Елизавета Деревянченко: Убить неверное. Продолжение

 294 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В основе и Талмуда, и учения Иисуса Христа одна вера, одно мировоззрение, одна традиция, весьма существенно отличающиеся от перечисленных выше основ христианства. При этом Иисус Христос был практически отвергаем представителями иудаизма — единственными, способными верно воспринимать и трактовать сказанное им.

Убить неверное

Елизавета Деревянченко

Продолжение. Начало

 Елизавета Деревянченко Принятие геров

Так что же именно должен отсекать меч Корана? Полагаю, разговор об этом необходимо предварить следующим.

Исходящееот Б-га — многогранно и многопланово. Необходимо увидеть за непривычными словами единую направленность, Единый Источник. Полагаю, в этом — один из существенных показателей того, насколько понято и принято исходлящее от Б-га. Каждое новое пророчество — это своеобразная проверка понимания и приятия сказанного прежде.

Основой иудаизма и ислама является Единство Творца. Как оно должно проявляться в жизни признающих это единство? Полагаю одно из важнейших проявлений в следующем: «Принцип Единства Б-га порождает ощущение единства мира, в котором у всякой вещи и идеи есть место. Наша задача не уничтожить эту вещь или идею, но поместить ее в соответствующее ей место. Будучи на своем месте, эта вещь или идея реализует добро; в противоположном случае — влечет зло. При этом важно не забывать, что «значительное — неслучайно»» — пишет со ссылкой на рава Кука рав Ури Шерки.

Талмуд и Коран появились фактически одновременно (Коран сразу же после Талмуда). Известный исследователь Устной Торы Йосеф Агур сообщает, что в конце 6 в. или в начале 7 в. завершилось окончательное формирование талмудических трактатов и редактирование Талмуда.

Согласно мусульманской традиции, получение Откровений пророком Мухаммадом происходило с 610 по 632 год н. э, то есть также в начале 7 в. Коран был записан со слов Мухаммада его сподвижниками. Что в это время происходило в христианском мире?

Как отмечает ряд источников, возникшее в I веке христианство распространилось очень быстро. К 600 году каждый пятый житель планеты (40,4 млн) был христианином. Вместе с христианством стремительно распространялись его многочисленные отступления и заблуждения. Назову некоторые из них.

Утверждение о божественной природе Иисуса Христа, который якобы стал искупительной жертвой за грехи всего рода человеческого.

Около 160 года причисленный впоследствии к лику святых Юстин написал свое знаменитое произведение «Диалог с Трифоном». Это произведение отстаивало основы христианской веры и клеймило иудаизм.

Начиная с 4 в. отношение христианства к иудаизму основывалось на «теологии замещения» («теологии презрения»). Все обетования, адресованные в Библии евреям, с появлением Нового Завета были объявлены адресоваными христианам. Теперь евреи не Б-гоизбранный, а презренный Б-гоставленный народ.

На Никейском соборе (325 г.) под эгидой сделавшего христианство государственной религией и причисленного к лику святых римского императора Константина был утвержден принцип троицы — существенное искажение утверждаемого и иудаизмом, и исламом строгого единобожия.

Израильский профессор Ора Лимор упоминает следующее:

Христианское кредо в том виде, как оно было сформулировано в итоге диспута с арианами на Никейском соборе. Никейский символ веры является обязательным для вселенской церкви по сей день.

«Мы веруем: в Бога-отца Всемогущего, творца всего видимого и невидимого, — а также в единого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. Который является единственным Сыном Отца своего, потому что рожден из субстанции Отца своего, Божества от Божества, свет от света, Бога истины от Бога истины. Рожденного, а не сотворенного, одной субстанции с Отцом, который сотворил все, что на небесах и на земле. Иисус ради людей и ради нашего спасения, сошел и плотью облекся, и стал человеком, страдал, воскрес на третий день и вознесся на небеса, откуда придет вновь судить живых и мертвых. И в Духа Святого. А те, кто говорят, что были времена, когда Сына Божьего не было еще, и что не было его до рождения его, либо что был создан из ничего, либо из иной субстанции, либо вообще был сотворен, либо изменился или претерпел метаморфозы, либо изменился, тех вселенская и апостольская церковь отлучает».

Сложилась абсурдная, чреватая роковыми последствиями, которые и проявились в дальнейшем в полной мере, ситуация. Сказанное Иисусом Христом, его учение по своей сути было гораздо ближе к Талмуду, то есть к еврейской религии, чем установлениям христианства, выдаваемым за Б-гоугодную истину. Почему?

Если провести детальное сравнение сказанного Иисуса Христа с одним из основополагающих произведений Устной Торы трактатом Пиркей Авот («Поучения отцов»), составленного из выссказываний еврейских мудрецов, то примерно 80% рассказанного им аналогично сказанному в этом трактате.

Профессор Герман Брановер подчеркивает, что в этом трактате

… обсуждаются этические вопросы, затрагивающие самые разные стороны еврейской религиозной жизни. Такое название трактат получил потому, что в нем приведены высказывания и поучения «духовных отцов» народа: законоучителей и мыслителей Талмуда. Меири считает, что трактат назван так, поскольку в нем приведены основы мудрости (на языке Мишны слово авот означает «основы», «основные»).

В основе и Талмуда, и учения Иисуса Христа одна вера, одно мировоззрение, одна традиция, весьма существенно отличающиеся от перечисленных выше основ христианства. При этом Иисус Христос был практически отвергаем представителями иудаизма — единственными, способными верно воспринимать и трактовать сказанное им. Одним из определяющих факторов взаимоотношений евреев и христиан стало взаимное неприятие, отрицание, и неизбежная в такой ситуации враждебность. Особенно явно и агрессивно она проявлялась со сторны христианского большинства. Роль и задачи еврейского народа были перечеркнуты ими. Впереди были гонения, унижения, преследования, насильственные крещения, физическое истребление…

Появление ислама

Могло ли одновременное появление Талмуда и Корана на фоне стремительно распространющегося христианства и, соответственно, его многочисленных отступлений, быть случайным совпадением, которым можно пренебречь? Разумеется, нет. Необходимо постараться понять причину столь значимого для судьбы всего человечества совпадения. На мой взгляд, одна из главных причин в наломавшем «столько дров» христианстве. Чем большая пропасть разделяла основополагающие установления иудаизма и христинства, тем больше»дров» в переносном и прямом смысле (например, сжигающие еретиков и талмуды костры «святой» и нквизиции) нагромождалось. Они, распространяясь, превращались в обширную могучую преграду между многочисленным христианским миром и заложенными в учении Иисуса Христа этическими ценностями иудаизма. Появление Корана, разрешающего эти, породившие множество кровавых последствий противоречия, было неизбежно. Видимо в этом одна из причин того, что Коран — весьма специфическое, доселе не имевшее места пророчество. Он обращен одновременно к двум противоборствующим религиям и при этом, как и все Откровения Б-жьи, глубоко аллегороичен.

До Корана все библейские пророчества исходили от еврейских пророков и были адресованы евреям. Новизна Корана в том, что Откровения были даны не еврейскому пророку и были предназначены представителям двух враждебно настроенных по отношению друг к другу религий: иудаизма и христитанства. Это пророчество было призвано разъяснить и разрешить принципиальные разногласия между двумя вроде бы духовно и логически связанными религиями. Вероятно поэтому пророком оказался и не еврей, и не христианин, что подразумевало объективнсть излагаемой им информации. Именно эту объективность, а не враждебность и отчужденность подразумевают, на мой взгляд, следующие слова Корана: «Верующие! В друзья себе не берите ни Иудеев, ни Назарян (христиан — Е. Д.); они друзья один другому» (5:56). Разумеется, это — аллегория, ведь евреи и христиане в период получения Мухаммадом Откровений да и в ближайшие полторы тысячи лет друзьями однозначно не были. Скорее наоборот. И исходили полнейшее неприятие и вражда в первую очередь из христианского окружения. Поэтому сначала предлагаю рассмотреть положения Корана об основных постулатах христианства.

Христианство

  1. Является ли Иисус Б-гом?

Вот, что говорит Коран: «Неверны те, которые говорят, что Мессия, сын Марии, есть Б-г. Мессия говорил: сыны Израиля, поклоняйтесь Б-гу, Г-споду моему и Г-споду вашему! Мессия, сын Марии, только посланник, как и те посланники, которые были прежде него. Каждому посланнику, какого ни посылали Мы (Б-г — Е. Д.) прежде тебя, в откровении говорили: кроме Меня нет никакого бога, а потому Мне поклоняйтесь» (5:76,79; 21.25)*. (Что подразумевает понятие «мессия» в Коране будет сказано в следующей части).

  1. Христианство утверждает, что Иисус — сын Б-жий.

«Они (христиане — Е. Д.) говорят: у Милостивого есть дети. Нет, они только высокие слуги Ему. У Б-га нет никаких детей; вместе с Ним нет никакого бога. В противном случае, каждый бог бы захватил бы то, что сотворил он, и одни из них были бы выше других. Каждый, кто только есть на небесах и на земле, приходит к Милостивому не иначе, как рабом» (21:26; 23.93; 19:94)*.

Предвижу возражения. Иисус Христос сам называл себя сыном Б-жьим, но нельзя не учитывать, что он, как не единожды подчеркивалось в Евангелиях, говорил притчами (аллегориями). Тот смысл, который он вкладывал в понятие «сын Б-жий», объясняется его словами: «Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин., 14:10). Полагаю, «сын Б-жий» — это пророк Всевышнего. Более того, этой фразой он пророчески упоминает генетику.

«Сын человеческий» является носителем генов своего биологического отца. Его гены первонанчально в отце, потом гены отца — в нем. Он передает их своим сыновьям, а они — своим. Такая последовательность делает «исходные» гены отца вечными и постоянно преумножающимися. Ведь с позиций генетики, «Я», находящийся в «отце», отделяясь от отца и становясь самостоятельным существом, неизбежно несет в себе «отца». По аналогии с этим, несущие, объясняющие и преумножающие исходящиее от Б-га морально-этические ценности, являются сыновьями Б-жьими. «Я в отце и отец во мне» — формула продолжения жизни на земле как в биологическом, так и в духовном плане, и разница по-видимому лишь в том, что гены биологического отца получаешь и несешь в себе не по своей воле, а вера и духовность, то есть «гены» Отца Духовного — осознанный добровольный выбор. Иисус Христос подразумевал вбираемую и передаваемую другим исходящую от Б-га духовность, а не физиологические родственные связи. То, что он называл себя сыном Б-жьим свидетельствует о том, что он сам себя считал пророком Б-жьим.

  1. Основанный на сказанныом Иисусом Христом Новый Завет — не новые заповеди Творца, а разъяснение их морально-этической сути, то есть типичное произведение Устной Торы.

Мы (Б-г — Е. Д.) доставили им Писание и изложили его ясно для знания, в указание руководства, милости людям верующим. Или ждут они ещё чего, кроме объяснения его? … сообразно уряду с теми пророками, каких посылали Мы прежде тебя (Мухаммада — Е. Д.): ты не найдешь никакой перемены в уряде Нашем. Чрез Моисея и Аарона Мы давали уже различение, просвещение, наставление благочестивым» (7:50-51; 17:79; 21:49)*.

Представляете к каким бы последствиям для евреев в средневековье привело бы их утверждение о том, что Иисус Христос не ваш бог, а наш человек?

  1. Иисус Христос искупил на кресте грехи человечества. Взможно ли такое?

«Смотри, как они выдумывают ложь, ссылаясь на Б-га; но достаточно этого, чтобы видеть в том грех. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Если Б-г подвергнет тебя какому либо бедствию, то кроме Б-га никто не избавит от него; и если Он захочет добра тебе, то никто не остановит благости Его. Не видел ли ты тех, которые оправдывают самих себя? Нет, только Б-г оправдывает тех, кого хочет» (4:53; 10.107; 4:52)*. «Мы посылаем посланников только с тем, чтобы они были благовестниками и обличителями» (6:48)*. Ни о каком искуплении грехов человечества речь не идет. Не об искуплении речь, а о вразумлении.

  1. Можно ли поклоняться деве Марии?

«Вот, Б-г скажет: Иисус, сын Марии! Говорил ли ты людям: кроме Бога почитайте ещё меня и мою матерь двумя богами? Он скажет: хвала Тебе! Как мне говорить такое, чего я не должен говорить? Я говорил им только то, что повелел Ты мне: «покланяйтесь Б-гу, Г-споду моему и Г-споду вашему. .. мать его (Иисуса Христа — Е. Д.) была истинного человеческого естества: оба они вкушали пищу» (5:116-117; 5:79)*. Кстати, на счет «вкушения пищи». Иисус Христос сам о себе говорил: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино» (Мф., 11:19). И он не отрицает, не оспаривает свою типично человеческую любовь к еде и вину.

  1. Осуждение христианской троицы

Троица — чисто человеческий вымысел. На вопрос «Какая первая из всех заповедей?» Иисус Христос ответил по-сути словами главной еврейской молитвы Шма Исраэль: «слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш есть Г-сподь Единый» (Мк., 12:28-29).

«Многие веруют в Б-га не иначе, как присоединяя к Нему других богов. Неверны те, которые говорят, что Б-г есть третий в трех. Скажи: читающие Писание! Не допускайте в вашу веру излишнего, неистинного; не следуйте произволам людей, которые ещё прежде заблудились и ввели в заблуждение многих. Читающие Писание! Не допускайте излишеств в вашу веру; и не говорите: троица. Удержитесь ко благу вашему. Б-г только есть единый, Кому подобает поклонение» (12:106; 5:77,81; 4:169)*.

  1. Уравнивание сказанного Иисусом Христом с высказываниями апостолов.

Не от этого ли предостерегал Иисус Христос, когда говорил: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф., 23:8, 10). Но письмам и комментариям апостолов придали статус незыблемости, неоспоримости. К сожалению фактическим учителем христиан стал самопровозглашенный апостол Павел. Кстати, исходя из русскоязычных переводов Нового Завета термин «неверные» задолго до появления Корана употребил Павел: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор., 6:14-15).

В многочисленных брошюрах, распространяемых христианскими миссионерами, высказываний Иисуса Христа гораздо меньше, чем апостола Павла. Вот, что сказано на эту тему в Коране: «Между ними есть невежды, которые знают не Писание, а одни только вымыслы: у них только одни мнения. Горе тем, которые, написавши книгу своими руками, говорят, «это от Б-га». Верующие во Евангелие должны судить по тому, что в нем ниспослал Б-г: те, которые не судят по тому, что ниспослал Б-г, те — нечестивы» (2:73; 5:51)*.

Разумеется, пророчества и комментарии к ним не одно и то же. Проведу аналогию. Во что превратилась бы математика, если бы теоремы и задачи уравняли бы по значимости и использованию? Придание равной значимости словам Иисуса и апостолов породило немало существенных заблуждений и ошибок в христианстве, а также множество враждебено настроенных по отношению друг к другу зхристианских конфессий.

Вот, что Коран говорить по этому поводу:

С теми, которые называют себя Назарянами (христианами — Е. Д.), Мы (Б-г — Е. Д.) вступали в завет: но они забыли часть того, чему были научены; за то Мы возбудили в них взаимную вражду и ненависть до дня воскресения. Б-г ясно укажет им, что учингили они. А те, по своему вероучению раздробились между собою на разные толки: каждая община удовлетворяется тем, какой у неё есть» (5:17; 23:55)*.

  1. Искажение роли церкви

Средневековые документы католической церкви утверждают, что в руках церкви Благодать Б-жья и спасение. Только церковь может обеспечить человеку вечную жизнь в раю. Итак, «покупайте отпущение грехов».

Вот, что Всевышний велит посланнику сказать людям: «Здешняя жизнь есть только суета, призрак. Скажи: я не говорю вам, что у меня сокровища Б-жии, … я следую только тому, что дано мне откровением.

… кроме Его (Б-га — Е. Д.) другого покровителя и заступника не будет. Если ты будешь подчиняться многим из тех, которые живут в этой земле, то они уведут тебя от пути Б-жия на распутия: они водятся только своим мнением, делают только одни предположения» (6:32; 6:50-51; 6:116)*. «У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» (53:29)*.

  1. Учение о ключах

Ора Лимор рассказывает:

Согласно давней христианской традиции, именно Петр (апостол — Е. Д.) пришел в Рим и создал в этом городе христианскую общину и римское епископство. Поэтому он является первым епископом Рима, то есть первым римским Папой, и папская власть переходит ко всем остальным папам от него. На основе последнего обещания было сформулировано церковное «учение о ключах», согласно которому ключи к спасению находятся в руках церкви, тогда как папа, наследник Петра, является наместником Петра на земле. Будучи наместником Бога и держателем ключей от Царства Небесного, Папа римский может повлиять на судьбу человека и направить его на путь спасения». … Папская булла 1302 г. «утверждает абсолютный приоритет церковной власти над светской и делает подчинение людей власти папы условием их спасения.

По этому поводу Коран говорит следующее:

Б-г есть Творец всего: Он есть управитель всего; у Него ключи небес и земли. У Него ключи от тайн: Он только один знает их». У Него ключи от тайн: Он только один знает их. Он знает всё, что есть на суше и на море; ни один лист древесный не падает без Его ведома. А те, которых вы признаете, опричь Б-га, не могут ни вам подать помощи, ни себе самим не помогут. Скажи: из боготворимых вами есть ли кто, который может вести к истине? Скажи: Б-г ведёт к истине. Следовательно, тот ли, кто ведет к истине, истинно достоин того, чтобы Ему последовали, или тот, кто ведёт только тогда, когда его самого ведут? От чего же это, что вы неверно судите?» (39:63; 6:59; 7:196; 10:36)*.

Следует упомянуть, что «в иудаизме священник никогда не является инстанцией, к которой человек обращается — например, за прощением своих грехов или как «к посреднику» при обращении к Всевышнему», — подчеркивает рав Пинхас Полонский. Никто не будет обращаться к раввину в синагоге с просьбой «простить» грехи. Наши учителя утверждают, что только Всевышний — источник всех благословений, и только Он может привести их в мир.

Не эти ли существенные отступления от своего учения пророчески подразумевал Иисус, сказав: «Но тщетно чтут меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф., 15:9).

  1. Столь негативно упоминаемые евангелистами книжники и фарисеи не являются отрицательными персонажами. Вот, что говорит Коран о книжниках: «Действительно, Мы ниспослали Закон: в нём правота и свет. Пророки, которые были покорны ему, по нему судили иудействующих; а раввины и книжники по тому, что из Писания Божия хранят они у себя: они свидетели этому. Так, не бойтесь людей, но бойтесь Меня: моих знамений не променивайте на малоценное; те, которые не судят по тому, что ниспослал Б-г, — те неверны» (5.48)*. Теперь о фарисеях.

Фарисейство было центральным, самым многочисленным течением и Иисус Христос был его активным приверженцем. «Еврейское общество в этот период переживало сложный процесс становления, сопровождающийся интенсивным духовным брожением, которое по-разному выражалось различными общественными группами. Саддукеи были представителями традиционнорй правящей верхушки служителей Храма —священников. Согласно Иосифу Флавию, за саддукеями шла в основном аристократия. Поскольку саддукеи были служителями Храма, то они считали, что только им принадлежит неоспоримое право заниматься толкованием Торы. Комментарии фарисеев они отрицали беззаговорочно», рассказывает Ора Лимор. Так что если у Иисуса Христа и были разногласия, то с неупоминаемыми в Евангелиях садукеями. Кроме того, сказанное Иисусом Христом не отменяет, а утверждает Закон Моисея и соответственно Тору. Она с приходом Иисуса Христа не стала Ветхим (устаревшим) Заветом, а так и осталась, как пордчеркивается в Коране, «правотой и светом». Коран называет пророчества, полученные Мухаммадом «стражем отрицаемого христианами «ниспосланного ранее.

  1. Допустимо ли было инициируемое христианской церковью столь отрицательное отношение к евреям?

«Сыны Израиля! Я возвысил вас над всеми народами. Сынам Израиля Мы дали Писание, мудрость и пророчество; и возвысили их над народами. Некогда Моисей сказал своему народу: народ мой! Помни благодеяние Б-га тебе: Он среди вас возставил пророков, поставил царей, доставил вам то, чего не доставлял ни одному из миров. Мы (Б-г — Е. Д.) по своему ведению избрали их Себе из всех ведомых народов» (2:44; 45:15; 5:23; 44:31)*.

  1. Осуждение мессионерской деятельности христиан, стремящихся, чтобы все исповедовали христианство.

Если бы Б-г захотел, Он установил бы из вас одну религиозную общину; но Он хочет испытать вас тем, что дает вам. … Он сделал бы вас одним народом; но Он ведет в заблуждение, кого хочет, и ставит на прямой путь, кого хочет; со временем с вас спросится за то, что сделали вы. … Он ясно укажет вам то, в чём вы разногласите между собою» (5:53; 16:95)*.

  1. Коран дает ответы на главные разногласия между евреями и христианами. Его изначальная цель миротворческая и об этом говорится напрямую: «Если два народа из верующих будут воевать между собою, то вы примирите их один с другим. Если один из них несправедлив против другого, то воюйте против того, который несправедлив, покуда не подчинится он заповеди Божией. Если он подчинится, то примирите его с другим правдиво: поступите беспристрастно; потому что Б-г любит безпристрастных. Истинно, верующие — братья друг другу: потому примиряйте между собою братьев ваших. Бойтесь Б-га, может быть, Он умилосердится к вам» (49:9-10)*.

Итак, вроде бы все ясно, все понятно. Почему же так сложно приступить к диалогу представителей трех авраамических религий? Полагаю одна из главных причин в том, что большинство признающих необходимость диалога, видят в его основе компромисс и толерантность. Но для диалога с исламом необходим, на мой взгляд, иной подход поскольку на сегоднешний день компромисс и толерантность практически недостижимы, нереальны. Началом диалога должен стать синтез, означающий процесс объединения ранее разрозненных понятий в целое.

*) Коран. Перевод Г. С. Саблукова

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

3 комментария к «Елизавета Деревянченко: Убить неверное. Продолжение»

  1. Конечно, ислам ближе к «первоисточнику» — иудаизму, чем христианство, т. к. первые два строго монотеистические конфессии, а христианство — много («трое-божие» — уже много). Но современный исламизм превратился в человеконенавистническую идеологию и подпал под известную максиму: пришедшего убить тебя встань и убей первым. Те же мусульмане, которые этой идеологии не принимают, никому не мешают. Пример — татары в России.

  2. Очень интересное исследование. Что касается выводов — подождём окончания. Удачи автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *