Лев Мадорский: В мире стало меньше света

Loading

«При всей моей огромной любви к русской культуре, литературе, театру, я всеми фибрами души ненавидел Советский Союз»… «Я очень люблю Израиль и считаю его своей страной». Виктор Топаллер

В мире стало меньше света

Памяти Виктора Александровича Топаллера

Лев Мадорский

Топаллер

Их немного, но они есть. Журналисты, которые пишут сердцем. А, иногда, даже кровью. Пишут не по заказу, не потому что хотят понравиться читателям, а потому что так думают. Истина для них важнее денег, мнения издателя-редактора, а, порой, важнее друга. Даже если друга зовут Платон. Одни таких журналистов любят, другие —расстреливают…

Виктор Александрович Топаллер, выдающийся журналист, режиссёр, сценарист, теле— и радиоведущий ушёл сам. Он умер, по современным меркам, трагически рано, в 59 лет. Умер быстро и стремительно. Так как, по словам сына, любил жить. Во второй половине 2017 врачи поставили смертельный диагноз (скоротечный рак лёгких), а 10 января 2018 его не стало.

Родился Виктор в Москве, в еврейской семье 13 июля 1958 года. В 1981 году окончил ГИТИС по специальности режиссёр. Его недолгая жизнь была бурной и насыщенной событиями. За 9 лет до отъезда в Израиль в 1990 году Топаллер успел сделать много. Он ставил эстрадные шоу-программы, драматические и музыкальные спектакли, проводил фестивали. Причём, не только в Москве, но и в Ленинграде, Риге, на Дальнем Востоке. Сотрудничал с ансамблем «Бим-Бом», поставил эстрадный спектакль «Птичий рынок», снимался в кино.

Не менее насыщенной была жизнь Виктора Александровича в Израиле. Здесь в полной мере проявился его талант не только режиссёра (он поставил театральное шоу «Дальше идти некуда», организовывал фестивали), но и журналиста. Топаллер писал, практически, во все значительные, русскоязычные газеты: «Спутник», «Новости недели», «Глобус», «Время», «Наша страна», а позже даже создал новую газету «Русский израильтянин», где был заместителем главного редактора. Его статьи, яркие, эмоциональные, бескомпромиссные, неслись и пенились, как горная река, сметая на пути все возражения и сомнения.

Уже в Израиле в телепередаче «Визави с Виктором Топаллером» проявился другой редкий дар, благодаря которому его имя стало известно всему русскоязычному миру — умение разговаривать с людьми. Я написал редкий, потому что многие русскоязычные теле— и радиоведущие пробовали себя в этом жанре, но у подавляющего большинства, за исключением, пожалуй, Владимира Познера, получалсь скука беспросветная. В этом же амплуа (встречи с известными людьми) Топаллер проработал 17 лет, когда переехал в 2000-ом году в Нью-Йорк, в телепрограмме «В Нью-Йорке с Виктором Топаллером» на международном, русскоязычном телеканале RTVi. За эти годы Виктор Александрович беседовал с более чем 700-ми выдающимися писателями, музыкантами, художниками, артистами, политиками. Среди его гостей М. Жванецкий, Д. Рубина, А. Арканов, А Дементьев, В. Спиваков, Б. Немцов…

Я смотрел почти все встречи. Некоторые в живом эфире, большинство по Интернету. Смотреть «В Нью-Йорке…» всегда было необычайно интересно. Мало кто (повторюсь) мог «разговорить» собеседника» так, как Топаллер, совмещавший в одном лице талант режиссёра, артиста и журналиста. Он умел вести беседу напряжённо, без пауз и вымученных «окошек». Умел создать атмосферу, в которой собеседники высказывались искренне и чистосердечно. При этом, хотя его вопросы были, порой, жёсткие, даже, в определённой степени, провокационные, но они никогда не переходили разумных границ, не становились хамскими и беспардонными. Топаллер тонко чувствовал настроение собеседника и если понимал, что вопрос неприятен для визави, никогда не настаивал на ответе. Помню как стало тоскливо, когда в мае 2017-го Топаллер сказал, что это его последняя передача. RTVI перекупили у В. Гусинского новые хозяева и произошла смена ведущих.

Ушёл Топаллер. Тут ничего не поделаешь. Люди рано или поздно уходят. Его смерть — большая потеря. Если посмотреть в окно, то, вроде бы, ничего не изменилось. Жизнь катится дальше. Но это только кажется. Когда уходят такие светлые люди, в мире становится меньше света.

Print Friendly, PDF & Email

15 комментариев для “Лев Мадорский: В мире стало меньше света

  1. Молодец Лева! Все написал правильно. Топаллер был мужиком. Может, только по амплуа, но очень достоверно. Оставим закулисную жизнь актеров их близким. Но на сцене был, что надо. Если даже не нравился сюсюкающим псевдомужчинам. Будучи почти лет 20 в переписке с ним (лично не был знаком), уже неделю в печали от его ликвидации. Человека убили без всякого огнестрела. Сюсюкающие просто лишили его дела. Отсюда — и скоротечный рак печени… 🙂

    1. Пардон, господа! Простите оговорку. Последнее слово должно быть «…легких».

  2. Лев Вы написали хороший некролог. Я практически не знал Топаллера (живу не в НЙ и не смотрю русское ТВ) но слышал о нём немало, посему присоединяюсь к выразившим соболезнования. (Тут, правда, нашлись и злопыхатели — не понимаю, как можно лить грязь на недавно умершего, даже если он «не по нраву» — но мы сделаем вид что не заметили.)
    Ещё раз Вам спасибо.

  3. Пару раз принимал участие в радиопередачах Топаллера. Отметил его мастерство в этом деле, но также и кое-что иное заметил. Особенно резко это иное проявилось с выдвижением на политический подиум стабильного гения Трампа, отменившего политкорректность.
    Поэтому не могу присоединиться к сонму скорбящих. Ибо сеял он ненависть к инакомыслящим и ксенофобию, доходящую до расизма, раскалывал общество и подрывал основы демократии и фактически, несмотря на демонстративное неприятие Путина (боюсь, оно было показным, камуфляжным), выступал одним из лидеров пятой путинской колонны в США, рупором Кремля.
    Отвратителен также был агрессивный стиль его радиопередач и особенно публицистики, полный оскорблений в адрес политических фигур, начиная с Обамы, оппонентов и либералов в целом. Достаточно почитать его тексты, они практически все выходят за рамки норм корректной публицистики, а некоторые просто омерзительны как по грязной, именно хамской лексике, так и по мракобесности их тезисов!
    Да, он знал свою публику и ее вкусы и недаром стал соловьем Брайтон-Бич, но очень уж похож был на московского Соловьева, а стиль — это человек. Лучше бы он ограничился «Американским ликбезом» и интервью с интересными людьми, это у него хорошо получалось.
    Да, он был символом и знаменем определенной части нашей эмиграции, но это отнюдь не красит последнюю. К сожалению, «наши», хотя и бежали якобы от советского тоталитаризма, привезли в Америку все прелести совка. Поэтому не сомневаюсь, что место Топаллера займет не менее одиозная фигура. Что касается хора плакальщиков, то в данном случае это даже не корпоративная, а несколько иная солидарность, когда объективность совершенно неважна. А она заключается в том, что в мире стало чище.

    1. Ибо сеял он ненависть к инакомыслящим и ксенофобию, доходящую до расизма, раскалывал общество и подрывал основы демократии
      —————————
      Ваш коммент, Юрий,тоже «раскалывает общество», потому что отвергает другое мнение на творчество Топаллера. Спорить здесь, как и на любую, политическую или религиознную тему, бесполезно. Мы, кстати, недавно долго дисскутировали о различии и путях возникновения правых и левых взглядов… Переход из одной плоскости в другую, видимо, возможен только в юном возрасте. Пока убеждения не устоялись…

    2. Мне нравилось, когда он говорил об истории Америки, но не нравилось, когда о другом.
      Покойтесь с миров, Виктор!

      1. Мне нравилось, когда он говорил об истории Америки, но не нравилось, когда о другом.
        —————
        Я, дорогой Ефим, уважаю Ваше мнение, но не будем забывать, как в комментарии выше Юрия, что «о покойниках…»

  4. Да, израильские СМИ много потеряли, когда Топаллер (да будет его память благословенной!) уехал. А его встречи в Нью-Йорке были захватывающими. Талантище!

  5. Полностью разделяю с Вами, уважаемый Лев, горечь утраты и уровень высокой оценки одаренной творческой личности, симпатичного во многих отношениях, почитаемого нами Виктора Топаллера. Долгая и светлая ему память.

  6. Пусть земля ему будет пухом! Это был мощный голос на нашей стороне, которого будет не хватать в настоящее время, когда уроки победившего социализма позабыты и левые переходят в наступление по всему фронту.

  7. Спасибо, уважаемый Лев, что помянули Топаллера.
    Хорошие слова нашли — света стало меньше. А меньше его стало потому, что над Гудзоном упала настоящая звезда. Высокопарно получилось…но ведь он и был звездой…

    1. над Гудзоном упала настоящая звезда. Высокопарно получилось…но ведь он и был звездой
      ——————-
      И Вам, Григорий спасибо

    1. Смерть самых лучших намечает
      И дёргает по одному
      —————-
      Особенно обидно когда и лучших и молодых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.