Михаил Ривкин: Недельный раздел Тецаве

Loading

После падения Второго Храма отличия «внутреннего облачения» коэнов от остальных евреев практически исчезли, что отразилось в смягчении коэнских галахических устрожений и общей девальвации коэнского статуса. Насколько это процесс обратимый? Нашему поколению судить об этом рано…

Недельный раздел Тецаве

Михаил Ривкин

И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия. И поговори со всеми, мудрыми сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали одежды Аарону для посвящения его на священнослужение Мне.
(Шемот 28:2-3)

И далее сорок пасуков подробнейшим образои описывают, каковы же должны быть одежды Аарона: и материал, и покрой, и все украшения и дополнительные атрибуты. Завершается это описание многозначительным предупреждением:

И да будут они на Аароне и на сыновьях его при входе в шатер соборный или при приступлении их к жертвеннику для служения во святилище дабы не понесли вины и не умерли (Шемот 28:43)

Мидраш объясняет нам это суровое требование и строгое предупреждение просто и убедительно:

«Пока священные одежды на них — их коэнство при них. Нет на них священных одежд — их коэнство не при них» (Зевахим 17А).

Разумеется, не следует принимать эти слова слишком буквально: все галахические запреты и устрожения остаются для коэнов в силе, от рождения и до смерти, независимо от их внешненго облачения, и нет такой власти и такого авторитета, который мог бы их отменить. Но вот выполнять самую главную свою функцию — жертвенное Б-гослужение во внутреннем приделе Мишкана (Скинии) коэн может только будучи полностью облачён в священные одежды. Если в его одеянии имеется хоть какой-то ущерб, его ритуальный священный статус аннулируется, и его проникновение во внутренний придел карается точно так же, как и проникновение любого друго еврея — смертью.

Чем же можно объяснить ту огромную, поистине решающую роль, которую играют священные одежды? Неужели возможно такое парадоксальное положение вещей, что один и тот же человек меняет внутреннюю свою природу и свои духовные свойства в зависимости от того или иного внешнего облачения? Многие комментаторы задумывались над этим вопросом.

Философ, антрополог и один из самых глубоких комментаторов Торы ХХ века Бено Яаков стремится понять особую функцию одежды коэнов исходя из общего культурного и религиозного назначения одежды, как таковой. Он напоминает, что самая первая одежда была дарована Адаму и Хаве самим Всевышним. Ни про изобретение огня, ни про другие великие культурные открытия древнего человека ничего подобного не сказано. В своём комментарии к недельному разделу Брейшит он развивает эту мысль далее:

«Одежда это не только защита от холода, не только урашение. Это первичный и обязательный признак человеческого общества, она является внешним выражением нравственного чувства человека, и в этом плане составляет его отличие от животных. Статус и достоинство человека распознаются по качеству и изысканности его облачения. Сама по себе одежда — почёт для человека. Для коэнов предназначено особое облачение «для почета и благолепия».

Наивысшая степень почёта, которой может достигнуть рождённый женщиной, — это статус Коэн Гадоль (первосвященника), когда он заходит в Святая Святых в Йом Кипур. В этот момент он облачён в белые одежды, символизирующие чистоту и свет, дабы уподобиться мужу «облачённому в льняные одежды» (Йехезкель, гл. 9, Даниэль 10:5). И потому сказано про него в книге Ваикра: «Кутонэт льняной священный пусть наденет, и нижнее платье льняное да будет на теле его, и поясом льняным пусть опоясывается, и кидар льняной надевает: это священные одежды. И пусть омывает он тело свое водою и надевает их” (Ваикра 16:4). Итак, одежда это символ почёта для человека, как такового, а нагота — по природе своей животна, и обнажаясь, человек опускается на животный уровень.

Тем, что Г-сподь, собственной персоной, дал человеку одежду и облачил его, поведано нам, что одежда это не только некое культурное достижение, достигнутое на одной из стадий развития человечества. Нет! Это неотъемлимый элемент Сотворения Мира. Это нечто вроде второй кожи, дарованной человеку, это некая его возвышенная и благородная телесность» (Бено Яаков, комментарий к Брейшит 3:21).

Итак, по мнению Бено Яакова Г-сподь самолично облачил в одежду Адама и Хаву, ибо им суждено было быть родоначальниками человеческой культуры. И, так же, Моше облачил в коэнские одежды Аарона и его сыновей, ибо им суждено было стать родоначальниками особой коэнскоой культуры. Человек — это единственное существо, которое не удовлетворяется своим естественным кожным покрытием: даровав людям перво-одежду, Всевышний, тем самым, поставил их на высшую ступень служения и творчества в земном мире, сделал их своего рода «коэнами» (священнослужителями) в Храме Мироздания. Но и Святилище, Мишкан, в свою очередь, это некий Микрокосм, некое подобие Мироздания в уменьшенном масштабе. И потому Моше, облачая Аарона и его сыновей в священные коэнские одежды, как бы повторяет, на новом этапе духовного развития, то посвящение, которое Творец дал первым людям.

Более того, не только Мишкан, но и само облачение Коэн Гадоль (Первосвященника), это, по мнению Иосифа Флавия, тоже Микрокосм, тоже некое символическое воспроизведение Мироздания:

«Одеяния Коэн Гадоль сделаны из льна, означающего землю, голубой цвет означает небо в отблесках молний и в грохоте колоколов. Эфод указывает, что Б-г сделал Вселенную из четырёх элементов, что касается вплетения золота, оно говорит о том великолепии, которым отмечены все вещи. Коэн Гадоль носит также нагрудную пластинку, помещённую посреди Эфода, что напоминает Землю, потому что она находится посреди мира, И пояс Коэн Гадоль напоминает об Океане, который объемлет всё, включая Вселенную. Оплечники из сардоникса на плечах Коэн Гадоль означают Солнце и Луну. Что же касается двенадцати камней, то понимаем ли мы их как двенадцать месяцев, или как двенадцать знаков Зодиака, мы не ошибаемся в их значении. Цвет же ризы (мантии) голубой, означает небо. И есть ещё начелок (венец), также из чистого золота, потому что это великолепие угодно Б-гу» (Иосиф Флавий Иудейские древности).

Надо сказать, что многие ортодоксальные комментаторы с порога отвергают все предложенные Иосифом Флавием символические толкования Торы, в том числе и приведённую символику коэнского одеяния. Они видят в этих толкования лишь неудачную попытку привнести в иудаизм египетскую и греческую эзотерическую символику, чтобы проще объяснить нееевреям сущность Храмового служения и иудаизма вообще. При этом справедливо указывают, что ничего подобного в Устной Традиции нет и не было. Но не стоит забывать, что наряду с устной традицией Прушим, которая, в конечном счёте, легла в основу раввинистического иудаизма, существовала и устная традиция Цдуким. Все коэнские роды, в том числк и семья Йосефа Маттитьяху, придерживались именно этой традиции. После падения Второго Храма и исчезновения Цдуким, как отдельного точения, эта традиция бесследно забыта. Но нельзя исключить, что именно на неё опирался Флавий в своих символических толкованиях.

Выражение «пока сященные одежды на них — их коэнство при них» достаточно близко по смыслу известной поговорке «по одёжке встречают….». Если в одеянии коэна, тем паче, в одеянии Коэн Гадоль, есть некие упущения и нарушения, это не просто указывает на «нарушение протокола», это является тревожной индикацией неких внутренних, душевных неладов и нарушений у коэна. Вот как объясняет эту мысль комментатор Акедат Ицхак:

«И это разъясняется в видении Зехарии, как сказано: «А Йеошуа [Коэн Гадоль] был одет в испачканные одежды и стоял пред ангелом. И отвечал он и сказал стоящим пред ним так: снимите с него испачканные одежды. И сказал он ему: смотри, я снял с тебя грех твой и (приказал) облечь тебя в одежды нарядные” (Зехария, 3:3-4). И смысл этого видения, что совлечение одежд испачканных и облачение в одежды нарядные это, по сути дела, совлечение грехов, недостатков и пороков. И после этого сказано «И возложили головной убор чистый на голову его, и облекли его в одежды» (Зехария, 3:5), и добавлено, что ангел Г-сподень стоял перед ним. Это указывает, что сначала не мог Йеошуа предстоять перед ангелом» (Акедат Ицхак, комментарий к Шемот 28:43).

МАЛЬБИМ делает ещё один шаг в этом направлении. Для него коэнские одежды не просто символизируют или как-то обозначают душевные свойства, эти одежды как бы сами становятся интегральной частью душевного мира, это не материальное, внешнее облачение, а сама душа, сам дух человеческий. МАЛЬБИМ ооталкивается от некоего языкового несоответствия между двумя пасуками: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия», с одной стороны, и «И поговори со всеми, мудрыми сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали одежды Аарону для посвящения его на священнослужение Мне», с другой стороны. Непонятно, кто же должен делать священные одежды: сам Моше, или же «мудрые сердцем»? МАЛЬБИМ объясняет это так:

«И вот, одежды, которые он повелел сделать, это были, по простому смыслу, обычные внешние одежды, и нам они описаны, и описано, как изготовили их мастера своими руками. Но они, на самом деле, лишь указывали на внутренние одежды, которые должны изготовить коэны, дабы облачить в них свои души, т. е. На душевные свойства и качества, которые являются облачением души, и это облачение изготовили не мастера, но заповедал Г-сподь Моше, чтобы тот изготовил одежды эти, т. е обучил их исправлению их душ и их свойств таким образом, чтобы облекли они в «почет и благолепие» свои души. /../

«И поговори» — и хотя внешние одежды, которые лишь намекают на одежды внутренние, изготавливаются умелыми в ремесле мастерами, но и мастера эти также должны быть «мудры сердцем», и я уже разъяснил в толковании Мишлей (Притч Соломоновых), что «мудрые сердцем» это очень высокая ступень, и что мудрый ведёт себя по законам мудрости, и всё же есть в нём борьба против злого начала, но «мудрый сердцем» это тот, мудрость которого окончательно восторжествовала, и наполнила все фибры души его. И об этом сказано: «которых Я исполнил духа премудрости», /…/, те чьё сердце наполнено духом премудрости, и в чьём сердце не осталось свободного места для похоти и для злого начала, и для мыслей, проиворечащих мудрости. И эти мудрые сердцем изготовили одежды Аарона в святости, ибо они понимали, на что же должны намекать эти одежды». (МАЛЬБИМ, Шемот 28:2-3).

Итак, если даже изготовление обычных, «внешних» одежд для коэнского служения требует высочайшего духовного уровня, уровня «мудрых сердцем», то насколько же выше должен быть духовный уровень Моше, которому заповедано изготовить «одежды внутренние»! МАЛЬБИМ полагает, что это изготовление «внутренних одежд» это, по сути дела, некий процесс воспитания и исправления коэнов. Вероятно, в пределах физической трёхмерной материальности дело обстояло именно так. Исторический Моше был величайшим воспитателем и наставником за всю историю народа Израиля. И без его наставничества первое поколение коэнов (не исключая и самого Аарона) едва ли смогло бы выполнять своё свящященническое Служение в Мишкане. Но дожив до ста двадцати Моше отошёл в Высшие миры, и завершил свою многоранную миссию в нашем, Земном мире. При этом изготовление «внешних одежд», разумеется, не прекратилось. «Мудрые сердцем» продолжали их изготавливать, по мере необходимости, вплоть до разрушения Второго Храма. А что же с «одеждами внутренними»? Ведь нужда в них после смерти Моше не только не отпала, но намного усилилась?

В отличае от непрерывной цепочки коэнов, которые возводят свою родословную вплоть до Аарона, Моше не оставил никаких преемников, и не передал никому своих исключительных духовных способностей. Иудаизм всячески подчёркивает это парадоксальное, на первый взгляд, положение вещей. Мы знаем о «Машиахе, потомке Давида», о «Машиахе, потомке Йосефа», но только не о «Машиахе, потомке Моше». Объяснение этому кроется в том, что, в отличае от миссий Йосефа, Давида и Аарона, пророческая и вестническая миссия Моше не только не прекратилась в момент его ухода из нашего Земного мира, но и многократно усилилась, обогатилась и наполнилась высочайшими духовными аспектами, которые, в некоторых случаях, просто несовместимы с существованием пророка в пределах трёхмерной физической материальности.

Метаисторический Моше не просто продолжает своё народоводительство по отношению к сынам Израиля. Он достиг того из высших слоёв просветлённой иноматериальности, который Даниид Андреев называет «Элита Шаданакара». Очень немногие вестники и родомыслы, достигшие этого слоя, приобрели духовные силы небывалой мощи и просветления, и нам, простым смертным, зачастую просто недоступно понимание природы этих сил, их истинного назначения, и, уж точно, недоступно понимание механизма их воздействия.. Но одно можно сказать с достаточной степенью уверенности: Элита Шаданакара сопричастна к созиданию Эфирных тел всех людей. Эфирное тело — это самая внешняя из нескольких духовных оболочек, в которые последовательно облекается человеческая Монада по мере нисхождения в физическую трёхмерную материальность. По отношению к остальным духовным оболочкам Эфирное тело могло бы считаться «внешним», но по отношению к физическому телу человека оно, безусловно, является «внутренним облачением». Именно это Эфирное тело является средоточием эмоционально-волевой сферы человека, и потому его созидание является решающим фактором «исправления их душ и их свойств таким образом, чтобы облекли они в «почет и благолепие» свои души». Достигнув Элиты Шаданакара, Моше стал сопричастен к созиданию «внутреннего облачения» всего народа Израиля. В течение достаточного длительного периода (по крайней мере, длительного в одномерном земном времени), важнейшей частью этой миссии было созидание «внутреннего облачения» коэнов, которое существенно отличалось от «внутреннего облачения» остальных евреев. Именно по отношения к этому «внутреннему облачению», по отошению к Эфирному телу приобретают свой истинный смысл слова «Пока священные одежды на них — их коэнство при них». Нарушения в этом «внутреннем облачении» не раз приводили к страшным срывам и профанации коэнского служения, о чём повествуют и ТАНАХ, и Устная Традиция. После падения Второго Храма отличия «внутреннего облачения» коэнов от остальных евреев практически исчезли, что отразилось в смягчении коэнских галахических устрожений и общей девальвации коэнского статуса.

Насколько это процесс обратимый? Нашему поколению судить об этом рано…

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.