Мирон Амусья: Прощение или месть?

 370 total views (from 2022/01/01),  12 views today

Несомненно, «польские лагеря смерти» есть как минимум оскорбительная небрежность выражения. Утверждение об отрицании Холокоста на уровне правительства Польши, его народа и всей польской нации — явная ложь. Подобные настроения, увы, разделяются многими, некоторые комментарии в сети просто преисполнены ненавистью…

Прощение или месть?

(О поправках к польскому закону Института национальной памяти)

Мирон Я. Амусья

Могу честно признаться, что никогда не принимала в расчёт сомнения относительно успеха того или иного. Если я полагала, что дело правое, то шла на него, не считаясь с возможным исходом.
Г. Меир

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Эпиграф к стиху М. Лермонтова «На смерть поэта»

Это только кажется, что нежелание открыто высказать своё мнение по существенному вопросу, идущее вразрез с мнением власти, диктуется страхом. Мощным тормозом всегда оказывается и нежелание оказаться в одиночестве. Именно поэтому существенное большинство столь нередко именуют подавляющим. Замечу, что, как показывают многочисленные исторические примеры, большинство совсем не всегда оказывается правым, и принадлежность к большинству, следовательно, сама по себе не гарантия правоты. Но она есть великолепная индульгенция, защищающая от сомнений своих и от осуждения близких.

Мы часто удивляемся, как поколение наших отцов, а для множества людей — это уже поколение их дедов, подчинялись указаниям тирана и убийцы, как один брат продолжал занимать высокий пост, когда другого забивали в застенках. Нередко это извинительно и спасительно объясняют страхом. Насколько всё было бы проще, окажись это правдой. На мой взгляд, гигантскую роль всегда играло опасение — пойти против мнения «подавляющего большинства», которое коллективно всё знает лучше и потому всегда право.

Хочешь противостоять общим ошибкам — имей мужество высказать свою продуманную точку зрения, даже если иную имеет в данный момент абсолютное большинство людей, включая твоих знакомых и друзей.

В последние дни внимание множества людей было приковано к происходившему в Польше прохождению поправок к закону Института национальной памяти. Там были приняты поправки, которые абсолютно единодушно был осуждены руководством Израиля, без заметного исключения всеми партиями, и комментаторами СМИ как попытка «переписать историю второй мировой войны вообще и историю Холокоста в особенности». Польша обвиняется в том, что злокозненно преуменьшает роль поляков в реализации Холокоста на её территории. Такого единодушия по другим вопросам я не припомню. Что касается Польши, то мне казалось, что уже в течение ряда лет её взаимоотношения с Израилем весьма хороши. Выборы 2015, в этом отношении, не привели к изменениям, во всяком случае, к какому-либо ухудшению этих отношений. Тем более, что совсем недавно премьером Польши стал еврей по матери М. Моравецкий, часть близких которого как евреи погибли в Холокосте.

Конечно, я знал о том, что напряглись после выборов в 2015 польско-российские отношения. Но они издавна весьма непросты, и определяются как географической близостью, так и религиозным различием. Для русской интеллигенции отношение к Польше было определённым оселком, своего рода экзаменом на объективность и гражданственность, который мало кто выдерживал. «Поскользнулся» на нём и А. Пушкин, написавший в 1831 блестящее по форме и весьма стыдное по содержанию стихотворение «Клеветникам России», посвящённое польскому восстанию в 1830-31 гг. Но это всё к евреям и Израилю отношения не имело и не имеет.

Сам я несколько раз был в Польше, с кое-кем из поляков хорошо знаком. Вместе с женой пару лет назад посетили музей на территории лагерей смерти Аушвиц-Биркенау, где не обратить внимание на обилие молодых поляков-экскурсантов было просто невозможно. Они, как и мы, были явно потрясены тем, что там увидели и услышали. Конечно, я помнил со времён войны, что Польша была единственной страной Европы, где не было правительства, сотрудничавшего с оккупантами. Напротив, польская армия сопротивлялась нападению Германии 1 сентября и СССР 17 сентября, а польское правительство бежало из Варшавы в Лондон. Вот как оценивал ситуацию В. Молотов в ноте от 17.09.39:

«Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договора, заключенные между СССР и Польшей».

И в первой части этого своего высказывания был прав. На территории Польши сразу возникли отряды сопротивления, в первую очередь, немцам. Эти отряды частью подчинялись лондонскому правительству, а после начала ВОВ — частично и Москве.

К началу ВОВ в Польше, как и в части УССР и БССР, оказалось очень много евреев. Именно там нацисты разместили лагеря смерти — для удобства транспортировки жертв, а вовсе не в расчёте на помощь местного населения в поимке бежавших из лагеря. Нет ровно никаких оснований подозревать, что отношение местного населения других мест с заметным скоплением еврейского населения, что было характерно для ряда стран восточной Европы и ряда районов СССР, включая оккупированные части РСФСР, сегодняшние Украину, Белоруссию, Молдавию, Литву, Латвию, и Эстонию. Среди поляков был как ряд людей, с риском для жизни спасавшим евреев и помогавших им, так и совсем немало тех, кто был активным участником кровавых расправ с евреями. Разумеется, действовавших в согласии с оккупационной властью, т. е. против евреев, было заметно больше, чем с риском для своей жизни их спасавших.

Так, фактически в период восстания в Варшавском гетто действовала польская организация «Жегота», которая вывела 10000 евреев, в том числе 2500 детей из горящего гетто. А было совсем немало поляков, которые просто смотрели, как оно горит, а нескольких, пытавшихся спастись евреев, загнали обратно или передали немецким солдатам, окружающим гетто. На своей страничке известный кинодокументалист Л. Млечин о первом, к сожалению, забыл, а напомнил только про второе. Стоило также упомянуть и об обращении (см. Википедию) 4 мая 1943, т. е. в ходе восстания в гетто, главы польского правительства в изгнании В. Сикорского к полякам с призывом оказывать сопротивление немцам и помогать их жертвам (в том числе евреям).

В связи с восстанием в гетто приведу впечатляющие слова одного из руководителей Восстания Мордехая Анелевича:

«То, что мы пережили, превзошло самые смелые наши надежды… Главное — осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи гетто встали на свою защиту и повели борьбу во всём её величии и славе»

и одного из повстанцев, Арье Вильнера, который писал:

«Мы не собираемся спасать себя. Из нас никто не выживет. Мы хотим спасти честь народа».

Кому, как не выходцам из бывшего СССР понимать, сколь трудно рассчитывать на помощь окружающих при аресте безвинно (как потом выяснилось) арестованных или бежавших из лагеря. Вообще, скольким удалось бежать из лагерей в СССР? А в Польше играл свою роль и издавна бывший там, притом никуда с приходом немецких оккупационных войск, естественно, не девшийся, антисемитизм.

Казалось бы, всё ясно. Не о чём спорить. Однако новые польские власти заметили постепенное изменение формулировок, становящихся для них оскорбительными. Так, вместо «нацистских лагерей смерти, крупнейшим из которых был Аушвиц», всё шире стало употребляться более короткое название «польский лагерь смерти Освенцим». Замечу, что даже автоматический словарь русских слов на моём ПК «Освенцим» принял, а «Аушвиц» объявил грамматической ошибкой. Далее активно заговорили о вине польского народа, уничтожавшего евреев в годы ВМВ. Но ведь переименование лагерей смерти по сути обвиняло государство, которое в 1939–44 годах просто не существовало! К тому же, просто в никуда отбрасывались те многочисленные поляки, которые укрывали евреев от немцев, кто помогал евреям Варшавы оружием, пусть и в весьма скромных масштабах, да и сражались с нацистами в дни восстания рядом с евреями (были и такие).

Кто, как не евреи Израиля на себе ощущают последствия семантических изысков, превративших местных арабов в палестинцев, а затем и палестинский народ, «рождение» которого буквально стоило жизни сотням евреев. Так что с языком надо обращаться осторожно. Я слышал каждый день, как СМИ обвиняют Польшу в непризнании Холокоста, в попытке переписать историю ВМВ. Нечто подобное говорил даже глава правительства Нетаньяху, который обещал это каким-то образом подобного не допустить. Я слышал крик души Лапида о том, что у него родные погибли в Холокосте, и потому он требует его в этом вопросе не учить. В результате конфликта моего уха и памяти, я, признаюсь, засомневался и решил прочитать этот закон, точнее, обсуждаемые поправки к нему. Замечу вскользь, что в моих глазах уж чьё-чьё требование «не учить», но не лапидово, несостоятельно. Ему-то очень многое следовало бы подучить — и в экономике, и в политике, и в истории. С другой стороны, ведь не может так быть, чтобы был дым без огня, чтобы Беннет, например, тоже совсем без оснований помянул и своих родных — жертв Холокоста в Польше.

Хотя о действиях и других народов по отношению к евреям в период нацистской оккупации также много можно сказать. Отошлю читателя к леденящему душу рассказу мальчика, в двенадцать лет оказавшегося в минском гетто и чудом спасшегося. Он попал в партизанский отряд, где нередко просто убивали пришедших к ним евреев. Рассказ приведен в книге С. Алексиевич «Время секонд хэнд». Дедушку и бабушку моей жены немцы (или полицаи?) расстреляли в Невеле (РСФСР), притом бабушку укрывала одна русская женщина, а другая, русская же, выдала на верную смерть немцам. Родителей моей тёти, как и её брата с семьёй, убили в Рижском гетто нацисты (или местные полицейские?).

Словом, я решил прочитать предмет конфликта — новый польский закон. Русского текста, как это ни странно, не нашёл, потому перевожу с английского, пользуясь английским текстом, приведенным весьма авторитетным изданием World Israel News. Его основной раздел гласит:

«Тот, кто обвиняет, публично и вопреки фактам, польскую нацию или польское государство в том, что они были ответственными или соучастниками нацистских преступлений, совершенных Третьим германским рейхом… или других преступлений против мира и человечества, или военных преступлений, или иным образом сильно преуменьшает фактическую вину лиц, виновные в этом, подлежит штрафу или наказанию в виде лишения свободы на срок до трех лет».

Сколько ни читал, увидеть здесь отрицание Холокоста не смог.

Вот что, однако, пишет, журналист М. Гольденберг:

Поляки отрицают Холокост.
Они убили, а теперь невинны!
Грабеж, насилие, и смерть со всех сторон…
Но время все запомнило,
И небо
Выносит свой последний приговор:
— Проклятье Польше!
Пусть горит в Аду.
Я никогда о том не пожалею.

Конечно, это дело автора стиха — кого проклинать, а кого и ненавидеть. А вот утверждение об отрицании Холокоста на уровне правительства Польши, его народа и всей польской нации — явная ложь. Настроения, подобные выраженным этим стихом, увы, разделяются многими, от этого не становясь более основательными и убедительными. Некоторые комментарии в сети просто преисполнены ненавистью, как и приведенный стих. Несомненно правильно, что лагеря смерти были нацистским методом «окончательного решения еврейского вопроса», т. е. «польские лагеря смерти» есть как минимум оскорбительная небрежность выражения. Нацисты убили весьма много поляков, в первую очередь, интеллектуальную элиту, явно слишком много, чтобы кто-то имел основания обвинять поляков как нацию в пособничестве нацистам. Равно как и нет оснований обвинять СССР и входившие в его состав целые народы в Холокосте как страну — преступника и народы-преступники.

Нередко на протяжении своей жизни я слышал оскорбительные обобщения «они все», когда говорилось о мнимом отлынивании евреев от фронта в ВОВ или всяких отнюдь не только еврейских жульнических махинациях, или ещё о чём-то преступном или неблаговидном. А потому не могу и не хочу воспринять как истину нечто подобное без должных оснований по отношению к другим народам при обсуждении каких бы то ни было общих проблем.

В связи с «польским законом» много говорилось и говорится о том, что он стеснит свободу слова исследователей проблемы Холокоста. С таким заключением не согласен не только как еврей, но и научный работник. От кого, как не от исследователя проблемы требовать аккуратного изложения вопроса, обоснованного фактическими данными, а не подмены его полемическим задором или литературной эмоциональностью? Именно от научных работников уместно ждать осторожного и аккуратного подхода при обсуждении сложной проблемы. А несложные и обсуждать нечего.

Не считаю, что данный закон фразой «и других преступлений против мира и человечества» делается непомерно широким, и, тем самым, опасным. Очевидно, что этой фразой Польша противостоит обвинениям в других преступлениях, не только нацистских, которые она не совершала. Речь идёт явно о таком. Возможно, имеется в виду явное преувеличении роли Польши как союзника нацистской Германии в 1938, и в согласии с нею отхватившей от Чехословакии её часть в Тешинском конфликте.

Разумеется, было бы неправильно забывать, да и замалчивать трагедию Холокоста. Не нужно ни забывать, ни торопливо кого бы то ни было прощать. Приходится, однако, жить с происшедшим, а не огульно обвинять всё новых и новых людей, а то и целые народы, в соучастии. Ненависть к врагам истинным и мнимым в то далёкое время — сегодня плохой помощник евреям, негодный союзник Израиля. Отмечу, что стало почти модно, во всяком случае, следовать неумному совету одного журналиста, распределяющего фразой «Давно пора реабилитировать Гитлера» вину за Холокост на все страны Западной Европы и США. Кстати, почему он, да и его адепты к этому списку не добавляют СССР, который завернул назад тысячи евреев, стремившихся перейти в 1939-1940 вновь образовавшуюся немецко-советскую границу? Считаю, что подход «все виноваты» размывает вину, поскольку по сути эквивалентен «никто не виноват».

Верно, что многие евреи, например Литвы, были убиты до прихода немецких войск. Но именно нацистский посыл — «убей большевика и еврея» шёл впереди наступающих немецких войск — в виде листовок соответствующего содержания, и инспирированных агентами и лазутчиками слухов. Знаю это по блокадному Ленинграду. Кстати, моя мама помнила немцев в 1918, как прекративших погромы и кормивших жителей Режицы из походных кухонь. Но листовки в 1941, которые немецкая авиация сбрасывали на Ленинград, поднявшаяся тогда волна уличного антисемитизма, да и мнения брата невестки, бежавшего из Риги, заставили её увидеть реальность.

Конечно, «если на небе звёзды зажигают, значит это кому-то нужно». И если мотив новых польских властей, по меньшей мере в первом приближении, ясен, то о других выгодополучателях остаётся лишь догадываться по косвенным признакам. Для Израиля, однако, важно не позволить себе, пусть и невольно, стать разменной пешкой в чьих бы то ни было руках. Не следует также впадать в эйфорию от дружественной позиции новой администрации США или семикратной поездки за последние 2.5 года в Россию. Это не есть замена других возможных союзников, да даже и нейтральных, которые вполне могут оказаться полезными в сегодняшнем довольно бурном и вполне эгоистичном мире.

04.02.18 Иерусалим

От редакции: читайте по теме публикации: «Борис Гулько: Непроходящее прошлое», «Валерий Базаров: J’accuse…! — Я обвиняю…!», «Юрий Окунев: Польский синдром — антисемитизм без евреев»

Print Friendly, PDF & Email

45 комментариев к «Мирон Амусья: Прощение или месть?»

  1. В последние годы польско-еврейские отношения очень заметно улучшились. В Варшаве и Кракове заметно увеличились общины, огромное количество евреев со всего мира ездило в Польшу по разным поводам. Сорудничество в науках, в самых разных, в том числе и в истории Евреев в Польше — немало поляков этим занимается — стало фактом. В Банаховском Центре в Варшаве, Иврит , или Иврит с русским акцентом стал даже более частым языком, чем Польский, уступая разве что Английскому. В Кракове , в Синагоге, молодые поляки десятками записывались на курсы гиюра. То, что я пишу — это реалии Польши 2010-2017 годов… И все таки что-то такое тревожное висело в воздухе. Все было слишком хорошо, чтобы быть реальностью. И вот … прорвало! Даже близкие сотрудники разговаривают между собой заметно холоднее. Многие совместные мероприятия откладываются на неопределенный срок или даже вообще отменяются. Это то что происходит сейчас. Не берусь пока оценивать надолго ли такая вот … (извините, нет приличного слова), но это данность. Причин или каких-то глубинных процессов пока не вижу.

  2. Утверждение автора:
    На мой взгляд, гигантскую роль всегда играло опасение — пойти против мнения «подавляющего большинства», которое коллективно всё знает лучше и потому всегда право.

    не достаточно корректно. Все же вернее считать, что это мнение т.н. «подавляющего большинства», действительно был прежде всего проявлением страха людей за личную и своих близких безопасность Особенно.когда речь идет о неком пресловутом большинстве, искусственно придуманном по заказу власти пропагандистами совкового тоталитарного режима.
    Очевидно,что мнение, выраженное реальным большинством граждан.свободной . демократической
    страны ( Израиль), это совсем другая категория и его следует серьезно принимать во внимание при оценке произошедшего события в Польше.
    Есть основания утверждать, что приведенные и весьма убедительные аргументы автора в отстаивании истинности своего мнения по проблеме, не могли быть неведомы политическому руководству страны.
    Допускаю,что быть может в узком политическом кабинете министров при выработке проекта решения этот фрагмент проблемы обсуждался. Им просто решили пренебречь . Допускаю.что не без оснований.Возможно, того требовала реально складывающаяся на данный момент политическая ситуация во взаимоотношениях между странами. Поскольку речь идет о решимости отозвать посла, можно судить, что для этого имелись серьезные причины. Видимо, некоторые из них были признаны секретными и не подлежали огласке.Мы можем о них только догадываться, но официально выраженные политическим руководством аргументы протеста могут быть признаны вполне обоснованными.
    Факты свидетельствуют, что нарастающие в мире антисемитские настроения проявляются и в участившихся случаях замалчивания, уменьшения масштабов еврейской Катастрофы и даже полного отрицания Холокоста.
    В этом плане Польский синдром антисемитизма, как его удачно сформулировал Ю. Окунев, явился некоторым сигналом из того же ряда.

  3. Мирон Амусья:
    «…Явное преувеличении роли Польши как союзника нацистской Германии в 1938, и в согласии с нею отхватившей от Чехословакии её часть в Тешинском конфликте».

    «За неделю до Мюнхена: «23 сентября 1938 г. Заявление Советского правительства правительству Польши.
    Правительство СССР получило сообщения из различных источников, что войска польского правительства сосредотачиваются на границе Польши и Чехословакии, готовясь перейти означенную границу и силою занять часть территории Чехословацкой Республики…»

    Нота-предупреждение не была случайной. Ещё в марте 1938-го, когда Гитлер осуществлял аншлюс Австрии, Варшава попыталась то же проделать с Литвой. Поляки тогда заявляли, что Литва для Польши то же, что Австрия для Германии и требовали «национального аншлюса» на манер гитлеровского.

    15марта 1938 г. в Варшаве и Вильно (Вильнюсе) прошли антилитовские демонстрации под общим лозунгом «Вперед на Ковно!» (на Каунас — временную столицу Литвы). Литве был предъявлен ультиматум, а на литовской границе сосредоточено свыше 100 тыс. польских войск. И только позиция СССР и Франции удержала Польшу от военного вторжения.
    Суверенность Литвы подтвердила тогда Лига Наций.

    19 сентября 1938 г. посол Польши в Германии Юзеф Липский сообщил Гитлеру о желании польского правительства полностью ликвидировать Чехословакию как независимое государство, так как польское правительство рассматривает «Чехословацкую республику КАК СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ… не связанное с действительными потребностями и здравым правом народов Центральной Европы».
    Он лишь продублировал мнение «начальника Польши» маршала Юзефа Пилсудского, высказанное гораздо раньше: «Искусственно и уродливо созданная Чехословацкая Республика».

    (Молотов годом позже лишь констатировал, воспользовавшись готовой формулировкой: «Польша – это уродливое дитя Версальского договора – перестала существовать»).

    20 сентября 1938 г. Липский писал в донесении министру иностранных дел Польши Юзефу Беку: «Канцлер (А. Гитлер) совершенно конфиденциально, подчеркивая, что я могу сделать из этого надлежащие выводы, довел до моего сведения, что уже сегодня, в случае если между Польшей и Чехословакией дело дойдет до конфликта на почве наших интересов в Тешине, рейх станет на нашу сторону…»

    В беседе с Гитлером посол Липский также озвучил идею передачи Польше части Закарпатской Руси (Рутении – Закарпатской Украины) с целью создания «крепкого барьера против России»…

  4. Это комментарий и на статью Юрия Окунева.

    Станиславский говорил, что между «форте» и «пиано» есть ещё множество других звуков. Я совершенно не принимаю подход по стихотворению Татьяны Вольской, которая представляет географию как науку о вине перед евреями и согласно которой только папуасы Новой Гвинеи перед нами невиновны. Но принимать — в Польше — закон, карающий «клевету» на историю тюремным заключением или штрафом, представляется мне глубким искажением. Замена фразы «польские лагеря смерти» на «легеря смерти в Польше» вполне может быть выполнена путем пропаганды, без того, чтобы этим занимались сейм и суды. В конце концев, в Польше был Едвабне, когда поляки сожгли живьем 340—350 человек (полторы тысячи, по другим оценкам) — своих соседей, детей включая, с которыми они десятилетиями мирно жили. Для сравнения, во время «Хрустальной ночи» в Германии «по меньшей мере 91 еврей был убит в результате нападений» (Википедия).

    Мирон Амусья пишет:
    «…Явное преувеличении роли Польши как союзника нацистской Германии в 1938, и в согласии с нею отхватившей от Чехословакии её часть в Тешинском конфликте».

    И какое преувеличение? Когда Польша в Союзе с Германией бросилась терзать Чехословакию? Черчилль заметил по этому поводу:
    «Нужно считать тайной и трагедией европейской истории тот факт, что народ, способный на любой героизм… проявляет такие огромные недостатки почти во всех аспектах государственной жизни. Слава в периоды мятежей и горя; гнусность и позор в периоды триумфа. Храбрейшими из храбрых слишком часто руководили гнуснейшие из гнусных!» (Вторая мировая война. Т.1: Надвигающаяся буря. – М., 1997. – С.152).

    1. Элиэзер М. Рабинович — 2018-02-12 01:07
      … И какое преувеличение? Когда Польша в Союзе с Германией бросилась терзать Чехословакию?
      ====
      Самое обыкновенное. Действительно, поляки, по шумок, отхватили себе небольшой, но экономически ценный Тешинский район Чехословакии. Немцы — одну треть, а затем и всю страну. Большая разница!
      И, конечно, никакого Союза по этому вопросу не заключали. Был только пакт о ненападении 1934 года.

  5. Отличная аргументированная статья. Кстати, в период восстания в Варшавском гетто практически вся поддержка и вооружение евреев шли так или иначе через эмиграционное польское правительство в Лондоне.

  6. Есть доля резона в том, что пишет Мирон Амусья. Израиль не должен быть разменной монетой в чьих было политических играх. Но у вопроса есть и другая составляющая. Убитых польских евреев не вернуть, но, как то невзначай, как само собой разумеющийся факт, их имущество, имущество почти 3-х миллионов убитых людей перешло к соседям-полякам и к польскому государству. Израилю действительно пора от эмоциональной реакции перейти к формулированию конкретных требований к Польше. Такие же требования должны быть сформулированы и к Литве, и т.д. по списку. Тогда вопрос будет вынесен в юридическую плоскость, с возможностью обращения в международные суды.

  7. Уважаемый Мирон! Ваша статья безупречна – как по фактам, так и по их оценке. Польский антисемитизм – вещь очень сложная, неоднозначная. Поляки – нормальные люди, как и большинство народов в мире. Конечно, встречались среди них негодяи – опять-таки, как в любом другом народе. Но во время Второй мировой войны многие спасали своих еврейских соседей и знакомых, хотя за это можно было поплатиться жизнью, что и происходило не раз.
    Поляки всегда ненавидели оккупантов – любых. И особенно немецких. И не сотрудничали с ними. Когда варшавское гетто вывозили в Аушвиц, на вокзале прикладами загоняли в вагоны людей (в том числе, Корчака с его детским приютом) не поляки, а украинцы. Когда узников гродненского гетто отправили в Аушвиц и они там подняли восстание (одно из немногих), их усмиряли и расстреливали не поляки, а украинцы. Поэтому формула «польские лагеря смерти», которую стали часто применять на Западе, оскорбительна для поляков. Здесь вина перекладывается с больной головы на здоровую.
    Вот простой пример, как это делается. Среди откликов на Вашу статью есть комментарий г. Тартаковского. Он пишет в нём, что «гонор» — слово польское, оно означает «честь». Далее он заявляет, что в словаре Ожегова дано такое значение для «гонор» — самомнение, заносчивость, проще говоря, спесь. После чего награждает этой спесью всех поляков, всю польскую нацию. Но ведь гонор – по-польски честь! А «самомнение» применимо только если это слово употреблять как русское! Это то же самое, как если бы слово «позор» (по-чешски – внимание) применить к чеху, имея в виду русский смысл. Так происходит подмена понятий.
    Против такой подмены – уточнение в польском законе. А то ведь у людей помоложе и мало осведомленных может создаться впечатление, что гитлеровская Германия вообще в стороне, Холокост организовала не она, а Польша.
    Надо иметь здравый смысл и быть очень осторожным в формулировках. Еще непонятно, кто и зачем организовал всю эту кампанию в последние годы…

    1. Самуил Кур
      — 2018-02-11 00:54
      Надо иметь здравый смысл и быть очень осторожным в формулировках.
      ============
      Один мой сослуживец в Канаде, поляк, говорил: «Надо говорить не польские лагеря смерти», а «Лагеря смерти в Польше». Для него это была огромная разница.

      Надо иметь здравый смысл и быть очень осторожным в формулировках.

  8. Согласен с господином Мироном. Евреи должны находить и найти точки соприкосновения с поляками. Не надо заискивать, но не надо и поносить. Замечу, что мы все вышли из Речи Посполитой. Если бы не Первая Мировая война (именно, не Вторая!), то постепенно и евреям удалось бы вписаться в мозаику Восточной Европы, и поляки не разругались бы с украинцами и белорусами. Но сейчас, после этого моря крови, надо остановиться. Касательно закона, он был абсолютно не нужен, тем более с «посадкой» за мнение. Но причиной его было неуместная идентификация лагерей уничтожения как «польских». Решить вопрос надо было без криков, а путем переговоров и перенесения всех болячек в разряд истории, а не текущей политики. Врагов у Израиля очень много, настоящих, матёрых. Среди них доминируют левые либералы. А польские националисты есть разные. И с большинством из них можно и нужно договариваться, поскольку теперь уже точно нечего делить. И украинцам, и американцам тоже надо договариваться с поляками. Вся европейская цивилизация под огнём. И мы в одном окопе. Это главное.

  9. From: Albert G
    Sent: Wednesday, February 7, 2018 2:10 AM
    To: Miron Amusia
    Subject: Re: инф

    Дорогой мой друг,Мирон!
    Всегда с большим интересом читаю Ваши заметки на самые животрепещущие темы кипящего страсями, вставшего на дыбы мира.
    А последняя Ваша заметка невольно заставила меня снять шляпу.со своей седой головы!
    Из памяти сами собой всплыли строки ,заученные с детства:
    «Безумству храбрых поем мы песню!»
    Только применительно к вашему поступку следовало бы писать
    «научной совестисти
    храбрых поём мы песню!»
    Вряд ли в этой ситуации нашелся хоть один здравамыслящий человек
    (а уж тем более еврей,сам пострадавший от холокоста),который
    пошёл наперекор мнению абсолютного большинства своего народа!
    Я преклоняю колено перед вашей научной совестью,вашим мужеством.
    И сколько бы теперь камней не полетело бы в вашу сторону,
    я всегда на вашей стороне.
    Обнимаю,ваш друг Альберт.

  10. From: Yuri Okunev [mailto:yuriokunev@hotmail.com]
    Sent: Wednesday, February 7, 2018 12:12 AM
    To: Miron Amusia
    Subject: RE: инф

    Дорогой Мирон!
    Спасибо за статью – я прочитал её с большим интересом, хотя и не мог согласиться с рядом положений, касающихся оценки решения польских властей и оценки реакции на нее.
    Любопытно, что я в тот же день закончил свою статью на ту же тему – удивительная синхронность (но не синфазность) в нашей с Вами работе.
    Статью прилагаю – возможно, она тоже покажется Вам интересной.
    Всего доброго,
    Ваш Юрий Окунев

    ПС от МА Имеется в виду статья Юрий Окунев ПОЛЬСКИЙ СИНДРОМ –
    АНТИСЕМИТИЗМ БЕЗ ЕВРЕЕВ

  11. From: Roman Birkan
    Sent: Tuesday, February 6, 2018 10:46 PM
    To: ‘Miron Amusia’
    Subject: RE: инф

    Уважаемый, Мирон! Мне Ваша позиция близка. Мне кажется, что её следует транслировать «РУССКИМ ПОЛИТИКАМ»-Элькину,
    Эдельштейну, Либерману, т.к. они могут реально на что-то повлиять, а иначе это останется частным мнением. Роман.

  12. From: Leonid Chernin
    Sent: Friday, February 9, 2018 8:23 AM
    To: Miron Amusia
    Subject: Fwd: Re: Fwd: инф

    Уважаемый Мирон, пересылаю Вам письмо моего друга Анатолия Добровича — психиатра, психотерапевта и тонкого, замечательного поэтому комментатора. Я пару дней назад рассказал Анатолию о Вашей статье, моих комментариях на эту тему и переслал материалы. Надеюсь, что ответ Анатолия Вас обрадует.

    Леонид

    ——— Forwarded message ———-
    From: «Анатолий Добрович»
    Date: Feb 8, 2018 22:49
    Subject: Re: Fwd: инф
    To: «Leonid Chernin»

    Дорогой Лёня, прочел оба материала с сильным внутренним откликом. Понятно, согласен с обоими.
    Для того, чтобы интерпретировать польский Закон (полагаю, цитируемый Мироном без икажений) как оскорбление памяти погибших в Шоа, требуется некая специальная еврейская обидчивость. Она понятна и должна бы восприниматься неевреями с должным тактом. Но такт требутся и самим евреям, чтобы не выпячивать жажду мести, сколь бы обоснована она ни была. Дело в том, что месть «народу», «нации» — вообще, идея примитивно-омерзительная, принятая фашистами (я использую слово фашизм в расширительном смысле). Исламофашисты именно намерены уничтожить евреев как народ, и нам, полагаю, негоже им уподобляться. У Жаботинского об этом: «Особа нации неприкосновенна». Бороться с ненавистью очень тяжело — это я знаю по себе. Тяжело, но приходится. Ты гениально сопоставил понятия «польские лагеря смерти» и «палестинскиий народ». Вообще, мне кажется, вашу переписку с Мироном надо слать Е.Берковичу, или в приличный еврейский журнал (если такой есть), или хотя бы в Фейсбук. В Фейсбук даже необходимо, поскольку многие наши френды (да я и сам) , не зная текста польского Закона, поверили, что он для евреев оскорбителен. Сделать это надо срочно, по-моему. Нельзя давать лапидам возможность самоутверждаться принадлежностью к семьям, погибшим в Шоа. Мы тоже из таких семей. Обнимаю -т.

  13. Моё мнение: польский закон НЕ направлен против евреев и НЕ отрицает Холокост, но современные поляки ничем не лучше современных великодержавных россиян и либерально-общечеловеческих европейцев. Всем им глубоко наплевать на евреев (жертв Холокоста или современных) и все они используют память Холокоста в своих идеологических целях.

    Мои выводы для евреев: не истерите, не принимайте сторону в чужих разборках и избавляйтесь от иллюзий: народы мира ничего нам не должны, в эпохи кризиса они вполне могут принять решение заниматься своими делами и оставить своих сограждан-евреев на съедение своим антисемитам.
    Кроме того, надо отменить совместные еврейско-польские мероприятия для молодёжи по увековечиванию памяти Холокоста: плохо учить свою молодёжь обманывать самих себя.

  14. Мирон Амусья:…Я знал о том, что напряглись после выборов в 2015 польско-российские отношения. Но они издавна весьма непросты, и определяются как географической близостью, так и религиозным различием. Для русской интеллигенции отношение к Польше было определённым оселком, своего рода экзаменом на объективность и гражданственность, который мало кто выдерживал. «Поскользнулся» на нём и А. Пушкин, написавший в 1831 блестящее по форме и весьма стыдное по содержанию стихотворение «Клеветникам России», посвящённое польскому восстанию в 1830-31 гг…»

    Когда всматриваешься в судьбы народов, помимо очевидных обстоятельств ощущаешь нечто, почти незримое, поначалу неочевидное, оказывающееся подчас решающим – судьбоносным.
    Гонор — латинское слово, вошедшее в русский язык из польского: гонор на польском — честь.
    Гонор — самомнение, заносчивость. (С. Ожегов. Словарь русского языка), проще говоря — спесь.

    Поляки никак не смирятся с фактом, что в соперничестве за лидерство в славянском мире победила Россия, что они уже было утверждались в Московском кремле, но их вышибли оттуда — и русские освобождали Варшаву — и утвердили нынешние границы мононациональной Польши с прирезкой немецких земель и широким выходом к морю.
    Бжезинский — живое (ещё недавно) воплощение этой ненависти к более удачливому сопернику.
    А ведь причиной польских неудач опять же гонор — буйство вельмож, державших подчас личные армии, при такой приниженности хлопов, какое не сравнить даже с положением русских крепостных.
    Выборность королей, не имевшая аналогов в Европе, означала полную анархию во власти, беспомощность в столкновении с любым серьёзным противником.
    Спесь, оборотная сторона «комплекса неполноценности», всегда преобладала.
    18 августа 1939 г. французский министр иностранных дел Боннэ в беседе с польским послом Лукасевичем заметил, что угроза столкновения с Германием делает «для вас необходимой помощь Советов».
    В ответ Лукасевич заявил: «Не немцы, а поляки ворвутся вглубь Германии в первые же дни войны»…
    На следующий день польский министр иностранных дел Бек заявил французскому послу в Варшаве: «Польская кавалерия за неделю возьмёт Берлин!»…

    «Даже когда поляк босиком идёт по пляжу, на его ногах звенят шпоры!» Это спесивое утверждение современного польского актёра Даниэля Ольбрыхского многое объяснит нам. «Ментальность — способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций».(Энцикл. словарь).

  15. А вот свежий пример нашей дебильной и безрассудной международной политики, из сегодняшних утренних новостей:

    Кнесет собирается принять закон, признающий геноцид украинского народа в ранние годы коммунизма. Виновные, естественно, — русские.

    Российское посольство, естественно, уже встало на дыбы. И это при том, что сегодня, как никогда, Израиль нуждается в российском «нейтралитете» в вопросах израильско-ливанско-сирийско-иранского конфликта.

    А что, простите, для Израиля Украина? Очередная страна, голосующая (по неясным причинам) против в ООН. Она даже не рынок сбыта оружия. Может быть в Украине есть закон, определяющий вину украинцев за уничтожение евреев во время войны?
    Так, спрашивается, куда мы добровольно лезем. И зачем тогда премьер ездил недавно ручкаться в Путиным? Обсуждали, вероятно, цены на хумус.

    1. Дело в том, что обвинение в Голодоморе, как геноциде украинцев не верно по существу. Из рассказов родителей жены, а они из Курской области, там было тоже самое. Насколько мне известно, окружили земледельческие области и обрекли их на голодную смерть, но это не совпадало с украинской границей. Это был скорее геноцид крестьян.

      1. Так ведь и сама кампания называлась предельно ясно: ликвидация кулачества как класса. А кого именно ликвидировать (кого считать кулаком) и как усердно и расширительно решалось на месте. Сталин потом даже сделал пальчиком: назвал весь этот геноцид «Головокружением от успехов». Дескать мы ничего такого не приказывали, это местная власть перестаралась. Наш депутат побывал в Украине, ему там напели в уши про геноцид, вот он решил пропиариться. Но ведь не только депутатишка показал свое невежество (хоть бы в вики заглянул!), но и ПМ, не разобравшись в тексте закона «покатил бочку» на всю Польшу.

      2. Обращение крестьян в пролетариев — как ранее диких туземцев в добронравных христиан — мечта всех социалистов XIX века. Особенно — марксоидов самых разных оттенков. «Идиотизм сельской жизни», — эту «максиму» Фейербаха твердили с учёным видом едва ли не все довоенные бердичевские евреи, наблюдая копошение беспризорной орды у котлов с кипящей смолой на площади Ленина (перед кинотеатром им. Чапаева).
        С обеих сторон дома в Собачьем переулке, где мы снимали комнату, были огороды и добротные хаты Гаврилюков и Ведряшко — и я понять не мог, в чём же здесь идиотизм. Спрашивал у отца… Об этом небольшая автобиографическая повесть на Форуме — «Бытие».

      3. Точно! Голодомор — не гено-, а демоцид. Жертвы отбирались не по расовому, а по классовому принципу. И зря украинцы на Россию бочку катят, собственные их коммунисты старались не хуже русских.

    2. Я был бы осторожнее в обвинении Кнесета в дебильности. Не стоит обвинять в дурости кого-либо, не обладая всей полнотой информации.
      Вы знаете всю подноготную, что привело к такому решению? Сомневаюсь.
      Никакие события в международной политике нельзя брать отдельно. Давайте посмотрим на цепочку (я не утверждаю, что это истина, но…)
      Встреча Нетаньягу с Путиным, практически безрезультатная. Усиление Иранского присутствия в Сирии, поддерживаемая Россией. Свежая бомбёжка Дамаска . Разрешение Саудовской Аравией полйтов индийской авиакомпании пролётов через свою территорию в Израиль. Сближение с сунитами.
      Россия, как мне видится, закрывает глаза на безопасность Израиля. Израиль вынужден принимать действия. Не может ли быть принятие (или угроза принятия) такого законы быть намёком России, что Израиль вынужден заботиться о своей безопасности, когда Россия косвенно эту безопасность подвергает опасности? При некоторой переориентации на Саудов, у которой с Россией весьма напряжённые отнощения.

      1. Я не знаю кто обладает «всей полнотой информации» , ибо сам термин не определен.
        Подготовка проекта любого закона занимает больше года, так что связи с нынешней «хитрой» политикой нэ бачу.
        Дай то бог, чтобы наши стратеги выстраивали такие хитроумные комбинации. Вам приходилось бывать и выступать на какой-либо комиссии парламента? Нет? Удовольствие сомнительное, т.к. аудитория …. не соответствует желаемым нормам.

  16. Мне кажется, перекладывание основного массива вины на Польшу является частью кампании по переворачиванию всего с ног на голову. Разве истерия по поводу Бессмертного батальона (что в нем было такого опасного и греховного?), по поводу солдат, безостановочно насилующих немок, это не являлось частью некой кампании — чего? Может быть, целенаправленного озлобления и стравливания людей? Достигнуто. Может быть, скрытые юдофобы хотели добиться роста антисемитизма? Достигнуто. Может быть, обеления главного гаранта европейских ценностей, не знаю… Но все это шито белыми нитками. К сожалению теперь, прожив уже почти пятую часть 21 столетия, мы уяснили себе один механизм, который имеет разные названия, но выражается в одном. Одна властная структура дает задание (хорошо оплаченное) другой структуре, более бюрократической, но и не без властных полномочий: организовать кампанию по идеологической дискредитации. Чего? Да чего угодно. Избираемого президента, действующего президента, части американских избирателей, части британских избирателей, части российских избирателей, событий прошлого, событий настоящего, спортсменов, взглядов, ценностей (только одни объявлены правильными). Ну а мы с вами, народ, которому предусмотреительно (!) подарены \»социальные сети\» с их хитрым формированием контента, ужо разнесем, будем биться до крови за свою ( на самом деле навязанную) точку зрения… A тут и закон \»подавляющего большинства\» вступает в силу. Ужасно это все…

  17. Есть в Израиле такая тенденция: впадать в истерику по любому поводу.
    А заодно и указывать всем, что кому делать, что правильно, а что нет.
    Зимбабве не поддержала в ООН, — катастрофа! Черные антисемиты! Поляки закон задумали, — гевалт! Белые антисемиты!
    А вот работать и помогать стране добровольно, — это пусть другие.
    Израильский Центр Визенталя давно и безуспешно ищет добровольцев со знанием литовского и польского, и что-то все никак. При Министерстве Главы Правительства есть Отдел по Мониторингу Антисемитизма, — 2.5 человека. Есть добровольцы?
    В девяностые годы во главе набора добровольцев на войну «СМИ против Израиля» стоял Йоси Ольмерт, братан будущего премьера. Недолго музыка играла: проворовался по-крупному и прячется за границей.
    Сейчас дружно пинают Польшу. А почему не Францию? После войны во Франции быстренько повесили самых заметных коллаборационистов, а потом Де Голь приказал закрыть архивы, чтобы не позорить страну. И все сразу активно стали партизанами «маки».
    У меня с десяток коллег поляков. Выпито с ними было немеряно. И никогда, ни намеком ни словом не всплывал еврейский вопрос. Только глубокое уважение к нашей стране.
    Поляки активно сортудничают с ЦАХАЛом в вопросах разведки и вооружений (в отличие от той же Франции!).
    Проследите за речами и делами Британского министра Иностранных Дел Бори Джонсона, — у вас волосы дыбом встанут.
    А вы говорите Польша…

    1. Boris Geller
      6 февраля 2018 at 22:13 | Permalink
      Есть в Израиле такая тенденция: впадать в истерику по любому поводу.
      А заодно и указывать всем, что кому делать, что правильно, а что нет.
      Зимбабве не поддержала в ООН, — катастрофа! Черные антисемиты! Поляки закон задумали, — гевалт! Белые антисемиты!
      —————————————————————————————————
      Это да, что есть, то есть. На кой нынче «связались» с поляками, ни под каким соусом не могу понять кроме одного: видимо, Натанияху чует выборы.

    2. Борис, а то, что в Закопане в Польше готовили для Палестины офицеров Эцеля, причем преподавали там польские инструкторы, об этом почему-то молчат. Оттуда же контрабандой привозили и оружие.

  18. Не вижу смысла выступать общемировыми сторожами памяти Холокоста. Мы сами — дело иное, это наша история, мы его помнить и осмысливать должны. А все другие-прочие сами разберутся.

    1. Элла, вы не можете не знать, что посещение Яд Ва Шема — это обязательеый пункт программы визита в нашу страну зарубежного лидера.
      И ИМХО это правильно.
      Очень правильно

      1. Элла, вы не можете не знать, что посещение Яд Ва Шема — это обязательеый пункт программы визита в нашу страну зарубежного лидера.
        И ИМХО это правильно.

        А я так не считаю. Точнее сказать, в конкретной ситуации это может для чего-то конкретного оказаться полезным, но определенно вредно на этом зацикливаться.

  19. Смысл закона не в том, что нельзя говорить так-то и так-то, а в том, что нельзя говорить.
    Теперь, прежде чем говорить, всякий подумает дважды: не попась бы в тюрьму! Говорить будут меньше.

    Известно, что холокост творили не только немцы. Лепта поляков, после немцев, пожалуй, самая серьезная. Этот закон, по существу, означает отмену польского покаяния. Или это первый шаг на пути.

    Польский закон сформулирован вроде бы корректно – холокост не отрицается. Корректность формулировки – это дым. А за дымом скрыты новые настроения поляков, их нового правительства, да и тревожные настроения последних лет в других странах Европы.

    Применяя новый закон, поляки отменили визит израильского министра, который высказывается не в духе закона – вот первая ласточка.

    Думаю, израильские протесты очень обоснованы и тревожные тенденции указаны верно.

    1. victor
      — 2018-02-06 17:16:47(434)
      …Известно, что холокост творили не только немцы. Лепта поляков, после немцев, пожалуй, самая серьезная. Этот закон, по существу, означает отмену польского покаяния. Или это первый шаг на пути.

      ****************

      Не согласен. Холокост организовали и проводили немцы, вся остальная братия им помогала, поскольку знала, что «немец разрешил жидов убивать». По всем международным законам оккупирующая сторона несет ответственность за всё, что происходит на ею оккупированной территории. Вы слышали о Холокосте на территориях, оккупированных финнами? — Не слышали, и я не слышал, и не могли мы слышать, потому что маршал Маннергейм, аристократ старой закалки, вел войну как джентльмен, даже Красный Крест пригласил, чтобы кормить и лечить советских военнопленных. Да что Маннергейм!Практически все советские евреи, которые выжили в Холокосте, были с территорий, оккупированной Румынией, которая свою антисемитскую политику проводила не как индустриальное уничтожение всех до единого евреев и цыган, как это делали немцы, а по «старинке»: погром, убийства, но не массовые, изнасилования, сексуальное рабство, но при этом и возможность как-то откупиться, за взятку выйти из гетто и добыть продовольствие, хотя и сам Антонеску, и подавляющее большинство румынских офицеров и жандармов были ярыми антисемитами.

      О Польше. Если бы всё было так, как Вы пишете, то немцы не ввели бы смертную казнь за ЛЮБУЮ помощь еврееям. Я своим врагам не пожелаю оказаться перед дилеммой: помочь и погибнуть со всей семьей или отвернуться в сторону и выжить (о мерзавцах, которые выдавали евреев за деньги, выжав из них всё, т.н. «шмальцованников», я не говорю), потому что не знаю, как бы я поступил, да и Вы, Виктор, тоже не знаете — нас Бог миловал.

      К сожалению, за небольшим исключением в Холокосте «отличились» все: голландцы и французы не моргнув глазом депортировали своих евреев, даже не задавшись вопросом о законности этого действия, послав их на гибель. Для меня голландский полицейский, который запихал евреев в эшелон, идущий в Аушвиц, такой же убийца, как полицаи на оккупированной территории или в Польше, которые их убивали своими руками. Кстати, основные убийства в Одесской области осуществляли немцы-колонисты: и индивидуально, и как члены «зельбстшутц», — так что товарищ Сталин не так уж был не прав, когда взял тех из них, кто не успел уйти, под ноготь, жаль только, что это им как индульгенция послужила («жертвы сталинского террора»).

      1. Всё правильно, Илья. Только зря Вы в пример голландцев привели. У них была забастовка докеров в защиту евреев. А во Франции, несмотря на коллаборационизм Виши был самый высокий % уцелевших. Причины разные. Это и демократические традиции стран, где все её граждане были записаны французами, и разный подход к «своим» евреям и иммигрантам. Впрочем и в Болгарии бвло тоже самое.

        1. Возразившие привели обилие исторических примеров. Люди много знают. Почему-то нет примеров о переменах в современных Австрии, Венгрии.
          Жаль, что защитники Сейма не почуяли опасность, не увидели тенденцю. А между тем Европа сейчас не та, что была 20-30 лет назад. Появилось много новых людей в Европе, и все знают откуда они, и все знают, как они влияют на Европу, и в том числе на еврейский вопрос.
          Холокост – это не только прошлое, это может стать и настоящим и будущим.
          Холокост – это не только наше прошлое, это общеевропейское прошлое.
          Принятый закон – это путь к отмене покаяния. Похоже, что без направляющего влияния извне поляки изберут легкий путь.

  20. Согласен с автором статьи.
    Мне кажется, что реакция Израиля чрезмерно громкая.
    И 3 момента:
    1. Польша сегодня одно из самых дружественно настроенных к нам государств. Хаим очевидно не понимает, что по вопросу Иерусалима за решение США практически НИКТО не голосовал. И воздержание при голосовании (или не участие) было фактически знак поддержки.
    2. В Израиле звучало много положительных оценок её политики непринимания беженцев. Надо понимать, что этот закон просто другая сторона той же медали.
    3. ИМХО наиболее проблематично в законе – это угроза тюрьмы за высказывания. (точки зрения на роль поляков в Холокосте). ИМХО за слова вообще в тюрьму сажать не надо. Но как тогда быть с тем, что в некоторых странах Европы есть закон, грозящий тюремным заключением за отрицание Холокоста? У меня ответа нет.

  21. From: Rajmund Krivec
    Sent: Tuesday, February 6, 2018 1:08 PM
    To: Miron Amusia
    Subject: Re: инф

    Dear Miron,

    it was interesting to read your view on this topic, as I’ve always been under the impression of my grandmother’s recalling of the Poles being the notoriously worst kapos.
    (She spent 18 months in Buechenwald and Ravensbrueck as forced laborer after having been reported to German occupation authorities as supporter of partisans by a neighbor, for whom I learned only a few years ago was the ancestor of my friends. I don’t know however if friends know this or if they know that I know, as I don’t feel a need to discuss this.)

    On the other hand my parents and grandparents never discussed things much, I think they didn’t want to burden us with hatred. But maybe it was a mistake, as this nation is not capable of thinking like «forgive but not forget».

    My point being that if the politics does something, in this case on the Holocaust memorial day, it is usually addressed to a specific audience and may still bring more bad than good. People don’t know history.

    Why do I bother? Discussing these topics has become so difficult as if medieval mists had started to descend.

    Best regards,
    Rajmund

  22. Уважаемый Мирон, разделяю Вашу позицию. Писал на эту тему и в комментариях к публикациям не в меру разгорячившихся, и на своей страничке в ФБ. Мне кажется, что прежде чем поляков осуждать, у нас неплохо бы запретить такие термины как «палестинский народ», «оккупированые территории «, «лагеря палестинский беженцев» и им подобные. «Польские лагеря смерти» из того же ряда. Поэтому понимаю желание поляков запретить эту искажающую историческую правду дефиницию, вошедшую в международный обиход. В нашей русскоязычной прессе при всяком упоминании ИГ в скобках указывают «запрещенная в России террористическая организация», тем самым ясно показывая кто их танцует. Неплохо бы и нам взять пример, тогда и другие может перестанут тыкать в нас и учить.

    Прошлым летом был с женой в Варшаве и Кракове. Убедился, что в Польше немало делается для того, чтобы память о трагедии евреев не стерлась. Об этом напоминает не только множество мемориальных знаков, но открытый два года назад Музей 1000-летней истории евреев Польши — образец музеев нового типа, где главное внимание уделено не артефактам, а интерактивному представлению событий в документах, документальных фильмах, живописи и многом другом. Пройдя по бесчисленным залам этого музея (его площадь огромна) можно проследить судьбу нашего народа. Его счастливые и горькие времена, гонения, погромы, вплоть до ужасов катастрофы (ШОА) и послевоенных унижений и преследований. В Кракове нас встречал и показывал город и его район Казимеж, ставший памятником еврейской истории под открытым небом, наш замечательный друг Ростек (профессор Roscislaw Kuciakowski) и его чудная жена Хелена. Сколько любви и желания показать все, что могло быть нам интересным, проявили к нам эти чудные люди. А в один из дней мы поехали в Аушвиц-Биркенау в сопровождение чешских друзей, не поленившихся приехать к нам в Краков, чтобы пойти вместе. Не буду говорить о том, что все уже знают. Но меня поразило, как трудно (записываться нужно за несколько дней) попасть на экскурсию (без этого посещения лагерей невозможно). Бесконечно шли группы — немецкие, польские, российские, чешские, израильские, английские. Несмотря на обилие посетителей, стояла полная тишина. Было впечатление, что люди не хотели пропустить что-либо из слов экскурсоводов, а ведь экскурсия длится почти 3.5 часа. Словом, не все так просто…

    И еще одно. Животный антисемитизм, приведший к погромам погромах и убийствам евреев это каинова печать, которой помечены многие нации и государства. Нет смысла перечислять. Из последнего стоит обратиться к книге «Наши» Руты Ванагайте. Ненависть и обструкцию сограждан получила эта мужественная женщина. И это в Литве, которая позиционирует себя другом Израиля (в чем я стал сомневаться после голосования по Иерусалиму — Польша воздержалась, Литва проголосовала за). Последние 4 года мы подолгу бывали в Литве. Все чудесно, люди такие доброжелательные, но не дай бог завести с ними разговор на известную тему. Сразу станешь врагом. И в Латвии по сути тоже самое. И с этим как-то надо жить. Иначе мы должны заключить себя в гетто, отгороженное от всего мира. Я всегда думаю, как правы были Бен-Гурион и Аденауэр. Прошлое надо оставить прошлому. Надо жить дальше. И дело тут не только в репарационных деньгах.

    Но…все же Польша неправа. Визит Бенета отменять не надо было.

    Ваш

    Леонид Ч.

  23. А чем объяснить, что Польша воздержалась при голосовании в ООН по вопросу об Иерусалиме и
    никогда не голосовала за Израиль? Значит, Польша, как государство, считает Израиль оккупантом? Вместе со всем мировым сообществом государств.

    1. Одна ли Польша? Значит, и они считают?
      Я встречал в Израиле поляков, не евреев, солдат ЦАХАЛа,
      в конце 70-ых, когда многие патриоты ещё не проснулись от своих детских мечт — от Москвы до самых до oкраин…

  24. Уважаемый автор, мне кажется, убедительно обосновал свою позицию. Удивил только несправедливый наезд на меня: о «неумном совете одного журналиста, распределяющего фразой «Давно пора реабилитировать Гитлера» вину за Холокост на все страны Западной Европы и США. Кстати, почему он, да и его адепты к этому списку не добавляют СССР, который завернул назад тысячи евреев, стремившихся перейти в 1939-1940 вновь образовавшуюся немецко-советскую границу?» Понятно, фраза «Давно пора реабилитировать Гитлера» — из моего эссе: Евреи и мир – тогда и сейчас. Понимаю, что сарказм – не из поля интересов профессора физики. Это – из гуманитарных наук. Но, если быть точным, как предлагает профессор, то в эссе у меня есть целая глава о части вины за Холокост, ложащейся на СССР, в которой я рассказываю и о том, как гебешные войска «завернули назад тысячи евреев, стремившихся перейти в 1939-1940 вновь образовавшуюся немецко-советскую границу» — цитирую уже данное эссе Амусьи.
    И я не причисляю себя к журналистам – к профессии, которой я никогда не зарабатывал.

    1. После комментариев С. Кура, Б. Гулько, Сэма… полагаю , будет безопаснее изложить своё мнение. Никто не расскажет, что уместно, что нет. Да и коммент не велик, дочитают, кому интересно. А прошлое любой страны помогает угадать её будущее .
      http://culture.pl/ru/article/13-udivitelnyh-faktov-iz-polskoy-istorii-ili-chto-otlichaet-polshu-ot-ostalnoy-evropy
      “Прошлое полно противоречий, а уж польское прошлое – и подавно. Culture.pl выбрал 13 примечательных фактов из истории Польши, которые помогают понять, в чем заключается ее уникальность и неповторимость:
      1. Восточная страна, ставшая западной, или крещение Польши
      2. Страна, которая случайно зазвала к себе врага
      3. Первый плавильный котел культур в Европе
      4. Европейская страна с историческим мусульманским меньшинством
      5. Связующее звено между Востоком и Западом, или почему польская знать одевалась как турецкая
      6. Колониальная империя без заморских владений
      7. Страна с первой конституцией в Европе
      8. Страна, которой нет
      В результате беспрецедентных разделов (1772, 1792, 1795) Речь Посполитую – некогда могущественное европейское государство – поделили между собой соседние державы: Россия, Пруссия и Австрия. Польша исчезла с карты Европы на 123 года. Все это время польскими землями правили иностранные державы, часто подвергавшие польское население жестоким репрессиям.
      9. Нация в изгнании, или польская культура в эмиграции
      В XIX веке многие поляки, в том числе ведущие представители творческой интеллигенции, например, Адам Мицкевич и Фредерик Шопен, были вынуждены провести большую часть своей жизни за пределами Польши… В те годы, когда Польши не было на карте, многие важнейшие произведения польской культуры создали поляки-эмигранты.
      Главный национальный поэт Адам Мицкевич никогда не был ни в Варшаве, ни в Кракове, и вообще лишь несколько месяцев за всю свою жизнь провел на территории той Польши, которую мы сегодня видим на карте

      10. Страна, ставшая сердцем Кровавых земель
      11. Страна, которая сдвинулась с места
      12. Страна, в которой незаметно произошла революция
      13. Нация, победившая коммунизм
      :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
      Вполне возможно, что некоторые пункты не вызовут энтузиазма читателей, желающих заметных революций, чтобы догнать и перегнать. Но факты, как говорил И.В. Сталин, — упрямая вещь.
      А если вспомнить, что сегодня годовщина Б. Л. Пастернака, то уместно naпомнить:
      Борис Пастернак
      ТРАВА И КАМНИ
      С действительностью иллюзию,
      С растительностью гранит
      Так сблизили Польша и Грузия,
      Что это обеих роднит…

      Душистой густой повиликою,
      Столетьями, вверх по кусту,
      Обвившей былое великое
      И будущего красоту…

      Где с гордою лирой Мицкевича
      Таинственно слился язык
      Грузинских цариц и царевичей
      Из девичьих и базилик.
      1956
      О поэтической связи Польши, России и …немножечко Грузии
      https://www.liveinternet.ru/community/moja_polska/post157399211/

      Забытый богом и людьми, спит офицер в конфедератке.
      Над ним шумят леса чужие, чужая плещется река.
      Пройдут недолгие века — напишут школьники в тетрадке
      все то, что нам не позволяет писать дрожащая рука…
      Булат Окуджава
      Философию” шляхетства после исчезновения дворянства возложили, как венок на свои лбы, польское офицерство, чиновничество, духовенство, а в новое время и польская интеллигенция.
      В небольшой книжечке Бориса Слуцкого с “польским” названием “Теперь Освенцим часто снится мне” (Санкт-Петербург, 1999 г.) есть одно ранее никогда не публиковавшееся стихотворение о том, как уплывала в Иран из Красноводска польская офицерская элита — армия генерала Андерса, не пожелавшая освобождать родную Польшу в составе советских войск.

      Мне видится и сегодня
      то, что я видел вчера:
      вот восходят на сходни
      худые офицера,
      выхватывают из кармана
      тридцатки и тут же рвут,
      и розовые за кормами
      тридцатки плывут, плывут.
      Желая вовеки больше
      не видеть нашей земли,
      прекрасные жены Польши
      с детьми прелестными шли.
      Пленительные полячки,
      в совсем недавние дни
      как поварихи и прачки
      использовались они.
      Кстати, и Слуцкий в этом стихотворении предъявил своей русско-советской родине польский счет, как будто он был не советским евреем, а польским шляхтичем:
      О, мне не сказали больше,
      сказать бы могли едва,
      все три раздела Польши,
      восстания польских два,
      чем в радужных волнах мазута
      тридцаток рваных клочки…
      “Любовь к Польше — неизбежность для русского интеллигента”
      Давид Самойлов

  25. Прекрасную по содержанию, логике и стилю работу Мирона А.,
    жителя Иерусалима, предлагаю номинировать в 2018 г. — в рубрику Публицистика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *