Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваикра

Loading

Каждый раз, когда народ Израиля подвергался гонениям за свою верность Г-споду, находились великие мученники и герои, которые без колебания жертвовали жизнью, терпели страшные пытки и восходили на костёр, чтобы «освятить Имя Г-спода» — зримо продемонстрировать, что нет такой силы, которая в состоянии превозмочь любовь Израиля.

Недельный раздел Ваикра

Михаил Ривкин

Если жертва его всесожжение, то из крупного скота, мужского пола, без порока, пусть принесет ее; ко входу шатра соборного пусть приведет его, чтобы приобрести ему благоволение пред Г-сподом. И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения, и приобретет он благоволение для искупления его (Ваикра 1:3-4)

Ритуал возложения рук старшим, высшим, благословляющим на голову младшего, низшего, благославляемого встречается не только в иудазме, но и в других монотеистических религиях. Интересно, что впервые этот ритуал упомянут применительно не к человек, а к жертвенному животному. В чём же смысл этого возложения рук, как следует понимать слова «приобретёт он благословение? РАМБАН предлагает три возможных объяснения,

«… приобретёт он благословение — и обратится он к Создателю, который станет благоволить ему, и это жертвоприношение искупит его.

Но возможно, что слова «приобретёт он благословение» относятся ко греху, т. е. Создатель снизойдёт ко греху его, и даст этому греху искупление.

И возможно, что слова «приобретёт он благословение» следует понимать так, что провинность обретает благоволение пред лицом Г-спода, и гнев его более не обратится на грешника».

Но какое бы из этих пояснений мы ни приняли, относятся ли слова «приобретёт он благословение» к грешнику или к самому греху, обязательно возникает вопрос: а в чём смысл возложения рук на голову жертвенного животного? А если этого жеста не будет, означает ли это, что не будет и благоволения Свыше? Более того, если не будет самого жетвоприношения, что это изменит? Уж очень всё это напоминает некий магический ритуал, когда те или иные жесты или телодвижения имеют особую таинственную силу и способны дать совершающему их «благословение для искупления его», как бы ни был тяжёл тот грех, который нужно искупить! Многие комментаторы задумавались над этим вопросом.

«… и захотелось ему — ибо он решил по своей воле очистить себя от грехов и преступлений своих, сова «и захотелось ему» относятся к желанию, которое созрело в сердце этого человека поступить именно так, а не иначе. И возвратная форма глагола указывает, что человек сам себе ужаснулся, и задумался над своими грехами, и узрел зло своих деяний и величие Того, проив кого он согрешил. И очистились его помыслы, и пожелалал его чистая луша покаяться и признаться в том, что он совершил проив Творца.

И об этом сказано: «и возложил… и захотелось ему», и учат наши Мудрецы, что каждый возлагающий руки должен покаятся над жетвенным животным словесным покаянием, и в этом главный смысл жертвоприношения»
(р. Яаков Цви Мекленбург, а-Ктав ве а-Каббала).

Этот комментарий построен на многозначности текста Торы, на том, что одно и то же слово можно прочесть как разные грамматические формы трёхбуквенной корневой основы. В зависимости от того, какую грамматическую форму мы увидим в интероесующем нас слове, меняется и его значение. Слова ונרצה לו можно понимать как «стал желанным», «обрёл благоволение», «обрёл милость», или, совсем дословно, «ему благоволено». Но эти же слова можно понимать и как «ему захотелось», «ему пожелалось». Именно это значение, «не вместившееся» в различные переводы на русский язык, очень убедительно обыгрывает р. Яаков Цви Мекленбург. Из его комментария ясно, что речь не идёт о каком-то автоматическом изменении в статусе грешника и в отношении к нему Г-спода в результате ритуала жертвоприношения. Речь идёт об изменениях в душе самого грешника, о его раскаянии. Не жертвоприношение даёт милось или благоволение, не внешние ритуалы «работающие автоматически» меняют что-то в отношениях между Творцом и тварным человеком. Только искренне желание человека очиститься и измениться к лучшему имеет такую силу. Жертвоприношение и все связанные с ним ритуалы являются не более чем внешним оформлением этого желания.

Теперь нам станет понятнее и другой оборот речи, часто встречающийся при описании жертвы всесожжения:

«это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное Г-споду» (Ваикра 1:9).

Термин «благоухание, приятное Господу» мы впервые встречаем применительно к жертвоприношению Ноаха:

«И устроил Ноах жертвенник Г-споду; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и принес жертву всесожжения на жертвеннике. И обонял Г-сподь благоухание»
(Брейшит 8: 20-21)

Умберто Касутто прекрасно объясняет смысл этого термина в своей книге «от Ноаха до Аврама»

«И обонял Г-сподь благоухание — Б-г Израиля не нуждается в жертвоприношениях, как сказано: Разве ем Я мясо быков и кровь козлов пью? (Тхилим 50:13). Жертвоприношение Ноаха это жертва всесожжения, которая сжигается на жертвеннике без остатка, мясо не жарится, а именно сжигается, превращается в угли, совершенно несъедобные. То, что возносится к Престолу Всевышнего — это нечто неуловимое и неощутимое, что невозможно потрогать руками и увидеть глазами. И не может слово «благоухание» обозначать в данном контексте запах горелого мяса, ибо в самом этом запахе ничего приятного нет, он просто отвратителен. Явно речь идёт о чём-то другом.

Фигура речи «обонял благоухание» издавна утратила в иврите своё буквальное значение, и сохранила значение сугубо метафорическое: принял благосклонно, оценил намерения в сердце приносящего жертву. Цитированный выше пассук имеет своё ясное продолжение: «Б-гу принеси жертву, (и сделай) признание, и исполни пред Всевышним обеты свои» (там же 50:14). и смысл этих слов: самое желанное жертвоприношение для Б-га — это чувство признательности, чувство почтения и благодарности в наших сердцах. Именно таково было жертвоприношение Ноаха, и потому оно было угодно Г-споду».
«Касутто От Ноаха до Аврама)

Мудрецы, Благословенной Памяти, не пользовались термином метафора. Но множество ярких и неожиданных метафор украшают талмудическую аггаду, в немалой степени именно метафоры объясняют неугасающий интерес к аггаде в наше время, делают её «вечнозелёной», открывают её заново новым и новым поколениям, помогают нам проникнуть в сокровенный смысл глубоких и сложных религиозно-философских идей, скрытых в незатейливом, на первый взгляд, повествовании. Одна из самых трагических и прекрасных метафор аггады связана именно с выражением «благоухание, приятное Г-споду».

«И обонял Г-сподь благоухание (Брейшит 8:21) — обонял благоухание праотца Авраама, поднимавшееся из пещи огненной, «обонял» — это благоухание Ханании, Мишаэйля и Азарии поднимавшееся из пещи огненной, «обонял Г-сподь» — обонял благоухание поколения гонений [поколения р. Акивы и его сотоварищей, которые обрекли себя мучениям и сожжению, ради освящения Имени Г-спода во времена императора Адриана]. Р. Шалом от имени р. Нехемии сказал: Это подобно царю, который искал место, чтобы построить себе дворец. И не знал он, где построить. И нашёл он склянку с благовониями, и обонял их, и построил дворец на том месте, где нашёл эту склянку»
(Брейшит Раба 34:9).

В этой аггаде танахический оборот речи «обонял благоухание» окончательно лишается всякой связи со своим буквальным значением. Г-сподь ничего не «обоняет», ни в буквальном, ни в переносном смысле. Речь идёт о том, что каждый раз, когда народ Израиля подвергался гонениям за свою верность Г-споду, находились великие мученники и герои, которые без колебания жертвовали жизнью, терпели страшные пытки и восходили на костёр, чтобы «освятить Имя Г-спода» — зримо продемонстрировать, что нет такой силы, которая в состоянии превозмочь любовь Израиля к Пресвятому, будь Он Благословен. И это жертвенное служение Г-сподь «принимал благосклонно и оценивал намерение в сердцах приносящих жертву», самую великую жертву, которую только может принести человек. Вторая часть аггады объясняет, что именно это святое и чистое намерение стало залогом вечной и нерушиой связи избранного народа с его Творцом.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваикра

  1. У меня возникло сомнение.
    Гоподь благосклонно принимал жертвы – это касается также случаев жертвования жизнью ради доказательства любви к Богу? Если это так, то хотелось бы получить ссылку на талмудический источник. И еще: есть ли отрицательные мнения комментаторов в отношении кидуш а шем?

Добавить комментарий для victor Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.