Марк Фукс: Памяти В.М. Вайсберга

Loading

Марк Фукс

Памяти В.М. Вайсберга

 Сегодня ночью в Кёльне скончался один из самых активных авторов Портала и участник дискуссий Гостевой, профессор Владимир Михайлович Вайсберг.

Из Гостевой. 11 февраля 2013 года.

 

С Владимиром Михайловичем Вайсбергом (ז»ל ) я познакомился в Гостевой.

Как это обычно бывает, разгорелась дискуссия, в тот этот раз говорили о советской школе, о советской системе обучения и ее результатах.

Я и не думал участвовать в ней, но обратил внимание на пост одного из авторов Портала: Владимир Михайлович с присущей ему энергией и убежденностью защищал свою школу, давшую ему путевку в жизнь. Что привлекло мое внимание особенно, это то, что В.М. защищал честь своей школы № 26 в Черновцах. Он писал о своих учителях с уважением и любовью. Но в этой же школе учился и я и многие учителя, как впоследствии, оказалось, были у нас общими, хотя я пошел в школу в тот год, когда В.М. окончил ее.

Владимир Михайлович утверждал, что школа наша было самой обыкновенной и типичной для Страны Советов.

С этим я не мог согласиться и возразил ему.

Школа была необычной по многим показателям и, прежде всего потому, что до того, как стать мужской школой № 26, была средней еврейской школой № 18. Как утверждают некоторые источники, с ее закрытием исчезла последняя еврейская школа на территории Украины. Часть преподавателей по специальным дисциплинам, продолжили работать в новом образовании, некоторые, как, например учитель идиша, еврейский литератор и поэт Берл Ройзин (Борис Павлович Ройзин) переквалифицировались на преподавание других дисциплин. Кроме, того, в школе нашли приют преподаватели Черновицкого университета, уволенные оттуда по пятому пункту. Да и контингент учащихся был во многом шестиконечным. Все это не могло, не отразится на общей атмосфере и, как показала практика, на качестве работы учеников и учителей.

Подавляющее число одноклассников Владимира Михайловича Вайсберга не просто получили высшее образование, а стали кандидатами наук, докторами и профессорами.

После моего замечания в Гостевой В.М. разыскал в Редакции мой телефон и перезвонил.

Этот звонок положил начало нашему общению и дружбе.

До самого последнего времени, до того момента, когда болезнь свалила его окончательно, и он уже был не в состоянии выходить на связь, мы обменивались информацией, мнениями, материалами.

Однажды я по работе столкнулся с техническим вопросом по материаловедению, покопался в литературе, составил себе представление о проблеме и поскольку мы с покойным В.М. часто общались в сети, решил уточнить у него несколько моментов. Сначала В.М. отнекивался, ссылаясь на то, что уже давно не работает по специальности, мол, отстал, но когда как инженер уточнил задачу и вник в суть вопроса, то прочел мне замечательную лекцию о поведении металлов и сплавов в определенных специфических условиях.

В последнее время Владимир Михайлович сосредоточился на переводах на русский работ германских раввинов, видя в этом свою задачу. Пока ему позволяло здоровье, активно работал в Еврейской общине Кёльна, выполняя работу не только организатора-общественника, но и переводчика.

В.М. не был человеком легким в общении, не искал компромиссов, знал себе, как человеку и ученому цену. В разговоре мог быть крут и категоричен, но был способен выслушать, вникнуть и если ваши аргументы были логичны и убедительны, то соглашался с оппонентом.

В его лице я нашел не только земляка и товарища по школе, он стал моим собеседником, критиком и щедрым ценителем тех моих маленьких вещей, которые публиковал Портал.

Однажды он удивил меня. В ноябре 2011 года в «Заметках» появилась его работа «Когда придет Мессия». Это была необычная для него вещь. Прошу вас почитайте ее.

Было много положительных отзывов. Даже самые строгие и самые авторитетные из нас отметили успех В.М. Я бы хотел привести свои слова Владимиру Михайловичу, написанные по этому поводу: 

«Владимир Михайлович!
Я от всей души поздравляю Вас с великолепной публикацией.
Я знаю, с какой тщательностью и добросовестностью Вы подходите к подборке обработке материала, сколько усилий прикладываете к работе. Я знаю, что каждое предложение Ваше, каждое слово выстрадано.
Мне приятно отметить, что Ваши товарищи и коллеги по порталу так высоко оценивают Ваш труд.
Вы меня обрадовали и удивили одновременно. Удивили по-хорошему, самым лучшим образом.
Ваша последняя публикация представила Вас читателю поэтом, человеком с редким чувством обратной перспективы. Я написал свой отзыв и поставил его на сайте. Затем вновь перечитал Ваш рассказ, и понял, что сказал не все. Ваш рассказ очень иллюстративен. Я вижу Ваше повествование, как фильм — поэму, частью черно-белую, частью цветную. В нем, как в продуманном сценарии, уже автором, в помощь режиссеру, заложен параллельный монтаж.
Это то, что лично я очень ценю в литературе: иллюстративность, кинематографичность, лаконичность и поэзию.
Вы сделали всем нам подарок. Жму Вашу руку и обнимаю»
 

В одном из наших последних разговоров с В.М., когда уже было понятно, что «судьба стучится в дверь», он, собрав силы и поборов эмоции, просил помнить его.

Мы помним Вас, Владимир Михайлович.

Соболезнование родным и близким В.М. Вайсберга.

Марк Фукс
11 февраля 2013, Хайфа

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Марк Фукс: Памяти В.М. Вайсберга

  1. Выражаю глубокое соболезнование семье Владимира Михайловича Вайсберга. Мы жили с этим светлым человеком в одном городе. Общались лично не очень часто, все больше по скайпу и по телефону. Я всегда знакомил Владимира Михайловича со своими новыми работами, и пока ему позволяло здоровье, он их читал. Мы с ним часто вели беседы о жизни. Он был разносторонним и очень глубоким человеком. Кельнская еврейскаяобщина понесла невосполнимую утрату. Солнечную память о Вас,я сохраню в своем сердце до самой гробовой доски.

  2. Зихроно левраха! Да будет память о нем благословением!
    Дорогой Марк, спасибо за некролог.
    Ваш Элиэзер

  3. Чудесная и трогательная статья, Марк!

    Можно ещё добавить, что в Кёльне Владимир Михайлович не сидел без дела, а был активным участником общественной жизни Еврейской Общины. Одно время он был членом Совета Еврейской Общины Кёльна.

    Пусть земля ему будет пухом!

  4. Мои соболезнования семье ушедшего.
    Уважаемый Марк!
    Я всегда с интересом читаю Ваши талантливые очерки, а также комментарии, когда Вы были активным участником дискуссий в Гостевой.
    Могу с полной уверенностью заявить, что Вы обладаете сокровищем, которое одни давно утеряли, а другие никогда не имели.
    Это — Ваша «идише нэшумэ». Это видно во всем. Это тот безвозвратно ушедший из нашей жизни «идишкайт», который остался в воспоминаниях немногих и редчайших сегодня его носителях.
    Зайт гэвэнтшт!

  5. Спасибо, Марк, хорошее дело Вы сделали.
    Мои соболезнования семье В.М. Вайсберга

  6. Марк, спасибо!
    И если Юлия, дочь Владимира, заходит сюда, хочу ей сказать, что его помнят здесь, его ясный голос еврея, по праву гордого наследством своего народа и своей личной жизнью.

  7. Спасибо, Марк. Как оказалось, многим из нас ВМ был очень дорог.

Обсуждение закрыто.