Мэтт Лейбович: Тогда в Голливуде впервые заявили о Холокосте. Перевод с английского Игоря Файвушовича

Loading

Мэтт Лейбович

Тогда в Голливуде впервые заявили о Холокосте

Перевод с английского Игоря Файвушовича

В минувшую субботу исполнилось 70 лет той смелой, спорной «пропагандистской акции», потребовавшей от США действий против геноцида. Сотни исполнителей, в том числе Фрэнк Синатра и Эдвард Г. Робинсон, способствовали раскрытию правды о Холокосте на акции в Голливуде под девизом «Мы никогда не умрём».

Ровно 70 лет назад, голливудские звёзды первой величины собрались вместе, чтобы разоблачить Холокост.

Это было в начале 1943 года, когда войска Гитлера, наконец, начали отступление из Северной Африки и Советского Союза. «D-Day» наступит более чем через год. Нацисты успели убить почти три миллиона евреев.

С начала войны, свидетельства очевидцев массовых расстрелов и лагерей смерти дошли до сведения правительств во всём мире. «Спасение через победу» оставалось официальной стратегией союзников, а на убийства обращалось мало внимания!

Когда геноцид достиг своего апогея, Голливуд решил принять меры.

Искушённый журналист и сценарист, Бен Хехт был первой знаменитостью, разоблачившей Холокост. Эссе Хехта «Уничтожение евреев», написанное в феврале 1943 года, было предупреждающим набатом, хотя Госдепартамент США похоронил сообщения о геноциде.

«Из 6 000 000 евреев Европы, почти треть уже убиты немцами, румынами и венграми», – писал Хехт в «Ридерз Дайджест». – Самые консервативные эксперты считают, что, прежде чем закончится война, по крайней мере, будет уничтожена ещё одна треть этого количества людей».

Не довольствуясь написанием публицистики, Хехт решил сделать то, что он делал лучше всего – поставить грандиозное шоу. Оскароносный сценарист, внёсший свой вклад в фильм «Унесённые ветром» и написавший сценарий фильма «Лицо со шрамом», Хехт знал, как расшевелить эмоции и создать эпическую историю.

Утверждая о своём «разочаровании по поводу американской политики и возмущении боязнью Голливуда обидеть свои европейские кинорынки», Хехт провёл месяц в написании киносценария голливудской феерии, призваной разоблачить Холокост и призвать правительство США к акции спасения.

Взывая к пророчеству еврейского пророка Аввакума «Они никогда не умрут», Хехт назвал своё шоу «Мы никогда не умрём». Заняв сотни исполнителей и оркестр NBC с 50-ю музыкантами, Хехт организовал турне по шести городам, которое было первым политическим протестом Голливуда в таком массовом масштабе.

Композитор Курт Вайль сделал оркестровку, и в этом «пропагандистском шоу», поставленном режиссёром Билли Роузом, были заняты такие звёзды, как Эдвард Г. Робинсон, Пол Муни и Стелла Адлер. Пятьдесят пожилых раввинов, спасшихся из Европы, в финале вышли на сцену, чтобы спеть молитву скорбящего «Кадиш».

Хехт тесно сотрудничал с «Комитетом за еврейскую армию» — группой сионистов-ревизионистов во главе с будущим членом кнессета Гилелем Куком (псевдоним Питера Бергсона). Так называемая Группа Бергсона пользовалась поддержкой нееврейских знаменитостей, включая Фрэнка Синатру и Бёрджесс Мередит, принявших участие в национальном туре «Мы никогда не умрём».

Премьера в Нью-Йорке состоялась 9 марта 1943 года в зале «Мэдисон Сквер Гарден», всего через неделю после мощной акции «Остановить Гитлера сейчас»! Митинг проходил в том же зале. Создатели этой акции добавили ещё один концерт вечером, чтобы удовлетворить спрос, что позволило принять в ней участие 40.000 человек.

«Эти два миллиона европейских евреев умерли сегодня», — говорит рассказчик, открывая это шоу. – «Осталось четыре миллиона, которые должны были умереть в соответствии с планом. Когда придёт время, чтобы наступил мир, они уже будут умерщвлены».

Два щита высотой 40-футов были украшены «Десятью Заповедями» на иврите в обрамлении музыкально-драматической композиции на тему еврейской истории и продолжающейся резни.

«Помните о нас, живших в Украине», – повторяли актёры. – Немцы схватили наших женщин на дорогах и связали их вместе с нашими детьми. Потом они поехали на нас на своих тяжёлых грузовиках. Тысячи из нас погибли таким образом, от немецких военных автомобилей, снующих взад и вперёд, перемалывающих наши тела. Помните о нас».

В представлении «Мы никогда не умрём» в Вашингтоне, округ Колумбия, 12 апреля, приняли участие 300 законодателей, шесть судей Верховного суда и первая леди Элеонора Рузвельт. Чтобы мотивировать престижных представителей общественности, Хехт добавил на протяжении всего этого шоу конкретные призывы к спасению еврейства.

«Помните нас, которые были посажены в товарные поезда, отправленные из Франции, Голландии и Бельгии и пересекшие всю Европу» — произносили нараспев, стоя, актёры, одетые в лохмотья, — Мы умерли, стоя в товарных вагонах… Помните о нас».

Многие американцы впервые прочитали о геноциде когда Элеонора Рузвельт посвятила часть своей газетной статьи этому представлению: «Тот, кто слышал каждую выступающую группу актёров, поведавшую историю того, что случилось с евреями в руках безжалостной немецкой военщины, никогда не забудет тех, преследующих нас, слов: «Помните о нас»» — Так написала первая леди США.

Представлением в Лос-Анджелесе 21 июля в «Голливудской чаше» (самый большой природный амфитеатр в Соединённых Штатах, вместимостью около 18.000 зрителей — И.Ф.), которое транслировалось на общенациональном канале «NBC», был завершен  этот четырёхмесячный тур, сопровождавшийся злобной реакцией определённых кругов.

Бергсон и Хехт собрали руководителей 32-х национальных еврейских организаций в Нью-Йорке и попросили их одобрить эту акцию. Подозревая сионистскую группу Бергсона в агрессивных настроениях и беспокоящиеся прежде всего о своих частных интересах еврейские лидеры отказались поставить свои подписи под документом.

«Выкрики на английском и идиш наполнили зал заседаний», — писал Хехт в своей автобиографии об этой встрече, расстроившей планы на достижение еврейского единства. — В течение пяти минут всеобщий обмен мнениями, острый, как кентуккская вражда (ставшая нарицательной клановая вражда в штате Кентукки — И.Ф.), был в полном разгаре. Зрелище евреев, комично колошматящих друг друга в наихудший час своей истории, претит мне».

Представление «Мы никогда не умрём» столкнулось с противодействием местных еврейских лидеров, обеспокоенных тем, что оно распалит антисемитизм и будет доминировать в качестве общинной повестки дня. «Американский еврейский конгресс» провёл кампанию по запрету этого представления в городах, где были подразделения «Конгресса», разослав письма с упреками в адрес «Комитета по еврейской армии» и в адрес устроителей шоу.

«Я должен попросить вас отменить это представление и прекратить все ваши дальнейшие действия от имени евреев», – написал Хехту влиятельный раввин Стивен Уайз из Нью-Йорка. – Если вы хотите в дальнейшем работать на дело еврейства, то, пожалуйста, обратитесь ко мне и позвольте мне дать вам совет».

Но не все видные голоса прозвучали против акции «Мы никогда не умрём». Газета «Philadelphia Jewish Exponent» с похвалой отозвалась о сигнале пробуждения, исходившем из этого шоу.

«Мы никогда не умрём» показал всем, что для того, чтобы достучаться до совести христиан, а также пробудить самих евреев, должна быть понята и использована общедоступная психология», — заявил редактор «Exponent». — «Старым организациям, с их нафталином и ханжеством, не мешало бы посоперничать с организаторами и исполнителями этого представления».

Шоу гастролировал по стране, но политические усилия облегчить положение европейского еврейства не удались. На Бермудской конференции страны-участники отказались принимать еврейских беженцев, а Великобритания даже не обсуждала возможность разрешить евреям перебраться в Палестину.

Но несмотря на свою краткую сценическую жизнь представление «Мы никогда не умрём» помогло создать атмосферу «кипящего котла», приведшую к созданию президентом Рузвельтом в январе 1944 года «Совета по делам беженцев». За пятнадцать месяцев своей работы, «Совет» предпринял конкретные шаги, чтобы уменьшить темпы геноцида, спасши до 200.000 евреев.

«Мы никогда не умрём» видели в прямом эфире 100 000 человек, а несколько миллионов других — по трансляциям NBC. Хехт никогда не был доволен своим проектом или его результатами, называя их несущественными.

«Это представление ничего не добилось», — рассказывал Хехт Вайлю. — На самом деле, всё, что мы сделали, это озвучили крик многих евреев, что не является таким уж достижением».

 

Мэтт Лейбович (Matt Lebovic) – студент Еврейского университета, Бостон, Массачусетс

(оригинал статьи здесь)

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Print Friendly, PDF & Email

13 комментариев для “Мэтт Лейбович: Тогда в Голливуде впервые заявили о Холокосте. Перевод с английского Игоря Файвушовича

  1. О политике Англии в подмандатной Палестине написано так много, что не очень интересно поднимать этот вопрос вновь. Англия обманула Лигу Наций и довольно быстро отказалась от
    своего обязательства создать еврейское государство в Палестине. Она открыла Палестину для
    арабского заселения Палестины и предельно ограничила въезд туда евреев. Эта политика проводилась даже в самое тяжелое время для европейских евреев.

  2. Все в чем-то и как-то виноваты перед жертвами прошлого, и можно уравнять всех виновных в глазах жертв и их наследников. Но можем ли мы уравнивать вину США и Англии с виной Германии перед евреями, если не рассуждать на уровне леди Дианы Мосли? Есть разница между выводами на уровне «если бы», включая критику приоритетов (с точки зрения евреев!) и обвинениями в сознательном пособничестве Гитлеру лидеров Америки и Англии того времени, как звучат некоторые постинги здесь. Советую прочитать «Черчилль и евреи» Гильберта Мартина, также автора фундаментальных трудов The Holocaust: The Jewish Tragedy, Never Again: A History of the Holocaust, From The Ends of the Earth: The Jews in the Twentieth Century, The Second World War, A History of the Twentieth Century, The Story of Israel и др. Конечно, каждый из нас уверен, что обладает всей нужной информацией и толкует ее непредвзято, но иной раз очевидна недостаточность информации и чрезмерная предвзятость.

  3. Предлагается мысленный эксперимент: скажем, в 2020-х возникнет кризис и резня где-нибудь в Китае/Индии/Африке — нужное подчеркнуть. Подойдет ли к этому фраза: «… Когда геноцид достиг своего апогея, Голливуд решил принять меры …» ?
    Вроде бы, абсурдность ее очевидна ? Ведь понятно, что и Голливуд — не единая центрально управляемая структура, а так сказать, комбинация тусовок, и размеры катастрофы тому самому «Голливуду» вообще, в принципе, могут быть известны только в очень приблизительной форме, на уровне слухов. И мы видим это каждый Б-жий день — то «Голливуд» протестует против мирового потепления, то «Голливуд» страдает по поводу экологии, то протестует, допустим, против «… зверств американской военщины …». И все это понимают, и сказанное «Голливудом» делят на 100, если не 1000.
    Ну неужели не понятно, что то же самое было и тогда, в 1943 ? В тотальное уничтожение людей индустриальными методами очень долго не верили — даже в ишуве, где беженцы из Германии вроде бы должны были знать.
    Это воспринималось как страшная сказка, примерно как «… фабрики сосисок в Северной Корее, использющие в качестве сырья человечину …».

    «Cказка про Холокост» оказалась чудовищной правдой.

    Hо это было настолько невероятно, что долгое время отвергалось с порога, как военная пропаганда.

  4. В Эвиане Трухильо сообщил, что дает визы 100000 (СТА ТЫСЯЧАМ) евреев. Откликнулось — аж ПЯТЬ ТЫСЯЧ. О чем это говорит? О том, что нельзя проецировать наши СЕГОДНЯШНИЕ знания на то, что было даже до «Хрустальной ночи».

    1. Буквоед: «… нельзя проецировать наши СЕГОДНЯШНИЕ знания на то, что было даже до «Хрустальной ночи» …».
      ==
      Золотые слова.

  5. «Cовершенно бессмысленноe заявление. До начала войны в сентябре 1939 о том, что потом будет названо Холокостом, не знали даже сами нацисты».
    Всё, что не согласуется с любовью к Англии являектся «оглушительной глупостью и бессмысленными заявлениями».
    Накануне войны, где-то летом 1939 года, Гитлер, который «не знал ещё сам, что готовится евреям», сказал буквально следующее: » Если начнётся европейская война , это будет концом европейского еврейства!» Возможны варианты перевода, но смысл абсолютно ясен. Так что Гитлер, то есть нацисты — знали, что они готовили. Не документировали пока, но знали. Англичане закрыли доступ в Палестину сотням тысяч евреев Германии в угоду арабам. Даже ПОСЛЕ войны они старались не допускать евреев в Палестину. Впрочем, доказывать сие бесполезно- ведь все эти факты — «бессмысленны» и «оглушительная глупость», а если факты есть факты, то тем хуже для фактов. И здесь не о чем говорить.

  6. Причиной предательской политики многих американских еврейских организаций по отношению к судьбе еврейских собратьев в годы 2-й мировой войны была довольно взрывоопасная атмосфера антисемитизма в американскеом обществе.
    Несмотря на исторические заслуги деятелей Голливуда, там было достаточно очень богатых людей, которые отказывались давать необходимые тогда гарантии для въезда евреев в США. В том же насквозь еврейском Голливуде менеджеры, артисты и режиссёры массово меняли свои фамилии на англо-саксонские. Например, эмигранты из Белоруссии братья Вороновы стали в Голливуде Уорнерами и т. д. Со сменой фамилий на звучные американские изменялось и отношение к собратьям: воротилы Голливуда практически объявили бойкот голодающим артистам-иммигрантам из Европы. В этом свете предательская политика многих еврейских общественных деятелей находит своё логичное объяснение.
    Хорошо поэтому, что автор статьи и переводчик внесли свой вклад в документацию о замечательной инициативе евреев из «голдене Медине» — США во время европейского Холокоста.

  7. Замечательная страница истории человеческой солидарности! Интересно, что не-евреи поддерживали это движение гораздо более активно. Фрэнк Синатра и после войны помог освобождению от ареста груза оружия для Израиля из Нью-Йоркского порта. Стив Вайс и до войны сделал всё, чтобы не лопустить ДЕТЕЙ! — евреев беженцев из Германии. 6000 детей. «Если эти дети принесут проблемы моей стране, пусть они остаются там, где они находятся» -это было напечатано в еженедельнике «Jewish Week» в начале 90-х годов. Вайс или Уайз, как деликатно он назван в статье, был вхож к Президенту Рузвельту.
    Англия и до Бермудской конференции сделала всё, чтобы помочь нацистам максимально эффективно осуществлять Холокост — до Черчилля, при нём, и после него — закрыв Палестину для масс еврейских беженцев. Я знаю семьи людей из Германии, где погибли ВСЕ из-за политики Англии. В 1946 году даже газета «Правда» писала, что Бевин делает недопустимые вещи, раправляясь с беженцами в Палестину.Впрочем, Бевин, как и Эттли и не скрывали своего антисемитизма. СССР тогда стоял на стороне Эрец Исраэль.
    То, что Англия, Франция, Бельгия и другие страны Европы сами участвовали прямо или косвенно в помощи нацистам в осуществлении планов геноцида евреев Европы — это известно давно. Менее известно, что ряд еврейских организаций были против гласности о Холокосте, боясь, того, что эта гласность » усилит антисемитизм». Собственно нечему удивляться, что сегодня за Обаму голосовало 68% еврейского электората Америки. Традиция не уходит в никуда. Она жива и продолжает жить. А авторам спасибо за важную статью.

    1. «… Англия и до Бермудской конференции сделала всё, чтобы помочь нацистам максимально эффективно осуществлять Холокост — до Черчилля, при нём, и после него — закрыв Палестину для масс еврейских беженцев …»

      Cовершенно бессмысленноe заявление. До начала войны в сентябре 1939 о том, что потом будет названо Холокостом, не знали даже сами нацисты. Это было беспрецедентное явление в истории — ничего даже отдаленно подобного в цивилизованной части Европе не случалось, наверное, со времен Крестовых Походов. Решение о массовом уничтожении евреев было принято после начала войны с СССР, то-есть летом 1941 — какая уж там Бермудская Конференция, и что она могла предотвратить в 1943, когда границы стали фронтами ? По-видимому, имеется в виду Эвианская Конференция ?
      «Английское/американское соучастие» в Холокосте — один из наиболее одиозных мифов, которые выкладываются кучкой на стол, без малейшего знания того, что происходило на самом деле. Первый пример этого бреда, который мне попадался в печатной форме, был в мемуарах леди Дианы Мосли, жены сэра Освальда Мосли, главы союза Британских Фашистов. Она считала, что в уничтожении евреев виноваты Англия и Франция, которые не пустили выселяемых в свои колонии. Ну, леди Диана была на редкость красивой женщиной, но в голове у нее было довольно пусто …

  8. Ну, вот почему, почему у евреев, живущих благополучно, эта местечковая боязнь? Главное, чтобы на длину вытянутого пальца было все окей, а все остальное — не касается. А ведь эти самые американские евреи сами были детьми выходцев из России, наверняка, у многих оставались родственники на територии Украины и Белоруссии. Никак в голове не укладывается, ей-Б-гу! Ведь практически ничем не помогли!

    1. Уважаемая irine!
      Вам стоило бы выразить своё мнение поточнее. Что Вы имеете в виду? Какое время?
      Скажем, закон Джексона-Вэника в 70-80-х годах решительным образом помог тысячам евреев.

  9. Уважаемый Игорь! Большое спасибо за перевод этой необычайно интересной статьи! Прочитала на одно дыхании, сопереживая каждому слову… Особенно ценно, по-моему, мнению, что статья написана молодым человеком. Значит, тема Холокоста, действительно,продолжает жить в сердцах людей. Может быть, шоу – не лучший способ протеста. Но ведь главное – быть услышанным! И совершенно не смогла понять “частные” интересы еврейских американских лидеров, заблокировавших этот проект.

    1. Лина, спасибо за интерес и сопереживание! Остаётся надеяться, что сегодня, спустя 70 лет, еврейские лидеры изменились, стали мудрее и дальновиднее.

Обсуждение закрыто.