Виктор Финкель: О национальных корнях и других секретах великого Менделеева

 2,453 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Виктор Финкель

О национальных корнях и других секретах великого Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев — великий учёный, создавший Таблицу, упорядочивающую материальный мир на уровне химических элементов и на микроскопическом уровне. Это фундаментальное достижение, безусловно, очевидно, и признано мировым сообществом. В настоящей работе исследуются лишь некоторые обстоятельства биографии учёного.

В России и царской, и советской, и постсоветской вопрос о происхождении великого химика, Дмитрия Ивановича Менделеева всегда стоял в бытовом ракурсе и никогда не ставился в плоскость серьёзного обсуждения в прессе, а тем более, в государственном масштабе. Великий учёный и гордость русского народа! О чём тут можно и нужно говорить? Эту же точку зрения разделяли и некоторые западные исследователи. Так, Michael D. Gordon [1] писал: «Вопреки широко распространённому мнению русских, фамилия Менделеева не связана с «Mendel» и не является еврейской». Между тем, на жизненном уровне, едва ли не всегда, этот вопрос всплывал, осознанно или подсознательно, — уж очень не русской, явно еврейской, была структура и дух самой фамилии. К этому подталкивало и то, как и что говорилось о биографии Менделеева: скомкано, сжато, урывками, а то и вовсе замалчивалось. Вот, например, прекрасная книга Я. Голованова «Этюды об ученых»[2]. Но на шести страницах — ни слова о происхождении автора Великой Таблицы. Невольно задумаешься, что бы так? А когда нет надежной информации, доминируют слухи. Одним из наиболее ходовых из них был слух о происхождении Менделеева из семьи выкрестов-кантонистов.

Оказалось, что это не соответствует действительности. «Институт» кантонистов, согласно указу императора Николая I, был введён 26 августа 1827 года [2]. Согласно этому, по любым меркам, преступному указу, дети евреев призывались с 12(!) лет, а дети неугодных родителей — и с 7(!). Это была многолетняя трагедия и для детей, и для родителей, и для всего еврейского народа России. К счастью, коронационным манифестом императора Александра II 26 августа 1856 г. «институт» кантонистов был упразднён. Сопоставим этот временной интервал со временем жизни отца Менделеева и его собственной. Отец учёного, Иван Павлович Менделеев родился в 1783 и умер в 1847 году. Причём, записан он был русским и призыву в кантонисты не подлежал в принципе. Кроме того, в 1804 году он закончил Тверскую духовную семинарию, в 1807 году — Главный Педагогический институт в С.-Петербурге и был направлен учителем философии, изящных наук и политической экономии в Тобольскую классическую гимназию. Ну и, наконец, в 1809 году он женился на Марии Дмитриевне Корнильевой. Остаётся только сам Дмитрий Иванович Менделеев. Он родился в 1834 году и семи лет поступил в гимназию, которую окончил в 1849 году. Его биография просматривается полностью, и кантонистом он не был и не мог быть. Да и фамилию свою он получил от своего отца!

Тогда, в чём дело? Почему до сих пор этот вопрос не считается однозначно решённым, окончательно закрытым и продолжает всплывать? Ответ, на первых порах, прост — общественное мнение никогда не было удовлетворено приведёнными объяснениями. Не удовлетворено оно ими и сейчас! В качестве примера сошлюсь на [31], в котором обсуждается выход в свет тома под названием «Качество» (автор — проф. А.И. Мелуа). Издан он в серии «Гуманистика», и им завершается энциклопедия под тем же названием «Качество», посвящённая специалистам, работавшим или работающим в направлении стандартов. Так вот, в этой книге прямо сказано, что Менделеев — из семьи крещёного еврея. Кроме того, существует целая серия обстоятельств, деталей и, если угодно, намёков, постоянно будирующих и без того всегда существовавшие и существующие сомнения и неопределённости. С анализа некоторых из них мы и начнём это исследование.

СЛОЖНОСТИ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, НЕВЯЗКИ, НАМЕКИ

1. Прежде всего, о происхождении фамилии. История эта общеизвестна, но я, всё же, процитирую её по работе [4]: «Дед Дмитрия Ивановича Менделеева по отцу Павел Максимович Соколов в 1760-1780-х годах был священником храма Покрова Пресвятой Богородицы 16 века на погосте Покровский-Тихомандрицкий (вариант — село Тихомандрицы) возле д. Касково, в 2-х километрах от северной оконечности оз. Удомля Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. По сегодняшнему административному делению — это Удомельский район Тверской области. Храм находился на левом берегу небольшой речки Тихомандрицы («тихая странница»), отсюда — вторая часть названия прихода. Иван Павлович, отец Дмитрия Ивановича, родился в с. Тихомандрицы в 1783 году. Всего в семье Соколовых было четыре сына: Василий, Тимофей, Александр и Иван, и три дочери: Наталья, Татьяна, и Прасковья. При учёбе в Тверской семинарии сыновья получили разные фамилии (наследуемые фамилии имели только дворяне): Василий Покровский (по названию прихода), Александр Тихомандрицкий (название прихода, причём эта фамилия постоянно возобновлялась в дальнейшем у священнослужителей этого прихода), Тимофей Соколов (фамилия отца). Иван получил фамилию Менделеев. Д.И. Менделеев считал, что фамилия происходила от словосочетания «мену делать». О последней фразе следует поговорить отдельно. Это толкование собственной фамилии действительно восходит к Д.И. Менделееву и позднее было поддержано и подтверждено его братом Павлом Дмитриевичем: «Фамилия Менделеева дана отцу, когда он что-то выменял, и, в частности, бабки — кости для популярной игры, как соседний помещик менял лошадей и проч. Учитель по созвучию «мену делать» вписал и отца под фамилией Менделеев». Возникает вопрос, каким образом Д.И. Менделеев, человек уникальный по множеству измерений, мог привести подобное объяснение. Ведь оно не просто неубедительно, оно не просто не звучит на слух, оно режет ухо, оно, наконец, явная неправда! И Менделеев об этом достоверно знал! Не мог не знать! Прежде всего, надо иметь в виду личность Дмитрия Ивановича. Ведь он не просто великий учёный, эдакий, не приспособленный к жизни, Паганель! Нет! Он и государственный деятель и, что очень важно в этом контексте, — профессиональный разведчик, попросту говоря, шпион. Т.е. человек не просто научного, но изощрённого ума лазутчика, привыкшего скрывать свои мысли и корни! Учитывая, что для читателя это может быть недостаточно известным, я приведу данные из «Очерков истории российской внешней разведки», цитированные по [5]:

«Взаимный интерес России и Америки стал быстро расти, по мере промышленного развития двух стран. И это обстоятельство, естественно, давало определённый импульс для постоянного, порой негласного, наблюдения за успехами друг друга на мировых рынках, а также за достижениями в области передовых технологий и промышленного производства. Когда в середине 70-х годов прошлого века (имеется в виду ХIХ век — В.Ф.) поток дешёвой американской нефти, полученной по новейшим тогда технологиям, буквально залил этим ценным энергетическим продуктом мировой рынок, и Россия стала нести огромные финансовые потери, так как её нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия не выдерживали конкуренции с американскими производителями нефтепродуктов, встал вопрос о перенесении американского опыта на российскую почву. К этому времени в России из ста действующих нефтеперерабатывающих предприятий осталось только четыре; остальные закрылись, не выдержав конкуренции. Вот тогда-то чиновникам из правительственного аппарата России и пришла в голову разумная, но запоздавшая на несколько десятилетий, мысль «разобраться с американскими новшествами» в области нефтедобычи и нефтепереработки. Кандидата в «разведчики» долго разыскивать не пришлось, он оказался прямо «под боком». Им стал специалист с мировым именем — великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.

В июне 1876 года, когда отмечался 100-летний юбилей принятия Декларации независимости, он приехал в США на международную выставку технических новинок. «Ратник русской науки» был разносторонним химиком, специалистом по разработке методов добычи нефти, её очистки и переработки.

Поездку Д.И.Менделеева в США организовали совместно Министерство финансов России и «Русское техническое общество», осуществлявшее прямые контакты с военным ведомством, имевшим свои «чисто профессиональные интересы» в этом заокеанском турне учёного…

Д.И. Менделеев интересовался в США не только вопросами нефтяного производства. По просьбе российского военного ведомства он старался найти секрет изготовления бездымного пороха и узнат, насколько успешны разработки американских химиков в этом направлении. Полученная по этому вопросу информация позволила Менделееву не только воспроизвести засекреченные американцами химические формулы взрывоопасного «продукта», но и разработать на их основе новое поколение эффективных и сравнительно недорогих российских порохов».

Подобное же «пороховое» поручение русской разведки Менделеев выполнил и во Франции. По иным, недостоверным сведениям, Менделеев выполнял и многие другие разведывательные операции на протяжении многих лет…

(Смешное в этой истории заключается в том, что по безалаберности правительства России или из-за всё той же мании секретности, похищенные и дополнительно разработанные Менделеевым пороховые секреты не были запатентованы. Поэтому в 1914 году Россия была вынуждена покупать бездымный порох (несколько тысяч тонн) в Америке!)

Теперь можно возвратиться к главному, интересующему нас вопросу: как личность такого масштаба: великий учёный, т.е. человек рафинированного научного интеллекта, и, одновременно, незаурядный профессиональный разведчик, по направлению «промышленный шпионаж», а сегодня бы сказали, агент Главного Разведывательного Управления, человек, обладающий практически подготовленным и изощрённым во лжи и уклончивости умом, как такой человек мог пустить в жизнь столь несерьёзное истолкование своей фамилии? Я думаю, что Менделеев всегда, на протяжении всей своей жизни, боялся, что его примут за еврея, очень не хотел этого и выбрал путь, подобный «операции прикрытия». Собственно говоря, он лукавил. Ведь, по существу, он пытался синтезировать свою фамилию из двух русских слов, стремясь закамуфлировать подлинно еврейское её звучание. Мало того, он стремился создать иллюзию, что фамилия такого рода вообще не существует в реальной жизни, в действительности. Более того, он перекладывает ответственность за появление своей фамилии на мифического учителя тверской семинарии, расположенной почти в 200 километров от родной деревни его отца — это не моя семья решила, это всё он сделал!

2. Известно, что в первой семье у Д.И. Менделеева была неблагозвучная для русского языка кличка «Мандолай». О происхождении её ничего не известно. Предположительно, могут быть названы несколько вариантов. Прежде всего, это слово созвучно с «Мандель» или «Мендель». Возможны и другие, более романтические варианты. Например, Мандолай — это бывшая столица бирманских королей. Это город, оставляющий впечатление другого, закрытого для нас мира. Город с оттенком восточности, таинств, запредельности и непредсказуемости. Это, может быть, наконец, связано со стихотворением Редьярда Киплинга под тем же названием и с тем же восточным и романтическим привкусом. А может быть, и с другим произведением Киплинга, «Ким», в котором речь идёт о британском разведчике (см.п.1)…

3. Менделеев был семнадцатым и последним ребёнком в семье. Ко времени его рождения, из детей оставались в живых два брата и пять сестёр. Девять детей умерли ещё в младенчестве, а троим из них родители даже не успели дать имена. Эта многодетность обращает на себя внимание. Дело в том, что для русской интеллигенции это было нетипично. И даже в глубинных русских деревнях такие семьи были исключительно редки. Такая семья, скорее, похожа на семью ортодоксально верующих евреев. Ограничения на зачатие — противоестественно и незаконно, и всё, что зачато, должно быть выношено, и рождено.

4. Общеизвестно, что великий поэт Александр Блок был женат на дочери Менделеева и относился к учёному с огромным уважением. Он говорил, что Менделеев — наиболее известный химик нашего времени! Блок не раз замечал, что Дмитрий Иванович Менделеев — «это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности». Об этом говорят его письма к жене — дочери Дмитрия Ивановича — Любови Дмитриевне: «Твой папа — вот какой: он давно всё знает, что бывает на свете. Во всё проник. Не укрывается от него ничего. Его знание — самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него нет никаких «убеждений» (консерватизм, либерализм и т.д.). У него есть всё. Такое впечатление он и производит. При нём вовсе не страшно, но всегда неспокойно. Это оттого, что он всё давно знает, без рассказов, без намёков, даже не видя и не слыша. Твой папа, как всегда, решает всё совершенно необыкновенно, своеобычно и гениально». Но гораздо интереснее для нашего нынешнего рассмотрения другая его оценка: «Менделеев — пророк из Ветхого завета» [1]. Можно предполагать, Блок что-то чувствовал, тем более что отец его был евреем [4]!

5. По окончании гимназии, Менделеева не приняли ни в Московский, ни в Петербургский университеты. Согласно официальной версии [6], Тобольск относился к Казанскому учебному округу, и закончившие гимназию в Тобольске могли поступить только в Казанский университет. Пришлось поступить в Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге. Как будто, всё логично. Но тогда непонятно, почему отец Д.И. Менделеева тоже учился не в Московском или Петербургском университетах, а в том же Главном Педагогическом институте? Он то был как раз из того самого учебного округа! Может быть, как раз фамилия-то и отпугивала? Кстати, оказался в Главном Педагогическом институте и выходец из Тверской губернии, дедушка русской химии А.А.Воскресенский [7]. Может, потому, что был Александром Абрамовичем?

6. Очень важным в формировании общественного мнения вокруг Д.И.Менделеева явилась история с неизбранием его действительным членом Императорской Российской Академии Наук. В глазах современного общественного мнения России и евреев, в частности, эта ситуация напоминает многочисленные провалы еврейских учёных при выдвижении их в Академию наук СССР. Может быть, этот элемент и присутствовал в случае Д.И.Менделеева… Националистическая печать[33], наоборот, связывает это с тем, что учёного, дескать, провалили нерусские академики из-за русского происхождения Д.И.Менделеева. Однако вспомним, что произошло это в 1880 году. Это время бурного и длительного бракоразводного процесса Д.И. Менделеева со своей первой женой. Дело о разводе закончилось тем, что на Д.И. Менделеева было наложено семилетнее церковное покаяние. В этот период ему было запрещено жениться вторично. Отреагировал на это Менделеев так[34]: он дал священнику Адмиралтейской церкви Кронштадта взятку в 10 тыс. рублей, чтобы тот обвенчал его с девицей Анной Поповой, что нарушало все церковные правила. На момент знакомства Менделеева с Анной ему было 43 года, а ей — 19. К тому же, он был женат и имел детей. На следующий же день священник этот был лишен сана. И, хотя финал этой истории имел место после провала в Академии, и до того роман профессора и молоденькой девицы вызвал скандал, подогреваемый всевозможными слухами и сплетнями, Менделеев дошел до отчаяния [34]. Его друзья опасались самоубийства учёного.

7. В частной жизни Д.И.Менделеев не был антисемитом. Об этом свидетельствует брак его дочери и Александра Блока, наполовину, как известно, еврея. Менделеев на свадьбе облапил[8]… поэта и прогудел ему в ухо: «Береги Любоньку, пострелёнок! А не то…». И в шутку легко ткнул лбом в лоб жениха…«У меня аж в голове загудело, и круги поплыли, — признавался потом Блок. — Могучий старик!». Кстати, поговаривали, что по субботам Д.И.Менделеев никогда не работал…

8. В 1899 г. Тобольскую каторжную тюрьму №2, в которой содержались и евреи-преступники, посетил Д.И. Менделеев. Оказалось, что на время постов и праздников в тюрьму перевозились евреи из других мест заключения. На Менделеева произвело впечатление, высказанное, вероятно, вслух, что в условиях государственного антисемитизма к верующим приглашают раввина и готовят им кошерную пищу во время постов[9].То, что Менделеев посетил свою родину Тобольск — это естественно. Неестественно другое — почему он посетил каторжную тюрьму и, находясь в ней, нашел возможным, а я думаю и нужным, поинтересоваться судьбой заключенных-евреев? Вполне вероятно, это связано с его первой любовью в далёкие юношеские годы. И любовью — к еврейке, вероятно крещёной, но еврейке. Кстати, в те годы (1879-1883) в Тобольске проживало 177 евреев. Так вот, молодой Дмитрий Менделеев в Петербурге, на даче дочери писателя Ершова, познакомился с молоденькой девушкой Сонечкой, существом маленьким и изнеженным [10]. Её отец — Марк Ефимович — служил аптекарем в Тобольском приходе для ссыльных (административная структура, не далёкая от каторжной тюрьмы). Сонечка оказалась добрейшей и нежнейшей девушкой, которую родители воспитывали в кругу семьи, отстраняя от неё все сложности жизни. Она любила природу, музыку и всех окружающих её людей, начиная с родителей и кончая кучером Лукой, и сама была любима всеми. Она была классической кисейной барышней. Через год Дмитрий и Сонечка были помолвлены. Однако Сонечка совершенно не представляла себе, что такое — быть замужем, и что такое –семейная жизнь. Во время помолвки она убежала в свою комнату и, обняв свою куклу, с которой до 18 лет играла, заливалась горькими слезами. Сонечка не понимала, любит ли она Дмитрия, но более всего её мучил вопрос: зачем выходить замуж, когда и так всё хорошо? В августе 1857 году стали готовиться к свадьбе, а накануне свадьбы Сонечка сказала отцу: «Папа, когда нас будут венчать, я скажу нет»… Когда приехал Менделеев, Марк Ефимович, сам сильно переживая, сообщил ему об отказе дочери. Дмитрий вышел из кабинета бледный и растерянный. 3 дня он не выходил из дома, только пил воду (заметьте — не водку…) и лежал. Так Сонечка и Дмитрий Менделеев расстались навсегда. Но ведь наше повествование не о Сонечке, а о Д.И. Менделееве. Так вот, в интересующем нас контексте ясно, что в молодые годы, его, Дмитрия Менделеева, брак с еврейкой не смущал ни в малейшей степени!

9. Это в личной жизни. В жизни общественной ситуация была совершенно иной. Известно, что дореволюционная еврейская печать утверждала, что Менделеев в Петербургском университете проявлял антисемитизм. Более того, в своей книге «К познанию России» Менделеев [32] формулирует своё отношение к еврейскому народу. Приведу его так, как это процитировано в газете «Русский инвалид» от 2 августа 1906 года. Это военная газета, издававшаяся в Петербурге в 1813-1917 годах под грифом «За веру, царя и отечество!»: «В общем же евреи составляют менее 4% всего населения государства». Коренное население страны, как и всюду, евреев не любит; но «народец» этот, по взгляду автора, обладает многими способностями и свою пользу приносит, «конечно, не своими кагальными или масонскими приёмами и политиканством, а своим торговым посредничеством, которого очень не достаёт в России». Благоденствие евреев в будущем автор допускает лишь при непременном условии их ассимиляции с русскими. Русские же, по его мнению, подружатся даже с евреями, раз они откажутся от нынешней своей «кичливой заносчивости». В связи с этим, уместно сопоставить высказывания Д.И. Менделеева о русском народе: «Не подлежит никакому сомнению, что русский народ, взятый в целом, принадлежит к числу мирнейших, и сказка его лучше всего уподобляет сонливому доброму молодцу из такого-то села, больше всего думающему о своей пашне, умеющему выносить «страду», но не умеющему заставлять её делать для себя других». И далее: «В чём другом, только не в самообожании, можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться с всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых должно отдать многое, но и от англичан, гордящихся — не без правильных оснований — своим первенством во всем мировом значении, не говоря уже о евреях, считающих себя единственным народом Божьим, и за эту гордыню лишённых всех благ независимого государственного преуспеяния».

Мало того. Дмитрий Иванович Менделеев был членом «Союза русского народа»! Можно, конечно, привести обстоятельства, смягчающие это. Например [11]:

«Союз русского народа» был религиозно-политической организацией, краеугольным камнем идеологии которого было православие. Царь почитался как «помазанник Божий», и в глазах черносотенцев его власть была священна, и право на престол подтверждено самим богом… Таким образом, «Чёрная сотня» боролась за традиционную Россию, которая в ту эпоху была немыслима без царя. Расхожий коммунистический штамп о том, что черносотенцы, мол, это — сборище полуграмотных лавочников и торгашей с нечёсаными бородами неверен. Движение состояло из представителей различных сословий, среди которых были выдающиеся личности того времени (Менделеев, Васнецов, например)… в начале века… «Союз русского народа» насчитывал… 400 тысяч членов».

Дело, однако, обстояло намного серьёзнее. Существо вопроса заключается в том, что Д.И.Менделеев был одним из организаторов этого Союза. И когда 21 ноября 2005 года исполнилось 100 лет со дня образования «Союза Русского народа», на торжественном заседании в ДК им. Горбунова собрались 800 делегатов и гостей со всей России, над сценой висели портреты основателей СРН — А.И. Дубровина, Д.И. Менделеева и Отца Иоанна Кронштадского! Итак, Д.И. Менделеев — один из вдохновителей и организаторов «Союза Русского Народа», насчитывавшего около 400 местных отделений и до 400 тыс. членов. Общее число русских людей, связанных с деятельностью СРН, составляло от 2 до 3 млн. человек! Напоминаю, речь идёт об организации, придававшей особое, первостепенное значение «решению», так называемого, еврейского вопроса! В связи со сказанным, возникает вопрос. Похороны Д.И. Менделеева проходили за счёт государства и известно, что в них принимали участие многие тысячи человек. Интересно, сколько из них были членами «Союза Русского Народа»?

ОТЦОВСКАЯ ЛИНИЯ МЕНДЕЛЕЕВА 

Возвратимся к вопросу: о «меновом» происхождении фамилии Менделеев. Неубедительность его очевидна, и в той же работе [4] Д.Л. Подушков: пишет «…более вероятно предположить, что Иван Павлович получил фамилию дворян Менделеевых, чьи земли находились недалеко от с. Тихомандрицы. Надгробия членов этого рода сохранились до сих пор на старом погосте в с. Островно (6 км от Тихомандрицы). Кто-нибудь, как вариант, мог быть крёстным отцом Ивана Павловича». Эта же линия проведена в работе «Удомля. Историческая справка» [12]: «Иван Павлович, отец учёного… свою фамилию получил от фамилии удомельских помещиков Менделеевых во время учёбы в Тверской духовной семинарии». Близкая точка зрения представлена и Д.Н.Трифоновым в статье «Начало пути» (ко дню рождения Д.И.Менделеева) [13]: «…фамилия Ивана [И.П.Менделеева — В.Финкель] происходит от фамилии помещиков Менделеевых. Современные историки установили, что в те времена в окрестностях Вышнего Волочка проживало несколько семейств Менделеевых. Скорее всего, это были обрусевшие немцы, фамилия которых происходила от слова «мандель» — «миндаль», но по извечному российскому обычаю была переиначена».

Итак, всё приобретает совершенно иной характер. Фамилия «Менделеев» — не вымышленная. Она — не продукт искусственного синтезирования из двух русских слов! Это не результат умозрительного заключения и волевого решения какого-то, никому не ведомого, учителя из Тверской духовной семинарии, да ещё не согласованного с мнением родителей несовершеннолетнего мальчика. Да и такое удивительное попадание из Твери в расположенный в двухстах километрах Удомельский район и, оказывается, совершенно случайно, в существовавшего там соседнего помещика с такой точно фамилией! Несерьёзно, не верится! Ясно одно — такой жизненно важный шаг, применительно к 7-8-летнему мальчику и его будущему, не мог не быть согласован с мнением, желанием и непременным (!), я повторяю, непременным, согласием его родителей!

Обратимся, прежде всего, к списку захоронений на Удомельских погостах до 1917 года. Собранный и систематизированный Д.Л.Подушковым, этот список [14] опирается на «Русский провинциальный некрополь», 1914 г. Кроме того, он фактически, визуально проверен Д.Л.Подушковым по состоянию на 1999-2000 г. В списке этом представлено, преимущественно, дворянское и духовное сословие. Всего в списке 23 захоронения. На пяти из этих погостов похоронено 26 Менделеевых (!). В том числе — на погосте Островно — четверо! Итак, фамилию Менделеев не следует придумывать и складывать из русских кубиков. Она –реальность! Теперь, посмотрим, каких она корней. Д.Н.Трифонов [13] считает, что немецких. Это не так, потому что из 26 Менделеевых ни у одного не сохранилось даже признаков немецких корней! А если признаки и есть, то они еврейские: Варвара Зиновьевна, Трифон Зиновьевич, Софрон Зиновьевич, Ефим, Семён Ефимович. Мне могут возразить: так ведь имена в те времена могли даваться по святцам. И, тем не менее, оказывается, имена, всё-таки, согласовывались с родителями, особенно, дворянами. Кроме того, выясняется, что, нередко, давали два имени, одно явное, другое — для узкого внутрисемейного обихода. Так и получалось, что если «Зиновий» в святцах и значится, то на вторых ролях, а вот «Зина» — основной вариант. Но родители выбрали, всё-таки, «Зиновий»! Что касается «Ефима» и «Семёна», то их в святках нет вообще. Эти обстоятельства и явное созвучие МЕНДЕЛЕЕВ с классическими МЕНДЕЛЬ, МЕНДЕЛЬСОН, не оставляют сомнения в том, что фамилия МЕНДЕЛЕЕВ, безусловно, истинно еврейского происхождения. Кстати, именно так, и не иначе, она всегда и воспринималась в русском народе! Кто эти Менделеевы, захороненные на Удомельских погостах? «Общий гербовник дворянских родов Российской империи» пишет, что Менделеевы — нетитулованный российский дворянский род. Вместе с тем, на наш взгляд, безусловно, это — этнические евреи, как и, безусловно, — крещёные! О причинах этого мы поговорим позднее.

А сейчас я хочу подчеркнуть главное: крёстным отцом Ивана Павловича Менделеева, отца Дмитрия Ивановича Менделеева, был крещёный еврей! Тогда неминуем риторический вопрос: мог ли священник Павел Максимович Соколов не знать, что фамилия, которая даётся его сыну — еврейская, и для русского уха звучащая, примерно, так же, как, скажем, Рабинович. Мог ли он не знать, что эта фамилия создаст его сыну огромные жизненные сложности в стране государственного антисемитизма? Мог ли он не понимать, что подставляет своего сына под удар стихии безумного антисемитского шквала, никогда не утихавшего в России? Ответ ясен — не мог! Тогда почему он это сделал? Серьёзная причина может быть только одна — он был внутренне расположен к этому выбору! Этот выбор для него был естественным! Собственно, выбора-то и не было — это было решение его Души! Означает всё это одно: семья безусловно честного и чистого священника Павла Максимовича Соколова была сама по корням еврейской и, под давлением неких могущественных и жизненно опасных обстоятельств, сменившей веру и фамилию. Либо — жидовствующей! Прячущей свою веру под христианским плащом! Возможно, члены этой семьи были близкими родственниками клана Менделеевых. Допустимо и то, что задолго до описываемых событий, Соколовы были тоже Менделеевыми, но сменили свою фамилию и стали Соколовыми. И тогда фамилия Менделеев, данная Ивану Павловичу, была попыткой хоть каким-то образом искупить свой грех перед собственной совестью и перед еврейским народом! И, в конечном итоге, перед Гос-дом!

Возникает вопрос, откуда в Удомельском районе Тверской губернии было столько евреев? Должен признаться, что за 63 года, прожитых в России, и в центре, и в Черноземье, и в Сибири, и на Юге, я ни разу не встречал человека по фамилии Менделеев. Не встречали такой фамилии и мои знакомые и друзья. Так откуда же их столько, да ещё — дворянского и духовного сословия — в Удомле? В дополнение к сказанному выше, приведу ещё один пример — Менделеев Павел Павлович. Юрист, предводитель дворянства Тверской губернии (!), председатель союза российских дворян: с 1919 — в эмиграции в Лондоне, затем — в Париже, секретарь Главного русского комитета по делам о беженцах (1920-1921), председатель Союза русских дворян Франции, представитель ЗЗИА в Париже. Умер в 1951.

Я предполагаю, что ответ на этот вопрос надо искать в глубине веков — в Новгороде Великом. Как известно [15], Великий Новгород был народною державою, управляемою Вечем и посадником. Более 6 веков он слыл в России и в Европе народной Державой или Республикою и действительно был демократическим государством. Вече определяло не только законодательную, но и высшую исполнительную власть. Оно избирало и сменяло не только посадников, тысячских, но и князей. Город имел обширные связи с Европой, был посредником между Западом и Россией. « Сердцем или главным составом сей державы были «огнищане» или «житые» люди, то есть, домовитые или владельцы: они же и первые воины как естественные защитники Отечества; из них выходили бояре или граждане, знаменитые заслугами. Торговля произвела купцов: они, как менее способные к ратному делу, занимали вторую ступень…» [15]. При такой постановке вопроса в Новгороде Великом могли жить евреи! Нет никаких данных, но нет и сомнений, что в Великом Новгороде, торговавшем с Западом, евреи жили. В демократическом государстве, связанном с западным миром, где евреев было много, и они подвергались давлению и гонениям, для некоторых из них было бы естественным переместиться восточнее, и им ничто не мешало селиться и процветать в Новгороде Великом. Косвенным указанием на этот счёт (с учётом обстоятельств относительно святцев, изложенных выше) служат имена посадников Исаака Борецкого и Димитрия Исааковича Борецкого [15], Авраама Степановича [17], архиепископа новгородского Ефимия. С.М.Дубнов [16], пишет, что следы еврейства в Московской Руси становятся заметными лишь со второй половины ХV века. В это время (1470 г) в Новгороде появляются евреи, и начался процесс обращения некоторых представителей православного духовенства в иудейскую веру. Как известно, между 1475 и 1481 годами царь Иоанн 111 покорил Великий Новгород и присоединил его к России. Это была война, в результате которой [15]: «Ещё Новгород остался державою народною; но свобода его была уже единственно милостью Иоанна и долженствовала исчезнуть по мановению самодержца… Все области Новогородские, кроме столицы, являли, от пределов восточных до моря, зрелище опустошения». Летописец [17] из удомлянской округи, первой расплачивавшейся за всю Новгородскую землю, отмечает: «От века над нами того не было». Уместно добавить, что в 1489 году семь тысяч новгородцев были пересЕчены и перевешаны в Москве [22]. Это была война, жестокая война, но война, которая не шла ни в какое сравнение с тем, что произошло через сто лет в правление Ивана Грозного.

Сто лет «Новгород, Псков, некогда свободные державы, смирённые самовластием, лишённые своих древних прав и знатнейших граждан, населённые отчасти иными жителями, уже изменились в духе народном, но сохраняли ещё какую-то величавость, основанную на воспоминаниях старины и на остатках её в их бытии гражданском. Новгород именовался «Великим» и заключал договоры с королями шведскими, избирая, равно как и Псков, своих судных целовальников, или присяжных. Дети от родителей наследовали и тайную нелюбовь к Москве… ещё могли быть очевидцы последнего народного веча в Пскове. Забыли бедствия вольности, не забыли её выгод» [15]. Однако в 1569 году Иван Грозный прошел кровавым мечом опричников по Клину, Твери и Медному, Торжку, Вышнему Волочку, Валдаю [29]. Разорены все города на пути между Москвой и Новгородом. Убивают даже крестьян, встреченных на дороге, под предлогом, что операция проводится тайно. После ухода армии остаются лишь руины, разбросанные трупы, повешенные, изуродованная скотина. Около шести недель шло ужасающее разрушение Великого Новгорода и уничтожение его жителей. Наказание распространяется [29] и на окрестные деревни: в радиусе двухсот пятидесяти вёрст сожжены дома и поля, убиты крестьяне и скот. Во всей этой округе погибло граждан и сельских жителей не менее шестидесяти тысяч человек [15]! Произошло почти полное опустошение этой земли. После этой беды, Новгород навсегда останется второстепенным, бедным, малонаселённым городом. Для того, чтобы осознать происшедшее, надо сказать, что в те времена население Москвы составляло примерно ту же цифру. По нынешним масштабам, это означает, что было бы иссечено пять миллионов человеческих жизней (!). Другими словами, Иван Грозный осуществил величайший геноцид по отношению к собственному народу! После смерти Ивана Грозного [35] в Московском уезде обрабатывались лишь 16%, а на Новгородчине и Псковщине — лишь 8% пахотной земли!

И.М.Карамзин называет [15] причину этой трагедии: «Царь принял нелепость [клеветнический донос — В.Финкель] за истину, осудил на гибель и Новгород, и всех людей, для него подозрительных или ненавистных». Думаю, однако, здесь могло быть и ещё одно, немаловажное обстоятельство. Все серьёзные исторические труды признают, что Иван Грозный патологически ненавидел евреев. Один иностранец, побывавший в России, писал так: «Как ни был он жесток и неистов, однако же, не преследовал и не ненавидел никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедывать Христа: их он либо сжигал живьём, либо вешал и бросал в воду». Никакие экономические выгоды [30] не могли перевесить эту патологическую ненависть. Сохранилось еврейское народное сказание о событиях в Полоцке в 1563 году [18]: «Была лютая зима. Московский царь Иван Грозный завоевал Полоцк и повелел всех евреев с их женами и детьми — всех до единого! — согнать к берегу реки Двины, неподалёку от княжеского замка. Собрали всех евреев, их жён и детей, числом три тысячи, и поставили всех у реки Двины, как приказал царь. И лишь двое детей — мальчик, сын одного коэна, и девочка, дочь коэна, — во время суматохи были позабыты и не приведены к реке. И приказал Иван Грозный поставить всех евреев на лёд реки и затем разрубить лед. И были все потоплены, числом три тысячи. Спаслись только те двое детей, которых Иван Грозный затем пощадил, их приютили добрые люди. Выросли они и поженились, получив прозвище Бар-Коэн — Баркан. От них пошла новая община и фамилия Баркан».

Так вот, не могла ли эта ненависть послужить Грозному дополнительным стимулом уничтожения Новгорода Великого, в котором, вне всякого сомнения, жили и евреи и жидовствующие? В отношении последних, кстати, существует огромное количество источников. Вот только некоторые из них: «Жидовствующие — наименование сторонников религиозного движения, распространявшегося в землях Великого Новгорода, а затем — в Москве в последней трети 15 — начале 17 в.» [19]; «Термин «жидовствующие» относится к еретическому движению, которое зародилось в Новгороде в конце 15 века» [20]. Вот, что пишет по этому поводу «Большая советская энциклопедия [21]: «Наибольшего развития Ереси [жидовствующие, субботники, стригольники и др. — В.Финкель] в России получили в 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине. Впервые в еретическом движении, наряду с горожанами, низшим духовенством, отдельными представителями дворянства, приняли участие и крестьяне». Если подвести итог этим и множеству других работ, то он прост и неоспорим: учение «жидовствующих» возникло в Великом Новгороде в 1470 году и ко второй половине 15 века приобрело массовый характер. В глазах такого безумца и антисемита, как Иван Грозный, это, само по себе, представляло угрозу, которую необходимо было уничтожить, не считаясь ни с чем! Весьма вероятно, что эти обстоятельства, по меньшей мере, споспешествовали походу Ивана Грозного на Новгород и Псков и ужасающему геноциду между декабрем 1569 и февралем 1570 года.

Теперь посмотрим, где находится Удомельский район — родина Соколовых-Менделеевых? Он расположен в северной части Тверской области и примыкает к озерам Удомля и Песьво. «Впервые [12] слово «Удомля», как название местности, упомянуто в летописях Великого Новгорода в 1478 году… Удомельская волость входила в состав Тверской половины Бежицкой пятины Великого Новгорода». Это расположение на границе Новгородских и Тверских земель и определило судьбу этого района [17]. Именно через него шли рати царя Ивана III на разгром Новгородской земли в 1471 году. Примерно той же дорогой, и с той же целью шел Иван Грозный со своими опричниками в 1570 году. В итоге полного разорения, ужасающих опустошений и массового уничтожения населения наступила полная стагнация, и район начал возвращаться к жизни лишь только после начала строительства Петром I Санкт-Петербурга (17)!

Возвращаемся теперь к вопросу, откуда в Удомельском районе Тверской губернии было столько евреев? Ведь, если к 26 Менделеевым, захороненным на удомельских погостах, добавить еще несколько явно еврейских могил (типа, Левин, Самуйлова и др.), общее число еврейских захоронений составит, примерно, 7%. Для сельского района это многовато. Но если принять во внимание, что это район новгородских владений и новгородского административного, политического и культурного влияния, и то немаловажное обстоятельство, что после разгрома Новгорода многие из уцелевших, и, в первую очередь, евреи и «жидовствующие», бежали из него в глубинку, эта цифра не слишком велика.

Для того чтобы понять, что за люди оседали в удомлянском районе, следует привести, по меньшей мере, один пример. Но какой? На берегу озера Удомля в селе Гарусово родился и провёл свои детские годы граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) [12]. Семью Аракчеевых духовно окормлял дед Дмитрия Ивановича Менделеева Павел Максимович Соколов. Он был священником храма Покрова Пресвятой Богородицы на погосте Покровский Тихомандицский в двух километрах от Гарусово. Д.Л.Подушков пишет, что среди учеников деда Менделеева (он учил русской грамматике и арифметике) был граф А.А.Аракчеев [4]. При Александре I Аракчеев стал основным докладчиком императору по большинству вопросов внутренней и внешней политики России. Родословная дворян Аракчеевых, к счастью сохранившаяся [22], показывает связь дворян Аракчеевых с удомельским краем на протяжении 540 лет — с 1460-х годов до сегодняшних дней!

Первым из представителей этой фамилии упомянут Евстафий Аракчеев, казначей и дьяк Великого князя Василия Тёмного (время княжения 1425-1462). Евстафий упомянут в двух актах Троицкого монастыря, третьей четверти 15-века, где назван «крещёным татарином» [23]. Складывается впечатление, что в каждом сомнительном случае русские летописцы писали «татарин» вместо «еврей». Воспроизведём некоторые элементы этого удивительного документа [22]. Прежде всего, о первом колене. Фома Аракчеев жалован поместьем в деревне Гарусово Новгородского уезда Бежицкой пятины в Тверской половине в 1607 г. То есть, через тридцать лет после разгрома Новгорода. Во втором колене встречаются три эпизода. Во-первых, Иов (Иев) Фомич и Алексей Фомич, братья. В указе царя Михаила Федоровича о передаче отцовского поместья (1639) оба названы «новокрещёными». Третий брат — Василий Фомич, умерший до 1630 г. упомянут новгородским помещиком в 1619 г.(!). В третьем колене упомянуты Трифон Иевлевич, Панфил Иевлевич, Данила Иевлевич, Самуил Алексеевич. В четвёртом колене присутствуют помещики Степан Самуилович, Иван Самуилович, Зиновий Самуилович. Здесь же упомянут и Иван Степанович — новгородец, пожалованный вотчинами в Новгородском уезде, в Бежицкой пятине. В пятом колене (примерно, 1760) названы Ирина Иудична Сназина, дочь помещика Иуды Михайловича Сназина, Александр Зиновьевич. В шестом колене наличествует Исаак Евдокимович Чиримов. Поток еврейских имён и отчеств из Ветхого Завета и, как сочтут многие, из святцев, иссякает только в седьмом колене, в котором и родился граф Российской Империи, Барон, Военный министр, председатель военного комитета департамента Госсовета, учредитель и главный начальник военных поселений Алексей Андреевич Аракчеев! Уместен вопрос: откуда эта лавина еврейских имен в биографии графа Аракчеева, о котором говорили, что «он был настоящий русак…»? Ответ на этот вопрос был дан [24] самим графом Аракчеевым, который называл себя по рождению «новгородским дворянином»! Итак, не вызывает ни малейшего сомнения, что граф Аракчеев и его родня, начиная с 15 века, — выкресты с новгородскими корнями!

Может быть сделан и сугубо предварительный вывод и о происхождении семьи Менделеевых. Семья Соколовых является либо евреями, сразу после Новгородских событий сменивших свою изначальную фамилию (предположительно, Менделеевы) на русскую и принявшими христианство, либо «жидовствующими» русскими, прячущими свою истинную, иудейскую веру под христианским плащом. Таким образом, по отцовской линии Дмитрий Иванович Менделеев — либо крещённый много веков назад еврей, либо «жидовствующий», либо, русский, крёстным отцом которого был крещёный еврей из семьи помещиков Менделеевых.

В связи с этим, следует проанализировать обстоятельства, опирающиеся на «пустые» места в биографии предков Д.И.Менделеева. Вот эти пробелы. «Дед Д.И.Менделеева по отцу, Павел Максимович Менделеев, в 1760-1780-х годах был священником храма Покрова Пресвятой Богородицы 16 века на погосте Покровский-Тихомандрицкий». Так пишет Д.Л.Подушков [4]. К сожалению, это — вся информация о П.М.Менделееве. Неизвестно — ни когда, ни где — он умер, ни где захоронен. Полное молчание и о сыне его, Александре Павловиче Тихомандрицком, который и должен был унаследовать приход отца. Хотя имена двух других сыновей появляются. Оказывается [4,17], Тимофей Павлович Соколов и Василий Павлович Покровский служили священниками в храме в селе Млево в 1820-1840-х годах. Там же жили и Степанида Евдокимовна, мать семейства и её дочери. Сопоставим известные даты об отце: 1760 — 1780 и по сыновьям: 1820 –1840. Странный временной пробел в 40 лет! Между тем, Покровский храм в с. Тихомандрице пришел в ветхость и был разобран лишь к 1850 г.[4]. Таким образом, между 1780 и 1820 годами храм существовал, но кто служил в нём, неизвестно. Явно, однако, что это не П.М.Соколов, и не А.П.Тихомандрицкий. Что произошло с ними в этот сорокалетний промежуток времени? А что-то произошло, и очень важное!

Свидетельством этому является одно обстоятельство, связанное с графом Аракчеевым. Мы уже цитировали [4]: «среди учеников деда Менделеева (он учил русской грамматике и арифметике) был граф А.А.Аракчеев». Далее [24], Гарусово — вотчина Аракчеевых, входило в приход погоста Покровский, настоятелем храма которого был П.М.Соколов. Сообщается, что семью Аракчеевых окормлял П.М.Соколов. Утверждается далее [24], что он благословил А.Аракчеева на учёбу в кадетском корпусе. Казалось бы, все перечисленное должно было сохранить в графе Аракчееве чувство признательности к этой семье. Тем более, хорошо известно, что Аракчеев, вообще, был внимателен к просьбам земляков. Всё это не согласуется с цитированным в [4] случаем: «Когда Иван Павлович Менделеев, обучаясь в Педагогическом институте, по совету отца обратился к влиятельному графу с какой-то просьбой, то в ответ получил отказ и «компенсацию» в 2 рубля серебром». Объяснением случившемуся может быть следующее: после 1780 года произошло нечто, сделавшее П.М.Соколова парией, «нерукопожатным», по понятиям тех лет. И это обстоятельство оттолкнуло от него влиятельного царского вельможу. Неизвестно, что именно случилось, но это была серьёзное событие, если о нём стало известно Аракчееву в Петербурге. В качестве чистой гипотезы, опираясь на исчезновение двух священников и 40-летний временной пробел, предполагаем, что оба они оказались лишёнными сана, либо в результате церковного, либо в итоге судебного разбирательства. Согласно христианским канонам [25], расстрижение — способ «снятия» или «лишения» духовного сана. Священнослужители, подвергнутые этому наказанию, не могли исполнять свои обязанности в течение 20 лет! Не могло ли оказаться, что 40-летний «пробел» и связан с расстрижением двух священнослужителей?

Но это лишь часть проблемы. Помимо отмеченного пробела, есть ещё ряд серьёзных пропусков в биографическом массиве семьи Соколовых. Собственно, это не пробелы, а один сплошной пробел. Для этого достаточно взглянуть на приведённое ниже генеалогическое древо Соколовых. Неизвестно происхождение, и отсутствуют дни рождения и смерти Павла Максимовича Соколова, его жены Степаниды Евдокимовны, их сыновей Василия, Тимофея и Александра, их дочерей Натальи, Татьяны и Прасковьи. В родословной Менделеева отсутствует девичья фамилия Степаниды Евдокимовны. Аналогичные пробелы и в материалах внука Павла Максимовича Соколова — Ивана Тимофеевича Соколова. Уцелели лишь данные, относящиеся к отцу Д.И.Менделеева, Ивана Павловича. Из всего семейства уцелела лишь одна могила Георгиевской Елизаветы Тимофеевны, двоюродной сестры Д.И.Менделеева и её мужа. Все остальные могилы исчезли, хотя на погостах Удомлинского края сохранились и более старые захоронения. Создаётся впечатление, что эти люди либо исчезли без следа, либо появились, во всяком случае, некоторые из них, после сорокалетнего отсутствия.

Для понимания произошедшего и для выдвижения приемлемой рабочей гипотезы, попытаемся сопоставить временнЫе интервалы. В 1796 году Аракчеев назначается комендантом Петербурга и с этого момента становится фигурой государственного значения. Дальше он только растёт. С другой стороны, И.П.Менделеев поступил в Главный Педагогический институт в 1804 г. Примерно, в этом году, или несколько позже, он и мог обратиться к Аракчееву. Это как раз, та самая «мёртвая зона».

Что это было за время? В начале 18 века в России вновь появляются «иудействующие» секты. Так [30], «в 1814 году православные церковные власти выразили беспокойство по поводу существования общин «субботников», в основном русских крестьян, стремившихся строить свою религиозную жизнь на предначертаниях Ветхого, а не Нового Завета… следовать закону Моисея. Подобные секты «жидовствующих» время от времени обнаруживались на протяжении всего 18 века». Об этом же сообщается и в [26]:«Со второй половины 18 века группы «жидовствующих» получают весьма широкое распространение. В начале 19 века начинаются систематические официальные гонения против сект «жидовствующих». В 1820 г. Совет министров принял решение рекомендовать местным властям ограничиваться ссылкой проповедников на вечное поселение на Кавказ. В 1823 граф Кочубей представил Совету министров меморандум, в котором указывал на широкое распространение ереси «жидовствующих» в России, оценив число её приверженцев в двадцать тысяч человек! Было решено призвать в армию всех распространителей ереси, а непригодных к военной службе сослать в Сибирь; кроме того, было принято решение об изгнании евреев из тех областей, в которых было отмечено появление ереси. В результате этих преследований многие сектанты формально возвратились в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обычаи своих сект». И действительно [27], после 1825 года все деревни «жидовствующих были разрушены, а жителей отправили либо в армию, либо в ссылку в Сибирь. Вот что пишет об этом «Электронная еврейская энциклопедия» [36]: «В последние годы царствования Александра I и при Николае I в массовом порядке в Сибирь ссылали «жидовствующих»; они образовали крупные общины в селе Зима Иркутской губернии (ныне город Иркутской области), город Мариинск Томской губернии (ныне Кемеровской области), деревне Юдино (быв. Иудино Енисейской губернии) и в некоторых других местах».

Не под этот ли державный антисемитский каток и попали П.М.Соколов и А.П.Тихомандрицкий? И тогда вполне можно допустить, что они оказались где-нибудь в Сибири, где и похоронены. Тогда становится понятным отсутствие захоронений в Удомлянском районе. О том, что семья Соколовых-Менделеевых могла быть связана с сектантством, вполне вероятно, «жидовствующего» направления, свидетельствует случайно сохранившаяся информация об Апполинарии Ивановне Менделеевой (1822-13.01.1848), дочери И.П.Менделеева. О ней в [28] сказано буквально следующее: «Отличалась большими способностями, Однако в юные годы попала под влияние религиозных фанатиков. Изнуряя себя постами и молитвами, подорвала своё здоровье и умерла». Конечно, произошло всё это много позднее, уже в Сибири, но исключать наследственный фактор тоже не стоит.

Если семья Соколовых отчасти погибла, а отчасти пострадала в результате массовых репрессий «жидовствующих», возникают, по меньшей мере, три вопроса. Первый и главный: не может ли оказаться, что Иван Павлович Менделеев не приёмный, а обычный, но незаконнорожденный, сын одного из помещиков Менделеевых? B захоронении села Островно, кстати, есть могила, где лежит Менделеев Павел Иванович со стёртыми датами рождения и смерти… Есть и второй вопрос. Не может ли оказаться, что направление И.П.Менделеева после окончания Главного Педагогического института в Тобольск было, отчасти, связано с тем обстоятельством, что его отец П.М. Менделеев находился в Сибири? И, наконец, не может ли визит Д.И.Менделеева в Тобольскую тюрьму быть, каким-то образом, обусловлен памятью о деде?

Вернёмся теперь ещё раз к вопросу о «пустотах» в генеалогическом древе Соколовых. Если они попали в массовые репрессии, в связи с участием в сектах «жидовствующих» или «субботников», можно понять отсутствие их захоронений в Удомлянском районе. Но трудно связать это с исчезновением дат рождений и прочей информации, относящейся к документам, хранящимся в архивах и памяти близких. Однако произошло именно это. Складывается впечатление, что всё это не случайно. Вполне вероятно, что это — результат вполне определённых тотальных действий, нацеленных на сокрытие обстоятельств и корней ветви Соколовых. Зададим себе вопрос, а зачем всё это? Ведь все эти люди не были государственными служащими, не были носителями государственных тайн и пр. Если у них и была тайна, то связана она была лишь с их происхождением, верованиями и национальностью. Эти обстоятельства не относятся к категории государственных секретов. Заинтересован в исчезновении этих сведений мог быть лишь один человек — Дмитрий Иванович Менделеев. Почему? Да потому, что в условиях Царской России происхождение от евреев, или от «жидовствующих», или от «субботников», мягко говоря, не обещало ничего хорошего. А в 19 веке такое происхождение было, попросту, позором. Со временем, Дмитрий Иванович Менделеев стал гордостью российской науки, а стало быть, и Российской Империи. Теперь его еврейское происхождение было ненужным и Государству. Как это ни странно, но, примерно таким же ненужным еврейское происхождение Менделеева оказалось и для антисемитствующего Советского Союза. Можно думать, что все три заинтересованные стороны и приняли посильные меры по корректированию и опустошению архивных материалов, относящихся к ветви Соколовых…

(Окончание)

 ___

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1]. Michael D. Gordon // A WELL-ORDERED THING. DMITRII MENDELEEV AND THE SHADOV OF THE PERIODIC TABLE . Basic Books. New York 2004.

[2].Я. Голованов ЭТЮДЫ ОБ УЧЕНЫХ // Москва. Молодая гвардия. 1976

[3].Электронная Еврейская Энциклопедия. КЕЭ, том. 4, кол. 75-79

[4]. Д.Л.Подушков // УДОМЕЛЬСКИЕ КОРНИ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА (1834-1907). Удомельская старина. Краеведческий альманах №35.

[5]. А.Н.Ицков  // РОССИЯ-США: ПОПЫТКА СБЛИЖЕНИЯ. (О «ШПИОНСКОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА). Очерки истории российской внешней разведки». В 6 тт. Главный редактор Е.М.Примаков. Том 1.Автор 23 главы («Россия-США: попытки сближения. М. Международные отношения, 1995 г.

[6]. К Манолов // ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ. В книге ВЕЛИКИЕ ХИМИКИ.Мир. Москва.1977.

[7]. Воскресенский Александр Абрамович // http://www.rulex.ru/01030870.htm

[8]. А.Кукушкин// http// www. rasputin.ru/center/articles/?id=1129551169

[9]. Александр Ярков // ЕВРЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ И СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН) ЗА СТО ЛЕТ. Топос. Литературно-философский журнал. http://www.topos.ru/article/2462/printed

[10]. И.В.Митряева// ВЕЧЕР В ГОСТЯХ У МЕНДЕЛЕЕВА. http://teacher.fio.ru/news/php?n=3325&c=167

[11]. Игорь Бойков //ЧЕРНОСОТЕНЦЫ И НАШИ. АПН. Нижний Новгород. Проект института национальной стратегии. Дискурс. http://www.apn-nn.ru/diskurs_s442.html

[12]. «УДОМЛЯ. ИСТОРИЧЕСКAЯ СПРАВКА»// Удомельская старина. Краеведческий альманах// http:starina.library.tver.ru/us-000.htm.

[13]. Д. Н.Трифонов//НАЧАЛО ПУТИ. (ко дню рождения Д.И.Менделеева) // http:him.1september.ru/2003/05/1.htm

[14]. Д.Л.Подушков // ЗАХОРОНЕНИЯ НА УДОМЕЛЬСКИХ ПОГОСТАХ ДО 1917 // Удомельская старина. Краеведческий альманах // http://starina.library.tver.ru/us-000z.htm

[15].Н.М.Карамзин // ПРЕДАНИЯ ВЕКОВ. Москва. Правда.1987.

[16].С.М.Дубнов // Краткая история евреев.Феникс. Ростов –на-Дону. 1997.

[17]. Д.Подушков // СЕЛО МЛЕВО. Удомельская старина. Краеведческий альманах. №23.

[18]. ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ. Очерк седьмой. http://www.chassidus.ru/library/histiry/kandel/07.htm

[19]. Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева // ЖИДОВСТВУЮЩИЕ // Энциклопедия Кругосвет. .http:www.krugosvet.ru/articles/ 113/1011387/1011387al.htm

[20]. ЖИДОВСТВУЮЩИЕ. Электронная еврейская энциклопедия // http:www.eleven.co.il/article/11569

[21].В.И.Корецкий// Большая советская энциклопедия. // http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00025/78900.htm&encpage=bse&mrkp+http%3A/…

[22].МАЛЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БРОКГАУЗА И ЕФРОНА//.//http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=brokminor/23/23711.html&encpage=brokminor&mrk…

[23].В.Б.Колокольцов. Исполнил и дополнил Д.Л.Подушков//РОДОСЛОВНАЯ АРАКЧЕЕВЫХ. Удомельская старина. Краеведческий альманах. №29

[24]. Д.Л.Подушков// «ОН БЫЛ НАСТОЯЩИЙ РУССАК». Удомельская старина. Краеведческий альманах. Из архивов альманаха. //http:starina.library.tver.ru/us-0051.htm

[25]. РАССТРИЖЕНИЕ//Древо. Открытая православная энциклопедия. Христианство: Энциклопедический словарь в 3 томах. Большая Российская Энциклопедия.1995

[26]. ЖИДОВСТВУЮЩИЕ//Электронная еврейская энциклопедия.// http:www.eleven.co.il/article/11569

[27]. Ф.Сайчик//ИЛЬИНЦЫ-РУССКИЕ ИУДЕЯ// По материалам сайта «Еврейский Петербург».7-04-2003 // http:www.sem40.ru/religion/narod_tori/society/communities/6413/

[28]. МЕНДЕЛЕЕВА АППОЛИНАРЯ ИВАНОВНА//Родословная Менделеева//

http:www.ostrov.ca/drevo/individual.php?pid=I1154

[29].Анри Труайя// Иван Грозный.Русские биографии. ЭКСМО.2004

[30]. Дж.Д.Клиер//РОССИЯ СОБИРАЕТ СВОИХ ЕВРЕЕВ.Происхорждение еврейского вопроса в России:1772-1825. Мосты культуры. Москва 2000. Gesharim.Jerusalem. 5760

[31]. И. Жезмер// «…Напишут наши имена». «Народ мой» №2 (295) 30.01.2003

[32]. Д.И.Менделеев «К познанию России». 1906.

[33]. В.И.Бояринцев Русские и нерусские ученые (часть 1)

[34]. А.Иванов//»Он создал великую таблицу и знаменитую водку» http://www.wur.ru/?np_id=&action=show_id&id=35

[35]. Попелянский Я.Ю.//«Размышления об антисемитах. С любовью»

[36]. Сибирь. Электронная еврейская энциклопедия. 2005. http:www.eleven.co.il/print.php?id=13784

[37]. Н.С.Крюкова// «Тобольск — родина Д.И.Менделеева». http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200500711

[38]. Бунины, Семеновы, Бланки и Гроты а также многочисленные близкие и дальние родственники, свойственники и потомки// http:www.ostrov.ca/drevo/individual.php?pid=I1148

[39]. Isaac Asimov// Asimov’s Biographical Encyclopedia of Science and Technology. Second Revised Edition. 1982

[40]. Paul Strathern// Mendeleev’s Dream. The Quest for the Elements. 2001.

[41].В.П.Бойко. Томский государственный педагогический институт//«К вопросу о формировании купеческих капиталов в обрабатывающей промышленности Западной Сибири (конец 18-19 в.)// http:new.hist.asu.ru/biblio/skubnevski/Boiko.html

[42]. Д.И.Копылов: «Развитие обрабатывающей промышленности г.Тюмени в конце 18-первой трети 19 в.//Города Сибири (экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период)». Новосибирск, 1974;

«Развитие капиталистических отношений в кожевенной промышленности Западной Сибири 18 — первой трети 19 в.// Из истории Сибири. Вып.17. Томск. 1975.

[43]. 1710: Переписная книга Тобольского уезда переписи дворянина А.И.Парфентьева.//http://www.genealogia.ru/gene/bpg/publication_view.asp?iabspos=1&viob=vdocid,146816

[44]. В.Н.Разгон // Сибирское купечество в 18— первой половине 19 в.

[45]. Виталий Павлов// «Повесть о Панкратии Сумарокове» Урал 2004.№4)

[46]. Бунины, Семеновы, Бланки и Гроты а также многочисленные близкие и дальние родственники, свойственники и потомки// http:www.ostrov.ca/drevo/individual.php?pid=I1157

[47]. Т.Н.Соболева, В.Н.Разгон //Очерки истории кабинетского хозяйства на Алтае.// http://new.hist.asu.ru/biblio/kabin/D6D.html

[48]. Время Сибири // http: www.siberianclub.ru./Siberia/topics/3

[49]. Святцы // http:www.solovki-monastyr.ru/svaytsy-06.htm

[50]. Георгий Гребенщиков// Алтай — жемчужина Сибири.

[51]. Лев Вершинин //Подкоп под Великую стену. // http:www.geocities.com/lv_site/203_kitaj.html?200729

[52]. Уйгуры//Eastern TurkestanInformation, Volume 1, № 2, July 1991|| http://the_uighurs.tripod.com/Rus/rustain.htm

[53]. Родители Д.И.Менделеева // hhtp:tambov/fio/ru/vjpusk/vjp128/rabot/02/rod.html

[54]. Путь в Сибирь // http:www.ikz.ru/siberianway/tobolsk-history/index.php?kornilov.html

[55]. «И друг степей, калмык…»//Петербургский дневник. №49(108) 18 декабря 2006// http://www.spbdnevnik.ru/?show=article&id=1015

[56]. Неизвестный Менделеев//Журнал «Наука и жизнь»/ Архив/ №7, 2004/

[57]. Эдуард Ковалев// Иван Сергеевич, вы продаете славянский шкаф?//Парламентская газета №210 (1339), 13 ноября.2003 года

[58]. Великие шпионы// trautalitera.narod.ru/chtivo/spiony.html

[60]. Сергей Лебедев// Неизвестный Менделеев. Учительская газета. №37 (10118). 2006-09-12.

[61]. Алексей Кукушкин//Статьи/Последняя тайна чемоданщика // http://www.rasputin.ru/center/articles/?id=1129551169 // 1/1/2007

[61].Анатолий Анисимов// Великий химик был разведчиком // Парламентская газета. №97 (976). 25 мая 2002 года.

[62].Сергей Малых// Правое слово// 4 февраля 2007 года. // www.pravaya.ru/column/10156

[63]. И.В.Журавский//Менделеев — известный и неизвестный // «Демиург». Вестник Академии Технического Творчества. №2.2006. Att-vesti.narod.ry/ATT-IZD.HTM.

[64]. Александр Ярков и И. Б.Гарифуллин// Бухарцы в Западной Сибири // Топос, литературно-философский журнал. // http://www.topos.ru/article/2394

[65].А.Р.Ивонин //Евреи — предприниматели западной Сибири в дореформенный период// http:www.jdc-siberia.ru/all/texts/jewish-community-of-siberia/item/evrei-predprinimateli-za…

[66]. В.В.Артемов// Российские ученые и изобретатели. М. 2003.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев к «Виктор Финкель: О национальных корнях и других секретах великого Менделеева»

  1. По преданию наших предков из Тобольска, фамилия Менделеев произошла от чувашского словосочетания «Мэндерен», что в переводе на русский язык означает: «Что ты сказал». Дело в том, что дед был туговатым м на ухо и часто переспрашивал высказанную кем-то новость. Оттуда и появилась «кличка» (сейчас называют погоняло), «мендерен», оттуда шепелявый сказал «менделен», ну и фамилия естественно передавалась по наследству как принято у нас на Руси.

  2. О числе потомков в семьях. В наших известных семьях рода Колокольцовых было, например:
    у Павла Фёдоровича Колокольцова — 20 детей в Нижегородской губ.;
    у Александра Васильевича К. в Вышневолоцком уезде — 11 детей;
    у Петра Яковлевича К. в Башкирии — 13 детей;
    у Ивана Михайловича К. в Вышневолоцком у. — 11 детей;
    а вот у Абрама Львовича К. лишь 5 детей.
    у Мефодия Гавриловича К. в Оренбургской губ. 10 детей; по 8-10 детей почти у всех казаков.
    Реально еврейская кровь смешана с российской во многих поколениях и у многих семей (бабки и прадеды были и татары, и башкиры, грузины, греки, поляки, немцы, французы, евреи, армяне). Это особенно ярко проявлялось в XIX в. и в начале XX века, когда началось послабление на поселение евреев в больших городах и надо было вступать в браки с православными, менять фамилию и даже веру порой. Быть может кто-то и получал в XIX веке из евреев духовное православное образование, начинал служить в церкви и мог с разрешения и утверждения властей взять уже другую фамилию. Тверское духовенство в информационном плане исследовано и исследуется хорошо, глубоко, профессионально. Например, генеалогию можно изучать по многотомнику А.В. Матисона \»Духовенство тверской Епархии XVIII-XXвв. Родословные росписи\». Вышло, кажется, 7 частей. Тома выходят, ждать и Колокольцевых в них. У каждого из нас 4 прадеда и 4 прабабки, реально эту восьмёрку предков по национальности не знает 99,9% граждан. А уж 16 и тем более. Так что чьих кровей в нас больше-это вопрос. Вот эстонцев и карелов много жило много на Тихомандрице, а уж Менделеевых -этот веер людей очень широкий. Дружите с супер удомельским краеведом Дмитрием Леонидовичем Подушковым.

  3. У В. Финкеля, как и у любого молодого гражданина планеты, в петровскую эпоху ( 1700 гг.) есть 512 мужских и 512 женских предка. И он их не знает ни по имени, ни по национальности!!! А во времена Куликовской битвы уже 524 тыс. мужских и 524 тыс. женских предка. Так что в каждом из нас много кровей и генов. Это элементарная математика и генеалогия. Популярный и рекламный пример цесаревич Алексей! В РФ как раз преобладают восточные предки (монголы, татары, башкиры и пр. ), но и славянские. Тысячи семей евреев меняли и брали русские фамилии и оставляли смешанное потомство. А в Николаевское время ещё и немецкие, английские, шведские. французские гены распространились в браках с русскими. Побывайте на генеалогических конференциях (евреев, французов, шведов и пр.) в Москве и в СПб. В СССР еврейки выходили замуж за русских и наоборот еврей брал русскую жену. Фамилия и количество детей ничего не говорят о нации, и бессмысленно определять наличие какого-то 1% генов по 2-3 коленам истории родов. В Варшаве до Первой мировой было 30% еврейского населения и от смешанных браков поляки не стали еврейской нацией, хотя реально гены есть у всех. Статья смешна порой, т.к. использует лишь наши удомельские краеведческие данные. Автор даже не знает этих краеведов и генеалогов. Опубликовали бы лучше фамилии и имена 8 прапрадедов и 8 прапрабабушек Дмитрия Ивановича Менделеева. Это всего 5-ое колено по восходящей родословной.. Уж про других дворян Менделевых в Тверской губ. промолчим. Опубликуйте инфу и мысли о Колокольцо(е)вы, род исследуется с 1380 года. Сразу подскажу, что есть польские и еврейские браки у разных предков. Так что очень мало еврейских генов у г-на Менделеева. Должны быть и греческие и армянские ещё. Но он наш, и он русский.
    Считайте и ищите всех предков и по всем линиям уважаемого нами православного Дмитрия Ивановича. На тверских землях и еврейские гены и карельские присутствуют у очень многих. Процент подскажут математики, когда покажете полную, а не фамильную родословную.

  4. Саша Белый

    11 Апрель 2013 at 15:08 | Permalink

    Странная работа. Хотелось бы обратить внимание Автора, что бездымный порох для Русской армии и флота производился с 1891 года на Охтинском заводе. Чуть позже он стал использоваться для нужд флота. Если уж очень хочется отыскать предков Менделеева, надо же понимать и сферу его занятий. К чему эти размышления о безалаберности в патентовании и покупке бездымного пороха в 1914 году?

    При таком вольном обращении с общеизвестными и легковерифицируемыми фактами довольно тяжело верить Автору и в вопросах, вынесенных в заголовке. Впрочем, давно установлено, что Пушкин – эфиоп. Ведь он на 1/8 эфиоп, а значит корни у него – эфиопские. Ну, а что касается 7/8 – то не главное. Хотя, будь у эфиопов СОХНУТ, Пушкину в репатриации отказали бы.

    Уважаемый Саша!

    1.История с порохом общеизвестна. Командировка Д.И.Менделеева в США состоялась в 1876 г. В Англию и Францию — в 1890 г.
    Так что приводимая Вами дата начала выпуска пороха в России с 1891 г., вероятно, правильная.
    2.История с патентованием не вымышленная.
    3.Что касается упоминания Вами Пушкина и Эфиопии, то позвольте напомнить Вам о тысячах фалашей,
    вывезенных Израилем из Эфиопии.

    В.Финкель

  5. Марк Авербух — об очерке Виктора Финкеля о происхождении Д.И. Менделеева
    Как оказалось грехом «лицом к лицу лица не увидать» страдаю и я. Чуть было не пропустил выдающуюся работу о Д.И. Менделееве. Имя Д.И. было у меня на слуху задолго до «прохождения» периодической системы в школе. Моя мама, преподавательница химии в одном из харьковских техникумов, очень часто произносила его вслух (мне было лет 12-13), особенно, когда однажды готовила доклад о нем для какого-то собрания. Отчетливо помню книжку о Менделееве из ЖЗЛовской серии писателя Льва Писаржевского (помню ее формат вполовину меньше современного). Но уверен, в ней происхождение химика трактовалась в правоверной версии.
    Я всегда с большим трудом отношусь к идее отказа от психологических постулатов, утвердившихся в сознании. Сказывается скепсис, упрямство, инерция. Одним из таковых и было русское происхождение Д.И. Менделеева. Ведь в отличие от Ползунова, Черепанова, Яблочкова и др. создание периодической системы действительно является краеугольным камнем «русского первенства», оно всемирно признано. Только что просмотрел Колумбийскую Энциклопедию – безошибочный определитель who is who, what is what, where is where – там он есть с приличной по размеру врезкой, а вот Яблочков и Черепанов подзабыты, хотя Череповец указан. Таким образом, проглотить нерусское происхождение Менделеева, отрицаемое им самим и почти всей официальной историко-научной литературой – uphill battle.
    Тем не менее, очень серьезная работа в обосновании гипотезы о сомнительности абсолютной «русскости» предков Дмитрия Ивановича заслуживает пристального внимания и анализа, от нее не отделаешься кавалерийской контратакой.
    Виктор Финкель как и всегда, как истинный ученый методично и фундаментально проштудировали огромный массив документов и с его аргументами трудно не согласиться, особенно осознавая себя не экспертом. И вообще, изучение этой проблемы, как и показал этот труд – хоть и частность, но крайне важная составляющая того, без чего наука быть не может и не должна – морали, честности и этических принципов в ней.
    В литературном отношении эссе – безупречно, просто наслаждение читать и следить за захватывающим внимание ходом мысли ученого – историка науки. Сердечно поздравляю автора, жду продолжения этой работы.
    2 мелких замечания:
    1) Еврейская составляющая предков Александра Блока все же не 100% установленный факт. Во всяком случае, две мои книги, в которых перечислены практически все люди с наследственной еврейской характеристикой фамилию Блока не упоминают, а судить просто по этимологии фамилии штука не всегда верная.
    2) «Это толкование собственной фамилии действительно восходит к Д.И. Менделееву и позднее было поддержано и подтверждено его братом (вероятно, сыном –М.А.) Павлом Дмитриевичем: «Фамилия Менделеева дана отцу, когда он что-то выменял, и, в частности, бабки — кости для популярной игры, как соседний помещик менял лошадей и проч».

    1. Странная работа. Хотелось бы обратить внимание Автора, что бездымный порох для Русской армии и флота производился с 1891 года на Охтинском заводе. Чуть позже он стал использоваться для нужд флота. Если уж очень хочется отыскать предков Менделеева, надо же понимать и сферу его занятий. К чему эти размышления о безалаберности в патентовании и покупке бездымного пороха в 1914 году?

      При таком вольном обращении с общеизвестными и легковерифицируемыми фактами довольно тяжело верить Автору и в вопросах, вынесенных в заголовке. Впрочем, давно установлено, что Пушкин — эфиоп. Ведь он на 1/8 эфиоп, а значит корни у него — эфиопские. Ну, а что касается 7/8 — то не главное. Хотя, будь у эфиопов СОХНУТ, Пушкину в репатриации отказали бы.

      1. Прадед поэта, Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781), крещенный абиссинский еврей, который «сошел за арапа» у царственного любителя экзотики Петра. Давайте поразмышляем вслух: «Много ли вы знаете, уважаемые читатели, «чистых этнических негров» по имени «Абрам»? Подумаем так и утвердимся в справедливости утверждения, что Абрам – очень распространенное имя у евреев, в том числе абиссинских евреев, проживающих в Африке.

        «Петровичем» он стал «по приколу», вследствие крещения, во время которого его крестным отцом стал московский самодержец и самодур, ни во что не ставящий ни Христа, ни его церковь. А с «Ганнибалом» вышло и того круче. Пока был жив Петр First, нашего мудрого абиссинца звали просто и по-русски изыскано: «Абрам Петров», но когда его патрон умер, носить фамилию царя стало небезопасно.

        Поэтому «мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура» Абрама Петрова (См.: А.Анненков, «Пушкин в Александровскую эпоху», стр. 5) поняла, что в целях безопасности ему лучше назваться «Ганнибалом», которым его в шутку величал Петр 1 во время грандиозных попоек в Немецкой слободе.

        Прабабка поэта, Христина-Регина фон Шеберг (…-170?), вторая жена абиссинского еврея Абрама, имела шведско-немецкое происхождение и родила ему пятерых сыновей: Ивана, Петра, Исаака, Якова и Йосифа. Как видим, из пяти имен – трое сыновей «почему-то» имеют еврейские имена.

        Дед поэта, младший сын этой экзотической «русской четы» Йосиф Абрамович Ганнибал (1744-1807), кстати говоря, не стыдился своих еврейских корней и подписывал свою корреспонденцию как Йосиф Ганнибал. Это потом, когда евреем станет быть не модно, творцы русского мифа стыдливо станут именовать его Осипом. Но он себя таковым никогда не считал. Он был двоеженцем и при живой жене, Марии Алексеевне Пушкиной, сказавшись вдовцом, обвенчался со вдовой капитана У. Е. Толстой. Это двоеженство кончилось уголовным процессом, причем Йосиф Ганнибал был разведен со второю женой и сослан — сначала на службу в Средиземное море, а затем в его село Михайловское.

        Бабка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1819), дочь тамбовского воеводы Алексея Федоровича Пушкина и (внимание!) – Сарры Юрьевны Ржевской (см.: Е.П.Янькова, «Рассказы бабушки», 1885г.). Если кто-то укажет мне «этнически чистую» русскую семью, где дочери дают еврейское имя Сарра, пусть бросят камень в ее мужа Йосифа Абрамовича Ганнибала и всех, кто не знает, что у евреев этническая линия родства выводится по матери.

        Мать поэта, Надежда Иосифовна Пушкина (1775-1836), дочь Йосифа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, мать которой звалась еврейским именем Сарра. Как утверждает А.Кирпичников («Пушкин» // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907): «Мужа своего Надежда Иосифовна настолько забрала в руки, что он до старости курил секретно от ее; к детям я прислуги бывала непомерно сурова и обладала способностью «дуться» на тех, кто возбудил ее неудовольствие, целыми месяцами и более (так, с сыном Александром она не разговаривала чуть не целый год). Хозяйством она занималась почти так же мало, как и муж, и подобно ему страстно любила свет и развлечения».

        Итак, по давней еврейской традиции, мать А.С.Пушкина, безусловно, считается еврейкой (1/2), немного немкой (1/4) и немного русской (1/4). Впрочем, если посмотреть на ее портрет, никаких сомнений в доминировании еврейских черт в ее фенотипе не останется ни у кого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *