Арье Барац: Время кромешной тьмы

Loading

Объяснения, держащиеся на классическом представлении о воздаянии, по крайней мере, в отношении Катастрофы, не всегда и не всех удовлетворяют. Трудно даже вообразить такой грех, за который воздается промышленным уничтожением целого народа.

Время кромешной тьмы

Арье Барац

«День Катастрофы» 12.04.2018

 Арье Барац Сегодня — 27 нисана в Израиле отмечается День Памяти жертв Катастрофы (Йом шоа вэгвура).

Главный Раввинат Израиля постановил чтить память евреев, уничтоженных в годы Второй мировой войны, в другой день — в пост 10-го тевета, являющийся помимо всего прочего днем памяти людей, дата смерти которых неизвестна.

День памяти, отмечающийся в Израиле 27 нисана, приурочен к восстанию Варшавского гетто, и именуется «Днем героев и мучеников» (Йом зикарон шоа вэгвура). Соответственно он носит более широкий характер, связывающий гибель еврейского народа в галуте с его возрождением в земле Израиля.

А события эти действительно трудно рассматривать обособленно. Не всегда эта связь оценивается адекватно. В своей книге «Место под солнцем» Нетаниягу пишет:

«В силу принятого сегодня пренебрежения к историческим фактам, появилась точка зрения, согласно которой главным фактором, обеспечившим создание Государства Израиль, стала Катастрофа европейского еврейства.

Без сомнения, Катастрофа является стержневым событием не только еврейской, но и мировой истории. Очевидно и то, что она заставила многих людей осознать трагическую судьбу еврейского народа. Волна сочувствия к евреям, вызванная беспрецедентным нацистским геноцидом, создала благоприятную политическую почву для провозглашения Государства Израиль. Но, прежде всего, Катастрофа была апогеем истребления. Погибли миллионы сердец, устремленных к Сиону. В гитлеровских лагерях была почти полностью уничтожена человеческая основа, на которой предполагалось создать жизнеспособное еврейское государство.

И потому — не благодаря Катастрофе возник Израиль, но вопреки ей. Катастрофа, предвиденная основоположниками сионизма с такой мучительной ясностью, стала кульминацией еврейской трагедии. Но если бы не вековая мечта о Возвращении и не громадные усилия, предпринятые для ее реализации, то Катастрофа вызвала бы лишь беспредельный ужас и, возможно, сострадание народов мира. Не исключено, что, не будь сионистских усилий первой половины ХХ века, Катастрофа положила бы конец национальному существованию еврейского народа».

Итак, возрождение еврейского государства окрылялось двумя мотивациями — естественной (угроза уничтожения народа) и сверхъестественной — верой в возращение, предсказанное еще при даровании Торы: «Тогда возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя; и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих» (Дварим 30:2-5).

Великая тьма

Но если столь определенно было предсказано Избавление, то была ли хоть как-нибудь, пусть и неопределенно, предсказана Катастрофа? Тора предостерегает, что в рассеянии евреям придется несладко. Но чтобы до такой степени!

Пока по святой земле ходили пророки, Израиль всегда точно знал, чего ему ожидать и за что его постигает то или иное бедствие, как сказано: «Придет ли бедствие в город, если Господь не сотворил (его)? Ведь Господь Бог не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:6).

Но с той поры, как пророчество иссякло, причины бедствий оказались сокрыты. Это не значит, что мудрецы их не продолжали искать.

В 1648–1649 годах на Украине было истреблено не менее ста тысяч евреев. Свидетель этих страшных погромов рабби Йом-Тов бар Натан Алеви (1579–1654) объяснял их тем, что евреи в синагогах переговаривались во время повторения молитвы кантором. Такое он получил прозрение, которое многим в ту пору представлялось убедительным.

Чуть менее чем через три столетия, во время Гражданской войны, погромы на Украине унесли около ста пятидесяти тысяч еврейских жизней. Времена были другие, и свидетель этой трагедии р. Хефец Хаим (1839–1933) истолковал события более обобщенно. Он предложил притчу о мелком торговце, берущем товар у оптового поставщика. Обычно поставщик давал ему в долг, но однажды потребовал все сразу вернуть. Оптовый торговец закрывал дело и требовал подвести итог. Так делает и Всевышний, — объяснил Хефец Хаим. — Он завершает эпоху изгнания и взимает долги за все поколения изгнания.

Схожим образом проинтерпретировал — на сей раз уже Холокост — рабби Элиэзер Менахем Шах (1899–2001), сказавший, что катастрофой был закрыт один «счет» и открыт другой, продолжительность и размеры которого никому неведомы.

И все же эти объяснения, держащиеся на классическом представлении о воздаянии, по крайней мере, в отношении Катастрофы, не всегда и не всех удовлетворяют. Трудно даже вообразить такой грех, за который воздается промышленным уничтожением целого народа. Может быть, тогда вообще лучше говорить о кредите? Об оплате предстоящих грехов? При такой интерпретации, по крайней мере, можно объяснить, каким образом Рабин передал в 1993 году террористам внушительные территории Иудеи и Самарии, а Израиль и поныне стоит, как и стоял!

Между тем, иудаизму знаком и иной подход к Священной Истории, подход, отводящий больше простора Божественному произволу, нежели принципу справедливости:

«Сошел я в дом горшечника, и вот, он занимается ремеслом (своим) на гончарном круге. Когда сосуд, который делал горшечник из глины, не удался в руках его, то он сделал из нее снова другой сосуд, какой ему, горшечнику, заблагорассудилось. И было сказано мне слово Господне: Разве не смогу Я сделать с вами, дом Израилев, то же, что этот горшечник, — сказал Господь. — Вот, как глина в руках горшечника, так и вы в руках Моих, дом Израилев» (Йермиягу 18:3-5).

Этот взгляд на историю как на реализацию произвольного Божественного плана последовательно развивал Магараль (1512–1609). Он учил, что как рассеяние, так и избавление лишь косвенным образом связаны с грехами народа и его верностью Торе.

В нескольких своих книгах Магараль на разные лады показывает, что схема: «грех — наказание» имеет достаточно узкое применение. Ведь Всевышний всегда волен выбрать форму наказания, и поэтому всё всегда могло бы развиваться совершенно по-другому. Это с одной стороны. С другой стороны, рассматривая в «Нецах Исраэль» (35) фрагмент из трактата Сангедрин (96), предрекающий, что при приближении Машиаха наступят великие бедствия, Магараль дает этому «структурное» объяснение.

В трактате Сангедрин говорится, что при приближении Избавления «все рухнет» («нимца эфсед гамур»), «Израиль превратится в прах» («игиа исраэль ад афер»), и «исчезнет истина» («аэмет неадерет»). Магараль поясняет, что это произойдет по той причине, что радикальная смена состояний предполагает деструкцию. Хорошо находиться внутри материнской утробы, вполне комфортно жить и вне ее, но процесс родов всегда ужасен.

Схожую трактовку-предречение Катастрофы дает Рамхаль — рабби Моше Хаим Луцатто (1707–1746). В книге «Маамар Агеула» он приводит несколько пасуков, связывающих последние дни с бедствиями:

«Приходят последние дни, о которых сказал Моше Рабейну: «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в последние дни, возвратишься ты к Господу, Богу твоему, и будешь слушаться гласа Его» (Дварим 4:30), а также Давид при своей кончине сказал об этом времени: «Почему, Господи, стоишь далеко, скрываешься во времена бедствия?» (Тегиллим 10:1).

Рамхаль объясняет возможность страданий в пору приближения Избавления в непростых каббалистических образах. Он пишет, что пока народ Израиля находился в своей земле, над нею были открыты врата, через которые на весь мир изливались благословение и мир. Но после изгнания врата закрылись, и те же блага, хотя и в существенно урезанном режиме, продолжают изливаться через небольшие окошки. Когда же начнется возвращение и все станет возвращаться к исходному состоянию, из-за несогласованности между двумя системами правления (т. е. между окнами и вратами) может наступить момент полной тьмы — время великого мрака («эт хашеха гдола») … «И об этом времени сказано: «При невзгоде твоей» (Дварим 4:30), «Из теснины бед воззвал я к Богу» (Тегиллим 118:5), «Это час бедствия для Йакова» (Йермиягу 30:7)

Итак, Рамхаль за два века до Возвращения предостерегал, что оно может оказаться связано с величайшими бедствиями.

Из объяснений Рамхаля и Магараля можно сделать два вывода. Во-первых, причина трагедии усматривается не во внешнем враге, а в состоянии еврейского народа. Говоря о грядущих бедствиях, Рамхаль не ищет их причину во внешних антисемитских силах (которые как раз усматривают источник всех своих несчастий в «еврейском заговоре»). Перебои в подаче Света связаны с состоянием самого Израиля. Это, во-первых. А во-вторых, это состояние обуславливается не столько злой волей, сколько внезапной дезориентацией.

Print Friendly, PDF & Email

9 комментариев для “Арье Барац: Время кромешной тьмы

  1. « причина трагедии усматривается не во внешнем враге, а в состоянии еврейского народа» — исчерпывающе!.

  2. Как я рад и благодарен, что во первых: принадлежу к велико-страдальному Еврейскому народу — и во вторых: что только-что обнаружил ваш великолепный журнал-газету «Мастерская»: поддержка для Души !

  3. Я понял вывод Магараля и Рамхаля так: радикальная смена исторических состояний всегда очень опасна, особенно если произашла внезапная дезориентация. Тут нет «виновности» и «наказания», тут есть относительно небольшая ошибка и её ужасные последствия.

    Мои гипотезы:
    1) Перед Холокостом и евреи и страны Запада были близки к переходу в принципиально новые исторические состояния (у стран Запада: принцип «вин-вин», когда от сотрудничества выигрывают все стороны конфликта) — но Гитлер тянул западную цивилизацию в совсем другое и тупиковое направление.
    2) У евреев произошла «внезапная дезориентация»: многие новые идеи (от коммунизма и до социал-демократии), стали одновременно слишком привлекательны для европейцев, слишком связанны с евреями и смертельно опасны для нацизма и прочих националистов-ксенофобов.

  4. Мне кажется,что современный вывод из «Места под солнцем» таков: Не исключено, что, не будь сионистских усилий первой половины ХХ века, Катастрофа положила бы конец национальному существованию еврейского народа» ближе к истине, чем вывод Рамхаля об исключительной виновности Еврейского народа в своей Катастрофе. Я попытался ответить на эти вопросы в докладе «Причины ШОА»: http://club.berkovich-zametki.com/?p=36155

  5. «… возрождение еврейского государства окрылялось двумя мотивациями — естественной (угроза уничтожения народа) и сверхъестественной — верой в возращение, предсказанное еще при даровании Торы ….»
    ——————
    Полностью согласен.

    «… Из объяснений Рамхаля и Магараля можно сделать два вывода. Во-первых, причина трагедии [Холокоста] усматривается не во внешнем враге, а в состоянии еврейского народа. … во-вторых, это состояние обуславливается не столько злой волей, сколько внезапной дезориентацией.»
    —————-
    Полностью согласен.

  6. Мерзость.
    Мерзость, когда в статье на тему страшной трагедии нашего народа проводится сравнение с политическим решением, направленным на сохранение еврейского государства, решение, которое стоило жизни герою еврейского народа.

    1. Сэм: …. Мерзость, когда в статье на тему страшной трагедии нашего народа проводится сравнение с политическим решением, направленным на сохранение еврейского государства …
      ————-
      Вы НЕ заметили, но сравнение не только проводится, но анализируется и ОТВЕРГАЕТСЯ, притом полностью.

      По-моему, по мнению автора — то политическое решение Ицхака Рабина зал»ь является очень маленькой частью «внезапной дезориентации»: неприятие религиозными евреями сионизма — и уход от иудаизма у светских евреев.

Добавить комментарий для Aleks B. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.