Борис Замиховский: К празднику Пурим

 173 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Такова традиция — у евреев в календаре есть не только праздники, но и дни печали. И даже праздники, как правило, включают моменты печали. В Мегилат звучит важное предупреждение: «В каждом поколении будут появляться ненавистники евреев!». Евреи должны быть объединены и готовы к отражению опасности всеми доступными средствами.

К празднику Пурим

Борис Замиховский

На праздник Пурим евреям предписано обязательно читать Мегилат Эстер. Содержащем предостережение евреям, что в каждом поколении будут ненавистники евреев, что очевидно и для нас. На английском языке каждый год появляются статьи, посвященные этому празднику и пересказу Мегилот Эстер.

Эта работа, попытка пересказать на русском языке и переосмыслить историю персидской царицы Эстер, опирающаяся на свободный перевод Мегилат Эстер с английского языка. Попытка эта сделана человеком, долгие годы прожившим в огромном царстве, даже превосходящем Вавилоно-Персидское царство Ахашвероша, описанного в Мегилат Эстер, под названием СССР, и пережившим дважды страх собственной смерти и уничтожения еврейского народа.

В истории еврейского народа было много страшных событий, угрожавших жизни нашего народа. Наиболее известные мне из истории беды еврейского народа это — разрушения Храмов, изгнание евреев из католической Испании, убийства евреев святой инквизицией за мнимые грехи во время эпидемий в средневековой Европе, массовые грабежи и убийства евреев Богданом Хмельницким.

Особое место занимает попытка уничтожения народа во время вавилонского пленения, описанная в Мегилат Эстер.

В Америке в синагоге, которую я регулярно посещал, мы, бывшие советские евреи, отмечали несколько лет дополнительный праздник — «Пурим-Сталин». Это символично, что смерть Сталина и избавление нашего народа от его приговора произошли именно в течение празднования Пурима в 1953 году.

Две наиболее жестокие попытки уничтожить еврейский народ случились уже с нашим поколением. Конкретно мне, моим народом, угрожали два жесточайших палача — Гитлер и Сталин.

Праздник Пурим посвящен чудесному избавлению еврейского народа от угрозы тотального уничтожения. В этот праздник положено вспоминать о смертельной угрозе, возникшей в древние времена, и напомнить, что в каждом поколении возникает политический лидер, определённые силы ненавидящий евреев, стремящийся к нанесению им ущерба вплоть до их массовых уничтожений.

В переводе с аккадского (ассиро-вавилонского, вытесненного позднее арамейским) и древнееврейского языков «пурим» означает «жребий». Праздник учреждён в память о спасении евреев, проживавших после вавилонского пленения на территории персидской империи, от тотального истребления Аманом-амалекитянином, главным министром и любимцем царя Артаксеркса. Так греки называли сына Дария I Асвира, а евреи называли Ахашверошем, вступившем на престол в 486 году до н. э.

Пурим — важный праздник в календаре еврейского года. Есть несколько правил, заветов, которые должны исполняться в течение этого праздника.

Первый и главный — читать книгу «Мегилат Эстер». «Мегила» в переводе с еврейского означает свиток, а «мегилат» это множественное число — свитки. В то время, когда было создано это произведение, писали на выделанных, то есть специальным образом обработанных звериных шкурах, и хранили их в свёрнутом виде, то есть в виде свитков.

Кроме чтения «Мегилат» на праздник выполняются ещё многие заветы.[1]

В Субботу, предшествующую празднику, в синагогах читается специальная секция Торы, называемая «Закор», что в переводе означает «память» о том, как под руководством «Амалека», который был царём амаликитян, племени, противостоящего евреям в древние времена, была осуществлена первая попытка уничтожения еврейского народа. Эти смертельные враги, выступили против еврейского народа ещё во время выхода из Египта. Они коварно напали на людей измождённых долгим пешем переходе под руководством пророка Мойсея, но были разгромлены людьми, обретшими свободу.

У кабалистов Амалек — синоним начала зла и нечистой силы. По древнееврейским источникам Амалек был внуком Исава, сына Иосифа, старшего брата Якова. Исав продал право первородства за тарелку чечевичной похлёбки Якову, и таким образом отказался от своих обязанностей перед семьёй, перед потомками. В Мегилат говорится, что Аман является наследником Амалека. Таким образом напоминается о существовании сквозной линией врагов в истории еврейского народа.

Затем накануне праздника Пурим евреи постятся в память о Посте евреев по призыву царицы Эстер.

Именно о подвиге королевы Эстер и её приёмного отца Мордехая написано в историческом свитке под названием «Мегилат Эстер».

Я постараюсь пересказать, прочитанный мной перевод этого произведения на английском языке, который разделён на 10 глав.

Глава 1

В ней рассказывается, что царь Ахашверош, властитель над 127 провинциями от Индии до Египта, устроил в своей столице Шушан колоссальный пир в честь третьей годовщины своего царствования пир продлился на 180 дней. Пир для всей знати царства — князей всех 127 провинций, своих важных слуг, и сатрапов, назначенных царём, чтобы продемонстрировать свою щедрость и заслужить их расположение.

Затем он организовал дополнительный пир на семь дней с изобилием вин и разнообразной еды для простых людей от мала до велика тоже в столице царства Шушане.

(В раввинской литературе пишут, что на этот пир были приглашены и все евреи города Шушана. Несмотря на то, что авторитеты общины во главе с мудрецом Мордехаем отговаривали евреев от участия в этом фестивале власти царя, множество евреев пришло на этот пир.

Важно понять двойственность положения евреев в царстве Ахашвероша. Евреи были приведены в плен, как рабы. Но это были искусные мастеровые, ремесленники, и со временем многие смогли поднялись по социальной лестнице в том обществе. Однако, в глазах власти они оставались подневольны, были тем, что со временем получило название «полезные евреи». Это случалось с евреями в истории много раз.)

Пришедшие на праздник евреи уже на входе были шокированы. На столах были выставлены сосуды и утварь, похищенная из Иерусалимского храма. Кроме этого, на столах была выставлена не кошерная еда. Но организаторы пира во главе с Аманом предложили евреям сесть за отдельные столы, выставили дорогие заморские вина, очень крепкие вина. В результате евреи напились и стали есть трефное, забыв о завете Бога. (Этот общий грех, по мнению многих раввинов, и привёл к последующим событиям.)

Аман, ненавидевший евреев, возрадовался, что евреи нарушили завет своего Бога — следовательно лишились его защиты, значит будет разорван союз евреев со своим Богом.

Параллельно с большим царским праздником для мужчин, и жена царя, царица Вашти устроила пир для женщин.

Во время своего пира царь Ахашверош послал семь управителей гаремов пригласить королеву Вашти явиться перед князьями всех 127 провинций — гостями царя во всей красе, в королевской короне и показать свою красоту, поддержать престиж царя. (Ну был грех, честолюбив был царь Ахашверош, любил похвастаться.)

Но царица отказалась явиться. (Причина в Меглилот не объясняется. Вашти была дочерью предыдущего царя, и этот брак способствовал Ахашверошу в получении короны. Вероятно, поэтому она чувствовала себя достаточно значимой. Возможно, что царица заболела, а может выпила много). Жена отвергла распоряжение царя, что царь воспринял как унижение и воспылал ужасным гневом.

Царь обратился к семи мудрецам, присутствовавшим на пиру, которые знали царские обычаи, законы и правосудие: «Что должно быть сделано с царицей, не выполнившей волю царя?»

Старший мудрец Мемука выступил вперёд и заявил: «Вашти совершила ошибку и нанесла оскорбление не только царю, но и всем князьям, и всем мужчинам всех народов царства. Её слова отказа распространятся по всему царству, среди всех женщин, и они тоже не станут слушать распоряжения своих мужей. Они скажут, что царь приказал привести царицу, а она отказала и принцессы царства, которые узнали про слова царицы Вашти, будут говорить слова презрения всем принцам, и все женщины царства перестанут слушаться своих мужей, станут презирать своих мужей. Поэтому надо издать эдикт объявляющий, что царица не пришла, не послушалась царя, и это позволяет царю передать её царские привилегии другой женщине, которая будет лучше, чем Вашти. Эдикт должен быть прочитан по всему царству. И все женщины царства должны оказывать честь своим мужьям, как знатным, так и простым.»

Это предложение Мемуки понравилось царю и всем принцам. Было решено послать письма во все провинции царства, ко всем нациям и в соответствии с их языками, что каждый мужчина главный в семье.

Глава 2

Царь не забыл про проступок Вашти, а его молодые слуги сказали: «Давайте искать невесту царю красивой наружности и пусть царь назначит комиссии во всех провинциях, и пусть отобранных девушек красивой наружности соберут в Шушане, столице царства. Пусть поместят их в доме для женщин (гареме) под присмотр Хагая, царского министра по женским делам, и пусть он снабдит их маслами и благовониями. Пусть девушка, которая понравится царю, займёт место Вашти.» Идея понравилась царю, и он приказал так и сделать.

Жил в городе Шушане еврейский мудрый мужчина, чьё имя было Мордехай, сын Джаира, потомок Бенджамина. (Бенджамина один из сыновей Якова). Он, как и многие другие, был пленён Навуходоносор в Иерусалиме, как и царь Израиля Джекония.

(Из других источников следует, что через некоторое время для евреев наступила относительно успешная полоса. Евреи смогли продвинуться в обществе и стали забывать о покинутом Иерусалиме.

Аналогичное можно говорить о множестве евреев Германии после Первой Мировой войны и о множестве евреев Советского Союза после Октябрьской революции.)

Но Мордехай оставался преданным своему Богу, своему народу и идеям восстановления храма и государства. Он учил тысячи еврейских детей традициям — изучать Тору, быть преданными Торе и еврейскому Богу.

Мордехай после смерти своего дяди Авихаиля удочерил его дочь Хадасу или Эстер, как сироту без отца и матери. Мордехай принял и воспитывал её как родную дочь. Эту дочь по эдикту царя забрали в царский дворец.

(В других источниках указывается, что девушек собирали совсем не добровольно. Царская стража просто пришла и увела Эстер в соответствии с царским указом. Для сравнения можно вспомнить, как много веков насильно призывали в армию юношей.)

Множество девушек были собраны в столице Шушане под управлением Хагая, и Эстер была тоже помещена под управление Хагая, (евнуха), министра по женским вопросам. (Эстер старалась поладить с начальником Хагаем и завоевала его симпатию.) Он поспешил снабдить её мазями и приставил к ней семь девушек из королевского дома. Затем он поместил Эстер и её девушек в лучшую комнату дома для женщин. Эстер не открыла своей национальности и своего происхождения, потому что Мордехай запретил ей об этом рассказывать (это могло поставить её под удар, частое поведение евреев во все времена).

Каждый день теперь Мордехай приходил под ворота дворца, (чтобы узнать что-нибудь о дочери, тревожась о её благополучии).

Прежде чем каждая девушка приходила к царю Ахашверошу, согласно практике предписанных обычаев для женщин, она в течение 12 месяцев проходила подготовку — умащивая тело. Сначала маслами, 6 месяцев и специальным мирровым маслом, и ещё 6 месяцев духами, чтобы с этим она могла войти к царю. Девушкам выдавалось всё, что они потребует перед первым вечерним визитом из женского дома в дом царя.

Утром она переходила во второй дом (гарем) царя под командование Шаашгаза, другого (евнуха) министра охраны наложниц. Девушка не могла снова появиться перед царём, если он не позовёт её, не вызовет, назвав имя. (Вероятно, Царь должен был иметь хорошую память. Например, Сталин помнил имена всех своих генералов. Восточный владыка должен был помнить имена своих наложниц. Каждому своё.)

Когда подошла очередь Эстер, она не потребовала ничего дополнительного, кроме того, что Хагай, министр хранитель первого дома женщин царя, велел ей использовать., Эстер получила одобрение всех, кто видел её.

Итак, Эстер попала во дворец царя в 10 месяце седьмого года царствования Ахешвероша.

Царю она понравилась больше, чем все другие девушки. Она завоевала его симпатию и любовь больше, чем другие претендентки. Эстер опять ничего не рассказала о своём происхождении, а через какое-то время Ахашверош водрузил корону на её голову, сделал королевой вместо Вашти.

Царь снова закатил пир для всех принцев и важных слуг и сделал им щедрые подарки в соответствии с большой щедростью царя.

Однажды, когда Мордехай сидел в тени у царских ворот, он услышал разговор двух возненавидевших царя руководителей охраны — Биктана и Тереша, задумавших убить царя Авашхероша.

(Из других источников — они говорили на своём родном языке, считая, что никто их не понимает. Однако, Мордехай понимал их язык и план их стал известен Мордехаю.) Мордехай рассказал об этом Эстер, а она рассказала от имени Мордехая царю Ахашверошу. Царь провёл расследование и нашел, что предупреждение было правильным, оба заговорщика были повешены. Это было записано в дневнике или летописи, которая потом читалась царю.

Глава 3

Возвышение Аммана и его замысел.

Царь Ахешверош начал продвигать ловкого негодяя Амана. Даже поставил его выше всех других своих слуг.

(Лживые, бессовестные люди всегда имеют преимущество перед другими людьми.)

Аман стал пользоваться своей властью. Подданные царя вынуждены были низко кланяться, становиться на колени и простирались наземь перед ним, как рабы. Старались подольститься к обличенному огромной властью Аману.

Но приходивший каждый день под ворота дворца Мордехай, не подходил поклониться, не становился на колени и тем более не простирался ниц перед могучим Аманом.

Когда Аман понял, что Мордехай никогда не станет на колени и не будет простирается ниц перед ним, то переполнился гневом. Но не хотел он унизиться казнью одного гордеца, а захотел наказать всех соплеменников Мордехая.

(Мелькнула у автора мысль, вероятно, порождённая годами, проведёнными в Галуте: «Почему Мордехай вел себя так вызывающе. Вёл бы себя поскромнее и никаких несчастий бы не собрались бы на голову всех евреев.» Именно так ведут себя большинство евреев в галуте — «Евреи знающие своё место».

В других раввинских источниках повествуется, что Мордехай был духовным лидером еврейской общины города Шушана. Он был учителем одной или двух тысяч детей и юношей, изучавших Тору. Аман подсмотрел их занятия и был поражен силе духа и преданности этих людей своему Богу. Именно это возбудило его ненависть к евреям, это было причиной ненависти.)

И задумал Аман уничтожить всех соплеменников Мордехая во всём огромном царстве царя Ахашверош.

В первый месяц двенадцатого года правления Ахашвероша Аман с помощью своих жрецов, колдунов бросил жребий на жизнь евреев. (Поэтому праздник и носит название Пурим, что в переводе с еврейского означает «жребий».) И выпал двенадцатый месяц и тринадцатое число, на которое наметил Аман уничтожение евреев.

Для реализации своего замысла явился Аман к своему патрону, царю Ахашверошу, с жалобой: «Есть определённые люди в твоём царстве, держащиеся особняком от остальных людей во всех провинциях твоего царства. Их законы (вера) отличаются от законов других людей, и они не подчиняются законам, изданным тобой, царь (он не говорит, что для него главное — они не приняли закон почитать его — Амана) и не имеет смысла позволять им быть. И если это будет приятно царю, то позволь написать эдикт об их уничтожении. Я отвешу десять тысяч талантов серебра в казну для вознаграждения тех, кто исполнит эту работу (мол тебе, государь — это не будет стоить ни гроша).»

(Аргументы, записанные в Мегилат тысячи лет назад, повторяются почти дословно множеством ненавистников евреев вплоть до сегодняшнего дня!

Царь, (не особенно вникая, не особенно задумываясь, будучи, возможно, не совсем трезвым) вручает перстень с царской печатью со своей руки Аману, сыну Хамадата из рода Агагита, врагу еврейского народа. Царь добавляет: «Серебро данное тобой, и люди, которых ты наметил, пусть делают как это будет приятно тебе.». (Царь как будто пытается снять с себя ответственность и возлагает её на Амана.

У человека может возникнуть вопрос — где найти желающих грабить, избивать и убивать невинных людей по надуманным предлогам, которых ты и в глаза не видел? Такие люди нашлись тогда, и потом, и нашлись много веков спустя во время Второй Мировой Войны, когда в каждой завоёванной Гитлером стране находились изверги, готовые за деньги, а часто и бесплатно — из зависти и низменных инстинктов доносить, грабить, насиловать и убивать людей. Это случилось и в Польше, и в Литве, и в Украине, и, вроде, высоко цивилизованной Франции. А в польской деревне Едбавне местные жители учинили погром, в котором убили несколько сот человек, а оставшихся в живых загнали в синагогу и подожгли. В Интернете приводится число — 1500 человек включая женщин и детей. Поляками в то время были организованы более 30 погромов и массовых репрессий.

По сталинскому плану после проведения компании по борьбе с космополитами были запланированы сначала казни врачей на центральных площадях городов, затем погромы и депортация евреев в Сибирь, и нападение «народных масс» на составы, чтобы половина людей не добралась бы до недостроенных бараков. В Союзе тоже нашлось бы множество людей, заведенных пропагандой. Но была инициатива и снизу. Сверху была спущена команда составить списки евреев в каждое домоуправление. И шустрые сотрудники домоуправлений стали составлять списки нуждающихся в получении жилплощади, которая должна освободиться после реализации плана депортации евреев.)

И были вызваны Аманом царские писари в тринадцатый день первого месяца, и был записан текст эдикта в соответствии со словами Амана сатрапам — наместникам царя, князьям всех провинций. Каждой провинции в соответствии с её традициями и соответствующим сценарием, каждому человеку на доступном ему языке.

(В Советском Союзе во время борьбы с космополитизмом это упростили и удешевили. Перевод осуществлялся, если осуществлялся на местах. Русский язык, язык главной нации империи должен был знать каждый.) Письма с эдиктом были написаны от имени царя Ахашвероша и были скреплены печатью его перстня. Письма должны были быть доставлены курьерами ко всем царькам провинций. Эдикт приказывал разрушить, убить, погубить всех евреев, молодых и старых, маленьких детей и женщин в один день тринадцатого числа двенадцатого месяца. Захваченное у евреев признать законной добычей исполнителей.

Копии этого эдикта должны были быть доставлены в каждую провинцию и представлены всем людям, чтобы быть готовыми в определённый день.

(Гитлер и компания подготавливали похожие приказы, провозглашала их в газетах, на радио, развешивая плакаты на специальных стендах, заборах и стенах домов во всех завоеванных территориях, но коварно говоря только о перемещении и скрывая цель убийства.)

Курьеры Амана отправились немедленно в соответствии с царским приказом. Эдикт оказался прежде всего в Шушану, столице царства.

Царь и Аман сидели и пировали, а город Шушана забурлил.

(Раввинские источники утверждают, что было заготовлено два эдикта. Один подготовиться к избиению 13 Адара. А то, что должны быть не только избиты и убиты именно евреи было, указано во втором эдикте.)

Глава 4

Мордехай быстро узнал всё. (Это быстро просочилось. И не могло не просочиться. Евреи были самым грамотными в те времена народом. Многие владели несколькими языками. Не удивительно, что среди царских писарей оказался еврей, а может и не один. Они довели до сведения лидера общины какая угроза нависла над еврейским народом.

Фашисты сразу поняли, что одновременно и быстро «еврейскую проблему» они не смогут решить. Решение затягивалось. Информация засекречивалась, запускалась дезинформация. Но информация тоже просачивалась, что позволяло спастись некоторому количеству приговорённых.

Во время подготовки Сталинской расправы тоже принимались меры секретности — никаких письменных распоряжений о подготовке расправы не писалось. Тогда так научились прятать секреты, что даже протоколы политбюро не печатались, а приказы отдавались и передавались устно. Хотя среди тех, кому власть доверила секрет подготавливающейся расправы евреев не было, но нашлись друзья евреев, которые предупредили евреев и слухи достигли всех. Как и в древние времена народ был в ужасе.)

Мордехай отдал в аренду свои дорогие одежды, а сам оделся в мешковину и посыпал голову пеплом в знак горя. Он пришел в центр города кричал, громко и горько плакал. Пришел Мордехай и к царским воротам, но никто не смел приблизиться к царским воротам одетый столь бедно.

В каждой провинции куда пришел царский эдикт распространился страх, горестные стенания среди евреев. Лохмотья и пепел покрывали тела наиболее выдающихся членов общин. (Я помню, какое угнетённое было настроение было у нас в семье во второй половине 1952 и начале 1953 года. Как я пытался объяснить своей дворовой компании, что «космополиты» вовсе не евреи. Я показывал им маленькую статью в газете «Труд», где белым по-черному это было напечатано! Но это встречало только нехорошие ухмылки.)

Горничные Эстер и прикреплённые к ней управляющие пришли к ней и рассказали о нищенской одежде Мордехая. Эстер очень испугалась и послала хорошую одежду Мордехаю взамен мешковины. Но Мордехай не принял. Тогда королева Эстер вызвала главного, приставленного ей для услуг, управляющего Хитачи, и послала его узнать, что произошло. Управляющий так и сделал, пошел и нашел Мордехая в парке перед дворцом. Мордехай рассказал Хитачи, что случилось с ним и про полный взнос серебром, который Аман предложил царю за уничтожение всех евреев.

Более того Мордехай передал Хитачи полную копию декрета, представленного в город Шушана, чтобы он показал и рассказал королеве Эстер. Передал он и просьбу, наказ Эстер, чтобы она пошла к царю и умоляла пощадить её народ. Эстер велела передать Мордехаю, что она не может нарушить строгие правила, которые знают все слуги и знатные люди: «Любой мужчина или женщина, если явится во внутренний двор царя без приглашения, то не будет ему закона, защищающим его от смерти. Только, если царь протянет ему свой золотой скипетр, тогда он останется жив. Но я не имею вызова, и я не видела царя уже целый месяц.» Пришел Хитачи к Мордехаю и пересказал всё сказанное царицей. Тогда Мордехай велел передать Эстер свой ответ: «Не воображай, что ты сможешь избежать в царском дворце судьбу всех евреев. Если ты будешь молчать в это время, и спокойно ожидать спасения неизвестно откуда, то имущество твоего отца, твоих родных будет уничтожено, и кто знает в эти времена сохранишь ли ты своё звание царицы.»

Получив это послание глубоко задумалась царица Эстер. Затем послала отцу Мордехаю следующее послание: «Собери всех евреев города Шушана, и пусть они молятся и постятся за меня, и пусть не едят и не пьют три дня — днём и ночью. Я и мои девушки, (обслуживающие меня), тоже будем поститься, и потом я пойду к царю вопреки закону, и если я погибну, то я погибну.» Мордехай передал послание Эстер жителям Шушаны и велел сделать всё, как наказала Эстер.

Глава 5

Итак, после третьего дня поста (настало время действовать). Эстер оделась, как подобает царице, и явилась во внутренний двор дворца перед открытыми вратами в тронный зал, где сидел царь Ахашверош. Вид царицы в богатом наряде вызвал расположение царя, он позвал Эстер и протянул ей свой золотой скипетр. Она коснулась его конца с почтением.

«Что озаботило тебя, в чем твоя просьба, царица Эстер? Я готов тебе отдать даже пол моего царства», сказал Ахашверош. «Если это будет любезно моему царю, то пусть он вместе с главным министром Аманом придёт вечером на пир, который я приготовила.»

И явились царь Ахащверош с его любимцем Аманом на пир, приготовленный Эстер.

В течении изобиловавшего вином застолья царь снова спросил Эстер: «В чем твоя просьба, королева Эстер? Что ты хотела бы получить? Я готов тебе отдать даже пол моего царства.». Отвечала ему царица, опустив глаза и низко склонившись перед владыкой: «Моя просьба, и мой запрос, если я заслужила доброе отношение в глазах государя, и государь обещал исполнить мою просьбу, то примите моё приглашение приди и завтра на приготовленный мною маленький банкет.»

Аман ушел с этой пирушки счастливым, очень довольный и воодушевлённый. Но когда он увидел Мордехая у ворот дворца, и тот не только не простёрся, но даже не поднялся перед ним. Сердце Аммана наполнилось злобой против еврея и всех евреев. Но Аман сдержал себя, и когда пришел домой он послал гонцов за друзьями и собственной женой Зереш. Аман перечислил перед ними поводы для своей славы: богатство, множество сыновей, расположение царя и возвышение его над всеми князьями и слугами царя. И сказал Аман: «Царица Эстер не пригласила на свой пир никого кроме царя и меня на завтра. Только я приглашен быть с ней и царём. Но это ничто для меня, когда я вижу этого еврея Мордехая, сидящего у царских ворот». И посоветовали его жена Зереш и его друзья: «Дай распоряжение соорудить виселицу в 50 локтей в высоту и скажи утром царю, чтобы он повесил Мордехая на этой виселице, и иди вечером на пир с царём с радостью.». Идея Аману понравилась, и он отдал распоряжение соорудить виселицу

Глава 6

В эту ночь царь спал очень беспокойно. Проснувшись среди ночи, он приказал принести книгу хронологических записей, летопись своего царствования, и читать для него. И было найдена запись, что Мордехай предупредил царя о заговоре Бехтана и Тереша, управляющих царского двора, стражами царской казны, которые задумали наложить руку на царя. И спросил царь тогда своих подчинённых: «Какая почесть была воздана Мордехаю.» Слуги, которые присутствовали ответили, что никак не был вознаграждён Мордехай. Тогда Ахашверош кликнул: «А кто сейчас из знати пришел ко дворцу?» Слуги объявили, что Аман, первый министр, уже есть во дворе. «Пригласите его войти», — велел царь. И вошел Аман, уже ожидавший царя, чтобы просить о казни Мордехая на виселице, которую он приготовил для него.

Когда Аман вошел, царь спросил его: «Как ты считаешь, что нужно сделать для человека, которому царь хочет оказать почесть?». Аман, обдумывая вопрос царя, спросил себя: «Если царь спрашивает меня, какую почесть оказать человеку, кому царь хочет оказать честь, если не мне?». И ответил Аман: «Для человека, которому ты хочешь оказать честь, прикажи принести царскую одежду, которую носил царь, и прикажи слугам одеть в эти одежды этого человека. Прикажи привести коня, на котором выезжал царь, и посади этого человека на этого коня, возложи корону на его голову и поручи поводья коня самому уважаемому князю. Позволь им выйти парадом на площадь перед дворцом, и чтобы провозглашалось при этом: «Такое проделано с человеком, которому царь хочет оказать почести!».

И царь сказал Аману: «Поспеши, возьми одежду и коня и сделай как ты придумал в отношении Мордехая, еврея, который сидит у царских ворот.» И Аман повиновался — взял королевскую одежду, коня, одел Мордехая и вышел парадом на площадь перед дворцом провозглашая: «Такое должно быть проделано с человеком, которому царь хочет оказать почести!»

После этого Мордехай вернулся к царским воротам, а Аман поспешил домой с рыданиями и склонённой головой. Аман пересказал подробно жене Зереш и всем своим друзьям о случившемся. Его советники и мудрые друзья сказали ему: «Если Мордехай, глава еврейского рода, перед которым ты начал падать, ты не одолеешь его, наверняка, ты падешь перед ним». В то время, как они обсуждали это событие, явились царские знатные посланники звать Амана на пир, приготовленный царицей Эстер.

Глава 7

Итак, царь и Аман пришли пить и есть у царицы Эстер. И царь снова спросил Эстер: «В чем твоя просьба, царица Эстер? Что ты хотела бы получить? Я готов тебе отдать даже пол моего царства.»

Царица Эстер, отвечая, сказала: «Моя просьба, и мой запрос — если я заслужила доброе отношение в глазах государя, и если это будет приятно моему царю, то пусть будет дарована мне жизнь, а моя петиция, моя мольба будет о моём народе. За что мы были проданы и мой народ должен быть сокрушен, умерщвлён и исчезнуть? Сейчас мы должны быть проданы в рабство и стать рабынями. почему я должна хранить молчание перед врагом, не считающимся с потерями царя!»

Царь Ахашверош удивлённый спросил: «И кто же это, и где же он, кто осмелился делать это?». И ответила ему царица Эстер: «Противник и враг есть этот дьявол Аман!»

Затрепетал в страхе перед царём и царицей Аман. Восстал царь полный гнева в праздничном пиру и вышел в царский сад, а Аман остался вымаливать свою жизнь у царицы Эстер. Но увидел, что дьявол был теперь против него волей царя.

Когда царь вернулся из сада в дом праздника, вина, пира то увидел, что Аман упал на диван рядом с царицей Эстер. Обратился царь Ахашверош к Аману: «Так ты хочешь принудить царицу и меня в этом доме?» Слово вышло из уст царя и покрыло лицо Аммана. Затем с царём говорил Харбана — один из министров царя: «Есть виселица, которая сделана Аманом для Мордехая, который говорил важные вещи для пользы царя. И стоит во дворе Амана эта виселица в 50 локтей высотой!».

Тогда царь твёрдо произнёс: «Повесить его на ней». И слуги повесили Амана на этой виселице, которую он приготовил для Мордехая и гнев царя утих.

Глава 8

В этот же день царь Ахашверош подарил царице дом Амана, врага евреев. А Мордехай был призван явиться к царю, потому что царица Эстер рассказала царю кем он ей приходится. Царь Ахашверош снял с руки перстень и подал Мордехаю, тот перстень, который был отобран у Амана. Эстер назначила Мордехая управителем дома Амана.

Но царица Эстер продолжила жаловаться Ахашверошу. Она пала на землю к ногам царя, рыдала и умоляла царя отвести катастрофу, которую разработал Аман Агагит против евреев. Задумался царь, затем простёр свой скипетр к простёртой у его ног Эстер. Царица подняла голову, встала перед царём и стала говорить: «Если это будет угодно царю, и я нашла благоволение в его глазах, предмет ясен царю, и я права в его глазах, то позволь подготовить письмо с отменой распоряжений Амана сына Агагила, которым он предписал уничтожить евреев во всех провинциях царства. Как я могу видеть, что дьявол будет хозяином над моим народом, и как я могу видеть убийство моих родных.»

Тогда царь Авахерош сказал царице Эстер и еврею Мордехаю: «Смотрите, владения Амана я отдал Эстер, а хозяина владений повесил на виселице потому, что он поднял руку на евреев. Подготовьте новый документ от имени царя и приложите печать царского перстня. Старый приказ, написанный от имени царя и скреплённый печатью царского перстня, не может быть отменён. Поэтому царские писцы были вызваны в третий месяц, месяц Севан, 23 дня, и по распоряжению Мордехая написали ко всем евреям, сатрапам-наместникам, властителям и князьям от Худа до Куша во все сто двадцать семь провинций указ. Каждой провинции свой текст на её языке и евреям на их языке. И написан этот указ был от имени царя Ахашвероша, скреплен печатью его перстня. И послал Мордехай письма верховыми гонцами и наездниками на верблюдах и на одногорбых верблюдах-дромадерах, с вестью, что царь даёт евреям в каждом городе право собраться и защищать себя, громить, сражать и причинить смерть, губить во всех провинциях всех людей, преследующих их. Собраться в один день на тринадцатый день двенадцатого месяца, месяца Адар во всех владениях царя Ахашвероша. Копии этого указа, который должен быть провозглашен перед всеми людьми законом данным в каждую провинцию. Евреи должны быть готовыми защищать себя от их врагов. Курьеры, которые мчались на царских лошадях, верблюдах выехали спешно, чтобы доставить приказ своевременно. Указ был провозглашен и в столице царства Шушане.

Мордехай покинул резиденцию царя в царской одежде — голубой и белой, с большой золотой короной, завёрнутый белое и голубое льняное полотно. Жители Шушаны радостно приветствовали его.

. В каждой провинции, в каждом городе, куда приходил этот царский указ, среди евреев воцарились радость и веселье, Пиры и праздничные дни. Множество людей земли перешли в иудейство, потому что страх перед евреями появился у них.

Глава 9

И в двенадцатый месяц, месяц Адар, тринадцатый день, когда царский указ был неожиданно представлен к исполнению ко дню, о котором мечтали враги евреев, чтобы захватить власть над ними, всё перевернулось, и евреи получили власть над своими врагами. Евреи собрались в своих городах во всех провинциях царя Ахашвероша, чтобы положить руку на тех, кто искал возможность нанести вред им. И князья всех провинций, и сатрапы-наместники, и власти и все, кто проводил в жизнь царские решения, поддержали евреев, такой страх перед Мордехаем напал на них. Мордехай возвеличился в царском доме, и его слава распространилась по всем провинциям. Для людей образ (авторитет) Мордехая всё рос и рос. Евреи разбили всех своих врагов силой оружия -убийством и разрушением. Они сделали с врагами то, что те хотели сделать с ними. А в Шушане, столице царства, евреи уничтожили пять сотен своих врагов.

После этого спросил Царь Эстер: «Теперь в чем твоя просьба, и это тоже будет тебе даровано?». И ответила царица Эстер: «Если это будет угодно царю, то издай на завтра декрет, позволяющий евреям повесить сыновей Амана на заготовленной ими виселице. Царь приказал, чтобы это было сделано специальным указом в Шушане, и все десять сыновей Амана были повешены. Затем евреи собрались на четырнадцатый день месяца Адар чтобы защищать себя и убили ещё три сотни врагов своих, но не положили руку на возможную добычу.

Остальные евреи, жившие в разных провинциях царства, тоже собрались, чтобы защитить себя и тоже повергли семьдесят пять тысяч своих врагов, и везде они не положили руку на возможную добычу.

(Евреи не планировали и не совершали не только грабежей, но не трогали женщин, детей и стариков. Даже жену Амана, непосредственно участвовавшую в разработке плана уничтожения евреев.)

Это всё происходило в тринадцатый и четырнадцатый день месяца Адара.

Евреи, которые собирались тринадцатого и четырнадцатого числа в Шушане, отдыхали пятнадцатого и сделали этот день днём пиров и радости. Еврейские поселенцы маленьких открытых городков делают и четырнадцатое Адара днём радости, пиров и праздника и посылают друг другу подарки.

Мордехай записал эти события и послал письма ко всем евреям, кто проживал в разных провинциях царства Аващхероша близких и далёких, чтобы они сделали четырнадцатое и пятнадцатое числа месяца Адара праздничными каждый год. Чтобы они стали днями отдыха от врагов и месяц, когда произошло решительное изменение в жизни народа от упадка и горестных ожиданий к радости, от горестных причитаний к празднику, днями праздников и посылания подарков друг другу в знак солидарности, а также специальных подарков бедным. И евреи приняли этот завет и начали исполнять этот завет Мордехая.

А об Амане, сыне Хамммедаса Агагита, врага всех евреев, изобретшего идею уничтожения евреев, который бросил жребий и всех его последователей держать в ужасе и уничтожать.

А когда царица Эстер пришла перед царём с просьбой, он скомандовал через письма покончить с дьявольским замыслом Амана против евреев. Замысел уничтожения людей, который он завещал своим сыновьям, пал на его собственную голову. Он сам и его дети закончили жизнь на виселице. Эти дни называют Пурим по слову «пур» — жребий. Потому, что все слова этого письма Морехая евреи увидели, озаботившись этим предметом, поняли и приняли. Евреи предписывают и берут на себя, на своих наследников и всех, кто присоединился к ним, не пересматривать этот обычай, и делать эти два дня в соответствии с рукописью, в соответствии с предписанным временем каждый год. Все эти дни должны быть не забыты и праздноваться во всех последующих поколениях, в каждой семье, в каждой провинции и каждом городе. Эти дни Пурима не должны быть отменены среди евреев. Память о них не должна прерываться во всех поколениях.

Эстер, и Мордехай еврей, записали всё, как акт имеющий силу, чтобы подтвердить второе письмо о Пуриме. И он послал письма ко всем евреям во все сто двадцать семь провинций царства Ахашвероша, слова мира и правды, подтверждающие эти дни Пурима в назначенное время, как Мордехай еврей и Эстер королева обрадовали их. И как они предписали себе и своим потомкам важность поста и их плача. Затем приказ Эстер подтвердил эти атрибуты Пурима и это было записано в книгу.

Глава 10

Царь Ахашверош наложил дань на землю и на острова в море. И все акты его власти и его могуществе и доверил управление достоинству Мордехая. Царь выдвинул его и это было записано в книгу хроник царей Средиземноморья и Персии., что еврей Мордехай был наместником царя Ахашвероша Он был признан, как справедливый и мудрый управитель подданными Ахашвероша, кроме этого он был признан великим среди евреев, признан большинством его собратьев, находивший добро для всех его людей и провозглашавший мир всем подданным.

Послесловие.

Важно отметить, что в книге Мегиллат, которая была написана намного позднее Пасхальной Агады, главными действующими лицами стали люди, мужчина и женщина, а не сам Бог. Да они верят во всемогущего, но действуют самостоятельно, объявляя мобилизацию на совместные действия. И уже не Бог, а Мордехай даёт наказ не забывать эти события и ежегодно отмечать это событие как пост и праздник. Как важнейший урок истории.

Такова традиция — у евреев в календаре есть не только праздники, но и дни печали. И даже праздники, как правило, включают моменты печали.

В Мегилат звучит важное предупреждение: «В каждом поколении будут появляться ненавистники евреев!». Евреи должны быть объединены и готовы к отражению опасности всеми доступными средствами. На сегодняшний день такие враги выступают даже в ООН, неоднократно голосуя за антиизраильские резолюции, а Европейский Союз, становится на сторону Абу Мазена, непрерывно явно и тайно подстрекающего даже к терактам против евреев и стремящийся разнообразной клеветой де-легитимизировать Израиль.

Наставление вдумчиво читать Мегилат Эстер, повторять урок истории, направлено на осознание каждым евреем и еврейкой роль личности в истории, и призывает не забывать про связь со своим народом, даже ответственность за его судьбу. Любой поднявшийся на какую-то высоту, находясь в странах рассеяния, должен иметь мужество подняться на защиту своего народа.

Чтение Мегилат Эстер важнейший акт, предписанный евреям во всех поколениях, для сохранения жизни народа, памяти и сознательного отношения к истории народа.

Мы выходцы из бывшего СССР помним, что Советская власть стремилась искоренить эту идею из евреев. «Они тянут своих всегда…» — типичное обвинение и идея против выдвижения евреев. В то же время на каждого еврея навешивалась ответственность за любые, даже мнимые, промахи, преступления евреев, и даже всемирный заговор по захвату власти над миром, описанный в «Протоколах Сионских мудрецов» изобретенный царской охранкой. Мы в настоящее время являемся свидетелями новой битвы с врагами евреев, не желающих признавать тысячелетний Иерусалим столицей еврейского государства, требующие разделить его с злобными врагами.

___

[1] Один из заветов праздника Пурим говорит, что мы должны слышать Мегилат дважды: сначала в вечер Пурима, и снова днём. Заветы утверждают, что критически важно слышать каждое слова чтения Могилат. Звуки трещоток, осуждения негодяя, должны звучать только в тех точках, когда звучит его имя, Аман.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *