Борис Замиховский: Песах

 295 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Шулхан арух — организация застолья по-новому, потому что праздничный стол не просто продукты для утоления голода. Это есть итоговый опыт вечера, когда мы кормим себя и других физически и духовно. Мы предполагаем, что получили результат, подготовились к изменённой жизни, по-новому воспринимаем этот накрытый стол.

Песах

Пересказ статьи Саймона Джекобсона и размышления о главном еврейском празднике

Борис Замиховский

Суть и 15 шагов празднования этого праздника

Эта статья одна из серии моих работ под общим названием «Мой путь в настоящие евреи». В основу положен свободный пересказ статьи Раббая Саймона Джекобсона «15 шагов, ступеней программы пасхального Cейдера» и попытка осмысления с дополнениями из разных источников, главным из которых является книги Passover Dr. Wolfson with Joel Lurie Grishaver.

Passover на английском, как Пасха или Пейсах в переводе с иврита, означают — «пройти мимо». Имеется ввиду, что ангел смерти во время десятой египетской козни проходил мимо еврейских домов, а в каждом доме египтян поражал первенца.

Это праздник освобождения, исхода из рабства и рождения еврейского народа, первым поверившим в единого Бога, среди моря народов-язычников. Поэтому главным символом праздника является Маца — незаквашенный, самый простой, неприхотливый хлебный продукт. Одна из легенд говорит, что Мацу получали, разложив незаквашенное тесто просто на песок под горячее солнце пустыни.

Это главный праздник в еврейском календаре. Точнее это первая часть праздника. Вторая часть Шавуот — праздник дарования Торы — нравственного закона, который завершает освобождение и организует дальнейшую жизнь еврейского народа вокруг долга соблюдения этого закона.

В пророческих книгах написано:

«Для каждого поколения евреев есть обязанность во время празднования Пасхи представлять в своём воображении, как если бы мы сами только сегодня покинули страну рабства Египет».

На иврите древний Египет обозначается словом «Митзарим». Это производное от слова «митзар» означающего границы, ограничения. Пребывание в Египте означало для евреев постоянные принуждения и ограничения физические, эмоциональные и духовные. Любые действия проявления свободы были запрещены.

Многие не знают и не задумываются за что римляне казнили Иисуса Христа? А судили и казнили его за организацию праздничного застолья, Сейдера, называемого в христианской религии «Тайная вечеря». Это Иисус Христос собрал своих учеников-апостолов на праздничный вечер, где рассказывал им историю исхода евреев из Египта на свободу. Они отмечали праздник освобождения из рабства, запрещённый римскими оккупантами.

Согласно еврейским пророчествам, новая эра «Царства божия на земле» наступит с приходом Мошияха, нового Мойсея из «дома Давидова» основателя династии еврейских царей. Дева Мария, мать Иисуса была именно «из дома Давидова», значит и её сын мог претендовать на царскую корону. Римляне были очень чувствительны к поверьям порабощённых народов. Именно поэтому на шее распятого Христа была табличка — «Царь Иудейский».

Праздник Пасхи в значительной части ориентирован на активное участие детей. Старт на пути в евреи для детей, происходит именно в праздник Пасхи, когда они вместе со взрослыми стараются пройти путь древних евреев, выходивших из Египта на свободу. Ведь именно своими детьми евреи поклялись у горы Синай, принимая обет служить Богу.

Изучая на английском языке разные книги по иудаизму, я обнаружил, что есть много неточностей в понимании традиций и текстов иудаизма среди нас, русскоговорящих евреев. Например, утверждение, что пророк Моисей явился перед египетским фараоном, безымянным с просьбой «Отпусти мой народ».

Да евреи вышли из Египта под водительством пророка Мойсея. Но важно понимать, что Моисей пришел к фараону не со своей просьбой, а с требованием: «Отпустить мой народ на свободу» от имени еврейского единого Бога. И не просто отпусти, а «Отпустить мой народ для того, чтобы он служил мне».

(«Служить Богу» это просто исполнять его заветы данные в Торе начиная с «плодитесь и размножайтесь», соблюдайте 10 заповедей, храните подаренную Вам землю, увеличивайте её богатство.)

Идея единого Бога, предложенная древними евреями, является гениальной идеей.

(Великий французский ученый, просветитель Вольтер — сказал: «Если бы Бога не существовало, его следовало изобрести»)

Даже на современном уровне это замечательная рабочая модель устройства мира ведь не даром президенты Соединённых штатов демонстрируют свою преданность нравственным ценностям регулярно посещая храмы. Мир создан великим, высшим разум. В этом мире всё задумано разумно. В человеке заложена божья искра, он сотворён по образу и подобию Бога, в том смысле, что он наделён разумом, творческими способностями познавать сотворённый Богом мир, изобретать и творить новое… Правильно ведущий себя Человек союзник Бога на земле. Человек приходит в мир с определённой высокой миссией. Он должен служить заложенным в него Богом талантам на благо людей. Каждый человек получил Бога — важного, замечательного собеседника, советника, сформированного из его лучших представлений.

А главное люди приняли свод правил, как жить человеку среди других людей. Знаменитые десять заповедей базис человеческой нравственности. Ничего лучше никто не придумал до сих пор!

Именно идея Бога легла в основу нравственности европейской цивилизации. Ведь «Если Бога нет, то всё дозволено!». (Это выражение приписывается Достоевскому, но эта мысль была высказана многими мыслителями.)

У праздника, как у спектакля, есть актёры — все участники Сейдера, есть свой сценарий, состоящий из 15 шагов, которые представляют схему, скелет, который должен быть творчески заполнен по-новому в каждый год.

1 шаг — произнесение Кадиш. (Слово Кадиш многозначно. Каддиш или Кидуш — молитва-благословления святого имени Бога, заменённое местоимением.)

Кадиш произносится — над сосудом с вином. Это благодарственная молитва за дарование Богом Израилю субботы и праздников. Кидуш означает, что мы освящаем, благословляем имя Бога и вино. Функция Кидуш это провести грань, отделить время праздника от повседневного.

Первый шаг процесса празднования Пасхи — создание нового пространства во времени, после которого мы можем начинать наше путешествие на волнах своего воображения по направлению к свободе. Мы отделяем себя от порабощения в прошлом и входим в духовное пространство Сейдера, которое освобождает нас.

2 шаг называется Урхац — омовение рук перед обмакиванием овощей (Карпас) в солёную воду. Таким способом участники организуют некое очищение и духовный подъём. С момента произнесения Кидуш и до 3 шага Карпаса, в течение процедуры омовения рук, положено сохранять молчание, стараться мысленно и душевно сосредоточиться на предстоящих 13 шагах ритуала.

3 шаг — Карпас. — участникам необходимо отведать горькие овощи, обмакнутые в солёную воду. Участники обмакивают в солёную воду кусочки овоща — лука или картошки. Все делают это, чтобы ощутить некоторую горечь, и чтобы спровоцировать детей задать вопрос: «Почему?» То есть, Сейдер является важным уроком для детей. Вообще, весь праздник Пасхи нацелен в значительной степени на детей, на стимулирование детей задавать вопросы. Задавать вопросы — это критически важный компонент свободы.

Почему используют овощи для еды? А потому, что они образно представляют тело человека, которое «пришло из праха», а солёная вода представляет слёзы боли, эмоциональную составляющую нашего существования. Участники как бы берут наше земное, физическое тело и погружают в солёную воду слёз. Это осознание горечи пребывания в неволе. Солёная вода есть очищающее средство, слёзы есть реакция нашей души. Мы очищаем наши тела слезами души.

4 шаг — Яхатз — преломление средней Мацы. Имеется в виду, что в центре стола заранее устанавливают пачку из трёх листов Мацы. Вынимая и преломляя среднюю Мацу, мы символизируем отделение нашего сознания, духовной составляющей от материального, сию минутного для творческого восприятия происходящего. Необходимо помнить, что евреи многозначно толкуют самые разные вещи, символы.

Маца символизирует человека. Её ингредиенты, образные составляющие части — вода и мука. Вода представляет душу и Тору, в то время как мука представляет тело. Антиподом Мацы является «хамец» — заквашенный, дрожжевой хлеб, которому разрешено взойти. Он представляет некую напыщенность, некую надутость. Увеличение объёма за счет пустоты. Субъективное увеличение ослепляет человека от видения широкой, трезвой перспективы нашей способности переступать пределы нашего собственного видения мира для более широкого взгляда и постижения более высоких и глубоких истин. Чтобы двинуться в сторону освобождения от материального в сторону духовного, участники праздника преломляют Мацу, таким образом символически освобождают своё воображение для высоких, духовных, творческих сфер. Большой кусок преломлённой Мацы прячетсяда так, что дети стараются её найти. Нашедшие получают награду.

5 шаг — Магид — чтение агады или хаггады. Слово агада в переводе с арамейского означает «повествование». Это слово относится к большой области талмудической литературы (Устного Закона), в которой содержатся афоризмы, притчи, исторические предания и легенды.

Пасхальную агаду можно рассматривать как литературное произведение, историю жестокого угнетения евреев в Египте, в Митзарим, и освобождения народа. Но это и история о многих последующих поколений евреев.

Та египетская жизнь для евреев представляет, постоянное угнетение, несвободу. Несвобода — это и про нас сегодняшних.

После первых четырёх шагов мы готовы читать, вникать, изучать и понимать историю Исхода. Эта часть разбивается на четыре раздела. В первом разделе рассказ истории как бы для внутреннего ребёнка у взрослого или реального ребёнка. Реальные дети должны задавать Четыре Ритуальных Вопроса, реализуя важнейшую компоненту свободы задавать вопросы, исследовать, сомневаться.

Одна из главных задач агады — рассказать детям историю обретения предками свободы и убедить их в важности свободы и роли Бога в обретении свободы. Между прочим, в агаде имя организатора исхода Моисея почти не упоминается. Главным героем агадды является Бог. Это важно понимать. Наследники древних евреев, могут не иметь лидера такого масштаба, но тоже должны выходить из своих Митзарим с помощью Бога, который всегда есть.

Во второй части Магид, составленной с учетом требований педагогики, подразумевающей наличие разных типов людей и разных типов мышления, предполагается что на празднике присутствуют четыре символических сына организатора праздничного Сейдера.

Вероятно, существует и пятый, и шестой, но они на праздник не пришли. Первый — это умный, уже много знающий и готовый правильно воспринимать читаемое. Он спрашивает: «Какие законы заповедал нам Бог?». Ему отвечают.

Второй — испорченный, безнравственный. Он говорит: «К чему служба эта Вам?» Он не воспринимает себя как члена еврейской общины. Для него участники Сейдера «вы», а не «мы». Ему отвечают: «Притупи зубы (прикуси язык). Оглянись вокруг себя. Слушай, вникай. Если бы ты был там, то вообще бы не вышел бы из Митзарим!»

Третий — бесхитростный простак. Он спрашивает: «А про что это?» Ему отвечают: «Силою своей вывел нас Бог из Египта из дома рабского».

Четвертый не знает даже как задать вопрос на эти темы. Впрочем, как и разные взрослые люди. Им просто предлагают слушать историю Исхода.

Третья часть чтения Магид требует более глубокого проникновения в рассказ истории от «…мы были под властью Арамейской, ушли во владения Фараона». Затем читается про 10 казней египетских.

В этой части участники Сейдера многократно хором поют благодарение Бога «Даёйену» в ответ на вопросы начиная с: «Не достаточно было бы, если бы Бог не вывел нас из Египта», … «… если бы не рассёк Он перед нами море», … «… если бы Он только не снабжал нас всем необходимым в пустыне 40 лет», … «… если бы Он не ввёл нас в землю Израильскую» Хор отвечает: «Достаточно!» Это надо понимать, что достаточно, чтобы древние и современные евреи были благодарны Богу. Но на самом деле необходимо было сделать всё, о чем спрашивается и ещё многое, чтобы народ благополучно выше и организовал своё новое государство.

В четвёртой части обсуждаются три главных понятия, символа праздника: пейсах, маца и марор.

В процессе обсуждения все участники Сейдера не только свободны спрашивать, но должны спрашивать. Здравые вопросы выражают жажду постижения чего-то более высокого, более глубокого знания, достижения места за пределами ранее познанного. Если мы самодовольно удовлетворены нашим знанием, мы останемся застрявшими на том же месте. Вопросы позволяют нам расти.

Магид — это не только история о событиях прошлого, это возрождение и набор опыта, это осознание, какую роль те события, идеи играют и в нашей жизни сегодня.

До тех пор, пока мы думаем, что наши ограничения являются нормальными и здоровыми, мы даже не можем начать освобождение себя. (например от дурных привычек, плохой работы …) Поэтому мы рассказываем истории непростого освобождения древних евреев. Рассматривая историю, мы осознаём и нашу персональную борьбу, и вызовы, сомнения.

Однажды мы определяем наше внутреннее (как вавилонское и прочие) пленение и начинаем процесс освобождения.

В этой части упоминаются, но не обсуждаются, все десять казней Египетских. При этом из второго бокала «отливаются десять капель (маленьких порций) вина», в какой-нибудь контейнер в знак сочувствия потерпевшим египтянам. (содержимое контейнера потом выбрасывается. Никто его не пьёт). После чего и выпивается второй бокал вина.

6 шаг — Рахтазан — новое омовение рук.

После того, как мы прочитали и обсудили историю Магид, мы поднялись, достигли нового уровня понимания некоторых вещей. Так же, как мы омыли руки в начале Сейдера, мы моем руки теперь снова на новой стадии подготовки к следующей сцене духовного освобождения.

Первые пять шагов ставят нас в рамки освобождения сознания. Подлинная свобода возможна только, когда наше сознание и сердце открыты, когда мы имеем надежду и чувство, что есть более широкое поле, чем наша ограниченная пространство. Однажды мы достигаем психологической точки, в которой мы готовы к вновь найденной свободе в нашей жизни. Для освобождения необходимо ощутить и четко выразить вызов, чтобы он стал машиной для нашего духовного освобождения, продвижения.

7 шаг — Моци — произнесение благословения Ха Моци.

После омовения рук, мы начинаем ритуалы с Мацой. Сначала произносится благословение на Мацу: Ха Моци — благословения за хлеб, получаемый нами из земли.

Первое благословение акцентирует земное происхождение нашего тела и Мацы. Как уже говорилось — первичный ингредиент Мацы — мука, зерна из земли. Но не так, как Карпас, который осознаётся как негативный материал, Маца осознаётся как позитивный материал, у неё есть потенциал. «Не только хлебом единым живёт человек, но и словом божьим» — осмыслением и воображением. Когда мы вкушаем Мацу, мы находим, усваеваем святую искру (вдохновение). Святая искра внутри хлеба, вкушая который мы получаем энергию и способность к духовной жизни. Земля — символ материальности, содержит величайшую духовную энергию. Но она остаётся запертой в западне, пока мы не освободим её, на пример, садим зёрна.

8 шаг — Матзах — Произнесение следующего благословения над мацой и первичное употребление Мацы в пищу.

9 шаг — Марор — отведать горькую зелень.

Горький Марор также учит нас процессу роста. Это образец закалки. Различные испытания помогают нашему росту. Предлагается образ: оливки не дают масла пока не попадают под пресс. Также Марор укрепляет наш характер, отвечает за возрастание жизненной силы для нас. (Употребление свежего лука и чеснока не очень приятная штука, но они укрепляют наш организм.)

Горькая зелень обмакивается в Харозес — (сладкая композиция яблок, груш, орехов и вина), который частично устраняет горечь. Даже в горести у нас есть возможность двигаться вперёд. Так в Египте угнетенные евреи больше размножались и росли. Сейчас, более чем через 3300 лет наследники тех евреев сидят вокруг стола Сейдера по всему миру и празднуют обретение свободы.

10 шаг — Кореш — отведать сэндвич из мацы и горькой зелени.

Мы сейчас объединяем Мацу и горькую зелень в одном бутерброде — комбинация приземлённости мацы и смирение духовное — горечью Марора. Это время петь песни и горевать, плакать. Это время празднования и ощущение и осознание грубости, жестокости жизни. Время понимания и осознания ощущений сладости и горечи. Мы учимся объединять их в одно целое, называемое жизнью. Такой мы имеем свободу. Не через отказ от трудностей и горечи, не через убегание в духовность, а интегрируя их в одно.

11 шаг — Шулхан арух — организация главного застолья, праздничная еда.

Теперь, наконец, присутствующие приступают к еде. После первых 10 ступеней, внедрение духовной свободы в нашу материальную жизнь, мы готовы для первого реального теста-экзамена — принимать пищу по-новому, обновлённым путём, пропитанные новым ощущением свободы и Высшего Присутствия.

Шулхан арух — организация застолья по-новому, потому что праздничный стол не просто продукты для утоления голода. Это есть итоговый опыт вечера, когда мы кормим себя и других физически и духовно. Мы предполагаем, что получили результат, подготовились к изменённой жизни, по-новому воспринимаем этот накрытый стол.

Накрытый стол

Когда мы осознаём, что мы благословлены и получили так много, включая подарок пасхального обеденного стола, мы делим этот подарок с другими. Мы накрыли, приготовили стол и для других. На Сейдер приглашают друзей, а также тех, кто не имеет возможности праздновать Passover. Мы делимся тем, что имеем и учим тому, что знаем.

12 шаг — Тзоф — отведать афикомена.

Следующая часть еды — это использование большей оставшейся части средней Мацы, той, которая была спрятана и найдена, выкуплена у детей. Этот шаг знаменует окончание трапезы. Кусочки найденной Мацы раздаются всем за столом. Процедуры с куском Мацы, называемом афикоменом, частично придуманы, чтобы вовлечь детей, включить их интерес, чтоб они не уснули, устав за долгие часы Сейдера.

13 шаг — благодарение.

Мы заканчиваем трапезу с благодарность. Произносится благословение, благодарность за праздник и выпивается третья чаша вина.

Трапеза прошла с акцентированием двух духовных полюсов — первые 10 шагов до трапезы и благословением, произнесённым после трапезы. Это обеспечивает, страхует что пища, символ нашей материальной жизни, будет уступать духовной энергии внутри наших продуктов, этих духовных искр. Благословение означает, что мы втянулись в использование духовного и божественного в этот физический мир. Выпивается третья чаша вина и наливается четвёртая, предназначенная для пророка Илийяху. Открываются двери, чтобы он мог войти. Пророк Илийяху знаменит своей борьбой и победой над попыткой установить не еврейской женой царя Израиле культ финикийских богов Ваала и Астарты. По преданию, он был взят на небо и должен появиться перед приходом Мессии.

14 шаг — произнесение псалма Халел — «Хвала».

Цитируются псалмы «Хвалы» и выпивается четвёртый бокал за божественное сияние в нашем физическом мире, божественность в нашем реальном физическом мире.

15 шаг — Ниртзан. — после проведенного праздника, продемонстрировавшего преданность Богу, за что Бог обещает принимать служение народа.

Этот шаг не похож на предыдущие 14 шагов., этот заключительный шаг не выражается молитвой или действием. Это за пределами слов. Сейдер заканчивается песнями и плясками, проявлениями любви и веры. Празднуется принятия расположения Бога. Это завершение праздника и очередного шага освобождения.

Участники расходятся радостными, удовлетворённые! Во-первых, они выполнили завет Бога. Взрослые дали детям важнейший урок как продолжателям традиций, укрепили связь с детьми, укрепили семью. Ведь именно своими детьми поклялись евреи, принимая условия договора с Богом о союзе. Дети вместе с родителями выходили из египетского рабства и сделали это с помощью Бога, присоединились к союзу с Богом, а это помогает поверить участникам в свои силы, таланты и удачу.

Сами взрослые тоже получили урок целеустремлённого движения народа и каждого человека к высоким целям — жить свободно, разумно в согласии с высшим разумом. Расширили и углубили многие свои знания и понимание вопросов свободы за счет бесед с другими участниками праздника. Подтвердили веру в высший разум, а значит и в собственные силы и таланты.

Passover

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *