Эрнст Зальцберг: Искусство собирать искусство: Жак и Наташа Гельманы

Loading

Эрнст Зальцберг

Искусство собирать искусство: Жак и Наташа Гельманы

Моё «знакомство» с Жаком и Наташей Гельман произошло случайно. В конце декабря 2012 г. я пошел на выставку «Фрида и Диего: страсть, политика и живопись», которая демонстрировалась в Art Gallery of Ontario в Торонто. Мое внимание привлекли подписи под некоторыми экспонатами с указанием на то, что они из коллекции Жака и Наташи Гельман. Так как фамилия показалась мне восточноевропейского происхождения, я стал искать данные о супругах в интернете. Их оказалось не так много, но какое-то представление о жизни этой необычной пары можно по ним все же составить[1].

Жак Гельман родился в Санкт-Петербурге в 1909 г. в состоятельной еврейской семье. В 1920-е годы он эмигрировал в Германию, где изучал фотографию, работал техником в берлинских киностудиях. После прихода к власти нацистов перебрался в Париж и основал компанию по прокату кинофильмов. Стремясь расширить её деятельность за пределы Франции, он отправился в 1938 г. в мексиканскую столицу г. Мехико. В связи с ухудшением политической обстановки в Европе Жак решил не возвращаться во Францию и остался в Мексике.

Здесь Гельман познакомился с комедийным актёром Кантинфласом[2] и стал компаньоном (вместе с Сантьяго Ричи Файадом) компании Rosa Film; в 1958 г. она была преобразована в Cantinflas Films, но уже без участия Ричи. Обе компании, в которых Жак был продюсером, специализировались на производстве фильмов с участием Кантинфласа. Этого актёра называли «мексиканским Чаплиным», а сам Чаплин считал его величайшим комиком своего времени. Экранный образ Кантинфласа — маленький человек, ищущий успеха в жизни, — сильно напоминал чаплинского героя. В общей сложности, Гельман был продюсером 30 фильмов, в большинстве которых играл Кантинфлас; некоторые из них вошли в золотой фонд мексиканского кино.

Гельман был инициатором усилий, направленных на то, чтобы продукция Rosa Film вышла за пределы латиноамериканского рынка. Так, по его предложению были сняты Los tres mosqueterosТри мушкетера», 1942) и Romeo y JulietaРомео и Джульетта», 1943), оба — с участием Кантинфласа. Сюжеты фильмов были далеки от оригинальных версий, а картины, даже будучи дублированы на французский, не имели большого успеха. «Три мушкетера» демонстрировались на первом Каннском фестивале в 1946 г. и не вызвали большого интереса у критиков, которые, однако, отметили сходство образа Д”Артаньяна , созданного Кантинфласом, с экранными героями Фернанделя.

Гельман и Кантинфлас были связаны тесными деловыми, творческими и дружесими узами. Когда в 1956 г. Кантинфлас снимался в Голливуде в картине Around The World in 80 DaysВокруг света за 80 дней»), Гельман был рядом с ним. Фильм пользовался громадным кассовым успехом, а Кантинфлас получил за него «Золотой глобус» как лучший исполнитель мужской комедийной роли.

В 1960 г. Кантинфлас снимался в другом голливудском фильме Рере («Пепе, или Мексиканец в Голливуде»), в котором в эпизодических ролях появлялись Ф.Синатра, Б.Кросби, К.Новак и другие суперзвезды американского кино. Гельман был сопродюсером картины с мексиканской стороны. Хотя Кантинфласа снова представили на «Золотой глобус», фильм не пользовался большим успехом в США.

С конца 1960-х годов и до 1982 г. Гельман и Кантинфлас выпускали недорогие по затратам комедии (Por mis pistolas, 1968; Un Quijote sin mancha, « Кихот без пятна», 1969; El profe, «Учитель», 1971; Don Quijote cabalga de Nuevo, «Дон Кихот снова в пути», 1973 и др.), которые приносили отличный кассовый сбор в Мексике и других испаноговорящих странах.

Согласно некоторым источникам, Ж.Гельман испытал свои силы и в качестве актёра, сыграв самого себя в 1978 г. в эпизоде немецко-австрийского сериала V.I.P.-Schaukel (1971_1980)[3].

В декабре 1939 г. Жак познакомился с уроженкой Моравии (ныне — Республика Чехия) Наташей Заколковой (Natasha Zakolkova)[4], которая совершала туристическую поездку по Мексике. Они поженились в 1941 г. и вскоре приняли мексиканское гражданство. Благодаря солидным доходам от фильмов, в которых Гельман был продюсером, пара вела широкий образ жизни, деля свое время между Мексикой, где у них был дом в Куэрнаваке, Нью-Йорком, где им принадлежала роскошная квартира в Манхэттене, и, входившим в моду, курортом Акапулько на тихоокеанском побережье Мексики.

Начиная с 1940-х годов, супруги собирали коллекцию живописи и скульптуры и с увлечением занимались этим до конца своих дней[5]. В то время в Мексике было всего несколько серьезных коллекционеров искусства, поэтому деятельность Гельманов, вкладывавших в коллекционирование большие средства, оказала значительное влияние на художественную жизнь страны.

Коллекция Гельманов состоит из двух частей: живописи и скульптуры художников, главным образом, «парижской школы» начала XX века, и картин современных мексиканских живописцев. Первое собрание включает 85 работ, из которых 14 принадлежат кисти П.Пикассо, 9 — А.Матисса, 5 — П.Боннара, 4 — Ж. Брака, 3 — Ф. Леже, 3 _Х.Гриса, 3 — И.Танги, 2 — Б. Балтуса[6], и 2 — М. де Вламинка. В него входят также работы С.Дали, М.Эрнста, А.Джакометти, П.Мондриана, А.Модильяни, П.Ренуара и Э.Виллара. Общая стоимость европейской коллекции в конце 1980-х годов оценивалась в 300 млн. долларов.

Часть этого собрания демонстировалась в 1989 г. в Музее Метрополитен в Нью- Йорке. В предисловии к каталогу выставки директор отдела современного искусства музея В.Либерман писал: «Хотя картины покупались для собственного удовольствия и никогда не предназначались для публичного обозрения, выбор полотен и рисунков европейских художников, сделанный Гельманами, поражает своей последовательностью. Качество приобретенных работ оставалось неизменно высоким, и я нахожу трудным, даже невозможным, назвать другую частную коллекцию, которая так полно отражает данный период и может быть сравнима с собранием Гельманов».

За год до смерти Наташа завещала «западную» коллекцию Музею Метрополитен, где 1 июня 1998 года состоялось открытие галереи Гельманов в Lila Acheson Wallace Wing. На торжественной церемонии директор Музея Ф. де Монтебелло сказал: «Эта замечательная коллекция, самый щедрый и значительный подарок отделу современного искусства, является, по существу, одним из наиболее важных наших приобретений. Оно полностью преобразует уже имеющееся в музее собрание работ XX века. Интеллект и дальновидность Жака и Наташи, проявленные при приобретении этих шедевров, их щедрость при завещании коллекции музею, … обогатили всех его посетителей, которые могут видеть эти работы в любое время в их новом постоянном доме в Wallace Wing».

Жак и Наташа Гельман

Начиная с 1940-х годов, Гельманы были вхожи в высшие артистические круги Мексики. Среди их друзей и знакомых были такие художники, как Ф.Кало, Д.Ривера, А. Сикейрос, А.Заррага[7], Г.Герзо[8]. Будучи людьми состоятельными, супруги заказывали им свои портреты, покупали другие их работы и оказывали многим из них разнообразную финансовую поддержку.

Мексиканская коллекция Гельманов ко времени смерти Наташи состояла из 95 работ художников XX века и размещалась в доме супругов в г. Куэрноваке вблизи Мехико. В 1993 г. Наташа завещала право распоряжаться этим собранием большому другу семьи, американскому куратору произведений мексиканского искусства Р.Литтману. Последний основал фонд Vergel Foundation, при поддержке которого работы из коллекции Гельманов побывали во многих городах США и за пределами страны. Вырученные средства Литтман использовал для расширения собрания и приобретения новых полотен, в основном, современных мексиканских художников. Его усилиями за десять лет после смерти Наташи мексиканская коллекция выросла в три раза.

Коллекция Гельманов, являющаяся наиболее значительным частным собранием мексиканской живописи XX века, охватывает значительный период в истории современной мексиканской живописи и включает ранние эксперименты художников с европейским кубизмом и сюрреализмом, время утверждения национального стиля в довоенный период и увлечения абстракционизмом и другими западными течениями после Второй мировой войны. Главным жанром в коллекции являются портрет и автопортрет. Портреты Наташи принадлежат кисти Д.Риверы, А.Сикейроса, А.Зарраги, Р.Тамайо[9]. Пожалуй, наиболее значительным из них является портрет работы Д.Риверы (1943 г.), на котором, полулежащая на софе и облаченная в воздушное белое платье со смелым разрезом, Наташа изображена на фоне букетов гигантских белых лилий калла. Эта работа была первой, заказанной Гельманами мексиканскому художнику и, таким образом, послужила началом их мексиканской коллекции. Портрет висел в доме Гельманов в Куэрнаваке до самой смерти Наташи. Д.Ривера представлен в коллекции ещё двумя работами: «Продавщицы лилий калла» (1943) и «Подсолнухи» (1943).

Наташа Гельман. Портрет работы Д. Ривера

Среди других портретов следует отметить «парадный» портрет Жака работы А.Зарраги (1945), портрет Кантинфласа кисти Р.Тамайо (1948), девочки Модесты — Д.Риверы (1937), самого Риверы — Ф.Кало (1937), карикатуры Риверы работы М.Коваррубиаса[10] и «Женщина с шалью А.Сикейроса.

Помимо коллекционирования произведений искусства, Наташа и Жак находили и другие эффективные пути оказания помощи артистам. Созданный ими Фонд Гельманов и учреждённые награды и стипендии ставили своей целью содействовать развитию молодого поколения художников. Финансовой поддержкой из этих источников до сих пор пользуются студенты художественных институтов и университетов в Чикаго, Нью-Йорке и Питтсбурге. Фонд постоянно пополняется за счёт доходов от продажи переписанных на видео старых фильмов Кантинфласа-Гельмана, которые до сих пор не теряют своей популярности.

Жак и Наташа, будучи по роду деятельности людьми, далёкими от живописи, обладали отличным вкусом, чутьём на новое в искусстве и желанием тратить большие деньги на его поддержку в самых разнообразных формах. Благодаря этим качествам, они оказали значительное влияние на художественную жизнь и развитие живописи в Мексике и США и оставили о себе добрую память у любителей живописи.


[1] В статье использованы интернет-ресурсы на русском, английском и испанском языках.

[2] Кантинфлас (наст. имя Марио Морено Рейес, 1911 — 1993) — мексиканский комический актёр, продюсер и сценарист, снялся в десятках мексиканских и трёх голливудских фильмах. Пользовался громадной популярностью в Мексике и других испаноговорящих странах. Был президентом Мексиканской гильдии актеров и Генеральным cекретарем независимого профсоюза киноработников Мексики. Много времени и средств уделял благотворительной деятельности.

[3] Нам не удалось найти в австрийском киноархиве подтверждение участия Ж.Гельмана в этом сериале. Согласно сохранившимся программам сериала, в эпизоде, показанном в марте 1978 г., одну из ролей исполнял Кантинфлас.

[4] В различных интернет-ресурсах встречаются разные написания её фамилии: Zahalka, Zahalka Krawak (возможно, что Krawak-фамилия её мужа).

[5] Жак Гельман умер в 1989 г., Наташа — в 1998 г.

[6] Балтус (наст. имя Бальтазар Клоссовски де Рола; 1908, Париж — 2001, Россиньер, Франция), французский художник польского происхождения. Обращался ко всем традиционным жанрам европ. живописи, насыщая их тревожно-эротической атмосферой и фрейдистским подтекстом.

[7] Заррага Анджело (1886 — 1946), мексиканский художник-неокубист.

[8] Герзо Гюнтер (1915 — 2000), мексиканский художник-абстракционист.

[9] Тамайо Руфино (1899, Оахака, Мексика — 1991, Мехико), мексиканский художник-неосимволист и автор монументальных произведений живописи.

[10] Коваруббиас Мигель (1904, Мехико — 1957, там же), мексиканский живописец и карикатурист.

Print Friendly, PDF & Email