Борис Гулько: Заклятие Дизраэли

 189 total views (from 2022/01/01),  2 views today

К началу 21 века численность евреев в России снизилось до 4–5% от их числа в начале 20 века. Но в культуре, в науке, в экономике и в общественной жизни страны положение евреев видится благополучным. Относительно Израиля Россия перестала играть роль смертельного врага.

Заклятие Дизраэли

Борис Гулько

Столетие Октябрьского переворота, определившего лицо ХХ века, вернуло вопрос о роли евреев в этом катаклизме. Амоз Аса-эль в Jerusalem Post перечисляет:

«Заместители Ленина Лев Каменев и Григорий Зиновьев, его казначей Григорий Сокольников — все были евреи, как и Карл Радек, соавтор советской Конституции, Максим Литвинов, министр иностранных дел СССР до его удаления, дававшего Сталину возможность подписать пакт с Гитлером. Это, конечно, помимо Троцкого, создателя Красной армии. Наиболее поминаемый еврей — Яков Свердлов, контролировавший ночной расстрел царя Николая, императрицы Александры и их пятерых детей».

Список этот очень неполон.

О еврейском факторе в беспримерной карьере организатора Октябрьского переворота говорится в 8 сериях телефильма «Троцкий», премьеру которого приурочили к знаменательной годовщине. Российская репутация Троцкого содержит занятный парадокс: пока рождение СССР считалось самым замечательным событием в истории, Троцкого в этой истории как бы не было. Но стоило оценке измениться на противоположную, выяснилось вдруг, что всю подготовку и сам переворот 7 ноября осуществил еврей Лейба. А после он же организовал Красную армию и привёл её к победе в гражданской войне.

Это противоречие в оценке присутствует и в фильме. Поначалу там Троцкий — дешёвый демагог, перед враждебной толпой дезертиров дарящий солдату со своей руки часы, которых для такой цели возит по фронтам целый ящик. Однако к середине сериала масштаб личности Троцкого растёт, и он начинает представать героем. Но тут вспоминается первая установка, и Троцкий осуществляет немотивированную казнь.

Создатели фильма реалистично высветили мотивы поведения вождей большевиков. Все эти вожди: Ленин, Троцкий, Сталин, Зиновьев, Каменев — сжигаемы честолюбием. Ленин — хитроватый мужичок — понимает, что титаническая работа по захвату и удержанию власти не по нему. Он заключает договор с Троцким: вождём в России еврей стать не может, а вторую роль Троцкому Ленин обещает. Троцкий соглашается с таким распределением, и при этом понимает, что чтобы стать первым, ему нужно осуществить и возглавить мировую революцию.

Сталин в фильме изображён Сатаной, исчадием ада. В реальной жизни это было не столь заметно. Сатана этот обладал шармом, очаровывавшим как многих западных интеллектуалов, так и советских, таких, как Пастернак и Эренбург. Авторы представили версию, что узнав через свою шпионку, секретаря Ленина Фотиеву, о намерении больного Ленина выступить в тандеме с Троцким на пленуме и сместить его, Сталин сумел как-то организовать отравление Ленина. Очень уж своевременно Ленина хватил второй удар.

Эта версия врачебного убийства уже высказывалась, и похожа на организованную смерть на операционном столе наркомвоена Фрунзе. О роли Сталина в том убийстве рассказано в «Повести непогашенной Луны» Бориса Пильняка, стоившей автору жизни.

Честолюбцами были Зиновьев и Каменев. Эти политики вступили против Троцкого в самоубийственный триумвират со Сталиным, надеясь править из-за спины грузина. В фильме показано начало этого предательства.

Честолюбием объясняет в фильме свою службу Красным самый одарённый, как считается, её военачальник Тухачевский — был капитаном, стал командовать армией.

Вне интереса создателей сериала, да и большинства историков Революции, остался вопрос: что заставило многих даровитых евреев посвятить (а точнее пожертвовать) свои жизни для разрушения Российского государства; что стало, по выражению Александра Солженицына из его книги «200 лет вместе», тем «калёным клином», вбитым между русскими и евреями, который повёл евреев на уничтожение страны, в которой они родились?

Впрочем, Солженицын назвал этот «клин». Это погромы. Они случались и до того, но стали в империи обыденными после воцарения Александра III Миротворца в 1881 году.

ХХ век знал преступление против евреев космического масштаба — Холокост. Он заслонил сопоставимое преступление, происходившее в России на протяжении 40 лет. Жизней то преступление унесло, если посчитать и жертв еврейской резни в Гражданскую — сотни тысяч. Выражение «окончательное решение» возникло до Гитлера. В меморандуме еврейских общин генералу Деникину о погромах, проводимых его войсками, говорится: «Во всех местах… произошло и сейчас происходит более или менее окончательное уничтожение еврейского населения».

Если немецкий геноцид был организованным — товарняки, «душевые», печи крематория, то российские погромы ужасали ещё и озверелой публичностью. Такая озверелость присутствовала и в годы Холокоста: на центральной площади Каунаса и в других местах в Прибалтике, в польской деревне Едвабне. Осуществляло те погромы местное население. Немцы, оккупируя территории, погромы прекращали. Их идолом был «Ordnung» — порядок.

Причиной «забытости» ужасов российских погромов явился мораторий на их изображение в Советском Союзе. Если из книг о Холокосте легко составить библиотеку, а из фильмов — фильмотеку, то память о российских погромах стиралась сознательным замалчиванием.

Редкие исключения — три рассказа Бабеля и один из самых необычных и ярких романов русской литературы — «Виктор Вавич» Бориса Житкова, законченный до 1941 года, но целиком опубликованный лишь в 1999 году. Житков — юдофил, друг юности Корнея Чуковского и Владимира Жаботинского. В его романе описание погрома занимает центральное место. У свидетеля жестокостей Саньки от увиденного «глаза хотели втянуться назад, в голову, пятились и не могли отойти от крови». Слышна похвальба участника избиения: «Поклал жиденят у корыто, толчет прямо, ей-бога, у капусту — двоих».

В разгар погрома к Тане, живущей на верхнем этаже дома, поднялась с первого прятаться дантист Лейбович: «Господи, Господи! — и Лейбович с судорогой подняла стиснутые руки. — Это христиане! Это русские! Православные убивают! Стариков убивают… женщинам… беременным… — Лейбович захлебнулась, она вдруг села на стул, вцепилась пальцами в голову. Она вскочила. — Будь проклята, проклята! Проклята эта страна! — крикнула исступленным голосом. — Тьфу, тьфу, тьфу на тебя! — и она плевала как будто в кого-то перед собой и снова бросилась на стул и вцепилась, точно хотела содрать с себя волосы, и, скорчившись, все ударяла сильней и сильней ногой об пол.

— Слушайте, слушайте, — Таня наклонилась, трепала за плечо Лейбович, — кто же это, кто?

— А! Все! Все! Негодяи! — выкрикивала Лейбович.

— Ведь не может быть! Слушайте, я вам — говорю: не дадут.

— Когда! Когда! Кто не дал? Жить не дадут! — и она вдруг остановилась и вдруг подняла на Таню лицо и большими, выпученными глазами смотрела на Таню. Она приоткрыла рот, как будто подавилась. Таня ждала — и вдруг из полуоткрытого рта вышел вой, как будто кто внутри поднялся к горлу и кричал изнутри, громко, на всю квартиру, одной волчьей нотой».

«Все! Негодяи!» — широкий перечень виновных. Губернатор Нижнего Новгорода констатировал: «… В народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев». Власть культивировала эти убеждения. Поддерживал материально и морально черносотенный Союз русского народа непосредственно Николай II. На встрече с черносотенцами он призвал: — «Объединяйтесь, люди русские, я рассчитываю на вас». «И бедный государь мечтает, опираясь на партию черносотенцев, восстановить величие России. Бедный государь», предчувствовал судьбу царя и его страны наиболее достойный и компетентный министр царского правительства С.Ю. Витте.

Негодование и ярость многих российских подданных евреев, испытавших на себе и своих близких ненависть и широких масс, и власти, выразила поэма классика ивритской поэзии Хаима Бялика «Сказание о погроме». На русский язык «сказание» перевёл в 1904 году Жаботинский, оказавшийся не только блестящим публицистом, романистом и наиболее проницательным политическим мыслителем поколения, но и незаурядным русским поэтом. Поэму эту, посвящённую ужасам Кишинёвского погрома, прогремевшего 6-7 апреля 1903 года, постарались забыть, по разным причинам, и русские, и евреи. Этот ярчайший памятник эпохе удивительным образом не поминается в хрестоматиях русской поэзии.

Бялик призывает вспомнить жертв:

…Встань, и пройди по городу резни,
И тронь своей рукой, и закрепи во взорах
Присохший на стволах и камнях и заборах
Остылый мозг и кровь комками; то — они…

Там двух убили, двух: жида с его собакой.
На ту же кучу их свалил один топор.
И вместе в их крови свинья купала рыло…

Набитый пухом из распоротой перины
Распоротый живот — и гвоздь в ноздре живой;
С пробитым теменем повешенные люди:
Зарезанная мать, и с ней, к остылой груди
Прильнувший губками, ребенок, — и другой,
Другой, разорванный с последним криком «мама!»
И вот он — он глядит, недвижно, молча, прямо
В Мои глаза и ждет отчета от Меня…
И в муке скорчишься от повести паучьей,
Пронзит она твой мозг, и в душу, леденя,
Войдет навеки Смерть…

Но, наряду с погромщиками, Бялик и Жаботинский обличают евреев — их покорность, трусость:

И загляни ты в погреб ледяной,
Где весь табун, во тьме сырого свода,
Позорил жен из твоего народа —
По семеро, по семеро с одной.
Над дочерью свершалось семь насилий,
И рядом мать хрипела под скотом:
Бесчестили пред тем, как их убили,
И в самый миг убийства… и потом.
И посмотри туда: за тою бочкой,
И здесь, и там, зарывшися в copy,
Смотрел отец на то, что было с дочкой,
И сын на мать, и братья на сестру,
И видели, выглядывая в щели,
Как корчились тела невест и жен,
И спорили враги, делясь, о теле,
Как делят хлеб, — и крикнуть не посмели,
И не сошли с ума, не поседели
И глаз себе не выкололи вон.
И за себя молили Адоная!
И если вновь от пыток и стыда
Из этих жертв опомнится иная —
Уж перед ней вся жизнь ее земная
Осквернена глубоко навсегда;
Но выползут мужья их понемногу —
И в храм пойдут вознесть хваленья Богу
И, если есть меж ними коганим,
Иной из них пойдет спросить раввина:
Достойно ли его святого чина,
Чтоб с ним жила такая, — слышишь? с ним!
И все пойдет, как было…

Но как было — не пошло. Примерно половина 4-6 миллионного еврейского населения империи эмигрировала, фактически бежала из России. Многие оставшиеся пошли в революцию.

Уинстон Черчилль в эссе о российских евреях начала века поделил их на три части. Одна группа — это сионисты. Успех политического сионизма стал логичным ответом на гонения. Израиль был создан в основном российскими евреями-социалистами.

Другая группа, по определению Черчилля: «Национальные русские евреи». Эти евреи и после погромов продолжали строить своей стране железные дороги, лечить людям зубы, точать им сапоги и шить порты. Они прошли через все российские несчастия ХХ века: Гражданскую войну, разруху, коллективизацию, чистки, Вторую мировую. В конце ХХ века больше чем 9 из десяти их потомков вырвались из империи, показав тщету надежд их отцов на российское будущее для своих детей.

И третья группа: «интернациональные евреи». Черчилль: «Нельзя преувеличить ту роль в создании большевизма и в большевистской революции, которую играли эти интернациональные и большей частью атеистические евреи… теоретическое вдохновение и практическое исполнение идёт именно от еврейских лидеров».

Социалистические идеи близки еврейскому национальному сознанию. Если как следует извратить иудаизм, то вполне можно соорудить нечто социалистическое. Бунд, партия евреев-социалистов, была в России куда многочисленнее партии большевиков.

Путь еврея от жертвы погрома до «сердитого кабинета» в ВЧК описал Иосиф Уткин в «Повести о рыжем Мотеле»: «Мотэле жил в Кишиневе, Где много городовых,…»

Всего…
Два…
Погрома…
И Мотэле стал
Сирота.
Но случилась революция, и —
В отряде
С могендовидом
Мотька
Блох!
Идет по главной улице,
Как генерал на парад…
Новый шаг в карьере — работа в ЧК:
Вот Мотэле —
Он «от» и «до»
Сидит в сердитом
Кабинете.

Тема еврея-большевика, мстящего за близких — жертв погрома, едва помянута в русской литературе, пока я наблюдал её. В романе Юрия Трифонова «Старик», — ставшем литературным событием 1978 года, сказано о лютовавшем при разгроме казачества представителе РВС фронта:

«Браславский сильно пострадал от казаков, его семью вырезали в екатеринославском погроме в 1905 году. Мать убили, сестёр насиловали…»

Черчилль, обсуждая страшный, кровавый конец российской империи, приводит слова Дизраэли, еврейского Премьер-министра Англии и создателя её консервативной партии, который гордился своим происхождением:

«Господь Бог так относится к другим нациям, как эти нации относятся к евреям».

К началу 21 века численность евреев в России снизилось до 4–5% от их числа в начале 20 века. Но в культуре, в науке, в экономике и в общественной жизни страны положение евреев видится благополучным. Относительно Израиля Россия перестала играть роль смертельного врага, которую исполняла в последние свои коммунистические десятилетия. Быть может, заклятие Дизраэли, столь долго висевшее над Россией, утратит свою силу?

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев к «Борис Гулько: Заклятие Дизраэли»

  1. смею порекомендовать достопочтимому Борису Гулько и всему уважаемому обществу книгу.
    https://www.amazon.com/dp/B016AH4EMG/ref=dp-kindle-redirect?_encoding=UTF8&btkr=1
    есть она и на русском языке
    https://www.litres.ru/efim-galperin/beshenstvo-podonka/
    Там вот, с опорой на документы…
    Прилагаю один из отзывов на книгу: http://book.ua/review/3416

  2. Коллега Гулько среди ВАЖНЫХ наших задач призывает, например, «понять холокост» или здесь и сейчас — «понять роль евреев в революции». Я хочу обратить внимание коллег на то, что для максимально возможного для каждого из нас в данный момент нашей жизни ПОНИМАНИЯ таких сложнейших и значительнейших событий в истории особую ценность представляет наше осознание наличия и развития «в третьем мире» (по Карлу Попперу) особых объектов, которые я бы назвал «деревьями с развитой корневой системой и с богатыми ветвями и бесчисленной листвой», где отдельная даже ценная публикация может быть приравнена к листику, веточке или новому корешку.

    К статье 2013г. Бориса Гулько «понять холокост» на этом портале о существовании таких «деревьев» хорошо, кажется, написал там в комментах Игорь Юдович, он убедительно показал, что книга Перла, о которой писал Гулько, есть не более чем тип ветвей на нескольких отдельных «деревьях» в большом и густом «лесу». Он же указал там на некоторые системообразующие «стволы», знать о которых необходимо для максимально возможного при желании ПОНИМАНИЯ холокоста.

    А по теме сериала «Троцкий» («роль евреев в революции»), осмелюсь доложить, одним из таких системообразующих «стволов» считаю книгу Семёна Резника, написанную в 2003-5 в ответ на «200 лет» Солженицына. (На портале Берковича Семён Резник недавно отметился фундаментальным трудом о князе-монахе-академике А.А.Ухтомском).

  3. >Причиной «забытости» ужасов российских погромов явился мораторий на их изображение в Советском Союзе

    Не совсем так, погромы были показаны в книгах «Как закалялась сталь» и «Белеет парус одинокий». Это даже было в школьной программе.

  4. Yakov Kaunator, в той же Википедии, на которую Вы ссылаетесь, об Урицком написано:
    «В ряде современных исследований показывается, что Урицкий, будучи противником красного террора, активно и небезуспешно противодействовал внедрению практики взятия заложников и расстрелам, решительно возражал против крайних форм репрессий и насилия по отношению к политическим противникам.
    Согласно исследованию американского историка Александра Рабиновича, проанализированные им факты указывают на то, что методы Урицкого были значительно более умеренными по сравнению с действиями Дзержинского во главе московской ВЧК, и что Урицкий резко отрицательно относился к крайностям при осуществлении репрессий[6]. Более того, именно позиция Урицкого, — вместе с позицией Б. П. Позерна, А. А. Иоффе и других, — позволила избежать репрессий в Петрограде после убийства Володарского… как показывает в своих исследованиях Рабинович, Урицкий был противником «красного террора», взятия заложников, а также был против предоставления ПЧК права применять расстрелы».
    Так что еврей Канегиссер сделал бы куда лучше, если бы, вместо того, чтобы «восстанавливать доброе имя русских евреев», застрелив меньшевика еврея Урицкого, убил бы грузина Джугашвили.

    1. Дорогой Автор!
      Я ведь не выделяю особо Каннегисера. Он лишь частность от целого, от участия евреев как в революции, так и в движении против революции. Если же подробнее, то в Мастерской в давнем выпуске есть мой очерк «К вопросу об этом…»
      Если Вас не затруднит, почитайте, там я попытался обосновать свою позицию.
      http://club.berkovich-zametki.com/?p=10031

  5. В сериалах и «Демон революции», и «Троцкий» еврейское окружение Ленина резко бросается в глаза. Думается, немерено акцентируется внимание зрителя на виновников, ввергнувших Россию в смутное время. Собственно, «не открываю Америк» этим выводом. Но я о другом. Попробуйте отыскать хотя бы один эпизод, в котором говорилось бы об участии евреев в антиреволюционном движении. Нет-нет, не об эсерах и меньшевиках речь.
    Среди защитников Зимнего дворца в октябрьские дни были юнкера-евреи: Гольдман, Шапиро, Шварцман, братья Эпштейн. В октябрьских боях в Москве при защите Владимирского юнкерского училища и телефонной станции погибли 38 юнкеров-евреев. Среди защитников Временного правительства находился юнкер Михайловского артиллерийского училища Леонид Каннегисер, поэт, друг Сергея Есенина, застреливший председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого? Мотивы? Из записки самого Леонида Канегиссера:»Леонид Канегиссер застрелил Моисея Урицкого, чтобы, как он заявил сразу же после ареста, искупить вину своей нации за содеянное евреями-большевиками: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он — отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев.»(Википедия)
    В 1 мировой войне в русской армии воевали 450 тысяч евреев. Почти три тысячи из них стали Георгиевскими кавалерами, около сорока из них — полными кавалерами, то есть — награждены всеми четырьмя степенями Георгиевского креста. В годы Гражданской войны сотни евреев вступали в Добровольческую армию Деникина. Деникин с сожалением вынужден был «вывести их за штат» своей армии и уволить: благородное офицерское собрание на дух не переносило «чесночный» дух.
    И Революция, и Гражданская война прошлись по еврейскому народу точно также, как и по русскому народу. Миллионы евреев, населявших Россию того времени не отделяли своей судьбы от судьбы страны, их приютившей.

    И народ… Удивительный народ, который только что был активным участником еврейских погромов, которые начались «не сегодня», они запылали с самого начала ХХ века, и одномоментно из гонителей, погромщиков евреяства вдуг превратились в фанатичных поклонников вождей-евреев. Точно так же, как из безропотно 1000 лет поклонявшися православию, одномоментно превратились в агрессивных яростных атеистов.

    1. По поводу последнего абзаца. Керенский вспоминает, что когда он покидал Зимний, то видел плакат:»Долой еврея-Керенского, Да здравствует Троцкий!»

  6. Вспоминаю х/ф «Изыди» (1989) Там в финальной его части плечом к плечу на защиту своих близких и родного еврейского местечка от остервенелых русских /украинских/ погромщиков встают еврей и его русский сосед…

  7. Хочу коснуться моментов статьи уважаемого Бориса, где он цитирует Бялика, обличающего трусость евреев — жертв погрома. Не так просто противостоять разъяренной толпе. Это понятно. Но оставим в покое тех, кто давно ушёл в мир иной и поговорим о нас. Многие ли из нас готовы отдать свою жизнь, защищая своих близких? Солдаты ЦАХАЛ и полиция Израиля — эти ребята готовы. А остальные? А чтобы быть к этому готовым, надо прежде всего знать, как это делать, серьёзно хотеть это делать и уметь это делать. Чеченцев, которых по всему миру, по-моему, всего полтора миллиона, включая женщин, детей и стариков, а их все боятся. Их мужчин готовят защищать себя и своих братьев и сестёр с младенчества. Евреи склонны к интеллектуальным видам труда — очень хорошо. Это никак не мешает учить мальчиков — и возможно многих девочек — боевым единоборствам и стрельбе, а не игре на скрипке и фигурному катанию. Хочешь учиться музыке — отлично, в свободное от боевой самообороны и стрельбы время. На каждый удар отвечать двумя, «на поражение». Через поколение мы будем не хуже чеченцев.

    1. Житков — юдофил, друг юности Корнея Чуковского и Владимира Жаботинского. В его романе описание погрома занимает центральное место. У свидетеля жестокостей Саньки от увиденного «глаза хотели втянуться назад, в голову, пятились и не могли отойти от крови». Слышна похвальба участника избиения: «Поклал жиденят у корыто, толчет прямо, ей-бога, у капусту — двоих»…
      ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
      Б. Дизраэли: «Господь Бог так относится к другим нациям, как эти нации относятся к евреям». — — Что хотел сказать автор, Борис Гулько, пусть разгадывает читатель.
      Мне достаточно мнения Дизраэли. Опасываюсь, что чеченские дела нам не подойдут.
      К тому же, единственная партия, которая шла по этой дороге, вне закона.

      1. «Поначалу там Троцкий — дешёвый демагог, перед враждебной толпой дезертиров дарящий солдату со своей руки часы, которых для такой цели возит по фронтам целый ящик. Однако к середине сериала масштаб личности Троцкого растёт, и он начинает представать героем. Но тут вспоминается первая установка, и Троцкий осуществляет немотивированную казнь…»
        ———————————
        Возможно, следующий российский госфильм (а в РФ большая часть фильмов финансируется государством) будет по мотивам «ЖД», Быкова. То-то радости будет, левые ин-теллект-у-алы ждутъ. В запасе — Бабель с Тартаковским (по кличке «полтора жида», из Одесских рассказов).

  8. /…. который гордился своим происхождением:

    «Господь Бог так относится к другим нациям, как эти нации относятся к евреям»./
    ————-

    Насколько я помню, его отец крестил всех своих детей.

    Бенджамин Дизраэли считал, что : «Все приходит для того, кто умеет ждать».

    Можно, конечно. еще немного подождать, лет двести-триста.

    Но, как показывает практика, от юдофобства существует только одно лекарство, то же самое что и от горбатости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *