Лев Мадорский: Слава богу, у нас есть свои актёры!

 301 total views (from 2022/01/01),  4 views today

Вспоминать о злодейском убийстве Михоэлса невыносимо больно… Проведенное расследование пришло к выводу, что имел место несчастный случай. Виновники не были найдены. С тех прошло 70 лет, но кажется, что в сегодняшней России в этом смысле мало что изменилось. ФСБ усвоило опыт КГБ.

Слава богу, у нас есть свои актёры!

Лев Мадорский

Спустя три месяца хочу вернуться к своему бесконечному сериалу: «Слава Богу, у нас есть…». Я уже писал о многих. О еврейских ворах, с которых, с лёгкой руки Теодора Герцля, всё и началось, когда у него в Эрец Исраэль вытащили бумажник, проститутках, феминистках, музыкантах, шахматистах, комиках, даже христианах… Великих актёров-евреев тоже немало. Очень немало. И особенно много их в России и США (хотел было привести список имён в конце очерка, но понял, что он превысит все лимиты на размер публикации).

Соломон Михоэлс
Соломон Михоэлс

Мы помним плач и шорох похоронный,
И в сумерках мерцанье фонарей,
И скорбную толпу на Малой Бронной —
Там, где висят афиши у дверей.

Не будь афиш, расклеенных у входа,
Никто бы стен знакомых не узнал.
Великая трагедия народа
Вошла без грима в театральный зал…
Самуил Маршак

Сегодня хочу вспомнить только одного, но совершенно удивительного артиста от Бога, Соломона Михайловича Михоэлса. О том, какое сильное впечатление его игра оставляла на зрителей, мне рассказывал отец. Сам я, к сожалению, видел Михоэлса только в кинофильмах: «Еврейское счастье», «Возвращение Нейтана Беккера», «Цирк». Театральных записей не сохранилось. Вспоминаю великого актёра ещё и потому, что в этом году исполнилось 70 лет со дня его смерти, а, точнее, со дня его зверского убийства. Хочу сразу оговориться, что это не исследование, а краткий очерк, написанный с целью вспомнить великого еврейского актёра и его трагическую судьбу…

Написал и подумалось, что когда такие великие личности как Михоэлс, Мандельштам, Пастернак, Гроссман, многие другие, жили в России с её антисемитизмом, дискриминацией и чертой оседлости, а, тем более, в сталинском, гулаговском Советском Союзе, то их судьба это почти всегда трагедия, страдания, ранняя смерть…

Жизнь до сцены (1890–1918 гг.)

Об этом периоде очень коротко. Соломон Вовси (Михоэлс — псевдоним) родился 4 (16) марта 1890 года в Динабурге, еврейском местечке (в то время Витебская губерния, сейчас Даугавпилс, Латвия), в религиозной, еврейской семье. К своему актёрскому призванию шёл долго. Учился в хедере, Рижском реальном училище, Киевском коммерческом институте, на юридическом факультете Петербургского университета. Но ни коммерсанта, ни юриста из него не получилось и слава Богу. К счастью, юный Михоэлс понимал, что ни тот, ни другой путь не для него. В 1918 году, на выпускном курсе университета, когда до диплома юриста оставался всего один шаг, Соломон в 28 лет совершает смелый поступок. Он бросает университет и поступает в еврейскую театральную студию Грановского, где сразу становится ведущим актёром.

Жизнь показала, что актёр — это та редкая профессия, для которой надо иметь не диплом, а талант. Вспомним хотя бы великую актрису Фаину Раневскую — она тоже не имела актёрского образования.

Михоэлс на сцене (1919–1948)

Уже среди первых ролей Михоэлса — главные роли в пьесах «Слепые» Метерлинка, «Амнон и Тимор» Аша, «Уриэль Акоста» Гуцкова и даже в собственной, правда, единственной, мистичекой пьесе «Строители». Об удивительном таланте, точнее, о гении Соломона Михайловича говорит не только отсутствие актёрского образования, но и отсутствие внешних актёрских данных. Соломон был мал ростом, некрасив, с неспортивной фигурой.

Написал и вспомнил Сократа. Еврейский и древнегреческий мудрец чем-то похожи.

Но внешние данные для актёра не главное. Как рассказывают видевшие Михоэлса на сцене, театральные образы артиста поражают естественностью, точной пластичностью, глубоким проникновением в характер и в мироощущение своих героев. А герои были самые разные — от «маленького человека», скромного обитателя еврейского местечка до трагического, величественного короля Лира.

Искусство жеста, слова, сценического перевоплощения, которым другие овладевают годами, было у Михоэлса врождённым. К особенностям актёрского мастерства Соломона Михайловича относится и неоыкновенное умение, с одной стороны, глубоко войти в роль, а, с другой — показать ироническую отстранённость от человека, которого он играет. Актёров, умеющих такое, казалось, несовместимое совместить, в мире единицы. На мой взгляд, к ним принадлежит та же Раневская, о которой я упомянул выше. Как писала дочь Михоэлса: «Маленький человек, гномик и — величественный король Лир. Один и тот же человек. Удивительно.»

Михоэлс в роли короля Лира
Михоэлс в роли короля Лира

В 1919 году студия Грановского переросла в ГОСЕТ (Государственный Еврейский театр) и переехала в Москву. В 1930 году художественным руководителем театра стал Михоэлс. В 1949 году, через год после убийства артиста, на волне антиеврейских репрессий, по личному указанию Сталина театр был закрыт.

Соломон Михайлович в театре и кино сыграл около сотни ролей. Критики выделяют три наиболее значительных: короля Лира в одноимённой пьесе В. Шекспира, Менахема-Мендла и Тевье-молочника по рассказам Шолом-Алейхема «Еврейское счастье» и «Тевье Молочник».

Михоэлс — Тевье-молочник
Михоэлс — Тевье-молочник

Михоэлс— великий еврейский мудрец

Не случайно я сравнил Михоэлса с Сократом. Это два мудреца. Древнегреческий мудрец и еврейский мудрец. В новейшей истории не так уж много великих еврейских мудрецов. Мудрецов в самом высоком смысле еврейского миропонимания. Таких как, скажем, Моше Маймонид (Рамбам) или Барух Спиноза. Михоэлс, как и Сократ, не писал религиозных и философских трактатов, но высшая, пророческая мудрость пронизывает все стороны его жизни — личную, театральную, общественную. Вот как вспоминает о великом актёре режиссёр Юрий Завадский: «… он появлялся в театре, в зале собраний, на трибуне, в кругу друзей, пусть даже за дружеским столом, и с его приходом жизнь приобретала какую-то муд­рую и, как ни парадоксально это звучит, неожиданно озорную припод­нятость.» И далее: «Когда он говорил, то как бы думал вслух, его глаза сияли внутрен­ним огнем и пророческой мудростью». Читаю его статьи, речи, театральные комментарии и понимаю, что это правда. Поражает красочность слова, умение точно выразить мысль, глубокое, воистину. Философское проникновение в суть. И, одновременно, не покидает ощущение, что за словами, за сыгранными ролями, за всей его жизнью стоит судьба, мироощущение, мудрость великого, древнего народа.

Михоэлс не только великий мудрец, но и великий оратор. После его выступления в 1943 году на антифашистском митинге в Нью-Йорке, люди кричали, плакали, многие хотели не только пожать руку Соломону Михайловичу, но и его обнять.

Выступление в Нью-Йорке
Выступление в Нью-Йорке

Можно ещё много говорить об этом удивительном человеке, но рамки короткой статьи подталкивают перейти к его страшному, злодейскому убийству, оставшемуся в анналах истории щедрого на убийства ХХ века.

Его убил Сталин

Многие преступления сталинского времени при желании можно представить в духе «царь хороший — бояре плохие». Многие, но не это. Сегодня есть прямые доказательства, что Соломона Михоэлса убили 12 января 1948 года по прямому приказу «вождя народов». После его смерти министр госбезопасности СССР В. С. Абакумов, признался:

«В 1948 году И. В. Сталин дал мне срочное задание быстро организовать работниками МГБ СССР ликвидацию Михоэлса. Тогда было известно, что Михоэлс прибыл в Минск. Когда об этом было доложено Сталину, он сразу же дал указание именно в Минске и провести ликвидацию…»

Зачем Сталину это понадобилось? Неужели из элементарного антисемитизма? Думаю, что не только. Во-первых, потому что генералиссимус старался избавиться от слишком ярких личностей. А, в вторых, (по мнению дочки Михоэлса, Натальи, это и стало основной причиной) в Москве в это время произошло событие, которое вызвало гнев Сталина. В зале Политехнического музея, где отмечался юбилей еврейского писателя Менделя Сфорима, Михоэлс имел неосторожность начать выступление словами: «Вениамин, отправившись на поиски Земли Обетованной, спрашивает встреченного на пути крестьянина: „Куды дорога на Эрец Исроэл?“ И вот недавно, с трибуны Организации Объединенных Наций, товарищ Громыко дал нам ответ на этот вопрос». Напомню, что Громыко одобрил идею создания Израиля. Зал, в котором, в основном, были евреи, взорвался шквалом оваций. Люди встали. Овации длились более десяти минут. Как пишет дочь Михоэлса, Наталья: «Отец стоял бледный и потрясённый».

Это было страшно, трагично, безнадёжно. Обладающий пророческим даром Соломон Михайлович понимал, что дни его сочтены. Накануне отъезда в Минск он обошел все гримерные и каждому актеру пожал руку, а Зускину сказал: «Скоро ты займешь мое место…» Объехал своих друзей — попрощаться. Академик Капица позже вспоминал: «Меня поразил сам факт визита. Мы не так часто встречались, чтобы прощаться на несколько дней…»

А перед самым отъездом заехал еще раз попрощаться с женой, с которой простился утром. Она удивилась:

— Мы же увидимся через несколько дней.

— Думаешь?

11 января 1948 года убийцы из КГБ выполнили приказ вождя жестоко и профессионально. Всё было хладнокровно рассчитано, продумано до деталей. Михоэлс и сопровождающий его театральный критик Голубев (как позже выяснилось агент МГБ) были оглушены ударом тяжёлой дубиной, положены на землю во дворе дачи друга Берии и видного гэбиста Цанавы и раздавлены грузовиком. Потом их тела были брошены на глухой улице города и утром обнаружены рабочими, которые сообщили в милицию.

Послесловие

Древнегреческий мудрец Сократ был осуждён на смертную казнь Ареопагом, народным советом, в который входили 501 афинянин. Еврейского мудреца Соломона приговорил к смерти без всякого суда один диктатор, злобный и психически ущербный. Проведенное расследование пришло к выводу, что имел место несчастный случай. Виновники не были найдены. С тех прошло 70 лет, но кажется, что в сегодняшней России в этом смысле мало что изменилось. После политических убийств В. Листьева, Г. Старовойтовой, П. Хлебникова, А. Литвиненко, С. Магницкого, С. Скрипаля тоже проводились расследования и тоже виновники не были найдены. ФСБ усвоило опыт КГБ.

Вспоминать о злодейском убийстве Михоэлса невыносимо больно. Особенно потому, что ни заказчик, ни исполнители не были наказаны. Остаётся надежда на божьий суд. Суд, о котором кровью написал Михаил Юрьевич в стихотворении, которое пройдёт сквозь века:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Похоронен Соломон Михайлович на Донском кладбище в Москве. На его могиле всегда свежие цветы…

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев к «Лев Мадорский: Слава богу, у нас есть свои актёры!»

  1. какой же Быков еврей? Он — талантливый трудяга-литератор, меняющий персонажей и героев — по сезону
    ———————-
    Если определять еврейство по самоидентификации, то вы, Алекс, скорее всего, правы. Но еврейство определяется не потому соблюдает-не соблюдает, не по тому кем себя считает ( в странах Диспоры многие евреи забыли свою нацию, как страшный сон), а по родителям. Даже Фишер и Хомский с их юдофобской сущностью, евреи.

      1. Именно так.. К сожалению (Вы знаете, Алекс. не хуже меня) среди нашего крошечного народа не меньше мерзавцев, чем у других народов.

  2. Л.М.: “Спустя три месяца хочу вернуться к своему бесконечному сериалу: «Слава Богу, у нас есть…» —
    Хорошо, что сериал бесконечен, значит, — ещё напишете о многих.
    “когда такие великие личности как Михоэлс, Мандельштам, Пастернак, Гроссман, многие другие, жили в России с её антисемитизмом, дискриминацией и чертой оседлости, а, тем более, в сталинском, гулаговском Советском Союзе, то их судьба это почти всегда трагедия, страдания, ранняя смерть…”
    1. Михоэлс (Шлойме Вовси) 4 (16) марта 1890 — 2 января 1948 (58 )
    2. Мандельштам,(имя при рождении— Ио́сиф; [15]января1891, Варшава— 27 декабря1938, Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя (47 )
    3. Пастернак Бори́с Леони́дович [10 февраля] 1890, Москва— 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) (70 лет )
    4. Васи́лий Семёнович Гро́ссман (настоящее имя— Ио́сиф Соломо́нович Гро́ссман; (12 декабря)1905, Бердичев, — 14 сентября 1964, Москва) (59 лет )
    Есть о ком писать, будет табота у Льва М. Я же, в дополнение к автору
    — сравниваю только ДАТЫ и имена – при рождении. Шлойме (Соломон), два Иосифа и Борис- 58, 47, 59 , 70. Один не дожил до 50-ти, двое – до 60-ти. Однако не в датах и годах дело. Только Бориса Леонидовича я бы из этого ряда исключил. Не могу точно сказать, почему, затрудняюсь. Он не менял имени-отчества, однако, он – другой. О.Э. Мандельштам, отрицая многое, оставался иудеем.
    А Пастернак – нет, не оставался. Да и, пожалуй, не был — н и к о г д а.
    — Чтобы не огорчать автора работы, добавлю две строфы из стишка, посвящённого моему другу- не иудею (русскому неизвестному поэту), самому преданному из всех встреченных мною верных почитателей Осипа Мандельштама, Никите С. И — легендарному (мифическому ?) скрипачу, игравшему на крыше в день похорон великого еврейского актёра-философа-мудреца Шломе Михоэлса.
    * * *
    Извечная тоска мелодии еврейской,
    на крыше не скрипач, а радио поёт.
    В полнеба как заря, с долины Галилейской
    над городом звезда огромная встаёт…
    Струится тихо ночь, пейзаж почти библейский,
    планета в темноте замедлила полёт.
    В полнеба как заря, с долины Галилейской
    над городом звезда огромная встаёт.

    1. Виноват, прошу исправить опечатку — заменить «т» на «Р» —
      Есть о ком писать, будет «Работа» у Льва М… Я же, в дополнение

      1. Извечная тоска мелодии еврейской,
        на крыше не скрипач, а радио поёт.
        В полнеба как заря, с долины Галилейской
        над городом звезда огромная встаёт…
        Струится тихо ночь, пейзаж почти библейский,
        планета в темноте замедлила полёт.
        В полнеба как заря, с долины Галилейской
        над городом звезда огромная встаёт.
        ——————
        Спасибо, дорогой Алекс, за интересный комментарий, дополняющий статью, и особенно, за прекрасное стихотворение. Хочется написать мелодию на эти слова. И скрипач, играющий на крыше,тоже еврейская тема.
        В отношении исключения из трагического ряда убиенных Пастернака, по моему, Вы не правы. Еврей всегда остаётся евреем. Даже Быков, Улицкая, К.Райкин.

        1. Дорогой Лев, какой же Быков еврей? Он — талантливый трудяга-литератор, меняющий персонажей и героев — по сезону. Почитайте Блоги, не проходите мимо, комментировать не нужно, просто — почитайте. А Пастернак — русский поэт, разве этого мало? Розанов, Ходасевич, Бунин — не евреи, ЗА евреев (и против- тоже) писали во много больше — даже — чем О. Мандельштам. Василий Гроссман — наш, во всех смыслах. Достатчно прочесть один его рассказ об учителе, идущем в Бабий Яр с маленькой девочкой на руках. Его великий роман, однако, не осилил. Улицкая ещё не сделала
          о к о н ч а т е л ь н о г о- выбора, IMHO. Про К. Райкина плохого говорить не хочется, да и знаю я о нем недостаточно.
          Желаю здравствовать.

        2. Спасибо, Лев, за комплименты, музыка для этого стишка написана 🙂 — СИРЕНЕВЫЙ туман; однако, Вы можете писать — какую Вам захочется. Буду рад. Удачи Вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *