Игорь Волошин: Open House Chicago 2017. Окончание

Loading

Чикагская мэрия — City Hall. Наши пути неоднократно проходили поблизости, но нам все недосуг было заглянуть в это массивное здание, построенное в стиле неоклассицизм, хотя даже пробегая мимо, нельзя не заметить отличительные особенности здания, такие как колонны коринфского ордера, некогда самые большие в городе.

Игорь Волошин

Open House Chicago — 2017

14-15 октября, часть 2
Окончание. Начало

Downtown Chicago

«Ну, что это за название? Машина, как военный корабль, должна иметь собственное имя».
(Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»)

Перефразируя Ильфа и Петрова хочется сказать, что эффектное здание должно иметь собственное имя. Однако, к сожалению, не все чикагские небоскребы этого удостоились. Мне хочется вкратце рассказать о нескольких уникальных зданиях, которые мы посетили в OHC-2017, и которые так и не получили своего гордого имени, а остались всего лишь безликим номером.

77 West Wacker Drive

Архитектор: Ricardo Bofill, Taller de Arquitectura, 1992
Высота — 668 футов (204 м)

Этот 50-этажный небоскреб является одним из шедевров чикагской архитектуры и, пожалуй, это самое известное здание в городе, построенное архитектором не американцем. Автор проекта — испанец Рикардо Бофил (Ricardo Bofill) и это его первый проект в Америке. Бофил работал в партнерстве с чикагской компанией DeStefano & Partners. Впоследствии он построил в Чикаго еще один комплекс — Citadel Center.

Здание 77 West Wacker Drive резко отличает от соседних небоскребов, выбранный Бофилом стиль modern classicism, отсылающий нас к греко-римский классической архитектуре, что особенно подчеркивается венчающим здание треугольным фронтоном. Необычные опоры и своды покрыты португальским королевским гранитом, а тщательно проработанный дизайн лобби облицован греческим мрамором Thassos. Лобби имеет внушительную высоту 42 фута (12.8 м), что придает ему монументальность. Лобби также украшают расположенные в противоложных концах две скульптурные группы, панно, небольшой зеркальный пруд и бамбуковые деревья. Специалисты считают, что скульптуры и панно, выполненные Рикардо Бофилом (Ricardo Bofill), Антони Тапайи (Antoni Tapies) и Хавьером Корберо (Xavier Corbero), передают дух Каталонии, откуда художники родом. Ну, не знаю, специалистам, конечно, виднее…

Чтобы украсить здание в темное время суток был приглашен французский консультант Пьер Арно (Pierre Arnaud). Этот мастер прославился своими работами по световому оформлению египетских пирамид, Парфенона и Лувра. Его философия — «Свет — это жизнь и энергия». Следуя этой концепции здание подсвечивается серией небольших, но тщательно размещенных ламп, которые подчеркивают строгие вертикальные формы в ночи.

Нередко, проектируя небоскребы, архитекторы суеверно пропускают 13 этаж. Его делают техническим и персонал в нем появляется редко. В случае с 77 West Wacker Drive ситуация иная. Здесь пропущен 49 этаж. Сделано это с целью довести общее количество этажей до 50.

Хавьер Корберо. Скульптурная группа «3 адвоката и судья»
Хавьер Корберо. Скульптурная группа «3 адвоката и судья»
Лобби второго этажа
Лобби второго этажа

В 77 West Wacker Drive располагались штаб-квартиры нескольких крупных компаний — United Airlines, RR Donnelly. Сейчас в ней квартирует сельскохозяйственный гигант Archer Daniels Midland.

1 N. LaSalle St.

Архитектор: Karl Martin Vitzthum and John J. Burns, 1930
Высота — 530.01 фута (162 м)

Немецкий архитектор Карл Витцум (Karl Martin Vitzthum) and нью-йоркский Джон Бернс (John J. Burns) не так уж много успели построить в Чикаго — всего 4 здания, но каждое из них подлинный шедевр. Витцум был достаточно известным архитектором, построившим 50 банков на Среднем Западе страны, но Чикаго требовал от него особого подхода, и здесь он продемонстировал свои самые сильные стороны.

Законченный в 1930 году 1 N. LaSalle St. — один из самых ярких примеров чикагского Арт Деко. На протяжении 35 лет это здание оставалось самым высоким в городе. Оно поражает и очаровывает уже с первого взгляда. На уровне пятого этажа здание опоясывают 17 рельефов, изображающих первопроходцев Америки (Колумб, Ласаль, Маркет, Кларк, Жольет), индейских вождей, мифологического титана Атласа, а также символ Юстиции. Рельефы выполнены, жившим в Чикаго, известным французским скульптором Леоном Херманом (Leon Hermant).

Индейский вождь
Индейский вождь
Вход в здание
Вход в здание

Ну а далее, за великолепными входными дверями, которые могли бы украсить и царский дворец, посетителей ожидает настоящая шкатулка с драгоценностями в стиле Арт Деко. Темный мрамор стен и узор потолка, состоящий из сплетения шевронов, женских фигур и листвы, невольно настраивают на торжественный лад. Полированые бронзовые двери лифтов, украшенные обнаженными женскими фигурами, символизирующими Успех и Репутацию, кажутся вратами в царские покои. Настенные светильники, выполненные в виде орлов, с распущенными крыльями из матового стекла, сквозь который льется приглушенный свет, похожи на грозных стражников. Все это великолепие создает впечатление, что это не просто лобби здания, а вход в некий иной мир.

Лобби
Лобби
Двери лифта
Двери лифта
Светильники
Светильники

Однако, это все же не дворец, а обычное офисное здание, в котором работают обычные люди. Небольшая рекламная компания, расположенная на 47 этаже, приняла участие в OHC-2017. Но мне нечего о ней рассказывать. Кроме вида из окна на First United Methodist Church и Daley Plaza, она ничем не примечательна. Впрочем, я не прав, стоит упоминания люстра в офисе компании — смотрите снимок.

Вид из окна 47-го этажа на First United Methodist Church и Daley Plaza
Вид из окна 47-го этажа на First United Methodist Church и Daley Plaza

В 1999 году 1 N. LaSalle St. был внесен в Национальный регистр исторических мест (National Register of Historic Places).

333 N. Michigan Ave.

Архитектор: Holabird & Root, 1928
Высота — 396 футов (120,7 м)

В четвертый и последний раз я возвращаюсь на знаменитый чикагский архитектурный четырехугольник, образовавшийся в 20-е годы вокруг моста Michigan Avenue Bridge. Три расположенных здесь здания — Wrigley Building, Tribune Tower и The London Guarantee Building — я описывал в предыдущих очерках об OHC, и вот сейчас настала очередь последнего красавца из этой компании равных. 333 N. Michigan Ave., который был построен в 1928 году, не имеет такой блистательной истории создания как его соседи, но и он занял свое достойное место. Первоначальный проект здания участвовал в конкурсе на новый корпус Chicago Tribune, но проиграл и ждал своего времени, пока новые застройщики им не заинтересовались. Как известно, 20-е годы были периодом Арт Деко, поэтому данный проект и по стилю и по материалам выдержан в духе времени. В оформлении экстерьеров архитекторы интенсивно использовали известняк, терракотту, мрамор и в основании — розовый и фиолетовый полированный гранит. Серия рельефов, изображающая первопроходцев запада и индейцев, работы скульптора Фреда Торрей (Fred M. Torrey), нанесены на две наружные стены здания на уровне 4 этажа. Лобби украшают бронзовые двери лифтов с фигурами, выполненными по античным мотивам и панно с орлами.

Рельефы «Нападение на форт Дирборн» (левый) и «Торговцы обмениваются товарами с индейцами» (правый)
Рельефы «Нападение на форт Дирборн» (левый) и «Торговцы обмениваются товарами с индейцами» (правый)

Здание выполнено с длинным и узким основанием, что напоминает другое известное чикагское здание Monadnock. И это не случайно. Этим дизайном архитектор Джон Рут, младший (John Wellborn Root, Jr) отдавал должное своему отцу, замечательному архитектору Джону Руту (John Wellborn Root), создавшему один из первых чикагских небоскребов Monadnock в 1891 году (см. мой очерк OHC-2011). Кроме того, что тоже весьма немаловажно, узкий дизайн оптимизировал использование дневного света.

Новое здание пользовалось в городе таким успехом, что построившая его архитектурная компания Holabird & Root перенесла сюда свой офис.

Дизайн дверей лифта
Дизайн дверей лифта

150 N. Riverside Plaza

Архитектор: Goettsch Partners, 2017
Высота — 747 футов (228 м)

Это здание, построенное в 2017 году и похожее на гигантский клин, вбитый в землю, по-настоящему уникально. Участок, на котором оно расположено, 80 лет стоял заброшенным, поскольку имеющейся площади было недостаточно для строительства какого-либо сооружения. Участок ограничен с одной стороны рекой, с двух других — подземными и надземными железнодорожными линиями. К тому же, по современным правилам чикагской городской застройки, здание должно располагаться на 25% принадлежащего ему участка, а 75% должны занимать зеленая зона, набережная, места отдыха. Здание с параметрами 150 N. Riverside требует 28 тыс кв. футов (2601 кв м) площади, в то время как в наличии было всего 6 тыс кв. футов (57 кв м). Верхняя фотография наглядно иллюстрирует условия, в которые были поставлены строители.

Проблема казалась неразрешимой, пока в 2012 году за дело не взялась компания Riverside Investment & Development. Чтобы решить эту головоломную задачу, она собрала команду архитекторов, строительных инженеров и рабочих. В команду вошли строители из Clark Construction Group, архитекторы из Goettsch Partners и инженеры-строители из Magnusson Klemencic Associates (MKA), Сиэтл. Главным консультантом был приглашен Роб Шмеловский (Rob Chmielowski) из Сиэтла. Мозговой штурм специалистов такого уровня дал блестящий результат. Было найдено решение, поражающее воображение — создается очень узкая 39х150 футов (11,9 м х 45,7 м) бетонная сердцевина высотою 100 футов (8 этажей) (30,5 м). 16 опорных кессонов диаметром 10 футов (3 м) каждый вгоняются в грунт на глубину 110 футов (33,5). Затем, к сердцевине крепятся наклонные колонны (консоли), несущие полсотни этажей.

Смотрите изометрическую схему строительных конструкций.

Схема конструкций. Слева виден подземный туннель железной дороги Amtrak
Схема конструкций. Слева виден подземный туннель железной дороги Amtrak

Для того чтобы погасить колебания небоскреба от сильной ветровой нагрузки, архитекторы предложили еще одно интересное решение. Несколько танков с водой с общим объемом в 160 тыс галлонов были расположены в центральной части верхних этажей. Это предохраняет здание от раскачивания, а служащих офисов от связанной с нем приступов тошноты. Как объяснил Роб Шмеловский: «Когда здание пытается под действием ветра сдвинуться в одну сторону, масса воды противодействует сдвигу и как бы толкает его в другую сторону, удерживая все здание в неподвижном положении».

Для того, чтобы придать зданию более эффектный вид, бетон был покрыт темным гранитом. Немало других интересных решений было принято в процессе проектирования. Многие решения неспециалистам будут непонятны, но иные бросаются в глаза своим неожиданным видом даже непосвященным посетителям. С западной стороны прямо под консольными балками (ребрами) расположено лобби. С этой стороны наружная стенка здания опускается к основанию в виде стеклянного занавеса, и на нем, как на экране, художники ежемесячно создают новые непрерывно изменяющиеся компьютерные изображения. Посмотрите два нижних снимка, представляющие собой один и тот же небольшой участок занавеса. Первый снимок был сделан в день OHC-2017, второй — месяцем раньше.

Новое здание быстро стало популярным в городе. Оно вызывает восхищение и у специалистов и у рядовых любителей архитектуры. У него даже появилось сразу два прозвища «The Tuning Fork» (Камертон) и «The Guillotine» (Гильотина), а известный архитектурный критик Блэр Кэмин отозвался о нем, как об «убедительной смеси прагматичности и драматичности». Специалисты же считают дизайн здания прорывом в 21 век.

В дни OHC-2017 для посещения был открыт незаселенный еще 23 этаж. Сквозь его громадные окна открывались виды на город с незнакомых нам точек. И виды эти не разочаровали.

Северный приток реки Чикаго
Северный приток реки Чикаго
Южный приток и здания Lyric-opera и Willis-Tower
Южный приток и здания Lyric-opera и Willis-Tower
Лобби
Лобби

Оформление стеклянного занавеса. Верхней снимок — октябрь 2017, нижний — сентябрь 2017
Оформление стеклянного занавеса. Верхней снимок — октябрь 2017, нижний — сентябрь 2017

City Hall

121 N. LaSalle St.
Архитектор: Holabird & Roche, 1911

Седьмой год участвует в OHC чикагская мэрия — City Hall. Наши пути неоднократно проходили поблизости, но нам все недосуг было заглянуть в это массивное здание, построенное в стиле неоклассицизм, хотя даже пробегая мимо, нельзя не заметить отличительные особенности здания, такие как колонны коринфского ордера, некогда самые большие в городе. Очень выразительны рельефы у входа в мэрию, изображающие 4 главных направления работы муниципалитета: школы, парки, водоснабжение и места отдыха горожан, такие как спортивные и детские площадки. Рельефы выполнены в граните скульптором Джоном Фланаганом (John Flanagan). Интерьер с впечатляющими сводами богато облицован мрамором, который эффектно подчеркнут освещением элегантных фонарей. Сразу за входными дверями посетители могут увидеть бронзовые панно, запечатлевшие эпизоды из истории города с 1837 года до наших дней.

Однако пока что это все художественная сторона здания, а не мешает рассказать и про службы, в нем размещенные, для кого все это великолепие создано.

В западной части здания размещен Chicago City Hall (городская мэрия), где заседает мэр, его замы, правительство города Чикаго, городской казначей, многие городские отделы, представители городских административных районов, палата чикагского городского совета. В восточной части размещены различные службы графства Кук (Cook County), в состав которого входит город Чикаго. Пожалуй это и все, что стоит знать об административной стороне.

Здание Chicago City Hall было построено архитектурной компанией Holabird & Roche в стиле классического возрождения и официально открыто 27 февраля 1911 году.

Рельеф водоснабжение
Рельеф водоснабжение
Лобби Chicago City Hall
Лобби Chicago City Hall

Однако есть еще один важный момент, стоящий упоминания — крыша Chicago City Hall.

Крыша здания, пощадью 38800 кв. футов (3505 кв. метров) покрыта садом с целью избежать «heat island effect», то есть перегрева крыши, а также для отвода дождевых вод. Специалисты проверяют воздействие чикагского климата на различные виды растений, и исследуют свойства этих растений для защиты зданий от перегрева. В общей сложности на крыше размещены 20 тыс. растений 150 видов, включая кусты, виноградники и деревья. Этот уникальный сад создан чикагской компанией Conservation Design Forum в содружестве с «зеленым» архитектором Уильямом Макдонахью (William McDonough) в 2001 году. В связи с обилием цветов на крыше расположено даже пчеловодство, производящее 200 тонн меда ежегодно.

Крыша здания закрыта для посещения, однако желающие могут зарезервировать тур и увидеть все собственными глазами.

Фотография взята из интернета. Сад виден из окон многих окружающих его зданий

Снова West Town

St. Stanislaus Kostka Roman Catholic Church
1327 N. Noble St.
Архитектор: Patrick Charles Keely, 1881

Старейшая чикагская польская католическая церковь была основана в 1867 году. Община росла стремительными темпами и быстро переросла небольшое первоначальное здание. В 1877 году по проекту архитектора Патрика Кили (Patrick Charles Keely) было заложено нынешнее здание, которое открыли спустя 4 года в 1881. Патрик Кили — один из ведущих американских строителей религиозных сооружений. На его счету 600 церквей, включая 16 кафедральных соборов. В Чикаго он создал знаменитый Holy Name Cathedral, который я описывал в OHC-2016. К 1897 году уже 40 тыс. человек были прихожанами церкви St. Stanislaus Kostka, что составляло 8000 семей, преимущественно польских эмигрантов. Каждое воскресенье в церкви проходило 12 служб — 6 в «верхней» церкви, и 6 в «нижней». В итоге это привело к постройке целого ряда новых польских католических церквей.

До поры жизнь церкви и общины не знала больших проблем, но вот в начале 50-х годов 20 века над зданием нависла смертельная угроза. Каждый кто едет через Чикаго по Kennedy Expressway, имеет возможность убедиться как близко, буквально в считанных метрах, скоростная автодорога проносится мимо задней стены церкви. Дело в том, что в начале 50-х было решено проложить прямой хайвей для сокращения времени проезда через город. И как на беду на пути дорожников оказалась церковь. Городские власти думали недолго и порешили церковь снести, но тогда на защиту своего дома выступила польская община, которую активно поддержали сенатор Дэниэл Ростенковски (Daniel Rostenkowski) и конгресмен Бернард Прусински (Bernard Prusinski). Будучи по образованию гражданским инженером, Прусински предложил иное решение — перенести восточнее ветку соседней железной дороги, а через освободившуюся территорию проложить изгиб скоростной автодороги. Неожиданно эта идея оказалась финансово удачной, сберегающей городу ориентировочно от 6 до 8 млн. Проект Прусинского был принят и церковь спасена.

Должен извиниться за следующий абзац, который приведу по-английски, поскольку не имею ясного представления о католических обрядах. Однако, судя по тому почитанию, который данная процедура вызвала и участию в ней руководителя чикагской католической епархии кардинала Франсиса Джорджа, она имела большое значение для церкви и для всех верующих католиков.

In 2007, Cardinal Francis George designated St. Stanislaus Kostka Parish as the Sanctuary of the Divine Mercy in Chicago and, in 2008, he blessed the iconic Monstrance, Our Lady of the Sign-Ark of Mercy, which draws many people to 24-hour Eucharistic Adoration at this historic church.

(Примерный перевод: В 2007 году чикагский кардинал Фрэнсис Джордж провозгласил St. Stanislaus Kostka Parish Святилищем Божественной Милости в Чикаго, и в 2008 году он же благословил иконную Дароносицу, Our Lady of Sign-Ark of Mercy, которая подвигла многих людей к 24-часовому причастию в исторической церкви).

Monstrance (Дароносица), Our Lady of the Sign-Ark of Mercy — скульптура богоматери, хранящаяся в церкви
Monstrance (Дароносица), Our Lady of the Sign-Ark of Mercy — скульптура богоматери, хранящаяся в церкви
Дароносица, Our Lady of the Sign-Ark of Mercy
Дароносица, Our Lady of the Sign-Ark of Mercy

Времена меняются, церковь уже давно перестала служить только польской общине, и сейчас в числе ее прихожан люди многих наций со всего мира, а службы проходят на трех языках — польском, испанском и английском.

St. John Cantius Roman Catholic Church

825 N. Carpenter St.
Архитектор: Adolphus Druiding, 1898

St. John Cantius Roman Catholic Church была заложена в 1892 году, когда описанная мною выше St. Stanislaus Kostka Roman Catholic Church уже не могла вместить разросшуюся польскую общину. Новая церковь была благословлена и освящена в 1898 году. Архитектор Adolphus Druiding был немецким эмигрантом, поэтому и строил преимущественно в немецком католическом стиле, и воздвигнутые им в Чикаго польские церкви вполне могли бы украсить города Германии. Однако, что касается интерьеров, то они выполнены в стиле польского барокко, характерного для роскошных краковских храмов 18 столетия. Необычный Высокий Алтарь церкви St. John Cantius и скульптура, установленная на нем, были приобретены на Всемирной Колумбийской Экспозиции, проводившейся в Чикаго в 1893 году.

Церковь St. John Cantius также известна среди католиков уменьшенной копией известного польского алтаря Veit Stoss Altar, хранящегося в краковской Базилике Св. Марии. Копия выполнена в масштабе 1:3 известным художником Михалом Баткевичем (Michał Batkiewicz) в 2003 году.

В церкви проводятся мессы по романскому обряду (ритуалу) на латыни и английском, в соответствии с Missale Romanum, выпущенной папой Иоанном Павлом II в 2003 году и в соответствии с Missale Romanum, 1962 года издания.

Церковь St. John Cantius также является домом для Canons Regular of St. John Cantius — религиозной общины, посвященной Restoration of the Sacred (Восстановлению Духовности).

Церковь также широко известна среди горожан богатой программой по экспозиции сокровищ религиозного искусства и концертами классической музыки.

Veit Stoss Altar (Veit Stoss — немецкий скульптор 15 века)
Veit Stoss Altar (Veit Stoss — немецкий скульптор 15 века)

Вот на этом я и закончу описание Open House Chicago-2017.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Игорь Волошин: Open House Chicago 2017. Окончание

  1. Душевно написано, как всегда — мастерские фото, — но не о человеческих масштабах, не о людском комфорте — не о душе, в конечном счёте. У подножия бессмысленных, тщеславных небоскрёбов не пройдёшь по солнечной стороне улицы (что так мне нравится), травинки не увидишь — не говоря уже о просторе, природе, деревьях да и о «птичках», в конечном счёте. Такое уместно в Гонконге, м.б. в Сингапуре т.п. — ввиду дефицита территории, но не в обширных Штатах. Понятно, людям привычно селиться вместе — но это предполагает не тщеславие напоказ, но разумную этажность, природное окружение — всё то, словом, что именуется комфортом.
    Автору за труд — спасибо!

  2. И пробудившись ото сна, как гусеница в известной песне, увидел в Гостевой, что есть работа Игоря Волошина в Мастерской, и устыдившись, прочитал всё и пересмотрел, как всегда, — удивительные, с любовью сделанные фотографии. Чикагские небоскрёбы и польская католическая церковь понравились больше всего.
    Дорогой Игорь, спасибо и простите великодушно,
    что с опозданием. Всего Вам наилучшего и — новых путешествий и новых
    статей и прекрасных фотографий!

  3. Очень интересный и содержательный очерк. Спасибо автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.