568 total views (from 2022/01/01), 2 views today
После рассказа и документального фильма о Валерии Марченко, Семен Глузман предложил собравшимся послушать музыку — не уточняя, какую именно. На пюпитрах зажгли свечи, в зале погас свет… Да, это была «Прощальная» — неожиданное для меня и блестящее исполнение камерным оркестром.
Прощальная симфония. Эпилог
Александр Бархавин
Увидев свое эссе “Прощальная симфония” в ноябрьском номере Семи Искусств, я осознал, что история рассказана не до конца.
* * *
Осенью 2017 года мы приехали в Киев, и жена на всякий случай проверила программы концертных залов — “Прощальной” не было.
В день семидесятилетия Валерия Марченко нас пригласили на вечер его памяти в киевский Дом Актёра…
Валерий, журналист, литературовед, переводчик и диссидент, умер в 37 лет в заключении, в андроповско-черненковские времена. Мы никогда с ним не встречались, но были знакомы с его мамой, Ниной Михайловной. Уже во время перестройки она говорила моей жене:
— Вони переді мною вибачаються… Аночко, це якби розбійник на великій дорозі вбив мого сина — а потім прийшов до мене і каже “Вибачайте”…
(Они передо мной извиняются… Анечка, это будто разбойник на большой дороге убил моего сына — а потом пришел ко мне и говорит “Извините”)…

Вечер вел Семен Глузман. В 70-е годы они оба отбывали свой срок в политической зоне ВС 389/35 в Пермской области, где участвовали в общей борьбе политзаключенных, вместе собирали и передавали на волю информацию о положении политзаключенных в лагерях, которая публиковалась и в западных изданиях, и в «самиздате». После выхода на свободу, тяжело больного Марченко в 1983 году опять арестовали и приговорили к 10-ти годам лагеря особого режима и 5-ти годам ссылки. Выслушав приговор, Марченко сказал — могли бы дать и больше, я все равно оттуда не выйду. В октябре 1984 года его не стало.
После рассказа и документального фильма о Валерии Марченко, Семен Глузман предложил собравшимся послушать музыку — не уточняя, какую именно. На пюпитрах зажгли свечи, в зале погас свет…

Да, это была «Прощальная» — неожиданное для меня и блестящее исполнение небольшим камерным оркестром без дирижера, без предисловий искусствоведа, без объявления в афишах.
Осталось только упомянуть концертный зал — меньший, чем залы, в которых я слушал «Прощальную» до этого, но с хорошей акустикой. Здание Дома Актеров моложе здания филармонии — оно построено на рубеже XIX и XX столетий небольшой общиной киевских караимов, и до установления советской власти служило кенассой (караимской синагогой). За свою советскую историю здание успело побывать учреждением политпросвета, кукольным театром, кинотеатром повторного фильма, приютить Национальный союз театральных деятелей Украины и Дом Актера. Оно потеряло купол и уже не возвышается над окружающими домами, но все еще смотрится. Впрочем, судите сами.


От редакции: мы нашли запись Симфонии Гайдна №45 “Прощальной” в исполнении Киевского камерного оркестра в зале Национальной филармонии Украины, к сожалению, — только четвёртой части:
Ниже, несколько записей “Прощальной” целиком:
Спасибо! Интересный материал и прекрасное исполнение «Прощальной».
Спасибо большое. Я прослушал здесь «Прощальную» в прекрасном исполнении датского коллектива под управлением Фишера и смотрел не отрываясь на дирижера и музыкантов, упиваясь волшебством их мастерства, зримого постижения эмоционального настроя Гайдна и полного слияния их переживаний с вариациями мелодии симфонии. Да, спасибо автору и редакции за текст и видео.
Огромное спасибо редакции за записи «Прощальной». Кстати, это не первый раз, когда редакция добавляет материал, который улучшает статью — фотографию Коми к моей предыдущей статье («Улыбка Коми») тоже подобрала редакция.
Первая запись — это большой концерт; «Прощальная» там в самом конце, начиная с 1:16
Искреннее удовольствие редактору — прочитать, что автор остался доволен твоей работой. Найти запись финала «Прощальной» симфонии Гайдна в исполнении Киевского камерного оркестра, запись по формату явно любительскую, было редкой удачей. И радостью, которой невозможно не поделиться с читателями.
Большое спасибо!