Самуил Кур: 70 лет вместе

Loading

Поразительно, что недостатки в национальном составе работников обнаруживали именно там, где дела шли хорошо и именно там производили чистку. Почему-то никто не говорил о засилье евреев в сборной СССР по футболу или о “засоренности кадров” в сельском хозяйстве.

70 лет вместе

Возвращаясь к напечатанному: «Госантисемитизм в послесталинскую эпоху? Круглый стол»

Самуил Кур

«Круглый стол» о государственном антисемитизме оказался немного квадратным: с одной стороны те, кто считает — госантисемитизм был, напротив них те, кто считает — не был. На мой взгляд, тут разночтений быть не может. Просто кому-то повезло. Позволю себе сослаться на документы.

Пусть никого не настораживает название этой статьи — я не собираюсь разбирать суждения Александра Солженицына или удивляться, почему из почти восьмивекового проживания евреев на территории Руси — Российской империи — Советского Союза он выбрал только 200-летний отрезок. Однако есть один существенный момент, связанный с нашим недавним прошлым, мимо которого я не могу пройти. Понятие “вместе” предполагает наличие двух сторон. Александр Исаевич почему-то рассматривает только одну из них: что дала Россия пришлому народу и как “нехорошо” он проявил себя в ответ. Но есть и другая сторона: что дал вышеупомянутый народ Советскому Союзу и что получил от него взамен? Частично на вторую часть этого вопроса (тесно связанную с первой) отвечает вышедший в Москве в 2005-м году сборник документов “Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации, 1938-1953”, под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева, составитель Г. В. Костырченко.

Для меня, как и для тысяч моих сверстников с соответствующей пятой графой, эта книга — не отвлеченная история, а хронологический перечень горячих точек наших биографий. Так сказать, этапы большого пути. Причем, чисто российское выражение “гнать по этапу” подходит к данному случаю как нельзя лучше.

Первый урок я получил только в 6 лет (точнее, уже в 6 лет). Шла война, лавина поспешной эвакуации забросила нас из белорусского еврейского местечка в Воронежскую область, в деревню Некрылово. Зима 1941 года выдалась лютой, стены нашей комнатушки покрылись льдом. Очень хотелось есть. Рядом, в лесу, располагались прибывшие на переформирование воинские части. Я не смог устоять перед запахами, исходившими из столовой, и стал опасливо подниматься на крыльцо. Часовой перегородил мне дорогу:

— Куда прешь, жиденок? Вон отсюда!

Я отскочил и вернул назад впервые услышанное слово:

— Сам ты жиденок!

Потом последовала дальнейшая эвакуация, и мы оказались в сибирском городе Кемерово. Там за три года местные мальчишки быстро довершили мое образование. А когда война подходила к концу, мы стали собираться домой, в родные места…

Из книги “Государственный антисемитизм в СССР”. Документ № 2-17 (по внутренней нумерации книги). 18 мая 1944 г. Письмо Еврейского Антифашистского Комитета (ЕАК) за подписью председателя С. Михоэлса и секретаря Ш. Эпштейна заместителю председателя Совнаркома СССР т. Молотову В.М. — о судьбе евреев, уцелевших на Украине. В ряде местностей (Бердичев, Могилев-Подольск, Балта, Винница и др.), говорится в письме, многие из спасшихся остаются на территории гетто. Жилища им не возвращаются. Не возвращается им также опознанное разграбленное имущество. Работы нет. Многим не дают возможность реэвакуироваться из глубокого тыла.

“Оставшиеся на местах пособники Гитлера, принимавшие участие в убийствах и грабежах советских людей,… всячески способствуют упрочению создавшегося положения”.

Письмо ЕАК, естественно, спущено по инстанции властям Украины. Чем же занимаются там в это время партийные органы? Проводят траурную церемонию по сотням тысяч погибших в гетто? Осуждают добровольных пособников нацистов? Как бы не так! У главных коммунистов есть дела поважнее.

Из документа № 2-13. 28 сентября 1944 г. Строго секретно. Аппарат ЦК КП(б)У — в секретариат ЦК КП(б)У — о “слабой работе” НКГБ УССР “по разоблачению сионистских элементов” (реакция на информацию отв. работника НКГБ Герсонского — С.К.) …

“Выводы. 1. Присланное в ЦК КП(б)У специальное сообщение НКГБ по вопросу “об антисемитских проявлениях на Украине” построено на разных случайных фактах, является в своей основе неправильным и искажающим действительные настроения населения на Украине. 2. Материалы НКГБ…по сути, отражают настроения сионистских элементов, которые распространяют провокационные слухи о наличии на Украине антисемитизма как политического течения… 3. НКГБ не ведет надлежащей работы по вскрытию немецкой агентуры и организаций украинских националистов… а также ведет явно слабую работу по разоблачению сионистских элементов… В связи со слабостью работы в этом направлении НКГБ оказался неизвестным такой факт, как попытка сионистских элементов организовать в гор. Киеве массовую демонстрацию еврейского населения в годовщину расстрела немцами в Бабьем Яру…”

Закончилась война, и мы вернулись в Белоруссию. Одним из самых ярких впечатлений того голодного 1945 года были легендарные рассказы удостоившихся чести вкусить содержимое американских посылок. Как выяснилось, дело обстояло так. Джойнт предложил продовольственную помощь евреям СССР. Советское правительство соглашалось ее принять только при условии, что помощь будет не евреям, а всем. Но Джойнт — благотворительная еврейская организация. В итоге договорились, что помощь пойдет всем, но в районы со значительным проживанием еврейского населения.

Что же было дальше? Нетрудно догадаться.

Еще в упомянутом выше письме от 18 мая 1944 г. ЕАК писал, что помощь, которую посылают зарубежные еврейские организации всему советскому народу, до евреев доходит редко. 28 октября 1944 г. (документ № 2-20) ЕАК повторяет в письме к Молотову, что помощь, отправляемая Джойнтом из США через Красный Крест, не доходит до евреев, которых местные власти просто игнорируют. Даже евреи — партизаны Белоруссии и Украины ничего не получают.

Это потом, через несколько лет, когда будет организована травля “космополитов” с еврейскими фамилиями, придворный баснописец и гимнописец С. Михалков сочинит гнусный стишок. Он закончит его словами: “А сало русское едят!” Оставим на совести Михалкова пассаж насчет сала, хотя к тому времени сталинская национальная политика действительно принудила евреев есть сало. Но оказывается, было время, когда не в переносном, а в прямом смысле отдельные номенклатурные патриоты (наверняка включая баснописцев) ели еврейскую тушенку и пуддинги из джойнтовских посылок. Тогда, в 45-м, мы ничего не получили, хотя отец, пройдя войну от звонка до звонка, вернулся домой с осколком в плече и россыпью солдатских наград на гимнастерке. Кстати, о наградах.

2 апреля 1943 г. Михоэлс и Эпштейн (ЕАК) пишут письмо секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову о неправильном освещении в печати награждения евреев орденами и медалями (документ № 2-7). Авторы письма приводят статью А. Бадаева из журнала “Большевик”, №2 за 1943 г., где дается перечень награжденных по национальностям: русских — 187 178, украинцев — 44 344, белорусов — 7 210 — и далее идут еще 23 национальности, в т. ч. финнов — 103, литовцев — 29, удмуртов — 400 и т. д. После чего в статье Бадаева следует такая фраза: “Среди награжденных имеются коми, калмыки, буряты, черкесы, хакасцы, аварцы, кумыки, якуты, евреи, бойцы всех других национальностей СССР”. Михоэлс и Эпштейн пишут:

Как известно, среди награжденных бойцов и командиров Красной Армии на 5 октября 1942 г. было 5163 еврея… Умолчание относительно точного числа награжденных евреев бойцов и командиров, по нашему мнению, играет на руку враждебным элементам как в СССР, так и за рубежом”.

Стоит ли удивляться после таких писем ЕАК его дальнейшей судьбе? Помню, как в начале 1948-го нас, живших в Беларуси, потрясла весть: в Минске убили Михоэлса! Михоэлса знали все. И все понимали, кто его убил. И от этого понимания, и от того, что вслух никто не называл убийц, становилось страшно. Впереди явно маячило продолжение…

В официальной печати в январе 1948 г. промелькнули стандартные “трагически оборвалась” и “с глубоким прискорбием”. Даже фарисейски присвоили Государственному еврейскому театру (ГОСЕТ) имя С. Михоэлса. А за кремлевскими кулисами… Документ № 3-21 Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 28 октября 1948 г. выписка из протокола:

Утвердить проект указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами генералов и офицеров Министерства государственной безопасности СССР:

Без опубликования в печати

“За успешное выполнение специального задания Правительства наградить:

Орденом Красного Знамени
генерал-лейтенанта Цанава Лаврентия Фомича…”

— и далее другими орденами всех остальных участников “операции” по ликвидации Михоэлса. (Цанава — тогдашний министр ГБ БССР. См. также документы с № 3-18 по № 3-27).

Затем был закрыт ЕАК.

“… этот Комитет является центром антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки”. (Из решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 ноября 1948 г. Документ № 4-1.)

Вскоре руководителей ЕАК арестовали. В августе 1952-го 13 из них казнили.

После ликвидации ЕАК взялись за еврейские театры. Эта акция была организована совершенно потрясающе с точки зрения здравого смысла. Как известно, все театры в СССР сидели на государственной дотации, потому что, несмотря на мизерную зарплату артистов, постановочные расходы значительно превышали поступления от продажи билетов. Так вот, 15 марта 1948 г. ГОСЕТ им. Михоэлса сняли с дотации. А 1 декабря 1949 г. ликвидировали — по финансовым соображениям, как убыточный (документы № 4-60, 4-61, 4-62). Таким же образом поступили и с остальными — БелГОСЕТом, с украинскими театрами и даже с Биробиджанским — лишили дотации на 1949 г. и 22 октября 1949 г. ликвидировали.

Разумеется, закрытию предшествовала критика репертуара этих театров. В частности, отмечалось, что не используется богатство русской классической и советской драматургии, нет ни одной пьесы Горького, большая часть спектаклей Комитетом по делам искусств снята с репертуара, так как их авторы оказались врагами народа (док. 4-55, 4-59, 4-63). Понятно, что всех этих писем в ЦК и из ЦК с грифом “совершенно секретно” никто в то время не видел. Но когда вдруг, открывая газеты, мы стали натыкаться на статьи о “безродных космополитах”, сразу стало ясно, что это продолжение кампании, начатой убийством Михоэлса.

Хорошо известно, что многие репрессивные акции в Советском Союзе проводились “по просьбам трудящихся”. Наверное, одной из таких “просьб” можно считать помещенное в Книге о государственном антисемитизме частное письмо А.А. Жданову, подписанное некоей Л. Красковой (док. 4-66, август 1948 г.). Называется оно “Против засилья евреев в печати”. Вот выдержки из него.

“Начну с конкретного факта. Из семи членов редколлегии журнала “Новый мир” пять евреев во главе с редактором Симоновым… Во всех издательствах, если не на первых, то фактически на первых ролях сидят евреи… Нет от них спасения!.. Вопрос этот серьезней и глубже, чем может показаться. Дело не в антисемитизме. Евреи мешают переделывать психологию советских людей в коммунистическом духе… Народ наш терпелив. Он терпит евреев из уважения к партийным принципам большевистской партии. Но терпение может лопнуть, особенно, если, не дай бог, разразится новая война. А когда лопается терпение у нашего народа, он страшен в гневе своем…”

Вслед за этим в январе 1949-го в “Правде” и “Культуре и жизни” появились разгромные статьи о театральных критиках-космополитах. И пошло, и поехало. Уже 9-10 февраля прошло закрытое партсобрание в Союзе советских писателей, на котором были гневно осуждены те самые критики и разоблачены свои писатели-космополиты. Разумеется, абсолютное большинство их носили еврейские фамилии. Оказывается, они все охаивали лучшие, талантливые произведения советской литературы — например, поэмы “Флаг над сельсоветом” Недогонова и “Колхоз “Большевик” Грибачева, а восхваляли идейно порочные — например, “Двое в степи” Э. Казакевича. Космополиты и буржуазные эстеты проникли и в литературный институт.

“Руководитель поэтического семинара поэт Павел Антокольский давал молодым поэтам такого рода “творческие задания”: напишите сонет на тему “Бессонница”, напишите сонет о … состоянии советской музыки после постановления ЦК ВКП(б) “Об опере “Великая дружба””. (Док. № 4-68).

(Ну и молодец Антокольский! Снимаю перед ним шляпу — С.К.)

Аналогичные собрания прошли в МГУ, где сняли с работы видных историков и философов, а также в других вузах. Так начался следующий акт трагического фарса, получивший кодовое партийное название “борьба с засоренностью кадров”. Приведу только несколько документов, подготовленных различными отделами ЦК.

23 декабря 1950 г., док. 4-86, “О национальных “перекосах” при подготовке молодых скрипачей”. Речь в нем шла о консерваториях, в первую очередь, московской.

“Наиболее засоренным одной национальностью являются классы отделения скрипки. На этом отделении национальный состав (евреи) в процентном отношении многие годы был наибольшим. Это определялось национальным составом профессоров, педагогов…”

23 октября 1950 г., док. 4-100 — о преобладании евреев среди физиков-теоретиков. “О подборе и расстановке научных кадров в Академии наук СССР”.

“В институте физических проблем… в отделе теоретической физики, руководимом Ландау, все руководящие научные сотрудники евреи, беспартийные… среди теоретиков-физиков и физико-химиков сложилась монопольная группа: Ландау, Леонтович, Фрумкин, Гинзбург, Лифшиц, Гринберг, Франк, Компанеец, Мейман и др.”

17 марта 1953 г., док. 4-97, о “засоренности” кадров в Институте им. Гнесиных. Сестры и брат Гнесины за многие годы работы, начав с музыкальной школы, создали целый комплекс: две школы — семилетку и десятилетку, музыкальное училище и Музыкально-педагогический институт, в которых обучалось к тому времени 1767 чел и работало 460 профессоров и преподавателей. Институт был широко известным престижным вузом. А вот поди ж ты, засорили кадры… ЦК обнаружил наличие “у руководства этого института сионистско-националистических тенденций”. Е.Ф. Гнесину с должности директора сняли.

Провели чистку и в промышленности, сняли ряд директоров крупных заводов. Среди названных в процитированных выше документах 4-86 и 4-85 Д. Ойстрах, А. Ямпольский и др. и молодые скрипачи Л. Коган, Э. Грач, И. Ойстрах, И. Безродный и др. Перечисленные в док. 4-100 физики — ученые с мировым именем. Спрашивается, на кого работали все эти люди? На себя? Они работали на страну — на ее силу, славу, обороноспособность, науку, культуру, на создание образа Советского Союза как великой страны и, между прочим, на достижения социализма. Изгонять их — это фактически наносить сильнейший удар по своей родине, по себе самим. И единственное объяснение такому безумному поведению — только зоологический антисемитизм руководителей.

Поразительно, что недостатки в национальном составе работников обнаруживали именно там, где дела шли хорошо и именно там производили чистку. Почему-то никто не говорил о засилье евреев в сборной СССР по футболу или о “засоренности кадров” в сельском хозяйстве. Но что касается иудейских общин, то уж там, как говорится, сам вождь велел. Причем беспардонности и невежеству вершивших судьбы приходится только удивляться.

29 ноября 1946 г. Совершенно секретно. Из док. № 4-43. Совет по делам религиозных культов при СМ СССР. О положении дел в иудейских общинах после войны.

“…Доходит дело до исключительно нахальных фактов попыток общин присвоить себе несвойственные религиозным организациям функции. В г. Симферополе еврейская религиозная община организовала торжественный митинг, посвященный годовщине освобождения Крыма от фашистских оккупантов, к дню Победы над Германией… Такое же торжественное собрание и банкет был проведен в г. Мозыре.”

Действительно, верх нахальства: верующие молились за свое спасение и праздновали его…

18 августа 1951 г. Совершенно секретно. Из док. № 4-49. МГБ — в ЦК ВКП(б) с предложением арестовать главного раввина московской синагоги С.М. Шлифера.

“…Ссылаясь на талмуд, Шлифер с амвона синагоги призывал евреев в будущем году быть в Палестине.”

(Имеется в виду традиционная фраза “В будущем году — в Иерусалиме”.)

А в 1953-м подоспело “дело врачей”. Во многих документах рассматриваемой книги можно увидеть свидетельства того, как ломали людей. В протоколах допросов они вдруг начинают говорить языком следователей: “Я проводил националистическую политику…” О том, откуда брались такие показания, ясно говорится в сообщении МВД СССР, опубликованном по решению секретного Постановления Президиума ЦК КПСС от 3 апреля 1953 г. “О фальсификации т. н. дела врачей-вредителей” (из док. 4-177):

“…Установлено, что показания арестованных, якобы подтверждающие выдвинутые против них обвинения, получены работниками следственной части бывшего Министерства государственной безопасности путем применения недопустимых и строжайше запрещенных советскими законами приемов следствия”.

В других документах по этой теме перечисляются эти “приемы”, применявшиеся против пожилых людей: ночные допросы; беспрерывные допроса без сна; избиения резиновыми дубинками, наручники. Правда, проявляли и акты милосердия: если днем наручники были на руках в положении сзади, то ночью — в положении спереди…

В “Книге о государственном антисемитизме” 251 документ, абсолютное большинство которых публикуется впервые. Есть там и документы о реабилитации. Иногда — потрясающие. Например, секретное решение Верховного суда СССР от 26 мая 1956 г. по “делу КМК” –о еврейской националистической группе, ведшей подрывную и вредительскую работу на Кузнецком металлургическом комбинате” (док. № 4-115). В нем четырем главным обвиняемым изменяется вид наказания — 10 лет лагерей вместо высшей меры. Между тем, эти четверо — Минц, Либерман, Лещинер и Дехтярь еще 18 сентября 1952 г., в день окончания суда и вынесения приговора, были расстреляны. А 25 мая 1957 г. тот же Верховный суд принял решение о полной реабилитации осужденных по “делу КМК”.

Из 70 лет “дружбы народов” под руководством партии сборник документов об антисемитизме отражает только 15 лет — с 1938 по 1953-й. Его завершает замечательное письмо руководству СССР и Илье Эренбургу, написанное в феврале 1953-го. Оно подписано “Советский человек”. Автор его, как он говорит о себе — русский интеллигент, любящий всё русское и гордящийся вкладом русских людей в общечеловеческую культуру. Но ему абсолютно чужд великорусский шовинизм. Он называет антисемитизм разновидностью фашистского расизма: “Необходимо немедленно покончить со всем этим позором, прекратить дискриминацию и травлю евреев.”

Хочу в заключение заметить, к чести бывших советских евреев, что постоянное противопоставление их “главному брату” могло бы вызвать у них неприязнь к русским. А ведь не вызвало, в отличие от некоторых других национальностей. Потому что понимали они, что виновата система. Но, с другой стороны, семена ненависти и национальной нетерпимости, бросаемые в народ в течение семи десятилетий, дали свои всходы, что мы видим по сегодняшней России. И это печально.

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев для “Самуил Кур: 70 лет вместе

  1. Уважаемый Самуил!
    Когда Левертов выступает в своей главной ипостаси, то не верьте ни единому его слову.
    И старайтесь, пожалуйста, не отвечать.

    1. Уважаемый Соплеменник, спасибо за совет! Я так и поступлю.
      Знаете, г. Левертов в комментариях к моей статье меня восхитил! Какая блестящая игра! Какой талант перевоплощения! Начало эпическое: «К исторической части статьи замечаний нет». Глыба! Академик! Далее, насчет моего упоминания троллей – мне укор: «Боже, как всё это похоже на старое – тролли, задание. Все не можете отряхнуть прах с ног прошлого». Оказывается, он был знаком с троллями, когда их еще и не было! А какой образ придуман – прошлое с ногами! Блестяще! Поэт! А заключение – тоже шедевр: отряхнув прах с ног прошлого, академик и поэт внезапно становится следователем! Вешает на меня ярлыки, шьет дело и требует ответа: «откуда Вы черпаете сведения о современной России?» И при том ни одного слова по сути статьи! Гений! Шекспир может отдыхать. А графиня изменившимся лицом бежит пруду…

  2. еврейским погромам до революции, во время революции и гражданской войны – как со стороны белых, так и красных.
    Самуил Кур 24 ноября 2017 at 6:06
    Не верно по факту. Хотя конечно еврейские погромы совершали и красные, но их масштаб был не сравним с тем, что творили белые. И не только масштаб, но реакция на них власти. Об этом можно прочитать хотя бы в мемуарах Деникина.
    Ну и потом, связка: белые-красные не верна. Директория на Украине это белые, войска которой совершили столько погромов, это белые? Но ведь она была врагом действительно белой Добрармии.
    А бандиты – зелёные?
    И нельзя однозначно говорить об эпохе власти Сталина. Он был единоличным диктатором, определявшим единолично всё в стране на протяжении как минимум четверти века. В первой половине госантисемитизма не было. Это просто факт. Он начался где то во второй половине Войны.
    И самое главное:
    Всех сочатников-американцев с Праздником!
    Уверен, что индейка на их столе – кошерная

    1. Уважаемый Сэм, спасибо за поздравление с нашим американским праздником! Это я понял. А вот не понял, к чему Ваше замечание «не верно по факту». Вы сами процитировали из моего комментария- ответа В. Янкелевичу кусок фразы, убрав ее начало: «еврейским погромам до революции, во время революции и гражданской войны – как со стороны белых, так и красных». Это что – для гражданской войны неверно, что были погромы со стороны обеих главных воюющих сторон? Вы дальше пишете об отношении властей и проч. – но эти Ваши мысли не имеют никакого отношения ни к моему основному тексту, ни к комментарию. А вот Ваши утверждения насчет антисемитизма в СССР действительно неверны. Вы имеете возможность убедиться в этом, если ознакомитесь со следующми источниками:
      Михаил Носоновский. Еврейская советская культура была приговорена к уничтожению в 1930-е годы. – «Заметки по еврейской истории», № 16
      Статьи Википедии: «Сионизм в СССР»; «Антисемитизм в СССР»
      Статья из Ежевики – EJWiki.org : «Антисемитизм в СССР от Шестидневной войны до конца советской власти»
      Статья из Электронной еврейской энциклопедии: «Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922-41гг.»
      Кстати, во всех этих источниках есть еще ссылки на конкретные исследования

      1. как со стороны белых, так и красных
        Самуил Кур 25 ноября 2017 at 2:02
        Уважаемый Самуил!
        1. М.б. я уже не очень чувствую русский язык, но мне показалось, что Ваше «И» ставит знак равенства. А это не верно.
        2. По поводу отсутствие госантисемитизма в предвоенным СССР, то статья в Еврейской энциклопедии именно, также как и статья Михаила Носоновского и подтверждают это.
        Но главный лично для меня аргумент — мой отец ,ז»ל бывший в ГУЛАГе и немало ущемлённый именно послевоенным госантисемитизмом, рассказывавший мне, что до войны такого не было.

  3. Уважаемый Автор!
    К исторической части статьи замечаний нет. Но давайте перечтем заключение: «Хочу в заключение заметить, к чести бывших советских евреев, что постоянное противопоставление их “главному брату” могло бы вызвать у них неприязнь к русским. А ведь не вызвало, в отличие от некоторых других национальностей. Потому что понимали они, что виновата система. Но, с другой стороны, семена ненависти и национальной нетерпимости, бросаемые в народ в течение семи десятилетий, дали свои всходы, что мы видим по сегодняшней России».
    Возможно, что Вы не читаете нашу Гостевую, часто переполненную ненавистью. Не хочу называть фамилии, они известны. Здесь можно встретить такие характеристики: «свиньи», «быдло» и др. А Вы говорите о том, что не «вызвали неприязни к старшему брату». Вы говорите только о своем отношении, но не можете отвечать за всех. Теперь вопрос: откуда Вы черпаете сведения о современной России? Ваше последнее предложение ведь в корне неправильное! Я думаю, что Вы находитесь в плену у штампов и стереотипов. «И это печально», как написали Вы в конце.
    С уважением, Ефим.

  4. Я, Самуил, тоже думаю, что злобное чудовище сталинского антисемитизма блаполучно переползло в послесталинские времена,хотя и слегка перекласилась в не столь чёрные краски. Впрочем, мимикрированное чудовище самое опасное. Спасибо за статью.

    1. Уважаемый Лев, спасибо за поддержку! Вы точно определили чудовище — оно нанесло на когти маникюр, а сущность осталась прежней…

  5. В. Янкелевич: «речь идет об антисемитизме в послесталинскую эпоху, что и вынесено в название, а Ваша работа об антисемитизме в сталинскую эпоху.»
    Уважаемый Владимир, я ждал этой реакции. Неужели Вы считаете, что Сталин умер и вместе с ним похоронили госантисемитизм? Я приводил в своем выступлении на «круглом столе» факты из моей биографии в 70-х, да и не только я. Антисемитизм сверху совершенно сознательно насаждался при царском режиме, что привело к делу Бейлиса и еврейским погромам до революции, во время революции и гражданской войны – как со стороны белых, так и красных. Сталин умер, но дело его живет – до сих пор, как Вы знаете. Все, кто правильно понял линию партии в отношении евреев, продолжали свое дело на тех постах и местах, которые они занимали. Единственное, что изменилось – обходились устными указаниями вместо письменных. Вы не хуже меня знаете, к примеру, имена писателей – ярых антисемитов, которые пользовались полной государственной поддержкой и которых власти ни разу не то что осУдили, даже не осАдили за их заявления и позицию. Воспитание народа сверху продолжалось и давало плоды. Некоторый сдвиг произошел лишь после перестройки. Но почитайте сегодня на сайтах, где выступают евреи, отзывы отдельных трудящихся. Вы скажете – «тролли», но ведь получают от кого-то задания. А если даже и не получают…

    1. «Но почитайте сегодня на сайтах, где выступают евреи, отзывы отдельных трудящихся. Вы скажете – «тролли», но ведь получают от кого-то задания. А если даже и не получают…».
      Боже, как все это похоже на старое — тролли, задание. Все не можете отряхнуть прах с ног прошлого!

  6. Снял с языка, про Сталина и доказательства, даже такие интересные, особо не нужны. А у последующих товарищей духу не хватило, да и времена не те.

  7. Уважаемый Самуил, Ваша работа интересна и познавательна, но речь идет об антисемитизме в послесталинскую эпоху, что и вынесено в название, а Ваша работа об антисемитизме в сталинскую эпоху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.