоимущим гражданам в различных формах не снижает существующий в стране уровень бедности, но лишает малообеспеченных граждан инициативы в поисках работы. Появляется важный источник средств, не требующих работы. В результате введенных в законодательства расходов на бесплатную поддержку малоимущих у людей меняется само отношение к работе и заработку.

В последние десятилетия в Соединенных Штатах президенты, избранные как демократическим, так и республиканским большинством и значительная часть прессы поддерживали благотворительные программы и идеологическое содействие малоимущим в том числе и нелегальным иммигрантам. Так кандидат от демократической партии Хиллари Клинтон, проигравшая последние выборы (2016), в своем недавнем политическом выступлении уже после поражения на выборах заявила: «Я борюсь за Америку с большим сердцем!»

Изменение идейной и практической направленности внутренней политики Соединенных Штатов произошло с победой на выборах 2016 республиканского президента Дональда Трампа, который возглавляет группу политиков, явно склоняющихся в сторону Справедливости. В отличие от предшествующего президента Барака Обамы Милосердие не является доминирующим направлением в его внутренней политике. Его действия вызывают ожесточенное сопротивление прессы и значительной части населения страны, воспитанной на политике Милосердия.

В этом очерке не делается попытка оценить какое из вышеназванных идеологических направлений Справедливость или Милосердие является желательным, а лишь описывается зарождение и развитие этих направлений.

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев к «Ури Андрес: Справедливость и Милосердие»

  1. Христианское милосердие — это СОЦИАЛЬНАЯ мудрость. Не доводить обездоленных до безысходности. подавать им надежду, позволять «выпускать пар» из насыщенных гневом людей.
    Дени Дидро сказал ещё приземлённее. Когда мы подаём милостыню, мы делаем это ради самих себя, следуя своему собственному желанию к успокоению, к подавлению недовольства собой.
    2) «Евреи танцевали вокруг Тельца, ели и пили. «Это наш Бог, который вывел нас из Египта» сказали они и принесли жертвы Тельцу.»
    Кто сказал, что это были евреи ? Вместе с евреями из Египта вышло «6оо тысяч» не евреев, одних взрослых мужчин. Отбросив слово «тысяч», как ошибочное, находим, что вместе с евреями из Египта вышло порядка нескольких тысяч египтян. Именно у египтян-земледельцев Бык был признан священным животным (видимо, чтобы запретить забивать быков во время голодных сезонов, ибо без быка нельзя вспахать поле). Они и вспомнили о своём Божке, когда разуверились в учении Моисея о Единобожии.
    Признать, что Моисей внедрил Единобожие, равносильно тому, что евреи принимали это учение ДВАЖДЫ: первый раз от Авраама, второй — от Моисея.
    Зачем такое дублирование?

  2. Нагорная проповедь Иисуса является впечатляющим этическим призывом, перечеркнувшим принцип справедливости, лежащий в основе иудаистской этики.
    —————————————————————————————-
    Все так однозначно: или — или? И неужели «перечеркнувшим»?

    Второзаконие.
    Гл.14.28-29
    «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих;
    и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.

    Гл.16. 7-8
    Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
    но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;
    11
    ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.

    Гл.24.14
    Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;
    19-21
    Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, [нищему,] сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих.
    Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. [И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.]
    Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;…»

    И так далее… Если это не милосердие, то что это?

    1. Полное непонимание предмета. Вам бы хоть Горенштейна почитать о разнице этики христианской и иудейской. Хотя столько и специальной литературы есть на эту тему!

  3. Ваша последняя фраза, Борис, требует уточнения. До недавнего времени люди, попавшие в США и ЕС «по гос. милосердию» (беженцы, мигранты) активно включались в общественную и экономическую жизнь в соответствии с принципами справедливости. Те же из них, кто по возрасту или болезни, вынуждены были жить на велфере, воспитывали детей в соответствии с ценностями принимающей стороны, т. е. поступали по справедливости, т. к. не считают принимающую страну обязанной их содержать без соответствующей отдачи. Нынешняя же волна мигрантов и даже беженцев так не думают, они считают, что страна обязана их «кормить» в качестве компенсации за «эксплуатацию и колониализм». А это несправедливо.

  4. Что важнее: справедливость или истина? Над этим вопросом задумывались многие умные люди. Примеры решения этой дилеммы в пользу справедливости мы находим в книгах Фолкнера («Особняк»), Харпер Ли («Убить пересмешника»), Агаты Кристи («Убийство в восточном экспрессе»)

  5. Весьма интересная статья хотя её окончательный вывод представляется спорным. Прежде всего как Милосердие, так и Справедливость, возможно, кому-то представляются понятиями абсолютными, но реальность требует определить их как зависящими от системы координат, в которой пребывает наблюдатель. Далее, политика Обамы была не «милосердной» а разрушительной. Всего лишь один пример из множества, которое могу привести. Обама призывал к «демилитаризации» полиции, что на деле сводилось к фактическому её разоружению. Известно немало случаев (проверьте Гугл), когда полиция оказывалась «outgunned by criminals» (преступники превосходили полицию по мощности вооружения). Квази-милосердное намерение предохранить жизни нарушителей закона приводило (или могло привести) к гибели сотрудников полиции и мирных граждан, включая настоящих и потенциальных жертв преступников.
    ======================================================================
    Борису Дынину:
    Надеюсь, что время, когда в «наши мозги будет вживлена электроника», в обозримом будущем не наступит. Но даже если это предположить, то вряд ли может существовать некий основанный на милосердии идеал для людей, которые думают «только о справедливости для других» (хотя сами они и воспользовались «государственным милосердием»).

  6. Изменение идейной и практической направленности внутренней политики Соединенных Штатов произошло с победой на выборах 2016 республиканского президента Дональда Трампа, который возглавляет группу политиков, явно склоняющихся в сторону Справедливости. В отличие от предшествующего президента Барака Обамы Милосердие не является доминирующим направлением в его внутренней политике. Его действия вызывают ожесточенное сопротивление прессы и значительной части населения страны, воспитанной на политике Милосердия.

    ===================/
    Интересная характеристика сдвига в политической атмосфере Америки. Хотел написать «справедливая», но подумал, что не могу сказать «милосердная». Справедливость мы связываем с рациональностью (думая, что понимаем, что это такое) и ждем ее в той или иной степени от общества, а милосердие связываем с душей (что бы она ни означала) и ждем ее в основном в сфере частных, семейных отношений. Но Запад (с Америкой) накопил такое невообразимое нашими предками богатство, что милосердие вышло на передний план и стало как бы обязанностью государства (а справедливость в частных отношениях: права детей и прочее). И вот годы Обамы, действительно, можно понять как политику милосердия в противопоставлении политики справедливости. Конечно, я уже слышу голоса, что «милосердие» и «справедливость» в политике сводятся к сбору голосов, жадных до подачек, с одной стороны, и жадных до прибыли, с другой. Однако, Ури Андрес имеет основание для своего заключения. Оно осмысленно, так сказать, с высоты идеологического полета или из глубины сердечных надежд людей, а также как указание на неизбежные кризисы в обоих уклонах, сколь бы богатства ни накопили страны и сколько бы милосердной или справедливой политики ни требовал электорат и ни проводили политики. Но сегодня проблема ужесточилась и в связи с богатством, и в связи с демографией, и в связи с глобализаций, экологий и пр. и пр. По последнему счету человеческая история движется идеалами милосердия и справедливости больше, чем экономическими интересами или стремлением к власти и выживанием сильнейших. На то мы и люди. Если придет время, когда с вживанием в наши мозги электроники милосердие сольется со справедливостью, то реализуется идеал многих из нас, кто оказался на Западе по государственному милосердию, но теперь думает только о справедливости по отношению к другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *