Аркадий Гайсинский: Изгнанный народ. Продолжение

 315 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Но евреи, сохранявшие по известным причинам свою этническую обособленность, сохранили также и приставку к своему основному национальному имени — «ашкенази», указывающую на страну исхода, из которой они когда-то пришли в Германию.

Изгнанный народ

Публикуется в порядке обсуждения

Аркадий Гайсинский

Продолжение. Начало

Евреи Кавказа

Появление и распространение евреев на Кавказе объясняют их постепенной миграцией сюда из мест прежнего принудительного расселения после известных изгнаний. Но главной миграционной волной считается та, которая была вызвана с событиями, случившимися в Персии в 529 г., когда шах Хосров расправился с движением маздакитов, пытавшихся установить всеобщее равенство, отнимая имущество у богатых в пользу бедных, и ограничить самовластье шаха законами социальной справедливости. Спасшиеся сторонники этого движения, среди которых было много евреев, бежали из страны. Главным первоначальным направлением их бегства стал Кавказ.

Следующую значительную миграцию евреев упоминает известный заслуживающий доверия хронист Иосиф бен Иегошуа Ха-Коен, живший в XVI веке, но распологавший гараздо более ранними источниками:

«И было лето 4450 (689 г.), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими, и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию и нашли там много евреев»[1].

Это сообщение будет рассмотрено отдельно — пока же отметим, что «многочисленные евреи из страны Парас», которые спасались бегством, двигаясь «от племени к племени, от государства к другому народу», прежде, чем «прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию», в значительной степени осели на Кавказе.

Указанные гонения в Месопотамии и Персии способствовали усилению притока еврейских мигрантов на Кавказ. Летопись Дербенд-Намэ[2] сохранила известие, что до прихода арабов большая часть населения Табаристана (земли южного Прикаспия) исповедовала Моисееву религию. В IXв. в Тифлисе жил Муса (Моисей) аль-Зафрани — основатель еврейской секты на Востоке, имевший многих учеников и последователей. Свидетельств еврейского присутствия на Кавказе множество-приведём лишь несколько из них:

Ущелье Дерей-Гатта (кумыки и даргины называют его Джууд-Катта, «Еврейское Ущелье»), в прошлом имело значительное еврейское население. В Дерей-Гатта, по сведениям В. Ф. Миллера, было пять еврейских селений; в действительности их было, по крайней мере, семь.

Некоторые селения в Дагестане называют джугутскими (еврейскими), например: Зубутль, Мекеги, Аракани, Муни и другие.

Название родового обычая горцев «адат», возможно, происходиит от ивритского слова «дат» — закон.

На чеченском «барт» — союз, согласие. На иврите «брит» — союз, договор.

Чеченское «гилакх» — обычай, традиция, закон походит на ивритское «галаха», обозначающее то же самое.

По-чеченски «хлеб» — кхаллар. Праздничный хлеб у евреев называется «халла».

Весьма вероятно, что чеченское название субботы — «шоатта» происходит от еврейского шабат.

На чеченском языке слово «адам» — человечество, «адамаш» — люди, «адмалла» — человечность. На иврите «адам» —человек.

Самые почитаемые у дагестанских народов имена — Ибрагим, Муса, Иса, Шамиль, Юсуп, Юсуф, Салман, Сулейман и Давуд, — это местная транскрипция еврейских имён

Ограничимся приведенными примерами: как видим, они относятся ко многим народам Кавказа и ещё раз напомним, что раселение здесь евреев связывают с их миграцией из Ирана.

Однако же, имеются свидетельства тому, что евреи жили на Кавказе гараздо ранее — так появление евреев на территории будущей Грузии связывают во времени с разрушением Первого Иерусалимского Храма в 586 г. до н. э. (вавилонское изгнание). Но называются и более ранние сроки, относящиеся к ассирийскому изгнанию (737 г. до н. э.) породившему загадку пропавших колен:

«среди евреев Кавказа ещё в IXX в. было живо предание, что они потомки исчезнувших колен, поселённых в Мидии ассирийскими царями»[3].

Разница во времени между завоеванием ассирийцами Самарии и движением маздакитов весьма существенна — 15 веков. Но история призывает нас идти вглубь столетий ещё дальше.

2

Немногие знают о том, что на юго-востоке Европы во времена Раннего Средневековья, а может быть и ранее, существовала страна Барсилия, жители которой, понятно, назывались барсилами. Сведения о них отрывочны и противоречивы, впрочем, как и о многих других племенах и народах, обитавших в указанном регионе. Барсил считают одним из хазарских или болгарских племён, но не будем забывать, что этничекие корни и самих хазар до сего дня являются спорными: одни называют их тюрками, другие-иранцами; да и с происхождением болгар далеко не всё ясно. Поэтому в, например, Википедии дано дипломатичное определение:

«барсилы — средневековое племя, родственное хазарам и булгарам либо тесно связанное с ними».

Согласимся, что выделенная фраза имеет ввиду не этническое родство, но или географическое соседство, или союзничество, или торговые связи.

То же и в отношении локализации Барсилии:

«Византийские авторы называют Берсилию «самой дальней областью Первой Сарматии» или областью «рядом с Сарматией».

Под Сарматией, известной не позднее IVв. до н. э. как территории восточнее реки Танаис (Дон), в первых веках нашей эры понималась уже вся Восточная Европа. При этом Сарматия делилась на азиатскую (первую) и европейскую, условная граница между которыми проходила по реке Танаис, поэтому, согласно византийцам, «самая дальняя область Первой Сарматии»» — это территории, примыкающие к западному побережью Каспия.

Указание на прикаспийское расположение Барсилии, но уже привязанное к городу Дербенту («севернее Дербента») находим и у арабского историка ал-Берузи. Михаил Сирийский[4] также упоминает Дербент, но он более конкретен:

«Два других брата пришли в «страну алан, называемую Барсилия, в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Turaye (Дербент)».

Происхождение слова «барсилы» ищут по вышеуказанной причине в сторобалгарском языке:

«Название болгарского племени барсил можно расшифровать как «род, племя или страна Барса» («Барс иле»). Барс являлся тотемным животным болгар и символизировал избранность, власть, связь земли с небом»[5].

Но приведенную этимологию слова «барсил» нельзя признать убедительной — ведь и у алан барс являлся тотемным животным, чему свидетельство современный герб Северной Осетии-Алании, продолжаюший своей символикой древнюю традицию. Он «представляет собой круглый геральдический щит в червлёном (красном) поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс; позади него семь серебряных гор».

Не убеждает такое толкование ещё и потому, что болгары никогда не обитали в горных районах: основная территория их проживания «располагалась в причерноморских и азовских степях»[6].

Но предлагается иное объяснение происхождения топонима «Барсилия»:

Слово «бар» пришло в иврит из родственного арамейского языка и обозначает «сын», но в словосочетаниях оно превращает сочетаемое существительное в прилагательное, например: «бар мазаль» — счастливый, «бар хакай» —опытный, знающий, «бар самха» — авторитетный. Отсюда ключем к пониманию названия «Барсилия» может стать уже известное нам сообщение Михаила Сирийского о том, что Алания и Барсилия — это разные имена одной и той же страны: имеется в виду её расположение. Известно, что Алания — преимущественно горная страна, характерными пейзажами которой являются скалы; один из горных хребтов Алании так и называется: Скалистый. «Бар села» и на арамейском, и на иврите имеет одинаковое значение: скалистый. Так что Барсилия — это наиболее древнее название той местности, которая впоследствии стала территорий проживания алан.

Интересно, что женское имя Барсела до недавнего времени встречалось среди евреев-ашкеназов. А в Израиле и в настоящее время существует фамилия Бар Села.

Имеются свидетельства тому, что аланы сами себя именовали также и барсилами. Достоверно известно, что в начале V века аланы в союзе с вандалами и свевами прошли с боями всю Европу с востока на запад и основали на Иверийском полуострове своё королевство — Каталония (Кат-Алания) со столицей Барселона и, наверное, схожесть топонимов Барселона и Барсилия нельзя считать случайной.

3

Важнейшим источником, из которого черпают сведения по истории Хазарии, считается так называемая «хазарская переписка»: «в течение нескольких прошлых столетий стали известны три документа этой переписки:

большое письмо, написанное, как сказано в самом тексте, знаменитым Хасдаем ибн Шапрутом из Кордовы хазарскому дарю Иосифу. В этом письме задаются вопросы о царстве Иосифа и религии этого государства;

ответ царя Иосифа (пространная и более краткая версия). В обеих версиях дается детальная информация об истории, географии и религии Хазарии;

письмо анонимного хазарского еврея к Хасдаю. В сохранившейся до настоящего времени копии имеется другая информация о хазарах. Подробно освещаются их военные подвиги, география их государства и история обращения их в иудаизм»[7].

О Хасдае ибн Шапруте знают, что он «первый известный истории еврей, занимавший высокое положение при дворе арабских халифов Испании. Ибн Шапрут был назначен придворным врачом халифа Абд-ар-Рахмана, а затем стал главой пошлинного ведомства… Халиф назначил Ибн Шапрута также и главой еврейской общины мусульман Испании. На этом посту Ибн Шапрут принёс большую пользу развититю еврейской культуры, поддерживая еврейских учёных, мыслителей и поэтов…Используя своё высокое положение в мусульманской Испании и большой дипломатический авторитет, Ибн Шапрут стремился по мере возможности покровительствовать еврейским общинам в разных странах…Узнав, что правители хазарского царства приняли иудаизм, Ибн Шапрут направил к хазарскому кагану (царю) Иосифу делегацию с посланием, в котором выражал радость по поводу существования независимого государства, где исповедуется иудаизм. В ответном послании, являющимся ценным источником по истории хазар, каган Иосиф рассказывает об обращении хазар в иудаизм»[8].

Ныне письма «хазарской пререписки» легко доступны для прочтения — в том числе и письмо Ибн Шапрута к царю Иосифу. Мы же обратимся к некоторым содержащимся в нём сведениям, требующим уточнения. Приводим отрывок с комментариями переводчика:

«Теперь, если будет угодно царю и если он видит пожелания своего раба, да не будет малоценна моя особа в его глазах, и да прикажет он секретарям, находящимся пред ним, написать своему рабу полный ответ, который направится к нему из страны далекой, и да сообщит корень дела и основу всего случившегося, (а именно), как произошло появление израильтян в той местности. Наши предки рассказывали нам, что сперва, когда они 167 жили (там), место (это) называлось горой Сеир. 168 Но господин мой знает, что гора Сеир находится далеко от того места, где он располагается станом. Старцы же наши говорят, что оно 169 (действительно) называлось прежде горой Сеир, 170 но что произошли гонения, и они уходили от одного пастыря к другому, пока не задержались в той стране, где они живут (теперь)»

Комментарии переводчика:

  1. Т. е. хазарские евреи.
  2. Автор письма имеет в виду известную гору Сеир в стране библейских эдомитян, на юг от Палестины.
  3. Т. е. первое местожительство евреев, переселившихся в хазарскую землю.
  4. Гаркави переводит свободно: “что сначала жили они на горе Сеире”. По мнению Кармоли, которое разделяет и Гаркави (Сказ. евр. писат. о хазарах, стр. 145 cл. ; Евр. Библ. VII, стр. 163), в основе этого предания, по-видимому, лежит смешение названия библейской горы Сеир с названием соседней с Хазарией страны Серир (в нынешнем Дагестане) на Кавказе. Ср. также замечания Вс. Миллера в его труде “Материалы для изучения еврейско-татского языка”, 1892, стр. IV сл».

Вполне понятно, что Ибн Шапрут в первую очередь задаёт вопрос «как произошло появление израильтян в той местности» и дополняет его собственными рассуждениями. С учётом комментариев приведенный отрывок выглядит так:

«Наши предки рассказывали нам, что прежде, чем прийти в Хазарию, евреи жили в месте называемом гора Сеир, что в стране библейских эдомитян, на юг от Палестины. Но господин мой знает, что гора Сеир находится далеко от того места, где он располагается станом (далеко от Хазарии). Старцы же наши говорят, что первое местожительство евреев, переселившихся в хазарскую землю действительно называлось прежде горой Сеир, но что произошли гонения, и они уходили от одного пастыря к другому, пока не задержались в той стране, где они живут (теперь)».

Попытаемся проследить ход мысли Ибн Шапрута, узнавшего о существовании страны, где живёт и благоденствует «уцелевший остаток Израиля»:

Он, несомненно, ищет и находит тех, от кого мог получить об этой стране какую-то информацию.

Рассказавшие ему о её местоположении указали, что она находится рядом с Сеиром.

Хасдай связывает это название с библейской горой Сеир[9] («наши предки рассказывали нам»), но высказывает справедливое сомнение в том, что библейская гора связана с Хазарией: «но господин мой знает, что гора Сеир находится далеко от того места, где он располагается станом».

Однако, его информаторы, которых Хасдай называет «наши старцы», очевидно, имея ввиду их жизненный опыт, утверждают, что «то место действительно называлось прежде горой Сеир»

Причина несоответствия фактов объясняется в комментарии:

«в основе этого предания, по-видимому, лежит смешение названия библейской горы Сеир с названием соседней с Хазарией страны Серир (в нынешнем Дагестане) на Кавказе».

Действительно, в горном Дагестане с VI по XI вв. существовало государство Серир, граничившее на севере с Хазарией.

В Серире проживало большое количество евреев — этому имеются свидетельства:

«Согласно историческим преданиям андийского долинного селения Муни «О 1000 всадниках на белых конях, войске Джугьут-хана». — пишет известный учёный-этнограф кавказовед М. А. Агларов, — здесь некогда существовало обширное государство, во главе которого стоял Джугьут-хан. (дословно — «Еврейский хан»).

Его земли простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангъиза (Андийское Койсу) и до Харачоя. Верхнеандийские села тогда подчинялись Жъугьут-хану. Он мог собрать войско в 1000 всадников на белых конях. Башня, что ныне высится напротив села, построена также Джугьут-ханом».

Историки считают, что Еврейское ханство образовалось после распада Хазарского каганата: «возможно, что еврейская знать, бежавшая из Хазарии после её разгрома, поселилась в Серире, а после её распада утвердила за собой западный Серир»[10]

Значит, если под горой Сеир понимать страну Серир, то выходит, что сначала евреи перешли из этой страны в Хазарский каганат, а после его распада вернулись обратно.

Но гараздо вероятней, что евреи жили на указанных территориях и во время образования здесь каких-либо государств, и задолго до этого.

Жилище асов

1

Если к Пятикнижию (Торе) подходить и как к историческому источнику, то он, бесспорно, является единственным из древнейших, где приведен столь подробный перечень племён и народов не только современных автору «Бытия», но и народов известных ему, вообще. Невозможно переоценить значение, какое для исторической науки имеет 10-я глава Книги Бытия, ставшая базой для множества исследований и мерой их истинности. Эта глава получила название «Таблица народов»:

«Перечень потомков Ноя представляет собой лишь отправную точку для раскрытия богословского учения о народах. Еще блаженный Августин отмечал, что в 10-й главе «Бытия» говорится не столько об отдельных людях, сколько о «семидесяти двух отдельных народах. Имена их эпонимов в «Бытие» в одних случаях отражают древние этнические названия, а в других — названия древних местностей или народов, давших наименования областям. [11] Тщательное сопоставление ономастики Быт. 10 с данными внебиблейских памятников позволило ученым установить, о каком народе идет речь в том или ином случае»[12].

Установленная связь между библейскими именами и существовавшими в древности странами указывает и на существование страны Ашкеназ:

«Вот родословная сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иааван, Тувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Ашкеназ, Рифат и Тогорма. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим»[13].

В данном случае предположение имеет прямое подтверждение, которое находим у пророка Ирмияу:

«Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него (речь идёт о Вавилоне) народы, созовите на него царства Араратские, Минийские, Ашкеназийские, поставьте вождя против него, наведите коней как страшную саранчу»[14].

Обратим внимание на множественное число в названии «царств», из чего следует, что каждое из них представляло собой объединение нескольких крупных племён, сходных, очевидно, по этническому признаку.

Даже с тем минимумом информации, которым мы распологаем, «Таблица народов» позволяет выяснить, где находились упомянутые Ирмияу «страны Ашкеназийские»: они должны были граничить на западе с Киммерией, на востоке-с Рифейскми горами, на юге-с домом Тагормы (Гомер-Ашкеназ-Рифат-Тагорма), что, приблизительно, соответствует территориям, расположенным между нижними течениями Волги и Дона.

В сирийских источниках VII в. до н. э. северо-причерноморские скифы названы «народ аскуза». Эти же земли греки знали под именнем Асканат или Аскания, а море, по которому основатели Боспора и Пантикопея подплывали к Асканийскому берегу, они нарекли Понт Аксенас (Негостеприимное море). Этого нелестного имени оно, не более бурное и опасное, чем прочие ему подобные водные стихии, удостоилось только потому, что греки предпочли не понятному им слову «асканат» понятное и созвучное ему «аксенас». Однако, «позднее, после удачного освоения берегов греческими колонистами, море стало называться Понтом Эвксинским (Гостеприимное море)»[15].

Таким образом, получено ещё одно свидетельство существования «стран Ашкеназийских» (Ашканат-Асканат), и приблизительное их местонахождение: Северное Причерноморье-нижнее течение Дона.

2

В начале I в. в истории Европы произошло событие, определившее образование северо-европейских наций. Это событие описано в исландской «Саге об инглингах», автором которой был Снорри Стурулсон —

«один из самых знаменитых исландцев, автор «Младшей Эдды») и «Хеймскринглы» («Гнилой кожи») — знаменитой саги о норвежских королях. Родился в 1179 году на хуторе Хвамм на западе Исландии, принадлежал к знатному и знаменитому роду Стурлунгов. Он был убит в Норвегии 23 сентября 1241 года людьми Гицура Торвальдсона — старинного врага и соперника рода Стурлунгов, который получил разрешение на убийство Снорри от норвежского короля Хакона».[16]

«Сага об инглингах» — вступительная часть

«Круг земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в неё врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Свеония. Некоторые считают, что Великая Свеония не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Свеонии пустынна из-за мороза и холода[17], как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Свеонии много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Свеонии река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой.

… Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами.

… Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Свеонию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения[18]. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель».

3

Своё существование в диаспоре евреи начинали как беженцы или переселенцы:

сначала после разрушения в 728 г. до н. э. Северного царства (Самарии), затем после осады Лакиша 701 г. до н. э. (ассирийский плен);

после подчинения в 538 г. до н. э. Южного еврейского царства (Иудеи) и разрушения Первого Храма вавилонянами (вавилонский плен);

К изгнанию евреев «приложили руку» и римляне, разрушившие в 72 г. Иерусалим и Второй Храм

Наиболее древние упоминания евреев оказавшихся в Восточной Европе связаны с Северным Причерноморьем:

«Обнаружены еврейские надписи на греческом языке из Пантикапея (современная Керчь); наиболее древние из них исследователи относят к 4 в. до н. э.; в достоверно датируемой (81 г. до н. э.) надписи сообщается, что еврейка, по имени Хреста, отпускает на свободу раба Ираклия, обязывая его регулярно посещать синагогу»[19]

Найденные в Крыму и на Тамани хорошо сохранившиеся мраморные надгробия бесспорно принадлежащие евреям, датируются началом I в., что свидетельствует и о более раннем их здесь присутствии — как и то, что нынешний Керченский пролив был известен в древности и под именем Самкуш-еврей.

Ещё раз уточним, что обращение пророка Ирмияу к «странам Ашкеназийским» имело место где-то на рубеже VII-VI вв. до н. э. (в это время жил пророк). На этот же период приходится процесс ослабления и падения Ассирийского царства и как следствие этого-появления для изгнанников-евреев возможности покинуть места принудительного расселения. Нетрудно определить и главное направление их движения: возвращение на родину, заселённую пленниками других покорённых ассирийцами народов, было совершенно бессмысленным, а дорогу на восток преграждали пустыни. Обретшие свободу евреи шли через Кавказ на северо-запад в междуречье Волги и Дона и на земли, примыкающие к северным берегам Чёрного моря, где, по доходившим до мигрантов слухам, обитавшие там племена вели сравнительно мирное существование, где хватало земли и воды, а природа и климат, особенно в морском прибережьи, почти не отличались от ближневосточного.

В соответствии с текстом «Саги об инглингах» ваны жили — в устье Танаиса (Дона), а асы — к востоку от него — на землях современного Предкавказья и, надо понимать, что территории, занимаемые асами были много обширней занимаемых ванами. Здесь поселилась те евреи, которые ушли из ассирийского плена в Восточную Европу.

В свете рассматриваемой темы мы обратимся ко второй стране, точнее, к её имени, потому что в иврите имеется корень «) שכן шахен (», образующий слова со значением «проживать, обитать», при том, что «כ«в иврите произносится как русское «х» или «к». Значит «Жилище Асов» может быть буквально переведено на иврит как «а-шакен-аси», ставшим, без каких-то лингвистических натяжек словом «ашкенази», хорошо знакомым любому образованному человеку.

Страна Ашкеназ

1

«Сага об инглингах» называет причину миграции асов:

«В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений».

Но если опасность оказаться поддаными или рабами Рима заставила тронуться с насиженных мест асов и ванов, то евреям, как говорится, и Бог велел: они, наверняка, знали и о том, что их историческая родина стала римской провинцией, и о резко враждебном отношении очередных властителей Иерусалима к евреям.

В общем, в начале I в. Один «отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями».

Страна Саксов — это часть будущей Германии: до настоящего времени область на востоке Германии называется Саксонией. Но оставим асов на завоёванной ими земле для того, чтобы сделать три важных оговорки:

Согласно первой необходимо брать в расчёт то, что географические имена собственные, приведенные в исторических источниках — это, как правило, названия современные их авторам[20], ибо в противном случае читатель попросту запутается. Поэтому авторы приводят новые названия географических объектов, по возможности соотнеся их со старыми (если они сохранились). Приведём пример сказанному:

«Варяги называли Гардарики (страной городов) северные русские земли, как цепь крепостей вдоль реки Волхов, начиная с Любши и Старой Ладоги (Alðeigja). В скандинавский сагах Holmgarðr (Великий Новгород) рассматривается в качестве столицы Гардарики. Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в.»[21].

А «Сага об инглингах» описывает миграцию племён во главе с Одином в начале I в. — понятно, что Гардарики («он отправился сначала на запад в Гардарики») — это современное автору саги название «северных русских земель». То же в полной мере относится и к «Стране Саксов».

Вторая оговорка заключается в давно замеченной психологической особенности путешественников и перемещающихся на новые места обитания людей — давать этим новым местам названия прежних: известны Иверия Кавказская и Испанская, Болгария Волжская и Балканская, Зеландия на севере Европы и Австралийская, Британия и Бретань на севере Франции, несколько Англий; этот список можно продолжить, не говоря уже о множестве подобий в названии населённых пунктов. Так что, зная направление перемещения асов, не будем удивляться тому, что у восточноевропейской Страны Асов появился двойник в Центральной Европе: на землях Саксонии ещё в ΧII в. распологалось графство с весьма показательным именем — Аскания (Ас-кания).

В третьей оговорке обратимся к закону этнического обобщения, который говорит, что в данной стране выходцев из другой будут называть (и они сами себя) по имени страны исхода, независимо от их действительной национальности. Это условное имя может передаваться из поколения в поколение и превращается в постоянное в тех случаях, когда такая этническая группа стремиться сохранить свою культурную или религиозную индивидуальность.

Действие закона этнического обобщения прослеживается и в следующей формулировке из «Краткой еврейской энциклопедии»:

«Ашкенази — термин, обозначавший в средневековой еврейской литературе евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом. В последующем стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками евреев, населяющих Германиию средних веков…. Трудно определить, когда термин «ашкеназ» был впервые применён в Германии»[22].

Евреи, обитавшие в Жилище асов (Ашкеназ), по закону этнического обобщения становились «ашкенази» как только перемещались в любую другую страну подобно тому как евреев, прибывших в Израиль из России называют русскими, из Средней Азии-бухарскими, а кавказских — горскими. Далее:

«В комментариях Раши (1040–1105) немецкие выражения характеризуются как лешон ашкеназ (то есть немецкий язык), а термин Ашкеназ относится к общинам Майнца и Вормса, в которых жил Раши. Ясно также, что термином Эрец ашкеназ в его комментариях обозначается Германия»[23].

Но если немецкий язык — «лешон ашкеназ», а Германия — Страна ашкеназ, то, следовательно, и пришедшие с Одином предки нынешних германцев также назывались «ашкеназами», как и евреи, потому что и те, и другие до переселения в Центральную Европу проживали в «Жилище Асов» — стране Ашкеназ, поэтому «немецкие выражения характеризуются как лешон ашкеназ (то есть немецкий язык).

Единственное существующее объяснение того, почему Германию евреи называли страной Ашкеназ, состоит в том, что якобы территория Германии в период массового заселения её евреями, была дикой и необустроенной, что давало повод сравнивать её с такой же дикой и необустроенной в еврейском представлении Скифией, каковую они через ассирийцев знали как страну Ашкуаз (Ашкеназ). Однако никто так и не смог объяснить, почему недостатки Скифии, прекратившей своё существование не позднее V в. до н. э. стали в еврейских устах нарицательными именно для Германии Χ-ΧIвв., но уже эры нашей?

2

Те из «иных народов», кто пришли с Одином в Центральную Европу, но не пошли с ним далее на «северную окраину мира», постепенно смешались с местными жителями, а по прошествии многих веков из их памяти исчезли воспоминания о своих корнях. Но евреи, сохранявшие по известным причинам свою этническую обособленность, сохранили также и приставку к своему основному национальному имени — «ашкенази», указывающую на страну исхода, из которой они когда-то пришли в Германию.

В Χ–ΧI вв. вновь имела место миграция евреев из Восточной Европы в Центральную, связанная с распадом Хазарского каганата.

Важно представлять, что Хазарский каганат географически наследовал Жилищу Асов — восточноевропейской Стране Ашкеназ. И хотя местности, известные раннее как Царства Ашкеназийские, теперь принадлежали другим народам, евреи — потомки тех, кто не ушли из этих мест с Одином, продолжали сохранять за собой определение принадлежности к «царствам Ашкеназийским», точно так же, как, например, и евреи, изгнанные из Испании в конце ΧV в., и продолжавшие жить в ней, именуют себя «сфарадим».

3

Но не только земли «Страны саксов» (часть нынешней Германии), где «Один завладел землями и поставил там своих сыновей правителями», сохранили память о «Жилище Асов». Известно, что топоним «Аскания» существовал и в Скандинавии и упомянут в «Хронике Эрика» — поэтической летописи Швеции, написанной в 1320-е годы:

«Чистую правду поведал здесь я.
Славный погиб в Асканесе Йон ярл, Тот, что последние девять лет, Дом свой не видя, в латы одет, С русскими и ижорой сражался».[24]

Асканес находился на нынешнем Экерё — одном из больших островов озера Меларен, на восточном берегу которого расположен город Стокгольм.

Окончание

___

[1] Цит по: Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. Мысль М.1989. с.16.

[2]Сообщено И. Анисимовым; ср. Миллер, Материалы, стр. IV. Изд. Казем-бека, 91, 93, 102

[3] Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. Т.4. с.426.

[4]Михаил Сирийский (Сириец) автор «Хроники»(12 в.), в составе которой сохранились фрагменты ныне утерянных сочинений.

[5] А. А. Казиханова (Гусейнова). «Этапы расселения тюркоязычных народов на территории приморского Дагестана в раннесредневековую эпоху»

[6] Википедия. Болгары.

[7]Норман Голб и Омельян Прицак. Хазарско-еврейскиедокументы Xв. М. Гешарим.1997. стр.101

[8]КЕЭ. Хасдай ибн Шафрут

[9]Сеир (ивр. ‏שֵׂעִיר‏‎) — древняя гористая местность на юге Палестины между Красным и Мёртвым морями на юго-восточной окраине Моава (Втор. 2:8). Неоднократно упомянута в Библии

[10] Википедия. Серир.

[11] Например, касательно сыновей Шема:Елам-еламиты (Персия); Асур-Асирия;Арфаксад (Арфа-кесед)-халдеи; Луд-Лидия, Арам-арамеи.

[12] А. Мень. Библиографический словарь. Калининград. 2002.

[13] Бытие. 10/1-4

[14] Ирм. 51/27

[15] Википедия. Чёрное море.

[16] М. Н. Стеблин-Каменский «Снорри Стурулсон и его Эдда» — «Младшая Эдда», «Наука», Ленинград, 1970.

[17] Здесь имеются ввиду северные территории Восточной Европы.

[18] Очевидно, речь идёт о юго-восточной части Малой Азии

[19] КЕЭ, том 8, кол. 1170-1187

[20] Об этом уже говорилось выше.

[21] Википедия. Статья Гардарики

[22] КЕЭ, т. 1, стр. 264

[23] КЕЭ. т1. с.263

[24] Хроника Эрика» Перевод А. Ю. Желтухина. Текст приводится по изданию: Хроника Эрика. М. РГГУ.1999.

 

Print Friendly, PDF & Email

13 комментариев к «Аркадий Гайсинский: Изгнанный народ. Продолжение»

  1. Информация о мучениках в Риме поступала сразу с первых же веков.

    не отрицаю, что были казни, но как они потом описывались христианами (старики, женщины с младенцами на руках, против голодных хищников и т.д.), и за что было столь суровое наказание, мы знаем исключительно с одной стороны, это так же, как беспрекословно верить летописям, где монах мог и приврать, ради красного словца.

    и wgc. конечно же не мегрелов я имел ввиду, а мизрахим, ночью писал, под пиво. приношу извенение.

  2. «если не вспоминать о мучениях христиан затравленных львами в Колизее, впрочем, известных нам исключительно со слов христиан более поздних веков»
    ——- РЛ ———
    Это неправда. Информация о мучениках в Риме поступала сразу с первых же веков. Понимаете, когда человек язычник и входит в бесовский раж, и начинает терзать христиан, тут не принципиальной разницы из Рима он или из Калуги, толерантность кончается на этот момент везде. Вообще, в попытке подколоть христиан встречается редкостный вздор. Например, украинская Википедия пишет, что первый Иконы на досках стали писать не раньше 4 века. А что же этому мешало до этого Википедия скромно молчит)) Уж на доске-то проще всего написать, чем на каком-нибудь специальном материале.

  3. Что, например, проще целому народу, освоить новый язык для общения в быту, оставив условный «иврит» в неприкосновенности и использовать исключительно для обращения к Богу, или прозелитам общаться на родном, пытаясь, по мере способностей осваивать и переосмысливать «священные письмена» на языке Бога? К слову, в Германии, среди лингвистов, есть предположение, что идиш намного ближе к древнегерманскому, чем современный немецкий, и все благодаря консервации (замкнутости общин), вызванной притеснениями 11-13 веков, и тем самым (ну еще и наличием письменности) меньше подвергшегося изменению. Ну и про Ломаный (готический) шрифт забывать не будем, не просто так его нацисты в 1941-м запретили)).
    Вся эта ваша складная история рушится, если только представить, что иудеи (так предпочитали называть себя в черте оседлости, на польский манер, Żyd, или в остальной Европе Jude, Jew, Juif, Judío, Jood, Judeu. Вообщем производное от Иудей, а евреями называли хасидов, на балкано-греческий манер) не нация, веками слоняющаяся толпой по миру, а религия, как и любая другая, которая пополняется исключительно за счет прозелитов.
    Доказанный факт, что на Рейне иудеи появились с римлянами, они (иудеи, а не римляне) вели туда торговлю, и это было задолго до распятия Христа, Иудейского восстания, и “распыления” по миру. Так откуда они пришли с римскими завоевателями на Рейн, с Дона, или с дельты Волги? Почему так легко верится в то, что христианские проповедники смогли обратить условных полинезийцев в «истинную веру» заставив осознать новые иудейские сказки, а такие же проповедники, только с более старыми сказками, на Рейне не смогли массово найти прозелитов среди римлян и варваров? Соглашусь, огнем и мечом это сделать куда проще, как Карл Великий или Владимир Святославович, но все же!
    Жили иудеи в Римской империи, толерантной к другим религиям (если не вспоминать о мучениях христиан затравленных львами в Колизее, впрочем, известных нам исключительно со слов христиан более поздних веков), и до первых крестовых походов и последовавших за ними кровавых наветах и т.д., о притеснении ничего не известно. Зачем им идти на Рейн в обход, через Дон или Крым? там были свои иудеи, Кто-то из Персии пришел по торговым делам, кого-то впоследствии из Византии изгоняли, но все кое как «прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию и нашли там много евреев». Т.е. к тем, которые уже там были. Ну как крымчаки с караимами, или сефарды с ашкеназами, которые в одной синагоге молиться не станут. Это, извините, я даже не упоминаю новгородскую ересь жидовствующих или субботников каких нибудь, живших в крестьянских избах, носивших лапти и поедавших репу. Ну есть три основных ветви иудаизма: ашкеназы, сефарды, мегрелы (те самые, бухарские, багдадские, горные и прочие), в этническом плане у них общего вообще ничего, да и в ритуальном поклонении Книге мало общего, зачем высасывать из пальца?
    Да каган Хазарии писал в Сфарад, и даже получал ответ на ладино, что ж, если и там и тут это смогли прочесть, сразу родственники? Был обмен, торговля, сближение культур «единоверцев», ну это же как баптист у кельвиниста кольцо колбасы купит и узнает температуру в градусах Цельсии, решив что тот последователь Кальвина. Это такой же единый народ, как сунниты с шиитами и прочими алавитами, или католики со старообрядцами.

  4. Уважаемый А. Бархавин. Черт его знает, откуда там Киев взялся. Это большая глупость, которая пришла вместе с цитатой. Видите, я там пишу «ещё одно дополнение» и в кавычках. По моим скромным сведениям, Олег вернулся в Киев и стал готовить суда (струги) воевать хазар в Крыму. В Крыму! Крымнаш!

  5. Ася Крамер 28 декабря 2017 at 3:26
    «Песнь о вещем Олеге» и главный герой ее у Пушкина удивительно историчны. У Александр Сергеича сказано, что вещий Олег пошел в Киев «отмстить неразумным хазарам», мало того — «их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам». К хрестоматийному «объединению славян», о котором говорит российская историография, это никакого отношения не имеет.
    Возникает любопытный вопрос: почему же Пушкин решил, что в Киеве и его окрестностях, которые Олег и подверг нападению, жили именно хазары?
    Пушкин, скорее всего, ориентировался на древнюю летопись.

    ===============================================================================
    Извините, уважаемая Ася Крамер, что вмешиваюсь в Вашу переписку с Аркадием, но Александр Сергеевич при написании «Песни о вещем Олеге ориентировался на Карамзинскую «Историю Государства Российского», т. I, гл. V, «ОЛЕГ ПРАВИТЕЛЬ. Г. 879-912». Вы легко ее найдете. В самом кратком виде там сказано, что князь Олег овладел Киевом, искусно обманув и убив правивших там Аскольда и Дира. Он же объявил «Да будет Киев материю городов Российских». За победу над Грецией и выгодные условия с ней мира (Щит на вратах Цареграда) он был назван вещим (мудрым, волхвом). Там же сказано, что он уничтожил господство Хана Козарского в Витебской и Черниговской губернии.
    Там же написано «Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности.»
    Так что Александр Сергеевич лишь облек все эти сведения в замечательную поэтическую форму.
    Независимо от всего этого, искренне желаю Вам всего наилучшего в наступающем 2018г.

    1. Ю.Ноткин
      — 2017-12-30 23:21
      Извините, уважаемая Ася Крамер, что вмешиваюсь в Вашу переписку с Аркадием, но…
      ————
      Извините, уважаемый Юрий Ноткин, что вмешиваюсь в Вашу переписку с Асей, но может вы сможете объяснить, где у Александр Сергеича сказано, что вещий Олег пошел в Киев «отмстить неразумным хазарам»? Ася на этот мой вопрос отвечать не торопится — понимаю, предновогодние хлопоты. Но мне все же любопытно — то, что отмщать хазарам Олег пошел в Киев, это каким-то образом зашифровано в известном тексте, найдено в черновиках, или это просто оговорка Аси (что по-человечески понятно)?
      Всего наилучшего в Новом году — и вам , и Асе, и всем остальным авторам, читателям и редакции портала! Без всяких “независимо”, следуя указаниям Аси
      Если у кого возникнет вопрос, от чего зависимо (поскольку без всяких «независимо» можно трактовать как «зависимо»), сразу переадресую этот вопрос Асе:)

  6. Отсутствие на гербе Лелива бесспорно христианской символики и двойное присутствие гексаграммы,несмненно,имеет обоснование,но многократно опосредованное. Как,например,то: почему родовым знаком киевского князя Владимира был трезубец – символ «морских» народов? Да потому,что Киевскую Русь основали таврические росы,соседями которых была еврейская колония «Самкуш-еврей»,а у евреев их символы могли быть взаимствованы росами,а у росов славянами….но у этого доказательства-долгий путь.

  7. Аркадий, а что вы скажете насчет Лулав и герба Лелива князей Ярославовых? Может это иметь под собой основание?

  8. Ася! Комилятивнсть «Повести временных лет» доказана.На самом деле. Киевская Русь является продолжением Таврической Руси-многократно упоминаемого в источниках «Острова Русов»,западного соседа Хазарского каганата.
    Киеву предшествовал торговый пункт-крепость Самбат. «Вещий Олег» двигался к Киеву с юга,а не с севера.Это видно из того,что он,согласно летописи, вначале подошёл к Угорскому холму (Угорское),расположенному ниже Киева по течению Днепра.
    В Лаврентьевской летописи: «Были три брата- Кий Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам»
    В Ипатьевской летописи :« Были три брата- Кий Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань их роду,хазарам (платяче дань родом их,козаром)»,то бишь основатели Киева-хозарского рода.Нестор недосмотрел.
    Интересно Ваше замечание по поводу «матери городов русских» .В «Песне о вещем Олеге» Киев не упоминается:поэт домыслил,как Вы правильно заметили, сказанное в летописи
    Более предметно об этом в моей книге «Неизвестная история руси.Три составляющие» Свободна для чтения и скачивания.

  9. Аркадий, вот еще одно дополнение к вашей теме.

    «Песнь о вещем Олеге» и главный герой ее у Пушкина удивительно историчны. У Александр Сергеича сказано, что вещий Олег пошел в Киев «отмстить неразумным хазарам», мало того — «их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам». К хрестоматийному «объединению славян», о котором говорит российская историография, это никакого отношения не имеет.
    Возникает любопытный вопрос: почему же Пушкин решил, что в Киеве и его окрестностях, которые Олег и подверг нападению, жили именно хазары?
    Пушкин, скорее всего, ориентировался на древнюю летопись. В «Повести временных лет» сказано:
    «В лето 6393 посла къ радимичемъ, рька: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мне дайте». И въдаша Ольгови по щьлягу (клинку-ред.), яко же и козаромъ даяху. И бе обладая Олегъ поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а с уличи и теверци имяше рать».
    По данному отрывку можно заключить что перечисленные племена были подданные именно хазар, а не русских. Олег, судя по данному отрывку, услышал об этих племенах впервые (иначе бы не спрашивал, кому они дань платят). Именно по указанным причинам Пушкин и отнес эти племена к хазарам, к хазарскому государству, что было вполне логично.

    Может показаться, что сделанный вывод противоречит изложенному в летописи отрывку— про «мать городов русских». С матерью, говорят, специалисты, вообще неувязка вышла. Есть выражение lost in translation. Здесь же будет уместно сказать: found in translation.

    Словосочетание «мать городов» является не вполне верным переводом греческого слова метрополия (митрополис), что значит столица, а буквально — материнский город, но отнюдь не мать городов. Это значение подчеркнуто будущим временем глагола (буди) в словах Олега: «Здесь будет мать городов русских». Стало быть, Олег просто основал свою новую столицу в захваченном у хазар городе. Прежде же, при Рюрике, столица была в Новгороде, где княжил Рюрик. Это известно из той же летописи.

    До похода Олега, упоминаемого Пушкиным, отношения русов с хазарами были неплохими и довольно прочными. Некоторые летописные источники говорят о том, что Русь была каким-то образом связана с Хазарией не только экономически, но и …этнически.
    На гербе, известном под названием «Лелива», князей Ярославовых, рода очень древнего, изображены луна, шестиконечная звезда и пальмовая ветвь.
    Вот что сообщается в книге «Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»:
    «Изучая историю герба Лелива и при этом часто встречая символику финиковых пальм: в замках короля Лебедя; в Ипатьевской монастыре; в руках духа воды Йара ( мозаикиа баптистерия в Равенне), задаешься вопросом, не является ли герб Лелива одновременно символом Лулав. Лулав, в данном случае, нераспустившийся верхний побег финиковой пальмы, непременный атрибут Суккот — осеннего праздник сбора урожая».
    Вот тебе, бабушка, и тверской князь!

    ( И таких характерных примеров немало. Но не буду злоупотреблять площадью страницы).

    1. Ася Крамер
      — 2017-12-28 23:26
      «У Александр Сергеича сказано, что вещий Олег пошел в Киев «отмстить неразумным хазарам»…
      Возникает любопытный вопрос: почему же Пушкин решил, что в Киеве и его окрестностях, которые Олег и подверг нападению, жили именно хазары?»
      ————
      Ася,
      возникает еще один любопытный вопрос:
      Почему вы решили, что у Александр Сергеича сказано, что вещий Олег пошел именно в Киев «отмстить неразумным хазарам»?

  10. Ася!Я не задумывался о количественных параметрах.Моей целью было уяснить логику последовательности и взаимосвязи событий.Полагаю,что библейскому иудаизму в диаспоре мы обязаны «ассирийским» (701г до н.э.) и «вавилонским» (586 г.до.н.э.) изнаникам из Иудеи,а не изгнанникам из Самарии (Десятиколенного царства),практически, отошедших от религии предков.По понятным причинам публикуемые статьи носят тезисный характер,но думаю,что по завершении публикации выявится их упомянутая историческая логика.

  11. Не знаю, не могу себе представить человека, которому это может быть НЕ интересно! Очень интересно! Но, Аркадий, есть и серьёзный вопрос. По правде говоря, меня начинают смущать количественные параметры! Очень много! Очень долго по времени! Так мы никого не оставим «у синхрофазотрона!» И заметьте, что с годами той первой диаспоры еврейство не скудело, а сохраняло в себе библейский иудаизм. Хотя мы знаем, что в отрыве от Земли Обетованной это нелегко. Что вы нашли о количественных показателях? И ещё, вы обещали раскопать про круглые жилые башни. Это будет в продолжении?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *