Хавив Реттиг-Гур: Институт проливает свет на исламский антисемитизм. Перевод Игоря Файвушовича

Loading

Хавив Реттиг-Гур

Институт проливает свет на исламский антисемитизм

Почему один учёный настаивает на том, что мы игнорируем неистово растущий опасный исламский антисемитизм

Перевод с английского Игоря Файвушовича

«Европейцы убили шесть миллионов евреев из двенадцати. Но сегодня эти евреи правят этим миром по доверенности. Они заставляют других бороться и умирать за них. Они изобрели социализм, коммунизм, права человека и демократию, чтобы их преследование казалось бы неправильным, поэтому они могут пользоваться равными правами с другими. С помощью этих изобретений они уже получили контроль над самыми могущественными странами. И она, эта маленькая община, стала мировой державой».

Эти слова как рафинированное выражение классической антисемитской риторики, как можно было бы подумать, не были произнесены каким-нибудь белокожим расистом в американской тюрьме или в трансляции видео бин Ладена с гор Гиндукуша. Как и эта цитата: «Дорогие братья, мы не должны забывать вскармливать наших детей и внуков на ненависти к тем сионистам и евреям и всем тем, кто их поддерживает. Они должны быть выращены на ненависти. И эта ненависть должна продолжаться». Те, кто следят за антисемитскими высказываниями мусульманских лидеров, узнают каждое из этих двух обличений.

Первое было озвучено в 2003 году Махатхиром Мухаммадом, премьер-министром Малайзии, дольше всех находившимся у власти. Мухаммад не был застигнут врасплох камерой. Он не был смущён, когда его слова были переданы в эфир. Действительно, его предостережения о еврейской власти и гнусных еврейских изобретениях, как коммунизма, так и демократии, прозвучали с просторной сцены, обшитой деревянными панелями, перед до сотнями глав государств и послов из 116 стран, собравшихся на саммит Организации Исламской конференции в Куала-Лумпуре.

У Мухаммада как главы принимающего государства, это был звёздный час. И в своём пространном выступлении о мировых делах он расстарался предостеречь мир о власти евреев. Второе обличение поступило в более поздний период, — и ближе к дому. Оно было произнесено всего два года назад ни кем иным, как нынешним президентом Египта Мухаммедом Мурси, лидером крупнейшего соседа Израиля.

Мир знает всё об этих точках зрения, которые ежедневно звучат в СМИ во всём мусульманском мире, и зачастую пронизывают выступления мусульманских глав мусульманских государств. Но мир лишь пожимает плечами.

И это, по мнению социолога д-ра Чарльза Смолла, не сулит ничего хорошего для будущего мусульманского мира — и для нас остальных.

«В мире наблюдается кризис», — рассказал Ч.Смолл, канадско-израильский учёный с дипломом Оксфорда, занимающийся проблемами антисемитизма, в недавней беседе с корреспондентом «The Times of Israel». — «Эта опасность исходит не от самого ислама», — подчеркивает он. — «Мусульманский мир, такой же большой и сложный, как любая великая цивилизация. 

Скорее всего, мы говорим обо всех вариантах радикального политического ислама или исламизма, термине, который я предпочитаю использовать. Исламизм, современная политическая идеология, которая стремится обрести легитимность для своих исламских текстов и традиции, содержит в своём идеологическом ядре глубинный смертельный антисемитизм. Конечно, всё это присуще и «Аль-Каиде». И Мурси, выходец из «Братьев-мусульман», разделял все эти взгляды с момента их создания, существующие в течение почти столетия» — считает Смолл.

«Существуют также и правители Ирана. Действительно, этот антисемитизм просочился в русло политического дискурса в бесчисленных мусульманских сообществах. Поэтому должна быть очевидна опасность для всего мира.

Когда одно общественное движение демонизирует другое, мы знаем из истории, что это приведёт к катастрофе. Это уже моральная и этическая катастрофа, и она станет политической катастрофой. Всего лишь вопрос времени, когда все другие (иноверцы — И.Ф.) будут подстрижены под одну гребёнку. Если мы не извлекли никакого урока из истории, то теперь мы уже научимся. Куда следуют евреи, туда же направляются и представители других меньшинств в надежде обретения свободы. Но если обо всём этом не было сказано ранее, то теперь это сразу же изумляет. Следует ответ: «Этого нет» — считает Смолл.

«Я думаю, что витала эта вера или надежда, что антисемитизм умер в Освенциме, что после Холокоста антисемитизм чудесным образом исчез. Эта наивность означала удивительный дефицит академического интереса к современному антисемитизму. Это поразительно.

Каждый научно-исследовательский центр по изучению антисемитизма в мире, в том числе в Израиле, находится в ведении историков, но он не ориентируется на современные проблемы. Тот факт, что наша группа в Йельском университете была первым научно-исследовательским центром по изучению антисемитизма в американском университете, — сам по себе является вопросом, достойным изучения. Почему до 2006 года эта проблема никого не занимала?

YIISA, Йельский институт междисциплинарных исследований антисемитизма, был создан в 2006 году некоммерческим Институтом по изучению глобального антисемитизма и политики (ISGAP), который возглавляет Смолл. Йельский институт издал научные статьи и провёл конференции , в том числе в 2011 году — доселе крупнейшую в мире научную конференцию по проблемам антисемитизма.

YIISA был закрыт университетом в 2011 году при загадочных обстоятельствах. Отчёт университетского попечительского совета, который рекомендовал закрыть институт, был объявлен конфиденциально и не был обнародован. В заключении члена комиссии Дональда Грина, руководителя университетского Института социальных и стратегических исследований, филиала YIISA в университете, говорилось, что институту «не удалось соблюсти соответствие высоким стандартам исследований и руководящим инструкциям».

Этот институт, из-за своего участия в «самообороне», навлёк на себя огонь организаций университетского городка, посла ООП и многочисленных антиизраильских блогов вкупе с некоторыми обвиняющими институт в открытой исламофобии и антиарабской предвзятости.

Но это закрытие вызвало поток критики. Уолтер Рейх, бывший директор Мемориального музея Холокоста США и профессор Университета Джорджа Вашингтона, который был на учёном совете YIISA, посетовал в интервью «Washington Post», что «Йейль только что похоронил наилучший институт страны по изучению антисемитизма». Он назвал это закрытие «странным», оценил «качество и эффективность работы этого института как превосходные и весьма разнообразные», и назвал решение Йельского университета политическим.

«На конференции 2011 года», — писал он, — «некоторые [приглашённые учёные] неизбежно говорили о самых быстрорастущих и наиболее опасных проявлениях современного антисемитизма в арабском / мусульманском мире. В этом мире не только признаются, но и приукрашиваются штампы классического европейского антисемитизма (например, утверждения, что евреи тайно встречаются, чтобы управлять миром, совершают убийства нееврейских детей, чтобы использовать их кровь в еврейских ритуалах, а также распространяют болезни, чтобы убивать неевреев)».

«Конечно», — продолжил Рейх, — «некоторые докладчики выразили тревогу и приняли активистскую позицию, как это делают некоторые докладчики на научных конференциях по геноциду, правам человека, равноправия женщин, афроамериканским проблемам, латиноамериканским исследованиям, проблемам геев и лесбиянок и проблемам распространения ядерной угрозы».

Гарвардский профессор права Алан Дершовиц пожаловался, что закрытие этого учреждения было произведено «даже без видимости надлежащей правовой процедуры и прозрачности», с отчётом университетского попечительского совета, проведённым конфиденциально даже от самого Смолла.

«Независимо от проблем, возможно, и обнаруженных в Йельском университете», — сказал Эйб Фоксман из АДЛ (Антидиффамационная лига — И. Ф.), — «то, что требовалось, это — согласованные усилия по выработке решения проблем, а не закрытие этой программы. Особенно в то время, когда антисемитизм продолжает оставаться опасной и антиизраильской угрозой любой попытке обращаться с вопросами, связанными с антисионизмом и антисемитизмом, как незаконными, решение Йельского университета является особенно неудачным и пугающим».

Сторонники Смолла считают, что это закрытие было лишь попыткой справиться с современным антисемитизмом, особенно в обществах, где он наиболее распространён, и, по меньшей мере, ставится под сомнение, что первый институт в Америке такого рода обречён на закрытие.

Для Смолла, попытка Йельского университета так внезапно, спустя шесть лет, закрыть этот институт — это сигнал, что его работа поражает нервы и создаёт реальную проблему.

«Среди учёных есть нежелание открывать доступ к этой теме», — говорит он своим вежливым, приветливым тоном. «Эта тема является опасной, затруднительной. Она затрагивает различные политические интересы в международных отношениях, так, что люди действительно не хотят её касаться».

Вовлечение в решение этих проблем, — это то, что больше всего занимает сейчас ISGAP (Институт по изучению глобального антисемитизма и политики). Будучи теперь свободным от пут Йельского университета, ISGAP начал расти.

За последний год институт ISGAP провёл курс лекций-семинаров в Гарвардской школе права, Стэнфорде, в университетах McGill и Fordham. Имея свою базу в небольшом офисе в центре Манхэттена, институт находится на ограниченном бюджете, с координатором в каждом кампусе и небольшой административной группой в Нью-Йорке. При этом, ISGAP обратил своё внимание на запуск новых исследовательских проектов. Весной будет опубликован сборник статей, а на следующий год запланированы конференции. Его скромная цель: «Понять антисемитизм».

Мы должны проводить междисциплинарные исследования и быть самокритичными. Нам нужны основательные сотрудники, говорящие на арабском и фарси, чтобы понять историю, социологию и антропологию» изучаемых нами обществ.

Институт планирует также изучать научные сферы. Нам необходим интеллектуальный подход, чтобы понять философски, почему радикальный ислам встречает такое покорное согласие с ним, и как Запад способствует и поддерживает такое социальное движение, как «Братья-мусульмане», которое так радикально отличается от его ценностей.

«Часть этого вопроса должна касаться культуры и изучаться в западных научных кругах», — говорит Смолл. — «У вас, в американских университетских городках, есть политкорректный элемент, когда люди считают, что если вы начинаете изучать антисемитизм на Ближнем Востоке, то вы оправдываете Израиль. У вас есть такие люди, как, например, известный феминистский философ Джудит Батлер, блестящая женщина, весёлая, еврейка, серьёзная интеллектуалка, которая может встать и утверждать, что ХАМАС и «Хизбалла», поскольку они являются антисионистами, то это — часть прогрессивного движения».

Батлер, которая поддержала некоторые из попыток бойкота, направленных против Израиля, прошлым летом была подвергнута критике за предположение, что ХАМАС и «Хизбалла» — это «социальные движения, которые являются прогрессивными и находятся на левом фланге и являются частью глобального левого движения». Она сказала, что она выступает против насилия, и что расположение таких организаций на «левом» фланге не обязательно означает, что она их поддерживает, и что она «никогда не принимала сторону ни одной из этих организаций».

Но для Смолла, такого рода дискурс, когда либерально-прогрессивная интеллектуалка может отказаться занять позицию в поддержку или критику радикальных религиозных организаций, публично призывающих к убийству гражданского населения, показывает, что в дискуссиях в академических кругах чего-то не хватает.

«Постмодернистской критике присущи некоторая доля правды и известное проникновение в суть идеи», — признаёт он. — «Но мы также должны критиковать эту критику. Мы должны привлечь молодых блестящих учёных, чтобы вступить в схватку идей и сделать многосторонний анализ канона сегодняшнего расклада сил и показать, как он влияет на права евреев во всём мире, геев и других меньшинств. Снабжены ли мы усовершенствованными методами, чтобы понять рост политического ислама во всём мире и критиковать его? Пока у нас нет междисциплинарного, критического анализа того, что происходит, у нас не будет никаких ответов, а только описания несчастных ситуаций. Как учёные, мы имеем моральное обязательство, чтобы помочь создать политику, которая будет для всех отстаивать права и достоинство человека. Мы не можем допустить попыток заглушить приоритетную истину — цена человеческой жизни слишком высока».

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Хавив Реттиг-Гур: Институт проливает свет на исламский антисемитизм. Перевод Игоря Файвушовича

  1. Б. Альтшуллер: В мире, где музыку диктуют петродоллар и мусульманские иммигранты, которые быстро меняют внутреннюю
    политику приютивших их государств, всё больше отходят от сознания своей вины за уничтожения трети
    еврейского народа в WW2 и воспринимают евреев и Израиль как досадную помеху к мировой
    гармонии экономического процветания. На этом фоне исламизм – просто мелочишка.

    Прхоже Борис и автор статьи правы. Чисто количественное соотношение мусульманского и еврейского мира явно не в пользу иудеев. Мир, стоящий в стороне от баррикад, не может этого не цчитывать. Плюс нефть, плюча опасность террора. Спасение в том, что исламский фашизм. как и всякий фашизм, не может остановиться и сфокустроваться только на евреях. Он делает своими врагами всё больше стран и народов. И потому, в конечном итоге. его ждёт свой Сталинград.

    1. Приношу извинения за опечатки.

  2. Тревожные сообщения из колыбели защиты иудаизма и евреев, из США.
    Тот же процесс эрозии кратковременного послевоенного признания вины по отношению
    к евреям ощущается и в Европе.
    Кафедра по изучению антисемитизма в Техническом университете Берлина тихой
    сапой переориентирована в Центр по изучению антиисламизма.
    В мире, где музыку диктуют петродоллар и мусульманские иммигранты, которые быстро меняют внутреннюю
    политику приютивших их государств, всё больше отходят от сознания своей вины за уничтожения трети
    еврейского народа в WW2 и воспринимают евреев и Израиль как досадную помеху к мировой
    гармонии экономического процветания. На этом фоне исламизм — просто мелочишка.

Обсуждение закрыто.