Александр Балтин: Иудейская музыка

Loading

Александр Балтин

Иудейская музыка


* * *

Евреи, Бог, история… Дано.
Как изучить нюансы смысловые?
Еврейские погромы, как звено
В цепочке бывших мерзких дел в России.

Ветхозаветных патриархов мощь!
Их слово твёрдо — каменное слово.
Стада, как пена на земле, и — толщ.
А люди смотрят сумрачно, сурово.

Род — имя сути. Вавилон насколь
К народу иудейскому когда-то
Был благосклонен, исполняя роль
Свою громоздко, истово, богато?

А вот квартала в Праге огоньки.
Парнишка не желает в синагогу.
Есть хаос иудейский, но дорогу
Не отменяет, мысли и стихи.

* * *

Массебы — мощные столбы,
Значенье их нам непостижно…
Божки домашние представят
Историю любого рода.
Могущественны патриархи –
Их власть: изгнать из рода худших,
И тем всё кончено для них.
Есть деревянные столбы –
Их почитают, как деревья,
Как золотые тамариски.
Основа — жертвоприношенье,
Основа культа, нет жрецов,
И многие его свершают.
Круг рода чёток и незыблем,
А больше рода племена,
Объединяющие многих.
Пейзаж скалистый, и желтеет
Песок, но зелена трава.
Пасутся овцы, паренёк
Их охраняя, напевает…
Потом к источнику идёт —
Напиться хочется парнишке…
Священных текстов очень мало,
Доступны единицам — прочим
Лишь в пересказе… Так и есть…
Чуть розоватое мерцает
Начало жизни, чтобы дальше
Развиться в жизнь, как надлежит.

К 70-летию И. Бродского

Так же бы и выглядел сегодня,
Как лет в пятьдесят, et cetera…
Интересно — будет через сотни
Лет его словесная игра
Также привлекать, как привлекала
Двадцать лет назад? Не предсказать.
Жизнь поэта — за окном финала.
Будущего поступь не узнать.
Жалко, настоящее условно –
Быстро переходит в новый день.
Шик судьбы, и вместе с оным брёвна,
Заэкранность неизвестных дел,
Сумма связей, плюс уменье это –
Оказаться там, где надо быть.
От софитов слишком много света,
И не вредно в темноте побыть.
Победитель или проигравший?
Ну а май кончается, звуча
Летом, где любой про день вчерашний
Забывает силою луча.

Яша Хейфец

Дуги музыки даруют
Взрывы света мастерством.
Струны мощью существуют,
Тишину тая притом.
Тишина изнанка звука,
Мастерство — как сгусток сил.
Есть Париж небесный, Лукка,
Жаль я их не посетил.
Слыша Хейфеца, я слышу
Городов небесных мир.
Хоть не занял в жизни нишу,
Но ценю я всякий миг.
Совершенство взлётов смысла,
Пусть вне образов и слов
Дарит Хейфец — то, что числа
Не отменят.
Ибо свод
Яви музыкой расширен.
Виртуозность будто сад,
Светом оный сад обилен,
И дарить прозренья рад.

 Один из многих

С пейсами, в лапсердаке,
С чемоданчиком в руке,
Меж других печальноглазый
В неизвестность едет он,
Явью вряд ли удручён –
Пыльной, душной, несуразной.

Думает — в ином равно
Месте я устроюсь! Но
Нету местопребыванья
Для него — лишь мёртвый ад.
Лагерь ждёт. Нельзя назад.
Поезд. Чёрное молчанье.

Тора не поможет, нет.
Где, Талмуд, твой дивный свет?
Траурно мерцает горе.
И глаза закрыл портной,
И в себя глядит, с лихой
Собственной судьбой не споря.

Евреи в пустыне

Пестры шатры.
И нас в пустыне очень много.
И неясна дорога.
Оранжевы в ночи костры.
Свинцовая томит тревога.

Растянута толпа — тут целый город.
Осёл орёт.
Курчавый паренёк — ужасно молод! —
Взирает на девчонку жадно — вот
Ток жизни, что неотменим.
Всегда считаться нужно с ним.

Была ли манна
Осиянна?

Жесток песок пустыни, крут помол.
Действительность нам предлагает знаки.

Но как понять грядущего глагол,
Когда все символы двояки?..

* * *

На корабле еврейском хор альтовый,
Вот надписи про скорбь, судьбу, и страх.
И кантор сотрясает воздух словом —
Что изменяя в душах и умах?..

О, львиногласье! Зданье синагоги,
Чей корень — вера, манит и влечёт.
И равновесье гласных нам в итоге,
Коль худо жили — предъявляет счёт.

И камилавки будто утопают
Тут в гроздьях семисвечий, в их огнях,
Которые источники скрывают
Свои в столь многослойных небесах.

Мистика Маймонида

1

Существование Творца.
Кодифицирована Тора.
И отпаденье от лица
Сулит потёмки коридора.

Кордова дивно хороша —
Вся в камне кружева витого.
Понять бы сколь её душа
Приемлет царственное слово.

Законы требуют такой
Логичной чёткости, что страшно.
В душе сколь Маймонид покой
Обрёл, сою построив башню?

2

Был он аскет, иль он любил богатый быт? —
Веков загадка — мудрый Маймонид…

3

Аристотель прочитан насквозь —
Примирить с многозначностью Торы:
В этом жизни философа ось.
Свет любые пронзит коридоры
И изгонит из них темноту.
Толкованье метафор союзно
С тем, что свет нам даёт высоту,
Понимаемую так узко…

4

Астрология — как звёздный сад,
Нету в нём лишь растенья науки.
Опыт мысли — противу преград.
Одолимы ль незнания муки?

5

«Путеводитель растерянных»,
Штудируемый Фомой.
Много ль на крепость проверенных
Жизнью самой?

По Южной Испании странствовал
Долго с семьёй Маймонид.
И красоты жизни, и странности
Впитывал. Каждый вид.

И вот он в Египте — придворный
Врач, и общины глава.
Салах-ад-Дин — он вздорный,
Мол, воля его права.

Зло — уменьшенье света
Божественного окрест.
Иного ответа нет и
Нет выше небесных мест.

Print Friendly, PDF & Email